УДК 615.834 ББК 53.54 Л-33
Лебедева Инна Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры общественного здоровья, здравоохранения и истории медицины ГБОУ ВПО «Кубанский государственный медицинский университет», г. Краснодар, ул. Северная, 4; e-mail: kinas@mail.ru, тел.:
8(906)4361925;
Шильцова Татьяна Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры общественного здоровья, здравоохранения и истории медицины ГБОУ ВПО «Кубанский государственный медицинский университет», г. Краснодар, ул. Северная, 4; e-mail:
TShiltsova@yandex.ru. тел.: 8(918)0427894;
Климовских Надежда Валерьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики Института экономики и управления в медицине и социальной сфере АНОО ВПО ИЭиУМиСС, г. Краснодар, ул. Садовая, 218, тел.: 8(918)4919003.
РАЗВИТИЕ САНАТОРНО-КУРОРТНОЙ ОТРАСЛИ КАК КОМПОНЕНТА СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
(рецензирована)
В статье рассматриваются результаты анализа развития рынка санаторно-курортных и туристских услуг: спрос на услуги, число туристических поездок, расходы населения на отдых и источники их формирования, объем международных туристических прибытий и доходы от туризма. Данные анализа экономического потенциала сферы рекреационных услуг России позволили охарактеризовать возможности роста доходов и перспективы санаторно-курортной отрасли.
Ключевые слова: внутренний туризм, доходы, рекреационные услуги, расходы населения, санаторно-курортная отрасль, туристические поездки.
Lebedeva Inna Sergeevna, Candidate of Economics, assistant professor of the Department of Ppublic Health, Health Care and History of Medicine of SBEIHPE «Kuban State Medical University», Krasnodar, 4 Severnaya Str.; e-mail: kinas@mail.ru. tel.: 8(906)4361925;
Shiltsova Tatiana Alexandrovna, Candidate of Economics, assistant professor of the Department of Ppublic Health, Health Care and History of Medicine of SBEI HPE «Kuban State Medical University», Krasnodar, 4 Severnaya Str.; e-mail: TShiltsova@yandex.ru, tel.: 8(918)0427894;
Klimovskikh Nadezhda Valerievna, Candidate of Economics, assistant professor of the Department of Economics of the Institute of Economics and Management in Medicine and Social Sphere of JSSEO HPEIEMMSS, Krasnodar, 218 Sadovaya Str., tel.: 8(918)4919003.
DEVELOPMENT OF SANATORIUM INDUSTRY AS A COMPONENT OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT
(reviewed)
The article considers the results of the analysis of the sanatorium and tourist market development: demand for services, number of tourist trips, public expenses on vacation and sources of their formation, volume of international tourist arrivals and tourism revenues. Data of the analysis of the economic potential of the sphere of recreational services in Russia allowed to characterize the opportunities of income growth and prospects of the sanatorium industry.
Keywords: domestic tourism, income, recreational services, public expenses, health resort industry, tourist trips.
Санаторно-курортная отрасль является одной из наиболее динамично развивающихся в стране. Рынок санаторно-курортных и туристских услуг состоит из разнообразных по профилю и многочисленных туристских фирм, санаторно-курорт-ных учреждений, гостиничных предприятий, различных организаций, имеющих целью проведение лечения, организацию оздоровительного отдыха, экскурсионную деятельность, туристических поездок и диетического питания отдыхающих.
В свою очередь, население формирует платежеспособный спрос на услуги. Так объем платных услуг населению в фактически действовавших ценах в 2011 году составил 5540,2 млрд. руб., а в 2012 г. увеличился до 5926,2 млрд. руб. В структуре платных услуг населению рекреационные и медицинские услуги занимают третье место (11,4%) после жилищнокоммунальных (26,7%) и услуг транспорта и связи (39,0%) [14].
В 2010 году туристические поездки совершили 20% россиян, из них: в другие города России выехали 8%, на Черноморское побережье нашей страны - 7%, отдохнули за границей на территории бывшего СССР - 2%, в Крыму - 1%, в других странах - 2% [6].
В 2013 году туристические поездки совершили уже 23% россиян, из них: в другие города России выехали 7%, на Черноморское побережье нашей страны - 9%, отдохнули за границей на территории бывшего СССР - 4%, в Крыму - 2%, в других странах - 4% [2].
Отдых на Черноморском побережье остается самым востребованным туристическим направлением. В 2014 году ожидается рост показателей по внутреннему туризму за счет вхождения в состав Российской Федерации новых субъектов. В конце марта состоялась презентация рейса «Анапа - Керчь» на Керченском морвокзале, а с апреля рейсы станут регулярными, что позволит сократить пассажиропоток между Крымом и Кубанью через Керченскую паромную переправу и даст возможность туристам быстрее добираться до курортов обоих регионов. Перевозки будут осуществлять на судне «Сочи-1», которое рассчитано на 300 сидячих мест и развивает скорость до 34 узлов (63 км/ч), стоимость одной поездки из порта Анапы в порт Керчь составит 1 тыс. руб. [12].
Преодоление кризисной ситуации и рост доходов населения позволяют тратить на отдых больше средств. Средняя сумма расходов на отдых за 2010 год возросла с 14498 руб. до 15338 руб., вернувшись к докризисным показателям (в 2008 году - 15046 руб.), самые высокие траты на отпускной сезон - у дальневосточников (в среднем 22143 руб.), москвичей и петербуржцев (18180 рублей) [6]. В 2013 году средний бюджет на отдых тех, кто ездил в туристическую поездку, составил 30778 руб. из расчета на одного человека, что превышает траты 2012 года на 24% и вдвое - траты 2010 года. При этом отдыхающие планировали потратить меньшую сумму -бюджет оказался превышен на 11% [2].
Таким образом, за последние годы четко прослеживается тенденция увеличения числа отдыхающих при готовности и, что немаловажно, способности тратить больше средств на отдых. Интерес представляют источники финансирования летнего отдыха. Так, согласно опубликованным данным Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), 60% российских туристов оплачивают отдых из своих накоплений, а 11% оплачивают свою туристическую поездку из текущих средств [2]. Общемировая тенденция роста популярности потребительских кредитов на туристические цели, отмечается и у нас в стране. В совокупном объеме продаж туристических путевок в России в кредит их покупают 1-2 % всех клиентов банков. При этом, по данным ВЦИОМ, в 2013 году 4% россиян были готовы отдыхать в кредит, в то время как в прошлом году - 3%.
Доступность отдыха, в том числе и возможность отдыха в кредит, делает туризм массовым явлением. «Если в XVIII веке позволить себе путешествовать для развлечения могли только аристократы, а в XIX - буржуа, то в XX веке поездки по своей стране и по миру стали доступны и для среднего класса», - отмечает гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров. -«Прогресс в транспорте и общий рост уровня жизни превратил путешествия в хоть и накладное, но вполне посильное дело и для тех, кого по материальному признаку к «середнякам» не отнесешь. В СССР туризм, в основном внутренний, стал развиваться в 1960-х годах, а падение железного занавеса превратило россиян в завсегдатаев (пусть и не всегда желанных) как самых известных и почитаемых, так и самых отдаленных и экзотических уголков планеты» [7].
Согласно данным опубликованным Всемирной Туристической Организацией (ЮНВТО), в 2013 году число международных туристских прибытий выросло на 5%, достигнув рекордного показателя 845 млн., что на 41 млн. больше по сравнению с 2012 годом, превышает первоначальные прогнозы ЮНВТО (+3,8% ежегодно в период 2010-2020 гг.) и создает важный стимул для принимающих стран. Главной движущей силой этого роста были Европа и Азиатско-Тихоокеан-ский регион, в которых показатель туристских прибытий возрос на 6% [10].
Российская Федерация занимает пятую строку в списке крупнейших выездных рынков мира (темп роста туристских расходов в сентябре 2013 года составил 26%) и вместе с Китаем (в 2012 году показатель расходов в 102 млрд. долл. США, за первые три квартала 2013 года рост на 28%) входит в десятку поставщиков туристов мирового рынка [9].
На 2014 год ЮНВТО прогнозирует увеличение числа международных прибытий на 44,5% (что также превышает долгосрочный прогноз на 2010-2020 гг.). Индекс доверия ЮНВТО, составляемый на основе опроса 300 экспертов во всем мире, подтверждает это мнение, причем перспективы на 2014 год оцениваются выше, чем в предыдущие годы. Лучшими перспективами на 2014 год обладают Азиатско-Тихоокеанский регион (от +5% до +6%), Африка (от +4% до +6%), у Европы и Америки прогнозируется рост 3-4%. Перспективы Ближнего Востока положительные, но все же неустойчивые (от 0% до +5%) [9].
«Положительные результаты 2013 года и ожидаемое улучшение глобальной экономической ситуации в 2014 создают предпосылки для того, чтобы еще один год стал благоприятным для международного туризма. В этой связи ЮНВТО призывает национальные правительства уделять больше внимания разработке национальных стратегий поддержки сектора и выполнять принятые ими на себя обязательства по обеспечению справедливого и устойчивого роста», - сказал Генеральный секретарь ЮНВТО Талеб Рифаи [9].
Во время состоявшейся в июне 2012 года в Мексике встречи Группы Двадцати (G20) туризм впервые был назван одним из секторов, способных стимулировать восстановление мировой экономики, и принято обязательство разрабатывать инициативы для облегчения поездок, что будет стимулировать спрос и расходы и, таким образом, способствовать созданию рабочих мест. Устойчивый туризм также был включен в Итоговый документ Конференции ООН по устойчивому развитию Рио+20 и назван сектором, который при надлежащем планировании и управлении его деятельностью «может вносить значительный вклад в рамках всех трех компонентов устойчивого развития, обеспечивать создание достойных рабочих мест и открывать возможности в области торговли» [11].
«ЮНВТО убеждена в том, что растущая политическая приверженность оказанию поддержки сектору приведет к достижению общих положительных результатов в туризме и будет способствовать глобальному росту, обеспечению занятости и устойчивых экономических преобразований», - добавил Талеб Рифаи [11].
Рост международного туризма темпами, превышающими ожидания, оказывает содействие экономическому росту стран и вносит вклад в создание рабочих мест, рост занятости, развитие местных экономик и, как следствие, обеспечение ВВП.
На открытии Европейского туристического форума в Вильнюсе Талеб Рифаи подчеркнул: «Это имеет особо важное значение для Европы, где безработица является главным предметом обеспокоенности во многих турнаправлениях и где сектор туризма в последнее десятилетие обеспечивает создание рабочих мест. Кроме того, через свою цепочку приращения стоимости туризм создает предприятия и рабочие места во многих других секторах и дает значительные экспортные поступления, что оказывает положительное влияние на платежный баланс многих стран» [1].
В связи с этим представляют интерес данные о международных туристских доходах в 2013 году, сообщенными турнаправлениями со всего мира. Среди 25 стран, получающих наибольшие доходы от туризма, двузначные показатели роста были зарегистрированы в десяти турнаправлениях: США (+11%), Макао (Китай) (+10%), Соединенное Королевство (+18%), Таиланд (+28%), Гонконг (Китай) (+21%), Турция (+13%), Индия (+13%), Япония (+23%), Греция (+15%) и Тайвань (провинция Китая) (+12%) [10].
Таким образом, средства от индустрии туризма становятся реальной возможностью для восстановления экономики, что и подтверждают указанные выше данные о доходах. В нашей стране сложился спрос на санаторно-курортные и туристские услуги, тем более что россияне готовы тратить на отдых.
В последние годы Россия демонстрировала высокие темпы роста расходов на поездки за границу, что позволило ей переместиться с 12-го места в списке крупнейших направляющих туристов рынков в 2000 году на 5-е место в 2012 году (43 млрд. долл. США) и сохранить эти позиции в 2013 году. [10]. Эти немалые суммы могли бы остаться в нашей стране и
способствовать росту отечественной экономики. Согласно данным Росстата, в 2012 году в структуре валовой добавленной стоимости по видам экономической деятельности 3,9% приходилось на долю здравоохранения и предоставление социальных услуг, и 1,0% на долю гостиниц и ресторанов.
Рассмотрим составляющие экономического потенциала сферы рекреационных услуг России (табл. 1) [15]. Для сопоставления показателей выбраны последние три года, поскольку при подсчете числа домов отдыха до 1995 года включались туристские гостиницы и до 2004 года - пансионаты отдыха. Кроме того, с 2008 года учет санаторно-курортных организаций и организаций отдыха ведется без учета микропредприятий.
Таблица 1 - Санаторно-курортные организации и организации отдыха
(данные на начало года)
2010 г. 2011 г. 2012 г. 2012 г. к 2010 г., %
Число санаториев и пансионатов с лечением 1294 1273 1282 99,1
в них коек, тыс. 345 344 342 99,1
Число домов отдыха 171 140 104 60,8
в них мест, тыс. 41 33 24 58,5
Число баз отдыха, кемпингов и других организаций отдыха 1687 1636 1600 94,8
в них мест, тыс. 211 195 194 91,9
Число туристских баз 141 132 158 112,1
в них мест, тыс. 17 16 17 100,0
Конкурентное взаимодействие экономических субъектов, представляющих различные формы собственности (частную, корпоративную, государственную, собственность общественных организаций и др.) явилось предпосылкой к сокращению организаций и в то же время к интенсивному росту малого бизнеса.
Так, если без учета микропредприятий в 2010 году численность размещенных лиц составляла 30580,1 чел., из них в гостиницах и аналогичных средствах размещения 21258,8 чел. (для сравнения, в 2000 году 25073,4 чел. и 16559,3 чел. соответственно), то с учетом микропредприятий численность размещенных лиц составила 34746,5 чел., из них в гостиницах и аналогичных средствах размещения
24025.7 чел.
В 2011 году численность размещенных лиц в гостиницах и аналогичных средствах размещения (включая гостиницы, мотели и пансионаты) без учета микропредприятий составила
24224.7 чел., а с учетом микропредприятий 27076,4 чел. [15].
Рассмотрим возможности сферы рекреационных услуг в Южном федеральном округе (ЮФО). Данная отрасль исторически пространственно локализована в нескольких региональных экономических системах ЮФО - Краснодарский и Ставропольский края, Кабардино-Балкарская республика (КБР), Карачаево-Черкесская республика, Республика Адыгея, Республика Северная Осетия - Алания. В каждом из указанных регионов в ограниченном хозяйственном пространстве сконцентрированы элементы:
- комплекс уникальных природных рекреационных ресурсов (вода, воздух, лечебные грязи, экологически чистое продовольствие и др.);
- сервисные рекреационные организации, обладающие необходимыми технологиями, квалифицированным человеческим фактором, устоявшейся организационной структурой, капиталом экономической культуры данного рода деятельности;
- специальная инфраструктура рекреации (водолечебницы, грязелечебницы, пляжи, солярии, парки и др.);
- специализированные рыночные посредники, осуществляющие функции маркетинга, финансово-инвестиционного обеспечения, транспортного обеспечения производителей и потребителей рекреационных услуг и др. [3].
Таким образом, в ЮФО сложились несколько туристских локализаций сферы рекреационных услуг, которые правомерно квалифицировать, как пространственные системы рекреационного профиля. В основе каждой такой локализации лежит длительная спецификация
рыночного взаимодействия (относится этот процесс и к советскому периоду развития, когда о рыночном взаимодействии можно было говорить лишь условно).
Каждый из рекреационных комплексов локализации опирается на концентрацию уникальных природных оздоровительных ресурсов, специальную инфраструктуру, человеческий фактор соответствующей квалификации, а также на накопленные элементы соответствующей экономической культуры.
Все рассматриваемые локализации сферы рекреационных услуг вписаны в конкретные региональные экономические системы:
- обладают в таких системах существенной и устойчивой долей в валовом региональном продукте, общем объеме инвестиций, рынке труда;
- пространственно локализованы, занимают четко очерченную территорию во внутренней среде региона;
- в своей деятельности опираются на специфические для данного региона рекреационные ресурсы;
- обладают специальной инфраструктурой, которая связана с общей социальноэкономической инфраструктурой региона;
- формируют позитивный имидж региона;
- адресуют свои рекреационные услуги как населению региона, так и внеш-ним потребителям.
Оценивая позиции указанных региональных комплексов локализации сферы рекреационных услуг в хозяйственном пространстве ЮФО, будем исходить из их участия в формировании совокупного рекреационного продукта (общего пакета услуг), опорных рекреационных ресурсов, типа функционирования и доли в притоке инвестиций, получаемом федеральным округом. Для этого сопоставим характеристики выделенных нами территорий (табл. 2) [13].
Таблица 2 - Характеристика рекреационного профиля в ЮФО, 2008 год
Субрегиональные локации Опорные рекреационные ресурсы Доля в потоке потребителей услуг рекреации, % Доля в притоке инвестиций в развитие ЮФО, % Тип функцио- нирования
КМВ (Пятигорск, Железноводск, Ессентуки, Кисловодск) Минеральные воды, лечебные грязи, горные ресурсы 30,6 2,3 Кругло- годичный
Большой Сочи Минеральные воды, морские и горные ресурсы 36,8 8,1 Кругло- годичный
Анапа Минеральные воды, морские ресурсы 11,1 1,9 Сезонный летний
Геленджик Минеральные воды, морские и горные ресурсы 9,3 1,3 Кругло- годичный
Приэльбрусье Минеральные воды, горные ресурсы 4,2 2,1 Сезонный зимний
Ейск Лечебные грязи и морские ресурсы 2,4 0,1 Сезонный летний
Обобщение результатов анализа рекреационного профиля, сложившегося в ЮФО, позволяет сформулировать следующие выводы:
- для исследуемых территорий характерна асимметрия между репрезентативностью ресурсной базы, потоком потребителей услуг и притоком инвестиций;
- возможности эффективного и устойчивого развития половины выделенных туристских локализаций существенно ограничены сезонностью их деятельности;
- только Большой Сочи относится к разряду реальных инвестиционных приоритетов ЮФО, в основном, благодаря реализации глобального олимпийского проекта; остальные
территории относятся к периферии инвестиционного процесса, что сдерживает их дальнейшее развитие.
Из шести выделенных локализаций две (Большой Сочи и Кавказские Минеральные Воды) обладают сильно выраженными признаками субрегиональных экономических систем и играют значительную роль в развитии своих регионов. Основными факторами, обусловливающими данное обстоятельство являются: масштабы природных рекреационных ресурсов, их
уникальность и результаты предшествующего инвестирования развития территории (советский период).
Две локализации (Анапа и Геленджик) находятся в процессе становления. Из них наиболее интенсивно развивается курорт Анапа, обладающий весьма интересным потенциалом синергии виноградарского и рекреационного комплексов. Конкурентоспособность Анапы может существенно возрасти при условии проведения специальной субрегиональной политики интеграции указанных комплексов [4]. На основе локализаций Анапы и Геленджика успешно развиваются две особые экономические зоны рекреационного профиля, в которых сконцентрированы налоговые и инвестиционные преференции для частных инвесторов.
Курорт Ейск сегодня пока проигрывает соревнование с более успешными субрегиональными локализациями рекреационного типа Краснодарского края, а также ощущает на себе бремя транспортно-хозяйственного развития города (зона морского порта, портовая инфраструктура). В КБР инфраструктура и объекты регионального рекреационного комплекса получили некоторое развитие в советский период. В настоящее время ситуация характеризуется замедленными темпами восстановления рекреационного комплекса, в то время как речь должна идти о его инновационной модернизации. Если в конце 90-х гг. использовалось 10-12% имеющегося природного потенциала рекреации, то в последние годы - около 22-24% [3].
Таким образом, на основе спецификации взаимодействия участников рынка рекреационных услуг в регионах ЮФО, обладающих значительными рекреационными ресурсами, формируется потенциал, обладающий системным качеством взаимодействия своих участников - субрегиональных рекреационных систем, которым в настоящее время необходима инновационная модернизация.
Территориально рассмотренные нами четыре локализации относятся к Краснодарскому краю, по одной - к Ставропольскому краю и КБР. Краснодарский край занимает лидирующие позиции по популярности курортно-туристи-ческих регионов России (рис. 1), количеству санаторно-курортных организаций, а также является фактически единственным в России приморским курортно-рекреа-ционным и бальнеологическим центром.
Общая численность санаторно-курортных организаций России в 2012 году составила 1905 тыс. организаций, в том числе по Краснодарскому краю 205 тыс. здравниц (около 11%) [5]. В настоящее время туристическая и санаторно-курортная отрасль являются одной из ведущих отраслей края по привлечению инвестиций (рис. 2).Сегодня в отрасли есть инвестиционные проекты с объемом финансирования от нескольких тысяч до десятков миллиардов евро. Среди разнообразия предложений есть и компактные базы отдыха сезонного действия, и круглогодичные санаторнокурортные комплексы, способные принимать до полусотни тысяч отдыхающих [16].
14%
2008 2009
Ш Краснодарский край Ш Ставропольский край И Свердловская область
2010 2011 2012
Ш Московская область □ Республика Башкортостан
Рис. 1. Число санаторно-курортных организаций по субъектам Российской Федерации
за период 2008-2012 гг.
пансионаты и дома отдыха; 17%
гостиницы;
4%
санаторнокурортные учреждения; 79%
Рис. 2. Инвестиции в основной капитал по видам деятельности в 2011 г.
В крае сложилась благоприятная обстановка для развития высокорентабельного бизнеса в сфере оказания санаторно-курортных услуг. Организации с частной, государственной и смешанной формой собственности занимают 93% рынка (рис. 3) [5].
Строительство малых отелей вышло на новый виток развития. В первую очередь это связано со сравнительно небольшой затратной частью на первоначальном этапе и более либеральной системой государственной регистрации. К тому же посетители курортов все больше отдают предпочтение комфортабельному отдыху малых отелей. Только в Лазаревском районе города Сочи сейчас работает около 800 подобных объектов (12-35 номеров, оборудованных в соответствии с международными стандартами) [17].
Вместе с тем, многие из предпринимателей сталкиваются с целым рядом неожиданных проблем, мешающих нормальному инвестированию и развитию бизнеса. Некоторые из них лежат в правовой плоскости, другие связаны с наличием институциональных барьеров, препятствующих реализации рыночных инструментов интенсивного развития данной сферы. «Не может быть никакого развития туризма без тесных взаимоотношений между государственным и частным секторами», - сказал Генеральный секретарь ЮНВТО Талеб Рифаи [8]. Необходимо искать новые подходы к развитию сотрудничества между индустрией туризма и государством, чтобы не отставать от мировых тенденций.
частная
государственная смешанная российская общественных и религиозных организаций
муниципальная
иностранная
совместная российская и иностранная
0% 5% 10% 15% 20% 25% 30% 35% 40%
Рис. 3. Структура санаторно-курортных организаций по формам собственности
в 2012 г., (%)
Таким образом, рекреационные услуги, являясь достаточно серьезным источником получения доходов, создавая рабочие места и входя в число основных компонентов социальноэкономического развития, фактически становятся катализатором экономического роста страны, и это - общемировая тенденция. Как показало исследование, россияне способны и готовы тратить средства на отдых, однако объемы внутреннего туризма пока еще невелики.
Социально-экономическое развитие определяет приоритеты развития санаторнокурортной отрасли, пути и механизмы достижения поставленных целей, направленных на постоянное повышение уровня и качества жизни населения, а также устойчивое развитие экономики России.
Литература:
1. В международном туризме наблюдается подъем, обусловленный высокими
результатами Европы [Электронный ресурс] / ЮНВТО. Пресс-релиз PR 13066 от 17.10.2013. -Режим доступа: http://www2.unwto.org/ru/press-release/2013-10-18/v-mezhdunarodnom-turizme-
nablyudaetsya-podem-obuslovlennyi-vysokimi-rezulta, свободный.
2. Ермоленко А.А., Лебедева И.С. Рыночные инструменты интенсивного развития сферы рекреационных услуг: монография. Краснодар: Изд-во ЮИМ, 2011. 126 с.
3. Закрывая летний туристический сезон [Электронный ресурс] / ВЦИОМ: Всероссийский центр изучения общественного мнения. Пресс-выпуск от 25.09.2013 №2412. - Режим доступа: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=114512, свободный.
4. Илющенко Т.М., Эстрик Н.В., Франц Е.В. Управление развитием систем регионального и субрегионального уровня // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2008. Т. 6. Ч. 3. №4. С. 313-317.
5. Как мы провели это лето [Электронный ресурс] / ВЦИОМ: Всероссийский центр изучения общественного мнения. Пресс-выпуск от 23.09.2010 №1588. - Режим доступа: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=13839, свободный.
6. Курортно-туристический комплекс Краснодарского края 2008-2012: стат. сборник / Федеральная служба государственной статистики, Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю. Краснодар, 2013.
7. Мадрид - драгоценное время: Сотрудничество в поддержку развития инновационного
городского туризма [Электронный ресурс] / ЮНВТО. - Пресс-релиз PR 14019 от 06.03.2014. -Режим доступа: http://media.unwto.org/ru/press-release/2014-03-06/madrid-dragotsennoe-vremya-
sotrudnichestvo-v-podderzhku-razvitiya-innovatsi, свободный.
8. Международный туризм превышает ожидания - число прибытий в 2013 году возросло
на 52 млн. [Электронный ресурс] / ЮНВТО. Пресс-релиз PR 14004 от 20.01.2014. - Режим доступа: http://media.unwto.org/ru/press-release/2014-01-20/ mezhdunarodnyi-turizm-prevyshaet-
ozhidaniya-chislo-pribytii-v-2013-godu-voz, свободный.
9. Международный туризм - движущая сила восстановления экономики [Электронный
ресурс] / ЮНВТО. Пресс-релиз PR 13081 от 12.12.2013. - Режим доступа:
http://media.unwto.org/ru/press-release/2013-12-16/mezhdunarodnyi-turizm-dvizhushchaya-sila-vosstanovleniya-ekonomiki, свободный.
10. Ожидается, что в период высокого сезона с мая по август разные страны мира посетят
415 миллионов туристов [Электронный ресурс] / ЮНВТО. Пресс-релиз PR 12044 от 09.07.2012. -Режим доступа: http://media.unwto.org/ru/press-release/2012-07-11/ozhidaetsya-chto-v-period-
vysokogo-sezona-s-maya-po-avgust-raznye-strany-mi, свободный.
11. Презентация рейса «Анапа - Керчь» состоится 28 марта [Электронный ресурс] /
Новости Mail.ru от 28.03.2013. - Режим доступа:
http://news.mail.ru/inregions/south/23/economics/17583463/, свободный.
12. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009: стат. сб. / Росстат. М., 2009. 990 с.
13. Россия 2013: стат. справочник / Росстат. М., 2013. 62 с.
14. Российский статистический ежегодник. 2012: стат. сб. / Росстат. М., 2012. 786 с.
15. Стратегия развития санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края до 2020 года: приказ Департамента комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края от 01 октября 2008 г. №63 «Об утверждении стратегии развития санаторнокурортного и туристского комплекса Краснодарского края до 2020 года».
16. Юсупова Е. Большие и малые отели Большого Сочи [Электронный ресурс] / Турбизнес, 2006. №7. - Режим доступа: http://www.tourbus.ru/article/898.html, свободный.
17. Федоров В. Летний отдых «отдыхает» [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://wciom.ru/index.php?id=266&uid=13601, свободный.
References:
1. There is a growth in international tourism, due to the strong results in Europe [electronic
resource] / UNWTO. - Press Release PR 13066 from 17.10.2013. - URL:
http://www2.unwto.org/ru/press-release/2013-10-18/v-mezhdunarodnom-turizme-nablyudaetsya-podem-obuslovlennyi-vysokimi-rezulta, free.
2. Ermolenko A.A., Lebedeva I.S. Market instruments of intense development of recreational services: monograph. Krasnodar: YUIMPress, 2011. 126p.
3. Closing the summer tourist season [electronic resource] / RCNOR: Russian Center of
National Opinion Research. - Press release from 25.09.2013 №2412. - URL:
http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=114512, free.
4. Ilyushchenko T.M., Estrik N. V., Franz E.V. Management of the development of the systems of regional and subregional level // Economic Journal of Rostov State University. 2008. V. 6. Part 3. №4. P. 313-317.
5. How we spent this summer [electronic resource] / RCNOR: Russian Center of National
Opinion Research - Press release from 23.09.2010 №1588. URL:
http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=13839, free.
6. Resort and tourist complex of Krasnodar Region of 2008-2012. Statistical compilation / Federal State Statistics Service, Territorial body of the Federal State Statistics Service of the Krasnodar Territory. Krasnodar, 2013.
7. Madrid - precious time: Cooperation to support the development of innovative urban tourism [electronic resource] / UNWTO. - Press Release PR 14019 from 06.03.2014. URL: http://media.unwto.org/ru/press-release/2014-03-06/madrid-dragotsennoe-vremya-sotrudnichestvo-v-podderzhku-razvitiya-innovatsi, free.
8. International tourism exceeds expectations - the number of arrivals in 2013 increased by 52 million [electronic resource] / UNWTO. - Press Release PR 14004 from 01.20.2014. URL: http://media.unwto.ors/ru/press-release/2014-01-20/ mezhdunarodnyi-turizm-prevyshaet-ozhidaniya-chislo-pribytii-v-2013-godu-voz, free.
9. International tourism is a driving force of economic recovery [electronic resource] / UNWTO. - Press Release PR 13081 from 12.12.2013. URL: http://media.unwto.org/ru/press-release/2013-12-16/mezhdunarodnyi-turizm-dvizhushchaya-sila-vosstanovleniya-ekonomiki, free.
10. Different countries of the world are expected to be visited by 415 million of tourists during the high season from May to August [electronic resource] / UNWTO. - Press Release PR 12044from 09.07.2012. URL: http://media.unwto.org/ru/press-release/2012-07-11/ozhidaetsya-chto-v-period-vysokogo-sezona-s-maya-po-avgust-raznye-strany-mi, free.
11. Presentation of the Flight «Anapa - Kerch» will be held on March 28 [electronic resource] / Mail.ru News from 28.03.2013. URL: http://news.mail.ru/ inregions/south/23/economics/17583463/, free.
12. Regions of Russia. Socio-economic indicators. 2009: Stat. Coll. /Rosstat. M., 2009. 990p.
13. Russia 2013: Stat. Directory /Rosstat. M., 2013. 62 p.
14. Statistical Yearbook of Russia. 2012: Stat. coll. /Rosstat. M., 2012. 786p.
15. Development Strategy of health resort and tourist complex of the Krasnodar Territory up to 2020 / Resolution of the Department of complex development of resorts and tourism of the Krasnodar Territory of October 1, 2008 № 63 «On approval of the development strategy of health resort and tourist complex of the Krasnodar Territory of2020».
16. Yusupova E. Large and small hotels of Great Sochi / Tourist Industry. 2006. № 7. URL: http://www. tourbus.ru/article/898.html, free
17. Fedorov V. Summer vacation «is resting» [electronic resource] /URL: http://wciom.ru/index.php?id=266&uid=13601, free.