YAK 37.015.4(470.5) ББК 60.561.9(235.55)
П.А. АМБАРОВА, А.А. КОВААЕНКО
P.A. AMBAROVA, A.L. KOVALENKO
РОЛЬ УРАЛЬСКИХ ВУЗОВ В ВОСПРОИЗВОДСТВЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
THE ROLE OF THE URAL HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS IN THE REPRODUCTION OF THE HUMAN CAPITAL STATE AND MUNICIPAL SERVICE
Статья подготовлена при поддержке РГНФ, проект № 16-03-00051
«Нелинейная динамика образовательных общностей в мегаполисе в условиях социальной неопределенности»
В статье представлены результаты исследования взаимодействия вузов г. Екатеринбурга и органов власти в сфере подготовки управленческих кадров. Исследование проведено в контексте изучения динамики образовательных общностей уральского мегаполиса в условиях социальной неопределенности. Объектом выступает система подготовки кадров для государственной и муниципальной службы в екатеринбургских вузах. Предмет исследования - роль уральских вузов в формировании и воспроизводстве человеческого капитала государственных и муниципальных служащих.
The article is devoted to the results of the study of interaction between the universities of Yekaterinburg and the authorities in the field of management training. The research was conducted in the context of studying the dynamics of educational groups of the Urals megalopolis in conditions of social uncertainty. The object of the study is a system of personnel training for state and municipal service in Yekaterinburg universities. The subject of the research is the role of the Ural universities in formation and reproduction of human capital of state and municipal employees.
Ключевые слова: человеческий капитал, государственная и муниципальная служба, взаимодействие вузов и работодателей, воспроизводство человеческого капитала.
Key words: human capital, state and municipal service, interaction of universities and employers, reproduction of human capital.
Важной функцией университетов, выступающих градообразующими структурами современного мегаполиса, является воспроизводство тех или иных социальных групп и общностей городского населения. Одной из таких социальных общностей выступают служащие в системе государственного и муниципального управления (далее ГМУ). Взаимодействие вузов и органов власти в вопросах подготовки управленческих кадров для государственной и муниципальной службы является актуальной темой исследования и одновременно приоритетной задачей практической деятельности. Острота исследуемой проблемы связана с необходимостью повышения качества человеческого капитала служащих в системе ГМУ, в том числе за счет развития взаимодействия вузов и органов власти.
Одним из главных факторов совершенствования и укрепления государственности является формирование профессионально подготовленного и динамично развивающегося кадрового аппарата служащих органов власти [4, с. 37]. В условиях экономической, социальной и технологической модернизации страны достижение этой задачи обеспечивается благодаря эффективному управлению человеческим капиталом государственных и муниципальных служащих. Структура человеческого капитала органов государственной власти и местного самоуправления образована имеющимися у служащих про-
фессиональными знаниями и навыками, опытом и мотивацией, их производительными способностями, психологическими, культурными, мировоззренческими и социальными свойствами, которые они используют в своей трудовой деятельности с целью получения наиболее высокого результата [2, с. 111].
Привычным стало суждение о том, что целью образовательной деятельности вузов является подготовка профессионально подготовленных и мотивированных управленческих кадров, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с целями и стратегией конкретного муниципального образования, субъекта федерации и государства в целом. Между тем, судя по структуре человеческого капитала государственных и муниципальных служащих, его основы действительно закладываются и совершенствуются в вузе, а не поступают «с улицы» или по каналам родственных и иных связей. Исследователи утверждают, что доверие к органам власти со стороны общества, их авторитет в глазах структур гражданского общества обеспечивается именно образованием и качеством профессиональной деятельности государственных и муниципальных служащих [1, с. 40].
Несмотря на то что существует государственная кадровая концепция, приняты законы о государственной и муниципальной службе, включающие статьи по кадровому вопросу, идет постоянная работа над федеральным государственным образовательным стандартом по ГМУ, проблемы подготовки управленческих кадров остаются во многом нерешенными. Концепция подготовки управленческих кадров есть, а вот внятная стратегия и тактика ее осуществления отсутствует, потому что субъекты, от которых зависит их реализация, зачастую существуют в «параллельных мирах», уровень реального взаимодействия вузов и органов власти конкретных городов, территорий, регионов остается не очень высоким. Таким образом, потребность в выработке единой для вузов и органов власти стратегии и тактики подготовки управленческих кадров по-прежнему остается острой.
В выполнении функции формирования и воспроизводства человеческого капитала органов государственной власти и местного самоуправления уральские вузы имеют определенный опыт и потенциал. В то же время существует заметный разрыв между качеством подготовки специалистов данной сферы управления и ожиданиями работодателей. Этот разрыв осложняет вход и интеграцию выпускников вузов в профессиональную группу и не способствует решению проблемы повышения качества человеческого капитала руководителей и специалистов органов власти.
Объектом нашего исследования (2016-2017 гг.) являются образовательные общности г. Екатеринбурга, предметом - динамика их изменений в условиях социальной неопределенности. В данной статье мы представим одну из образовательных общностей уральских вузов - студентов и слушателей, обучающихся по направлению «Государственное и муниципальное управление». Предметом рассмотрения будет роль уральских вузов в формировании и воспроизводстве человеческого капитала государственных и муниципальных служащих.
Государственное и муниципальное управление является одной из самых востребованных специальностей у абитуриентов вузов г. Екатеринбурга. Подготовку специалистов по данной специальности осуществляют 5 вузов: Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (УрФУ), Уральский институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), Уральский государственный экономический университет (УрГЭУ), Уральский институт Государственной противопожарной службы МЧС России, Уральский государственный педагогический университет (УрГПУ).
В вузах Екатеринбурга сложилась целостная система подготовки кадров для сферы ГМУ. Все названные университеты осуществляют подготовку бакалавров. Три из них - УрФУ, РАНХиГС и УрГЭУ - имеют программы
магистратуры и аспирантуры (по экономическим и социологическим наукам). В этих же трех вузах ведется обучение по программам дополнительного профессионального образования. Обучение осуществляется по очной, очно-заочной и заочной формам. Согласно статистическим данным, в 2015 г. число выпускников-бакалавров и специалистов данных вузов по специальности «ГМУ» превысило 700 чел., выпускников-магистрантов насчитывалось более 100 человек (рассчитано по: УрФУ, УрГЭУ, РАНХиГС, УрГПУ). В 2016 г. общая численность студентов-бакалавров, обучающихся по направлению «ГМУ» в екатеринбургских вузах, превысила 3 350 чел.1, магистрантов - 530 чел. (табл. 1 и 2).
Отметим, что подготовка кадров для сферы ГМУ ведется в уральских вузах с 1990-х гг. Лидерами в освоении этого направления стали Уральский институт управления РАНХиГС и УрФУ, в структуре которого был создан Институт государственного управления и предпринимательства. С середины 2000-х гг. в этих вузах открылся набор на программы магистратуры по ГМУ. Несмотря на резкое сокращение в последние три года количества бюджетных мест и небольшое количество таковых в магистратуре, популярность образовательных программ по ГМУ среди абитуриентов не снижается. Это означает, что образовательные практики в вузах в этой области подготовки не сворачиваются и продолжают наращивать свой потенциал. Особенно это касается образовательных программ магистратуры. В то же время разрыв между возможностями подготовки управленческих кадров в уральских вузах и требованиями органов государственной власти и местного самоуправления, сохраняется. Он выражается как в количественных, так и качественных показателях.
Прежде всего, обращает на себя внимание количественная диспропорция между контингентом обучающихся на бакалавриате (ранее - специали-тете) и реальными кадровыми потребностями органов власти. По-видимому, дело не только в том, что такое количество молодых управленцев этот сектор рынка труда не в силах вместить. С 2000-х гг. постоянно озвучивается проблема нехватки профессиональных кадров для сферы ГМУ, имеющих базовое образование. Кстати, заметим, что такой же дефицит испытывает и само высшее образование: преподаватели кафедр и институтов, ведущих подготовку по специальностям ГМУ, зачастую не имеют профильного образования. Складывается парадокс: студентов по специальности ГМУ переизбыток, а органы власти и вузы испытывают кадровый голод.
Проблема количественной диспропорции имеет двойственную природу. С одной стороны, действительно, вузы «наращивают» контингент студентов по востребованным специальностям, чтобы решить свои финансовые проблемы, не сообразуясь с потребностями рынка труда. С другой стороны, сохраняются неэффективные каналы и механизмы воспроизводства профессиональной общности государственных и муниципальных служащих, базирующиеся на принципах лояльности и социальных связей. Консервация способов воспроизводства этой социальной общности сужает возможности выпускников вузов по вхождению в нее. По мнению О. Роя, в систему ГМУ попадает не более 3-4 % выпускников вузов [7, с. 194].
Помимо количественного разрыва между вузовской системой подготовки кадров для ГМУ и потребностями органов власти существует ряд качественных несоответствий. Кстати, заметим, что проблема количественной диспропорции отчасти решается путем более или менее удачного перераспределения выпускников в другие секторы рынка труда, так или иначе связанные со сферой ГМУ (сектор некоммерческих организаций, Government Relations, управленческий консалтинг и др.). Качественные разрывы нам представляются более опасными и проблематичными с точки зрения способов их преодоления.
1 Численность студентов Уральского института Государственной противопожарной службы МЧС России не представлена в открытых источниках из-за ведомственной специфики вуза.
Таблица 1
Численность студентов-бакалавров, обучающихся в вузах г. Екатеринбурга по направлению «Государственное и муниципальное управление», 2016 г.
Вуз Численность студентов очного отделения Численность студентов заочного отделения Итого
бюджет контракт бюджет контракт
Уральский
институт управления РАНХиГС 153 310 102 642 1207
Уральский федеральный 29 584 43 413 1069
университет
Уральский
государственный педагогический 0 0 0 134 134
университет
Уральский
государственный экономический 0 168 10 763 941
университет
Итого 3351
Таблица 2
Численность студентов, обучающихся в магистратуре вузов г. Екатеринбурга по направлению «Государственное и муниципальное управление», 2016 г.
Численность студентов Численность студентов
Вуз очного отделения заочного отделения Итого
бюджет контракт бюджет контракт
Уральский
институт управления 24 20 20 75 139
РАНХиГС
Уральский федеральный 21 22 102 77 222
университет
Уральский
государственный
педагогический
университет
Уральский
государственный экономический 6 6 24 135 171
университет
Итого 532
В условиях современного общества и сложившейся в России системы государственного управления и местного самоуправления существуют противоречия между качеством человеческого капитала представителей органов власти и той социальной ролью, которую они исполняют. От современного чиновника требуются высокий уровень профессионализма, социальной ответственности, нравственные качества, умение взаимодействовать с различными социальными субъектами - не только с отдельными гражданами и группами населения, не только внутри профессионального сообщества, но и с такими крупными социальными образованиями, как вузы, общественные
организации, некоммерческие и коммерческие организации. Характер взаимодействия на уровне органов государственной власти требует от управленцев особой подготовки, компетенций, культуры. Однако сегодня мы не всегда наблюдаем высокий уровень этих компетенций.
Аналитический обзор исследований, проведенных по проблемам совершенствования системы подготовки кадров для ГМУ, показывает, что акцент в них делается на содержательной и формальной стороне процесса. Нам же представляется актуальным исследование возможностей расширения сферы взаимодействия вузов, осуществляющих подготовку управленческих кадров, и органов власти. Именно во взаимодействии и диалоге между ними могут быть выработаны стратегия и тактика разработки и реализации образовательных программ в сфере ГМУ, как основных, так и дополнительных. Преодоление выявленных разрывов возможно через установление тесного, многоуровневого, сетевого взаимодействия между вузами (их институтами, департаментами, кафедрами) и государственной и муниципальной службой.
Для того чтобы органы власти решили свои кадровые проблемы и соответствовали тем задачам, которые перед ними стоят, необходимо формировать и развивать партнерские программы между ними и вузами в области подготовки специалистов-управленцев. Такие программы могут включать: организацию реального, а не формального диалога по согласованию содержания образовательных программ различных уровней подготовки по специальности «ГМУ»; проведение различных видов экспертиз образовательных программ по направлению «ГМУ»; сотрудничество в сфере организации студенческих практик и стажировок преподавателей в системе ГМУ; организацию совместных учебно-методических и научных мероприятий; вовлечение руководителей и служащих органов государственной власти и местного самоуправления в учебный процесс на всех уровнях подготовки.
Многие из названных форм взаимодействия вузов и органов власти реализуются в екатеринбургских университетах, хотя их потенциал не используется в полной мере, тем более что некоторые из этих форм носят необязательный характер. Единственной обязательной «точкой соприкосновения» вузов и работодателей из сектора ГМУ является согласование образовательных программ. Но, как правило, этот процесс носит рамочный характер, а его результат ограничен утверждением уже готовых компетенций и результатов обучения.
Наши собственные наблюдения и результаты социологического исследования, проведенного преподавателями Института государственного управления и предпринимательства УрФУ в 2016 г., показали, что недостаточно эффективно организуются в бакалавриате и магистратуре учебные, технологические и производственные практики. По отзывам студентов, на практиках в органах власти они получают поверхностные представления о содержании и специфике их работы, основных функциях, особенностях корпоративной культуры [3, с. 209]. Не всегда студенты могут попасть на практику в желаемую организацию либо из-за отказа органа власти заключать договор с вузом, либо из-за несоответствия количества желающих студентов и возможностей данной организации.
Важный вывод мы можем сделать на основе анализа результатов исследования. Он связан с тем, что отсутствие эффективного взаимодействия вузов и органов власти приводит к противоречиям в процессе профессиональной социализации студентов. Исследование показало, что большинство выпускников (бакалавров и магистрантов) работают и перспективы своего профессионального роста и карьеры они связывают не с получаемой в вузе специальностью, а с той сферой, в которой они трудятся.
Учитывая, что студенты уральских вузов начинают работать примерно со 2 курса, становится понятно, что их профессиональная социализация в практической сфере и в процессе обучения в вузе довольно рано и серьезно расходятся. Возможности трудоустройства студентов в органы власти огра-
ничены прежде всего образовательным цензом, для магистрантов серьезным барьером является условие полной занятости и неудобный график работы. Проблема ясна, а вот способы ее решения неочевидны, поскольку лежат в плоскости неустоявшихся договорных отношений между вузами и органами власти.
Определенными проблемами и достижениями характеризуется сфера программ дополнительного профессионального образования, реализуемых в уральских вузах. Хотя здесь, безусловно, точек соприкосновения вузов и органов власти намного больше. Так, в структуре УрГЭУ с 2008 г. существует особый институт государственного и муниципального управления, миссия которого заключается в разработке и реализации программ дополнительного профессионального образования в соответствии с ФГОС ВО по специальности «Государственное и муниципальное управление».
В качестве партнеров данного института по реализации программ ДПО заявлены: Правительство Свердловской области и ГАУ ДПО Свердловской области «Региональный кадровый центр государственного и муниципального управления»; Аппарат Губернатора и ГКУ ДПО ЯНАО «Кадровый ресурсный центр государственной и муниципальной службы Ямало-Ненецкого автономного округа»; Правительство Курганской области; Департамент внутренней политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и автономное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Региональный институт управления». В партнерские программы УрГЭУ включены и региональные структуры федеральных органов государственной власти РФ: Управление федерального казначейства по Свердловской области; Уральское таможенное управление; Управление федеральной антимонопольной службы по Свердловской области; Управление ФСТЭК РОССИИ по Уральскому федеральному округу; Управление Роскомнадзора по УрФО, Исполнительные и представительные органы муниципальных образований Свердловской области, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов.
Не менее интересна практика реализации программ ДПО в Уральском институте управления РАНХиГС. В его структуре существует Центр высшей школы государственного управления, который обеспечивает образовательный процесс посредством активного привлечения не только высококвалифицированных преподавателей вуза, но и экспертов, руководителей и служащих в сфере ГМУ. В обычную практику введены лекции и выездные занятия с главами городских и районных администраций, начальниками департаментов и ведущими специалистами областной администрации.
Основой повышения качества образования по направлению «Государственное и муниципальное управление» в данном вузе стала политика по формированию партнерской сети с участием органов власти. Соглашения были заключены с Администрацией Губернатора Свердловской области, Департаментом государственной гражданской службы и кадровой политики Ханты-Мансийского автономного округа, Администрацией Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа. В партнерскую сеть включены органы государственной власти Свердловской области (Министерство экономики, Министерство промышленности и науки, Министерство культуры). Соглашения о сотрудничестве вуз также заключил с администрациями таких уральских городов, как Краснотурьинск, Нижний Тагил, Качканар, Новоуральск. Предметная область всех соглашений - подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для органов государственной власти и местного самоуправления, экспертно-аналитическое обеспечение деятельности органов управления.
На наш взгляд, эффективной формой взаимодействия уральских вузов и органов власти является привлечение представителей научно-педагогического сообщества к экспертному сотрудничеству. Это обеспечивает, с одной стороны, повышение уровня профессиональной культуры самих преподавателей, с другой - создает предпосылки для формирования многосто-
роннего диалога между вузом и органами власти, с третьей - компенсирует лакуны, характеризующие человеческий капитал государственных и муниципальных служащих.
Для развития экспертного взаимодействия вузов и органов власти в России сформированы институциональные механизмы. Они обеспечивают вовлечение вузовских образовательных общностей в экспертное сообщество и структуры, осуществляющие общественный контроль, при различных органах государственной власти и местного самоуправления. Именно таким образом в 2012 г. формировался Экспертный совет при Правительстве РФ, в состав которого на основе механизма выдвижения вошли представители ведущих высших учебных заведения страны [12].
Институциональный механизм, закрепляющий возможности образовательных общностей входить в экспертные и контролирующие структуры муниципальных образований, нашел отражение в двух федеральных законах: ФЗ от 4 апреля 2005 г. N 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» и ФЗ от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» [5; 6]. Согласно этим нормативным актам, в каждом муниципальном образовании РФ создаются Общественные палаты или Общественные советы, а субъекты общественного контроля могут взаимодействовать между собой, создавая Ассоциации и союзы [6]. Формами общественного контроля выступают общественный мониторинг, общественная проверка, общественная экспертиза, общественные обсуждения и публичные слушания [6]. При этом принцип репрезентативности основных социальных общностей горожан сохраняется и позволяет преподавателям вузов участвовать в этой деятельности.
Высшие учебные заведения способны формировать контингент экспертного сообщества и выдвигать своих представителей в структуры общественного контроля, которые необходимы стратегическим партнерам для выработки и оценки управленческих решений, диагностики проблемных и урегулирования конфликтных ситуаций. В него могут входить научные сотрудники, преподаватели, аспиранты, магистранты и студенты, наиболее подготовленные для такого сотрудничества. Экспертный потенциал вуза обеспечивает ему силу и позицию в поле социальных отношений, поскольку позволяет контролировать деятельность органов местного самоуправления не только в сфере образования, но и в других сферах общественной жизни мегаполиса.
В Екатеринбурге участие представителей образовательных общностей в разработке стратегии и программ развития города обеспечивается их работой в Общественной палате. Этот орган работает с 2007 г. и в своем составе постоянно имеет представителей различных образовательных учреждений города, в том числе и вузов. Их число в различные периоды существования Палаты (сейчас действует четвертый созыв) составляло от 9 до 12 % от общего числа членов. Анализ ведомственной принадлежности и должностных статусов членов Общественной палаты г. Екатеринбурга от сферы образования за период 2007-2016 гг. показывает преобладание, во-первых, представителей университетского сообщества (ведущих вузов - УрФУ (УрГУ), УрГАХА, УрГПУ), во-вторых - представителей управленческой подобщности (ректоры, президенты, проректоры, заведующие кафедрами). Для сравнения заметим, что университетское сообщество шире представлено в областных структурах (в частности, в Общественной палате Свердловской области), хотя его статусные характеристики остаются примерно теми же.
Активное участие представители образовательных общностей высшей школы приняли при разработке Стратегического плана развития г. Екатеринбурга, определившего во многом динамичное и успешное развитие уральского мегаполиса, позволившего в достаточно короткий срок превратить его в сильный региональный центр, имеющий выход в мировое экономическое, культурное, образовательное пространство. Изначально в концептуальных
основах Стратегического плана была заложена идея интеграции «аналитических, эмоциональных и политических элементов корпоративного мышления» представителей ключевых городских общностей - предпринимателей, чиновников, ученых, педагогов, членов общественных организаций. Благодаря этой установке ведущие специалисты по урбанистике, экономике и социологии города, государственному и муниципальному управлению, регионали-стике вошли в состав различных структур: Координационного совета, группы научных экспертов, рабочие группы по актуализации и пролонгации Стратегического плана. Научная экспертиза разработанного плана и результатов его реализации была одним из ключевых механизмов согласования интересов различных групп горожан в данном документе, что означало признание роли вузов как стратегического партнера и медиатора. В организации научной экспертизы большую роль сыграл Совет ректоров ВУЗов Свердловской области, поскольку именно по его рекомендации в экспертные группы отбирались представители вузовской науки.
По результатам проведенного нами исследования мы можем сделать следующие выводы. В вузах г. Екатеринбурга сложилась целостная система подготовки кадров для сферы ГМУ, характеризующаяся единством трех уровней подготовки (бакалавриат, магистратура и аспирантура) и дополнительного профессионального образования. Несмотря на имеющийся опыт уральских вузов по подготовке специалистов в сфере ГМУ, сохраняется разрыв между системой подготовки в вузах и требованиями работодателей (органов власти), выражающийся в определенных количественных и качественных показателях. Преодоление выявленных разрывов возможно через установление тесного и многоуровневого взаимодействия между вузами и структурами государственной и муниципальной службы. Оно может включать в себя как традиционные формы сотрудничества (организацию практик, согласование образовательных программ), так и современные партисипаторные формы: привлечение практиков-управленцев к преподаванию, экспертное участие преподавателей вузов в разработке управленческих проектов и решений и др. Перспективной формой взаимодействия вузов и органов власти по развитию человеческого капитала как будущих, так и работающих государственных и муниципальных служащих может стать организация совместных учебно-методических и научных мероприятий.
Литература
1. Барциц, И. Подготовка кадров для государственного управления: от бакалавра до доктора [Текст] / И. Барциц // Государственная служба. - 2015. -№ 1 (93). - С. 40-47.
2. Васильева, А.Н. Специфика и структура человеческого капитала организации [Текст] / А.Н. Васильева // Известия ИГЭА. - 2009. - № 6 (68). - С. 110114.
3. Воронина, Л.И. Портрет будущего государственника: социологический анализ [Текст] / Л.И. Воронина, Т.И. Касьянова, А.И. Ахаимова // Актуальные проблемы социологии культуры, образования, молодежи и управления : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с межд. участием (Екатеринбург, 2425 февраля 2016 г.). - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2016. - С. 205-211.
4. Науменко, Е.А. Основы профессиональной компетентности специалистов в сфере государственного управления [Текст] / Е.А. Науменко // Вестник Южно-Уральского гос. ун-та. Сер. «Психология». - 2012. — № 6. - С. 37-41.
5. Об Общественной палате Российской Федерации (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. N 32-Ф3 // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52651 (дата обращения: 25.03.2017).
6. Об основах общественного контроля в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ // Доступ из
справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165809 (дата обращения: 25.03.2017).
7. Рой, О.М. Трансформация системы подготовки кадров государственного и муниципального управления в условиях административной реформы [Текст] / О.М. Рой // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2009. - № 1. - С. 151-156.
8. Уральский институт - филиал ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (Уральский институт - филиал РАНХиГС). Направления подготовки и специальности 2015 г. [Электронный ресурс] // Российское образование : федеральный портал. - Режим доступа: http://www.edu.ru/abitur/act.3/ds.25/ isn.692/index.php (дата обращения: 25.03.2017).
9. ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» (УрГПУ). Направления подготовки и специальности 2015 г. [Электронный ресурс] // Российское образование : федеральный портал. - Режим доступа: http://www.edu.ru/abitur/act.3/ds.25/isn.703/index.php (дата обращения: 25.03.2017).
10. ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет» (УрГЭУ-СИНХ). Направления подготовки и специальности 2015 г. [Электронный ресурс] // Российское образование : федеральный портал. - Режим доступа: http://www.edu.ru/abitur/act.3/ds.25/isn.707/index.php (дата обращения: 25.03.2017).
11. ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (УрФУ). Направления подготовки и специальности 2015 г. [Электронный ресурс] // Российское образование : федеральный портал. - Режим доступа: http://www.edu.rU/abitur/act.3/ds.25/isn.705/index. php (дата обращения: 25.03.2017).
12. Экспертный совет при правительстве РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.liberal.ru/sitan.asp?Num=636 (дата обращения: 02.06.2016).