УДК 378.18
И.Н. Пустовалова, И.А. Валеева
РОЛЬ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ В ПОДГОТОВКЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ К ФОРМИРОВАНИЮ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ
СТУДЕНТОВ
Ивановский государственный университет
Аннотация: Требования к формированию антикоррупционного правосознания студентов в современных условиях вузовского образования возрастают. Включение антикоррупционных вопросов в учебные программы делает необходимостью повышение профессиональной квалификации преподавателей юридических дисциплин, в совершенстве владеющих методологией обучения антикоррупционной деятельности.
Ключевые слова: компетентностный подход, профессионализм преподавателя, дополнительное профессиональное образование, повышение квалификации, антикоррупционное правосознание студентов.
UDC 378.18
I. N. Pustovalova, I. A. Valeeva
ROLE OF SYSTEM OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION IN TRAINING OF TEACHERS FOR FORMATION OF ANTI-CORRUPTION
SENSE OF JUSTICE OF STUDENTS
Ivanovo state university
Abstract: Requirements to formation of anti-corruption sense of justice of students increase in modern conditions of high school education. Inclusion of anticorruption questions in training programs does by need increase in professional qualification of teachers of the legal disciplines that perfectly know methodology of training of anti-corruption activity.
Keywords: competence-based approach, professionalism of the teacher, additional professional education, professional development, anti-corruption sense ofjustice of students.
Последние годы все острее встают вопросы противодействия коррупции [12]. Антикоррупционная деятельность давно вышла за рамки политики и стала
проблемой общественной и междисциплинарной. В настоящее время, в вузовской системе осуществляется реформирование, направленное на адаптирование к новым
условиям, переходу на многоуровневую систему образования и разработку учебно-методической и иной документации в соответствии с требованиями времени [3-4].
Учитывая значимость антикоррупционного просвещения и антикоррупционного сознания, новые стандарты в области юридического образования предусматривают обязательное включение антикоррупционных вопросов в учебные программы [5-6]. В то же время, стандартами нового поколения не предусмотрена в качестве обязательной дисциплина «криминология», изучающая причины и условия, способствующие преступлениям, личность преступника, в рамках которой факторы коррупционного поведения и методов их минимизации можно было бы изучить наиболее полно.
Одним из важнейших участников образовательной системы является преподаватель и от уровня его профессионализма зависит формирование компетентной личности, обладающей высокими морально-нравственными качествами, способной к самоактуализации, готовой к профессиональной работе в условиях функционирования динамично изменяющегося механизма государственного управления.
Эффективность педагогической деятельности конкретного преподавателя обусловлена степенью его общекультурного уровня, результативностью научно-исследовательской деятельности, профессиональной компетентностью, владением инновационными методиками, психолого-педагогической и социально -гуманитарной подготовленностью [7-8]. В современном обществе любой специалист может быть уверен в своем будущем только в том случае, если его квалификация соответствует все возрастающим требованиям к уровню его знаний.
Профессионализм педагога - это интегральная характеристика его личности, предполагающая владение педагогом видами профессиональной деятельности и наличие у него сочетания профессио-
нально важных психологических качеств, обеспечивающих эффективное решение профессиональных педагогических задач по обучению и воспитанию (детей, взрослых обучающихся) [9-10].
Система дополнительного профессионального образования нацелена на повышение уровня профессиональной компетентности, реализацию профессиональных потребностей, что в свою очередь ведет к переосмыслению содержания, форм и методов повышения квалификации учителей, руководителей образовательных учреждений, всех педагогических работников. В непрерывном образовании важным является наличие системы повышения профессиональной компетентности специалистов, целенаправленно организуемой в целях обеспечения их профессионального роста и создания условий для самореализации в педагогической деятельности.
Необходимыми условиями для реализации компетентностного подхода в системе повышения квалификации специалистов являются выбор необходимых компетенций, определяющих становление профессиональной деятельности, и отбор педагогических технологий в соответствии с выбранными компетенциями [11-12]. В учебном процессе происходит смещение акцентов с передачи знаний на обеспечение условий, необходимых для овладения способами самостоятельного взаимодействия с различными объектами и явлениями реальности.
Проведение мониторинговых исследований позволяет определить профессиональные потребности той или иной категории слушателей и построить занятия на курсах повышения квалификации с ориентацией на развитие необходимых компетенций. Усиление индивидуальной составляющей слушателей курсов повышения квалификации обеспечивает возможность формирования новых способов деятельности, поведения, выбора образовательных траекторий.
Собственный опыт обучения на разнообразных курсах повышения квалификации позволяет сравнить содержание и применяемую методику обучения, сделать
вывод об эффективности пройденных курсов в плане повышения педагогического мастерства. Не вдаваясь в подробный анализ достоинств и недостатков каждого из освоенных курсов, тем не менее, хочется обратить внимание, что не всегда такие курсы отвечают задачам модернизации образования. Содержание курсов, формы и методы обучения не отличаются инновациями и, не всегда согласуются с современными психолого-педагогическими основами обучения. Время настоятельно требуют повышения качества преподавания путем внедрения активных методик, как в лекционные, так и в семинарские занятия, хотя это вовсе не означает отказа от традиционного варианта преподавания. Как и в любой другой деятельности, в преподавании следует стремиться к гармоничному сочетанию активных и традиционных методик. Содержание курсов должно быть оптимально приближено к потребностям рынка. Вопросы совершенствования педагогического мастерства преподавателей юридических дисциплин, психолого-педагогические и методологические модули должны стать обязательным элементом структуры курсов повышения квалификации.
Усиление антикоррупционной составляющей при преподавании учебных дисциплин, предусматривающих изучение правовых и морально-этических аспектов управленческой деятельности в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего и послевузовского профессионального образования, указывается в качестве одной из первоочередных задач в Национальном плане противодействия коррупции в разделе «Меры по повышению профессионального уровня юридических кадров и правовому просвещению»
Антикоррупционная составляющая образовательных программ, предполагает создание специальной системы обучения, разъясняющей политический, общественный вред коррупции и возможные последствия участия в ней и направленной на формирование в обществе анти-
коррупционного мировоззрения, повышения уровня правосознания граждан и их правовой культуры [13-14]. Эта задача неразрывно связана с качественным обновлением образовательных программ, методов, средств и форм организации обучения, в том числе и по направлениям подготовки неюридических кадров.
Что же касается подготовки специалистов неюридической направленности, то новые стандарты не содержат прямого указания на необходимость включения в учебные планы антикоррупционной составляющей, при этом, наблюдается тенденция исключения из учебных планов таких дисциплин по выбору как «правоведение», «основы права» и их альтернатив. Правоведение не является профилирующим предметом, но в его рамках можно было бы без проблем, предусмотреть вопросы, затрагивающие проблемы коррупции. Безусловно, что при подготовке специалистов конкретной сферы деятельности предпочтение должно отдаваться профилирующим дисциплинам, а учитывая перегруженность учебных планов, ввести специальные дисциплины правовой направленности не всегда представляется возможным. В этой связи было бы верным предусмотреть междисциплинарные модули, интегрированные в несколько учебных дисциплин либо самостоятельные вопросы в рамках одной дисциплины, изучающих проблемы правонарушений в различных сферах (например, при изучении дисциплин экологической, исторической, религиозной и т.п. направленности).
Необходимо уделять больше внимания изучению тем, которые способствуют воспитанию личности, адекватно воспринимающей и оценивающей конкретные жизненные обстоятельства, выстраивающей иерархии ценностей, связанные не только с собственным успехом, личными выгодами, но и развитием общества, в рамках дисциплин соответствующей направленности, что позволит повысить уровень правосознания студентов, сформировать правильные представления о приоритетах ценностей [15-16]. Не менее важным, на наш взгляд, является подготовка и повы-
шение квалификации целевой группы педагогических кадров, в совершенстве владеющих методологией обучения антикоррупционной деятельности, способных применять новые технологии в обучении и устойчивых к коррупционным соблазнам.
Развитие системы дополнительного образования и повышения квалификации, различных краткосрочных курсов и тренингов в определенной мере позволяет решить проблему создания эффективной системы кадрового обеспечения образовательного процесса по подготовке специалистов в сфере юриспруденции
[17].
Весьма продуктивными и заслуживающими особого внимания являются в этом плане курсы повышения квалификации, направленные на актуализацию профессиональных знаний, совершенствование деловых качеств специалистов в области юриспруденции, их подготовку к выполнению трудовых функций в новых условиях. Несомненным достоинством подобных курсов является интегральная содержательная часть, позволяющая слушателям получить не только актуальные знания в конкретной области права, но и овладеть современными методиками преподавания по соответствующему циклу дисциплин или отдельно взятой дисциплине, основами психолого-педагогических знаний: вопросы правового регулирования высшего профессионального образования, преемственности ФГОС, компетенции преподавателей права и обеспечения качества образования, вопросы, затрагивающие психологические знания и умения преподавателя в реализации компетентностно -ориентированного обучения, методика преподавания права, коммуникативные компетенции преподавателя [18]. Таким образом, содержанием программы охватываются все аспекты процесса развития педагогической составляющей профессиональной компетенции слушателей.
Достижение цели обеспечивается не только за счет применения современных методик обучения и высококвалифици-
рованного преподавательского состава, сочетающего практическую деятельность с преподаванием, но и в немалой степени обусловлена однородным составом слушателей. Это играет позитивную роль в эффективности курсов, так как позволяет слушателям общаться на одной, всем понятной волне, активно включаться в занятия по предложенным преподавателями методикам, профессионально оценивать результаты выполнения практических заданий, конструктивно обсуждать новеллы и спорные вопросы различных разделов права, проблемы, возникающие в ходе преподавания юридических дисциплин.
Высокая результативность курсов подтверждается представляемыми итоговыми работами слушателей, в которых они демонстрируют высокий профессионализм в плане подготовки разработок занятий, основанных на компетентностном подходе с применением инновационных технологий преподавания, разработок системы компетенций, покрываемых дисциплиной, критериев их оценок и т.д.
В системе повышения квалификации гуманистическая направленность реализуется через формирование у преподавателя потребности в повышении квалификации и саморазвитии, общекультурном и профессиональном самообразовании.
Творческий профессиональный подход к организации курсов повышения квалификации, профессионально ориентированная направленность программ обучения, информационно-технологическое обеспечение учебного процесса позволяют получить не только существенный дополнительный багаж необходимых знаний, но и выработать у преподавателей новый подход к работе, мотивируют к непрерывному самообразованию, повышению своей эрудиции, квалификации, профессионализма.
Не менее важным, на наш взгляд, является подготовка и повышение квалификации целевой группы педагогических кадров, в совершенстве владеющих методологией обучения антикоррупционной деятельности, способных применять новые технологии в обучении и устойчивых к
коррупционным соблазнам [19-20].
В формировании антикоррупционного правосознания значительная доля отводиться воспитательному процессу. Поэтому, крайне важным представляется планирование и проведение социально-значимых мероприятий антикоррупционной направленности, пополняющих знания студентов (как очных, так и заочных форм обучения, курсов повышения квалификации) об антикоррупционной политике государства, негативных последствиях коррупционных отношений.
Тренинговые программы, конференции, круглые столы важны в плане выработки рекомендаций по антикоррупционной политике, особенно, если предложения такие вырабатывают лица, наиболее подверженные коррупционным рис-
кам, то есть сами коррупционеры вырабатывают инструменты борьбы с коррупционными проявлениями. Такие мероприятия будут способствовать повышению осведомленности граждан, стимулировать взаимодействие гражданского общества и компетентных органов в борьбе с коррупцией, станут действенной проверкой способов противодействия коррупции силами общественности.
Юридическое образование занимает приоритетное место в системе высшей школы. От преподавателей правовых дисциплин, их профессиональной компетентности зависят теоретическая подготовка, практические навыки, а, в конечном счете, квалификация юриста.
Список литературы
1. О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы. Указ Президента от 13.04.2010 N 460
2. О противодействии коррупции в Ивановской области: Закон Ивановской области от 18 июня 2009 г. N 61-ОЗ // Ивановская газета. 2009. №108 (4475).
3. Еникеева С.Д., Еникеев И.Х. Ресурсное обеспечение российского образования в условиях новых вызовов // В книге: Сценарии развития социальной сферы в условиях новых вызовов Материалы Всероссийской научно-практической конференции: Тезисы докладов и выступлений. Научные редакторы: Егоров Е.В., Ломанов П.Н., Беляева Т.Б.. 2014. С. 108-111.
4. Кондрашечкин Р.В. Прикладные аспекты духовно-нравственного и патриотического воспитания курсантов, студентов и слушателей на примере работы научного кружка при кафедре административного права и оперативно-разыскной деятельности московского областного филиала московского университета МВД России // В сборнике: Актуальные проблемы формирования гражданственности и патриотизма молодого поколения России Сборник статей. Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В.Я. Кикотя, Рязанский филиал. Рязань, 2013. С. 46-48.
5. Валуйсков Н.В. Концепция развития системы мер борьбы с преступностью несовершеннолетних в России. - Москва, 2010. - 48 с.
6. Валуйсков Н.В., Арутюнян А.Д. Состояние, проблемы правового регулирования профилактики СОЮС // В сборнике: Современное состояние и перспективы развития российского и международного законодательства Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2016. С. 28-31.
7. Казакова Н.Е., Валеева И.А. К вопросу о методологии готовности педагога к полипрофессиональной деятельности // В сборнике: Актуальные проблемы современного гуманитарного знания: теория, методология, практика материалы межрегиональной научно-практической конференции. 2014. С. 48-56.
8. Паршутина Л.А., Самойленко П.И. Содержание естественнонаучного образования как основа формирования метапредметных результатов. - М.: АПК и ППРО, 2016. -118 с.
9. Коржуев А.В., Антонова Н.Н. Избранные общенаучные регулятивы процесса и содержания педагогического поиска // Известия Российской академии образования. 2014. № 1. С. 31-38.
10. Рапохин Н.П. Прикладная психология: учебное пособие /Н.П. Рапохин. - М.: Форум: ИНФРА-М. -2007. - 432 с.
11. Свердлова Н.А. Методологические особенности лингвистической концепции Отто Есперсена // Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. -Иркутск, 2004. - 180 с.
12. Уколова Л.И., Грибкова О.В., Мерабова К.С. Певческая культура как часть образовательного пространства в воспитании духовной культуры личности // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 2 (57). С. 132-135.
13. Еникеева С.Д., Еникеев И.Х. Современная образовательная стратегия: новые социальные ориентиры // В сборнике: Альтернативы экономической политики в условиях замедления экономического роста Сборник статей по материалам научной конференции. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. 2015. С. 688-691.
14. Новиков А.В., Барковская Е.В. Об оказании медицинских услуг, реабилитации и ресоциализации лиц, допускающих незаконное потребление наркотических средств и
Л психотропных веществ, и больных наркоманией в условиях сложившейся наркоситуации // О Право и образование. 2016. № 10. С. 76-84.
^ 15. Гуртовой Е.С., Казакова Н.Е. Комплексный мониторинг в регионе // Высшее
образование в России. 2005. № 8. С. 145-148.
16. Заграничная Н.А., Паршутина Л.А. Как формировать естественнонаучную грамотность учащихся при изучении химии и биологии // В сборнике: Теоретические и методологические проблемы современного образования Материалы XXVII Международной научно-практической конференции. Научно-информационный издательский центр "Институт стратегических исследований". 2016. С. 31-36.
17. Пустовалова И.Н. Антикоррупционная составляющая образовательного процесса в вузе // Ярославский педагогический вестник. 2011. № 4. Том II (Психолого-педагогические науки). С. 62 - 65
^ 18. Пискунова Е В. Подготовка учителя к обеспечению современного качества
8 образования для всех: опыт России: Рекомендации по результатам научных исследований / Под ред.акад. Г. А. Бордовского. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007.- 79 с.
19. Пустовалова И.Н., Валеева И.А., Берегова И.Л. Подготовка преподавателей к формированию антикоррупционного правосознания студентов в системе дополнительного «С профессионального образования // В сборнике: Дополнительное профессиональное
<
1
образование в условиях модернизации Материалы шестой всероссийской научно-5Й практической интернет-конференции. 2014. С. 130-134.
^ 20. Швацкий А.Ю. Базовые качества личности субъекта профессиональной
^ деятельности // Вектор развития современной науки: Материалы международной (заочной) научно-практической конференции 2016. С. 265-270.
Информация об авторах: Information about authors:
Пустовалова Ирина Николаевна, Pustovalova Irina Nikolaevna,
кандидат юридических наук, доцент, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor,
Шуйский филиал Ивановского государственного Shuya branch of Ivanovo State University, Shuya,
университета, г. Шуя, Россия Russia
Валеева Ирина Азатовна Valeeva Irina Azatovna,
Кандидат педагогических наук, доцент, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor,
Шуйский филиал Ивановского государственного Shuya branch of Ivanovo State University, Shuya,
университета, г. Шуя, Россия Russia