Научная статья на тему 'Роль семьи и школы в профилактике подростковой наркомании'

Роль семьи и школы в профилактике подростковой наркомании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1703
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРКОТИК / АДДИКТ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Орлова Ирина Анатольевна

Употребление наркотических веществ подростками это симптом психологических и социально-педагогических проблем, в связи с этим программа профилактики наркомании должна быть нацелена не на уничтожение симптома, а на устранение глубинных проблем переходного возраста. Необходимо тесное взаимодействие семьи и школы в процессе профилактики наркомании. Существует несколько направлений профилактической деятельности: 1) индивидуальная (беседы, психотерапия) и групповая работа (тренинги, дискуссии, круглые столы, ролевые игры); 2) антинаркотическое просвещение (учащихся, родителей и учителей); 3) шефство (постоянный контроль за детьми группы риска); 4) альтернативное воспитание (помощь в организации свободного времени подростков).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль семьи и школы в профилактике подростковой наркомании»

В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

И.А. Орлова

РОЛЬ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПРОФИЛАКТИКЕ ПОДРОСТКОВОЙ НАРКОМАНИИ

Употребление наркотических веществ подростками — это симптом психологических и социально-педагогических проблем, в связи с этим программа профилактики наркомании должна быть нацелена не на уничтожение симптома, а на устранение глубинных проблем переходного возраста. Необходимо тесное взаимодействие семьи и школы в процессе профилактики наркомании. Существует несколько направлений профилактической деятельности:

1) индивидуальная (беседы, психотерапия) и групповая работа (тренинги, дискуссии, круглые столы, ролевые игры);

2) антинаркотическое просвещение (учащихся, родителей и учителей);

3) шефство (постоянный контроль за детьми группы риска);

4) альтернативное воспитание (помощь в организации свободного времени подростков).

Ключевые слова: наркотик, аддикт, девиантное поведение, профилактика.

Употребление наркотических веществ подростками - это симптом психологических и социально-педагогических проблем, в связи с этим программа профилактики наркомании должна быть нацелена не на уничтожение симптома, а на устранение глубинных проблем переходного возраста. Педагоги и родители действуют незамедлительно. Ведь именно в подростковом возрасте особенно заметны дефекты интеллектуального, речевого, физического развития, нарушения поведения и школьной адаптации.

Существует несколько форм воздействия.

1. Профилактическая работа с детьми:

- индивидуальная - беседы, психотерапия,

- групповая - тренинги, дискуссии, круглые столы, ролевые игры.

2. Антинаркотическое просвещение (учащихся, родителей и учителей).

3. Шефство (постоянный контроль за детьми группы риска);

4. Альтернативное воспитание (помощь в организации свободного времени подростков).

Беседа. Содержанием беседы, является, как правило, разъяснение пагубности немедицинского приёма наркотиков, а также разъяснение существующего законодательства, направленного на борьбу с распространением наркомании. Учителям, занимающимся профилактической работой с потребителями наркотиков, в первую очередь необходимо знание личности воспитуе-мого, уровня его развития, его личного отноше-

ния к проблеме. При проведении беседы могут быть использованы следующие приёмы:

- «Тактика испуга». Прибегая к ней, важно помнить о необходимости реального освещения фактов. В случае же преувеличения последствии наркотизации, можно добиться противоположного результата. Нужно подбирать случаи, которые затрагивают данное лицо. Необходимо оперировать более близкими для восприятия подростка фактами статистики, а не отдельными «страшными» случаями, которые воспринимаются с убеждением, что «со мной такого не произойдёт». Из практики воздействия на наркоманов известно, что из всех отрицательных чувств, которые можно вызвать у него (стыд, вина, ущемление самолюбия) в противовес удовольствию, получаемому от потребления наркотика, наиболее действенным оказывается более глубинное чувство - страх. Формирование его зависит от интенсивности воздействия. Поэтому можно использовать сильные раздражители - показать начинающим аддиктам одурманенного наркомана или даже умершего от передозировки.

- Обращение к эгоистическим чувствам. Здесь подразумеваются нравственные черты (совесть, сострадание, благодарность) в отношении не только к близким людям, но и к обществу в целом. Мы имеем дело с личностью, круг интересов которой по мере злоупотребления ещё не сузился до представлений, связанных только с наркотизацией.

- Убеждение. Оно эффективно для подростков, которые ещё не потеряли способности критически оценивать своё поведение.

434

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2009

© И.А. Орлова, 2009

- Метод дискредитации. Перед лицами, употребляющими наркотики только эпизодически, возможно развенчание магии наркоманов.

- Способ привлечения к беседе профессионалов. Для убеждения начинающих потребителей, которые ещё не испытывают болезненного привыкания к наркотикам, можно привлечь врачей, психологов, социологов. Это особенно целесообразно для подросткового возраста, когда всё подвергается сомнению и проверке. Привлекая различного рода специалистов к беседе с потребителями наркотиков, нужно помнить, что в зависимости от возраста слушателя, различен уровень доверия и интереса. При работе с молодёжью следует иметь в виду, что подростки обычно больше доверяют информации, полученной от лиц, близких по возрасту. Целесообразно при первом контакте избегать репрессивной и осуждающей тактики [1]. Учитель обязан рассказать ребёнку о существовании наркотиков и о вреде, который они приносят. Беседа с подростком состоит из двух приблизительно равных по длительности частей. В первой части разговора необходимо рассказать о наркотиках что-нибудь интересное. Например, откуда они взялись, какой эффект имеют и зачем люди их употребляют. А во второй части беседы нужно показать всё самое страшное о зависимости, её последствиях и ранней смерти от наркотиков. Общаясь с детьми, надо помнить, что разговор об ужасах, связанных с приёмом наркотиков, не способен удовлетворить свойственное ребёнку любопытство и изложенная информация не будет иметь эффекта.

Возможно полезным будет привлечение в качестве своеобразных «экспертов» бывших наркоманов. Однако при этом необходим очень осторожный подход. С одной стороны, человек должен быть достаточно умелым пропагандистом пагубности наркомании, с другой стороны - само его появление в здоровом виде доказывает возможность возвращения в нормальную жизнь. Следовательно, у воспитуемых может возникнуть мысль, что и они могут пройти тот же путь. Как жаль, что в жизни начинающие путь по болоту, где, чем дальше идёшь, тем глубже вязнешь, почти никогда не встречаются с теми, кто этот путь завершает. За пеленою «кайфа» не разглядеть финала [5, с. 16].

Антинаркотическое просвещение. Учителя доводят до каждого несовершеннолетнего информацию о пагубном влиянии наркотических ве-

ществ на организм, особенно детский, о возможности заражения такими страшными заболеваниями, как СПИД, гепатит, сифилис. Последнее может послужить дополнительным аргументом против начала или продолжения употребления, особенно внутривенного, психоактивных веществ [1].

Довольно длительное время в нашей стране не было принято говорить о проблеме наркомании, масштабы явления преуменьшались, последствия реального применения скрывались. Необходимо преодолеть элементарную наркотическую «безграмотность» населения.

В настоящий момент просветительная деятельность основана на стихийно организованных тематических лекциях психологов, врачей-наркологов, работников органов внутренних дел и представителей Госнаркоконтроля. В этой работе не учитывается реальная ситуация, нет системы, последовательности и непрерывности. Целесообразней вопросы своевременного и постоянного информирования учащихся школ о вреде наркотиков возложить на учителей-предметников, психологов, социальных педагогов и работников школьной библиотеки, то есть на тех специалистов, которые имеют постоянный и непосредственный контакт с подрастающим поколением.

В системе работы учебного заведения по профилактике наркомании и токсикомании большое значение придаётся максимальному использованию педагогами возможностей своего предмета для обоснования нравственной несостоятельности наркотизации, нетерпимого отношения к употреблению дурманящих веществ. Так, например, учителя-историки знакомят учащихся с законами, в соответствии с которыми в нашей стране предусмотрена уголовная и административная ответственность за распространение и употребление наркотических веществ, рассмотреть криминогенный аспект данной проблемы.

Учителям биологии и химии при изучении соответствующих разделов обращают внимание на физиологические и психические изменения, происходящие при интоксикации. При изучении раздела «Человек и его здоровье» школьники получают некоторое представление о влиянии наркотических веществ ни организм человека. Однако ограниченные возможности учебного времени не позволяют учащимся усвоить этот материал глубоко и осознанно. Между тем только осмысленные научные знания о физиологических механизмах действия токсических веществ на

организм человека могут стать базой поведения подростков.

Учителя литературы обеспечивают ознакомление учеников с повестями: В. Липатова «Серая мышь», А. Андреева «Стайер», Ю. Сбитиева «Ловцы», а также с рассказами И. Уканова «Вождь бедствий», Г. Немченко «Не совсем научная фантастика» и другими.

В каждом учебном предмете заложены потенциальные возможности, использовать которые необходимо в профилактике детской наркомании.

На данный момент отсутствует чёткая концептуальная основа просветительной работы, возрастная направленность, система оценок степени эффективности просветительского воздействия.

Шефство. Чтобы уберечь детей от возможной наркотизации и направить их деятельность в про-социальное пространство, необходимо оказывать подросткам, склонным к наркомании усиленную социально-педагогическую помощь и наладить тщательный контроль за их образом жизни.

Учитель может содействовать организации полезного время препровождения, помощи в учёбе, поддержанию душевного равновесия. На школу и семью ложится ответственная задача -помочь подростку научиться жить без наркотика, оказать реальную помощь в адаптации к про-социальным условиям. С одной стороны, человек физически может жить без наркотика, с другой - состояние наркотической эйфории очень притягательно для подростка, несмотря на известные ему последствия. Со стороны учителей и родителей необходим полный контроль.

Из семьи в многообразной форме на ребёнка воздействуют импульсы, которые находят отражение в его личности, в манере его поведения, в отношении к различным жизненным обстоятельствам. Часто семья не в состоянии оказывать положительное влияние на подростка, поскольку является неблагополучной или отсутствует вообще.

Учителю необходимо знать, какова ситуация в семье подростка. Педагог, хорошо знающий свой класс, имеет представление о трудностях проблемных детей, и при обычном общении с родителями ребёнка, он может по-дружески выяснить обстоятельства нарушения семейных отношений.

Большинство учителей способны стать настоящими лидерами, кумирами юных, умеют быть первыми во всём: нелепому яркому балахону противопоставят элегантный, сшитый по последней молодёжной моде красивый костюм, угло-

ватому дёрганью и кривлянью на танцплощадке - умение красиво, профессионально танцевать тот же модный «брейк-данс», вульгарному жаргону и брани, нецензурщине - умение красиво и расковано общаться.

Далеко не каждому учителю удаётся самому хорошо разобраться в сложном, противоречивом, глубоко скрытом от посторонних глаз внутреннем мире детей.

Педагог, общаясь с подростками, разговаривает о них самих и о том, что их волнует, при этом не поучает, а показывает разнообразие мнений и позиций. Учитель замечает малейшие проявления педагогических и социальных проблем у детей. Он ставит перед собой определённые цели: изучение проблемных подростков, организация педагогической помощи и свободного времени «трудных» детей. Каждый педагог составляет для себя индивидуальный план взаимодействия с учащимися, который включает следующие пункты:

- выявить всех проблемных детей, их интересы, потребности, трудности;

- установить характер педагогической запущенности детей путём систематических наблюдений за ними, изучением результатов их деятельности;

- путём наблюдения, социометрических измерений и анкетирования установить положение ученика в классном коллективе, характер взаимоотношений с ним;

- изучить склонности и способности ученика, возможные включения его во внеурочную кружковую, общественно полезную деятельность;

- установить, в какие группы, компании и объединения входит подросток, направленность этих групп, характер их влияния на учащегося;

- определить положение ребёнка в семье;

- вести систематический учёт пробелов в знаниях, умениях и навыках проблемных детей;

- организовать помощь в учебной деятельности, необходимую для ученика;

- установить и поддерживать систематические доброжелательные отношения и контакты с родителями данной категории детей, оказывать им помощь в организации воспитательного процесса;

- вести постоянный учёт особо сложных и неблагополучных семей;

- проводить лекции о здоровом образе жизни, о профилактике наркомании и алкоголизма среди подростков, о последствиях потребления психоактивных веществ;

436

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2009

- вести индивидуальные беседы по интерпретации правил гигиены с проблемными детьми;

- проводить беседы в классах по правовому воспитанию, в начальных классах - на уроках чтения проводить работу по нравственному обучению, в 5-11-х классах - антинаркотическое просвещение и воспитание проводить на уроках литературы, истории, обществоведения, на классных часах;

- привлекать подростков к участию в культурно-массовой и спортивной работе, отмечать их успехи и достижения в ней;

- организовать ненавязчивый контроль за проведением свободного времени.

Альтернативное воспитание. На современном этапе развития основным направлением альтернативного воспитания молодого поколения, как одного из методов антинаркотического воздействия, является организация досуговой деятельности детей (спортивные игры, соревнования, походы, экскурсии, театральные конкурсы, викторины, концерты и ярмарки). Всё это проводится в образовательных учреждениях с целью нормализации отношений подростка с обществом. В результате чего развиваются его задатки и способности; формируются необходимые навыки культурного поведения, которое предполагает строгое соблюдение суверенитета и равенства в общении, терпимость к чужому мнению, умение отстаивать свои убеждения, сдержанность, способность вовремя остановить бесполезный спор. Правильная, умелая организация свободного времени учащихся развивает инициативу, целеустремлённость и творчество ребят; воспитывает у них такие социально ценные качества, как самоконтроль и взаимопомощь, что в свою очередь является защитным фактором.

Трудность профилактики наркомании заключается в том, что недостаточно констатировать неблагополучие и нащупать болезненную точку, тормозящую личностный рост ребёнка, необходимо компенсировать этот дефицит.

Органическое сочетание досуга (отдых, развлечения, праздник, творчество, спорт) с различными формами образовательной и профилактической деятельности (тренинги, круглые столы, дискуссии) позволяет решать проблему занятости детей и сокращать пространство девиантного поведения.

Важнейшим направлением профилактической работы является воспитание антинаркотической убеждённости у школьников силами педаго-

гов в учреждениях системы образования. Убеждённость даёт возможность детям самостоятельно распоряжаться своей жизнью, не идти на поводу у любопытства и сомнительных компаний. Обычно знакомство с различными психоактивными веществами происходит в кругу друзей. Сегодняшняя молодёжь не может не встретиться с наркотиками, точнее с предложением попробовать их. Большинство начинающих наркоманов представляют собой обычную школьную молодёжь, внешне совсем не похожую на хиппи, рок-музыкантов или бомжей-обитателей подвалов и подземных переходов.

Ещё одним направлением педагогической профилактики наркомании среди подростков является оперативное выявление источника негативной информации, его нейтрализация и переориентация детей на социально значимое поведение. Подобный источник чаще всего находится в неформальных подростковых группах, в компаниях, где, как правило, есть лицо, которое является инициатором употребления наркотических веществ. Если такое лицо оказывается среди учащихся, педагогу легче вести с ним воспитательную работу, применяя различные средства и методы с целью его дискредитации в глазах подрос-тков-аддиктов. При этом подчёркивается его несостоятельность как члена классного и школьного коллективов, неуважение к нему ровесников и педагогов. Особое же внимание надо уделить тому, чтобы эти учащиеся поняли, что они попали в полную зависимость от их лидера (моральную и материальную) и что он использует это в своих личных, корыстных интересах.

Значительно сложнее обстоит дело, когда педагог убеждается, что носитель негативного влияния на учащихся находится вне школы. В таких случаях немедленно планируется встреча педагогов и психологов с социальными работниками и врачом, сотрудниками милиции и комиссии по делам несовершеннолетних, и разрабатывается скоординированный план взаимодействий в целях определения данного лица, а также возможности его изоляции и разобщения участников группы.

В связи с этим, очень важно положительно влиять на мотивы и характер действий неформальных групп, придавая им общественно ценную направленность.

Многое предстоит сделать в воспитательном плане, чтобы некоторых подростков уберечь от дальнейших проб, а тех, кто устоял от соблазна,

укрепить в их правоте, в том, что не все рискованные эксперименты необходимо ставить на себе, что мода сопровождается разумными размышлениями. Объективная, вызывающая доверие информация сочетается с воспитанием навыков самостоятельного и адекватного поведения, с развитием способности к объективной самооценке, с обучением технике саморегуляции и правильного поведения в ситуации риска приобщения к психоактивным веществам.

Библиографический список

1. Альтшулер В.Б. Патологическое влечение к алкоголю и наркотикам: вопросы клиники и терапии. - М., 1999. - 216 с.

2. Гарифуллин РР. Скрытая профилактика наркомании // Практическое руководство для педагогов и родителей. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 64 с.

3. Жарков А.Д. Педагогическая корреляция культурно-досуговой деятельности в противодействии наркомании // Славянские чтения «Православная культура против наркомании: Материалы научно-практической конференции». - М.: МГУКИ, 2004. - С. 28-45.

4. Киселёва Т.Г., ЖарковА.Д., Чижиков В.М. Культура против наркотиков. Отраслевая программа. - М., 2001. - 135 с.

5. НиколовА.С. За пеленою «кайфа»: О наркомании. - Краснодар: Кн. издательство, 1987. - 28 с.

УДК 373

С.А. Останина

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО СТИЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматривается проблема формирования творческого стиля деятельности школьников в процессе художественно-эстетического образования. Основными ориентирами для определения категории «творческий стиль деятельности» являются понятия «стиль», «индивидуальный стиль деятельности». Особенности формирования творческого стиля рассматриваются в системе художественно-эстетического образования МОУ «Гимназия №37» г. Петрозаводска. Эффективности становления творческого стиля способствует реализация учебной и внеучебной деятельности школьников в единстве и взаимосвязи различных её видов. К числу наиболее важных из них относятся художественная, игровая, проблемно-поисковая, исследовательская. Формирование творческого стиля деятельности является необходимым итогом в процессе становления творческой личности школьников.

Ключевые слова: стиль, индивидуальный стиль деятельности, творческий стиль деятельности, творческая личность.

Проблема становления творческой личности является одной из основных пе-. дагогических проблем, требующей глубокого исследования. Её актуальность обусловлена изменениями, происходящими в социально-экономическом развитии страны, что повлекло за собой обновление общеобразовательной школы, одной из основных целей которой стало формирование опыта творческой деятельности школьников.

По справедливому утверждению А.И. Савенкова, «если креативность для середины ХХ века -роскошь, позволительная немногим избранным, то для XXI века - это необходимое условие выживания и достойного существования каждого» [8, с. 84]. Для успешного и продуктивного осуществ-

ления творческой деятельности важным, на наш взгляд, является устойчивое и целенаправленное формирование творческого стиля деятельности личности, который проявляется в креативном выполнении любого вида человеческой активности.

Согласно позиции В.И. Андреева для творческой личности «характерен творческий стиль деятельности, т.е. устойчивая, высокого уровня направленность на творчество, мотивационно творческая активность, которая проявляется в органическом единстве с высоким уровнем творческих способностей, и которые позволяют ей достигнуть прогрессивных лично значимых творческих результатов» [1, с. 58].

Возникнув первоначально в античной риторике понятие «стиль» использовалось для харак-

438

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2009

© С.А. Останина, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.