УДК 37.014
И. Н. Пустовалова
Антикоррупционная составляющая образовательного процесса в вузе
В статье рассматриваются возможности высших учебных заведений по формированию антикоррупционного правосознания молодежи путем внедрения в учебно-воспитательный процесс антикоррупционных составляющих. Необходимость усиления антикоррупционного воспитания обосновывается результатами социологического опроса о восприятии коррупции молодежью.
Ключевые слова: высшие учебные заведения, образовательный процесс, качество, стандарты, антикоррупционная составляющая, правосознание, коррупция, минимизация.
I. N. Pustovalova
The Anti-Corruption Component of the Educational Process in Higher School
The article deals with the possibility of higher educational institutions on the formation of anti-corruption legal consciousness of young people by including the anti-corruption component into the educational process. The need to strengthen anti-corruption education is justified on the poll results of perception of corruption by young people.
Key words: higher education institutions, the educational process, quality standards, the anti-corruption component, legal consciousness, corruption, minimizing.
Любая образовательная система постоянно и неизбежно диктует постановку вопросов, от решения которых зависит ее жизнеспособность и функциональность. Проводимые образовательные и правовые реформы, глубокие структурные изменения привели к появлению новых отношений, институтов, норм и ценностей. Очевидным стало, что в современный период необходима глубокая и всесторонняя модернизация образования, базирующаяся на научно обоснованном планировании, транспарентности, диверсификации, долгосрочных целях кадровой политики.
На таком витке развития Российского общества, роль образования определяется задачами становления демократического, правового государства, рыночной экономики, формирования личности, с правосознанием, отвечающим интересам и потребностям цивилизованного общества.
Наряду с необходимостью имплементации Болонского процесса в национальную систему образования, в различных видах программных документов, публичных выступлениях высших должностных лиц указывается важность усиления воспитательной составляющей процесса формирования подрастающего поколения, и в первую очередь его правосознания. Формирование правосознания, в том числе и антикоррупционного, является одним из направлений моло-
дежной политики. Отношение молодежи к коррупции, ее восприятие является показателем уровня правосознания. Правильное понимание права, неукоснительное соблюдение норм закона является той основой, которая непосредственно влияет на динамику коррупционных отношений в обществе.
Формирование антикоррупционного сознания и правовой культуры должно быть системным, целенаправленным и непрерывным процессом. По мере продвижения к завершению обучения, у студентов должно быть сформировано представление о коррупции, ее проявлениях, мерах ответственности, устойчивое не восприятие феномена коррупции. Ведущая роль в становлении у молодежи системы антикоррупционных убеждений, нравственных норм и общекультурных качеств, в полной мере отвечающих задачам построения правового государства, отводится системе высшего образования.
Однако реалии дня свидетельствуют, что система образования не дает еще необходимого набора компетенций, в высшей школе отсутствует системная работа в этом направлении, не устранены факторы, способствующие расположенности студентов и молодежи к коррупционным рискам, восприятию коррупции как неотъемлемого элемента общественных отношений. Обра-
© Пустовалова И. Н., 2011
зовательные программы, за некоторым исключением, еще не содержат антикоррупционных модулей, а практика коррупционных отношений, имеющая место в отдельных учебных заведениях оказывает ощутимое негативное влияние на становление личности, обусловливая ценностные и поведенческие ориентиры подрастающего поколения, не только не способствующие борьбе с коррупцией, но и формирующие восприятие коррупции как положительного явления.
К причинам наблюдающихся тенденций следует отнести подверженность коррупциогенно-сти самой вузовской системы, отсутствие целенаправленного воздействия на формирование устойчивой к коррупционным соблазнам, ответственной личности, развития чувства неприятия молодым поколением коррупции как явления, абсолютно несовместимого с ценностями современного правового государства, что и приводит к негативному результату.
Результаты проводимых опросов в студенческой аудитории свидетельствуют о том, что коррупцию в их представлении ассоциируют со взятками и вымогательством. Только 12 % от опрошенных, преимущественно обучающиеся старших курсов, отнесли к коррупционным проявлениям подношения подарков должностным лицам, незаконную приватизацию, использование должностного положения в личных, корыстных интересах, сбор денег на организацию и проведение экзаменов (проставление положительных оценок, угощение, подарки членам комиссии) и т. д. Такое положение является как следствием недостаточного правового просвещения, так и сложившихся обыкновений, инсти-туализации коррупционных отношений и давно не вызывает удивления. В то же время такая трактовка коррупции будущими юристами, призванными бороться с коррупцией, вызывает беспокойство по поводу качества юридического образования. Не отнесение этой категорией обучающихся к коррупционным, даже тех правонарушений, которые непосредственно перечислены в законе о противодействии коррупции, свидетельствует о том, что их знания в этой сфере ограничиваются составами наиболее известных уголовно-наказуемых деяний и информацией о существовании закона, регламентирующего антикоррупционную деятельность государства.
Особую тревогу вызывает то, что при выражении студентами своего отношения к коррупции, положительная оценка последствий от коррупции преобладала над негативной. Возмож-
ность карьерного роста, получение различных благ, улучшение материального положения, продвижение бизнеса, уклонение от юридической ответственности и военной службы - далеко не полный перечень позитивов от коррупции, обозначенных респондентами.
Нигилистические тенденции в молодежной среде усиливают остроту проблемы. Всего 9 % из числа опрошенных готовы подчиняться требованиям закона и не вступать в коррупционные отношения ни при каких обстоятельствах. 12 % резидентов намерены соблюдать законы только в случае, если принцип равенства перед судом и законом будет реально соблюдаться как для рядовых граждан, так и для властьимущих (отсутствие иммунитетов, реальное привлечение к ответственности др.). По мнению большинства, использование «связей» для трудоустройства, благодареность должностных лиц за оказание услуг или продвижение по службе, несет в себе ничего противоестественного и предосудительного. Причем большая часть опрошенных лиц предрасположена к получению не предусмотренного законом вознаграждения за возможность оказать кому-то содействие в решении проблем, мотивируя такое поведение сложившейся практикой. При этом чувства страха перед установленной ответственностью не испытывают, ссылаясь на практику привлечения к ответственности лишь чиновников, ставших по каким-то причинам неугодными вышестоящим по должности лицам. Таким образом, в сознании подрастающих управленцев, представителей власти, бизнесменов и педагогов, дефиниция «коррупция» ассоциирует не с правонарушением и ответственностью, а с возможностями достижения своих целей, что свидетельствует о присутствии деструктивного (коррупционного) типа правосознания.
Усиление антикоррупционной составляющей при преподавании учебных дисциплин, предусматривающих изучение правовых и морально-этических аспектов управленческой деятельности в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего и послевузовского профессионального образования, указывается в качестве одной из первоочередных задач в Национальном плане противодействия коррупции в разделе «Меры по повышению профессионального уровня юридических кадров и правовому просвещению» [1].
Антикоррупционная составляющая образовательных программ предполагает создание специальной системы обучения, разъясняющей поли-
тический, общественный вред коррупции, возможные последствия участия в ней и направленной на формирование в обществе антикоррупционного мировоззрения, повышения уровня правосознания граждан, их правовой культуры [2, с. 9]. Эта задача неразрывно связана с качественным обновлением образовательных программ, методов, средств и форм организации обучения, в том числе и по направлениям подготовки неюридических кадров.
В настоящее время, в вузовской системе осуществляется реформирование, направленное на адаптирование к новым условиям, переходу на многоуровневую систему образования и разработка учебно-методической и иной документации в соответствии с требованиями времени. Учитывая значимость антикоррупционного просвещения и антикоррупционного сознания, новые стандарты в области юридического образования предусматривают обязательное включение антикоррупционных вопросов в учебные программы. В то же время стандартами нового поколения не предусмотрена в качестве обязательной дисциплина «криминология», изучающая причины и условия, способствующие преступлениям, личность преступника, в рамках которой факторы коррупционного поведения и методов их минимизации можно было бы изучить наиболее полно.
Что же касается подготовки специалистов неюридической направленности, то новые стандарты не содержат прямого указания на необходимость включения в учебные планы антикоррупционных элементов, при этом наблюдается тенденция исключения из учебных планов таких дисциплин по выбору, как «правоведение», «основы права» и их альтернатив. Правоведение не является профилирующим предметом, но в его рамках можно было бы без проблем предусмотреть вопросы, затрагивающие проблемы коррупции. Безусловно, при подготовке специалистов конкретной сферы деятельности предпочтение должно отдаваться профилирующим дисциплинам, а, учитывая перегруженность учебных планов, ввести специальные дисциплины правовой направленности не всегда представляется возможным. В связи с этим было бы верным предусмотреть междисциплинарные модули, интегрированные в несколько учебных дисциплин либо самостоятельные вопросы в рамках одной дисциплины, изучающих проблемы правонарушений в различных сферах (например, при изуче-
нии дисциплин экологической, исторической, религиозной и другой направленности).
Необходимо уделять больше внимания изучению тем, которые способствуют воспитанию личности адекватно воспринимающей и оценивающей конкретные жизненные обстоятельства, выстраивающей иерархии ценностей, связанные не только с собственным успехом, личными выгодами, но и развитием общества, в рамках дисциплин соответствующей направленности, что позволит повысить уровень правосознания студентов, сформировать правильные представления о приоритетах ценностей.
Не менее важным, на наш взгляд, является подготовка и повышение квалификации целевой группы педагогических кадров, в совершенстве владеющих методологией обучения антикоррупционной деятельности, способных применять новые технологии в обучении и устойчивых к коррупционным соблазнам.
В формировании антикоррупционного правосознания значительная доля отводится воспитательному процессу. Поэтому крайне важным представляется планирование и проведение социально-значимых мероприятий антикоррупционной направленности (акции, движения, тренинги, диспуты, конференции), пополняющих знания студентов (как очных, так и заочных форм обучения, курсов повышения квалификации) об антикоррупционной политике государства, негативных последствиях коррупционных отношений. Эта задача должна быть возложена как на ответственных за воспитательный процесс работников вуза, так и непосредственно на самих студентов и их общественные формирования. Именно этой категории лиц самими студентами отводится ведущая роль в профилактике негативных явлений в вузе, что подтверждается результатами социологического опроса, проведенного среди студентов ярославских вузов [3, с. 128].
Тренинговые программы, конференции, круглые столы важны в плане выработки рекомендаций по антикоррупционной политике, особенно, если такие предложения вырабатывают лица, наиболее подверженные коррупционным рискам, то есть сами коррупционеры вырабатывают инструменты борьбы с коррупционными проявлениями. Такие мероприятия будут способствовать повышению осведомленности граждан, стимулировать взаимодействие гражданского общества и компетентных органов в борьбе с коррупцией, станут действенной проверкой способов противодействия коррупции силами общественности.
Важная роль должна отводиться научным исследованиям студентов, самостоятельному поиску решений противодействия коррупции и презентации в различных формах своего видения коррупции, ее причин и методов борьбы, а также вовлечение их в проектную деятельность. Кроме того, участие в круглых столах и других аналогичных мероприятиях работодателей - представителей судебных и правоохранительных органов, не только позволит им выявить мнение молодежи (потенциальных работников) по поводу коррупционных отношений, но и будет способствовать созданию профессионального кадрового резерва.
Все вышеуказанное нельзя отнести к принципиально новым предложениям. Но активизация соответствующих мероприятий в рамках учебно-воспитательного процесса, изучение теоретических и правовых вопросов, дающих базовые знания об антикоррупционной деятельности государства, понятии и направлении коррупционных рисков, создаст дополнительные возможности для формирования подрастающего поколения в духе уважения к законам нашего государства, для воспитания у них основ правовой культуры и правового сознания, а в итоге приведет к минимизации практики нелегального решения вопросов. Несомненно, и то, что образовательный процесс необходимо рассматривать как важнейшую составляющую непрерывной системы фор
мирования правовой культуры в целом и антикоррупционного сознания в частности. «Начинать противостояние коррупции надо именно с изменения сознания, вернее, с формирования сознания как будущих управленцев, которые, в принципе и будут определять основную линию развития страны, так и простых граждан, которые будут противостоять административной нечестности управленцев, не поддаваясь на попытки институализировать неформальные отношения в сфере оказания государственных и иных услуг» [4].
Библиографический список:
1. О противодействии коррупции в Ивановской области: Закон Ивановской области от 18 июня 2009 г. N 61-ОЗ [Текст] // Ивановская газета. - 2009. -№108(4475).
2. Пустовалова, И. Н. Формирование правосознания как основное условие деинституализации коррупционных отношений [Текст] / И. Н. Пустовалова // Научно-образовательный и прикладной электронный журнал «Гуманитарные и социальные науки». - № 1. - 2011.
3. Российская Федерация. О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 гг. Указ Президента от 13.04.2010 N 460 [Текст] // Рос. газ. - 2010. - 15 апреля.
4. Таланов, С. Л. Социологическое измерение профилактики асоциального поведения студентов [Текст] / С. Л. Таланов // Ярославский педагогический вестник. - 2010. - № 3. - С. 126-129.