Научная статья на тему 'Роль школы в формировании толерантности подростков'

Роль школы в формировании толерантности подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
341
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ПОДРОСТКИ / ШКОЛА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Веселова Алёна Алексеевна

В статье рассматривается проблема толерантности в современном обществе, так как подростковый возраст является сензитивным периодом для воспитания толерантности. В статье анализируется влияние школы на формирование толерантности в подростковой среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль школы в формировании толерантности подростков»

В то время, когда температура повышается до +17-20 градусов, упражнения необходимо выполнять перед завершением сеанса закаливания.

Выполнение упражнений в процессе закаливании водой также необходимо. Купание в водоемах сопровождается плаванием. Также обливание холодной водой и обтирание следует чередовать с выполнением физических упражнений.

Но самое главное, что физические упражнения должны быть умеренными, и их комплекс необходимо подбирать, исходя из индивидуальных особенностей каждого человека.

Таким образом, закаливание синонимично выражению «В здоровом теле - здоровый дух». Но не нужно забывать о том, что к вопросу об укреплении своего здоровья нужно подходить серьезно. И выбирать способы оздоровления, исходя, в первую очередь из индивидуальных особенностей и состояния собственного здоровья.

Список литературы

1. Валеология: учебное пособие. Мархоцкий Я.Л. Издательство: Высшая школа, 2010. 288 с.

2. Лекционный курс по дисциплине Физическая культура.

РОЛЬ ШКОЛЫ В ФОРМИРОВАНИИ ТОЛЕРАНТНОСТИ

ПОДРОСТКОВ Веселова А.А.

Веселова Алёна Алексеевна - магистрант, кафедра психолого-педагогического образования, Институт педагогики и психологии Костромской государственный университет, г. Кострома

Аннотация: в статье рассматривается проблема толерантности в современном обществе, так как подростковый возраст является сензитивным периодом для воспитания толерантности. В статье анализируется влияние школы на формирование толерантности в подростковой среде. Ключевые слова: толерантность, подростки, школа.

В настоящее время наша страна выступает доминантом и ярым сторонником демократического общества. Однако в этой части само по себе общество не может полностью быть тем, кем его считает глава государства.

Подростковый возраст во все времена эпох считался самым сложным переходным этапом в становлении личности человека. Это своего рода переход от детства к более взрослому образу жизни с положением статуса в окружающем его социуме.

Школа как один из основополагающих социальных институтов призвана оказывать помощь обществу стать более гуманным и толерантным. Развитие толерантности в виде ценностной и мировоззренческой установки у школьников выступает действительной задачей системы сегодняшнего образования.

В широком понимании слово «толерантность» представляет собой терпимость к мнениям чужих людей и поступкам, способность смотреть в их сторону без какого -либо раздражения.

Основополагающая значимость такого феномена в современном обществе столь велика, что в 1995 г. ЮНЕСКО была принята Декларация принципов толерантности, включающих в себя уважение, принятие и правильное понимание богатого

многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности [2].

Толерантность характеризуется в виде интегральных признаков индивида, определяющих его способность в проблемных и кризисных моментах динамично обмениваться информацией с внешней средой для восстановления своего нервно-психического равновесия, успешной адаптации, недопущения конфронтации и развития положительных взаимосвязей с собой и с окружающим миром [3, с. 84].

Стоит отметить, что одним из факторов реализации толерантности выступает получение человеком социально значимых норм и правил поведения.

Другим же фактором создания толерантной личности считают готовность человека к самосознанию, развитие его кругозора, организацию мировоззренческой позиции. Такого рода качества фиксируют представления человека о самом себе, делают их более положительными и адекватными.

Также стоит отметить, что человек, у которого присутствует высокий уровень толерантности, имеет в себе характерный комплекс поведения, определяющийся в виде сниженной агрессии. Он меньше вступает с кем-либо в конфликтные ситуации. В таких случаях имеет место быть склонность к практичному разрешению конфликтных ситуаций с помощью переговоров.

Наиболее чувствительным к воспитанию толерантности считается подростковый возраст [4, с. 46]. Потому как именно в этот период человек обретает пути и способы четкой адаптации во взрослом мире.

Однако мышление подростка ещё вовлекает в себя все с детской непосредственностью, но уже способно к компетентному обзору ситуаций и вынесению вытекающих выводов из неё. Развитию толерантности в этом возрасте оказывают содействие: интерес подростков к образу жизни других людей, внимание к вопросам собственной культурной идентичности, стремление заявить о своем мнении по многим волнующим взрослых проблемам, установление своей позиции в области человеческих отношений, развитие рефлексии и чувства социальной ответственности.

Вместе с тем, мешать созреванию толерантности могут такие факторы как: повышенная конфликтность, агрессивность, эгоизм, инфантилизм некоторых школьников как следствие не разрешаемых вовремя противоречий между потребностью подростка в ощущении собственной автономии и реальной его зависимостью от взрослых, между потребностью в утверждении себя в качестве взрослого человека и недостаточностью благоприятных условий для этого.

У подростков при ещё слишком ограниченном опыте и стремлении к взрослому образу жизни развитие толерантности осуществляется в виде движения от случайно-ситуативного проявления толерантности через признание возможных толерантных отношений, предлагаемых педагогом, к доброжелательным отношениям в малой группе.

На основании чего процесс развития толерантности требует возникновения специальных психолого-педагогических условий.

В основной школе при обучении толерантности выбор в большинстве случаев нужно отдавать комплексу познавательных и практических заданий, которые основываются на интересах и жизненном опыте самих учащихся. Привитие толерантности предполагает освоение норм и ценностей, составляющих само понятие толерантность. «Толерантность подростков проявляется в готовности индивида к активным осмысленным действиям, которые направлены на выстраивание конструктивного взаимодействия с теми объектами, которые обладают признаками новизны и «инаковости», а также обеспечивает устойчивость индивидуальности каждого человека, гармоничное развитие личности в социуме и её успешную адаптацию» [1].

Здесь происходит переход от образно-эмоционального к рационально-логическому восприятию, осознание нравственных основ толерантности, ее исторических корней, связи с традициями, особенностями жизни народа.

144

Исходя из того, что для учащихся старшей школы характерен переход к рационально-логическому восприятию мира, целесообразнее использовать исследовательский метод и деятельностную практику. В этот период учащиеся способны вести сравнительный анализ и сопоставление норм и ценностей человеческого бытия, выявлять различия между культурами, понимать причинную обусловленность этих различий.

Формирование толерантного отношения к окружающим людям также должно быть направлено на воспитание у детей чувства уверенности к себе, уважения себя и других. Эти качества составляют основу всей культуры прав человека и толерантного отношения к другим людям. Существенную помощь в реализации этой цели могут оказать педагогу литературные произведения.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что толерантность укореняется в школе, формируется отношение к ней как к важнейшей ценности общества. Современные школьники становятся открытыми к восприятию других культур, способны ценить свободу, уважать человеческие достоинства и индивидуальность.

Список литературы

1. Веселова А.А. Опыт формирования толерантного поведения у старшеклассников // Наука, техника и образование, 2015. № 9 (15). С. 93-95.

2. Мандель Б.Р. Возрастная психология: учеб. пособие // Б.Р. Мандель. М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2017. 352 с.

3. Самыгин С.И. Психология развития, возрастная психология для студентов вузов // Самыгин С.И., Щербакова Л.И. Рн/Д:Феникс, 2017. 220 с.

4. Сенюткина О.Н. Культура. Религия. Толерантность. Культурология: Учебное пособие // Сенюткина О.Н., Шиманская О.К., Паршаков А.С. 2-е изд. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. 247 с.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ОРИЕНТАЦИЙ УЧАЩИХСЯ КАДЕТСКИХ КЛАССОВ Куксенко М.А.

Куксенко Мария Александровна - магистрант, психолого-педагогический факультет, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Благовещенский государственный педагогический университет, г. Благовещенск

Аннотация: данная статья посвящена обзору психолого-педагогических аспектов, исторических и современных особенностей формирования ценностных ориентаций в патриотическом воспитании учащихся кадетских классов. Данная проблематика имеет многогранный характер.

Ключевые слова: ценность, ценностные ориентации, патриотическое воспитание, кадетские классы.

Значительные качественные изменения в социальной структуре, образе жизни и общественно-политической ориентации россиян, ликвидация существовавшей при социализме достаточно стройной системы воспитания юношества привели к серьезным изменениям в условиях жизни подрастающего поколения, а также к сдвигам социально-ценностных мотивов поведения подростков и молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.