Роль санаторно-курортного и туристического комплекса в
формировании макроэкономических показателей развития
Краснодарского края.
Тенянская Мария Львовна аспирант кафедры Г иМУ НПИ (филиал) ФГБОУ ВПО КубГТУ
mariya_2006@mail.ru
Аннотация: в статье описано современное состояние санаторнокурортного и туристического комплекса Краснодарского края, основные проблемы и перспективы развития курортных территорий, а также влияние санаторно-курортного и туристического комплекса на основные экономические показатели развития территории.
Ключевые слова: санаторно-курортный и туристический комплекс, коллективные средства размещения, индивидуальные средства размещения, механизм продвижения курортного продукта, вместимость, кемпинги
The summary: in the article the state of the art complex of a sanatorium-health-resort and tourist complex of Krasnodar region, the main problems and prospects of development of resort territories, as well as the impact of the sanatorium-resort and tourist complex on the main economic indicators of the development of the territory.
Key words: complex of a sanatorium-resort and tourist complex, collective means of accommodation, individual means of accommodation, promotion mechanism spa product, capacity, camping
Санаторно-курортный и туристский комплекс Краснодарского края является крупнейшим в Российской Федерации и состоит из 1 355
коллективных средств размещения, вместимостью 212,7 тыс. мест, включающих 690 специализированных средств размещения с числом мест
164,1 тысяч единиц в период максимального развертывания, 665 гостиниц и аналогичных средств размещения вместимостью 48,5 тысяч мест. [1]
К коллективным средствам размещения относятся:
- гостиницы и аналогичные средства размещения - гостиницы (в том числе туристские и квартирного типа), мотели, пансионаты гостиничного типа, общежития для приезжих и другие организации гостиничного типа;
- специализированные средства размещения - санаторно-курортные организации (санатории, профилактории, пансионаты с лечением, оздоровительные лагеря и др.), организации отдыха (дома, пансионаты, базы, кемпинги и другие организации отдыха), туристские базы, туристские теплоходы.
Под индивидуальными средствами размещения следует понимать квартиры, комнаты в квартирах, дома, коттеджи, сдаваемые в наем.
Таблица 1 - Показатели развития санаторно-курортного и
туристического комплекса Краснодарского края
2006 2007 2008 2009 2010
Коллективные средства размещения
Число средств размещения, всего 1183 1248 1290 1334 1355
Единовременная вместимость, тыс. мест 211,2 212,0 214,6 206,3 212,7
Г остиницы и аналогичные средства размещения
Число предприятий - всего 439 485 544 633 665
Единовременная вместимость, тыс. мест 30,7 32,0 35,2 34,1 48,5
Специализированные средства размещения
Число средств размещения -всего 744 763 746 701 690
2006 2007 2008 2009 2010
в том числе:
санаторно-курортные организации 220 232 250 236 219
организации отдыха 511 516 480 450 457
турбазы 13 15 16 15 14
Число номеров (комнат), тыс. ед. 71,6 72,7 71,2 69,7 66,1
в них число мест (коек) в месяц максимального развертывания, тыс. 180,5 180,0 179,3 172,2 164,1
Санаторно-курортный и туристический комплекс АзовоЧерноморского побережья занимает в Краснодарском крае ведущее место по числу санаторно-курортных организаций и их вместимости. Его доля составляет 76 % от общего количества санаторно-курортных и туристических организаций расположенных на территории Краснодарского края, по числу мест в них - 89 %, по числу отдохнувших в них - 93 %. Доля предприятий гостиничного сектора составляет лишь 31 %, по числу мест в них - 67 %. [2] Регион занимает одно из лидирующих мест в обслуживании курортников - 13,19 % потока всех отдыхающих россиян.
Рисунок 1 - Популярные направления туристических поездок в 2011 году по России, %
Наиболее высокие показатели, в среднем по городам, среди направлений поездок в Краснодарском крае отмечены в г. Сочи (7,11 %), г. Анапе (4,27 %), г. Геленджике (0,83 %) и Туапсинском районе (0,34 %).
Увеличение потока отдыхающих в Краснодарском крае создает предпосылки для интенсивного развития санаторно-курортной и туристской деятельности, эффективного использования материально-технической базы, обеспечения занятости, значительного увеличения дохода бюджета от обслуживания отдыхающих и туристов. [2]
Таблица 2 - Численность размещенных лиц
2006 2007 2008 2009 2010
Коллективные средства размещения
Численность размещенных лиц, тыс. человек 2634 2801 2815 2496 2726
Г остиницы и аналогичные средства размещения
Численность размещенных лиц, тыс. человек 862 889 922 749 939
Специализированные средства размещения
Численность размещенных лиц, тыс. человек 1772 1913 1893 1747 1786
Самодеятельный туризм
Общая численность туристов, размещавшихся в индивидуальных средствах размещения, тыс. человек 5181 5682 5698 5249 4365
Численность посетителей курортной зоны, обслуженных сезонными кемпингами, тыс. человек 271 279 320 305 294
Численность однодневных 2409 2688 2998 2938 2513
2006 2007 2008 2009 2010
посетителей курортной зоны, тыс. человек
Под организованными отдыхающими следует понимать граждан, посещающих страну (место) временного пребывания по туристской путевке.
Под самодеятельными туристами понимают граждан, посещающих страну (место) временного пребывания в туристских целях и самостоятельно организующих свою поездку (т.е. без туристской путевки).
Под однодневными посетителями понимают граждан, пребывание которых в месте посещения не включает ночевку. [1]
Функционирование санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края характеризуется сезонностью. Номерной фонд коллективных средств размещения по итогам 2010 года составил 83,1 тыс. единиц, в том числе по гостиницам и аналогичным средствам размещения
21,1 тыс. единиц, специализированным средствам размещения 62 тыс. единиц. В период максимального развертывания число мест увеличивается до 180-200. Частный сектор, вмещает более 250 тыс. отдыхающих единовременно. Таким образом, в период максимального развертывания емкость курортов Краснодарского края достигает 450-500 тысяч мест.
Как видно на рисунке 2 в течение трех летних месяцев на курортах края отдыхает более 80 % самодеятельных туристов. При этом 40 % отдыхающих предпочитают отдыхать в августе, что усиливает нагрузку на курортную инфраструктуру в этом месяце. Лишь 11,2 % отдыхающих прибывают на курорты Азово-Черноморского побережья в другие месяцы, кроме летних.
Рисунок 2 - Распределение численности самодеятельных
туристов по месяцам в процентах к итогу
Сезонность оказывает влияние на загрузку предприятий санаторнокурортного и туристического комплекса и как следствие снижается рентабельность отраслевых предприятий. Несмотря на то, что к концу года большинство из них получают прибыль, рост загрузки в межсезонье позволил бы значительное увеличить эффективность деятельности.
В целях дальнейшего развития санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края, увеличения объемов предоставляемых услуг, а также числа отдыхающих, необходимо использовать механизм продвижения курортного продукта, согласно которому один из основных акцентов в рекламной кампании делался бы на лечение и оздоровление на курортах Краснодарского края в межсезонье. При этом по итогам 2010 года 58 % коллективных средств размещения носят сезонный характер. [2]
Кроме того на прибытие отдыхающих в межсезонье на курорты Краснодарского края влияет еще и плохие условия размещения у владельцев индивидуальных средств размещения, которые не приспособлены для холодного периода года.
Рисунок 3 - Состав коллективных средств размещения
по сезонности функционирования в 2010 году в процентах к итогу.
Две трети отдыхающих приезжают на курорты края без санаторнооздоровительных и туристских путевок, то есть неорганизованные отдыхающие. Они останавливаются в малых средствах размещения «минигостиницах», отелях, на квартирах, в кемпингах.
Таблица 3 - Численность самодеятельных туристов, проживавших в индивидуальных средствах размещения курортной зоны Краснодарского края, тыс. чел.
2006 2007 2008 2009 2010
Всего 5181 5682 5698 5249 4365
в том числе:
Черноморское побережье - всего 4937 5360 5417 5037 4007
г. Сочи 1539 1764 1682 1620 1322
2006 2007 2008 2009 2010
г. Анапа 1015 1071 1243 1117 861
г. Г еленджик 1239 1200 1150 1060 826
г. Новороссийск 246 260 234 188 144
Туапсинский р-н 898 1065 1108 1052 854
Азовское побережье - всего 244 322 281 212 358
Ейский район 176 255 223 146 280
Темрюкский район 68 67 58 66 78
За последние годы на Азово-Черноморском побережье широкое распространение получили средства размещения малой вместимостью (от 5 до 30 номеров), предназначенных для проживания туристов (неорганизованных отдыхающих). Число мест в индивидуальных средствах размещения практически сравнялось с коечной емкостью всего санаторнокурортного и туристского комплекса Краснодарского края и в несколько раз превышает номерной фонд гостиниц.
Малые средства размещения приносят минимальные налоговые доходы в бюджеты всех уровней, при этом несут значительную нагрузку на инженерную инфраструктуру (водоснабжение, канализация и т.д.). Получая предпринимательский доход от предоставления услуг проживания, платят за коммунальные услуги как физические лица. [2]
В 2011 году по сравнению с предыдущим годом доля домохозяйств, предоставляющих туристам услуги по временному проживанию, в общем числе домашних хозяйств снизилась на 2,4 % (с 27,7 до 25,3 %), а доля домохозяйств, в которых в период курортного сезона гостили родственники и знакомые, возросла на 5 % и составила 22 %.
Одним из основных критериев в стратегии развития курортов Краснодарского края является количество постоянных потребителей-туристов. В соответствии с выборочным опросом населения, проведенного Краснодарстатом большинство туристов посетили курорты в первый раз
(39,5 % опрошенных), во второй раз (23,2 %) и в третий раз (16,5 %). Это свидетельствует о том, что большое количество средств и усилий тратятся на привлечение новых потребителей. [1]
Средняя численность размещенных лиц в 2010 году в расчете на одно домохозяйство составила 45 человек (90 % к 2009 г.), средняя
продолжительность проживания туристов в индивидуальных средствах размещения возросла на 27 %, составив 14 дней. В среднем на одно домохозяйство-квартиросдатчика, приходилось 15 койко-мест.
Численность самодеятельных туристов, воспользовавшихся услугами индивидуальных средств размещения составила, 3,851 млн. человек. Численность туристов в лице родственников и знакомых, гостивших в летнее время более одного дня у владельцев индивидуальных средств размещения, составила 514 тыс. человек.
Основная доля неорганизованных туристов приходится на основные морские курорты - Сочи, Анапа, Геленджик, Туапсинский район (92 % от общего числа неорганизованных туристов). [2]
Общая численность неорганизованных туристов (с учетом родственников и знакомых), размещавшихся в индивидуальных средствах размещения в 2010 году составила 4 365 тыс. человек, что на 16,8 % меньше аналогичного показателя за 2009 год, в 2011 году количество неорганизованных туристов составило 4 937 тыс. человек.
2009 2010 2011
■ неорганизованных ■ организованных Моднодневных посетителей Рисунок 4 - Динамика количества отдыхающих
Уменьшение числа отдыхавших за 2010 год произошло во всех населенных пунктах расположенных на Черноморском побережье. В то же время численность туристов в Ейском и Темрюкском районах возросла в среднем в 1,7 раза, что свидетельствует о росте популярности курортов Азовского побережья.
Кризисные явления в экономике и растущая популярность среди россиян зарубежных курортов отрицательно сказались на численности самодеятельных туристов, воспользовавшихся услугами индивидуальных средств размещения курортной зоны Краснодарского края. Если до 2008 года наблюдался стабильный рост численности этой категории туристов, то 20092011 годы характерны снижением туристских потоков от 8 до 17 %.
Таблица 4 - Основные туристические направления по зарубежным
странам
2008 2009 2010
Число туристов, отправленных в зарубежные туры - всего, человек 45 610 57 471 96 243
в процентах 100 100 100
из них в процентах к итогу:
Турция 37,1 28,7 31,5
Египет 19,1 39,8 22,4
Италия 4,4 4,1 5,7
Испания 2,9 1,6 4,7
Чехия 5,9 3,5 3,4
Кипр 1,3 1,1 2,7
с посещение нескольких стран 2,3 1,2 3,9
Подавляющее большинство самодеятельных туристов (91,8 %)
приходится на индивидуальные средства размещения в Туапсинском районе (19,6 %) и городах Сочи (30,3 %), Анапа (19,7 %), Геленджик (18,9 %). В 2011 году по сравнению с 2010 годом доля отдыхавших на Азовском
побережье Краснодарского края (Ейском и Темрюкском районах) возросла на 4,2 %.
За последние годы в Краснодарском крае стали активно развиваться кемпинги. В 2010 год на Азово-Черноморском побережье действовало 98 кемпингов, что на 9,3 % меньше количества кемпингов 2009 г.
Под кемпингами следует понимать коллективное специализированное средство размещения на закрытых площадках, представляющее летний лагерь для автотуристов с палатками, автофургонами, автоприцепами, домами на колесах, туристскими хижинами или другими домиками легкого типа, подъездными путями и местами парковки автотранспорта. [1]
Из-за дорогих авиа- и железнодорожных билетов многие туристы стали предпочитать поездки на отдых на собственных автомобилях, что и послужило развитию данного вида отдыха.
Таблица 5 - Деятельность сезонных кемпингов
2006 2007 2008 2009 2010
Число действовавших кемпингов 36 48 97 108 98
Обслужено туристов, тыс. человек 271 279 320 305 294
Число ночевок, тыс. 704,6 780,5 674,6 640,5 601
Средняя продолжительность пребывания одного туриста, дней 2,6 2,8 2,1 2,1 2,0
Доходы от эксплуатации, млн. рублей 22,2 27,2 33,8 38,6 39,7
Средняя продолжительность работы кемпинга, дней 74 85 72 77 75
По данным Ростуризма, в Краснодарском крае в 2010 году автотуристы составили от общего числа прибытий 27 %.
Средняя продолжительность работы сезонных кемпингов в 2010 году составила 75 суток, средняя продолжительность пребывания в кемпинге одного туриста - 2 дня. Всего за время работы в 2010 году сезонными
кемпингами обслужено 294 тыс. человек, что на 3,6 % меньше, чем в 2009 году. По сравнению с уровнем 2009 года на 6,2 % снизилось число ночевок.
Из числа туристов, воспользовавшихся услугами кемпингов, 69 % отдохнули в Туапсинском, Темрюкском и Ейском районах, 21 % - в гг. Анапа и Геленджик. Доходы от эксплуатации сезонных кемпингов в 2010 г. составили 39,7 млн. рублей, что в сопоставимой оценке на 3,1 % меньше, чем в 2009 г.
В 2010 году однодневные (без ночевки) посещения туристских объектов, в том числе поездки на Азово-Черноморское побережье Краснодарского края совершили 2 513 тыс. человек (в 2009 г. - 2 938 тыс. человек). Из них 8,3 % совершали путешествия (походы) по туристским маршрутам с ночевкой в местах пребывания. Общая численность таких туристов составила, по оценке, 426 тыс. человек. В среднем на одного посетителя приходилось по 2,7 поездки на туристские объекты (в большинстве - на море), на одного туриста - по 1,2 путешествия.
В 2010 году большинство однодневных посещений было совершено в Туапсинский район, города Краснодар, Анапа, Геленджик, а также Темрюкский район и город Новороссийск. Среди любителей походов по туристским маршрутам наибольшей популярностью пользовались город Горячий Ключ, Туапсинский и Мостовской районы.
__112,2
Приморско-Ахтарский
Лабинский
Отрадненский
т
2
т
4
т
12
т
14
_і16,6
т
16
п
18
Рисунок 5 - Распределение численности однодневных посетителей туристских объектов по месту пребывания в 2010 году в процентах к итогу
Специфика курортно-туристского комплекса в Российской Федерации заключается в значительном преобладании субъектов малого
предпринимательства и индивидуальных предпринимателей на рынке услуг предоставления мест размещения.
При переходе к рыночной экономике коллективные средства размещения приобрели новые организационно-правовые формы. Краснодарский край не является исключением. Так на территории Краснодарского края расположено 1 237 коллективных средств размещения, из них 147 организаций имеют государственную форму собственности, 16 муниципальную, 945 организаций или 76,4 % частной формы собственности.
Таблица 6 - Коллективные средства размещения по формам собственности в 2010 году
Число организаций Номерной фонд, тыс. Число мест (коек), тыс.
Всего 1237 83,1 197,0
в том числе по формам собственности:
государственная 147 17,4 41,2
муниципальная 16 1,0 2,6
частная 945 44,2 109,5
собственность общественных и религиозных организаций (объединений)и потребкооперации 25 1,9 4,2
смешанная российская 88 16,3 34,9
иностранная 8 0,8 1,6
совместная российская и иностранная 8 1,4 3,0
Из общего числа коллективных средств размещения 29 % - малые предприятия, 34,5 % - индивидуальные предприниматели. Классификация по видам средств размещения распределилась следующим образом: коллективные средства размещения общего назначения (гостиницы и
аналогичные средства размещения) - наибольшая доля сегмента - более 80 % малые предприятия и индивидуальные предприниматели (меблированные комнаты - 100 % - индивидуальные предприниматели); санаторнокурортные организации - свыше половины учреждений представители крупных и средних предприятий; организации отдыха - около 60% малые и микропредприятия.
На каждое малое предприятие коллективного средства размещения приходится 3,2 номера высшей категории, на коммерческое предприятие, не относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, - 19,9, на среднее предприятие - 15,8, на индивидуального предпринимателя - 0,6, на некоммерческую организацию - 14,0 номера высшей категории. По формам собственности коллективных средств размещения номера высшей категории, в расчете на одно учреждение, распределились следующим образом: государственная - 11,3 номера, муниципальная - 5,2, частная - 4,2, смешанная российская собственность - 32,7, иностранная собственность -16,9, совместная российская и иностранная собственность - 48,9,
собственность общественных, религиозных объединений и потребительской кооперации - 5,9 номера. [1]
Проводя анализ численности лиц обслуженных коллективными средствами размещения, прослеживается снижение числа размещенных лиц в 2010 году на 13,5 % к уровню 2008 года.
Таблица 7 - Численность лиц, обслуженных коллективными
средствами размещения
2006 2007 2008 2009 2010
Всего, тыс. человек
Численность размещенных лиц -всего 2634,2 2801,1 2815,3 2496,1 2436,3
в том числе граждан:
России 2571,9 2744,0 2740,7 2437,9 2382,5
2006 2007 2008 2009 2010
из них детей в возрасте до 14 лет включительно 478,4 428,1 465,8 412,2 404,6
стран вне СНГ 24,0 22,6 28,0 20,5 16,3
стран СНГ 38,3 34,5 46,6 37,7 37,5
Из общей численности лиц, размещено по путевкам 1430,7 1593,2 1668,4 1540,0 1466,5
Основной целью поездки граждан обслуженных коллективными средствами размещения в 2010 году был досуг и отдых - 1,146 тыс. чел. (или 47 % от общей численности размещенных лиц), на втором месте - лечебные и оздоровительные процедуры (810,3 тыс. чел. или 33,3 %), на третьем -деловые и профессиональные поездки (305,8 тыс. чел. или 12,5 %).
Самыми привлекательными факторами, повлиявшими на выбор курорта, являлись природно-климатические условия (31,2 %) и советы друзей (13,2 %), а также привычка и предыдущий опыт (12 %). Если в результате неразумной деятельности людей произойдет ухудшение экологической среды на курортах, Краснодарский край мгновенно потеряет туристов, т.к. исчезнет самый главный рекреационный ресурс - море, горы, природа в целом. Ни реклама, ни условия размещения, ни развлечения не являются такими же важными факторами для туристов как природа. Даже возможность лечения влияет на решения только 9 - 18 % туристов. Эффективность рекламы очень мала - 3-6 %. Можно предположить, что более 90 % средств, расходующихся на рекламу курортов, тратятся без пользы. Развлечений и культурных мероприятий также не хватает - лишь 6-9 % туристов отмечают этот фактор как привлекательный.
Самыми необходимыми на курортах, являются:
- разнообразные места развлечений;
- дополнительный новый общественный транспорт;
- расширение ассортимента услуг пляжа;
- качественное обслуживание.
Среди рекламных источников, из которых отдыхающие получили информацию о курортах, лидирует Интернет (31,6 %). На втором месте по важности указаны другие источники (34,6 %). Лишь за ними с большим отрывом следуют каналы ТВ (13,1 %), журналы (5 %), брошюры (4,6 %), газеты (4,01 %), наружная реклама (3,7 %) и радиостанции (3,5 %).
В среднем по курортам самыми популярными сроками пребывания в коллективных средствах размещения были периоды продолжительностью от 8 до 14 дней (29,6 %), от 1 до 3 дней (27,4 %) и от 15 до 28 дней (26,8 %).
Таблица 8 - Распределение численности лиц, обслуженных в коллективных средствах размещения, по продолжительности пребывания в 2010 году
Всего 2 436 252
из них по продолжитель ности пребывания, ночевок:
1-3 667 488
4-7 380 298
8-14 720 993
15-28 652 549
29-91 13 104
92-182 963
183 и более 857
Видимо, это наиболее оптимальный период с точки зрения расходов на поездку, наличия свободного времени у отдыхающих и количества посещенных за это время достопримечательностей. В целом, составлять туры и путевки надо из расчета 8-14 дней. Таким же образом надо формировать
культурную и развлекательную программы в курортных городах - каждые 10 дней должны происходить интересные мероприятия, чередоваться экскурсии и другие акции.
Источником финансирования поездки для большинства отдыхающих является собственный доход (73 %). Наибольшие затраты на транспортные расходы до курорта и обратно на 1 человека были выявлены в г. Сочи (8 700 руб.) и г. Геленджике (8 002 руб.). Самая высокая средняя стоимость проживания в сутки на одного человека отмечена в г. Сочи (1 508 руб.) и Туапсинском районе (1 316 руб.). Хотя в среднем по краю средняя стоимость проживания в индивидуальных средствах размещения составила 416 рублей с человека в сутки. Кроме того на увеличение стоимости проживания влияет и пик курортного сезона - июль и август месяцы - 513 и 559 рублей в сутки соответственно. [1]
Сравнительно невысокая стоимость проживания в частном секторе по сравнению с гостиницами, пансионатами, домами отдыха (уровень цен при примерно одинаковых условиях может различаться в 2-3 раза) позволяет миллионам россиян с относительно невысоким уровнем доходов отдыхать на Азово-Черноморском побережье Краснодарского края. Особо следует отметить гибкую ценовую политику индивидуальных владельцев жилья: так, в сентябре стоимость проживания в частном секторе по сравнению с августом снижается примерно до 1,5-2 раз.
В структуре дополнительных расходов на человека в день наибольшая доля затрат приходится на приобретение продуктов питания, на посещение общественных мест питания и приобретение непродовольственных товаров. При этом на приобретение собственно курортных товаров и услуг (экскурсии, посещение учреждений культуры, услуги физкультуры и спорта, сувениры, дополнительные медицинские услуги) уходит всего по 4-6 % туристских расходов. Такая структура, к сожалению, не соответствует показателям зарубежных курортов, на которых дополнительные расходы туристов включают, преимущественно, именно экскурсии, сувениры и
другие подобные товары и услуги.
Рисунок 6 - Структура расходов посетителей туристских объектов на территории пребывания по видам расходов в 2010 году
Доходы в краевой консолидированный бюджет от предприятий санаторно-курортного и туристского комплекса составили в 2010 году 23 млрд. рублей. Практически половину поступлений в краевой бюджет от санаторно-курортной и туристской отрасли обеспечивает муниципальное образование город Сочи. Значительный вклад вносят муниципальные образования город-курорт Анапа, город-курорт Геленджик и Туапсинский район.
Объем услуг коллективных средств размещения курортнотуристического комплекса в 2010 году составил 31 031 млн. руб., что на 6 % больше уровня 2009 года. [1]
С 2004 года Краснодарстатом проводятся исследования, позволяющие произвести расчет туристского выпуска и туристской добавленной стоимости в экономике края. По результатам данных исследований выявлено, что доля туристской добавленной стоимости в краевом валовом выпуске
специфических туристских видов деятельности - общественного питания, пассажирского транспорта, культуры и спорта составляет 60-80 %. Для неспецифических видов деятельности (связь, услуги, строительство, образование, сельское хозяйство и пр.) доля туризма составляет в среднем 10-20 %.
2006 год 2009 год
Рисунок 7 - Доля туристской добавленной стоимости в валовом региональном продукте, (в %)
Инвестиции Занятость населения
доля туризма
Рисунок 8 - Инвестиции и занятость населения, связанные с туристским потреблением, в 2009 году, (в %)
Таким образом, подводя итоги, следует отметить, что совокупный туристский выпуск по итогам 2009 года превысил, по оценке, 280 млрд. рублей, туристская добавленная стоимость - 130 млрд. рублей. Удельный вес туристской добавленной стоимости в валовом региональном продукте составил 15,4 %. Туризм обеспечивает рабочие места примерно 400 тыс. человек (с учетом индивидуальных средств размещения), или каждому шестому от общей численности занятых в экономике края. В общем объеме инвестиций в основной капитал в целом по краю около 17 % (60 млрд.
рублей), связано с туристским потреблением.
Основными тенденциями в развитии санаторно-курортного и туристического комплекса Краснодарского края должно являться: прирост налоговых поступлений в бюджет края, увеличение количества отдыхающих, объема предоставляемых услуг в сфере туризма и рост числа средств размещения одновременно с повышением уровня комфортности. Библиографический список:
1. Статистический сборник «Курортно-туристский комплекс краснодарского края 2006 - 2010 год»
2. Стратегия развития санаторно-курортного и туристического комплекса Краснодарского края до 2020 года