13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
УДК 37.017.4 ШАЛОМОВА Е.В.
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра иностранных языков профессиональной коммуникации, Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых
E-mail: [email protected]
UDC 37.017.4
SHALOMOVA E.V.
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Foreign Languages For Professional Communication, Vladimir State University Named After
Alexander and Nikolay Stoletovs E-mail: [email protected]
РОЛЬ СЕМЬИ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТРУКТУР В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДЁЖИ
THE ROLE OF THE FAMILY, EDUCATIONAL ORGANIZATION AND STATE STRUCTURES IN THE MORAL AND PATRIOTIC EDUCATION OF YOUNG PEOPLE
В данной статье поднимаются вопросы нравственно-патриотического, духовного и правового воспитания молодёжи такими институтами, как семья, образовательные организации, а также государственные и общественные структуры Показана взаимоответственность всех обозначенных структур в деле воспитания молодёжи, акцентирована роль преподавателя, его влияние на формирование социально-зрелой личности, постулировано значение нравственно-патриотического и правового воспитания для будущего развития государства.
Ключевые слова: семья, образовательные организации, государственные и общественные структуры, молодёжь, нравственно-патриотическое воспитание, духовно-нравственное воспитание, гражданственность.
This article raises the issues of moral, patriotic, spiritual and legal education of young people by such institutions as the family, educational organizations, as well as state and social structures. The author shows the mutual responsibility of all these structures in the education of young people, emphasizes the role of the teacher, his influence on the formation of socially mature personality, postulated the importance of moral, patriotic and legal education for the future development of the state.
Keywords: family, educational organizations, state and social structures, youth, moral and patriotic education, spiritual and moral education, civic consciousness.
Человек не может, и не должен существовать вне общества и коллектива, поскольку он является членом социума, в котором живёт и гражданином своей страны. На наш взгляд, для молодого человека очень важно соблюдать морально-этические и нравственные нормы, определяющие «качество» его гражданственности, патриотизма, социальной зрелости и развивающие его ответственность и рефлексию. Нравственно-этические нормы формируются и воспитываются с раннего детства и позволяют во взрослой жизни осуществлять сознательный выбор поведенческой стратегии, жизненного кредо и просоциального поведения.
Считаем, что в вопросах воспитания нравственности, гражданственности и патриотизма во многих случаях, следует подходить индивидуально, учитывая психологические особенности молодых людей, их имеющийся уровень духовно-нравственного развития и социальной зрелости. Задача воспитательных институтов - семьи, образовательных организаций и государственных структур трансформировать узкоэгоистические интересы юношества в чувства формирующейся ответственности за судьбу своей страны, государства, людей, живущих в нём.
Многовековая история России, в которой проживает множество различных этнических групп, отличается от западных государств не только в воспитании, толерантности, эмпа-тии, но и в расстановке жизненных приоритетов. Несмотря на то, что сегодня российское государство живёт по законам капитализма, никто не отменял патриотизм, правовые и морально-этические нормы. Не опираясь на теорию реактивного сопротивления, молодому человеку сложно избежать деструктивных соблазнов, остаться независимой, свободной и нравственно-защищённой личностью. Сегодня «традиционные основы воспитания и образования подменяются «бо-
© Шаломова Е.В © Shalomova E.V.
лее современными», западными: христианские добродетели
- общечеловеческими ценностями гуманизма; педагогика уважения старших и совместного труда - развитием творческой эгоистической личности; целомудрие, воздержание, самоограничение - вседозволенностью и удовлетворением своих потребностей; любовь и самопожертвование - западной психологией самоутверждения; интерес к отечественной культуре
- исключительным интересом к иностранным языкам и иностранным традициям» [4].
Проблема нравственно-патриотического воспитания
- это проблема всех трёх воспитательных институтов - семьи, школы и государства. По нашему мнению, современное российское общество испытывает нравственный голод, оно «задыхается» от влияния безнравственных идеалов, чуждых ценностей, несвойственных российскому менталитету деструктивных соблазнов и приоритета материальных ценностей над духовными. В этой связи следует отметить, что воспитание нравственности, патриотизма, гражданственности - является главной общей задачей семьи, школы и государственных структур.
Воспитание нравственности, гражданственности и патриотизма не может ограничиваться теоретическими постулатами, первостепенное значение имеет личный пример
- родителей, преподавателей, общественных и государственных деятелей, которым в решении данной проблемы отводится наибольшая роль. Для реализации поставленных задач, необходимо полное взаимодействие, взаимодополнение и взаимосвязь всех воспитательных институтов, поскольку формирование духовно-нравственной и патриотически настроенной личности, на наш взгляд, основано на принципах комплексности, планомерности и системности.
Мы живём в быстроменяющемся мире инновационных
Ученые записки Орловского государственного университета. №2 (87), 2020 r. Scientific notes of Orel State University. Vol. 2 - no. 87. 2020
и информационных технологий, поэтому родители, педагоги, государственные и общественные деятели должны учитывать тот факт, что молодой человек - это не просто объект воспитания, он, скорее всего, соучастник воспитательного процесса, у которого можно научиться чему-то новому и интересному. В воспитании ответственной и патриотически настроенной личности необходимо сотрудничество всех государственных, общественных и образовательных структур.
По нашему мнению, подготовка молодых людей к жизни состоит в сотрудничестве и в уважении друг к другу, когда позитивное отношение при коммуникации приоритетно над деструктивными тенденциями. Нам представляется, что нравственно-патриотическое воспитание молодёжи немыслимо без ответственной поведенческой стратегии, когда молодые люди чётко сознают свою витальную миссию и испытывают огромное удовольствие, помогая страждущим, одиноким, инвалидам в их проблемах, без какой-либо оплаты своего труда.
Являясь, на наш взгляд, главным воспитательным институтом, семья выступает фундаментом гражданских, патриотических и нравственных качеств подрастающей личности. Семья помогает молодому человеку в преодолении сложных жизненных ситуаций, формирует его ценностные ориентиры, способствует его успешной социализации в обществе и даёт возможность почувствовать себя полноправным членом этого общества.
Мы разделяем мнение О. М. Овчинникова о том, что «... одна из важнейших функций родителей - помочь подростку в решении сложных жизненных проблем.», а также в формировании у подростков таких качеств как самореализация, самовоспитание, самоопределение [3, с. 101].
Позитивные семейные отношения между родителями и детьми способствуют взаимопониманию разных поколений, сближают их, позволяют молодым почувствовать свою нужность и воспитывают законопослушную личность, что является, на наш взгляд, основой воспитания зрелой, нравственной, морально-устойчивой и сознательной личности. А. Блех считает, что секрет воспитания нравственной личности -в моральной атмосфере семьи, в дружбе между родителями и детьми, основанной на общих интересах [1].
Особая роль в нравственно-патриотическом воспитании отводится преподавателю, как опытному воспитателю, способному влиять на сознание и чувства молодёжи. «Воспитательная работа - значимый компонент процесса воспитания, его основополагающая составляющая. Успех педагогической деятельности образовательной организации детерминирован компетентностью педагогов.» [5, с. 110]. Разделяя мнение профессора Фортовой Л. К., считаем, что первостепенной задачей современных педагогов является формирование сильной, социально-активной личности, способной на самоопределение, самореализацию, на принятие самостоятельных жизненно важных решений, обладающей гражданственностью и патриотизмом. Заканчивая школу, выпускник поступает в вуз и здесь необходимо отметить, что «ориентация студенческой молодёжи на общечеловеческие и национальные ценности - важное направление в учебно-воспитательной практике университетского образования.
Знание истории нашей страны способствует формированию в молодых людях патриотизма, гражданственности и национального самосознания, что является неотъемлемой частью воспитания гражданина Российской Федерации» [6, ч. 2, с. 362-363].
В национальном проекте «Образование» - одном из национальных проектов России на период с 2019 по 2024 годы чётко определена цель российского образования на ближайшие годы и одной из задач является. «воспитание гармонически развитой и социально ответственной личности на основе духовно нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций...» [2].
Уважение к личности молодого человека, к его внутреннему миру, признание его прав и свобод, понимание его действий, поступков и желаний обеспечивает наибольшую эффективность во взаимоотношениях педагога и воспитанника. В молодом возрасте понимание - важный фактор формирования и социального становления личности.
Преподаватели должны проводить воспитательную работу по формированию и развитию патриотических чувств, национального самосознания, доносить знания об истории и культуре своей Родины, подвигах предков посредством своего предмета. При этом считаем важным условием тот факт, чтобы сам преподаватель был культурным, нравственным человеком, с активной гражданской позицией, патриотически настроенным, любящим и знающим историю своего народа и своей Родины, а главное неравнодушным и ответственным.
Положительного результата в решении проблемы нравственно- патриотического воспитания молодёжи, по нашему мнению, можно достичь лишь в случае добровольного участия в воспитательном процессе самой молодёжи и осознания ею этой важной задачи. Роль воспитателей - направлять молодого человека, сотрудничая с ним, прививая ему любовь к своей Родине, знание и уважение её культуры, истории и традиций.
В нравственно-патриотическом воспитании молодёжи большую роль должны играть государственные и общественные организации, не только потому, что молодое поколение - это основа социальной политики и существования страны, её оплот и национальная безопасность, но и возможности и материально-техническая база у государственных и общественных институтов позволяет подготовить молодого человека к жизни в более полном объёме вместе с семьёй и образовательными организациями.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание молодёжи - одна из важнейших задач всех воспитательных институтов - семьи, образовательных организаций, государственных и общественных структур. Воспитанное молодое поколение - это благополучие и безопасность государства, от духовных качеств и образованности которого зависит будущее государства. Поэтому родители, педагоги, общественные и политические деятели должны приложить максимум усилий, чтобы воспитать достойную смену молодых людей, способных жить и трудиться на благо Родины, своего народа, беречь, уважать и помнить память предков, жить ответственно и достойно.
Библиографический список
1. Блех А. Подумаем вместе. М. : Политиздат, 1989. 159 с. : ил. - (Б-чка семейного чтения).
2. Национальный проект «Образование». 2019 - 2024. Электронный ресурс: https://strategy24.m/rf7pшjects/pшject/view?slug=natsюnal-nyy-proyekt-obrazovaniye&category=education (дата обращения: 16.05.2019).
3. Овчинников О. М. Противоправное поведение дезадаптированных подростков : монография / О. М. Овчинников. - Владимир : ВИТ -принт, 2012. 156 с.
4. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий : В 2 т. / Г. К. Селевко. М. : НИИ школьных технологий, 2006. т. 2. 816 с. -(Серия «Энциклопедия образовательных технологий»)
5. Фортова Л. К. Нравственно-правовое воспитание учащейся молодёжи : избр. тр. / Л. К. Фортова. Владимир : Издательство «Шерлок-пресс», 2018. 202 с.
6. Шаломова Е. В. Воспитание студенческой молодёжи в высшей школе // Материалы IX Международной научно-практической конференции «Высшая школа : опыт, проблемы, перспективы» 21-22 апреля 2016 г. Москва : РУДН, 2016 г. ч. 2. 641 с. : ил.
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
References
1. BlehA. Think together. - Moscow: Politizdat, 1989. 159 p. : Il. - (B-chka family reading).
2. The national project "Education". 2019 - 2024. Electronic resource: https://strategy24.m/rf/projects/project/view?slug=natsional-nyy-proyekt-obrazovaniye&category=education (date accessed: 16.05.2019).
3. Ovchinnikov O. M. Illegal behavior of maladapted teenagers: monograph / O. M. Ovchinnikov. Vladimir: VIT-print, 2012. - 156 p.
4. Selevko G. K. Encyclopedia of educational technologies : In 2 vols. Moscow: research Institute of school technologies, 2006. vol. 2. 816 p. (Series " encyclopedia of educational technologies»)
5. FortovaL. K. Moral and legal education of students: elected . tr. Vladimir : publishing house of the "Sherlock" press, 2018. - 202 p.
6. Shalomova E. V. Education of students in higher school / / Materials of the IX International scientific and practical conference "Higher school: experience, problems, prospects" April 21-22, 2016-Moscow: RUDN, 2016-part 2. 641 p. : il.