Научная статья на тему 'Квазиинтегрированные структуры как результат новейших интеграционных процессов'

Квазиинтегрированные структуры как результат новейших интеграционных процессов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1278
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / КВАЗИИНТЕГРАЦИЯ / ФИРМА / СЕТЕВЫЕ СТРУКТУРЫ / INTERGRATION / QUASIINTERGRATION / COMPANY / NETWORKS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Адамова К. З.

В статье рассматриваются современные интеграционные процессы, характеризующиеся формированием квазиинтегрированных структур. Охарактеризованы основные квазиинтегрированные структуры: сети, кластеры, стратегические альянсы, виртуальные организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUASIINTEGRATED STRUCTURES AS THE RESULT OF MODERN INTEGRATION PROCESSES

The paper examines modern integration processes which involve creation of quasiintergrated structures. The author describes basic quasiintergrated structures: networks, clusters, strategic alliances, virtual organizations.

Текст научной работы на тему «Квазиинтегрированные структуры как результат новейших интеграционных процессов»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

УДК 330.1 к.З. Адамова

КВАЗИИНТЕГРИРОВАННЫЕ СТРУКТУРЫ КАК РЕЗУЛЬТАТ НОВЕЙШИХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

В статье рассматриваются современные интеграционные процессы, характеризующиеся формированием квазиинтегрированных структур. Охарактеризованы основные квазиинтегрированные структуры: сети, кластеры, стратегические альянсы, виртуальные организации.

Ключевые слова: интеграция, квазиинтеграция, фирма, сетевые структуры.

К.2. Лдатоуа

QUASIINTEGRATED STRUCTURES AS THE RESULT OF MODERN INTEGRATION PROCESSES

The paper examines modern integration processes which involve creation of quasiintergrated structures. The author describes basic quasiintergrated structures: networks, clusters, strategic alliances, virtual organizations.

The Key words: intergration, quasiintergration, company, networks.

Классическим проявлением интеграции является приобретение одной фирмой другой, что характеризуется ус -тановлением полного контроля как над собственностью, так и над поведением и приводит к формированию иерар -хических систем взаимодействия через укрупнение фирм. Однако обостряющаяся глобальная конкуренция делает такие сложно управляемые структуры неэффективными, и возникает настоятельная потребность в том, чтобы отказаться от комплексной внутренней структуры и вывести некоторые трансакции из состава организации, перевести их в рыночные взаимодействия. В условиях неспецифических активов это вполне осуществимо, так как зависимость от оппортунистического поведения достаточно низка, а в ситуации, когда активы специфичны или требуются совместные инвестиции, опасность оппортунизма начинает играть значительную роль. Поэтому возникают некоторые «специфические» бизнес-процессы, которые можно определить как дезинтеграцию.

Процесс дезинтеграции является антиподом интеграции и иногда именуется аутсорсингом ^utsourcing). Обычно компании прибегают к таким действиям в тех случаях, когда при наличии полного контроля над собственностью становится все труднее осуществлять эффективный контроль над управлением активами фирмы . Как показывает практика, не всегда выгодно ис -

пользовать свои подразделения или отделы. Они порой бывают не загруженными или же работают неэф -фективно. Когда же происходит выделение данной технологической стадии, то компания становится клиентом нового образования. Новая фирма начинает оказывать услуги не только прежнему предприятию, из которого она выделилась, но и работать на рынок. Поэтому сутью аутсорсинга является выталкивание низкоэффективных активов, т.е. продажа или передача их на баланс другой фирме с целью сокращения низкоэффективных видов бизнеса внутри компании и повышения эффективности использования оставшихся активов. Таким образом, фирме придется один из видов комплектующих изделий получать с рынка, в то время как ранее эту технологическую операцию компания осуществляла на базе собственных активов.

В условиях модели частичной или неполной интеграции вся цепочка создания благ превращается в совокупность оказываемых услуг. Договорные отношения переносятся на владельцев долей капитала, оборудования и отдельных сотрудников. Подобное «развязывание» ресурсов выражается прежде всего в заключении различного рода договоров (разделение прав владения и пользования) и замене традиционных отношений в сфере управления персоналом.

Активная фирма способна организовать эффективное управление, обеспечивающее полный контроль над интегрированной структурой в силу того, что ей подвластно использование сложных управленческих подходов как в отношении собственности, так и поведения входящих в нее подразделений. С помощью организованного менеджмента можно осуществлять достаточно полный контроль и при отсутствии его юридического оформления над собственностью фирм, вошедших в интегрированную структуру. Это иногда достигается, например , с помощью заключения договоров, содержащих вертикальные ограничения. В результате одна компания устанавливает контроль над поведением другой юридически независимой фирмы. В этом случае рыночная власть активной фирмы в значительной мере вытесняет механизм рыночного распределения ресурсов на этом участке отраслевого рынка. Юридически независимые компании, в уставном капитале которых может и вообще не быть доли акций, принадлежащих активной фирме, добровольно соглашаются на осуществление контроля над их поведением на рынке. Когда имеет место контроль над поведением формально самостоятельных фирм при отсутствии контроля над их собственностью, то это явление именуется квазиинтеграцией [3, с. 84].

Следует отметить, что общепринятого определения понятия «квазиинтеграция» не существует. При этом в различных источниках встречаются несовпадения не только в определениях, но и в понимании самого явления. В наиболее общем виде квазиинтеграцию относят к довольно устойчивому виду взаимоотношений между фирмами, где главная фирма (покупатель) стремится совместить преимущества как вертикальной интеграции, так и вертикальной дезинтеграции, сотрудничая с поставщиками. Квазиинтеграция - это ситуация, в которой фирмы, извлекая преимущества из вертикальной интеграции, избегают ее рисков или жесткости собственности; контроль над управлением при отсутствии формального контроля над собственностью.

Квазиинтеграция минимизирует стоимость координации действий (из-за автономности фирмы или производства) и стоимость информационных трансакционных издержек (трансакции выполняются по принципу точно в срок) [4 ].

Не претендуя на полноту определения, другие авто -ры отмечают лишь ключевые отличительные черты квазиинтеграции: «Особенность квазиинтеграции в том, что истинным владельцем определенного актива являет -ся одна фирма, однако сам актив используется другой фирмой» [5].

В некоторых работах не делается разграничения между вертикальной интеграцией и вертикальным контролем. Фирма является вертикально интегрированной, если она контролирует прямо или косвенно все решения, принимаемые другой фирмой в данной производственной цепочке при отсутствии юридического управ -ления над ее собственностью. При вертикальном кон -троле одна компания устанавливает для другой вертикальные ограничения на основе заключения договорных отношений, долгосрочных или краткосрочных кон -трактов [2].

Более точное определение приведено в работе С.Б. Авдашева и Н.М. Розанова. Авторы полагают, что

вертикальная интеграция в полном смысле слова предполагает использование контроля над собственностью предприятий на разных стадиях технологической цепочки. Часто наблюдаемый вертикальный контроль над поведением предприятия без объединения собственности они определяют термином «вертикальная квазиинтеграция» [1 ].

Принимая во внимание отсутствие единого подхода, будем в дальнейшем понимать под квазиинтеграцией наличие контроля над поведением формально самостоятельных фирм при отсутствии контроля над их собственностью, согласно приведенному выше определению, поскольку оно наиболее точно выражает суть рассматриваемого явления.

Квазиинтеграция может быть как полной, так и частичной. В первом случае контроль над независимой фирмой осуществляется посредством долговременного контракта и набора услуг. Благодаря тому, что ведущая фирма осуществляет ключевой производственный процесс, она замыкает на себе независимую компанию полностью, т.е. последняя, являясь не обязательно дочерней фирмой, имеет деловые связи только с ведущей компанией. При частичной квазиинтеграции независимые компании не связаны с ведущей отношениями собственности и могут иметь деловые связи с другими фирмами, помимо ведущей компании. В рамках традиционных исследований вертикальной и горизонтальной интеграции квазиинтегрированные структуры названы несовершенными (или гибридными) формами. Их возникновение объяснялось несовершенством рыночного механизма, а их необходимость - оптимизацией издержек производства, экономией от масштабов и многообразия, специализации и опыта.

Пользуясь стандартным определением, рынок можно охарактеризовать как ситуацию трансакций между независимыми агентами, а фирма - это жесткая иерархия, независимости в которой не существует. Феномен квазиинтеграции, характерный для современной экономики, - это возникновение отношений, которые не могут быть охарактеризованы ни как рыночные, ни как иерархические. Это означает, что новые межфирменные отношения - уже не иерархия, исключающая свободу выбора, но еще и не рынок, где каждый агент независим в своем выборе и может сменить партнера как только возникнет неудовлетворенность его поведением. Если на рынке фирмы заключают соглашение лишь по тому предмету, который подлежит купле-продаже, то новые межфирменные отношения предполагают взаимодействие между агентами не только в части купли-продажи конкретной продукции, но и по иным аспектам (таким как управление качеством, формирование единой системы поставок, совместное инвестирование и т.д.).

Поэтому квазиинтегрированные структуры представляют собой гибрид рыночных и иерархических организаций, имеют тесные доверительные отношения друг с другом, сопровождающиеся масштабным обменом информацией. Гибридные организации представляют собой объединения, которые строятся на функциональных соглашениях - совместные НИОКР, разработка и внедрение на рынок нового товара, внедрение инноваций, дистрибуция готовой продукции, маркетинг, логистика и т.д. (рисунок).

Ничкая Доля совместно принимаемых Высокая

решений

Типы организационных структур межфирменных взаимодействий по функциональному признаку1

Как показано на рисунке, к рыночным типам межфирменных взаимодействий относятся коммерческие сделки с контрагентами и договоренности с конкурирующими предприятиями.

Гибридные организации представляют собой альянсы предприятий, совместные усилия которых направлены на создание нового вида продукции, реализацию инвестиционных проектов, выполнение субподрядных договоров при производстве продукции, освоение новых рынков и увеличение рыночной доли на внутреннем и внешнем рынках.

Таким образом, гибридная форма интеграции основана на специфическом управлении сделками, предполагающем существование многосторонней зависимости без полной интеграции. При такой форме интеграции появляется возможность использовать элементы внутриорганизационной координации, которые имеют преимущества по сравнению с полной интеграцией и являются сильными стимулами к повышению эффективности производства. Сохранение сильных стимулов в рамках гибридных форм интеграции обусловлено тем, что собственник формально независимой организации продолжает получать доход и, следовательно, заинтересован в снижении издержек. Гибридные формы интеграции распространены в тех отраслях, в которых специфичность активов сопрягается с сильным влиянием менеджеров на конкурентоспособность.

Исследование процесса развития в квазиинтегри-рованных структурах показывает, что с развитием многообразия таких форм хозяйствования отношения частной собственности на активы усложняются и модифицируются. В квазиинтегрированных структурах возрастает ответственность у частных собственников в отношении обременения собственностью на активы. Все меньшее значение имеет наличие объектов в собственности отдельных инвесторов и все больше делается

1 Адаптировано по: Gomes-Casseres В. Alliance strategy: fundamentals for alliance strategy: fundamentals for success // Brandeis University Waltham, Mass. Alliance Strategy Consulting Lexington, Mass. Burlington, 2003. May 29.

упор на аллокативность использования юридически обособленных активов.

Погоня за минимизацией издержек квазиинтегри-рованных структур заставляет их собственников тратиться на издержки по контролю над управлением активами. В этом просматриваются элементы коллективного присвоения в рамках частной формы собственности на активы.

В квазиинтегрированных структурах ведется постоянный поиск резервов по снижению этих издержек, что проявляется в возрастании степени доверия участников квазиинтегрированных структур, готовности к самопожертвованию во имя процветания объединения.

Частное владение и распоряжение активами имеет тенденцию к учету не только инвесторского интереса, но растет и учет интегральных результатов в квазиин-тегрированной структуре.

Пользование собственными активами предусматривает выгодность осуществления совместных усилий по контролю над управлением активами юридически независимыми компаниями. При этом на базе частного формируются элементы коллективного присвоения результатов деятельности квазиинтегрированных структур.

Квазиинтеграционные процессы наблюдаются в деятельности разных компаний. К формам проявления квазиинтеграции относят широко распространенные в современных условиях сетевые формы организации бизнеса, кластеры предприятий, стратегические альянсы , виртуальные корпорации.

К настоящему времени понятие сетей представлено в научной литературе достаточно широким спектром определений, где они рассматриваются, главным образом, с трех научных позиций: 1) как способ взаимодействия предприятий, самостоятельных в правовом, но зависимых в экономическом отношении (осуществляемый по вертикали и/или по горизонтали); 2) как возможность интеграции предприятий, т.е. их объединения посредством системы вертикальных и горизонтальных кооперационных соглашений, контрактов, координации их деятельности и привлечения новых партнеров; 3) как институт, определяющий правила взаимо -действия и интеграции предприятий в качестве экономических субъектов, имеющих близкую систему ценностей.

Все три указанные позиции тесно связаны между собой, и их следует рассматривать комплексно. Так, на первом этапе развития сети взаимодействие между предприятиями может носить спорадический и недолговременный характер. На втором этапе связи становятся более устойчивыми и долговременными на базе координации и кооперации деятельности предприятий; топология связей становится более сложной, а взаи-

мозависимость предприятий - более тесной (на базе интеграции интересов и целей). И, наконец, на третьем этапе сетевая структура формируется как институт.

С точки зрения формальных методов сети представимы в виде графов, имеющих узлы и связи, определяющие некоторые правила их работы. Экономическая интерпретация состоит в следующем: узлы графа - это предприятия, а связи - взаимодействия между ними, которые могут быть финансовыми, материальными, ресурсными, социальными, институциональными. Ви -зуально общая система взаимосвязей предприятий представима в виде «паутины», имеющей в различных местах разную плотность. При этом возможно усиление плотности связей одной группы узлов и ослабление другой. Связи могут рваться и образовываться новые, преодолевающие инерцию прежних связей. Динамика процесса определяется законами рынка.

К особенностям сетевых структур следует отнести:

- отсутствие ограничений деятельности фирмы (пространственно-временных, информационных и др.);

- высокую оперативность, скорость и темп деятельности;

- отсутствие бюрократического контроля и систему координации деятельности, основанную на прямых связях;

- высокую инновационность, готовность и стремление к изменениям;

- высокую конкурентоспособность, нечувствительность к локальным конкурентным поражениям;

- возможность объединения, комбинирования и рекомбинирования знаний и опыта;

- высокую информированность о состоянии рынка и положении сети.

Кластеры - это особые сетевые организации, включающие фирмы и организации, связанные выпуском конечной продукции и географическим положением. При этом географическую близость следует рассматривать скорее как место накопления «критической массы» социального и человеческого капитала, научного, инновационного и производственного потенциалов. Только при наличии такого сочетания кластеры оказываются устойчивыми, системно эмерджентными и кон -курентоспособными. Понятия кластера и отрасли не совпадают. Кластер - это локализованная составная часть отрасли, ограниченная территориально. Для кластера характерна концентрация (увеличение масштабов производства однородных производств в рамках производственно-хозяйственных комплексов) и кооперация (производственные связи объединений по производству продукции) производства. Этим кластер отличается от несистематической, механической совокупности предприятий в пределах региона. Кластер ориентирован на выпуск сравнительно узкой номенклатуры специализированной продукции и включает в себя в качестве основы промышленные предприятия. Ассоциации потребителей и других организаций, не имеющих прямого отношения к производству, в состав кластеров не входят. Кластеры лучше, чем отрасли, используют важные связи, взаимодополняемость между отраслями, распространение технологий, навыков, информации. Большинство участников кластера не конкурируют между собой непосредственно, просто они обслуживают разные сегменты отрасли.

Отличительные признаки кластера как квазиинтег-рированной структуры:

1. Субъекты, входящие в кластер, связаны географическим положением.

2. Структура кластера имеет ядро - крупное промышленное предприятие, выполняющее роль интегрирующего фактора.

3. Кластер включает все предприятия и учреждения, сопряженные с основным, независимо от вида их деятельности - обслуживающие производства, сервисные фирмы, НИИ, университеты, рыночные посредники и др.

Под стратегическим альянсом понимается межор-ганизационное соглашение, которое компенсирует слабые стороны и создает конкурентные преимущества участников, имеет рациональные цели для связей одного предприятия с другим. Это объединение несколь -ких независимых предприятий, которые намерены заняться специфическим видом производства или хотят завершить проект, используя при этом знания, материалы и другие ресурсы друг друга, не разделяя ни с кем рисков и стараясь победить конкурентов или создать условия для слияния или присоединения компаний.

Стратегическими альянсами называются соглашения о сотрудничестве между фирмами, идущие дальше обычных торговых операций, но не доводящие дело до слияния фирм. Альянс подразумевает проведение совместных исследований, обмен технологиями, совместное использование производственных мощностей, продвижение на рынок продукции друг друга или объединение усилий в производстве компонентов или сборке конечной продукции. Стратегические альянсы являются для фирм одной и той же отрасли, но расположенных в разных странах, средством конкурентной борьбы на мировом рынке при сохранении их независимости.

О виртуальных организациях можно говорить как об одной из форм квазиинтеграции, воплощающей основные достоинства этого явления. На сегодняшний день не существует единого определения виртуальной организованной структуры. В одном случае под этим понимается организация, существующая исключительно в виртуальной, компьютерной среде, организация, которой нет на самом деле. В другом - принцип организации будущего, более совершенной, гибкой структуры, которая создана для работы в новом тысячелетии. Таким образом, все исследования виртуальных организаций находятся в рамках двух направлений:

- исследования в сфере информационных технологий (1Т);

- разработка теорий новых организационных структур.

Представляется, что виртуальную организацию можно определить как добровольную временную форму кооперации нескольких, как правило, независимых партнеров (предприятий, институтов, отдельных лиц), обеспечивающую благодаря оптимизации системы производства благ большую выгоду клиентам. Виртуальное предприятие как временная форма кооперации, основанной на использовании информационных техноло -гий, способно обеспечивать выгоду клиентам. Это достигается благодаря оптимизации системы производства благ на основе доверительного объединения ресурсов

и компетенций партнеров, входящих в сеть. Именно за счет этого порой достигаются синергический эффект и экономия ресурсов.

Таким образом, под квазиинтеграцией понимается наличие контроля над поведением формально самостоятельных фирм при отсутствии контроля над их собственностью. Квазиинтегрированные структуры представляют собой гибрид рыночных и иерархических организаций, имеют тесные доверительные отношения друг с другом, что позволяет минимизировать стоимость координации действий и стоимость информационных трансакционных издержек.

1. Авдашева С.Б., Розанова H.M. Теория организации отраслевых рынков. М.: Магистр, 1998.

2. Тироль Ж. Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности. СПб.: Экономическая школа, 1996.

3. Третьяк В.П. Квазиинтеграция: природа, формы проявления // Современные проблемы экономической теории. М.: МГУ, 2004.

4. Asheim B. Industrial districts as ‘learning regions'. A condition for prosperity? // STEP rapport/report. Oslo, 1995. September.

5. Cavanaugh J.K. Partial integration and asset specific investment // Wright State University. 2001. October 29.

УДК 330.3 м.М. Ивашина

РОЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ

Рассмотрены проблемы взаимодействия социальной и экономической политики. Акцент сделан на необходимости вложений в человеческий капитал, которые являются самыми эффективными, а качество человеческого потенциала служит важнейшим фактором экономического прогресса и уровня социально-экономического развития страны.

Ключевые слова: человеческий капитал, социализация экономических отношений, показатели сбалансированности социально-экономического развития.

М.М. Ivashina

SOCIAL COMPONENT OF MODERN ECONOMIC POLICY

The author considers interdependence between social and economic policy. The paper highlights the necessity of efficient investments in human capital and states that human potential is the major factor of economic progress and social and economic development of the country.

The Key words: human capital, socialization of economic relations, indicators of balanced social and economic development.

Развитие национальной экономики базируется на разработке и реализации конструктивной государственной стратегии, согласовании социальной, экономической, промышленной и инновационно-инвестиционной политики, обуславливающих переход к устойчивому экономическому росту Баланс социальной и экономической политики представляет собой соотношение целей развития общества и средств их достижения. Конкретными формами этого баланса являются соотношения между накоплением и потреблением, между экономи -ческой эффективностью и социальной справедливостью, между различными моделями экономического развития.

Социальная политика - это область политики государства по отношению к формированию жизненного уровня населения, воспроизводству человеческого капитала, оказанию социальных услуг и развитию социальной инфраструктуры на федеральном, региональном и местном уровнях. Социальная политика реализует основные конституционные права граждан. Инструментами реализации социальной политики служат программы, нормы и нормативы финансирования, стандарты, законы, гранты.

Социальная политика не свободна от общественных идеалов и ценностных ориентаций. Она составляет основу программ различных партий и общественных движений, их мировоззренческих установок, является объектом политических разногласий при выборе путей социально-экономического развития государства. Сложившаяся в том или ином обществе модель социального развития есть общественный компромисс, результат постоянного поиска общественнополитического баланса, равновесия интересов различных групп и слоев общества. Роль социальной составляющей в современной экономической политике рассматривается нами в контексте сотрудничества как важнейшей характеристики современной социальной политики и ее хозяйственной организации, базирующихся на обмене видами деятельности и предполагающих встречную трансляцию знаний, умений, навыков, координацию действий субъектов обмена, формирование и развитие их творческих способностей, сочетание конкуренции и кооперации, согласование интересов при смещении акцентов с индивидуальных на коллективные, преодоление оппортунистического поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.