Russian pediatric journal (Russian journal). 2024; 27(Supplement 3) https://elibrary.ru/ixctdh https://doi.org/10.46563/1560-9561-2024-27-S3
«HYGIENE OF CHILDREN AND ADOLESCENTS: HISTORY AND MODERNITY»
81
СЕМЕЙНЫЙ АУДИТ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ РЕБЁНКА КАК МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА СЕМЬИ
Гурьянова М.П., Храмцов П.И.
Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей Минздрава России, Москва, Россия
Ключевые слова: ребёнок; семья; здоровьесбережение; семейный аудит; здоровьесбегегающий потенциал семьи
Актуальность. В современных условиях нужно развивать и укреплять здоровьесберегающий потенциал семьи, реализовать социально-педагогическую парадигму медико-социальной профилактической деятельности, суть которой в командной работе медицинских, педагогических, социальных работников, родительской общественности. Важно активизировать различные виды социально-медицинской помощи родителям в формировании здоровья детей в семье, просвещать и обучать родителей по различным аспектам здоровьесбереже-ния ребёнка. Цель: разработка метода семейного аудита здо-ровьебережения ребёнка.
Материалы и методы. Для создания метода семейного аудита здоровьебережения ребёнка проведён анализ роли семьи в формировании здоровья ребёнка, определения ведущих факторов здоровьесбережения ребёнка; эффективности деятельности специалистов социальных служб по оказанию помощи семьям в здоровьесбережении детей.
Результаты. Семейный аудит здоровьесбережения ребёнка является новым методом, позволяющим оперативно выявить актуальные области функционирования семьи в здоровьесбережении ребёнка, определять уровень здоровьесберегающей направленности семейного воспитания и потенциальные риски здоровьесбережения ребёнка в семье. Семейный аудит здоровьесбережения ребёнка представляет собой тестовую систему, с помощью которого можно осуществлять оценку и контроль здо-ровьесберегающего потенциала семьи. Он необходим для того, чтобы родители смогли получить целостное понимание того, для чего осуществляется анализ здоровьесберегающего потенциала семьи. Такой аудит проводится для получения объективной картины процессов, происходящих в области здоровьесберегающего поведения членов семьи. Аудит включает 9 основных направлений здоровьесбережения ребёнка в семье: оценка уровня гигиенического воспитания, обучения, закаливания ребёнка; здорового питания детей в семье; здоровьесберегающей компетентности родителей; уровня двигательной активности; психологического климата в семье; обеспечения родителями безопасного для здоровья детей использования гаджетов, социальных сетей; поведения членов семьи, cвязанного с проявлением девиаций; профориентационной направленности воспитания в семье, медицинской активности семьи. Каждое из направлений здоровьесбережения ребёнка предполагает комплекс вопросов для ответов членов семьи. В предлагаемом тесте против каждого ответа указана сумма баллов. В конце каждого направления теста даётся ключ к суммированию баллов. Количество набранных баллов распределяется по уровням здоровьесберегающего потенциала семьи (высокий, средний, низкий). Даётся интерпретация уровня риска, рекомендации по повышению уровня здоровьесберегающего потенциала семьи, если он средний и низкий.
Заключение. Семейный аудит здоровьебережения ребёнка адресован медицинским, педагогическим, социальным
работникам для оказания помощи семье в здоровьесбереже-нии ребёнка.
* * *
РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дубова Т.В., Гагаркина И.Г.
Сибирский федеральный университет, Красноярск, Россия
Ключевые слова: здоровье; семья; младшие школьники; питание; образовательная организация
Актуальность. Семья играет ключевую роль в формировании социального здоровья общества и является основой для формирования будущих поколений. Важным аспектом воспитания детей является создание здорового образа жизни и соблюдение гигиенических норм. Необходимо с детского возраста формировать здоровый образ жизни, ценностные установки к здоровью в условиях недостаточности организационных подходов, теоретической базы и образовательных механизмов по решению этой проблемы. Цель: обоснование и экспериментальная апробация формирования основ здорового образа жизни у младших школьников.
Материалы и методы. Нами проведено анкетирование 96 родителей и 49 детей 3-х классов. Опрос родителей осуществлялся посредством анонимной анкеты. Эмоционально-аффективный компонент ключевого понятия исследования «Здоровый образ жизни» оценивали по методике «Индекс отношения к здоровью».
Результаты. Установлено, что ученики 3-х классов имеют недостаточно высокий уровень культуры здоровья. Дети не обладают базовыми знаниями о здоровом образе жизни, что неблагоприятно может сказаться на формировании здоровья, социальной адаптации, формировании вредных привычек, хронических болезней. К накоплению избыточной массы тела у детей может приводить эмоциональное переедание как способ борьбы со стрессом или негативными эмоциями. 90% родителей считают, что их дети способны самостоятельно справиться со стрессом. 62% считают, что физическая нагрузка у их ребёнка достаточная. При диагностике эмоционального компонента в 47% случаев учащиеся указали I и II ранг ценности здоровье. Среди ответов доминантных ценностей 35% детей выбрали «любовь и семейная жизнь», а 25% детей отметили «здоровье, здоровый образ жизни». Следовательно, в младшем школьном возрасте семейные ценности, доверие, любовь к родителям высоко значимы. В 81% случаев родители отмечают недостатки характера у своих детей. У детей любимые сказки, герои в 47% из отечественных произведений. Современные дети практически не играют куклами и игрушками, а предпочитают технологические игры. Для развития навыков и умений родители выбирают чаще всего настольные (30% случаев) и подвижные игры (38% случаев). Тем не менее 2% детей находят удовольствие в игре с традиционными игрушками.
Заключение. Раннее осознание детьми личной ответственности за здоровье ведёт к развитию сильной личности. Необходимы разработка и внедрение в образовательный процесс комплексной профилактики на основе обучения детей ценностному подходу к здоровью и включённость в этот процесс родительского сообщества.
* * *