Научная статья на тему 'Подготовка врачей травматологов и ортопедов на базе кафедры хирургических болезней (ФПДО)'

Подготовка врачей травматологов и ортопедов на базе кафедры хирургических болезней (ФПДО) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА ВРАЧЕЙ ТРАВМАТОЛОГОВ И ОРТОПЕДОВ / TRAUMATOLOGISTS' AND ORTHOPEDISTS TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Оразлиев Д. А., Олифирова О. С.

Данная статья посвящается проблеме улучшение качества специализированной травматолого-ортопедической помощи населению путем освоения новых и современных диагностических приемов, методов консервативного и оперативного лечения повреждений и заболеваний органов опоры и движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Оразлиев Д. А., Олифирова О. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING TRAUMATOLOGIST AND ORTHOPEDISTS AT THE DEPERTAMENT OF SURGICAL DISEASES (FPGE)

This article is devoted to the problem of improving the quality of specialized traumatologic and orthopedic care to the population through the development of new and modern diagnostic techniques, methods of conservative and surgical treatment of injuries and diseases of the musculoskeletal system.

Текст научной работы на тему «Подготовка врачей травматологов и ортопедов на базе кафедры хирургических болезней (ФПДО)»

основанное на фактах, взаимовыгодные отношения с поставщиками ресурсов и информации.

Управление качеством образования на уровне кафедры включает процессы проектирования и планирования, формирования качества образования, мониторинг процессов и их коррекцию. Важнейшее значение во всех данных процессах имеет информационное обеспечение и внедрение новых информационных технологий при сохранении индивидуализации образования и права студентов на собственное мнение.

Ведущим средством повышения качества образования на уровне кафедры является образовательный мониторинг. Под образовательным мониторингом понимают систему организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающую непрерывное слежение за её состоянием и прогнозирование её развития [3]. Мониторинговый подход к решению проблемы повышения качества образования позволяет регистрировать изменения, которые происходят как во времени, так и в содержании, даёт материал для постоянного анализа и коррекции управленческих решений. Причем на уровне кафедры учреждения высшего образования возможны все виды образовательного мониторинга: по целевой перспективе - стратегический, тактический, оперативный; по этапам образовательного процесса - входной, промежуточный, итоговый; по временной зависимости - ретроспективный, опережающий, текущии; по частоте мониторинговых мероприятий - разовый, периодический, систематический; по охвату объекта наблюдения - локальный, выборочный, сплошной; по организационным формам осуществления - индивидуальный, групповой, фронтальный.

Таким образом, заинтересованность преподавателей в объективном оценивании, применение мониторинга с диагностической целью, а также включение результатов текущих наблюдений в управленческую деятельность в конечном итоге способствуют улучшению качества образования.

Литература

1. Варченко Е. И. Управление качеством образования в образовательном учреждении // Молодой ученый. 2013. №3. С.

471-474. [Электронный ресурс^Э: https://moluch.ru/archive/50/6384/ (Дата обращения: 04.12.2017)

2. Покасов В.Ф. // Управление качеством образования современной школы (методические материалы). Ставрополь:

СКИРО ПК и ПРО, 2012. 145 с.

3. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Управление качеством образования: Учебно-практическое пособие. Ч. 1. Челябинск: Изд-

во ЧГПУ, 2000. 147 с.

УДК 378.14.015.62

Д. А. Оразлиев, О.С. Олифирова

ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России, Благовещенск, Россия

ПОДГОТОВКА ВРАЧЕЙ ТРАВМАТОЛОГОВ И ОРТОПЕДОВ НА БАЗЕ КАФЕДРЫ ХИРУРГИЧЕСКИХ

БОЛЕЗНЕЙ (ФПДО)

Резюме Данная статья посвящается проблеме улучшение качества специализированной травматолого-ортопедической помощи населению пУтем освоения новых и современных диагностических приемов, методов консервативного и оперативного лечения повреждений и заболеваний органов опоры и движения.

Ключевые слова: подготовка врачей травматологов и ортопедов. TRAINING TRAUMATOLOGIST AND ORTHOPEDISTS AT THE DEPERTAMENT OF SURGICAL DISEASES (FPGE)

D. A. Orazliev, O. S. Olifirova FSBEI HE Amur SMA HM, Blagoveshchensk, Russia

Abstract This article is devoted to the problem of improving the quality of specialized traumatologic and orthopedic care to the population through the development of new and modern diagnostic techniques, methods of conservative and surgical treatment of injuries and diseases of the musculoskeletal system.

Key words: traumatologists4 and orthopedists training.

Последипломное повышение квалификации травматологов-ортопедов должно преследовать главную цель - улучшение качества специализированной травматолого-ортопедической помощи населению путем освоения новых и современных диагностических приемов, методов консервативного и оперативного лечения повреждений и заболеваний органов опоры и движения, как у детей, так и у взрослых, а также освоения различных аспектов реабилитации.

При подготовке врачей травматологов-ортопедов решаются следующие основные задачи.

1. Овладение необходимым уровнем знаний по основным травматолого-ортопедическим специальностям, избранным вопросам смежных дисциплин.

2. Важным элементом сертификационного цикла является уточнение реальных практических навыков специалиста, его способность выполнить остеосинтез, сшить связки, сухожилия, грамотно произвести первичную хирургическую обработку ранений, в том числе огнестрельных; произвести репозицию отломков костей, выполнить иммобилизацию и др.

3. Освоение вопросов организации травматолого-ортопедической помощи, основ санитарно-эпидемиологического режима, мероприятий по профилактике и реабилитации после полученной травмы и осложнений в травматологии, а также ведение медицинской документации, в том числе учетно-отчетной.

Организация и обучение в системе первичной специализации врачей по травматологии и ортопедии проводится следующим образом.

1. Организация подготовки врачей осуществляется Министерством здравоохранения Российской Федерации, образовательными учреждениями высшего и дополнительного профессионального образования, органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации.

2. Оптимальным числом врачей на одной базе следует считать до 10 человек, что обеспечивает формирование полноценной группы под руководством ассистента или доцента, клинический разбор больных, проведение деловых игр, семинаров и других форм обучения.

3. Подготовка врачей осуществляется как на профильных кафедрах высших медицинских образовательных учреждений и учреждений дополнительного профессионального образования, так и в учреждениях практического здравоохранения, находящихся в ведении органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации.

4. В период обучения на профильных кафедрах обучающиеся получают стипендии в размерах, установленных действующим законодательством Российской Федерации.

Тотальный контроль знаний с использованием автоматизированных систем (на персональных компьютерах), а также учет фактов характеристики практической деятельности травматолога-ортопеда позволяют наиболее полно и наиболее объективно оценить уровень квалификации специалиста.

Программы сертификационного цикла по травматологии и ортопедии составляются с таким учетом, при котором на профессиональную подготовку приходится 90% от всего времени обучения, а 10% составляют элективы по специальности и смежным дисциплинам.

Последипломное профессиональное образование врачей имеет свои существенные особенности, которые накладывают отпечаток на всю организацию учебного процесса, формы и методы проведения учебных занятий. Основными формами учебной работы являются лекции, семинары, практические занятия, контроль и оценка знании, анализ конкретных ситуаций, самостоятельная работа слушателей, написание рефератов.

Учебная лекция - одна из форм систематических учебных занятий. На лекции выносятся наиболее сложные теоретические разделы курса. Различают следующие виды учебных лекций: вводные, тематические, обзорные, заключительные, комплексные, проблемные и клинические. Курс лекций может быть систематическим, специальным, посвящен избранным главам.

Объем лекций в часах определяется учебным планом и программой обучения. К каждой лекции необходимо составление методической разработки. Методическая разработка должна содержать название лекции, ее цели и задачи, указание, для какого контингента слушателей она предназначена, объем учебного времени, план лекции, характер иллюстративного материала, перечень использованнои литературы.

Одной из форм учебно-теоретических практических занятий является семинар. Это эффективная форма оРганизаЦии учебных занятий, способствующая наиболее глубокому и детальному усвоению учебного материала. В настоящее время семинары следует считать ведущей формой обучения.

На клинических кафедрах распространенной формой семинара является утренняя конференция. Проведение этих конференций фиксируется в расписании. На семинары предпочтительно выносить более сложные разделы, требующие глубокого осмысления и логических действий. В подготовке к семинару следует четко определить цели и задачи семинара, дать название его в строгом соответствии с учебным планом и программой предмета, составить методическую разработку семинара, содержащую порядок проведения семинара, перечень вопросов для дискуссии и литературу, необходимую для предварительной проработки. При этом необходима предварительная самостоятельная работа обучающихся. Время, отведенное на семинар, составляет 2-4-6 часов, что должно быть отражено в расписании занятий.

Одной из форм семинара является клинический разбор, целью которого является развитие клинического мышления, формирование дифференцированного

подхода к лечению больного, умение применить свои знания на практике.

Одной из форм проведения семинара является деловая игра. Это активная форма организации учебной работы, при которой знания, умения, навыки приобретаются путем самостоятельного решения тех или иных учебных проблем. В задачу деловой игры входит процесс выработки и принятия решения конкретной ситуации в условиях поэтапного уточнения необходимых факторов и анализа информации.

Одна из форм проведения семинара - работа в малых группах. Работа в

малых группах включает информационную и контролирующую функции.

Практическое занятие - одна из форм систематических учебных занятий, на котором обучающиеся приобретают необхоДимые умения и навыки по тому или иному разделу специальности.

Одной из форм практических занятий является клинический обход. Клинический обход проводится не реже одного раза в неделю. Продолжительность клинического обхода не должна превышать двух академических часов. За один клинический обход осматривается от 10 до 20 больных. Завершается клинический обход вне палаты разбором каждого осмотренного больного.

Одной из форм практических занятий на клинических кафедрах являются поликлинические занятия. Методика проведения поликлинических занятий определяется профессиональной направленностью. Объем поликлинических

занятий определяется учебным планом и программой обучения.

Курация больных - одна из форм систематических практических учебных занятий, которая способствует более глубокому и детальному усвоению предмета, овладению необходимыми умениями и навыками, предусмотренными учебным планом и программой.

Одной из форм практического занятия являются дежурства обязательные для клинических ординаторов. Целесообразно сочетать

дежурства клинических ординаторов с дежурствами преподавателей кафедры.

Одной из форм организации учебного процесса является самостоятельная работа обучающихся. Самостоятельная работа может включать в себя работу с учебной литературой и учебными пособиями, работу со справочной литературой, подготовку рефератов, научных докладов, курацию больных, работу в операционной, перевязочной, гипсовои и др.

Контроль обучения - одна из важнейших форм учебных занятий. Контроль обучения проводится на всех этапах обучения. Различают предварительный, текущий, рубежный и итоговый контроль знаний. Контрольные вопросы, задачи и задания должны в полной мере соответствовать целям обучения и касаться оценки уровня профессиональной компетентности и квалификации обучаемого. В настоящее время распространенной формой контроля знаний является тестовый контроль, преимуществом которого является возможность проверить усвоение значительного объема разнообразного учебного материала.

Оценка обучения является также важной составной частью контроля и представляет собой определение и выражение (в баллах) степени усвоения обучающимся знаний, умений, навыков, установленных целями и реализуемых программой обучения.

Литература

1. Коллонтай Ю.Ю., Данченко М.К., Андрусон М.В. и др. Открытые повреждения кисти. Киев, изд. Здоровье, 1983. 145 с.

2. Шапошников Ю.Т., Руководство по травматологии и ортопедии. М. Медицина, 1997. Т 3. 612 с.

3. Кригхофф Р. Ортопедия. М. Медицина, 1984. 230 с.

4. Миронов С.П., Шестерня H.A., Гусев Б.В. и др. Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалиста с высшим образованием по специальности «Травматология и ортопедия». Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова. Москва, 2001. 161 с.

5. Оразлиев Д.А. Ситуационные задачи с заранее обвяленными ошибками для слушателей факультета последипломного образования. Вузовская педагогика. Современные тенденции развития педагогических технологий в медицинском образовании. Вузовская педагогика: материалы конференции. Красноярск, 2015. 89 с.

УДК 32 B.C. Токмаков

ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России, Благовещенск, Россия

РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН В ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ НА ПРИМЕРЕ КУРСА «ОСНОВЫ ПОЛИТОЛОГИИ»

Резюме В статье рассматривается роль социально-гуманитарных дисциплин в формировании гражданственности студентов-медиков, приводятся методические средства, полезные для формирования активной гражданской позиции.

Ключевые слова: медицинский вуз, студенты-медики, активная гражданская позиция.

THE ROLE OF SOCIAL AND HUMANITARIAN DISCIPLINES IN THE FORMATION OF CITIZENSHIP IN MEDICAL STUDENTS THROUGH THE EXAMPLE OF THE COURSE OF «FUNDAMENTALS OF POLITICAL SCIENCE»

V.S. Tokmakov

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.