УДК 339.13
АВДЕЙЧИКОВА Е. В.
кандидат технических наук, доцент Омского института (филиала)
Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова г. Омск
e-mail: avdeich@mail.ru
АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «УДАЛЁННАЯ ТОРГОВЛЯ» И ЕЁ ОСОБЕННОСТИ
Статья посвящена современному направлению в развитии торгового бизнеса - дистанционной торговле. Автор приводит новое содержание термина «удалённая торговля». Представляет анализ рынка удалённой торговли в России, выявляет её особенности.
Ключевые слова: дистанционная торговля; удалённая торговля; рынок удалённой торговли; особенности удалённой торговли.
ANALYSIS OF THE CONCEPT “DELETHING TRADE” AND FEATURES
ELENA V. AVDEYCHIKOVA
Omsk institute (Branch)
Plekhanov Russian University of Economics Omsk
The article is devoted to the modern direction in the development of a trading business - distance trade. The author gives a new meaning of the term “remote commerce. ” Presents an analysis of the market remote trade in Russia, reveals its features.
Keywords: distance selling, remotetrade, removal markettrade, especially the remote trading.
Торговля, являясь одним из последних этапов в системе распределения готового продукта, занимает промежуточное положение между производством и потреблением. Торговая отрасль является одним из наиболее динамично развивающихся секторов российской экономики. В 2011 г объём розничного товарооборота в России достиг 19,08 трлн.руб., что составляет 107% к предыдущему 2010 г. Торговля обеспечивает около 10% всего объема налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации [7].
В настоящее время торговая деятельность претерпевает значительные изменения в связи с развитием научно-технического прогресса, информационных технологий и доступа в интернет. Наряду с традиционной стационарной и нестационарной торговлей, ранее известной и изученной, появляются новые
104
технологии реализации товаров, дополняющие традиционные, которые сами по себе достаточно экономически и социально эффективны. К ним относятся: интернет-торговля, телемагазины, торговля через почтовые каталоги, вендинг и прочее. Это так называемые дистанционные способы продажи товаров.
На сегодняшний день понятие дистанционного способа продажи товаров представлено в четырёх документах: в статье497 Гражданского кодекса РФ, в статье Закона РФ «О защите прав потребителей», в постановлении Правительства РФ от 27.09.2007 г. № 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом», а также в ГОСТР 51304-2009 «Услуги торговли. Общие требования». В соответствии с последним нормативным документом: «Дистанционный способ реализации товаров осуществляется посредством ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товаров, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах, а также посредством электронных средств массовой информации, средств связи (телерадиореклама, телемагазин, почтовая связь, интернет-торговля, электронный магазин) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара. Дистанционный способ реализации товаров предполагает оказание услуг по доставке товаров путём их пересылки покупателям почтовыми отправлениями или иными способами» [4]. В «Правилах продажи товаров дистанционным способом» также имеет место понятие: «продажа товаров дистанционным способом - продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или посредством средств связи, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора» [3]. В этом же документе, в п.20 приведены условия заключения договора между покупателем и продавцом: «Договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар. При оплате товаров покупателем в безналичной форме или продаже товаров в кредит продавец обязан подтвердить передачу товара путем составления накладной или акта сдачи-приемки товара» [3].
Необходимо отметить, что в торговой деятельности не просто встречаются продавец и покупатель, но и заключается договор купли-продажи, происходит переход права собственности на товар. В законе РФ «О защите прав потребителей» ст.26 приводится следующее разъяснение: «Договор розничной купли-продажи может быть заключён на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товаров (дистанционным способом продажи)[1]. В соответствии со ст.497 Гражданского кодекса РФ «договор розничной купли-продажи, заключенный дистанционным способом продажи товара, считается исполненным с момента доставки товара в место, указанное в таком договоре, а если место передачи товара таким договором не определено, с момента доставки товара по месту жительства покупателя-гражданина или месту нахождения покупателя-юридического лица» [2].
Таким образом, в настоящее время привести общее понятие для всего многообразия форм дистанционной торговли не представляется возможным. Мы
105
полагаем, что необходимо выделить удалённую торговлю - как инновационную технологию ведения торгового бизнеса. Следует отметить, что «электронная коммерция» шире понятия «удалённая торговля». Например, в своём учебном пособии Кобелев О.А., выделив признак классификации - сфера деятельности, разбил электронную коммерцию на следующие виды:
• торговля реальными товарами и услугами; программным обеспечением, видео-аудиопродукцией, играми, мультимедийными приложениями и т.д.;
• дистрибуция (управление доставкой и её отслеживание; для физических продуктов непосредственная доставка);
• услуги информационного характера (поиск, установление и поддержание контактов с клиентами);
• банкинг и платёжные системы (электронные платежи, кредитные карточки, интерактивное банковское обслуживание физических лиц);
• туризм и ресторанно-гостиничный бизнес (бронирование, покупка туров и размещение в отелях на определённую дату);
• связь;
• дистанционноеобразование;
• досуг и развлечение;
• обслуживание государственного заказа [5].
Российскую электронную коммерцию эксперты характеризуют в её нынешнем состоянии как низкоконкурентную, так как уровень консолидации (доля крупных и средних игроков) не превышает 50% в структуре всех интернет-продаж.
В специальной литературе встречается понятие «электронная торговля». На наш взгляд, «электронная коммерция» шире понятия «электронная торговля» и «удалённая торговля». При этом необходимо различать понятия: «удалённая торговля» и «электронная торговля», так как к удалённой торговле, кроме торговли через интернет, относится продажа через почтовые каталоги, телемагазины, вендинг и прочее. К электронной торговле относят, прежде всего, новый способ реализации товаров посредством интернет, информационных технологий.
Таким образом, в контексте настоящего исследования можно сформулировать следующее определение: «удалённая торговля - сфера торговой деятельности, при которой продавец непосредственно не вступает в контакт с покупателем при заключении договора купли-продажи и выборе товара, а процесс продажи осуществляется посредством дистанционных способов реализации: интернет-магазина; почтовых каталогов; телемагазина, торговых автоматов и прочее».
Рынок удалённой торговли за десятилетие в России вырос в 20 раз. Объём продаж в 2010 г. составил 394 млрд.руб. Наибольший объём рынка в 2010 г. приходится на интернет-торговлю - 192 млрд.руб., что составляет около 50% всей удалённой торговли. На рисунке 1 [6] представлена динамика удаленной торговли по данным аналитической компании EuromanitorInternational за период 2005-2010гг. Следует отметить, что по классификации, которой придерживается аналитическая компания EuromanitorInternational, к удалённой торговле относятся: интернет-торговля, торговля по каталогам, через телемагазины с последующей почтовой доставкой, прямые продажи и продажи через торговые автоматы (вендинг). С нашей точки зрения, прямые продажи трудно отнести к дистанционной или удалённой торговле, так как продавец встречается с покупателем (клиентом), демонстрирует товар и в процессе их контакта происходит продажа товара.
106
Рис.1 - Динамика удалённой торговли
Анализ данных демонстрирует увеличение оборота удаленной торговли в 2,96 раза, т.е. со 133 млрд.руб. в 2005 г. до 394 млрд.руб. в 2010 г.
Наибольший прирост среди всех форм удалённой торговли занимает интернет-торговля - в 3,84 раза. В целом в России растут и другие, новые для российского рынка, формы розничной торговли - торговля на дому (homeshopping) и торговля через автоматы (vending). По консолидированным данным EuromanitorInternational и Высшей школы экономики, с 2005 г. по 2010 г. продажи homeshopping увеличились в 3 раза с 31 млрд. руб. до 93 млрд.руб., оборот рынка торговли через автоматы составил 12,6 млрд.руб. в 2010 г., что в 2,6 раза выше, чем в 2005 г. (справочно в
2005 г. - 4,8 млрд. руб.).
В настоящее время Россия по сравнению с другими зарубежными странами имеет невысокую долю удалённой торговли в структуре розничных продаж. Например, доля рынка удалённой торговли в структуре российского ритейла составляет всего 4,3%. Необходимо отметить, что этот показатель увеличился с
2006 г почти в 2 раза, что можно увидеть на рисунке 2 [8].
Рис.2 - Доля удаленной торговли в объеме оборота
107
При этом доля удалённой торговли в общем товарообороте в мире составляет -6,4%, в странах ЕС - 6%, а в Германии и Франции этот показатель занимает около 12%. Между тем, аудитория потребителей удалённой торговли в России уже велика. Услугами покупок через интернет в России пользуются более 45 млн. человек в год. Ежегодный прирост этой аудитории составлял чуть менее 30% в 2009 и 2010 гг. и вряд ли снизится в ближайшие 4-5 лет. Потребителями покупок через интернет являются в первую очередь люди с высоким уровнем дохода, хорошим образованием и активным потребительским поведением, т.е. составляют весьма привлекательную целевую группу для всего торгового бизнеса. По числу интернет-пользователей, совершающих покупки онлайн, - 53% соотечественников регулярно что-либо покупают, треть - 34% делают покупки раз в месяц и чаще, 23% респондентов в России покупают раз в 2-6 месяцев и 43% ещё реже [6,с.7]. Рост оборота торговли через интернет зафиксирован около 19% в год, а через торговые автоматы - 72% в сопоставимых ценах. Оборот через другие формы удалённой торговли увеличивается в среднем на 12% в год.
Удалённая торговля как инновационная форма торговой деятельности имеет определённые особенности [9, с.155].
• Ознакомлениепокупателястоваромосуществляетсязаочно, т.е. потребитель не может осмотреть, примерить и проверить качество предлагаемого товара в процессе его выбора. Договор купли-продажи считается заключенным при доставке и передаче товара потребителю. При этом специфика схемы заключения договора и выбора товара требует разработки единых Правил продажи, используемых в удалённой торговле с описанием разных способов реализации товаров.
• Потребителям удобно в комфортной обстановке выбирать товары дома, в офисе, интернет-кафе и т.д. Удалённая торговля позволяет покупателям просматривать и изучать фото, рисунки, другие информационные материалы и характеристики предлагаемых товаров в удобное для них время и в удобном месте.
• Предлагаемый ассортимент содержит уникальные товары, более нигде не продаваемые. Для привлечения внимания потребителей в удалённой торговле предлагаются товары-новинки, либо цены на товары существенно ниже аналогичных, представленных в стационарных торговых предприятиях.
• В удалённой торговле доставка выбранных товаров осуществляется разными способами. Покупатель может выбрать форму доставки: транзитную или самовывоз, а также вид доставки: курьерской службой, транспортной компанией, ФГУП «Почта России». Например, если покупатель проживает в регионе, где расположен распределительный центр интернет-магазина либо покупка осуществляется через торговый автомат, то возможен самовывоз.
• Удалённая торговля используется в мультиканальных схемах распределения или продажах готового продукта. В настоящее время удалённая торговля активно используется в современных системах распределения в связи с сокращением затрат на продвижение товаров относительно традиционных методов. Так, например, отсутствие стационарных торговых предприятий существенно снижает затраты компании.
108
• Использование удалённой торговли в системе распределения расширяет каналы и рынки сбыта, повышает узнаваемость и конкурентоспособность
продукта, что способствует росту объёмов продаж.
Из всего вышесказанного следует отметить, что удалённая торговля, являясь
составляющей в построении мультиканальных схем распределения, обеспечивает
предприятию определённую устойчивость и стабильность, дополнительную
аудиторию потребителей, развивает устойчивый спрос, а также позволяет
оптимизировать расходы на распределение товаров.
Литература:
1. О защите прав потребителей: закон Российской Федерации от 07.02.1992. № 2300-1 // Российкая газета. - 2008. - 1 декабря.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая, третья, четвертая): по состоянию на 20.02.2008г. Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2008. 528 с.
3. Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом: постановление Правительства РФ от 07.09.2007г № 612 // Российкая газета. - 2007. - 3 октября.
4. ГОСТ Р 51304-2009 «Услуги торговли. Общие требования». М.: Стандартинформ, 2010. 8 с.
5. Кобелев О.А. Электронная коммерция: учебное пособие / под ред. проф. С.В.Пирогова. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»,2012. 684 с.
6. Дворцова Н.А. Анализ развития электронной коммерции.// Поволжский торгово-экономический журнал. 2011. №6(22). С. 6-11.
7. Хоботова С.Н. Глобализация розничной торговли и ее воздействие на экономику принимающих стран// Проблемы современной экономики. 2008. № 4. С.28-35.
8. Особенности и тенденции развития внемагазинной торговли России:
текущее состояние, потенциал развития, регулирование. [Электронный ресурс]. URL: http://www.tpprf.ru/common/ upload/kom27_analitic_VMT
_06.2011.pdf (дата обращения 20.09.2012).
9. Avdeychikova E.V. Formation of modern distribution channels in the practice of Russian companies // Ivanov D., Sokolov B., Kaeschel J. «Flexibility and adaptability of global supply chains» Tagungsband des 7. Deutsch -Russischen Logistik Worksshop. Sankt Petersburg, 2012. - Р. 154-161.
109