Современные тенденции развития профессионального образования
2. Кабардов М. К. Роль индивидуальных различий в успешности овладения иностранным языком: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М.,1983.
3. Ратанова Т. А. Взаимосвязь некоторых когнитивноличностных показателей со школьной успеваемостью // Структуры познавательной деятельности. - Владимир, 1989.
4. Соколова И. Ю., Кабанов Г. Л. Качество подготовки специалистов в техническом вузе и технологии обучения. -Красноярск,1996.
5. Шамова Т. И. Активизация учения школьников. - М.: Педагогика,1982.
6. Иванова Т. В. Индивидуально-ориентированное обучение иностранному языку. - Новокузнецк, 2009. - 130 с.
УДК / UDK 378.111
Т. В. Пилюгина T. Piliugina
РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ АССОЦИАЦИЙ И ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ В США
THE ROLE OF SOCIAL PARTNERSHIP OF PROFESSIONAL TAX ASSOSIATIONS AND HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS IN FUTURE TAX OFFICERS’ PROFESSIONAL TRAINING IN THE USA
В статье рассматриваются особенности возникновения и деятельности международных и американских профессиональных организаций, которые устанавливают стандарты учета и отчетности, оказывая влияние друг на друга. Раскрывается важность социального партнерства объединений специалистов налогового дела и высших учебных заведений в определении целей, заданий и содержания профессиональной подготовки будущих специалистов по налогообложению в Соединенных Штатах Америки.
The article deals with the International and American professional organizations’ rising and activity peculiarities which set up accounting and auditing standards and influence each other. The author reveals the importance of social partnership of the tax professional unions and higher educational establishments in determining the aims, tasks and content of tax officers’ professional training in the United States of America.
Ключевые слова: социальное партнерство, Международная организация бухгалтеров и аудиторов, Американский институт дипломированных независимых бухгалтеров, Комитет по вопросам стандартов финансового учета, Комитет по вопросам стандартов учета для государственных организаций США, Комиссия по ценным бумагам и биржам, Американская ассоциация бухгалтеров, Американская ассо-
циация преподавателей бухгалтерского учета, Американская ассоциация налогообложения, Учетный образовательный центр, Стандарт ку-рикулума по налогообложению.
Keywords: social partnership, International organization of accountants and auditors, American Institute of Certified Public Accountants, Financial Accounting Standards Board, Government Accounting Standards Board, Securities & Exchange Commission, American Accounting Association, the American Association of University Instructors in Accounting, American Taxation Association, the Accounting Education Center, the Model Tax Curriculum.
Американское налоговое образование -это особенная отрасль учетного образования, предметом которой является сочетание общепринятых принципов бухгалтерского учета и налогового законодательства, которые постоянно меняются.
Бухгалтерский учет как язык бизнеса в каждой стране должен строиться на общепринятых в международной практике принципах и стандартах, только в таком случае можно говорить о доверии со стороны инвесторов, кредиторов и поставщиков.
Социальное партнерство играет решающую роль в образовательной политике государства, особенно если речь идет о Соединенных Штатах Америки - стране с децентрализованной вла-
стью и влиятельным местным самоуправлением. Именно поэтому значительное количество следующих ученых обращается к исследованию этой проблемы: Л. В. Винникова (подготовка социальных работников), О. В. Вощевская (подготовка инженеров-аграрников), Н. М. Гайдук (подготовка социальных работников к осуществлению посредничества), М. П. Лещенко (развитие университетского образования в международном образовательном пространстве), М.В.Нагач(профессиональноеразвитиепедаго-гов), С. М. Романова (инженерное образование), О. О. Романовский (профессиональная подготовка предпринимателей) и др.
Профессиональная подготовка работников налоговой службы в США - интересная и не исследованная на постсоветском пространстве отрасль. Стоит обратиться к философии коллективного профессионализма, рассмотреть социальный заказ, который рождается именно в профессиональных организациях и определяет цели, задания и продукт налогового образования в целом.
Стандарт бухгалтерского учета - это нормативный документ, который включает комплекс документально оформленных правил и процедур ведения бухгалтерского учета и подготовки финансовой отчетности. Стандартизация бухгалтерского учета - это процесс разработки и последовательного применения комплекса правил и принципов к признанию, оценке и отображению в финансовых отчетах отдельных объектов бухгалтерского учета.
Основной целью стандартов бухгалтерского учета является обеспечение сравнительно-сти показателей финансовой отчетности предприятий, облегчения ее проверки и доступности для пользователей.
На базе международных стандартов бухгалтерского учета профессиональные организации бухгалтеров каждой страны разрабатывают и вводят собственные национальные стандарты. Единственных стандартов может придерживаться определенная группа стран [1].
Так, 29 июня 1973 года на основании соглашения, заключенного между профессиональными бухгалтерскими организациями Австралии, Великобритании, Ирландии, Канады, Голландии, Германии, Мексики, США, Франции и Японии был создан Комитет по международным стандартам бухгалтерского учета (КМСБУ). С 1983 года КМСБУ объединяет все профессиональные бухгалтерские организации, которые входят в Международную федерацию бухгалтеров и аудиторов (МФБА) - International
Federation of Accountants (IFAC). Она включает свыше 100 государств мира. В 2006 году он насчитывает 122 полных и 4 ассоциируемых члена из 91 страны мира. МФБА в своем составе имеет следующие комитеты: Комитет по аудиторской практике, Комитет по учебе, Комитет по этике, Комитет по финансовому и управленческому учету, Комитет по планированию и др. [2].
Его деятельность направлена на максимально возможную гармонизацию национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета и учетных политик разных стран путем разработки и внедрения Международных стандартов бухгалтерского учета (МСБУ), то есть единой методологии ведения бухгалтерского учета, подготовки и представления финансовой отчетности.
КМСБУ - единственная международная организация, которая имеет полную автономию относительно разработки и издания МСБО, за время своей деятельности она выдала 41 международный стандарт бухгалтерского учета (МСБО), из которых в настоящее время действуют 32 [3].
Американский опыт отличается наибольшей многовариантностью и оказывает наисильнейшее влияние на международные стандарты.
В США разработка, утверждение и ввод национальных стандартов бухгалтерского учета осуществляется не правительственными учреждениями, а независимыми профессиональными организациями бухгалтеров, наиболее влиятельными из которых являются Американский институт дипломированных независимых бухгалтеров (АИДНБ) - American Institute of Certified Public Accountants (AICPA), Комитет по вопросам стандартов финансового учета (КВСФУ) - Financial Accounting Standards Board (FASB), Комитет по вопросам стандартов учета для государственных организаций США (КВСУГО) - Government Accounting Standards Board (GASB), Комиссия по ценным бумагам и биржам (КЦББ) - Securities & Exchange Commission (SEC), Американская ассоциация бухгалтеров (ААБ) - American Accounting Association (AAA) на добровольной основе. Они действуют на общественных началах и, соответственно, финансируются за счет членских взносов участников и за счет других, но обязательно собственных источников финансирования. Таким образом, бухгалтеры самостоятельно решают вопрос относительно своей профессиональной деятельности [4].
Современные тенденции развития профессионального образования
Американская ассоциация бухгалтеров была основана в 1916 году как Американская ассоциация преподавателей бухгалтерского учета - the American Association of University Instructors in Accounting - и получила современное название в 1936 году. Это ассоциация профессоров и преподавателей бухгалтерского учета и практикующих бухгалтеров, основной целью которой является развитие теории бухгалтерского учета, инициирования и финансирования научных исследований в отрасли бухгалтерского учета, улучшения преподавания учета и учетного образования. Ассоциация осуществляет свою деятельность через комитеты, издает монографии, отчеты комитетов и периодические издания («Бухгалтерский обзор» («Accounting Review»), «Бухгалтерские горизонты» («Accounting Horizons») и другие. Публикации ААБ, которые касаются теории и принципов учета, носят рекомендательно-прогностический характер, отвечая на вопрос, каким должен быть учет, а не изображают существующую систему бухгалтерских стандартов и процедур, детально регулирующих порядок учета тех или других практических ситуаций [6]. AAБ играет достаточно большую роль в разработке стандартов учета как с точки зрения развития теории, так и с точки зрения практических рекомендаций и отзывов на меморандумы для обсуждения и предложения проектов стандартов, которые рассылаются Комитетом по вопросам стандартов финансового учета. ААБ оказывает помощь Комиссии по обучению бухгалтерскому учету, находящейся в настоящее время в творческом поиске повышения качества образования.
Специфика налогового образования в США как особенной отрасли учетного образования требует определения стандартов налогового образования, характера исследований в отрасли налогообложения, постоянной модернизации информации и удовлетворения потребности в кооперации педагогов с налогови-ками-практиками. Соответствующие проблемы призвана решать Американская ассоциация налогообложения (ААН) - American Taxation Association (ATA), которая была основана в 1974 году и присоединилась к Американской ассоциации бухгалтеров (ААБ) - American Accounting Association (AAA) - в 1978 году в качестве ее сектора налогообложения [7].
Задания ассоциации - способствовать изданию и распространению информации по налогообложению; улучшать налоговое образование благодаря (но не ограничиваясь) совер-
шенствованию курикулума, материалов, которые касаются образования, программ для выпускников налоговых факультетов и аккредитации налоговиков; обеспечивать взаимосвязь со смежными дисциплинами (право, экономика и бухгалтерский учет) для их взаимообогащения и создания налогово-ориентированных образовательных программ; развивать исследовательскую деятельность из налоговой политики, налогового прогнозирования и налогового законодательства; поощрять взаимодействие педагогов с практикующими налоговиками и профессиональными налоговыми организациями по вопросам совместной профессиональной служебной деятельности.
С целью соответствия профессиональной подготовки налоговиков требованиям стандартов Американская ассоциация налогообложения, сотрудничая с Американским институтом дипломированных независимых бухгалтеров, уполномоченна укреплять связь между учеными и практикующими бухгалтерами, обеспечивая научную обоснованность практики и в свою очередь соответствие науки требованиям современного бизнеса.
Американский институт дипломированных независимых бухгалтеров занимается совершенствованием качества учетного образования, популяризирует профессию налоговика среди молодежи, формирует ключевые компетенции у студентов, которые планируют сделать карьеру в сфере налогообложения. Финансовой грамотности учатся также студенты других специальностей для использования приобретенных знаний в профессиональных и личных целях.
Учетный образовательный центр - the Accounting Education Center - в пределах института предлагает ресурсы для педагогов высших учебных заведений и заведений последипломного бизнес и учетного образования, используемых для создания курикулума.
Американский институт дипломированных независимых бухгалтеров создал Стандарт курикулума по налогообложению (СКН) - the Model Tax Curriculum (MTC), расставляя особые акценты на налогообложении и планировании бизнеса. АИДНБ утверждает, что компетенции дипломированного независимого бухгалтера заключаются в прозрачной (clare) и объективной (objective) передаче общей картины, критическом осмыслении сложной информации, предвидении и создании благоприятных возможностей (opportunities), обдумывании путей реализации идей.
Практикующий налоговый работник не может приобрести вышеуказанные компетенции без основ бухгалтерского учета. Сектор налогообложения АИДНБ функционирует в интересах общественности, помогая членам АИДНБ пользоваться доверием общества и способствуя справедливой налоговой политике и эффективному администрированию налогов [8].
Стандарт курикулума по налогообложению дает рекомендации для составления учебных планов по налогообложению. Рекомендации предназначаются для подготовки студентов к их профессиональной деятельности и помощи в складывании и оценке курикулума по учету, имеющие целью привлечение студента к карьере в сфере налогообложения. Таким образом, рекомендации играют центральную роль в обеспечении контингента студентов, которые продолжат свою учебу по специализации «налогообложение». Кроме создания заинтересованности студента в профессии налогового работника, курикулум по налогообложению обеспечивает хорошую основу для будущего учения и помогает студенту в подготовке к сдаче экзамена с целью получения квалификации дипломированного независимого бухгалтера CPA examination.
Следовательно, международные и американские профессиональные организации учета и отчетности выполняют чрезвычайно важную миссию: они являются теми движущими силами, которые осуществляют реформирование налогового образования в США в целом. Ведь деятельность профессиональных объединений
создает стандарт подготовки специалиста как такового, определяя цели, задания и содержание учебной деятельности студентов.
Известно, что Соединенные Штаты имеют передовую развитую налоговую систему и хорошо организованную профессиональную подготовку ее работников. Она требует основательного исследования и нацелена на существенное расширение видения налогового образования как такового.
1. ^вые национальные стандарты [Электронный ресурс] / Грачова Р. // Дебет-кредит. - 2OOO. - № з8. -URL: http://[email protected] (дата обращения:
10.12.2012).
2. Щирба И., Щирба М. Регламентация бухгалтерского учета [Электронный ресурс] // ^ука молода. -2OO6. - № 6. - С.147 - 148. - URL: http://www.library. tane.edu.ua/images/nauk vydannya/ntA 3Fo.pdf (дата обращения: 1O.12.2O12).
3. Соловьева О. В. Зарубежные стандарты учета и отчетности [Электронный ресурс] // Consulting.ru. - 1999. -№ 56. - С. 1. - URL: http://consulting.ru/econs wp 3642 (дата обращения: 1O.12.2o12).
4. Википедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ru.wikipedia.ogr/wiki/US GAAP (дата обращения: 10.12.2012).
5. Соловьева О. В. Зарубежные стандарты учета и отчетности [Электронный ресурс] // Consulting.ru. - 1999. -№ 58. - С. 2. - URL: http://consulting.ru/econs wp 3682 (дата обращения: 10.12.2012).
6. American Accounting Association [Электронный ресурс]. - URL: http://aaahq.org/index.cfm (дата обращения:
10.12.2012).
7. American Taxation Association [Электронный ресурс]. -URL: http://aaahq.org/ata/ ATAMenu/AdminManual.htm (дата обращения: 10.12.2012).
8. AICPA: Accounting Education Center, Model Tax Curriculum [Электронный ресурс]. - URL: http://ceae.aicpa. org/Resources/Education+and+Curriculum+Development/ Model+Tax+Curriculum/ (дата обращения: 10.12.2012).