УДК 376(571.52)
doi 10.24411/2221-0458-2019-10015
ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА
Тюлюш М.К., Домур-оол Ч.Д. Тувинскийгосударственныйуниверситет, г. Кызыл
PROBLEMS OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF INCLUSIVE EDUCATION IN THE REPUBLIC OF TYVA
Tyulyush M.K., Domur-ool Ch.D. TuvaStateUniversity, Kyzyl
В статье изучаются вопросы внедрения инклюзивного обучения в образовательную систему Республики Тыва. Анализируя развитие инклюзивного образования в республике, в работе рассматриваются актуальные проблемы в процессе внедрения инклюзивного обучения: в школах не созданы достаточные условия, необходимые для удовлетворения особых образовательных потребностей учащихся; не решены вопросысвоевременной и качественной диагностики детей, нуждающихся в инклюзивном обучении; низкая степень готовности педагогических кадров к работе в условиях инклюзивного образования. В этих условиях учитель становится ключевой фигурой, организующей эффективное обучение в условиях инклюзии, в связи с чем,актуализируется необходимость развития профессиональной компетентности педагога при подготовке его к работе в условиях инклюзии. В работе предоставлены статистические данные Министерства образования и науки Республики Тыва, а также рассматриваются региональные законодательные и нормативные документы в области инклюзивного образования.
Ключевые слова:инклюзивное образование; Республика Тыва; дети с особыми образовательными потребностями
The article studies the issues of introducing inclusive education in the educational system of the Republic of Tuva. Analyzing the development of inclusive education in the republic, the paper presents actual problems in the process of introducing inclusive education: in schools there are not enough conditions necessary to meet the special educational needs of students; problems of timely and high-quality diagnosis of children in need of inclusive education; low degree of readiness of teachers to work in an inclusive education. In these conditions, the teacher becomes a key figure organizing effective training in the context of inclusion, in connection with which, the need to develop the professional competence of the teacher in preparing him for work in the context of inclusion is updated.The work provides statistical data of the Ministry of Education and Science of the Republic of Tuva, as well as discusses regional legislative and regulatory documents in the field of inclusive education.
Keywords: inclusive education; Republic of Tuva; children with special educational needs
В настоящее время развитие инклюзивного образования одна из актуальных и дискуссионных проблем современного общества, в том числе в Республике Тыва. Согласно российскому законодательству инклюзивное образование - это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [1, с. 8]. Идеология инклюзивного образования предполагает, что дети с нарушениями в развитии (с особыми образовательными потребностями) учатся совместно с детьми, не имеющими каких-либо отклонений, в обычной школе, получают образование, не меняя своего места жительства и не покидая своей семьи. Инклюзия означает обеспечение полноценной принадлежности к сообществу (группе друзей, школе, тому месту, где живем) через обучение, адаптированное под образовательные потребности обучающегося. Основное требование инклюзивной школы: все дети должны учиться вместе во всех случаях, когда это является возможным, несмотря ни на какие трудности или различия, существующие между ними.Инклюзивное образование предполагает включение всех детей в общеобразовательный процесс, несмотря на различия по признаку здоровья, экономического положения, социальной принадлежности, этнического происхождения, языка, религии, пола и индивидуальных способностей.
Вопросы инклюзивного обучения рассматривались в работах И.Е.Аверина, С.В. Алехиной, Т.П. Дмитриевой, Н.Н. Мало-феева, Е.А. Мартынова, Н.М. Назарова, М.М. Семаго, Н.Я. Семаго, Л.М. Шипицы-
ной, Н.Д. Шматко, А.Ю. Юсупова, Е.Р. Яр-ской-Смирновойи др.
Вопросами подготовки специалистов к работе в условиях инклюзивного образования посвящены исследования Н.П. Артюш-енко, О.С. Кузьминой, И.Н. Хафизуллиной, В.В. Хитрюк, А.Я. Чигрина, Ю.В. Шуми-ловской и др.
В своем исследовании Ю.В. Мельник выделяет достаточно много проблем в сфере функционирования инклюзивного образования: «не всегда адекватное понимание инклюзивного образования всеми субъектами образовательного процесса; отсутствие безбарьерной среды; низкий уровень мотивации у всех субъектов инклюзивного обучения; недостаточная информированность школьных учителей о приемах и способах преподавания в инклюзивном классе; низкий уровень методического и технического обеспечения инклюзивного образовательного процесса; слабо выраженная социальная субъектность самих нетипичных детей в ходе инклюзивного обучения; низкая степень готовности общества в целом к принятию инклюзивных образовательных практик» [2, с. 19].
Вышеуказанные проблемы становятся наиболее актуальными в условиях отдаленных регионов Российской Федерации, в том числе таких, как Республика Тыва. В настоящее время в Республике Тыва инклюзивное образование делает первые шаги. По данным управления Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике численность населения Республики Тыва на 1 декабря 2018 г. составила 324,5 тыс. человек, в том числе детей - 120973. Из них
зарегистрированных детей-инвалидов 2370, что составило 2,2 процента от общей численности детского населения[3, 4].
В республикев настоящее время сохранена сеть из 6 образовательных организаций, реализующих адаптивные обучающие образовательные программы: 4 организации для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), школа-интернат для детей с нарушениями слуха, школа-интернат для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в которых обучаются всего679детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе-408детей-инвалидов.
Общее количество классов в общеобразовательных школах, в которых реализуются адаптивные обучающие образовательные программы - 41. Численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 365, в том числе -28 детей-инвалидов.
В систему образования Республики Тыва всего входит 176 общеобразовательных организаций, из них - в 37 созданы условия для инклюзивного образования, которое обеспечивает совместное обучение детей-инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развити-я.В них обучаются 328 детей с ОВЗ, в том числе - 175 детей-инвалидов. На дому обучаются 347 человек, из них дистанционно - 87, в том числе 36 учащихся находящиеся на длительном лечении в ГБУЗ «Противотуберкулезный диспансер»[5].
Инклюзивное образование предоставляется детям с особыми образовательными потребностями, данная категория учащихся охватывает и детей, не получивших благоприятных условий для своего нормального развития. Таким образом, в эту группу
попадают ученики из наиболее уязвимых слоев общества: дети мигрантов; дети из неблагополучных семей; дети, перенесшие тяжелые заболевания; дети из многодетных семей; дети, имеющие проблемы с языковыми барьерами, социализацией; дети с речевыми дефектами и т.д. Исходя из этого, можно предположить, что количество детей в республике, нуждающихся в инклюзивном образовании, намного больше, чем это представлено в статистических отчетах.
По данным РИА Новости Республика Тыва занимает последнее место среди регионов России по качеству жизни[6].Не-благоприятная социально-экономическая ситуация в республике приводит к тому, что в семьях с низким материальным достатком не уделяется должного внимания детям, отстающим в развитии от сверстников, при этом у таких детей отсутствуют физические и психические нарушения.
Многими исследованиями доказана взаимосвязь неправильного воспитания с задержкой психического развития детей. Как отмечает Н.П. Артюшено, «неблагоприятные условия среды, рано возникшие, длительно действующие и оказывающие травмирующее влияние на психику ребенка, могут привести к стойким сдвигам его нервно-психической сферы, нарушению сначала вегетативных функций, а затем и психического, в первую очередь, эмоционального развития. В таких случаях речь идет о патологическом развитии личности. Как следствие, такое воспитание приводит к задержке психического развития психогенного происхождения. При такой задержке психического развития наблюдается, прежде всего, патологическое развитие лич-
ности по типу психической неустойчивости, чаще всего обусловленной явлением гипоопеки — условиями безнадзорности в неполных, многодетных, неблагополучных семьях»[7, с. 68].
При таком воспитании не стимулируется развитие познавательной деятельности, интеллектуальных интересов и установок. Поэтому черты незрелости эмоционально-волевой сферы в виде аффективной лабильности, импульсивности, повышенной внушаемости у этих детей часто сочетаются с недостаточным уровнем знаний и представлений, необходимых для усвоения школьной программы. Подобную категорию детей в разных исследованиях называют «неблагополучные дети» или «социально запущенные» (дети, не получающие благоприятные условия для своего нормального развития). Эта группа охватывает детей, не имеющих физические и психические нарушения, однако отстающих от своих сверстников в развитии, что приводит к трудностям в освоении образовательных программ. Современем дети в таких семьях переходят в разряд нуждающихся в инклюзивном обучении.
Важнейшим элементом регионального инклюзивного образования является региональная законодательная политика. В соответствии с основополагающими международными документами в области прав человека законодательство Республики Тыва предусматривает соблюдение принципа равных прав на образование для всех детей. Гарантии права детей на получение образования, в том числе детей с особыми образовательными потребностямизакре-плены в Конституции Республики Тыва,
Законах Республики Тыва №2562 ВХ-1 от 21 июня 2014 г. «Об образовании», Государственной программе Республики Тыва «Развитие образования и науки на 2014 - 2025 годы» (с изменениями на 11 сентября 2018 года) и др.
25 марта 2015 года в Министерстве образования и науки Республики Тыва утверждено «Положение о республиканской психолого-медико-педагогической комиссии». В соответствии с этим положением в общеобразовательной школе при наличии контингента детей с ограниченными возможностями в развитии могут открываться:
1) классы интегрированного обучения, которые осуществляют полную интеграцию детей с ограниченными возможностями в развитии в общеобразовательный процесс. В одном классе интегрированного обучения могут обучаться не более трех учащихся с ограниченными возможностями;
2) специальные (коррекционные) классы (далее - спецклассы), которые осуществляют частичную интеграцию детей с ограниченными возможностями в развитии в общеобразовательный процесс.
В документе утверждается, что в целях коррекции и компенсации нарушенных или утраченных функций, обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями в развитии им должны быть созданы специальные образовательные и материально-технические условия в общеобразовательных школах (обеспечение современными техническими и вспомогательными средствами, оказание всем учащимся данной категории необходимого уровня поддержки для полноценного усвоения общеобразовательных и специальных образовательных программ
и др.).
Следующим важным документом в развитии идеи инклюзивного образования стала Государственная программы Республики Тыва «Развитие образования и науки на 2016 - 2020 годы». В Программе определены мероприятия, способствующие созданию необходимой нормативно-правовой основы включения всех детей, в том числе и детей с ограниченными возможностям в развитии, в общеобразовательное пространство [8].
Министерство образования и науки Республики Тыва в рамках реализации Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2016-2020 годы»,целью которой стало обеспечение безбарьерной среды жизнедеятельности для маломобильных категорий граждан, а также развитие системы инклюзивного образования создало сеть общеобразовательных организаций, обеспечивающих совместное обучение детей-инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития. Данная сеть представлена 43 общеобразовательными организациями, в которых создана частичная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить интеграцию детей-инвалидов и детей с ограниченным возможностями здоровья.
По результатам участия в программе, общеобразовательные организации оснащены специальным, учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием. Основными видами выполненных работ по созданию архитектурной доступности являются: устройство пандусов, расширение дверных проемов, переоборудование и приспособление кабинетов педагогов-психологов, учителей-логопедов, комнат психологической разгрузки, создание информа-
ционных уголков для инвалидов.
В 2016 году для участия в государственной программе Российской Федерации «Доступная среда»определены 10 дошкольных образовательных организаций, 6 общеобразовательных организаций и одна организация дополнительного образования.В 2017 году - 7 дошкольных образовательных организаций, 2 организации дополнительного образования, а в 2018 году - дополнительно еще 3 дошкольных образовательных организации.
Несмотря на вышеуказанные действия управляющих органов образования республики, в процессе развития инклюзивного образования в республике можно выделить ряд неразрешенныхпроблем.
Одним из сложныхвопросов инклюзивного образования в республике является проблема качественной психолого-педагогической диагностики и сопровождения детей, нуждающихся в инклюзивном образовании. Психолого-медико-педагогические комиссии определяют и дают рекомендации в основном детям, которые имеют физические и (или) психические нарушения, детям с ограниченными возможностями здоровья. Таким детямоказывается достаточно квалифицированная, с годами устоявшаяся система помощи со стороны различных медицинских и образовательных учреждений. Однако выявление и организация комплексной психолого-педагогической помощи обучающимся, нуждающихся в инклюзивном обучении, приводящих, тем не менее, к стойкой неуспеваемости остается на низком уровне.
Проблемы инклюзивного обучения усугубляются в сельской местности. В насто-
ящее время на селе наблюдаются такие явления как плохое финансирование, низкий уровень подготовки педагогов, недостаточная материальная база, низкое материальное положение семьи, недостаточно высокий уровень культуры и образования родителей.
Как отмечает Л.М. Кобрина «проблемы инклюзивного обучения приобретают особую остроту в связи с отсутствием в сельской местности условий для серегации детей с отклонениями в развитии. Педагогам приходится работать в условиях вынужденного объединения в образовательном пространстве сельских школ нормально развивающихся детей и детей с отклонениями в развитии.Современная сельская школа в республике работает в условиях, когда необходимо удовлетворить реальныеобразова-тельные потребноститех сельских жителей и их детей, которые имеют отклонения в психофизическом развитии и не способны усвоить общеобразовательный стандарт»[9, с.4].В то же время инклюзивное образование подразумевает, что не ребенок должен приспосабливаться к системе, а, наоборот, система должна подстраиваться под нужды ребенка.
В исследовании [7] отмечается, что сегодня в среднем по стране в начальных классах городских школ выявляется от 30 до 40%, а в сельских школах до 50-60% учеников с особыми образовательными потребностями.
В любом процессе обучения необходимо учитывать особенности (национальные, культурные, психологические, региональные и т.д.) обучаемых, тем более - в инклюзивном. Применительно к тувинским школьникам интерес представляет работа
Д.О. Куулар, в которой представлена следующая классификация национальных особенностей тувинских школьников:
• этнопсихологические особенности (спокойствие, молчаливость, замкнутость, медлительность, уединение, неуверенность в себе);
• этнокультурные (скромность, сдержанность в общении, сдержанность в проявлении чувств);
• этносоциокультурные особенности (родовой коллективизм, стремление не выделяться, зависимость от мнения окружающих) [10].
К вышеуказанным особенностям можно добавить и плохое знание русского языка учениками, особенно в сельской местности. Таким образом, учителю предстоит проектировать учебный процесс в условиях инклюзивного обучения с учетом национально-культурных особенностей учащихся и решать профессиональные задачи, направленные на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся, воспитанников.
Мы считаем, что в республике в образовательных учреждениях не созданы условия для эффективной реализации инклюзивного обучения. Наблюдается процесс включения детей, нуждающихся в инклюзивном образовании, в образовательные учреждения общего типа без надлежащей подготовки, в первую очередь, педагога.
В этой ситуации педагог становится ключевой фигурой, от которой во многом зависит успешность внедрения и организации инклюзивного обучения. В профессиональном стандарте педагогов указывается на то, что в новых социальных условиях возника-
ет новое требование - готовность и способность педагогов учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей развития, ограниченных возможностей [11]. Опора только на традиционные педагогические умения и навыки оказывается недостаточной. Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования должна формироваться на ос-
нове включение подготовки учителей информатики в общую организацию инклюзивного образования в Республике Тыва; учете этнопедагогических особенностей системы образования Республики Тыва; учете разнообразных индивидуальных особенностей детей, нуждающихся в инклюзивном образовании.
Библиографический список
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" № 273 ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями от 17.06.2019 года. [сайт]. - URL: http:// zakon-ob-obrazovanii.ru/ (Дата обращения: 13.08.2018). - Текст: электронный.
2. Мельник Ю. В.Сравнительный анализ общего инклюзивного образования в странах запада (Канада, США, Великобритания) и России: специальность 13.00.01 ...: автореферат диссертации кандидата педагогических наук / Мельник Ю.В. - Пятигорск, 2012. - 22 с. -Текст: непосредственный.
3. Управление Федеральной службы Государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва (Красноярскстат) [сайт]. - Режим доступа: http://krasstat.gks.ru (дата обращения: 03.08.2019). - Текст: электронный.
4. Пенсионный фонд России по Республике Тыва [сайт]. - URL: http://www.pfrf.ru/ branches/tuva/news~2018/12/ (дата обращения: 03.08.2019). - Текст: электронный.
5. Министерство образования и нау-
ки Республики Тыва [сайт]. - URL: http://www.monrt.ru/index.php/ru/ novosti/2359-informatsionnaya-spravka-inklyuzivnoe-i-spetsialnoe-obrazovanie-lits-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-i-detej-invalidov-v-respublike-tyva-2017-2018-uchebnyj-god (дата обращения: 14.08.2019). - Текст: электронный.
6. РИА Новости. Рейтинг российских регионов по качеству жизни [сайт]. - URL: https://ria.ru/20190218/1550940417.html (дата обращения 20.08.2019). - Текст: электронный.
7. Артюшенко Н. П. Организационно-педагогические условия обучения детей с ограниченными возможностями здоровья средствами инклюзивного образования: специальность 13.00.01 ...: диссертация кандидата педагогических наук / Н. П. Артюшенко. - Томск, 2010. - 180 с. - Текст: непосредственный.
8. Постановление Правительства России «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы» № 479 от 23 мая 2015 года [сайт]. - URL: https://base.garant.ru/71044750/ (дата обращения: 11.08.2019). - Текст:
электронный.
9. Кобрина Л. М. Система интегрированного обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии в условиях общеобразовательной сельской школы: специальность 13.00.03 «Коррекцион-ная педагогика: автореферат диссертации доктора педагогических наук / Кобрина Лариса Михайловна; Московский государственный открытый педагогический университет им. М.А. Шолохова.
- М., 2016. - 47 с. - Текст: электронный.
10. Куулар Д. О. Методическая подготовка будущих бакалавров образования профиля «информатика» к работе по выявлению и развитию одаренности учащихся в области информационных технологий: специальность 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания »: диссертация кандидата педагогических наук / Куулар Долаана Орлан-ооловна; Сибирский федеральный университет. - Омск, 2018. - 196 с. - Текст: непосредственный.
11. Профессиональный стандарт педагогов, утвержденный Правительством РФ в 2019 [сайт]. -URL: https://www.menobr. ru/article/65401-qqq-18-m1-profstandart-pedagoga (дата обращения: 12.08.2019).
- Текст: электронный.
References
1. Federal'nyyzakon "ObobrazovaniivRossiy skoyFederatsii" № 273 FZot 29 dekabrya 2012 godasizmeneniyamiot 17.06.2019 goda [сайт]. - URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (data obrashcheniya: 13.08.2018). - Текст: электронный.
2. Mel'nik YU. V. Sravnitel'nyy analiz obshchego inklyuzivnogo obrazovaniya
v stranakh zapada (Kanada, SSHA, Velikobritaniya) i Rossii: avtoref. dis. kand. ped. nauk/ Mel'nik YU.V. - Pyatigorsk, 2012. - 22 s. - Текст: непосредственный.
3. Upravleniye Federal'noy sluzhby Gosudarstvennoy statistiki po Krasnoyarskomu krayu, Respublike Khakasiya i Respublike Tyva (Krasnoyarskstat) [сайт]. - URL: http:// krasstat.gks.ru (data obrashcheniya: 03.08.2019). - Текст: электронный.
4. Pensionnyy fond Rossii po Respublike Tyva [сайт]. - URL: http://www.pfrf. ru/branches/tuva/news~2018/12/ (data obrashcheniya: 03.08.2019). - Текст: электронный.
5. Ministerstvo obrazovaniya i nauki Respubliki Tyva [сайт]. - URL: http://www.monrt.ru/index.php/ru/ novosti/2359-informatsionnaya-spravka-inklyuzivnoe-i-spetsialnoe-obrazovanie-lits-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-i-detej-invalidov-v-respublike-tyva-2017-2018-uchebnyj-god (data obrashcheniya: 14.08.2019). - Текст: электронный.
6. RIA Novosti. Reyting rossiyskikh regionov po kachestvu zhizni [сайт]. - URL: https:// ria.ru/20190218/1550940417.html (data obrashcheniya 20.08.2019). - Текст: электронный.
7. ArtyushenkoN.P. Organizatsionno-pedagogicheskiye usloviya obucheniya detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya sredstvamiinklyuzivnogoobrazo vaniya: dis. kand. ped. Nauk / Artyushenko N. P. - Tomsk, 2010. - 180 s. - Текст: непосредственный.
8. 8. Postanovleniye Pravitel'stva Rossii «O
Federal'noy tselevoy programme razvitiya obrazovaniya na 2016-2020 gody» № 479 ot 23 maya 2015 goda [сайт]. - URL: https://base.garant.ru/71044750/ (data obrashcheniya: 11.08.2019). - Текст: электронный.
9. KobrinaL.M. Sistemaintegrirovannogoobu cheniyaivospitaniyadeteysotkloneniyamiv razvitiivusloviyakhobshcheobrazovatel'no ysel'skoyshkoly: avtoref. dis. doktoraped. nauk / Kobrina L.M. - Moskow, 2016. - 47 s. - Текст: непосредственный.
10. Kuular D. O. Metodicheskaya podgotovka
budushchikh bakalavrov obrazovaniya profilya «informatika» k rabote povyyavle niyuirazvitiyuodarennostiuchashchikhsya v oblasti informatsionnykh tekhnologiy: dis. kand. ped.nauk / Kuular D.O. - Omsk,
2018. - 196 s. - Текст: непосредственный.
11. Professional'nyy standart pedagogov, utverzhdennyy Pravitel'stvom RF v
2019. - URL: https://www.menobr.ru/ article/65401-qqq-18-m1-profstandart-pedagoga (data obrashcheniya: 12.08.2019). - Текст: электронный.
Тюлюш Марта Кан-ооловна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики Тувинского государственного университета, г. Кызыл, e-mail: oorshak_2010@ mail.ru
Домур-оол Чойгана Дмитриевна, старший преподаватель кафедры информатики Тувинского государственного университета, г. Кызыл, e-mail:[email protected] Tyulyush Marta Kan-oolovna, candidate of pedagogical sciences, аssociate professor of Computer Science Tuvan State University,Kyzyl, e-mail: [email protected] Domur-ool Choigana Dmitrievna, senior lecturer of department of Computer ScienceTuvan State University,Kyzyl, e-mail: [email protected]
Дата поступления статьи в редакцию 19.08. 2019