малых группах включает информационную и контролирующую функции.
Практическое занятие - одна из форм систематических учебных занятий, на котором обучающиеся приобретают необхоДимые умения и навыки по тому или иному разделу специальности.
Одной из форм практических занятий является клинический обход. Клинический обход проводится не реже одного раза в неделю. Продолжительность клинического обхода не должна превышать двух академических часов. За один клинический обход осматривается от 10 до 20 больных. Завершается клинический обход вне палаты разбором каждого осмотренного больного.
Одной из форм практических занятий на клинических кафедрах являются поликлинические занятия. Методика проведения поликлинических занятий определяется профессиональной направленностью. Объем поликлинических
занятий определяется учебным планом и программой обучения.
Курация больных - одна из форм систематических практических учебных занятий, которая способствует более глубокому и детальному усвоению предмета, овладению необходимыми умениями и навыками, предусмотренными учебным планом и программой.
Одной из форм практического занятия являются дежурства обязательные для клинических ординаторов. Целесообразно сочетать
дежурства клинических ординаторов с дежурствами преподавателей кафедры.
Одной из форм организации учебного процесса является самостоятельная работа обучающихся. Самостоятельная работа может включать в себя работу с учебной литературой и учебными пособиями, работу со справочной литературой, подготовку рефератов, научных докладов, курацию больных, работу в операционной, перевязочной, гипсовои и др.
Контроль обучения - одна из важнейших форм учебных занятий. Контроль обучения проводится на всех этапах обучения. Различают предварительный, текущий, рубежный и итоговый контроль знаний. Контрольные вопросы, задачи и задания должны в полной мере соответствовать целям обучения и касаться оценки уровня профессиональной компетентности и квалификации обучаемого. В настоящее время распространенной формой контроля знаний является тестовый контроль, преимуществом которого является возможность проверить усвоение значительного объема разнообразного учебного материала.
Оценка обучения является также важной составной частью контроля и представляет собой определение и выражение (в баллах) степени усвоения обучающимся знаний, умений, навыков, установленных целями и реализуемых программой обучения.
Литература
1. Коллонтай Ю.Ю., Данченко М.К., Андрусон М.В. и др. Открытые повреждения кисти. Киев, изд. Здоровье, 1983. 145 с.
2. Шапошников Ю.Т., Руководство по травматологии и ортопедии. М. Медицина, 1997. Т 3. 612 с.
3. Кригхофф Р. Ортопедия. М. Медицина, 1984. 230 с.
4. Миронов С.П., Шестерня H.A., Гусев Б.В. и др. Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалиста с высшим образованием по специальности «Травматология и ортопедия». Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова. Москва, 2001. 161 с.
5. Оразлиев Д.А. Ситуационные задачи с заранее обвяленными ошибками для слушателей факультета последипломного образования. Вузовская педагогика. Современные тенденции развития педагогических технологий в медицинском образовании. Вузовская педагогика: материалы конференции. Красноярск, 2015. 89 с.
УДК 32 B.C. Токмаков
ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России, Благовещенск, Россия
РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН В ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ НА ПРИМЕРЕ КУРСА «ОСНОВЫ ПОЛИТОЛОГИИ»
Резюме В статье рассматривается роль социально-гуманитарных дисциплин в формировании гражданственности студентов-медиков, приводятся методические средства, полезные для формирования активной гражданской позиции.
Ключевые слова: медицинский вуз, студенты-медики, активная гражданская позиция.
THE ROLE OF SOCIAL AND HUMANITARIAN DISCIPLINES IN THE FORMATION OF CITIZENSHIP IN MEDICAL STUDENTS THROUGH THE EXAMPLE OF THE COURSE OF «FUNDAMENTALS OF POLITICAL SCIENCE»
V.S. Tokmakov
FSBEI HE Amur SMA HM, Blagoveshchensk, Russia
Abstract: The article reviews the role of disciplines of the humanities and social sciences in the formation of citizenship in medical students. The methodological means useful for forming an active civic position are given.
Key words: higher medical school, medical students, active civic position.
В образовательной среде медицинского вуза блок социально-гуманитарных дисциплин остается серьезно недооцененным. Тем временем именно эти предметы играют главную роль в формировании общекультурных компетенций, а также важнейших качеств личности, таких как гражданственность и патриотизм. Они непосредственно прививаются в ходе изучения студентами первого и второго курсов ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России (Амурская ГМА) дисциплин: «История Отечества», «Экономика», «Правоведение», «Философия». Прямое обращение к вопросам политического устройства, гражданства и политического участия осуществляется в рамках вариативного курса «Основы политологии», изучаемого на первом курсе лечебного и педиатрического факультетов.
Дисциплины базового блока играют непосредственную роль в формировании патриотизма и гражданственности. Их данные представляют большой интерес в процессе изучения «Основ политологии». История дает учащимся представление об особенностях возникновения и развития Российского государства, о факторах, обусловивших своеобразие российского менталитета и тип социального устройства. Особое значение^для изучения политологии на первом курсе имеют вопросы функционирования Новгородской вечевой республики, Земских Соборов, Государственной Думы, т. е. форм демократического управления, сосуществовавших вместе с многовековой монархической традициеи. «Экономика» обращается к современным реалиям российской действительности, отдельная тема посвящена переходной экономике от планово-командного к рыночному типу хозяйства [3]. Несмотря на принадлежность научных воззрений авторов научной и учебной литературы к разным научным парадигмам и школам, взаимообусловленность экономической и политической сфер очевидна на всем протяжении исторического развития, в т. ч. на современном этапе.
Изучаемые на втором курсе дисциплины тесно пересекаются с политическими знаниями. «Правоведение» формирует систему представлений об основных отраслях законодательстве РФ, в т.ч. области медицинского права, последнее имеет важное практическое значение для будущих врачей. Курс «философия» включаете рассмотрение истории философской мысли, в данном разделе отдельная тема посвящена русской философии, которая перекликается с историей русской общественно-политической мысли.
Противоречие между закрытостью области политики и массовым общественным сознанием решается посредством формирования активной гражданской позиции. Большинство граждан не занимаются профессиональной политической деятельностью и не могут ею заниматься. Однако в информационном обществе все большее значение приобретает феномен общественного мнения, т.е. совокупного отношения людей к злободневным явлениям и ожидания адекватных сложившейся ситуации действий органов власти [5], а оно формирует активное действие масс населения по отстаиванию своих интересов. Иначе говоря, «голос народа» может оказаться, по крайне мере важным, или даже определяющим при решении тех или иных актуальных вопросов, например, в отношении совершенствования «прозрачности» процедуры голосования на выборах.
Активной гражданской позиции предшествует наличие сформировавшейся гражданственности, благодаря которой возможно плодотворное участие в сфере общественно-политических отношений. Обратимся к дефинициям. Гражданственность определяется как нравственное качество личности, определяющее сознательное, активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством и обществом. Также она предполагает разумное использование своих гражданских прав, соблюдение и уважение законов страны. Подчеркивается, что неправомерно отождествлять гражданственность с лояльностью по отношению к политическим властям [4].
Имеются и другие формулировки обозначенного термина. Гражданственность - совокупность базовых, сложившихся на определенный момент времени ценностей, норм и ролей, принятых за образец. Критерием определения степени гражданственности личности является соответствие между социетальной моделью, объективированной как декларируемые, возможные, желаемые характеристики человека и реальным поведением индивида как исполнителя гражданских ролей [2]. Также гражданственность формулируется в качестве социокультурно обусловленного, интегративного качества личности, основывающегося на осознании себя как гражданина, собственной ответственности за существование и благополучие государства и общества, включающего специфическую систему знаний, отношений, умений, а также волевую и рефлексивно-регулятивную составляющие, что обуславливает поведенческую активность и готовность личности к гражданской деятельности [1]. Несмотря на значительное количество формулировок, содержание понятия определяется в основном как качество или как ценность.
На освоение гуманитарных предметов студентами, помимо уровня подготовки, влияет их личный социальный опыт. Получившие средне-специальное образование, имеющие стаж работы легче справляются с обозначенными дисциплинами. Кроме того, студенты, совмещающие учебу с работой, непосредственно испытывают на себе влияние социально-экономических процессов, происходящих в стране. За рамками указанных институтов, элементарный гражданский опыт позволяет получить внеаудиторная воспитательная работа, осуществляемая в Амурской медицинской академии студенческим профсоюзом и общественной организацией «Инициативная молодежь xXl века» на очень высоком уровне.
В условиях идеологического вакуума, ставшего системным явлением российской общественно-политической действительности, социологи даже утверждали, что общим основанием новой
идеологии могут выступать идеи патриотизма и гражданственности. Так же ими обращается внимание на то, что русский человек всегда доверял государству больше, чем обществу, а его стремление к порядку во всех сферах жизни было тесно связано с идеей сильного государства [2]. Гражданственность и патриотизм, если и не могут стать основой новой идеологии, то обеспечивают элементарную систему мировоззренческих координат личности в условиях деидеологизированности общества.
В течение одного семестра можно лишь начать формировать политическое сознание у студентов-медиков, полностью же оно будет сформировано только в период профессиональной деятельности. Медицина является социально-ориентированной областью, непосредственно зависит от государственной политики в социальной сфере, следовательно, медицинский работник, при всем желании, не может остаться в стороне от происходящих социально-политических событий и процессов.
Выражение активной гражданской позиции - единственная возможность включения в сферу политики подавляющего большинства жителеи страны. Данный тезис обуславливает тематику семинарских занятий по курсу. Особого внимания требует тема, посвященная человеку в качестве субъекта и объекта политики, она же включает вопросы прав и свобод граждан, их классификации и проблем реализации. Чем меньше человек является субъектом, т. е. активным, деятельным началом, тем больше он становится объектом политики, на которого оказывается одностороннее воздействие лиц и учреждений, облеченных властными полномочиями [5]. Демократия, как власть народа, невозможна без активного участия самих людей, иначе государство закономерно расширяет свои функции в обществе, усиливается сфера политического управления за счет сужения общественной инициативы.
При подготовке учебно-методического пособия, содержащего тематику 16 семинарских занятий, рекомендации к самостоятельной подготовке, вопросы для самопроверки, темы для докладов, сочинений, диспутов, отдельно были выделены темы занятий: «Гражданское общество -основа демократии»; «Группы интересов и общественные организации», учитывая их актуальность в современных условиях. При изучении института выборов добавлен вопрос о политическом абсентеизме, т. е. об уклонении от участия в общественно-политической жизни. Предложены темы эссе: «Пять причин пойти на выборы», «Если завтра выборы, то я бы проголосовал за политическую партию...».
«Основы политологии» вместе с другими гуманитарными предметами, прежде всего, «Историей Отечества», «Экономикой» и «Правоведением», имеют все возможности для формирования основ гражданственности студентов-медиков. Окончательное формирование гражданственности происходит в процессе личного социального опыта каждого человека, выходящего далеко за пределы получения, как среднего, так и высшего образования, обусловленного индивидуальными особенностями. Литература
1.Акмеология. Учебник. / Под. общ. ред. А.А. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2006. 423 с.
2.Гаврилюк В.В., Маленков В.В. Гражданственность, патриотизм и воспитание молодежи. // Социологические исследования, 2007, № 4, С. 42-51.
3.Кажанова Т.М. Экономика. Методическое пособие для студентов. Благовещенск: ИП Сажинов А.А., 2014, 98 с.
4.Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике (междисциплинарный). Ростов - н/Д., ИЦ «Март», 2005. 382 с.
5.Сиротин Ю.В. Основы политологии. Учебное пособие для студентов. Благовещенск: ИПК «Зея», 2012. 200 с.
УДК 378 B.C. Матющенко
ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России, Благовещенск, Россия
РОЛЬ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН В УЛУЧШЕНИИ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ
Резюме Основой любого вуза является стремление к улучшению качества подготовки специалистов. Современная наука понимает под качественным специалистом ассимиляцию таких сфер, как качество знании и качество деятельности, которые позволяют сформировать у студента сферу качества культуры личности. Помимо специальных профессиональных знаний выпускник должен быть всесторонне развитой и устойчивой личностью, активным членом общества, субъектом современной культуры. Конечной и приоритетной целью образования, в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», выступает воспитание. В медицинском вузе воспитательная функция ложится, прежде всего, на кафедру гуманитарных наук.
Ключевые слова: медицинскии вуз, качество подготовки специалистов, кафедра гуманитарных наук.
THE ROLE OF HUMANITARIAN DISCIPLINES IN IMPROVING THE QUALITY OF TRAINING SPECIALISTS
AT THE HIGHER MEDICAL SCHOOL
V.S. Matushchenko FSBEI HE Amur SMA HM, Blagoveshchensk, Russia
Abstract The basis of any university is the desire to improve the quality of training specialists. Modern science considers the term "qualitative specialist" as assimilation of such spheres as quality of knowledge and quality of activity, which allow to form the sphere of quality of the culture of personality in a student. In addition to special professional knowledge, a graduate must be a fully developed and stable person, an active member of society, a subject of modern culture. The final and priority goal of education, in accordance with the Law of the Russian Federation "On Education", is upbringing. In the Higher Medical School, the educational function falls on the department of the humanities.