ВОПРОСЫ ЗДОРОВЬЯ В ПРАКТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 37.013.83+374.71:373.2
Н. В. Федорченко
ФОРМИРОВАНИЕ У РОДИТЕЛЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЗДОРОВЬЯСБЕРЕЖЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА: обзор литературы1
Введение. Проблема здоро-вьесбережения поднимается сегодня в поле различных наук — психологии, медицины, социологии, культурологии, однако именно педагогическая наука и практика способны обеспечить широкую подготовку семей к обеспечению здоровьесбережения ребенка младенческого возраста, снабжая молодых родителей практическими знаниями, умениями и навыками ухода, развития и воспитания де-
1 Статья публикуется по решению оргкомитета Всероссийской научно-практической конференция с международным участием «Общественное здоровье и качество жизни: междисциплинарный подход», которая состоялась 21—22 октября 2022 года в Санкт-Петербурге. Организаторы конференции: Российский государственный педагогический университета им. А. И. Герцена; Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт педагогики и психологии высшего образования (примеч. ред.).
тей первого года жизни. Вышесказанное подтверждает важность педагогической деятельности по формированию родительской, и особенно материнской, готовности к обеспечению здоровьесбере-жения ребенка первого года жизни в семье. Первые месяцы жизни ребенка имеют широкое окно возможностей для здоровьесбереже-ния и преумножения потенциала здоровья растущего человека.
Основная часть. Сформированная родительская здоровьесбере-гающая готовность, по нашему мнению, предполагает не только предметные умения, но, что наиболее важно — отношения, мотивацию, широкий кругозор, способность к рефлексии, поиску и критической оценке имеющейся информации с точки зрения ценностей и перспектив развития ребенка.
Мы разделяем взгляд на роди-тельство, как социально-психологический феномен, включающий эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний,
представлений, убеждений относительно собственного отцовства и материнства, реализуемую в поведении [1]. Но следует отметить, что роль отца и матери различна, особенно на первых этапах жизни ребенка, когда взаимосвязь с матерью обусловлена биологически и носит характер симбиоза. Как отмечает И. С. Кон, «фактически мы имеем дело с двумя разными социальными институтами — отцовством и материнством» [2].
Первые месяцы жизни ребенка протекают в неразрывной связи (симбиотической диаде) матери и ребенка, формируют базис дальнейшего благополучия человека. Мать выступает в этой системе гарантом безопасности (Е. И. Николаева, Р. Ж. Мухамедрахимов, И. А. Тишевской, И. В. Добряков, Г. Г. Филиппова). Диада ребенка с матерью рассматривается как оптимальная структура развития ребенка, поскольку от матери зависит правильная организация ухода за ребенком, степень удовлетворения его потребностей, достаточность заботы и внимания, которые в комплексе закладывают основы психического, интеллектуального, социального и соматического здоровья. (Дж. Боулби, Д. В. Винникот, М. Айнсворд, Р. Шпиц, У. Г. Ко-блинер, С. Герхард, Ш. А. Рагимо-ва). Таким образом, следует направлять максимум усилий на педагогическую поддержку матерей в деле освоения здоровьесберегаю-щих компетенций и формирования здоровьесберегающей готовности на первом году жизни ребенка.
Обоснованием общих положений компетентностного подхода занимались такие исследователи, как А. А. Андреев, А. А. Вербицкий, И. А. Зимняя, Э. Ф. Зеер, А. В. Козырев, Н. Ф. Радионова, Э. Г. Скребицкий, А. П. Тряпицы-на, А. В. Хуторской, И. Д. Фрумин и др. Частные вопросы формирования компетентности у различных субъектов образовательного процесса изучали Е. Н. Брызгали-на, А. Н. Гамаюнова, А. С. Роди-ков, Т. П. Серегина, Ю. Г. Таур и многие др. При том, что данный подход сегодня очень популярен, проблемой развития родительской компетентности занимались немногие авторы, среди них — А. Р. Кама-лова, Е. Ю. Максименко, Т. В. Са-роян, В. В. Селина, Н. Ш. Тюрина.
В контексте данного взгляда, компетентности рассматриваются как «актуальные, деятельностные проявления компетенций, которые становятся личностными качествами, свойствами человека» [3]. Авторы подчеркивают, что актуальная компетентность является интегрированной характеристикой, включающей в себя ряд компонентов из аффективно-волевой, когнитивной, деятельностной, поведенческой сфер. При этом каждое исследование формирует свой состав компонентов компетентности. И. Д. Фрумин и М. С. Добря-кова [4], напротив, подчеркивают, что компетентность не следует связывать с личностными качествами, мотивацией, ценностями и интересами, включая в ее состав знания, навыки и деятельностные
установки, используемые при решении практических задач. Говоря о развитии педагогической компетентности родителей детей раннего возраста, В. В. Селина [5] определяет эмоционально-волевые мо-тивационно-ценностные, когнитивные, коммуникативные и деятель-ностные характеристики личности.
На основании теоретических положений о формировании педагогических компетенций [6], мы считаем, что сущность компетентности «успешного родителя» состоит в том, что он имеет стратегический взгляд на конкретную текущую ситуацию, в которой он дея-тельностным образом проявляет свои знания и навыки, то есть действия, реализуемые в настоящем, оцениваются и реализуются с позиции их влияния на будущее развитие и благополучие ребенка.
У ряда исследователей встречается понятие «компетентностное ро-дительство», непосредственно связанное с понятием «ответственное родительство». По мнению Е. Я. Ореховой, И. С. Даниловой [7], ответственное родительство объединяет в себе актуальное деятельностное проявление гражданской обязанности и родительской добродетели, включающее эмоциональную доступность, знания и информационную осведомленность о родительских обязанностях, функциях, правах, потребностях и правах ребенка, способности демонстрировать стандарты надлежащего поведения и ролевых моделей и признать индивидуальность ребенка, а также включает последовательное
взаимодействие родителей с внешними лицами и субъектами.
В зарубежных источниках проблема формирования родительской, главным образом — материнской компетентности активно изучается в рамках педиатрических исследований, которые обнаруживают прямую зависимость между оказываемой внешней поддержкой (отца ребенка, других членов семьи, специалистов) и ростом / устойчивостью материнской компетентности [8—9]. При этом значительное внимание уделяется субъективной стороне родительской (материнской компетенции) — «воспринимаемой материнской компетенции», то есть суждению самой матери о том, насколько хорошо она может выполнять функции по уходу и решать конкретные задачи или проблемы, связанные с родительской ролью. По мнению авторов, на воспринимаемую материнскую компетентность оказывают влияние такие факторы, как возраст, социально-экономический статус семьи, самооценка, отношение к воспитанию детей, предыдущий опыт общения с ребенком, состояние здоровья матери и ребенка, стресс, внешняя социальная поддержка [10]. Наличие высокого уровня воспринимаемой материнской компетентности способствует позитивному воспитанию и здоровому развитию ребенка [11].
Формирование компетентности родителей в области здоровьесбе-режения рассмотрено в работе М. А. Алиевой [12] на примере младших школьников. Автор на-
зывает указанную компетентность интегративным качеством личности родителя, основанным на осознании ценности здоровья, мотивации здорового образа жизни семьи, включающим в себя сформи-рованность умений, навыков и поведенческих особенностей, необходимых для сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья ребенка, а также готовность формировать бережное отношение ребенка к своему здоровью. Структуру компетентности составляют, по мнению автора, информационный, деятельност-ный и личностно-мотивацион-ный, включающие в себя три содержательных аспекта — физическое здоровье, психологическое здоровье и социальное здоровье.
Ряд исследователей заостряют свое внимание на определениях, относящихся к понятию и компетенциям «здоровьесбережения». Так, в определении А. Ф. Халило-вой [13] здоровьесберегающая компетенция — это личностная характеристика, которая включает представления (о здоровом образе жизни), ценностное отношение (к своему здоровью, здоровью окружающих), мотивации (к оздоровлению), навыки (самосохранение, укрепление здоровья), готовность (нести ответственность за свое здоровье). Перечисленное содержание систематизировано автором как: мотивационно-ценностный, когнитивный, операционно-техно-логический и регулятивно-оценоч-ный компоненты. В работе Р. А. Касимова [14] понятие «здоровьесбе-
регающая компетентность» определяется как готовность к самостоятельной жизнедеятельности, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья, а также — культура здоровья индивида, характеризующаяся сформиро-ванностью устойчивых потребностей в здоровом образе жизни, умений и навыков по их удовлетворению. Особо исследователь отмечает значение мотивационно-ценностной составляющей в здо-ровьесберегающей компетентности личности, которая базируется на осознании жизненных целей и смысла жизни (экзистенциальный выбор) и служит отправной точкой дальнейшей здоровьесберегающей активности человека.
Таким образом, проведенный анализ убеждает, что многие авторы отмечают, что здоровьесберега-ющая компетентность участников образовательного процесса базируется в первую очередь на ценностном отношении к здоровью (собственному, окружающих, детей), его сохранению и укреплению, а также на признании стратегического значения здоровья в жизни человека в связи с его жизненными целями, что, на наш взгляд, совершенно обоснованно.
Ценностное отношение подкрепляется готовностью нести ответственность за свое здоровье (А. Ф. Халилова), формировать бережное отношение ребенка к своему здоровью (М. П. Алиева), готовностью к сотрудничеству и позитивному взаимодействию относительно приобретения новых знаний относительно здоровьесбе-
режения (Т. Н. Яркина). Иными словами, как указывает Р. А. Касимова, что в готовности к самостоятельной жизнедеятельности, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья — есть суть здоро-вьесберегающей компетентности.
Мотивационно-ценностные установки подкрепляются знаниями и навыками сохранения и укрепления здоровья, здорового образа жизни, что авторы именуют по-разному (Р. Р. Агзамов — информационно-когнитивный и процессу-ально-деятельностный компоненты, М. А. Алиева — информационный и деятельностный компоненты, А. Ф. Халилова — когнитивный и операционно-технологический), но суть остается общей.
Некоторые авторы добавляют к этому комплексу ценностей, мотивов, знаний и умений также рефлексивно-оценочную составляющую. Например, в работе С. И. Осипо-вой [15], предложен аналититико-результативный компонент компетентности, как выражение антропологического взгляда на процесс образования человека, способного к рефлексии, анализу, осмыслению собственного опыта, его соотнесение с опытом окружающих, поиску и отбору надежных источников и достоверной информации. Исследователь А. Ф. Халило-ва также, выделяет регулятивно-оценочный компонент, Т. Н. Яркина называет рефлексивный компонент профессиональной компетентности будущих педагогов в области здоровьесбережения детей, что, по нашему мнению, при-
дает определенную законченность процессу формирования и реализации на практике сформированной компетентности.
Выводы. Опираясь на идеи ком-петентностного подхода в целом и взгляды приведенных авторов по вопросам родительской готовности и здороьесберегающих компетентности, полагаем, что в здоро-вьесберегающей готовности родителей, воспитывающих ребенка первого года жизни, можно выделить следующие структурные компоненты:
• мотивационно-ценностный компонент, включает осознание здоровья как непреложной ценности, мотивированность в связи с этим, к отказу от вредного образа жизни (если его элементы присутствуют в жизни семьи) ради собственного здоровья, здоровья ребенка и других членов семьи, приобщение к здоровому образу жизни, освоение новых знаний о здоровом образе жизни, включение в активный образ жизни, физическую культуру и спорт, забота о физическом и психическом здоровье;
• когнитивный компонент — знания в области здоровьесбере-жения — факторов, имеющих значение для детского здоровья, условий поддержания и укрепления соматического и психического здоровья, в том числе — оптимальной организации ухода, режима дня, вскармливания, гигиены, профилактики заболеваний ребенка, матери и других членов семьи, особенности развития и потребности на различных возраст-
ных этапах ребенка;
• деятельностный компонент — умение, опыт и практика применения здоровьесберегающих традиций и привычек здорового образа жизни в семье, в том числе — оптимальное построение режима дня, активный отдых, отказ от вредных привычек, здоровое пищевое поведение, профилактика заболеваний, физическая активность, создание условий психологического комфорта членов семьи, своевременное лечение возникающих заболеваний, обращение к соответствующим медицинским специалистам, саморегуляция своего психосоматического состояния своего, детского и членов семьи. Данный компонент предполагает навык отбора из имеющегося многообразия информации, советов, методов здо-
ровьесбережения только тех, которые имеют достоверную доказательную базу и надежные источники. Кроме того, указанный компонент включает способность и опыт оценивания результатов собственной здоровьесберегающей родительской деятельности, соизмерение их с целями и планами, корректировка методов, способов и задач здоровьесбережении собственного ребенка сообразно изменяющейся ситуации, достижениям, возрасту и развитию ребенка.
Содержательное наполнение указанных компонентов, а также педагогическая технология формирования указанной родительской готовности могут служить направлениями дальнейшего исследования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Косарева И. О., Татаркина О. В. Нарративный подход в психологическом сопровождении беременности. Учебное пособие. Самара: Изд-во «Универс групп», 2006. 110 с.
2. Кон И. С. Ребенок и общество. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 336 с.
3. Осваиваем социальные компетентности / Под ред. И. А. Зимней. М.: МПСИ; Воронеж: МДЭК, 2011. 592 с.
4. Фрумин И. Д., Добрякова М. С. Из доклада: универсальные компетентности и новая грамотность // Образовательная политика. 2019. № 3 (79). С. 63-71.
5. Селина В. В. Развитие педагогической компетентности родителей детей раннего возраста в дошкольном образо-
вательном учреждении. Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Великий Новгород, 2009. 24 с.
6. Компетентностный подход в педагогическом образовании. Коллективная монография / Под ред. проф. В. А. Козырева и проф. Н. Ф. Радионовой. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. 392 с.
7. Орехова Е. Я., Данилова И. С. Ответственность как аспект компетентност-ного родительства // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 5. С. 32-39.
8. Kuhn J. C, Carter A. S. Maternal self-efficacy and associated parenting cognitions among mothers of children with autism // The American Journal of Orthopsychiatry. 2006; 76: 564-575.
9. Saeieh S. E., Rahimzadeh M., Yazdkhasti M., Torkashvand S. Perceived
Social Support and Maternal Competence in Primipara Women during Pregnancy and After Childbirth // Int. J. Community Based Nurs Midwifery. 2017 Oct. 5 (4): 408-416 // https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/29043286/ (дата обращения: 09.08.2022).
10. Shrooti S., Mangala S., Nirmala P., Devkumari S., Dharanidhar B. Perceived Maternal Role Competence among the Mothers Attending Immunization Clinics of Dharan, Nepal // Int. J. Community Based Nurs Midwifery. 2016. Apr. 4 (2): 100-106 // https://www.ncbi.nlm.nih.gov/ pmc/articles/PMC4876778/#ref9 (дата обращения: 09.08.2022).
11. Ngai F.-W., Chan S. W.-C., Ip W.-Y. Predictors and correlates of maternal role competence and satisfaction // Nurs Res. May-Jun 2010; 59 (3): 185-193.
12. Алиева М. П. Формирование компетентности родителей в области здоро-вьесбережения младших школьников. Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Кали-нигргад, 2017. 22 с.
13. Халилова А. Ф. Педагогические условия формирования здоровьесбере-гающей компетенции у студентов вузов на занятиях физической культурой. Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Казань, 2019, 22 с.
14. Касимов Р. А. Формирование регионального здоровьесберегающего образовательного пространства. Автореф. дисс. ... д-ра пед. наук. Ярославль, 2017, 43 с.
15. Продуктивные практики компе-тентностного подхода в образовании. Монография / Отв. ред. С. И. Осипова. Красноярск: Сиб. фед. ун-т, 2017. 462 с.
REFERENCES
1. Kosareva I. O., Tatarkina O. V. Narrative approach in the psychological support of pregnancy. Tutorial. Samara: Univers Group Publishing House, 2006. 110 p. (In Russ.).
2. Kon I. S. The child and society. Proc. allowance for students. higher textbook establishments. M.: Publishing Center «Academy», 2003. 336 p. (In Russ.).
3. Mastering social competencies / Edited by I. A. Zimney. M.: MPSI; Voronezh: MDEK, 2011. 592 p. (In Russ.).
4. Frumin I. D., Dobryakova M. S. From the report: universal competencies and new literacy // Educational Policy. 2019. No. 3 (79). P. 63-71. (In Russ.).
5. Selina V. V. Development of pedagogical competence of parents of young children in a preschool educational institution. Abstract of the dissertation ... candidate of pedagogical sciences. Veliky Novgorod, 2009. 24 p. (In Russ.).
6. Competence-based approach in teacher education. Collective monograph / Edited by Professor V. A. Kozyrev and Professor N. F. Radionova. SPb.: Publishing house of A. I. Herzen Russian State Pedagogical University, 2004. 392 p. (In Russ.).
7. Orekhova E. Ya., Danilova I. S. Responsibility as an aspect of competence parenting // Yaroslavl Pedagogical Bulletin. 2018. No. 5. P. 32-39. (In Russ.).
8. Kuhn J. C, Carter A. S. Maternal self-efficacy and associated parenting cognitions among mothers of children with autism // The American Journal of Orthopsychiatry. 2006; 76: 564-575.
9. Saeieh S. E., Rahimzadeh M., Yazdkhasti M., Torkashvand S. Perceived Social Support and Maternal Competence in Primipara Women during Pregnancy and After Childbirth // Int. J. Community Based Nurs Midwifery. 2017 Oct. 5 (4):408-416 // https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/ 29043286/ (date of the application: 09.08.2022).
10. Shrooti S., Mangala S., Nirmala P., Devkumari S., Dharanidhar B. Perceived Maternal Role Competence among the Mothers Attending Immunization Clinics of Dharan, Nepal // Int. J. Community Based Nurs Midwifery. 2016. Apr. 4 (2): 100-106 // https://www.ncbi.nlm.nih.gov/ pmc/articles/PMC4876778/#ref9 (date of the application: 09.08.2022).
11. Ngai F.-W., Chan S. W.-C., Ip W.-Y. Predictors and correlates of maternal role competence and satisfaction // Nurs Res. May-Jun 2010; 59 (3): 185-193.
12. Alieva M. P. Formation of parental competence in the field of health protection of younger schoolchildren. Abstract of the dissertation ... candidate of pedagogical sciences. Kaliningrad, 2017. 22 p. (In Russ.).
13. Khalilova A. F. Pedagogical conditions for the formation of health-saving competence among university students in physical education classes. Abstract of the dissertation ... candidate of pedagogical sciences. Kazan, 2019, 22 p. (In Russ.).
14. Kasimov R. A. Formation of a regional health-saving educational space. Abstract of the dissertation ... doctor of pedagogical sciences. Yaroslavl, 2017, 43 p. (In Russ.).
15. Productive practices of the competency-based approach in education. Monograph / Managing editor S. I. Osipova. Krasnoyarsk: Siberian Federal University, 2017. 462 p. (In Russ.).
Поступила в редакцию: 30.09.2022 г.