40
Juvenis scientia 2017 № 1 | Юридические науки и политология
УДК: 32.019.51 ГРНТИ: 11.25.33
РОЛЬ СМИ В РЕГУЛИРОВАНИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНФЛИКТОВ (АНАЛИЗ ПОЛИТИКИ ДВОЙНЫХ СТАНДАРТОВ)
Т. Н. Сушкова
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) Россия, 119571, г. Москва, пр. Вернадского, 84
И Сушкова Татьяна Николаевна - [email protected]
В статье анализируются проблемы использования политики двойных стандартов, что приводит к международным конфликтам. И главную роль в этом занимают средства массовой информации. Рассмотрено взаимодействие средств массовой информации с государствами и их роль в политике двойных стандартов. Исследованы причины возникновения конфликтных ситуаций на международной арене и с какой целю конфликты проводятся. Приведены и примеры использования политики двойных стандартов по отношению к Российской Федерации. Сформулированы выводы по тому, как политика двойных стандартов влияет на международные взаимоотношения.
Ключевые слова: Средства массовой информации, международные конфликты, конфликты, двойные стандарты, регулирование конфликтов, коммуникация.
THE ROLE OF THE MEDIA IN REGULATING INTERNATIONAL CONFLICTS (ANALYSIS OF THE POLICY OF DOUBLE STANDARDS)
T. N. Sushkova
Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration 84 Vernadsky Ave., 119571 Moscow, Russia
El Sushkova Tatyana - [email protected]
The article analyzes the problem of the use of double standards, which lead to international conflicts. And the main role in this is occupied the media. Examined the interaction of the media with the states and their role in the policy of double standards. Investigated the causes of conflict situations on the international arena and with what purpose to conflicts are conducted. Are presented and examples of use the policy of double standards in relation to the Russian Federation. Formulate conclusions by how the policy of double standards affects international relationships.
Keywords: The media, international conflicts, conflicts, double standards, conflict management, communication.
В настоящее время средства массовой информации (СМИ) являются мощным инструментом по влиянию на подсознания людей и формированию их поведения.
СМИ являясь важнейшим институтом современного общества выполняют роль информирования, просвещения, рекламы и развлечения. А также в значительной степени занимаются формированием и функционированием общественного сознания.
С помощью средств массовой информации осуществляется восприятие и интерпретация важнейших явлений и событий, происходящих в стране и в мире в целом.
СМИ в основном придерживаются либо позиции государства, либо мнения собственника телеканала, радио и журнала. И именно поэтому информация либо искажается, либо доходит до общества не в полном объеме. Информация представляется обществу именно в том виде, которая выгодна для той или иной страны.
«Политика двойных стандартов - ситуация, при которой оценка одного и того же явления, процесса или события, имеющего место в международных отношениях, зависит от характера отношений оценивающих сторон с объектами оценки. При одинаковом сущностном наполнении действия одних стран получают поддержку и оправдание, а других - осуждаются и наказываются»1.
Классическим примером политики двойных стандартов
1 Двойная мораль. Большой словарь русских поговорок. - М: Олма Медиа Групп. В. М. Мокиенко, Т. Г. Никитина. 2007
стала фраза: «для кого террорист, а для кого — борец за свободу» (англ. One man's terrorist is another man's freedom fighter)2, введённая в обиход британским писателем Джеральдом Сеймуром (англ.) в его художественном произведении «Игра Гарри» (англ. Harry's game) в 1975 году.
В международных отношениях политика двойных стандартов обычно принимает форму обвинения неугодных в нарушении принципов, конвенций, обязательств, «попрании общечеловеческих ценностей», «нарушении прав человека», «отступлении от норм международного права» при демонстративном игнорировании совершенно аналогичных собственных действий или действий союзников.
Сегодня абсолютно все страны не скрывая, используют двойные стандарты. Все это связано с тем, что национальные интересы государств не совпадают. По отношению к своим союзникам государство проводит иную политику, нежели к своим противникам. Достоинства противников стараются не замечать, а недостатки союзников стараются приуменьшить.
Примеры двойных стандартов в международной политике по отношению к Российской Федерации.
Во время проведении выборов в тех странах, где правящий режим является ориентированным на запад, мы видим признания со стороны международных наблюдателей того, что прошедшие выборы полностью соответствовали международным стандартам. Но в том случае, если побе-
2 Satish Chandra Pandey. International Terrorism and the Contemporary World. Sarup & Sons, 2006. р. 17
Law and Political Sciences | Juvenis scientia 2017 № 1
41
дитель не имеет прозападную ориентацию, моментально находят огромное количество нарушений. Например, победа М. Саакашвили на выборах в Грузии была названа торжеством демократии, а победа А. Лукашенко в Белоруссии - следствием подтасовок. Причем в обоих случаях в качестве доказательства представлялся необычайно высокий (с западной точки зрения) процент голосов за кандидата.
Страны Западной Европы приветствовали референдум об отделении Черногории от Сербии и признали его результаты, однако категорически не хотят признавать возможность аналогичных референдумов в Абхазии, Южной Осетии и Приднестровской Молдавской Республики.
Евросоюз и некоторые другие мировые организации поддержали разгон демонстрантов, выступавших в защиту «Бронзового солдата», а также назвали эти действия внутренним делом Эстонии. Однако в то же время этими же организациями неоднократно осуждались силовые меры по отношению к разгону «Марша несогласных».
После распада СССР западные страны выступали за отмену практики поставок Россией нефтепродуктов постсоветским странам по заниженным («нерыночным») ценам. После «Оранжевой революции» в Украине, приведшей к изменению политического курса на сближение с Западом, повышение цены на энергоносители для этой страны стало именоваться "политикой шантажа" и попыткой подорвать экономику чужой страны.
В западных СМИ иракцы и афганцы, совершающие нападения на войска США, именуются «террористами», а чеченские сепаратисты, воевавшие с федеральными войсками в России - «повстанцами» или «партизанами».
Всем известно, что убийства и насильственное принуждение людей к тем или иным действиям считается нарушением прав человека и норм международного права. В 2014 году интернет был переполнен фото и видеоматериалами убийств и насилия по отношению к гражданам Украины со стороны правительства, но уголовных дел по этим фактам не было. Все это связано с тем, что смена власти в Украине было выгодно США. Более того, все действия только поощрялись и поддерживались.
Также можно привести пример войны в Ираке. США начала войну в Ираке под предлогом того, что собирается уничтожать химическое оружие. И сейчас нам известно, что никакой угрозы там не было. Химическое оружие не найдено, Садам Хусейн свергнут, и казалось бы пришло время войскам уходить оттуда, но никто не уходит, и никто не наказан за совершенные преступления.
Ярким и актуальным примером двойных стандартов, искажения предоставляемой информации можно считать и военный конфликт в Сирии. Идет война за экономические и природные ресурсы под прикрытием гражданской войны. В итоге погибают мирные граждане. «Коалиция во главе с США имитирует борьбу с реальным терроризмом и действует исходя из своего безусловного политизированного и идущего в разрез с международным правом подхода к ситуации»3. «Это прискорбный шаг, который обнажает двойные стандарты в политике наших европейских партнеров. Нельзя призывать стороны к прекращению кровопролития и одновременно накачивать Сирию оружием»4.
3 Заявление официального представителя МИД РФ Марии Захаровой, о действиях коалиции по борьбе с терроризмом. 10.12.2015 г. [электронный ресурс]. - режим доступа: http://tass.ru/politika/2515783
4 Заявление заместителя министра МИД РФ Сергея Рябкова, Российская газета - Столичный выпуск №6о8д (113)
Использование двойных стандартов особенно заметно в работе различных международных организаций. Организации зачастую принимают позицию именно той страны, которая финансирует деятельность. Примером служит нашумевший допинговый скандал в рамках тридцать первых летних олимпийских игр в Рио-де-Жанейро. Спортсменов Российской Федерации исключили от участия в соревнованиях, а спортсменов других стран (в том числе и США) не исключили, хоть и всем было известны факты употребления Мельдония спортсменами из США и не только.
В центре международной политики находится борьба государств и других международных акторов за власть и влияние, т.е. способность в максимальной степени контролировать поведение других международных субъектов в соответствии со своими собственными интересами.
Справедливо будет отметить, что средства массовой информации способны играть не только дестабилизирующую роль. Но и способны вносить свой вклад в стабилизацию политической обстановки как в стране, так и в мире в целом.
Но к большому сожалению на сегодняшний день данный мощнейший рычаг управления используется с целью дестабилизации ситуации, идет информационная война между странами. Все крупные мировые державы вкладывают огромные ресурсы на то, чтобы не проиграть эту войну. Поскольку уступка другому государству в данной войне может привести к дестабилизации внутри своей страны и к потере своих ценностей.
Политика двойных стандартов приводит к конфликтам и в целом с годами начинает принимать более масштабных характер. Государства вместо того, чтобы решать проблемы в ходе диалога используют способ ультиматума. Все стремятся выйти из конфликтной ситуации не только победителями, но также принижая других править миром.
ЛИТЕРАТУРА
1. Шарков Ф.И. Интегрированные коммуникации. Pеклама, паблик pилейшнз, бpендинг: учебное пособие. М.: Дашков и Ко, 2014.
2. Шарков Ф.И. Коммуникология: Коммуникационный консалтинг. М., Дашков и Ко, 2011.
3. Шарков Ф.И. Политический консалтинг. Учебник. - М., Дашков и Ко, 2009.
4. Сулейманова Ш.С. Медиаполитика в современном российском обществе. Краткий курс лекций. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Международный издательский центр «Этносоциум». 2013.
5. Сулейманова Ш.С. Национальная политика и СМИ // Социально-гуманитарные знания.2009.
6. Михайлов С.А. Современная зарубежная журналистика: Правила РЯ. С.-Петербург. 2003.
7. Торкунов А.В. Современные международные отношения и мировая политика. М., 2003.
8. Попов В.И. Современная дипломатия. М., 2003.
9. Михайлов В.А. Национальная политика как фактор государственного строительства. М.: РАГС, 1996.
10. Мехдиев Э.Т. Роль многосторонней дипломатии в условиях глобализации на примере ОБСЕ // Вестник Пермского университета. Серии: История и Политология. 2009. № 3. С. 87-95.
11. Дмитриев А.В., Назарова Е.А. Конфликтный потенциал этнокультурных коммуникаций в миграционной сфере Москвы // Коммуникология. Том 1. №1. 2013.
Поступила в редакцию 12.01.2017