УДК 378.147
Dmitrieva O.N., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia),
E-mail: [email protected]
THE ROLE OF STUDENTS' INDIVIDUAL WORK IN TEACHING LATIN LANGUAGE AND FUNDAMENTALS OF MEDICAL TERMINOLOGY. The important role in improvement of an educational process from the standpoint of objectives of a medical institute to train future doctors is connected with defining certain specific relevant skills and abilities that are required to be formed in students from the first days of classes at a university. In the research the author has her main focus on students' independent work, as one of the forms of the educational process. As an essential part of the educational process, it is designed to encourage and support keen interest in the subjects to be studied among students and help them to gain new knowledge.
Key words: individual work of students, medical terminology, Latin language and fundamentals of medical terminology, anatomical terminology, clinical terminology, pharmaceutical terminology, online Olympiad, terminoelements.
О.Н. Дмитриева, канд. филол. наук, доц. Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова,
г. Якутск, Е-mail: [email protected]
РОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ПРЕПОДАВАНИИ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА И ОСНОВ МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ
Важная роль в совершенствовании учебно-воспитательного процесса в свете поставленных перед медицинским институтом задач по подготовке будущих врачей отводится определению конкретно значимых навыков и умений, которые должны быть сформированы у студентов, начиная с первых дней занятий в вузе. Особое внимание уделяется самостоятельной работе студентов, как к одной из форм учебного процесса. Являясь существенной составной частью учебного процесса, она призвана стимулировать и поддерживать у студентов живой интерес к изучаемому предмету и получению новых знаний.
Ключевые слова: самостоятельная работа студента, медицинский институт, латинский язык и основы медицинской терминологии, анатомическая терминология, клиническая терминология, фармацевтическая терминология, микроконтрольная работа, интернет-олимпиада, терминоэлементы.
Формирование личности врача в медицинском институте является многоаспектной и сложной задачей. За годы обучения в институте будущий врач должен получить не только определённый набор специальных знаний, но и социализироваться, т. е. стать личностью, усвоившей ценности, нормы, установки, образцы поведения, принятые в обществе. Главными качествами личности врача были и остаются высокая нравственность, духовная развитость и профессиональная грамотность. Студент медицинского института должен быть воспитанным, образованным, способным познавать, изучать и исследовать мир не по принуждению, а на основе самообразования. Самостоятельная работа студента в медицинском вузе проявляется в правильной организации работы, переработки, закрепления и применения всего пройденного материала. Главной целью самостоятельной работы студента является самостоятельное изучение и усвоение нового материала и должна соответствовать возможностям студента, иметь постепенный переход от простого к сложному.
Проблема самостоятельной работы студентов в вузе изучена широко, но в определении сути понятия «самостоятельная работа» трудно найти единство мнений. Изучение научной литературы показывает, что под самостоятельной работой подразумевается «самостоятельный поиск необходимой информации, приобретение знаний, умелое их использование для решения учебных, научных и профессиональных задач; самостоятельная работа рассматривается как деятельность, складывающаяся из многих элементов: творческого восприятия и осмысления учебного материла в ходе лекции, подготовки к занятиям, экзаменам, зачетам, выполнения курсовых и дипломных работ; как разнообразные виды индивидуальной, групповой познавательной деятельности студентов на занятиях или во внеаудиторное время без непосредственного руководства, но под наблюдением преподавателя» [1, с. 112]. П.И. Пидкасистый считает, что самостоятельная работа есть специфическое педагогическое средство организации и управления деятельностью в учебном процессе. По его мнению, это есть работа над учебным заданием, т. е. объектом деятельности студента, предлагаемым преподавателем или программированным пособием, а также формой проявления определенного способа деятельности по выполнению соответствующего учебного задания, именно способом деятельности человека либо к получению совершенно нового, ранее ему неизвестного, знания, либо к упорядочиванию, углублению уже имеющихся знаний. Самостоятельная работа рассматривается как выполнение различных заданий учебного, исследовательского и самообразовательного характера [2].
Некоторые исследователи рассматривают сущность самостоятельной работы, исходя из общности внешней и внутренней сторон. И. Унт рассматривает самостоятельную работу как способ учебной деятельности, когда ученику даются задания и руководство к ним; работа проводится без участия, но под руководством учителя, и её выполнение требует от учащегося умственного напряжения [3].
Организация самостоятельной работы по латинскому языку предполагает специальное и нравственное развитие студентов, и это заложено в рабочих программах, где оптимизированы вопросы формирования личности, способной к дальнейшему саморазвитию.
В соответствии с учебной программой, по окончании курса латинского языка и основ медицинской терминологии студенты 1 курса высших медицинских учебных заведений должны:
- знать элементы грамматики;
- знать на уровне долговременной памяти в качестве активного словарного запаса 900 лексических и словообразовательных единиц (непроизводные и производные латинские термины, греческие корневые и аффиксальные терминоэлементы);
- уметь переводить с русского на латинский и с латинского на русский медицинские термины (анатомические, клинические, фармацевтические).
К каждому очередному занятию студент должен усваивать около 30 лексических единиц из обязательного словарного минимума по анатомической, клинической и фармацевтической терминологиям. Контроль усвоения лексических единиц студентами проводится на каждом занятии в виде письменных микроконтрольных работ и занимает 10 - 15 минут. При этом используются задания, которые наиболее адекватно позволяют выяснить то, что конкретно интересует преподавателя на данном этапе обучения и насколько студент занимался самостоятельно по заданной теме.
Например, контроль знания по анатомической терминологии можно провести в виде такой микроконтрольной работы:
М/р № 2. 1. Написать в словарной форме следующие прилагательные: поперечный, лобный, затылочный, теменной, крестообразный и т. д.
2. Согласовать прилагательные с существительными: крестцовая кость, затылочная кость, длинная мышца, лицевая мышца и т. д.
3. Напишите словарную форму каждого слова, переведите:
Передняя продольная связка, питательные отверстия, верхушка заднего рога, мышца, поднимающая мягкое небо, сплетение спинномозговых нервов.
Данная микроконтрольная работа позволяет выяснить, как усвоил студент следующие темы: Анатомо-гистологическая терминология. Морфология. Имя существительное. Типы склонений. Структура анатомических терминов. Несогласованное определение.
Микроконтрольная работа по клинической терминологии: Дублетные обозначения и терминоэлементы. Префиксация и суффиксация в клинической терминологии.
М/р № 3. 1. Разберите по терминоэлементам и переведите: thoracotomia, cheilorrhagia, otitis, polyarthritis etc.
2. Образуйте термины: односторонний паралич, нарушение развития костей, повышенное давление, воспаление слизистой оболочки желудка.
3. Напишите значение терминов: гастроррагия, нефропек-сия, энтероптоз, остеодистрофия, гепатография.
4. Образуйте термины с заданным значением, оформите их по латыни:
воспаление печени, хирургическая операция рассечения полости живота, расширение вен, недостаточное количество эритроцитов.
Знание лексики по фармацевтической терминологии, частотных отрезков, структуры рецептурной строки, винительного падежа в рецептуре, стандартных рецептурных формулировок и правил оформления латинской части рецепта проводится в виде электронных тестов, которые студенты самостоятельно выполняют по Moodle в специализированных кабинетах.
Например: Тест 1. 1. Выберите правильный вариант
1) Erythromycinum
2) Erytromycinum
3) Erythromicinum
2. Какое значение имеет частотный отрезок barb-?
1) снотворное 2) желчегонное 3) сердечное
3. Переведите рецепты:
Возьми: Настойки ландыша Настойки валерианы по 10 мл
Библиографический список
Жидкого экстракта боярышника 5 мл Ментола 0,1
Смешай. Выдай. Обозначь: [4, с. 223].
Для лучшего усвоения и запоминания лексики рекомендуются задания для СРС с использованием параллелей и сравнений с родственными словами в русском и западноевропейских языках (английском, немецком, французском), также ознакомление с этимологическими и иными сведениями о словах и терминах. Следует при этом учитывать некоторые общие принципы обучения: сознательности, доступности и посильности, сравнения с родным языком, языковой наглядности, прочности усвоения материала и т. п.
Наилучшим образом развитию навыков самостоятельной работы студентов способствует участие в международной интернет-олимпиаде по латинскому языку и основам медицинской терминологии, проводимой Ульяновским государственным университетом, начиная с 2007 года. По положению олимпиады студенты самостоятельно выполняют задания по терминологии анатомии и гистологии, клинических дисциплин, также по фармацевтической терминологии.
Целью олимпиады является совершенствование умений и навыков клинического мышления при работе с лекарственными средствами, с газетными статьями, стихами, привлечение студентов к чтению и анализу медицинской литературы, изложение своих суждений, расширение кругозора, поиск источников информации и др. Творческие задания олимпиады требуют от студента самостоятельного решения, проявления его творческих способностей и жизненного опыта.
Всё это позволяет говорить о том, что такие методы работы способствуют активизации познавательной деятельности студентов на занятиях по латинскому языку, заставляют основательнее, а главное, самостоятельнее разбираться в различного рода справочниках и источниках. Работая над этими заданиями, студент становится мотивированным и появляется потребность в нем. Опыт показывает, что такой метод преподавания медицинской терминологической лексики является эффективным для повышения интереса студента к предмету.
1. Томашевская О.Б., Малиновская Н.А. Сущность и содержание самостоятельной работы студентов в условиях вуза. Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2011; Выпуск № 11: 112 - 117.
2. Пидкасистый П.И. Сущность самостоятельной работы студентов и психолого-дидактические основы ее классификации. Проблемы активизации самостоятельной работы студентов. Пермь, 2000.
3. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. Москва, 1990.
4. Чернявский М.Н. Латинский язык и основы медицинской терминологии: Учебник. Москва: Медицина, 1997.
References
1. Tomashevskaya O.B., Malinovskaya N.A. Suschnost' i soderzhanie samostoyatel'noj raboty studentov v usloviyah vuza. Vestnik Baltijskogo federal'nogo universiteta im. I. Kanta. 2011; Vypusk № 11: 112 - 117.
2. Pidkasistyj P.I. Suschnost' samostoyatel'noj raboty studentov i psihologo-didakticheskie osnovy ee klassifikacii. Problemy aktivizacii samostoyatel'noj raboty studentov. Perm', 2000.
3. Unt I.'E. Individualizaciya i differenciaciya obucheniya. Moskva, 1990.
4. Chernyavskij M.N. Latinskijyazyk i osnovy medicinskoj terminologii: Uchebnik. Moskva: Medicina, 1997.
Статья поступила в редакцию 20.06.16
УДК 373.31
Zharikova L.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Theory and Methods of Primary Education,
Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
ATTITUDE OF PARENTS OF YOUNGER SCHOOL STUDENTS TO INCLUSIVE EDUCATION. At Russian schools inclusive education is about to gradually substitute the integrated and vocational education. This transition is followed by a number of problems, which are studied in this research work. The article's main attention is paid to a problem of introduction of inclusive education to a modern elementary school of Russia with reference to an example of education in Altai Krai. The problem is caused by the fact that it is impossible to completely transfer foreign experience and experience of other regions to Altai Krai. This situation shows particular need to clarify the attitude of parents to inclusive education of all subjects in the educational process. In the article the attitude of parents to coeducation of healthy children and children with limited opportunities of health comes to light, different categories of difficulties in the organization of inclusive education have been observed.
Key words: primary education, coeducation, inclusive education.
Л.И. Жарикова, канд. пед. наук, доц., каф. теории и методики начального образования Алтайского государственного
педагогического университета, г. Барнаул, E-mail: [email protected]