УДК 37.01
Kuzhekov A.Yu., senior teacher, Vladimir Legal Institute FSIN of Russia (Vladimir, Russia), E-mail: [email protected]
CONCEPTUAL BASICS OF DEVELOPMENT OF A CIVIC POSITION OF STUDENTS OF FSIN EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN RUSSIA IN THE SYSTEM OF MORAL AND LEGAL EDUCATION. The article discusses a concept of citizenship of cadets of educational institutions of FSIN of Russia in the system of moral and legal education. The paper presents some analysis of pedagogical literature on this problem. The author studies features, levels and stages of formation of civil position of students of educational institutions of FSIN. The model and the stages of the process of definition of readiness of students to realization of citizenship is offered. It describes distinctive features of civil and patriotic values as a basic element of civilization of future officers in the system of moral and legal education. The author marks and proves conceptual conditions necessary to form a civil position in cadets of educational institutions in the Russian Federal Penitentiary system of moral and legal education.
Key words: citizenship, civic, students of educational institutions of FSIN (Russia), educational activities, moral and legal education, stages of formation of civic education.
А.Ю. Кужеков, ст. преп. Владимирского юридического института ФСИН России, г. Владимир,
Е-mail: [email protected]
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ В СИСТЕМЕ НРАВСТВЕННО-ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ
В статье рассматривается понятие и сущность гражданской позиции курсантов образовательных организаций ФСИН России в системе нравственно-правового воспитания. На основе анализа педагогической литературы исследуются особенности, уровни и этапы формирования гражданской позиции обучающихся образовательных организаций ФСИН. Рассматривается модель и этапы процесса определения готовности обучающихся к реализации гражданской позиции. Описываются отличительные черты гражданско-патриотических ценностей как основного элемента гражданственности будущего офицера в системе нравственно-правового воспитания. Обозначаются и аргументируются концептуальные основы формирования гражданской позиции курсантов образовательных организаций ФСИН России в системе нравственно-правового воспитания.
Ключевые слова: гражданская позиция, гражданственность, курсанты образовательных организаций ФСИН России, образовательная деятельность, нравственно-правовое воспитание, этапы формирования гражданского воспитания.
В настоящее время особое внимание представителей педагогической общественности и исследователей гражданского и нравственно-правового воспитания уделено процессу формирования гражданской позиции молодёжи. Актуальность данного вопроса неразрывно связана с происходящими в современной России изменениями социально-экономического, политического, духовного и нравственного характера. Результаты исследования историко-генетического компонента общественной и профессиональной деятельности будущих офицеров, позволили С.П. Долинину охарактеризовать гражданскую позицию курсантов специализированных образовательных учреждений как интегральное качество, состоящее из социально-политической, профессиональной, военной готовности, обладающей собственным личностным достоинством, способностью к практической реализации индивидуальных и социально значимых целей в зависимости от принятых в армии и обществе ценностей, принципов и норм [1].
Важной опорой в воспитательной деятельности является формирование устойчивых витальных тенденций индивида, связанных с выбором и освоением будущей профессии [2]. Полноценный офицер с точки зрения гражданственности - это человек с высокоразвитыми интеллектуальными и личностными качествами, профессионал своего дела, способный осознавать свою ответственность за собственную судьбу и судьбу Родины; это личность, руководствующаяся своими правами в процессе своей жизнедеятельности на пользу Родине. Понятие «гражданственность» - основа подготовки будущего офицера. Так, Г.Н. Филонов в своих трудах подчёркивает, что «гражданственность - это совокупность субъективных качеств личности, которые проявляются во взаимоотношениях и деятельности человека в процессе выполнения им основных социально-ролевых функций, таких как осознанная законопослушность, патриотическая преданность Родине и защита интересов Отечества» [3, с. 52]. Воспитание, формирование и реализация гражданственности подразумевает развитие активной гражданской позиции личности, гражданского самоопределения, ответственности за собственный выбор. В связи с этим особое внимание уделяется специфическим морально-психологическим качествам. Вместе с тем, в условиях демократизации российского общества все большее значение приобретают такие свойства личности как толерантность и уважение к другому мнению, умение убеждать либо принимать чужую точку зрения.
Вышеизложенное позволяет заключить, что готовность курсантов образовательных организаций ФСИН России к реализации гражданской позиции подразумевает интегративную личностную характеристику, определяющую её способность выполнять социальную роль гражданина. Первостепенную роль в реализации гражданской позиции играют внутриличностные, ценностные ориентиры. Ценностные ориентации - ступени перевода ценностей в деятельность. Они - опосредующее звено между объективной для человека социальной средой и его индивидуальным сознанием [4]. Результаты исследований в области зарубежной педагогики позволили определить процесс гражданского воспитания как педагогическое воздействие с целью формирования у обучающихся определённого набора комплекса знаний, умений и навыков, умения активного, демократического участия в жизни общества, осознание своих прав и стремление реализовывать свои обязанности перед обществом и государством.
По нашему мнению, процесс формирования гражданского воспитания и гражданской позиции обучающихся образовательных организаций ФСИН России происходит на следующих взаимообусловленных уровнях.
1. На уровне организации управления образовательной организацией формирование гражданского воспитания осуществляется за счет правил, регламентирующих жизнь ВУЗа, распределения полномочий и обязанностей; взаимодействия между учебным заведением и окружающим миром.
2. На уровне организации взаимодействия в пределах образовательной организации формирование гражданственности обучающихся происходит в связи с групповым взаимодействием, неформальным общением, стимулированием развития лидерских качеств курсантов, межнациональным взаимодействием, сотрудничеством с органами управления.
3. На уровне организации образовательного процесса формирование гражданственности осуществляется в связи с применением форм и методов организации образовательного процесса, использования основного и дополнительного учебного материала.
4. На уровне содержания специализированных учебных дисциплин формирование гражданского воспитания осуществляется за счёт использования программ, которые направлены на усвоение обучающимися знаний о гражданственности, формирование нравственно-правовых навыков и гражданской позиции курсантов.
В настоящее время в современной России наблюдается всеобщее поддержание концепции активной гражданской позиции, подразумевающей в свою очередь подготовленность членов социума к сознательной активности и самостоятельной деятельности по решению социально значимых задач государства. Это особенно важно именно сегодня, когда происходит переход от адаптивно-дисциплинарной модели унифицированного образования к личностно-ориентированной [5]. В связи с этим в процессе разработки и научного обоснования концепции формирования гражданской позиции курсантов образовательных организаций ФСИН России в системе нравственно-правового воспитания, мы будем уделять особое внимание ценностным ориентациям как одной из форм реализации ценностей, находящих отражение в идеалах и принципах, установках и убеждениях, отношениях и целях индивида. Для нашего исследования особый интерес представляет патриотический ценностно-ориентационный комплекс, актуализирующийся в определенных условиях. При этом не наблюдается процесс смены ценностей, а напротив отмечается присоединение новых ценностей к старым и наоборот. Другими словами, патриотические ценности - это весьма устойчивые образования, неподверженные произвольному изменению. Процесс вовлечения субъекта в систему общественных взаимоотношений осуществляется в течение всего жизненного цикла. Вопрос формирования и развития патриотических ценностей неразрывно связан с проблемой возникновения и развития ценностей гражданской позиции, в связи с тем, что государство, в котором человек обладает гражданскими правами, реализует свои обязанности, является для него Родиной.
Фундаментом формирования гражданской позиции курсантов образовательных организаций ФСИН России с точки зрения системы нравственно-правового воспитания является патриотический ценностно-ориентационный комплекс, исследуемый как отечественными, так и зарубежными учёными (М.Б. Зыков, К. Вельцель, И.В. Метлик и др.). Наиболее значимым для нашего исследования является исследование, М.Б. Зыкова, проведённое на основе анализа Конституции Российской Федерации. Основываясь на принципах аксиологического подхода, автор с целью определения основных, базовых гражданских ценностей провел выборку конституционных положений. Результатом стало выделение более 60 систематизированных закреплённых законодательно гражданских ценностей. Анализ исследовательской работы М.Б. Зыкова позволил определить круг гражданских ценностей, являющихся, по нашему мнению, основополагающими при формировании гражданственности курсантов: человек, честь, закон, государство, свобода, безопасность, равенство, защита, труд, достоинство, право, личность. В отличие от патриотических ценностей, гражданские ценности способны синхронно меняться вместе с модифицирующимся общественным сознанием, общественным строем, под влиянием различных процессов [6]. Таким образом, в основе гражданско-патриотиче-ских ценностей лежат патриотические ценности, играющие роль терминальных: человек, государство, любовь к Родине, семье, культуре. Под инструментальными гражданско-патриотическими ценностями понимаются такие, как обязанность, законопослушность, честность, ответственность.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что ценности представляют собой основу современной педагогической и образовательной деятельности, в которой аксиологическая проблематика выступает в роли связующего компонента между теоретическим представлением о личности гражданина и практическим элементом процесса формирования гражданских и патриотических ценностей личности. Структура и содержание гражданских и патриотических ценностей создают предпосылки для формирования необходимой основы с целью организации исследовательской работы, направленной на формирование гражданской позиции обучающихся образовательных организаций ФСИН России в системе нравственно-правового и гражданского воспитания. Гражданско-патриотические, духовные, профессиональные, социально-экономические и общечеловеческие ценности образуют аксиосферу курсантов образовательных организаций ФСИН России. В рамках нашей исследовательской работы в роли показателей сформированности гражданственности и гражданской позиции курсантов образовательных организаций ФСИН России выступают: признание и исполнение социальных норм жизни; соблюдение конституционных законов государства; безусловная деятельная любовь к отечеству. Н.А. Асташова, исследуя аксиосферу личности, выделяет следующие группы ценностных ориентаций: личностные - совесть,
любовь, свобода, добро, альтруизм; профессиональные - понимание, взаимопомощь, профессиональное единство, подвижничество, этикет; - культурные - красота, искусство. Патриотизм и гражданственность она выделяет в группу социальных ценностей, а также определяет ценностные доминанты гражданско-па-триотического воспитания: Родина, мир, природа, национальная культура, родной язык, труд и др. [7]. В процессе формирования гражданско-патриотических ценностей особую роль играют национальные ценности, которые формируются в результате развития национальной культуры, образования, искусства, науки, техники. Значимость национальных ценностей объясняется тем, что именно они оказывают существенное влияние на формирование личности, поскольку с начала жизни каждого человека они способствую интериоризации национальных духовных ценностей, культурных традиции, ценностей семьи, осознанию богатства и значимости родного языка.
Изложенное дает основание констатировать, что на когнитивном уровне гражданско-патриотические ценности выступают в роли инструментов к познанию истории Родины, как понимание и принятие собственной сопричастности к судьбе Отечества; на эмоциональном - гражданско-патриотические ценности проявляются как высшие моральные чувства, как социальные, высоконравственные принципы; на поведенческом уровне граж-данско-патриотические ценности понимаются с позиции деятельности, направленной на обеспечение безопасности и защиты интересов человека, социума, государства в целом. Из вышесказанного следует, что к необходимым условиям процесса ин-териоризации системы гражданских и патриотических ценностей относится практическое вовлечение обучающихся образовательных организаций ФСИН России с точки зрения системы нравственно-правового воспитания в специально организованную деятельность, целью которой является овладение ценностями гражданского и патриотического характера. В связи с этим граж-данско-патриотические ценности представляют собой социально значимую основу, с помощью которой оценивается потенциал личности обучающихся образовательных организаций ФСИН России с позиции профессионализма и человеческих качеств.
Концепция Н.А. Асташовой позволила нам определить этапы и последовательность процесса формирования граждан-ско-патриотических ценностей личности курсантов образовательных организаций ФСИН России, раскрыть содержательную наполненность каждого структурного элемента. Таким образом, к основным этапам относятся:.
1. Раскрытие сущности ценностей курсантам образовательных организаций ФсИн России в системе нравственно-правового воспитания (курсант получает представление об аксиологическом потенциале современного образования, значении и содержании гражданско-патриотических ценностей).
2. Осознание ценностной ориентации курсантами образовательных организаций ФСИН России в системе нравственно-правового воспитания (курсант в процессе актуализации граждан-ско-патриотических ценностей убеждается в их значимости).
3. Принятие ценностной ориентации обучающимися (курсант самостоятельно определяет положительное значение граж-данско-патриотических ценностей и принимает их в качестве компонента собственной аксиосферы).
4. Закрепление гражданско-патриотических ценностей в направленности личности (курсант сопоставляет принятые граж-данско-патриотические ценности с собственной ценностной системой, преобразует её содержание и фиксирует ценностные ориентации в своей аксиосфере, опираясь на ценные эмоции и аксиолого-педагогическую практику).
5. Реализация гражданско-патриотических ценностей в деятельности и поведении (курсант использует полученные теоретические знания в процессе экстериоризации).
6. Актуализация ценностной ориентации (экстериоризация гражданско-патриотических ценностей курсантов).
Нами установлено, что в процессе формирования граж-данско-патриотических ценностей, основанных на принципах нравственно-правового воспитания, происходит преобразование когнитивной, интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и, в конечном счете, поведенческой составляющих структуры личности курсантов образовательных организаций ФСИН России. Одной из основных задач образовательного процесса в образовательных организациях ФСИН России является обеспечение для обучающихся возможности достижения достаточного уровня формирования гражданских и патриотических ценностей, организация их интериоризации - экстериоризации. Данная за-
дача может быть решена с помощью рационально организованного процесса нравственного и правового воспитания курсантов образовательных организаций ФСИН России. На основании вышеизложенного можно заключить, что процессу по формированию гражданской позиции обучающихся специализированных образовательных организаций ФСИН России будет способствовать принятие за основу гражданско-патриотических ценностей посредством создания и реализации соответствующего их специфике дидактического обеспечения. Под совместно-диалогической продуктивной деятельностью подразумевается особая форма учебной деятельности, направленная на получение новых знаний, основанная на субъект-объект-субъектном взаимодействии между ее участниками. Цель дидактического процесса, основывающегося на совместно-диалогической продуктивной деятельности заключается в образовании мотивационно-смыс-лового ядра образовательной деятельности.
С точки зрения указываемой деятельности педагог играет роль педагога-фасилитатора, руководствуясь при этом следующими принципами в работе: открытость мыслям, чувствам, переживаниям, эмоциям; доверие как составной элемент выражения внутренней личностной уверенности преподавателя в возможностях и способностях курсантов; видение поведения обучающихся, их действий, реакций, навыков, умений.
Таким образом, тезисы разработанных нами основных концептуальных положений, могут быть представлены следующим образом:
1. Под гражданской позицией личности курсантов образовательных организаций ФСИН России понимается интегральное личностное образование, характеризующееся как осознанно выбираемая ими жизненная позиция, основой которой являются гражданские ценностные ориентации, подкрепленные мотивацией гражданской ответственности и долга.
2. Процесс формирования гражданской позиции курсантов образовательных организаций ФСИН России - это целенаправленная педагогическая деятельность преподавателей, обучающихся, обеспечивающая их рефлексивное отношение к социуму, государству и социально-политическим явлениям.
3. Формирование и развитие гражданско-патриотических ценностей происходит за счет принципов нравственно-правового воспитания.
4. Основной формой, способствующей становлению гражданской позиции курсантов образовательных организаций ФСИН
Библиографический список
России является учебно-педагогическое взаимодействие, главным компонентом которой является совместно-диалогическая продуктивная деятельность.
5. Под совместно-диалогической продуктивной деятельностью подразумевается особая форма образовательной деятельности, основанной на субъект-объект-субъектном взаимодействии её участников.
6. Процесс формирования гражданско-патриотических ценностей личности курсантов образовательных организаций ФСИН России состоит из следующих этапов: раскрытие сущности ценностей курсантам в системе нравственно-правового воспитания; осознание значимости гражданско-патриотических ценностей обучающимися; принятие ценностной ориентации курсантами; сопоставление курсантом принятых гражданско-па-триотических ценностей с собственной ценностной системой; реализация гражданско-патриотических ценностей в процессе жизнедеятельности; экстериоризация гражданско-патриотиче-ских ценностей курсантов.
С целью определения готовности будущего офицера к реализации собственной гражданской позиции необходимо использование определенной модели оценки уровня готовности курсантов, а также применение педагогических условий для профессионального становления обучающихся в процессе образовательной деятельности. Под структурно-функциональной моделью формирования готовности курсантов к реализации гражданской позиции подразумевается совокупность следующих элементов: целевой, содержательный, процессуальный и оценочно-результативный, которые реализуются на предварительном, формирующем и заключительном этапе. На предварительном этапе происходит определение уровня готовности курсанта к реализации своей гражданской позиции. Формирующий этап заключается в осуществлении теоретической и практической подготовки обучающихся к реализации гражданской позиции. Итоговый этап заключается в оценке и интерпретации результатов готовности курсантов к реализации гражданской позиции, подведении итогов предшествующих этапов. Из этого следует, что определение готовности курсантов образовательных организаций ФСИН к реализации гражданской позиции заключается в использовании разработанной модели на основании выявленных педагогических условий, эффективных форм, методов и способов обучения и воспитания в соответствии с современными тенденциями педагогической деятельности.
1. Долинин С.П. Формирование гражданской позиции курсантов военно-экономического вуза на основе гуманизации педагогического процесса. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Ярославль, 2006.
2. Овчинников О.М. Профилактика подростковой дезадаптации как психолого-педагогическая проблема. Историческая и социально-образовательная мысль. 2012; 6: 117 - 119.
3. Филонов Г.Н. Воспитание как социально-педагогический феномен. Стратегия развития. Москва: НИИ семьи и воспитания, 2000.
4. Фортова Л.К., Овчинников О.М. Культура личности курсантов как задача эгагогики. Молодой учёный. 2015; 8: 1055 - 1057.
5. Фортова Л.К., Овчинников О.М. Конструирование образовательного процесса на основе идей ненасилия и толерантности. Научное мнение. 2014; 9-2: 62 - 64.
6. Зыков М.Б. Конституция Российской Федерации и воспитание школьников. Воспитание школьников. 2004; 10: 14 - 19.
7. Асташова Н.А. Аксиологическое образование современного учителя: методология, концепция, модели и технологии развития. Диссертация ... доктора педагогических наук. Брянск, 2001.
References
1. Dolinin S.P. Formirovanie grazhdanskoj pozicii kursantov voenno-'ekonomicheskogo vuza na osnove gumanizacii pedagogicheskogo processa. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Yaroslavl', 2006.
2. Ovchinnikov O.M. Profilaktika podrostkovoj dezadaptacii kak psihologo-pedagogicheskaya problema. Istoricheskaya i social'no-obrazova-tel'naya mysl'. 2012; 6: 117 - 119.
3. Filonov G.N. Vospitanie kaksocial'no-pedagogicheskij fenomen. Strategiya razvitiya. Moskva: NII sem'i i vospitaniya, 2000.
4. Fortova L.K., Ovchinnikov O.M. Kul'tura lichnosti kursantov kak zadacha 'egagogiki. Molodoj uchenyj. 2015; 8: 1055 - 1057.
5. Fortova L.K., Ovchinnikov O.M. Konstruirovanie obrazovatel'nogo processa na osnove idej nenasiliya i tolerantnosti. Nauchnoe mnenie. 2014; 9-2: 62 - 64.
6. Zykov M.B. Konstituciya Rossijskoj Federacii i vospitanie shkol'nikov. Vospitanie shkol'nikov. 2004; 10: 14 - 19.
7. Astashova N.A. Aksiologicheskoe obrazovanie sovremennogo uchitelya: metodologiya, koncepciya, modelii tehnologiirazvitiya. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Bryansk, 2001.
Статья поступила в редакцию 24.03.16
УДК 378
Leskina Yu.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, South-Ural State University (Chelyabinsk, Russia), E-mail: [email protected]
TENDENCIES OF DEVELOPMENT OF RESEARCH AND INNOVATION POTENTIAL OF A UNIVERSITY TEACHER. Modern tendencies of development of higher education show that research and innovation activity has become one of the requirements to qualification of a university teacher. The author of the paper discusses this problem from the point of view of why it is important for