Роль, состав и место дистанционной торговле в структуре мировой
экономики.
Role, structure and the place to a distance selling in structure of the international economic relations.
Дыганова Рената Рафаилевна Dyganova Renata Rafailevna
Преподаватель кафедры Экономики и организации производства ФГБОУ ВО «Казанский государственный энергетический университет»
Салихова Регина Рафаилевна Salikhova Regina Rafailevna К.э.н., доцент кафедры товароведения и технологии общественного питания АНОО ВО ЦС РФ Казанский кооперативный институт "Российский
университет кооперации"
Аннотация. В статье приведен обзор рынка внутренней дистанционной торговли в структуре мировой экономики. Обозначена роль электронной торговли как наиболее динамично развивающегося элемента дистанционной торговли. В статье приводится обзор структуры рынка диснционной торговли, соотношение удельных весов внутренней дистанционной торговли и импорта. Также обозначены приоритетные показатели качества торгового обслуживания в зарубежных и отечественных интернет-магазинах. Выявлено, что основными приоритетами в выборе зарубежного интернет-магазина являются низкая стоимость и широкий ассортимент реализуемых товаров. Указана необходимость создания конкурентной среды на рынке электронной торговли между отечественными и зарубежными интернет-магазинами, путем корректировки налогового и таможенного законодательства.
Ключевые слова. Дистанционная торговля, электронная торговля,
1
мировая экономика
Summary. In article the overview of the market of a domestic distance selling is provided in structure of world economy. The role of electronic trading as the most dynamically developing element of a distance selling is designated. The overview of structure of the market of disntsionny trade, a ratio of specific weights of a domestic distance selling and import is provided in article. Priority indicators of quality of trade servicing in foreign and domestic online stores are also designated. It is revealed that the main priorities in the choice of foreign online store are the low cost and the wide range of implementable goods. Need of creation of a competitive environment in the market of electronic trading between domestic and foreign online stores, way of adjustment of the tax and customs legislation is specified.
Keywords. Distance selling, electronic trading, world economy
Введение.
Современная мировая экономическая система характеризуется высокой скоростью развития межгосударственных торговых отношений, путем их реализации посредством сети Интернет. Техническое обеспечение отдельных регионов РФ (со стороны хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств) способствует более быстрой реализации произведенной потребительной стоимости как отечественных, так и иностранных компаний и, как следствие, максимальному удовлетворению платежеспособного спроса стран-участников международных экономических отношений. Эффективность такого взаимодействия стала более ярко проявляться на микро уровне отдельных предприятий и физических лиц.
Основная часть.
Дистанционная торговля, входящая в структуру розничной торговли,
имеет в своем составе как виды продаж, основанные на использовании
информационных сетей Интернет (электронная торговля), так и с
использованием традиционных средств обмена данными («бумажные»
2
каталоги, буклеты). В связи с данным обстоятельством дистанционная торговля по степени влияния на мировую экономическую систему имеет как традиционные, так и инновационные рычаги управления.
Входящая в состав дистанционной электронная торговля играет значительную роль в формировании отечественной экономической системы в целом, но тем не менее она занимает сравнительно небольшую долю в структуре российской экономики. Наряду с традиционной торговлей, электронная торговля задает основные тенденции и направления развития российской экономики. Однако функциональные возможности использования сети Интернет позволяют судить о воздействии электронной торговли на отечественную экономику, а также на мировую экономическую систему в более быстрые сроки. В этом заключается основное различие в подходах к оценке воздействия на мировую экономику электронной и традиционной форм торговли. Несмотря на то, что обе эти формы торговли приводятся к единому знаменателю мировой экономики, подходы к воздействию на мировую экономическую систему существенно различаются. Если электронная торговля оказывает воздействие на мировую экономику благодаря функциональным возможностям сети Интернет, что обусловливает ее быстрое развитие и насыщение мировой экономики в более короткие сроки, то для традиционной торговли характерно установление экономических связей с отдельными регионами, постепенно переходящих в структуру всей мировой экономической системы.
В зависимости от участников коммерческих отношений (в соответствии с общепринятой классификацией моделей электронной коммерции) выделяют следующие виды электронной торговли (рис.1.1.4):
Рис.1.1.4 Виды электронной торговли1
Вследствие многомерности сферы распространения электронной торговли взаимоотношения на данном рынке возникают как внутри отдельных блоков (между юридическими лицами, между физическими лицами), так и между блоками (между юридическими и физическими лицами, между государством и физическими лицами, между государством и юридическими лицами). НАДТ включает категорию «электронная торговля», в состав дистанционных способов реализации. Следует отметить, что определение «электронной торговли», данное в ГОСТ Р 51303-2013 не ограничивает сферу распространения электронной торговли только по каналу юридическое лицо - физическое лицо. Однако в соответствии с определением «продажа товаров дистанционным способом», данном в Постановлении Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 «Об утверждении правил продажи дистанционным способом» сфера дистанционной торговли ограничена рамками розничных торговых операций.
По данным Национальной Ассоциации Дистанционной торговли объем продаж российского рынка интернет-торговли в 2016 году составил 1103 млрд. руб. (темп прироста в рублевом эквиваленте по отношению к 2015 году составил 41%).
1 Составлено автором на основе Электронная коммерция: учебник / Л.А. Брагин, Г.Г. Иванов, А.Ф. Никишин, Т.В. Панкина. - М.: ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М,2012. - 192 с.
4
Следует отметить, что за период 2014-2016 гг. увеличивается доля импорта в структуре дистанционной торговли в РФ.
Рис.1 Структура внутренней дистанционной торговли (соотношение отечественных продаж и импорта), млрд. руб.2
Исходя из рисунка 1 видно, что темп роста импортных операций в дистанционной торговле за период 2014-2016 гг. составил 412%, что, безусловно, является одним из факторов, ограничивающих конкурентоспособность российских интернет-магазинов по отношению к западным.
По данным НАДТ наиболее приоритетные показатели, стимулирующие потребителей к покупке в иностранных и отечественных интернет-магазинах существенно различаются. Так, наиболее предпочтительными показателями зарубежных интернет-магазинов являются низкая цена и широкий ассортимент, в то время как среди отечественных интернет-магазинов большее значение приобретают такие показатели качества торгового обслуживания как удобство заказа и быстрая доставка. (рис.2)
Составлено на основе данных НАДТ [Электронный ресурс]. http://namo.ru/nc\\s/29/179.html. свободный. Дата посещения 09.03.2017
Режим доступа:
Рис.2 Приоритеты потребителей в выборе интернет-магазина.
Таким образом, следует отметить, что наиболее предпочтительными факторами отечественных интернет-магазинов являются неценовые показатели качества торгового обслуживания (удобство выбора товара, процесса заказа, логистика), в то время как основными приоритетами при выборе зарубежных интернет-магазинов являются стоимость и широкий ассортимент товаров.
Как показали исследования за период с 2011-2016 гг. произошел значительный переток покупателей из зарубежных в отечественные интернет-магазины. (порядка 90 %). Однако анализируя вопрос рекрутинга потребителей, необходимо отметить, что прирост покупателей, совершивших первую покупку в зарубежных интернет-магазинах в период с 2011-2016 гг. составил 80,4%. (рис.3)
Составлено на основе данных НАДТ [Электронный ресурс]. http://namo.ru/news/29/179.html, свободный. Дата посещения 09.03.2017
Режим доступа:
Рис. 3 Структура рекрутинга покупателей
Исходя из рисунка 3 видно, что в последние годы приоритет в совершении первой покупки отдается зарубежным интернет-магазинам. Динамика роста данного показателя за период 2011-2016 годы составила 80,4%, что весьма существенно. Однако, вследствие того, что потребители стремятся приобрести в зарубежных интернет-магазинах относительно недорогие товары (исходя из рисунка 2), то удельный вес импорта электронной торговли в стоимостном значении составляет всего 32% (исходя из рисунка 1).
Необходимо отметить, что с 1 января 2017 года в целях создания равноправных условий для зарубежных и отечественных дистанционных торговых структур вводится так называемый налог на google ( НДС) в размере 18% для иностранных IT-компаний. Налогом облагаются продажи цифрового контента, софта, хостинг, регистрация доменов, голосовые услуги через интернет, хранение и обработка информации и ряд других услуг5. Сторонники введения данного налога полагают, что это позволит увеличить конкурентоспособность отечественных электронных торговых предприятий, тем самым увеличив выигрыш внутренних производителей. Однако, по
Составлено на основе данных НАДТ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://namo.ru/news/29/179.htmI. свободный. Дата посещения 09.03.2017
Эксперт №50, 2016 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://cxpcrt.ru/2016/06/16/naIog-na-gugI/. свободный. Дата посещения 05.11.2016
мнению НАДТ, введение НДС приведет к тому, что основное налоговое бремя «падет» на конечного потребителя, поскольку предполагается, что зарубежные интернет-магазины не заинтересованы в снижении цен для удержания российского рынка, поскольку их продукция будет пользоваться спросом, несмотря на увеличение цены (в размере 18%). Исходя из этого, введение налога приведет к проигрышу потребителей.
Заключение.
1) Электронная торговля оказывает сильнейшее воздействие на мировую экономическую систему, как по скорости развития, так и по объему совершаемых операций. Возможности электронной торговли позволяют ускорить процесс товародвижения, удовлетворения платежеспособного спроса, реализации произведенной потребительной стоимости;
2) Анализ структуры внутренней интернет-торговли позволил выявить тенденцию увеличения доли импорта с 13% в 2014 году до 32% в 2016 году, что отрицательно воздействует на конкурентоспособность отечественных интернет-магазинов;
3) Основными причинами интереса отечественных потребителей к зарубежным интернет-магазинам является низкая стоимость и широкий ассортимент, как показал анализ приоритетов потребителей в выборе интернет-магазина по данным НАДТ;
4) В целях поддержания конкурентоспособности отечественных интернет-магазинов, необходима систематическая корректировка политики в области таможенного, налогового регулирования иностранных электронных компаний.
Библиографический список:
1) Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 (ред. от 04.10.2012) «Об утверждении правил продажи дистанционным способом» Режим доступа: http://base. garant.ru, свободный
2) Данные НАДТ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://namo.ru/news/29/179.html, свободный. Дата посещения 09.03.2017
3) Никишин А.Ф., Иванов Г.Г. Социальная эффективность дистанционной торговли [Электронный ресурс] // Современные тенденции развития науки и технологий, 2016. - №9-4. - С. 84-86. Режим доступа: http://elibrary.ru, свободный
4) Попенкова Д.К. Электронная торговля - одна из перспективных форм развития ритейла [Электронный ресурс] // Международный научно-исследовательский журнал. - 2016. - №5-1 (47). - С.147-150 Режим доступа: http://elibrary.ru, свободный
5) Савельев А.И. Электронная коммерция в России и за рубежом: правовое регулирование [Текст] /Савельев А. И. - М.: Статут, 2014. - 543 с
6) Тиме Ян Дистанционная торговля [пер. с нем. Л. Болховитиной].[Текст] - М.: Вершина, 2006. - 376 с.
7) Тутаева Юлия Рафаиловна. «Информационно-сетевая доминанта развития рыночного механизма в современных условиях». Диссертация на соискание ученой степени к.э.н., Москва, 2014
8) Хасбулатов Р.И. Международная торговля. [Текст] Учебник для бакалавриата и магистратуры. Изд-во: Юрайт, 2016. - 368 с.
9) Электронная коммерция: учебник / Л.А. Брагин, Г.Г. Иванов, А.Ф. Никишин, Т.В. Панкина. - М.: ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М,2012. - 192 с.
10) Эксперт №50, 2016 [Электронный ресурс] Режим доступа: http: //expert.ru/2016/06/16/nalog-na- gugl/, свободный. Дата посещения 05.11.2016
Bibliography:
1) The order of the Government of the Russian Federation of 27.09.2007 No. 612 (an edition of 04.10.2012) "About approval of rules of sale by a remote method" the access Mode: http://base.garant.ru, free
2) Data NADT [An electronic resource]. - Access mode: http://namo.ru/news/29/179.html, free. Date of visit 09.03.2017
3) Nikishin A. F., Ivanov G. G. Social efficiency of a distance selling [An electronic resource]//Current trends of development of science and technologies, 2016. - No. 9-4. - Page 84-86. Access mode: http://elibrary.ru, free
4) Popenkova D. K. Electronic trading - one of perspective forms of development of a retail [An electronic resource]//the International research magazine. - 2016. -No. 5-1 (47). - Page 147-150 access Mode: http://elibrary.ru, free
5) Savelyev A. I. Electronic commerce in Russia and abroad: legal regulation [Text]/Savelyev A. I. - M.: Statute, 2014. - 543 with
6) Tim Yang the Distance selling [the lane with it. L. Bolkhovitina]. [Text] - M.: Top, 2006. - 376 pages.
7) Tutaev Yulia Rafailovna. "An information and network dominant of development of a market mechanism in modern conditions". The thesis for a scientific degree competition PhD Econ., Moscow, 2014
8) Khasbulatov R. I. International trade. [Text] the Textbook for a bachelor degree and a magistracy. Publishing house: ropafiT, 2016. - 368 pages.
9) Electronic commerce: textbook / L.A. Bragin, G. G. Ivanov, A. F. Nikishin, T. V. Pankina. - M.: IDES "FORUM": INFRA-M,2012. - 192 pages.
10) Expert No. 50, 2016 [An electronic resource] access Mode: http://expert.ru/2016/06/16/nalog-na-gugl/, free. Date of visit 05.11.2016