3. Душкаев С.С., Мамонтов Д.С. Система управления рисками в территориальном учреждении Банка России. www.banki.saratova.ru
4. Генералова И.А. Роль микрофинансовой деятельности РФ в развитии малого бизнеса // Материалы III Международной научно-практической конференции молодых ученых. / под общ. ред. Семеновой Н.С. Ярославль: ЯФ МФЮЛ, 2012.
5. Зеленский Ю.Б., Бирюкова Е.А. использование результатов выборочных обследований Банка России для анализа регионального кредитного рынка // Деньги и Кредит. 2012. № 4. С. 24 - 29.
6. Леонов М.В. Особенности регулирования собственного капитала коммерческих банков в России // Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и управление производством. 2014. № 1. С. 28-37.
7. Кетова И.А., Рагинов Е.Е. Анализ развития банковского сектора на региональном уровне финансовом рынке // Вестник Южно-Уральского государственного университета. № 2 / том 7 / 2013. С. 92-98.
Vishnyakov Igor Petrovich, post-graduate student of chair of State and Municipal Finance and financial engineering, Graduate school of business; Southern Federal University (43, street 23 line, Rostov-on-Don, 344019, Russian Federation). E-mail: hsb@sfedu.ru
THE ANALYSIS OF TRENDS IN THE REGIONAL BANKING SYSTEM IN A RECESSION ECONOMY
Abstract
In the article the basic tendencies of development of the regional banking system in crisis, its strengths and weaknesses, the predicted level of investment attractiveness of Russian regional banks, as well as identified the most attractive segments of the credit market, on the basis of which the conclusion about the necessity of modernization of tools and methods to assess the regional banking systems.
Keywords: banking system, regional banks, capitalization, credit market, competition, consumer lending.
УДК 331.101 DOI: 10.23394/2079-1690-2017-1-3-227-234
РОЛЬ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА МОЛОДЕЖИ
Герасимова аспирант, преподаватель кафедры управления человеческими
Ольга ресурсами, экономический факультет,
Ярославовна Южный федеральный университет (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Горького, 88]. E-mail: osenkiv@sfedu.ru
Аннотация
Эффективно организованная система высшего образования обеспечивает возможность формирования высокого уровня человеческого капитала нации. Формирование человеческого капитала обеспечивается качеством процессов организации и управления образовательной и научно-исследовательской деятельности всех субъектов системы образования. В статье рассматриваются основные тенденции и проблемы системы высшего образования, а также ее роль в формировании человеческого капитала студентов.
Ключевые слова: инвестиции в человеческий капитал, система высшего образования, человеческий капитал современных университетов
Российская Федерация взяла курс на переход к информационной экономике, главенствующее место в которой занимают образование, наука, а также человек как носитель знаний и генератор инноваций. Политика в сфере российского образования стремится сочетать особенности советской школы, такие как социальноориентированность, доступность, универсальность, и современные мировые тенденции, заключающиеся в развитии доступной образовательной среды, повышении роли информационных технологий как инструмента доступа к образованию, в развитии коммуникативной технологии и технологий оценки уровня освоения компетенций. Формирование эффективной образовательной среды ведет к социальной стабильности и экономическому росту, поэтому проблема доступности и качества образования занимают немаловажное положение в стратегических программах развития всех стран мира.
Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех является одной из целей устойчивого развития ООН до 2030 года [11]. Учитывая это следует понимать современные мировые тренды развития высшего образования: во-первых, образование будущего становится глобальным, проступают контуры первых общемировых образовательных систем, пока в основном сосредоточенных в США; во-вторых, образование становится сверхиндивидуализированным. В-третьих, развитие информационно-коммуникационных технологий, технологии, связанные с успехами нейроинформатики и когнитивной психологии - технологии Нейронета, которые в ближайшие десятилетия смогут радикально перестроить способы, которыми мы познаем и воспринимаем мир, но прототипы которых начнут оказывать влияние на образование уже в скором будущем. В-четвертых, создание возможности инвестировать в таланты напрямую. В-пятых, геймифика-ция как один из ключевых трендов нового образования. Среди преимуществ игровых подходов в образовании называют рост мотивации учащихся, прозрачную структуру образовательного процесса, эффективное управление циклом обучения при освоении новых навыков, низкую стоимость ошибок при обучении [1]. В-шестых, «обучение в течение всей жизни» и развитие дополнительного профессионального образования. В-седьмых, возрастает роль мобильности студентов и учащихся; технологии; больший акцент на исследованиях и публикациях [12].
Проблема модернизации образования нашла отражение в Федеральном законе № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», «Прогнозе Долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года», в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». В этих документах в различной степени затронуты проблемы модернизации системы образования, определены ключевые направления, связанные с развитием человеческого капитала. В мае 2016 года в Докладе Организации экономического сотрудничества и развития Российская Федерация признана страной со средним уровнем развития образования (Россия, с индексом образования 0,806, занимает 32 место в рейтинге [7]], однако лидирует по ряду показателей образования, например, охват взрослого населения страны средним образованием составляет 94,7%, что значительно выше среднего показателя по странам ОЭСР (76,4%) [4]. Рассмотрим основные тенденции российского высшего образования:
1. Высшее образование в нашей стране носит массовый характер. В России присутствует вузовская ориентированность средней школы и потребность в высшем образовании как самоценности: участие в высшем образовании в России стало одним из самых высоких в мире - 393 человека на 10 тыс. населения.
2. Развитие тьюторской системы, которая представляет собой практику, ориентированную на построение и реализацию индивидуальной образовательной стратегии, учитывающей личный потенциал, задачи и интересы обучающегося.
3. Внедрение в систему высшего образования Федеральных государственных стандартов , в основе которых лежат компетенции и система зачетных единиц. Их главные отличия от государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования: уменьшение часов аудиторной работы студентов и увеличение часов внеаудиторной работы. Одним из компонентов ФГОСа является наличие рабочей программы дисциплины и фонда оценочных средств для каждой дисциплины. На сегодняшний день расширена самостоятельность университетов в разработке и реализации образовательных программ, введены требования к универсальным компетенциям выпускников для всех программ, созданы условия для проектирования модульных программ, для формирования индивидуальной траектории развития.
4. Дистанционное обучение, электронное обучение. Благодаря современным информационным технологиям процесс обучение может стать более гибким, насыщенным, удобным для обучающегося. В рамках внедрения федеральных образовательных стандартов последнего поколения электронное обучение все больше приобрело свою актуальность в связи с уменьшением аудиторной нагрузки, ростом самостоятельной работы учащихся. Многие вузы в свои образовательные программы включают онлайн-курсы. У населения появляется возможность обучаться за пределами территории, на которой они проживают.
5. Разрыв между работодателем и выпускником вуза. Многие работодатели не принимают на работу выпускников из-за отсутствия стажа, который не может появиться, если студент прилежно учился на дневной форме обучения и при этом не устраивался на работу. Одной из основных причин отказа работодателей в трудоустройстве выпускникам вузов является недостаточный опыт работы по специальности [3, с. 52].
6. Обновление материально-технической базы высших учебных заведений. В серьёзной модернизации нуждается вся вузовская инфраструктура. Большинство зданий российских вузов физически и морально устарели, учебные подразделения испытывают нехватку учебных аудиторий. Создание федеральных университетов, университетских кампусов, отличающихся особой комплексной архитектурно-пространственной организацией, даёт возможность консолидирования интеллектуальных и финансовых ресурсов, что, в свою очередь, повышает качество предоставляемых образовательных услуг. Таким образом в России появляются университеты нового поколения, соответствующие закономерностям развития образовательных систем в глобальном, мировом масштабе.
7. Развитие сетевого взаимодействия высших образовательных учреждений, которое представляет собой совместную деятельность нескольких образовательных учреждений, организованную для обучения, обмена опытом, проектирования, разработки, апробирования или внедрения учебно-методических комплексов, методик и технологий обучения, новых механизмов управления в системе образования. К основным преимуществам данной формы относятся: конкурентоспособность вуза в борьбе за студентов и ресурсы для обеспечения образовательной деятельности; качество и гарантии качества образования; повышение престижа вуза; содействие образовательному сотрудничеству; укрепление интеллектуального и научно- технического потенциала. Основным критерием сетевого обучения является реализация части образовательной программы вуза другим вузом, берущим полную ответственность за организацию учебного процесса, включая принятие (единолично или совместно] управленческих решений, обеспечение результата обучения (компетенций]. При этом выпускник программы может получать диплом другого вуза, или иной документ от организации-партнера (второй диплом]. На рисунке 1 представлен механизм сетевого взаимодействия образовательных учреждений.
Субъекты: Вуз 1, Вуз 2 ... Вуз п
Объекты: преподаватели, студенты
Институциональные компоненты
- Требования ФГОС
-Требования Минобрнауки о создании сетевого
взаимодействия
-Уставы университетов
-Договоры о сотрудничестве
Цель: формирование высококвалифицированного профессионала
в условиях сетевого взаимодействия вузов
Задачи:
- овладение профессиональными навыками и компетенциями в условиях единого образовательного пространства,
- формирование единого образовательного пространства
- разработка и реализация единых образовательных программ
- содействие академической мобильности между вузами-партнерами-формирование общих критериев оценки
Принципы сетевого взаимодействия:
1. Независимость членов сети
2. Объединяющая цель
3. Добровольность связей
4. Множественность уровней взаимодействия
Показатели эффективности сетевого взаимодействия вузов:
- Организация и проведение международных научно-методических конференций, семинаров, научно-исследовательских работ, практик и стажировок
- Повышение престижа вуза;
- Внедрение общих онлайн курсов
- Мобильность преподавателей и студентов
- Результаты итоговых аттестаций обучающихся
- Количество победителей в грантах, конкурсах
- Положительная динамика развития ключевых компетенций обучающихся
- Повышение степени удовлетворенности образовательным процессом
Результат: высококвалифицированный персонал
Рис. 1. Механизм сетевого взаимодействия образовательных учреждений
Описав существующую ситуацию в системе высшего образования в России, необходимо выяснить какие вызовы и проблемы, необходимо решить в ближайшее время.
Прежде всего в России в результате экономического кризиса наблюдается замедление темпов экономического развития, который привел к уменьшению государственных инвестиций в образование. Не стоит забывать, что инвестиции в образование ведут к росту человеческого капитала и являются основой экономического роста. Проанализировав динамику и структуру расходов федерального бюджета Российской Федерации, делаем вывод, что расходы на образование с каждым годом снижаются (табл. 1) [8]. Перспективы финансирования расходов на формирование человеческого капитала молодежи будут в 2017-2019 гг. еще сильнее связаны с возможностями региональных бюджетов.
Таблица 1
Расходы бюджетной системы по функциональной классификации, % ВВП [5]
2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019
Всего 34,1 35,0 35,4 36,8 37,3 35,9 34,8 33,6
Общегосударственные вопросы 2,1 2,1 2,1 2,3 2,2 2,2 2,1 2,0
Национальная оборона 2,7 2,9 3,2 3,9 4,7 3,3 3,0 2,9
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 2,8 3,0 2,8 2,6 2,5 2,4 2,2 2,1
Национальная экономика 4,8 4,5 5,8* 4,7 4,5 4,4 4,2 3,8
Жилищно-коммунальное хозяйство 1,6 1,5 1,3 1,2 1,1 1,1 1,0 1,0
Охрана окружающей среды 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1
Образование 3,8 4,0 3,9 3,8 3,7 3,6 3,6 3,5
Культура, кинематография 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5
Здравоохранение 3,4 3,2 3,2 3,5 3,2 3,2 3,2 3,1
Социальная политика 11,4 12,1 11,3 13,0 13,4 13,5 13,3 13,0
Физическая культура и спорт 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3
Средства массовой информации 0,2 0,2 0,2 0,2 0,1 0,1 0,1 0,1
Обслуживание государственного и муници- 0,6 0,6 0,7 0,8 1,0 1,0 1,1 1,1
Возрастает региональная дифференциация и усиливается разрыв в финансировании систем образования со стороны региональных бюджетов (табл. 2). Наибольшим финансированием в образование отличается Москва, Санкт-Петербург, в которых и располагаются ведущие университеты нашей страны.
Неоднородность по регионам наблюдается и в системе высшего образования, численность студентов существенно отличается в Центральном федеральном округе, это можно объяснить наличием крупных вузов и желанием абитуриентов учиться в столице. Численность студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры в Центральном федеральном округе составляет 324,2 тысяч человек, что в 2,5 раза превышает численность в Приволжском федеральном округе, и более чем в 5 раз остальные округа[9].
В России существует тенденция к сжатию сети образовательных организаций, процесс реструктуризации которых продолжается. Проанализировав изменения состояния высшего образования в России в 2010-2016 гг., можно сделать вывод о снижении количества учреждений высшего профессионального образования на 21% (в абсолютном выражении 238 учреждений) и численности обучающихся в них на 36,56%. При этом данная тенденция прослеживается на протяжении всего исследуемого периода [9].
Таблица 2
Расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации
на образование в 2015 г. [9]
Центральный федеральный округ Млн. руб. Северо-Западный федеральный округ Млн. руб. Приволжский федеральный округ Млн. руб.
Белгородская область 23578,8 Республика Карелия 11053,9 Республика Башкортостан 54258,1
Брянская область 13493,0 Республика Коми 24570,7 Респ. Марий Эл 7681,9
Владимирская область 17726,3 Архангельская область 24933,3 Республика Мордовия 10298,4
Воронежская область 28414,9 Вологодская область 15891,0 Республика Татарстан 67706,4
Ивановская область 11032,3 Калининградская область 14565,2 Удмуртская Республика 26349,0
Калужская область 15255,6 Ленинградская обл 31481,2 Чувашская Респ 14373,6
Костромская обл. 8853,1 Мурманская область 21147,2 Пермский край 42676,2
Курская область 15964,8 Новгородская область 7805,6 Кировская обл. 17308,7
Липецкая область 15305,3 Псковская обл. 6797,5 Нижегородская обл. 46378,1
Московская область 153401,4 г. Санкт-Петербург 105899,8 Оренбургская обл. 26780,2
Орловская область 10273,6 Ненецкий автономный округ 5093,2 Пензенская обл. 13765,7
Рязанская область 15261,2 Южный федеральный округ Самарская обл. 42636,7
Смоленская область 12287,2 Республика Адыгея 4970,8 Саратовская обл. 27280,6
Тамбовская область 11858,5 Республика Калмыкия 3561,7 Ульяновская обл. 14229,4
Тверская область 17299,4 Краснодарский край 71124,9 Крымский федеральный округ
Тульская область 21555,3 Астраханская область 12322,9
Ярославская обл 22259,5 Волгоградская обл. 29977,5 Республика Крым 25294,8
г. Москва 250851,2 Ростовская область 55800,5 г. Севастополь 4576,2
Большое влияние на образовательную политику в России оказывает - рост международной конкуренции за качество образования, за признание мирового лидерства в образовательных услугах[6]. Согласно ежегодному рейтингу мировых университетов британской компании российские университеты продолжают наращивать свой потенциал: 28 российских высших учебных заведений заняли 147 позиций по 46 предметам. В 2016 г. в рейтинг вошли 17 российских университетов по 28 предметным областям, что на 7 вузов больше, чем в 2015 году. Оценка вузов по каждому предмету производится по четырем критериям: мнение академического сообщества, мнение работодателей, индекс цитирования и индекс Хирша. При этом используемым критериям приписывались разные весовые коэффициенты в зависимости от уровня публикационной активности, присущей конкретной научной специальности. Рейтинг университетов оказывает влияние на конкурентоспособность, престижность конкретного вуза, показывает уровень человеческого капитала преподавателей, которые и будут формировать человеческий капитал студентов.
Человеческий капитал молодежи, формируясь системой образования, должен отвечать потребностям современного инновационного производства. К 2030 году существенно возрастет количество граждан пенсионного возраста (60-72 года], которые традиционно имеют низкую
степень экономической активности. При сокращении к 2030 году численности экономически активного населения страны на 9% (по сравнению с 2011 годом) численность молодежи в этой категории уменьшится в полтора раза.
Нерешенной остается проблема несоответствия структуры спроса работодателей на рабочую силу структуре и характеристикам выпускников вузов. Доступ к образовательным услугам в государственном и негосударственном секторе ведет к проблеме несоответствия профессиональных навыков квалификационным требования и часто оборачивается низкой производительностью труда, таким образом инициируется «избыточность квалификации». Это ставит задачу развития механизмов независимой оценки квалификаций и прогнозирования потребностей рынка труда. Однако здесь можно столкнуться с инструментальными трудностями, например, как посчитать необходимость в трудовых ресурсах организаций, учитывая временной лаг между началом обучения и выходом на рынок труда. Задача развития механизмов независимой оценки квалификаций уже находится на стадии решения, с 1 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации». Независимая оценка квалификации работников представляет собой процедуру подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, проведенная центром оценки квалификаций [10]. У истока правового института независимой оценки квалификаций стоят сообщества работодателей.
Таким образом, первоочередной задачей является развитие образования как главного источника подготовки высококвалифицированных кадров, являющихся основой инновационного развития России. Основной задачей высших учебных заведений является формирование и развитие человеческого капитала студентов посредством оказания качественных образовательных услуг, учитывая цели, потребности, требования, нормы и стандарты высшего образования. На качество образования оказывают влияние множество факторов, такие как подготовка абитуриентов, материально-техническая база университета, финансовые ресурсы, но наиболее важным является уровень человеческого капитала преподавателей. Можно говорить о двойственном характере человеческого капитала в высшем образовании, с одной стороны, это человеческий капитал студентов, с другой, формируемый его человеческий капитал преподавателей. Для повышения качества человеческого капитала студентов, преподавателям необходимо не только сформировать и развить набор ключевых компетенций у студентов, но и самим обладать ими. Для этого преподаватель помимо непосредственно преподавательской деятельности должен сочетать в себе и другие роли, например, тьютора, исследователя, администратора.
Как преподаватель он должен владеть совокупностью педагогических и профессиональных знаний по специальности, уметь изложить материал, контролировать и давать объективную оценку освоения преподаваемой учебной дисциплины. Это позволит преподавателю эффективно проводить занятия, консультирование, контроль и оценку результатов освоения учебного курса, динамики подготовленности и мотивации обучающихся.
Тьютор (преподаватель-консультант) создает образовательную среду, позволяющую студенту реализовать свою индивидуальную траекторию обучения, обеспечивает сопровождение студентов в образовательном процессе посредством оказания педагогической помощи, консультаций, ориентации на саморазвитие студента, принимая во внимание его индивидуальность, интересы при составлении плана и содержания занятия.
Преподаватель-исследователь должен владеть методикой проведения научно - исследовательской работы с обучающимися. Результаты научно-исследовательской работы, в том числе проведенные собственные теоретические и экспериментальные исследования, являются основой для преподавания дисциплин и учебно-методической работы в областях профессиональной деятельности преподавателей высшей школы. В процессе обучения можно выделить две составляющих: усвоение студентами знания, где реализуется роль преподавателя в подготовке специалиста, выполняющего распоряжения руководителя, и совмещение студентами учебной и научно-исследовательской работы (реализация роли преподавателя исследователя) [2, с 65].
Преподаватель-администратор выполняет административную, методическую, организационную работу, выполняет решения кафедры и распоряжения заведующего кафедрой, декана, разрабатывает и представляет на утверждение в установленном порядке все требуемые виды учебно-методической литературы по читаемым дисциплинам.
Преподаватель должен распределить свое рабочее время таким образом, чтобы все роли были реализованы. На разных этапах профессиональной деятельности в зависимости от целей
преподаватель может поменять приоритет в пользу какой-то из ролей, сделав ее ведущей, но при этом главной целью всегда остается- повышение человеческого капитала студентов
Непосредственное влияние на формирование и развитие человеческого капитала оказывает государство посредством социальной политики. Одной из главных его функций является создание наиболее оптимальных условий для формирования, развития и реализации человеческого капитала граждан. Государственные инвестиции в этой области распределяются по отраслям социальной сферы (здравоохранение, образование, ЖКХ, культура и другие).Однако, как было показано выше расходы на образование с каждым годом снижаются (в 2016 г. упали по сравнению с 2015г. на 8,7%) [8]. Еще одной, но немаловажной функцией государства в сфере образования является принятие нормативно-правовых, среди них наибольшее влияние на образование и деятельность образовательных учреждений оказывают: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗО лицензировании отдельных видов деятельности, Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации».
Новая парадигма в сфере высшего образования поставила студента в центр процесса обучения, а преподаватель выступает в качестве посредника в передачи знаний, конкретных исследовательских навыков и формирования высококачественного человеческого капитала студента. Индивидуализация процесса обучения придает осмысленность учебным действиям за счет возможности выбора того или иного типа действия, привнесения личных смыслов в учебный процесс, а также формулирования собственного образовательного заказа и видения своих образовательных перспектив. В этот вид человеческого капитала инвестируют такие субъекты как: государство (студент обучается на бюджетной основе), родители или же сам студент (договорная основа). Непосредственное влияние на формирование и развитие данного капитала оказывает и университет, в котором обучается студент. ВУЗ, подчиняясь государственным нормативно-правовым актам, приказам Министерства образования и науки, реагируя на новые вызовы и тенденции как в стране, так и в сфере образования, определяет стратегию, цели, задачи, свою образовательную политику. Преподаватели, следуя образовательной политике, обеспечивают непосредственную реализацию инвестиций в человеческий капитал студента. Студенты заинтересованы в формировании и развитии своего человеческого капитала для дальнейшей его реализации в будущем. Именно поэтому нельзя не считаться с запросами рынка труда, ассоциацией работодателей и бизнес-сообществом. Чтобы быть эффективным сформированный человеческий капитал должен быть востребован. Здесь может помочь такой институт как Ассоциация выпускников. Выпускники прошлых лет, зная систему обучения в данном университете, эффективные результаты по формированию необходимых компетенций у студентов могут содействовать их трудоустройству. Структуру стекхолдеров инвестирования в человеческий капитал студентов представим в виде схемы (рис. 2).
Рис. 2. Структура стекхолдеров инвестирования в человеческий капитал студентов
Таким образом, анализ данных и сложившейся ситуации в российской системе высшего образования свидетельствует о том, что в целом наблюдается ряд позитивных изменений, однако переходящие из года в год нерешенные проблемы говорят либо о снижении потенциала системы образования (требует пересмотра политика в сфере образования]. Большое значение имеет развитие человеческого капитала вуза как поставщика новых знаний, инноваций и главного источника формирования человеческого капитала студентов - потенциальных работников. Существует множество стекхолдеров, заинтересованных в повышении человеческого капитала студентов, каждый из которых преследует свои цели: обучающийся - приобретение необходимых компетенций в соответствии с ожиданиями рынка труда для получения прибыли в будущем, работодатель - стремление получить высококвалифицированного работника, преподаватель - повышение стимулирующих выплат, научное признание, уважение студентов (зависит от мотивации преподавателя], университет - повышение конкурентоспособности на рынке образовательных услуг, престижа ВУЗа, попадание в мировые рейтинги; государство заинтересовано в эффективной системе образования, балансе на рынке труда, социальной стабильности.
Литература
1. 13 лекций о будущем / Д. Песков Лекция 1 // http://asi.ru/reports/63587/
2. Белокрылова О.С. Германова О.Е., Вольчик В.В., Михалкина Е.В. Эволюция институциональной структуры системы образования как следствие зависимости от предшествующего пути развития // TERRA ECONOMICUS. Издательство: Южный федеральный университет. Ростов-на-дону. Том: 2. № 4. 2004. С. 60-73.
3. Михалкина Е.В., Серегина Е.А. Выпускники вузов на рынке труда: обзор современных тенденций (на примере рынка труда Ростовской области] //Международный научный журнал. №1. 2014. С. 49-53.
4. Организации экономического сотрудничества и развития // www.oecd.org/statistics/Better-Life-Initiative-2016-country-notes-data.xlsx
5. Протокол №11 очного заседания Общественного совета при Министерстве финансов Российской Федерации от 11.10.2016 «Основные направления бюджетной политики на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» // http://www.minfin.ru/ru
6. Рейтинг лучших университетов мира 2017 // https://www.topuniversities.com/subject-rankings/2017
7. Рейтинг стран мира по уровню образования //gtmarket.ru/ratings/education-index/education-index-info
8. Структура и динамика расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов за 2015-2016, млрд. рублей. Официальный сайт Министерства финансов РФ. Режим доступа: http://www.minfin.ru/ru
9. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 238-Ф3 «О независимой оценке квалификации» // http://www.consultant.ru
10. Федеральная служба государственной статистики // http://www.gks.ru/
11. Цели устойчивого развития до 2030 г. // www.un.org/
12. Kathryn Moyle. Global trends in higher education policies //. http://research.acer.edu.au/teacher_education/15
Gerasimova Olga Yaroslavovna, postgraduate student, teacher of the department of human resources management, Department of Economics; Southern Federal University (88, M Gorky St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: osenkiv@sfedu.ru
THE ROLE OF HIGHER EDUCATION SYSTEM IN THE FORMATION OF YOUTH HUMAN CAPITAL
Abstract
Effectively organized system of the higher education provides an opportunity to create the high level of the nation human capital. The human capital formation is ensured by the quality processes of organizing and managing the educational and research activities of all subjects of the education system. The article considers the main tendencies and problems of the higher education system, as well as her role in formation of the students human capital.
Keywords: investments in the human capital, system of higher education, human capital of the modern universities.