УДК 93.323.23 DOI: 10.14529/ssh230302
РОЛЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ В 90-е гг. XX в. В КОНТЕКСТЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
А. В. Самохина, А. Л. Худобородов
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация
Эпоха девяностых годов в России характеризуется увеличивающимся влиянием средств массовой информации, что, в первую очередь, было связано с глобальной информатизацией общества. С помощью медийного ресурса происходит становление «нового» демократического сознания людей. Весь период «перестройки» и 1990-х гг. формировалась новая модель взаимодействия власти и СМИ, которая устойчиво продолжает действовать и сейчас. Особенность современного периода заключается во всё более возрастающей роли СМИ и их влиянии на информационную безопасность России. С этой точки зрения нам важно извлечь уроки, как позитивные, так и негативные, из опыта «переходного» периода и той «прививки», которую граждане России получили в 1990-е гг. в процессе организации деятельности и функционирования СМИ. Цель статьи - изучить роль СМИ в политической жизни одного из крупных регионов России - Челябинской области - в 1990-е гг. Методы исследования: сравнительно-исторический, проблемно-хронологический, историко-системный. В результате исследования авторы статьи проанализировали исторический опыт развития и роль СМИ «переходного периода» России, в частности, взаимодействие СМИ с властью региона, а также влияние СМИ на переформатирование сознания населения области при ключевой роли СМИ в этом процессе. Сформулированные выводы и практические рекомендации позволят использовать данные научные результаты для совершенствования модели взаимодействия региональных органов власти и СМИ в рамках обеспечения национальных интересов современной России.
Ключевые слова: средства массовой информации, иноагент, информационная безопасность, Челябинская область, Россия.
Введение
В условиях современного мира и глобальной информатизации общества особым социальным институтом, обладающим значительным влиянием и ресурсами, являются средства массой информации (далее СМИ). Они трансграничны и способны ежедневно формировать повестку дня, оказывая воздействие на сознание и поведение людей. Отсюда основой национальной безопасности и благополучия в современных условиях становится обеспечение информационной и кибербезопасно-сти государства. Органы государственной власти Российской Федерации на всех уровнях напрямую заинтересованы в развитии и совершенствовании взаимоотношений со средствами массовой информации, в поиске новых форм и методов взаимодействия в сфере информации, в уменьшении количества иноагентов на территории нашей страны, в том числе в реализации практических шагов в этом направлении.
Под лозунгами «нового мышления», «демократизации» и «деидеологизации» в период «перестройки» - начале 1990-х гг. по всей России и в Челябинской области резко возросло количество печатных изданий разной направленности. Традиционным осталось развитие радио и телевидения. В середине 1990-х гг., по данным социологического опроса, наибольшей популярностью пользовалось областное радио, ему доверяло 80 %
населения Челябинской области, т. е. радио имело самую большую аудиторию [1, с. 122]. Телевидению доверял 71 % населения Челябинской области [1, с. 119]. Жители Челябинской области в основном смотрели такие федеральные телеканалы, как «ОРТ», «НТВ», «РТР», а также местные телеканалы: «ЧГТРК», «Восточный экспресс», «ОТВ», «31 канал (Югра)».
Газеты занимали третье место среди источников получения информации. Наибольшей популярностью пользовались следующие местные газеты (официальные издания): «Челябинский Рабочий», «Южноуральская панорама», «Челябинск за неделю», «Вечерний Челябинск», «Деловой Урал»; рекламные и коммерческие издания - «Челябинская неделя», «Возрождение Урала», «Соседи», «Челябинская губерния», «Городской дилижанс», «Синегорье», «Итоги 74», «МК-Урал», «Теле-7»; оппозиционное издание «Новая газета».
В 1990-е гг. в России появляется интернет, который со временем получает все большее распространение. Однако в исследуемый период заметным влиянием он еще не обладал.
Цель статьи - изучить роль средств массовой информации в политической жизни Челябинской области в 90-е гг. XX в.
Авторы статьи в рамках проведенного исследования решили важную научную задачу - выявили роль средств массовой информации, которую
они стали играть в 1990-е гг. в политической жизни региона, а также их влияние на переформатирование сознания населения области, что в еще большей степени имеет тенденцию усиления в современных реалиях. В связи с этим необходимо гарантировать защиту информационной безопасности современной России.
Обзор литературы
Изучение роли средств массовой информации в современном мире вызывает глубокий интерес ученых. В основном внимание зарубежных исследователей сосредоточено на изучении проблем кибербезопасности, повышении ее роли, что, в первую очередь, связано с цифровизацией экономики. Уничтожение или изменение информации, хранящейся на компьютерах, в результате кибервойн и хакерских атак может привести к потере данных и репутации, огромному финансовому ущербу, разрушению предприятий и даже целых государств [2, 3]. Роль и влияние СМИ учеными исследуются в контексте формирования образа жизни современного общества, причем в плане как обеспечения информацией, так и предоставления населению различных услуг через сеть интернет - работа магазинов, просмотр фильмов, чтение книг, дистанционное обучение и дистанционная работа [4-6].
Данная проблематика находит отражение и в исследованиях российских ученых. Вопросы медиакоммуникаций и интернет-маркетинга в условиях цифровой цивилизации изучает Л. П. Шестер-кина [7]. Автор известна также своими работами в области развития экранных коммуникаций и их влияния на мировоззрение, самоидентификацию людей в условиях современной медиаиндустрии [8].
Российские ученые в своих трудах особое внимание уделяют изучению информационной безопасности детей в современном мире [9], воздействия экологических СМИ на молодежную аудиторию [10], применения цифровых технологий в сфере образования [11], международному сотрудничеству по обеспечению информационной безопасности [12]. Отдельно следует отметить работы, посвященные исследованию последствий цифровой трансформации медиасреды, меняющейся архитектуры медиа и ее влияния на современное общество [13]. На уровне регионов России исследуются проблемы взаимоотношения власти и СМИ, участие СМИ в выборах, а также роль местной прессы в общественно-политической жизни регионов [14-16]. Однако необходимо отметить, что изучение роли СМИ в политической жизни Челябинской области в 1990-е гг. в контексте информационной безопасности современной России отсутствует, что в еще большей степени актуализирует наше исследование.
Методы исследования
В данной научной статье авторы используют положения формационной теории, согласно кото-
рой переходный период развития России в 1990-е гг. - от социализма к капитализму - и такие процессы, как «перестройка», «гласность» и «демократизация», определили особенности взаимодействия органов государственной власти Челябинской области и СМИ региона. Принципы форма-ционного подхода применены к исследованию социально-политических процессов, анализу функционирования СМИ, общественных противоречий, роли журналистского сообщества в системе политических отношений Челябинской области исследуемого периода. Важное значение в изучении истории России и ее регионов имеет теория модернизации, которая позволяет понять особенности социальных перемен и ту роль, которую стали играть СМИ в переломный период конца ХХ - начала XXI вв.
Сравнительно-исторический метод позволил исследовать эволюцию роли СМИ в контексте информационной безопасности современной России и в тесной связи с исторической обстановкой на протяжении качественно различных этапов исторического развития. Проблемно-хронологический метод позволил сосредоточиться на изучении конкретных проблем и сложностей в отношениях средств массовой информации и органов государственной власти Челябинской области в хронологической последовательности. Историко-систем-ный метод предполагал изучение событий и процессов как причинно-обусловленных и функционально связанных, он дал возможность рассмотреть роль СМИ в 1990-е гг. в Челябинской области в контексте изменения общефедеральной системы отношений власти и СМИ.
Результаты и дискуссия
Роль средств массовой информации в современных политических процессах многофункциональна и становится настолько разносторонней, насколько сложной и насыщенной является жизнь российского общества. Средства массовой информации, отражая социальную реальность, при этом создают виртуальный аналог социальной действительности. В свою очередь это означает, что население взаимодействует с действительностью в том виде, в котором она отражена в СМИ, т. е. средства массовой информации могут напрямую манипулировать сознанием людей, конструируя собственную реальность. С этой точки зрения на первый план выходит проблема достоверности информации, а также обеспечения информационной безопасности государства.
1990-е гг. можно охарактеризовать как транзитный, переходный период становления российских средств массовой информации. В результате в России появилось множество телеканалов, радиостанций, печатных изданий - проправительственных, партийных, оппозиционных «независимых», рекламных, деловых, религиозных, казачьих, развлекательных, эротических, которые могли
финансироваться не только государством, но и различными организациями, частными лицами, состоятельными покровителями, в том числе из-за рубежа. Особенностью развития средств массовой информации в Челябинской области являлось то, что наряду с центральными телеканалами, радиостанциями, печатными изданиями существовали и местные каналы, радиостанции и печатные издания, придающие своеобразие региональным СМИ.
В конце XX в. российское государство и общество находились в кризисном состоянии [17, л. 220]. Реформы 1990-х гг. выявили и обострили негативные тенденции в российском обществе, что напрямую нашло отражение в региональном информационном пространстве, которое в целом демонстрировало общероссийскую картину и являлось довольно насыщенным по спектру проблем и вопросов, рассматриваемых и обсуждаемых. Наряду с этим начинаются процессы, связанные с демократизацией, гласностью, которые впоследствии приобрели необратимый характер. Выразилось это прежде всего в изменении стиля работы. Средствам массовой информации «сверху» было разрешено публиковать материалы с целью критики советской власти, государственных институтов СССР разных уровней, основного закона государства - Конституции СССР, коммунистической партии, наблюдалось ослабление цензуры, задачей которой по заявлению М. С. Горбачева «...остается лишь препятствовать появлению в прессе государственных и военных секретов, порнографии» [18, л. 9]. Среди обязательных появились темы, связанные с «ускорением», «рационализаторством», «плюрализмом», которые продавливались «сверху», т. е. население, таким образом, толкали к «перестройке». Резко возросло количество острых, злободневных публикаций, таких как публикации о борьбе с пьянством и алкоголизмом, о наркомании, сексе, СПИДе, мафии, криминале, о проблеме воровства, «нетрудовых» доходов населения. Нормой стали статьи о взаимоотношениях СССР и США, очень часто с публикацией американского флага. На страницах областной прессы появляются статьи о приватизации, о проблеме резкого роста цен, о падении уровня жизни населения, о криминальной ситуации в стране, что в советский период и представить себе было невозможно. В свою очередь всё это напрямую влияло на переформатирование сознания населения.
В 1990-е гг. развитие российского государства как демократического предусматривало появление СМИ, которые призваны были выражать разные точки зрения. Не утратила своего значения базовая функция СМИ - информирование. Проводились совещания по проблемам печати, регулярные встречи региональной власти с представителями СМИ. При этом контроль в 1990-е гг. продолжает частично сохраняться и осуществляется государством как в период Советского Союза, когда сред-
ства массовой информации выступали в качестве инструмента политики КПСС. Случаи, когда главному редактору на газете красной ручкой на уровне первого секретаря обкома партии могли написать «поблагодарите этого журналиста», «вот это очень хорошо», «а вот этого лучше не надо» [19, л. 10], были достаточно часто.
Необходимо отметить, что на начальном этапе исследуемого периода в большей степени использовались традиционные подходы во взаимодействии власти и СМИ в Челябинской области, чему способствовало сохранение в органах власти «старой» советской номенклатуры. Выражалось это в высоком уровне контроля со стороны партийных комитетов за средствами массовой информации, цензуре, вопросами кадровой политики -большинство руководящих работников редакций являлись номенклатурными работниками. Так, например, главным редактором «Челябинского рабочего» в 1991 г. был избран Б. Н. Киршин, который работал в газете с 1971 г. и прошел все ступени карьерной лестницы. Редактором «Вечернего Челябинска» с 1990 по 2000 гг. был член союза журналистов СССР А. В. Драгунов, под руководством которого газета была реорганизована из партийного органа в независимое издание. В 2000 г. А. В. Драгунов возглавил коллектив редакции региональной общественно-политической газеты «Южноуральская панорама».
В начале 1990-х гг. кадровая политика становится более жесткой. С должности снимались коммунисты, которые не могли принять, а значит, и транслировать «идеи нового времени». Кадровые решения в отношении СМИ принимались на самом высоком уровне, большинство назначений курировалось непосредственно должностными лицами органов власти. Так, с 1992 г. в г. Челябинске впервые начинается вещание на 23 ТВК -первом независимом телеканале города. С 1995 г. 23 ТВК усиливается благодаря вхождению телерадиоцентра «Восточный экспресс» в состав ОАО «Челябинсксвязьинформ». Организатором, идеологом и директором нового негосударственного телеканала «Восточный экспресс» стал журналист, один из основателей и главный редактор первого российского информационно-коммерческого еженедельника «Контакт» (1988), заслуженный работник культуры Российской Федерации Ю. В. Вишня. С 1993 г. началось техническое вещание на собственном ТВ-36 канале - первом «коммерческом» телевизионном канале г. Челябинска - Государственной телевизионной и радиовещательной компании «Южный Урал», генеральным директором которого стал Н. Б. Яровой - токарь, инженер, экономист, работавший на различных промышленных предприятиях г. Челябинска и не связанный с партийной работой.
К середине 1990-х гг. во взаимоотношениях региональной власти и СМИ происходят значи-
тельные изменения. Прежде всего это выразилось в усилении самостоятельности деятельности СМИ, полной отмене цензуры, финансовой независимости отдельных СМИ, самостоятельном решении кадровых вопросов: подбор журналистов нередко из журналистских династий, редколлегии - это была прерогатива главного редактора. Кроме того, СМИ во многом стали сами определять информационную повестку, которая зависела, в том числе, от идеологических предпочтений самих редакторских коллективов, издания получили возможность изменять формат газеты, организовывать приложения, спецвыпуски, например, посвященные теме НЛО и всевозможной мистики, популярной в 1990-е гг., которые давали колоссальный прирост подписчиков. В практику вошло зарабатывание денег на рекламе, обеспечивающее материальную независимость, так называемое «информационное обслуживание», т. е. публикация заказных материалов, которые оплачивали как рекламу. Причем очень часто печатали материалы сомнительного содержания - информацию о финансовых пирамидах, о девушках, с номерами телефонов. Материалы такие заказчики писали сами, газеты только их публиковали. Зачастую газеты сотрудничали с ними, так как они платили хорошие деньги, а газетам нужно было «выжить», поэтому и публиковали всякое. В 1992 г. у газеты «Челябинский Рабочий» появилось приложение - газета бесплатных частных объявлений «Тумба», а в июле 1995 г. -информационно-рекламное издание «Челяба».
Вместе с тем в этот период идет поиск новых путей взаимодействия региональной власти, «свободных» СМИ и населения. Так, при администрации Челябинской области начинает работать пресс-служба губернатора Челябинской области. Основной задачей пресс-службы являлось обеспечение реализации губернатором полномочий в области информационной политики с целью формирования единого информационного пространства в Челябинской области. Кроме того, пресс-служба обеспечивала взаимодействие губернатора области со СМИ, в том числе в рамках проведения пресс-конференций, интервью, брифингов, информировала население области о его деятельности, а также сопровождала в официальных визитах и рабочих поездках по стране и за рубежом.
В практику входит выпуск совместных с органами региональной власти тематических номеров, а также газет, учредителями которых являются органы власти, освещающих их деятельность, деятельность должностных лиц и публикующих официальные документы. Такая ситуация может быть объяснена двумя факторами: с одной стороны, это был вопрос выживания для газет в условиях развития рыночной экономики, с другой стороны, таким образом был организован процесс взаимодействия народа и власти. В редакцию население Челябинской области отправляло свои вопро-
сы и предложения к власти, в том числе и самые острые. Дальше отвечала власть, как она видит решение проблем, которых было на самом деле очень много. Редакция газеты сама разделяла все это по направлениям, часть из которых исходила от губернатора, часть от его заместителей. Так, в Челябинской области к таким изданиям можно отнести газету «Южноуральская панорама», учредителями которой является Правительство и Законодательное собрание Челябинской области. Главный редактор газеты «Призыв» Татьяна Гончарова вспоминает о своей деятельности в газете «Южноуральская панорама»: «Мне нравилось работать в газете,... кроме обычных интервью, я делала "интервью без галстука" с заместителями губернатора, руководителями профильных комитетов Законодательного Собрания. Многие из них меня действительно впечатлили своими умениями, необычным мышлением, памятью, способной удерживать множество цифр и фактов, отношением к себе и к людям» [20]. Главный редактор «Челя-бинскСегодня» Александр Файрузов, также работавший в «Южноуральской панораме», заявляет следующее: «Без общения с губернатором и депутатами областного парламента не обошлось, однако нам удалось сделать из этого интересные и живые репортажи с мест событий» [20].
В рамках подготовки к выборам редакции предоставляют площадки для кандидатов. В начале 1990-х гг. в Челябинской области действовало два губернатора - В. П. Соловьев и П. И. Сумин. Данная ситуация в региональной прессе получила название «Двоевластие» и очень подробно освещалась в местной прессе [21, 22]. В Челябинской области в 1996 г. вслед за президентскими выборами проходят выборы губернатора. В этот раз в них участвовало несколько претендентов -П. И. Сумин, В. П. Соловьев, В. И. Головлев, В. К. Гартунг, В. П. Уткин, М. И. Гришанков, В. В. Филичкин. Каждому кандидату в губернаторы «.выделялось 400 тыс. рублей на ведение предвыборной кампании» [23, с. 1]. Публикация всех материалов в местной прессе оплачивалась в соответствии с законом и расценками газеты. Часть кандидатов публиковалась бесплатно, но только в пределах определенного объема, а за все, что свыше, нужно было доплачивать. По содержанию эти материалы представляли информацию личного характера о кандидатах, характеристику их профессиональных достижений, программу дальнейшего развития региона.
Появляются первые, пусть и рамочные законы о СМИ. На федеральном уровне 27 декабря 1991 г. был принят закон № 2124-1 «О средствах массовой информации» [24]. В 1990-е гг. в Челябинской области принимаются свои нормативно-правовые акты в области СМИ [25].
С 1998 г. ежегодно в Челябинской области проводится журналистский конкурс «Фестиваль
средств массовой информации Челябинской области» с целью более полного и объективного информирования населения о социально-политической и культурной жизни Челябинской области через СМИ, а также повышения значимости журналистских работ и стимулирования творческого роста работников редакций СМИ.
Формируются государственные институты контроля за СМИ. Среди основных форм и методов контроля СМИ можно выделить следующие: привлечение к ответственности директоров и редакторов, принудительное закрытие теле-радио-изданий-нарушителей, судебные разбирательства о фактах нарушения законодательства о СМИ, обращение в прокуратуру, государственное финансирование СМИ, дотации. Вместе с тем в структуре управления Челябинской области появляются новые органы государственной власти - главное управление информации и общественных связей (И. В. Томский), главное управление печати, телекоммуникаций, полиграфии и издательств (В. В. По-нуров), управление информационных систем и технологий (О. В. Логиновский). Их главной задачей было осуществление контроля региональных СМИ, объединение представителей СМИ региона, совместное решение вопросов развития СМИ региона, повышение профессионального уровня представителей СМИ, в том числе организация обучения в системе высшего образования на бюджетных местах.
Средства массовой информации во многом являются творцом политической реальности, это не просто средство, но относительно самостоятельный актор общественно-политического процесса, одной из функций которого является формирование общественного мнения. В настоящее время российское и наше региональное информационное пространство - телеканалы, радиостанции, печатные издания, службы интернета -насыщено информацией. Усиливающаяся амбивалентность общественно-политических процессов -наличие института независимых демократических СМИ, а также СМИ, подчиненных чьим-то интересам, в том числе зарубежных стран, - не всегда совпадает, а порой даже наносит вред интересам российского общества. В условиях развязанной информационной войны против нашего государства западными странами Россия уже ведет борьбу за свою информационную безопасность. В частности, принятие Федерального закона от 14 июля 2022 г. № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» [26] существенно ограничило или даже прекратило деятельность некоторых СМИ, признанных ино-агентами. Необходимо отметить, что на Южном Урале в активном капитале некоторых челябинских изданий имеется доля иностранных инвесторов -«Челябинский рабочий», «ТелеСемь-Челябинск», «Metro International», медиахолдинг «Гранада
пресс» и телеканал «СТС-Челябинск» [27]. Однако очевидно, что предпринимаемых мер явно недостаточно, и эту борьбу нужно продолжать.
Учитывая данную ситуацию, а также, безусловно, опыт 1990-х гг. мы сформулировали практические рекомендации в реализации государственной политики в отношении СМИ и обеспечении информационной безопасности, которые могут быть использованы в Челябинской области в наше время:
1. Совершенствование и разработка нового законодательства, напрямую запрещающего публикацию материалов русофобского контента вплоть до привлечения к уголовной ответственности.
2. Выдворение за пределы Российской Федерации всех лиц, признанных иноагентами и наносящих вред государству и его гражданам, без возможности вернуться обратно.
3. Закрытие всех средств массовой информации, финансируемых из-за рубежа.
4. Значительное сокращение, исключение показа кино- и телефильмов недружественных России стран.
5. Контроль со стороны государства в отношении кадровой политики, а именно: назначение государством в лице его компетентных должностных лиц на должности директоров, руководителей, главных редакторов важнейших средств массовой информации.
6. Защита от информационной агрессии наиболее уязвимых групп населения - молодежи, в частности, установление запрета посещения определенных сайтов в интернете, распространения вредоносных игр, разрушающих психику детей, мобильных приложений этого же контента.
7. Развитие специальных государственных и гражданских институтов контроля за средствами массовой информации («Народный контроль за СМИ»).
8. Увеличение объема трансляции посредством теле- и радиопередач, публикаций в газетах, посвященных традиционной русской и других народов России культуры, чего на сегодняшний день явно недостаточно или практически отсутствует.
Выводы
В последние десятилетия мир переживает период перехода от «индустриального общества» к «обществу информационному». Уровень развития информационного пространства общества решающим образом влияет на экономику, обороноспособность и политику. От этого уровня в значительной степени зависят поведение людей и социальная стабильность в обществе и государстве. Главное же влияние средств массовой информации на политику осуществляют через информационный процесс, когда СМИ не просто информируют, но и пропагандируют определенные идеи, взгляды, тем самым участвуют в социальном управлении.
В 1990-е гг. в Челябинской области цель деятельности средств массовой информации, воздействующих на целевую аудиторию в политической сфере, потребляющую медийный продукт, существенно меняется, а именно: главным становится получение прибыли или лоббирование чьих-то интересов. В этом отношении СМИ сложно назвать независимыми, в любом случае это будет многослойный клубок чьих-то финансовых интересов, и прежде всего тех, кто хорошо себе представляет роль СМИ и напрямую заинтересован в информационном ресурсе. Одно дело, когда такие СМИ создаются и финансируются органами региональной государственной власти, работают в национальных интересах, и совсем другое, когда они существуют на деньги, поступающие из зарубежных стран, финансируются различными фондами, привлекают к своей деятельности «нужные» кадры и выполняют вполне конкретный политический заказ.
В заключение отметим, что, безусловно, роль СМИ как четвертой власти в политической жизни Челябинской области в 1990-е гг. сложно переоценить, однако, возвращаясь к современной действительности, прежде всего о деятельности региональных СМИ необходимо думать в контексте обеспечения информационной безопасности России.
Литература
1. Гуревич, М. А. Социально-экономическая обстановка в г. Челябинске и Челябинской области в 1994 году (итоги социологических исследований) / М. А. Гуревич. - Челябинск : НТЦ НИИОГР, 1995. -125 с.
2. Vallarelli, N. Cyber Security's Influence on Modern Society. 20 May 2020 / N. Vallarelli. -URL: https://digitalcommons .pace.edu/honorscollege_ theses (дата обращения: 20.01.2023).
3. Popescu, G. N. Risks of Cyber Attacks on Financial Audit Activity / G. N. Popescu, C-R. G. Popescu // Audit Financiar. - 2018. - № 16. - S. 140-147.
4. Purvis, T. Get Set for Media and Cultural Studies / T. Purvis. - Edinburgh : Edinburgh University Press, 2006. - 204 s.
5. Chaturvedi, M. Role and Impact of media on society: a sociological approach with respect to demonetization / M. Chaturvedi, R. Devi // International Journal of Research in Humanities, Arts and Literature. - 2017. - № 5. - S. 127-136.
6. Reese, V. N. How Does the Media of Today Affect the Culture of Modern Society. 8 January 2023 / V. N. Reese. - URL: https://icasnetwork.com/how-does-the-media-of-today-affect-the-culture-of-modern-society/ (дата обращения: 20.01.2023).
7. Шестеркина, Л. П. Медиакоммуникации и интернет-маркетинг в условиях цифровой цивилизации / Л. П. Шестеркина [и др.]. - Челябинск : Изд. центр ЮУрГУ, 2020. - 476 c.
8. Экранные коммуникации как фактор со-
циализации медиапространства / Л. П. Шестеркина, Е. Л. Дмитренко ; под ред. С. Л. Уразовой. -М. : Академия медиаиндустрии, 2019. - 398 с.
9. Ефимова, Л. Л. Информационная безопасность детей. Российский и зарубежный опыт / Л. Л. Ефимова, С. А. Кочерга. - М. : Юнити,
2016. - 239 с.
10. Lobodenko, L. Perception of environmental information materials by youth audiences: results of a neuromarketing study / L. Lobodenko // World of Media. - 2022. - № 3. - S. 5-44.
11. Семьян, Т. Ф. Цифровой литературный проект как новая форма обучения в вузе / Т. Ф. Семьян, Е. А. Смышляев // Литература в контексте современности : сборник материалов XIII Всероссийской научно-методической конференции с международным участием. - Челябинск : Библиотека А. Миллера, 2021. - C. 155-160.
12. Зиновьева, Е. С. Международное сотрудничество по обеспечению информационной безопасности: проблемы, субъекты, перспективы : дис. ... д-ра полит. наук / Е. С. Зиновьева. - М.,
2017. - 332 с.
13. Вартанова, Е. Л. К вопросу о последствиях цифровой трансформации медиасреды / Е. Л. Вартанова // Меди@льманах. - 2022. - № 2(109). -С. 8-14.
14. Новикова, И. В. Взаимоотношения органов государственной и муниципальной властей Омской области с печатными СМИ региона (19892001 гг.) : дис. ... канд. ист. наук / И. В. Новикова. - Омск, 2004. - 303 с.
15. Очур, А. М. Воздействие региональных средств массовой информации на мотивацию электорального поведения : дис. ... канд. полит. наук / А. М. Очур. - М., 2005. - 145 с.
16. Захарова, А. В. Роль местной прессы в общественно-политической жизни Саратовской области. 1991-2010 гг. : дис. ... канд. ист. наук / А. В. Захарова. - Саратов, 2011. - 226 с.
17. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). - Ф. А.-664. - Оп. 1. - Д. 120.
18. ГАРФ. - Ф. А-664. - Оп. 1. - Д. 54.
19. Объединенный государственный архив Челябинской области (ОГАЧО). - Ф. Р-700. -Оп. 1. - Д. 11.
20. Рискин, М. «Южноуральская панорама» 27 апреля отмечает свое 25-летие / М. Рискин. -URL: https://up74.ru/articles/obshchestvo/139778/? sphrase_id=340705 (дата обращения: 24.01.2023).
21. Алябьева, Е. Главы администраций делают выбор / Е. Алябьева // Челябинский рабочий. -1993. - 7 сентября.
22. Грачев, О. Президент на словах подтвердил полномочия В. Соловьева / О. Грачев // Вечерний Челябинск. - 1993. - 21 сентября.
23. Алябьева, Е. Кандидатские фонды / Е. Алябьева // Челябинский рабочий. - 1996. -7 декабря.
24. О средствах массовой информации: Закон Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 2124-1 -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_1511/f977773d5130bdc4b8aa5c541d1fa7ca381 b18f4/ (дата обращения: 16.02.2023).
25. О развитии детских средств массовой информации в Челябинской области: Постановление главы администрации Челябинской области от 28.06.1994 г. № 494 - URL: http://lawsrf.ru/re gion/documents/1078344/ (дата обращения: 16.02.2023).
26. О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием: Федеральный закон от 14.07.2022 г. № 255-ФЗ. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 421788/ (дата обращения: 16.02.2023).
27. Челябинских СМИ закон об иностранных агентах коснуться не должен. - URL: https://chel today.ru/articles/sobytiya/chelyabinskikh-smi-zakon-ob-inostrannykh-agentakh-kosnutsya-ne-dolzhen/ (дата обращения: 14.03.2023).
Самохина Анна Владимировна - кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры отечественной истории и права, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (Челябинск), e-mail: [email protected]. ORCID 0000-0001-9669-9925
Худобородов Александр Леонидович - доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры отечественной истории и права, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (Челябинск), e-mail: [email protected]. ORCID 0000-0003-4825-8927
Поступила в редакцию 7 апреля 2023 г.
DOI: 10.14529/ssh230302
THE ROLE OF MASS MEDIA IN THE POLITICAL LIFE OF THE CHELYABINSK REGION IN THE 1990s IN THE CONTEXT OF INFORMATION SECURITY OF MODERN RUSSIA A. V. Samokhina, A. L. Khudoborodov
South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russian Federation
In the global informatization era, which began to develop in Russia in the 1990s, mass media acquire a decisive importance. The media became more influential due to its role as a serious component of political pressure, including the aim of forming a new democratic consciousness among the people. Throughout the persstroika period and the 1990s, a new model of interaction between the authorities and the media was formed, which continues to operate steadily today. The peculiarity of the modern period lies in the ever-increasing role of the media and its influence on the information security of Russia. From this point of view, it is important for us to draw lessons, both positive and negative, from the experience of the transitional period and the «vaccination» that Russian citizens received in the 1990s when organizing the activities and function of the media. The purpose of the article is to study the role of the media in the political life of one of the major regions of Russia - the Chelyabinsk region in the 1990s. Comparative, chronological, and systemic research methods were used to this end. The historical development and the role of the media of the transition period in Russia, in particular, the interaction of the media with the authorities of the region, as well as the influence of the media on reformatting the consciousness of the population of the region with the key role of the media in this process were analyzed. The formulated conclusions and practical recommendations will allow these scientific results to improve the model of interaction between regional authorities and the media in the framework of ensuring the national interests of modern Russia.
Keywords: mass media, foreign agent, information security, Chelyabinsk region, Russia.
References
1. Gurevich M.A. Sotsial'no-ekonomicheskaya obstanovka v g. Chelyabinske i Chelyabinskoy oblasti v 1994 godu (itogi sotsiologicheskikh issledovaniy) [Socio-Economic Situation in the city of Chelyabinsk and the Chelyabinsk Region in 1994 (Results of Sociological Research)]. Chelyabinsk: NTTS NIIOGR, 1995. 125 s.
2. Vallarelli N. Cyber Security's Influence on Modern Society. 20 May 2020. URL: https://digital commons.pace.edu/honorscollege_theses (data obrashcheniya: 20.01.2023).
3. Popescu G.N., Popescu C-R.G. Risks of Cyber Attacks on Financial Audit Activity // Audit Financiar. 201 8. Vol. 16. P. 140-147.
4. Purvis T. Get Set for Media and Cultural Studies. Edinburgh: Edinburgh University Press, 2006. 204 p.
5. Chaturvedi M., Devi R. Role and Impact of Media on Society: a Sociological Approach with Respect to Demonetization // International Journal of Research in Humanities, Arts and Literature. 2017. Vol. 5. P. 127-136.
6. Reese V.N. How Does the Media of Today Affect the Culture of Modern Society. 8 January 2023. URL: https://icasnetwork.com/how-does-the-media-of-today-affect-the-culture-of-modern-society/ (data obrashcheniya: 20.01.2023).
7. Shesterkina L.P. Mediakommunikatsii i internet-marketing v usloviyakh tsifrovoy tsivilizatsii [Media Communications and Internet Marketing in the Context of Digital Civilization]. Chelyabinsk: Izd. tsentr YUUrGU, 2020. 476 s.
8. Shesterkina L.P., Dmitrenko E.L. Ekrannyye kommunikatsii kak faktor sotsializatsii mediapro-stranstva [Screen Communications as a Factor in the Socialization of the Media Space]; pod red. S.L. Ura-zovoy. M.: Akademiya mediaindustrii, 2019. 398 s.
9. Efimova L.L., Kocherga S.A. Informatsionnaya bezopasnost' detey. Rossiyskiy i zarubezhnyy opyt [Information Security of Children. Russian and Foreign Experience]. M.: Unity, 2016. 239 s.
10. Lobodenko L. Perception of Environmental Information Materials by Youth Audiences: Results of a Neuromarketing Study // World of Media. 2022. Vol. 3. P. 5-44.
11. Semyan T.F., Smyshlyaev E.A. Tsifrovoy literaturnyy proyekt kak novaya forma obucheniya v vuze [Digital Literary Project as a NEW Form of Education at the University] // Literatura v kontekste sovremennos-ti: sbornik materialov XIII Vserossiyskoy nauchno-metodicheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchas-tiye m. Chelyabinsk: Biblioteka A. Millera, 2021. S. 155-160.
12. Zinovieva E.S. Mezhdunarodnoye sotrudnichestvo po obespecheniyu informatsionnoy bezopasnosti: problemy, sub''yekty, perspektivy [International Cooperation to Ensure Information Security: Problems, Subjects, Prospects]: dis. ... d-ra polit. nauk. M., 2017. 332 s.
13. Vartanova E.L. K voprosu o posledstviyakh tsifrovoy transformatsii mediasredy [On the Issue of the Consequences of the Digital Transformation of the Media Environment] // Medi@l'manakh. 2022. Vol. 2(109). S. 8-14.
14. Novikova I.V. Vzaimootnosheniya organov gosudarstvennoy i munitsipal'noy vlastey Omskoy oblasti s pechatnymi SMI regiona (1989-2001 gg.) [Relations Between State and Municipal Authorities of the Omsk Region with the Print Media of the Region (1989-2001)]: dis. ... kand. ist. nauk. Omsk, 2004. 303 s.
15. Ochur A. Vozdeystviye regional'nykh sredstv massovoy informatsii na motivatsiyu elektoral'nogo povedeniya [The Impact of Regional Mass Media on the Motivation of Electoral Behavior]: dis. ... kand. polit. nauk. M., 2005. 145 s.
16. Zakharova A.V. Rol' mestnoy pressy v obshchestvenno-politicheskoy zhizni Saratovskoy oblasti. 199 1-2010 gg. [The Role of the Local Press in the Social and Political Life of the Saratov Region. 1991-2010]: dis. ... kand. ist. nauk. Saratov, 2011. 226 s.
17. Gosudarstvennyy arkhiv Rossiyskoy Federatsii (GARF) [State Archive of the Russian Federation (SARF)]. F. A-664. Op. 1. D. 120.
18. GARF [SARF]. F. A-664. Op. 1. D. 54.
19. Obyedinennyy gosudarstvennyy arkhiv Chelyabinskoy oblasti (OGACHO) [United State Archive of the Chelyabinsk Region (USACR)]. F. P-700. Op. 1. D. 11.
20. Riskin M. «Yuzhnoural'skaya panorama» 27 aprelya otmechayet svoye 25-letiye [South Ural Panorama Celebrates its 25th Anniversary on April 27]. URL: https://up74.ru/articles/obshchestvo/139778/7sphrase_ id=340705 (data obrashcheniya: 24.01.2023).
21. Alyabyeva E. Glavy administratsiy delayut vybor [Heads of Administrations Make a Choice]. Chelya-binskiy rabochiy. 1993. 7 September.
22. Grachev O. Prezident na slovakh podtverdil polnomochiya V. Solov'yeva [The President Verbally Confirmed the Powers of V. Solovyov]. Vecherniy Chelyabinsk. 1993. 21 sentyabrya.
23. Alyabyeva E. Kandidatskiye fondy [Candidate Funds]. Chelyabinskiy rabochiy. 1996. 7 dekabrya.
24. O sredstvakh massovoy informatsii. Zakon Rossiyskoy Federatsii ot 27.12.1991. № 2124-1 [On Mass Media. Law of the Russian Federation of 27.12.1991 № 2124-1]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_1511/f977773d5130bdc4b8aa5c541d1fa7ca381b18f4/ (data obrashcheniya: 16.02.2023).
25. O razvitii detskikh sredstv massovoy informatsii v Chelyabinskoy oblasti. Postanovleniye glavy ad-ministratsii Chelyabinskoy oblasti ot 28.06.1994. № 494 [On the Development of Children's Media in the Chelyabinsk Region. Decree of the Head of the Administration of the Chelyabinsk Region of 28.06.1994 no. 494]. URL: http://lawsrf.ru/region/documents/1078344/ (data obrashcheniya: 16.02.2023).
26. O kontrole za deyatel'nost'yu lits, nakhodyashchikhsya pod inostrannym vliyaniyem. Federal'nyy za-kon ot 14.07.2022. № 255-FZ [On Control over the Activities of Persons under Foreign Influence. Federal Law of 14.07.2022 no. 255-FZ]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_421788/ (data obrash-cheniya: 16.02.2023).
27. Chelyabinskikh SMI zakon ob inostrannykh agentakh kosnut'sya ne dolzhen [Chelyabinsk Media should not be Affected by the Law on Foreign Agents]. URL: https://cheltoday.ru/articles/sobytiya/ chelyabinskikh-smi-zakon-ob-inostrannykh-agentakh-kosnutsya-ne-dolzhen/ (data obrashcheniya: 14.03.2023).
Anna V. Samokhina - Cand. Sc. (History), Associate Professor, Associate Professor of the Department of National History and Law, South Ural State Humanitarian Pedagogical University (Chelyabinsk), e-mail: [email protected]
Alexander L. Khudoborodov - D. Sc. (History), Professor, Professor of the Department of National History and Law, South Ural State Humanitarian Pedagogical University (Chelyabinsk), e-mail: [email protected]
Received April 7, 2023
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
FOR CITATION
Самохина, А. В. Роль средств массовой информации в политической жизни Челябинской области в 90-е гг. XX в. в контексте информационной безопасности современной России / А. В. Самохина, А. Л. Худобо-родов // Вестник ЮУрГУ. Серия «Социально-гуманитарные науки». - 2023. - Т. 23, № 3. - С. 16-24. Б01: 10.14529А«Ь230302
Samokhina A. V., Khudoborodov A. L. The Role of Mass Media in the Political Life of the Chelyabinsk Region in the 20th Century in the Context of Information Security of Modern Russia. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Social Sciences and the Humanities, 2023, vol. 23, no. 3, pp. 16-24. (in Russ.). DOI: 10.14529/ssh230302