Научная статья на тему 'Роль социального партнерства в профессионализации'

Роль социального партнерства в профессионализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
251
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРАКТИКА / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / РЫНОК ТРУДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сегизбаева А. С., Нужин В. А.

Развитие механизмов социального партнерства один из важнейших элементов обеспечения социально-экономического развития страны. В связи с этим взаимодействие социальных партнеров в лице работодателей и организации образования в профессиональной ориентации для качественной подготовки специалистов приобретает особую актуальность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль социального партнерства в профессионализации»

- Вестник «öp.fiey»-kst ^

ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

A.C. Сегизбаева,

кандидат биологических наук, заведующая заочным отделением КГКП «Костанайский политехнический колледж»

В.А. Нужин,

преподаватель специальных ducijumuH КГКП «Костанайский политехнический колледж»

He?i)?i свздер: кэстке багыттау, кэстппк практика, бэсекеге цабметпп ма-ман,элеуметпик cepiKtnecmiK, ецбек нарыгы

Ключевые слова: профессиональная ориентация, профессиональная практика, социальное партнерство, конкурентоспособный специалист, рынок труда.

Keywords: professional orientation, social partnership, competitive specialist labor market, vocational guidance work.

РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ

Ацдатпа

Елш1здщ элеуметтш-экономикальщ да-муын кдмтамасыз етудеп мацызды эле-менттершш, 6ipi элеуметтш серпстестпс ме-ханизмш дамыту болып танылады. Соган байланысты жумыс берунилер атынан эле-уметтш сержтестермен езара эрекет ету мен мамандарды сапалы дайындаудагы бнам беруд] уйымдастыруы ерекше езеки мэселеге айналды.

Аннотация

Развитие механизмов социального партнерства один из важнейших элементов обеспечения социально-экономического развития страны. В связи с этим взаимодействие социальных партнеров в лице работодателей и организации образования в профессиональной ориентации для качественной подготовки специалистов приобретает особую актуальность.

Annotation

The development of social partnership mechanisms is one of the most important elements of ensuring the country's socioeconomic development. In this regard, the interaction of social partners, employers § and educational institutions in high-quality ^ preparation of specialists is particularly § relevant. <?

Одними из основных приоритетов раз- S вития страны, которые определены Пре- О

зидентом в соответствии со Стратегией О

ж

"Казахстан - 2050"являются модернизация ^ политики обеспечения занятости, повыше-

S

ние качества человеческого капитала[1]. t^ Модернизация рынка труда предусматри- g вает реализацию повышения квалифика- w ции трудовых ресурсов через обеспечение доступности образования в рамках проек-

в; х х

т

о

СП

я

ш О в; х

1-ч

о ч о

X X ш Е-

к

в; К

Рч

о

ш Е-

та «Бесплатное профессионально-техническое образование для всех».

Потребители в лице работодателей и студентов выдвигают требования по предоставлению качественных услуг в образовательном пространстве. Сегодня отсутствует спрос рынка труда на специалистов, квалификация которых не соответствует требованиям работодателей. Для предупреждения и решения данной проблемы по поручению Главы государства разработана новая Программа развития продуктивной занятости и развития массового предпринимательства, ориентированная на создание эффективной системы получения востребованных на рынке труда профессиональных навыков и квалификаций; подготовку специалистов с учетом спроса от работодателей.И одной из основных задач Программы является подготовка кадров с техническим и профессиональным образованием с учетом потребностей рынка труда [2].

В Стратегии- 2050 Президент страны определил задачу ориентирования на удовлетворение потребностей национальной экономики в квалифицированных кадрах.И учебное заведение, как услугодатель, должно ориентироваться на предоставление качественной образовательной подготовки специалистов для рынка труда. Предоставляя качественные образовательные услуги, мы планируем подготовить и предоставить на рынок труда не просто теоретически подготовленного специалиста, но конкурентоспособного выпускника. Каждый член педагогического коллектива осознает, что без практически закрепленных навыков, умений нашему выпускнику не выжить в быстроменяющихся рыночных условиях. Для оказания качественной услуги, удовлетворяющей требованиям потребителя, мы должны создать условия. Одним из таких условий в образовании и является проведение профориентационной работы во взаимодействии с социальными партнерами.

Социальная профессиональная ориентация - комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на оказание практической помощи в выборе профессий и повышение квалификации с учетом потребностей рынка труда[2]. Важнейшим условием реализации эффективной политики занятости населения на рынке труда является становление и развитие социального партнерства. Решение проблемы профессионального самоопределения без социального партнерства в профессиональной ориентации молодежи затруднительна. Необходимость создания и развития системы социального партнерства в подготовке конкурентоспособных специалистов для рынка труда обусловлена преобразованиями в экономике нашей страны. Социальное партнерство - система взаимоотношений между работодателями, Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан, объединениями работодателей, профессиональными союзами, государственными органами и организациями технического и профессионального образования, направленная на обеспечение согласования их интересов по вопросам подготовки кадров, развития технического и профессионального образования и иных непосредственно связанных с ними отношений[3].Вся система взаимодействия с социальными партнерами должна быть выстроена на основе взаимного доверия, оказания поддержки и заинтересованности сторон. Профессиональная ориентация представляет систему мероприятий содействия в профессиональном самоопределении с учетом интересов и социально-экономической ситуации на рынке труда. Система профессиональной ориентации призвана выступать определенной формой адекватного выбора профессионального пути, самореализации человека в профессиональной деятельности.

На современном этапе многие руководители предприятий меняют свою по-

зицию к социальному партнерству по отношению к образованию. Грамотный предприниматель в условиях растущей конкуренции понимает, что без квалифицированного человеческого ресурса его предприятие не сможет полноценно функционировать и приносить доход. Соответственно он также должен приложить усилия для дальнейшего развития своего бизнеса. Чтобы не переучивать дипломированных теоретически хорошо подготовленных специалистов, работодатели идут на диалог с образовательными учреждениями ТиПО. У студента при ознакомлении производственных процессов на предприятии появляется мотивация к получению специальности и пониманию востребованности профессии. Профессиональные знания и опыт приобретаются, расширяются и углубляются в ходе практики. Поэтому в механизме социального партнёрства необходимо учитывать требования студента, который также является потребителем образовательных услуг. Критерием эффективности социального партнерства студент считает его востребованность на рынке труда.

Чтобы подготовить для крупных организаций грамотных, конкурентоспособных специалистов, хорошо знающих условия, в которых им придется работать, прежде всего, нужно сегментировать рынок потребителей наших услуг. После проведения мониторинга предприятий, необходимо определить потребность предприятий в специалистах на ближайшие 4-5 лет, что позволит спланировать и сформировать государственный заказ.

Предприятия сегодня обновляют технологические линии, модернизируют оборудование, которое должны обслуживать грамотные, квалифицированные специалисты. Работодателю также выгодно участвовать в процессе подготовки квалифицированных кадров, когда с учетом его пожеланий учебное заведение вносит изменения в образователь-

ные программы практического обучения. Образовательное учреждение готовит совместно с работодателем специалиста для него по новым требованиям рынка труда. В рамках социального партнерства преподаватели спецдисциплин и мастера производственного обучения имеют возможность стажироваться на предприятиях. Выгода для социальных партнеров обоюдная. Для повышения заинтересованности работодателей в подготовке специалистов социальные партнеры принимают участие в итоговых аттестациях, приеме квалификационных экзаменов. Такая форма участия социальных партнеров имеет свои преимущества, так как дает возможность предприятию провести отбор кадров, при этом, не затрачивая материальные ресурсы на размещение объявлений по вакансиям.

В Костанайском политехническом колледже весь механизм социального партнерства регулируется деятельностью Индустриального и Попечительского советов, в состав которых входят руководители предприятий, представители от работодателя, обладающих большим опытом производства. Индустриальный и Попечительский советы на постоянной основе ведут изучение программ обучения на соответствие квалификационным требованиям, степени их освоения студентами и закрепления практических навыков. Через функционирование Инду- §

ни

стриального и Попечительского Советов <5

решаются вопросы предоставления базы §

С*1

производственных практик, содействие <! в трудоустройстве выпускников, форми- § рование государственного заказа, содей- ^ ствие в укреплении МТБ колледжа. 0

Одной из форм социального партнер- §

к

ства, реализуемой нашим колледжем яв- ^

м

ляется целевая подготовка специалистов н для АО «Баян Сулу». При такой подго- ® товке одновременно удовлетворяются К потребности и предприятия и студента, § которые являются нашими потребите- Н лями. По целевой подготовке студенты

в нашем колледже обучаются как по очной, так и по заочной форме.

В марте на базе Костанайского политехнического колледжа с преподавателями спецдисциплин и мастерами производственного обучения организаций ТипО области состоялась встреча, на которой было предложено обсудить роль социальных партнеров в организации профессиональной практики и профо-риентационной работы в организациях ТиПО.

Цель данного занятия состояла в развитии и расширении профессиональных компетенций слушателей в области основных направлений взаимодействия социального партнерства по вопросам организации профессиональной практики и профессионализации будущих специалистов. В ходе обсуждений были определены основные преимущества, отличительные особенности и необходимость взаимодействия партнеров в области ТиПО. Решая ситуационные задания, педагоги проявили высокую творческую активность, умение анализировать современные подходы к составлению траектории подготовки выпускника, который был бы востребован в современных рыночных условиях. В ходе практической работы, слушатели, обмениваясь личным опытом, делились и знакомились с формами и методами взаимодействия § социального партнерства в вопросах ор-® ганизации профессиональной практики и

О профориентационной работы в учебных го

<! заведениях ТиПО. Разрабатывая свои

О проекты, слушатели проявили понимание

Щ необходимости внедрения нетрадицион-

[=5 ных форм и методов профориентацион-

§ ной работы в образовательный процесс.

® Показали свое умение определения субъ-м

н ектов социального партнерства в контек-® сте современных подходов к организации К профессиональных практик. Модерниза-§ ция технического и профессионального образования диктует необходимость качественно нового уровня подготовки

кадров. Нужно дать импульс развитию системы профессионального образования для подготовки специалистов новых производств в рамках обозначенной экономики.В этих целях необходимо обновление профессиональных стандартов в соответствии с требованиями рынка труда и передовым мировым опытом обучения на производстве [4].

Для этого, как отметили слушатели курсов, уже на начальных этапах обучения необходимо правильно сориентировать студента и заинтересовать его в правильности выбранной им специальности. И в этом нам должны помочь социальные партнеры в лице работодателей. В группах обсуждались реализуемые методы введения в специальность и элементы участия социальных партнеров в профориентационной работе среди студентов первых курсов на примере опыта колледжей, представителями которых являлись наши слушатели. Во время презентаций проектов, выявлялись проблемы и при совместном обсуждении, педагоги предлагали пути их решения. В результате совместного обсуждения, была выявлена проблема в системе проведения профориентационной работы со школьниками по профессионализации специальностей, существующая во многих колледжах области. Для того чтобы выполнить госзаказ по приему и формированию контингента, рекламой специальностей занимаются только колледжи без привлечения своих социальных партнеров.

В Костанайском политехническом колледже для заинтересованности и помощи выбора какой-либо специальности, преподавателями ЦМК проводятся Мастер классы для школьников, во время которых мы можем дать некоторые элементы, а не полное представление о профессии. В школах в полной мере невозможна подготовка учеников выпускных классов к профессиональному выбору. В ходе обсуждений, мы пришли к выводу, что работодатель должен проникнуть-

никами, в разработке образовательных программ, предоставлении производства для прохождения практик, а так же стажировка мастеров производственного обучения позволяет повысить уровень подготовки кадров и максимально удовлетворить все требования работодателей. Включение профориентационного содержания в направления совместной работы социальных партнеров позволит решить проблему подготовку кадров для производств.

ся сознанием своей необходимости участия в помощи выбора профессии школьниками. Для этого учебные заведения ТиПО должны запланировать проведение профориентационных мероприятий в школах с привлечением социальных партнеров, используя различные формы. Вариантами таких форм могут быть экскурсии школьников на производства социальных партнеров колледжей, где школьники, ознакомившись с технологическим производством, смогут определиться с выбором специальности и учебного заведения ТиПО. Результативность и эффективность работы учебного заведения с социальными партнерами определяется степенью реализации своих интересов, заключающихся, прежде всего, в подготовке высококвалифицированных специалистов и оценивается по степени выполнения своей основной социальной функции[5].В условиях рыночной экономики меняется значимость профориентации, усложняются ее функции и задачи; одновременно возрастает роль социальных партнеров в решении этих задач. Основными задачами социальных партнеров в области профессиональной ориентации являются: всестороннее информирование населения о состоянии рынка труда, востребованных профессиях, возможностях, получения профессий и трудоустройства; содействие профессиональному самоопределению. Также организация круглых столов, встреч с руководителями предприятий, которые могут поделиться профессионализмом своей успешности, информировать о потребностях рынка труда в квалифицированных кадрах, объяснить востребованность, перспективность, конкурентность профессии на рынке труда с точки зрения работодателя, тем самым мотивируя школьников к выбору той или иной специальности. По окончании встречи слушатели резюмировали, что непосредственное участие социальных партнеров в профориентационной работе со школь-

ЛИТЕРАТУРА

1. Назарбаев, H.A. Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана «Стратегия «Казахстан - 2050»: новый политический курс состоявшегося государства» [Электронный ресурс] www. akorda.kz/.. .kazahstan/.. ,/poslanie-prezidenta-respubliki-kazahstan-lidera-nacii...

2. Программа развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017 - 2021 годы Утв. постановлением Правительства Республики Казахстан от 29.12. 2016 г. № 91 ^Электронный ресурс] https /tengrinews. kz-zakon/pravitelstvo_respubliki_ kazahstan... /id-Р 160000019/

3. Приказ МОНРКазахстан от 29.08. 2013 года № 361 Типовое положение и порядок деятельностикомиссий по социальному партнерству в областипрофес- § сионального и технического образования ^

4. Послание Президента Республики § Казахстан Н.Назарбаева народу Казах- <

Рч

стана. «Третья модернизация Казахста- §

на: глобальная конкурентоспособность». Щ

[Электронный ресурс] www. akorda.kz/... ^

prezident/poslanie-prezidenta-respubliri- §

kazahstan-nnazarbaeva-na ^

5. ГлушанокД.М. Социальное пар- ® тнерство как средство повышения ка- ® чества профессионального образования К [Текст] / Т.М. Глушанок // Современные § проблемы науки и образования. — 2008. — н № 6-С. 80-83.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.