Галямова Т.Р., Шарипов А.Р.
ФГУ Всероссийский центр глазной и пластической хирургии Министерства Здравоохранения Российской Федерации, г. Уфа Россия
РОЛЬ СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ПОСЛЕОПЕРАЦИОННОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ЛЮДЕЙ С ОФТАЛЬМОПАТОЛОГИЕЙ
Статья посвящена проблемам послеоперационной реабилитации пациентов с офтальмопатологиями. Выявлены социальные условия и семейные отношения, препятствующие и способствующие развитию зрительных функций. Описаны особенности семейных взаимоотношений, которые предлагается использовать для проведения консультативной работы с семьей в послеоперационный период с целью повышения результативности и пролонгирования эффектов офтальмохирургического и коррекционного лечения.
Актуальность
Согласно современным представлениям, в основе которых лежат труды А.Р.Лу-рия, Л.С.Выготского, Б.Г.Ананьева и др., зрение человека представляет собой сложную системную функцию, которая имеет иерархическую многоуровневую организацию, тесно связанную со всей психической жизнью личности. Особую, но, к сожалению, малоизученную роль в развитии зрительных функций играют «микросоциаль-ные» и, в первую очередь, семейные факторы, которые могут являться пусковым механизмом или создавать необходимые условия как для экспрессии тех или иных наследственных задатков, так и выступать в роли самостоятельного патологизирующего агента [3]. Ранее нами было показано существование особого рода семейных взаимоотношений, способствующих развитию индивидуальных особенностей личности с нарушенным зрением, а, с другой стороны - создающих условия для возникновения и фиксации таких нарушений [2].
История изучения и обучения людей с ограниченными возможностями демонстрирует необходимость научно-обоснованной системы медико-психологических, педагогических и социальных мероприятий, направленных не только на коррекцию зрительных нарушений и развитие психических функций, но и создание микросоциаль-ной (прежде всего семейной) коррекционной среды. Толчком к пониманию этого послужили наблюдения, проведенные на базе ВЦГ и ПХ. Было замечено, что, прекрасные результаты хирургического вмешательства и последующего восстановления
зрительных возможностей в процессе послеоперационной реабилитации с течением времени весьма существенно ухудшаются. При этом характер изменений в отдаленном периоде восстановления зрения во многом зависел от особенностей социального окружения пациента.
Из данных наблюдений непосредственно вытекает актуальность данного исследования, обусловленная необходимостью выявления социальных условий и семейных отношений, препятствующих и способствующих развитию зрительных функций, сохранению результатов хирургического и коррекционного лечения. Очевидно, что данное исследование наиболее актуально в отношении понимания патологизирующих детско-родительских и воспитательных систем.
Цель
В связи с этим основная цель данной работы заключалась в сравнительном анализе особенностей родительского воспитания в семьях, имеющих офтальмологически здоровых людей и в семьях, имеющих детей с различными видами офтальмопатологии.
Методы исследования
Для выявления особенностей воспитания в семьях с офтальмопатологией и семьях здоровых людей использовался опросник АСВ (анализ семейных взаимоотношений), предложенный Э.Г. Эйдемилле-ром, В.В. Юстицким [4]. Опросник содержит специальные шкалы для выявления различных отклонений в отношениях родителей к детям:
Г+ - повышенный контроль за ребенком;
Г— недостаток контроля за ребенком;
У+- чрезмерный уровень удовлетворения потребностей ребенка;
У — недостаточный уровень удовлетворения потребностей ребенка;
Т+ - чрезмерное количество трудностей и обязанностей у ребенка;
Т- - недостаток трудностей и обязанностей у ребенка;
3+ - чрезмерность запретов по отношению к ребенку;
3 — недостаточность запретов по отношению к ребенку;
С+ - чрезмерный уровень строгости наказания за нарушение требований;
С — недостаточный уровень строгости при наказании за нарушение требований;
РРЧ - расширение сферы родительских чувств.
ПДК - предпочтение в ребенке детских качеств
ПНК - проекция на ребенка собственных нежелательных качеств.
НРЧ - неразвитость родительских чувств.
ПМК и ПЖК - сдвиг в установках родителя по отношению к ребенку в зависимости от его пола. Предпочтение мужских или наоборот женских качеств ребенка;
ВН - воспитательная неуверенность родителя.
НН - неустойчивость стиля воспитания;
ФУ - фобия утраты ребенка. [4].
В исследовании участвовали 100 родителей. Из них 30 человек - родители близоруких детей, 19 родителей детей с ПТРА, и 51
Рисунок 1
родитель - с офтальмологически здоровыми членами семьи.
Результаты исследования
Полученный профиль шкал теста АСВ приведен на рисунке и свидетельствует о наличии существенных различий семейного воспитания в исследованных группах.
Так, воспитательное поведение в семьях с детьми, больными ПТРА отличается высоким уровнем контроля над ребенком и наличием гиперопеки. Об этом свидетельствует высокий уровень шкалы Г+ и низкий шкалы Г -. Родители детей с ПТРА испытывают неуверенность и склонны преувеличивать представления о «хрупкости» ребенка, его болезненности, беззащитности - самый высокий показатель по шкале ФУ (фобия утраты). Особенностями воспитания здесь являются также высокий уровень требований (Т+) и отсутствие запретов при этом (3-), что является следствием воспитательной неуверенности родителей (ВН).
Для воспитательного процесса в семьях с близорукими детьми характерны минимизация требований к ребенку и его обязанностей, о чем свидетельствуют низкий уровень шкалы Т+ и высокий Т -. В этих семьях отсутствует адекватная система наказаний, и, вероятно их недостаточная строгость (низкий уровень С+ и высокий С -), что, в свою очередь, приводит к неустойчивому стилю воспитания (высокий показатель НН). Семьи с близорукими детьми отличает высокий показатель РРЧ (расширение сферы родительских чувств), что может свидетельствовать о гиперпротекции ребенка, возникающей чаще всего вследствие развода. Эта группа характеризуется достоверно более высоким уровнем ПДК - предпочтение в ребенке детских качеств - создание роли «маленького ребенка». Для таких родителей ребенок всегда остается «маленьким». Родители в таких семьях не хотят, чтобы ребенок взрослел, и своим потворствующим поведением сдерживают его развитие, в том числе и развитие зрения.
Воспитание в семьях с офтальмологически здоровыми детьми отличается низким уровнем контроля над ребенком (Г-)в отличие от двух других групп. Родители в таких
семьях внимательны к удовлетворению потребностей своих детей (У+), и, вместе с тем, твердо применяют запреты (3+). В таких семьях требования к ребенку сбалансированы. Необходимо отметить также, что в группе семей со здоровыми детьми в наименьшей степени отмечается гиперпротекция (РРЧ) и проекция на ребенка собственных нежелательных качеств (ПНК).
Полученные данные целесообразно учитывать и использовать для построения эффективной работы с семьей в послеоперационный период.
Для ее формирования предлагается несколько направлений коррекционной работы:
• изучение роли проблемного ребенка в структуре семьи и выявление «функции проблемы», оказание психологической помощи самим родителям;
• информирование родителей о их роли в возможностях решения проблемы ребенка,
обучение конкретным методам коррекционного воздействия;
• формирование терапевтической семейной структуры/семьи.
Заключение
Таким образом, результаты опроса родителей показали, что оценка взаимоотношений в семьях, воспитывающих детей с офтальмопатологией, отличается от таковой в семьях, с детьми без особенностей зрения.
Учитывая особенности такой системы, как семья, где все включены в единый круг взаимодействия, в котором поведение одного члена семьи неминуемо влияет на поведение всех остальных [1], необходимо, чтобы в процессе восстановления здоровья ребенка участвовали все члены семьи, создавая, таким образом, «терапевтическую (коррекционную) среду».
Список использованной литературы:
1. Бэндлер Р., Гриндер Д, Сатир В. Семейная психотерапия- С-П., 2000. - С.128.
2. Шарипов А.Р., Гареев Е.М., Гафурова 3.Ф. Результаты использования психофизиологических методов профилактики и коррекции близорукости // в сб. Нейрофизиологические основы формирования психических функций в норме и при аномалиях развития. Тезисы докладов юбилейной конференции, посвященной 80-летию Л.А.Новиковой - М.,1995.- С.66
3. Шарипов А.Р., Гафурова 3.Ф., Шмергельский А.Г., Галямова Т.Р. Особенности восприятия родовой информации у людей с различными офтальмопатологиями//Вестник Оренбургского государственного университета.- 2004.
4. Эйдемиллер Э.Г.,Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. С-П., 1999.- С.190.