УДК: 339.543.027.2 (574)
Невматулина Карина Анваровна
докторант. Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза carisha [email protected] Karina A. Nevmatulina Doctoral candidate.
Karaganda economic university of Kazpotrebsoyuz carisha_07@mail .ru
РОЛЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РАЗВИТИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ROLE OF SPECIAL ECONOMIC ZONES IN DEVELOPMENT OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN
Аннотация. В статье проанализирован такой метод управления пространственной экономикой, как создание специальных экономических зон, выявлены их характерные особенности и ключевые признаки. Представлена современная система государственного регулирования в сфере создания и функционирования специальных экономических зон в Казахстане. Проанализированы результаты и эффективность функционирования специальных экономических зон, сделаны выводы об их роли в развитии Республики Казахстан.
Ключевые слова: специальные экономические зоны, экономика Казахстана, инвестиции, свободная таможенная зона.
Annotation. In article such method of control over spatial economy as creation of special economic zones is analyzed, their characteristics and key signs are revealed. The modern system of state regulation in the sphere of creation and functioning of special economic zones in Kazakhstan is presented. Results and efficiency of functioning of special economic zones are analyzed, conclusions are drawn on their role in development of the Republic of Kazakhstan.
Keywords: special economic zones, economy of Kazakhstan, investment, free customs zone.
Во второй половине 20 века в мировой хозяйственной практике получило распространение использование такого инструмента государственного регулирования экономики, как организация на территории страны зон с особым, «свободным» для частного капитала институциональным содержанием. Эффективное использование данного инструментария представляет сложную задачу для переходных экономик на постсоветском пространстве. Актуальность этой задачи особенно значительна в настоящее время, когда с новой силой возобновляется борьба между странами за мировой финансовый капитал.
В теоретических публикациях и в практической деятельности используются различные трактовки категории СЭЗ. Одно из наиболее успешных опре-
делений дано в Финансово-кредитном энциклопедическом словаре [1]: СЭЗ -обособленная часть территории страны (анклав), в которой создается особая система льгот и стимулов. Льготные условия создаются, как правило, как для национальных, так и для иностранных предпринимателей. Виды льгот и стимулов, введенных на территории специальной экономической зоны, и их направленность зависят в первую очередь от цели создания зоны. Всё разнообразие частных целей можно свести к трем обобщающим целям:
1. Создание точки роста для всей национальной экономики.
2. Внедрение и развитие инновационных технологий производства и управления.
3. Выведение определенной территории из депрессивного или кризисного экономического состояния.
Другим и, возможно, главным признаком специальной экономической зоны является её экстерриториальность, то есть нераспространение на её агентов законодательства остальной части страны, и наличия собственной уникальной правовой базы. Так в СЭЗ обычно действуют специальные условия для облегчения внешнеэкономической деятельности - свободный таможенный режим. При данном режиме экспортно-импортные операции на территории СЭЗ либо вообще не облагаются налогами, акцизами и таможенными пошлинами, либо облагаются на льготных условиях. Характер льгот, действующих в специальной экономической зоне, определяются её типом. По критерию хозяйственной ориентированности можно выделить технико-внедренческие, промышленно-производственные, сервисные, туристско-рекреационные, комплексные зоны. Технико-внедренческие зоны направлены на создание благоприятных условий для инновационной деятельности. В промышленно-производственных зонах организуются фискальные льготы и финансовая поддержка для промышленных компаний, продукция которых ориентирована на экспорт или на замещение импорта. Сервисные зоны предполагают наличие преференций для фирм, предоставляющих различные финансовые и нефинансовые услуги. Туристско-рекреационные зоны выдвигают жесткие требования к территории своего расположения: оно должно быть экологически чистым, обладать превосходными природно-климатическими условиями, быть безопасным для иностранных граждан. СЭЗ комплексного типа объединяют на одной территории несколько из вышеперечисленных зон [2, с. 414-420].
Опыт использования зональных образований в Республике Казахстан берет свое начало с 90-х годов 20 века, когда с целью социально-экономического развития территорий и ускорения перестройки национальной экономики с директивной системы на рыночную были созданы девять СЭЗ. Однако все они оказались малоэффективными, за исключением Лисаковской СЭЗ, принесшей на 1 тенге инвестиций отдачу в 2,93 тенге [3, с. 18-22], и были через непродолжительное время упразднены.
Специалисты выделяют ряд причин неудачного применения механизма свободных экономических зон в Казахстане в 90-х годах. Одной из таких причин является нецелевое использование государственных финансовых средств, направлявшихся на развитие СЭЗ [3, с. 18-22]. Высокий уровень коррупции,
свойственный практически всем странам СНГ, был сильным препятствием на пути увеличения притока иностранных инвестиций и развития институтов рыночной экономики. При принятии решений о создании и поддержке СЭЗ большое значение имели не только общегосударственные интересы, но и интересы небольших групп влиятельных людей, выражавшиеся в виде сильного лоббирования. Допускались серьезные ошибки в пространственном планировании: СЭЗ распространялись на слишком большие территории, иногда полностью охватывая целую область; некоторые зоны создавались на малопригодных для этого территориях. Имелись также недочеты в законодательном разграничении предметов ведения и полномочий между административными советами СЭЗ и местными властями.
Практическая реализация свободных экономических зон показала ошибки и недочеты, присутствовавшие в тот период в нормативно-правовой базе, регулирующей соответствующую область деятельность. Поэтому в 1996 году в ней были произведены существенные изменения, зафиксированные, прежде всего, в Указе Президента Республики Казахстана «О специальных экономических зонах». В качестве целей создания подобных зональных образований устанавливалось: привлечение инвестиций на ускоренное развитие регионов; создание производственных мощностей, производящих конкурентоспособные товары для мирового рынка; развитие современных рыночных механизмов управления и предпринимательской деятельности. Помимо измененной системы управления специальной экономической зоной, новым в законодательстве стало введение срочности в жизненном цикле СЭЗ и формализаций процесса её ликвидации.
Помимо ежегодных корректировок нормативно-правовой базы по экономическим зонам, в 2007 и 2011 годах принимались новые законы, регулирующие данную сферу. В настоящее время действует закон от 21 июля 2011 г. № 469-1У «О специальных экономических зонах в Республике Казахстан» [4], который и определяет основы государственного регулирования в сфере создания, функционирования и упразднения СЭЗ.
Система управления СЭЗ в Казахстане по существующему законодательству выглядит следующим образом. Для обеспечения лучшего качества в управлении экономической зоной в ней должна вести свою профессиональную деятельность управляющая компания в форме акционерного общества. Учредителям общества могут стать не только государственные и местные органы власти, но и частные юридические лица, отечественные и иностранные (при условии наличия опыта управления СЭЗ). При центральном органе государственного регулирования всех СЭЗ (в настоящее время им является Министерство индустрии и новых технологий Республики Казахстан) функционирует межведомственный консультативно-совещательный орган (экспертный совет), в вопросы ведения которого относится вынесение заключений рекомендательного характера о целесообразности создания или упразднения конкретной СЭЗ. Причем в состав экспертного совета входят не только государственные служащие, но и представители общественности, бизнес сообщества.
На территории специальной экономической зоны действует процедура свободной таможенной зоны, установленной законодательством Республики Казахстан. То есть, товары в зоне имеют особый статус и рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории таможенного союза.
Данные условия хозяйствования стимулирует возникновение все большего количества специальных экономических зон в Казахстане, которых в настоящее время насчитывается уже 10. Подавляющее число из них относятся к типу промышленно-производственных зон.
Туристско-рекреационной зоной является СЭЗ «Бурабай», созданной для привлечения казахстанских и иностранных туристов. СЭЗ «Парк инновационных технологий» - единственная технико-внедренческая зона в стране. СЭЗ «Астана - новый город» является комплексной зоной, включающей в себя цели и условия деятельности промышленно-производственной и сервисной зон.
По объему выпускаемой продукции наилучшие результаты демонстрирует СЭЗ «Морпорт Актау». За 2008-2012 года в нем было произведено товаров на сумму 104 млрд. тенге, что составляет около половины всей стоимости товаров, произведенных в СЭЗ в Казахстане. Второе место по данному показателю занимает СЭЗ «Астана - новый город», выпустившая товаров на сумму в 72 млрд. тенге - 1/3 доли от валового выпуска всех СЭЗ. Третье место по объему выпускаемой продукции принадлежит СЭЗ «Парк инновационных технологий» - 6,5 млрд. тенге за 2008-2012 года. Таким образом, специальные экономические зоны «Морпорт Актау» и «Астана - новый город» являются лидерами, сильно превосходящими по своей экономической мощи остальные зоны.
Интенсификация деятельности СЭЗ в Казахстане происходит в рамках государственной "Программы по привлечению инвестиций, развитию специальных экономических зон и стимулированию экспорта в РК на 2010-2014 годы". В данной программе установлены три ключевых индикатора деятельности СЭЗ и заданы их плановые значения. Соотнося плановые значения с фактическими, можно сделать вывод о высокой эффективности функционирования СЭЗ и об их заметной роли в развитии всего Казахстана (рис. 1).
600 500 400 300 200 100
млрд. тг.
Объем производства товаров и услуг на территориях СЭЗ (млрд. тг.)
Инвестиции в производства на территориях СЭЗ (млрд. тг.)
План План
План
600 500 | 400 300 200 100
Количество кол еД-участников СЭЗ (кол. ед.)
Рисунок 1. Показатели функционирования специальных экономических
зон
Казахстана за период 2008-2012 гг.
За четырехлетний период в развитие производства на территориях СЭЗ Казахстана было вложено 428 млрд. тенге частных средств. В общем объеме инвестиций в основной капитал в РК эта сумма небольшая, и составляет только 0,023%. Учитывая, что на строительство инфраструктуры в СЭЗ государством было потрачено 90 млрд. тенге, то в результате каждый тенге государственных инвестиций повлек за собой 4,75 тенге частных финансовых вливаний в производство.
Предприятиями-участниками СЭЗ за 2008-2012 года было произведено товаров и выполнено услуг на сумму около 210 млрд. тенге, что на 75% больше запланированного объема. В общем объеме произведенных товаров и выполненных услуг в Республике Казахстан значения СЭЗ занимают долю в 0,003%.
Таким образом, создание специальных экономических зон может быть эффективным инструментом государственной экономической политики. Хотя вклад СЭЗ в экономику Республики Казахстан пока не так велик, но их роль в деле привлечения прямых инвестиций в несырьевые и инновационные производства, а также в интеграции в глобальную торговую систему крайне важна. Учитывая высокую эффективность большинства СЭЗ Казахстана, их количество и роль в развитии страны в перспективе будут только увеличиваться. Литература
1. Финансово-кредитный энциклопедический словарь /Под общ. ред. А.Г. Грязновой. М.: Финансы и статистика, 2004. - C.1168.
2. Наумова Н.В., Коробова О.В. Улучшение инвестиционного климата путем создания и функционирования свободных экономических зон // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. № 12.- С. 414420.
3. Кажыкен М.З. Региональные инфраструктуры Казахстана: экономические зоны // Инновации. 2008. № 7. - С. 18-22.
4. Закон Республики Казахстан от 21 июля 2011 г. № 469-IV "О специальных экономических зонах в Республике Казахстан".
References
1. The financial and credit encyclopedic dictionary / Under a general edition of A.G. Gryaznova. M.: Finance and statistics, 2004.- Р1168.
2. Naumova N. V., Korobov O. V. Improvement of investment climate by creation and functioning offree economic zones//the Messenger of the Tambov university. Series: Humanities. 2010 . No. 12. - Р 414- 420.
3. Kazhyken M. Z. Regional infrastructures of Kazakhstan: economic zones//Innovations. 2008 . No. 7. - Р 18-22.
4. The law of the Republic of Kazakhstan of July 21, 2011 No. 469-IV "About special economic zones in the Republic of Kazakhstan".