Передняя продольная связка, питательные отверстия, верхушка заднего рога, мышца, поднимающая мягкое небо, сплетение спинномозговых нервов.
Данная микроконтрольная работа позволяет выяснить, как усвоил студент следующие темы: Анатомо-гистологическая терминология. Морфология. Имя существительное. Типы склонений. Структура анатомических терминов. Несогласованное определение.
Микроконтрольная работа по клинической терминологии: Дублетные обозначения и терминоэлементы. Префиксация и суффиксация в клинической терминологии.
М/р № 3. 1. Разберите по терминоэлементам и переведите: thoracotomia, cheilorrhagia, otitis, polyarthritis etc.
2. Образуйте термины: односторонний паралич, нарушение развития костей, повышенное давление, воспаление слизистой оболочки желудка.
3. Напишите значение терминов: гастроррагия, нефропек-сия, энтероптоз, остеодистрофия, гепатография.
4. Образуйте термины с заданным значением, оформите их по латыни:
воспаление печени, хирургическая операция рассечения полости живота, расширение вен, недостаточное количество эритроцитов.
Знание лексики по фармацевтической терминологии, частотных отрезков, структуры рецептурной строки, винительного падежа в рецептуре, стандартных рецептурных формулировок и правил оформления латинской части рецепта проводится в виде электронных тестов, которые студенты самостоятельно выполняют по Moodle в специализированных кабинетах.
Например: Тест 1. 1. Выберите правильный вариант
1) Erythromycinum
2) Erytromycinum
3) Erythromicinum
2. Какое значение имеет частотный отрезок barb-?
1) снотворное 2) желчегонное 3) сердечное
3. Переведите рецепты:
Возьми: Настойки ландыша Настойки валерианы по 10 мл
Библиографический список
Жидкого экстракта боярышника 5 мл Ментола 0,1
Смешай. Выдай. Обозначь: [4, с. 223].
Для лучшего усвоения и запоминания лексики рекомендуются задания для СРС с использованием параллелей и сравнений с родственными словами в русском и западноевропейских языках (английском, немецком, французском), также ознакомление с этимологическими и иными сведениями о словах и терминах. Следует при этом учитывать некоторые общие принципы обучения: сознательности, доступности и посильности, сравнения с родным языком, языковой наглядности, прочности усвоения материала и т. п.
Наилучшим образом развитию навыков самостоятельной работы студентов способствует участие в международной интернет-олимпиаде по латинскому языку и основам медицинской терминологии, проводимой Ульяновским государственным университетом, начиная с 2007 года. По положению олимпиады студенты самостоятельно выполняют задания по терминологии анатомии и гистологии, клинических дисциплин, также по фармацевтической терминологии.
Целью олимпиады является совершенствование умений и навыков клинического мышления при работе с лекарственными средствами, с газетными статьями, стихами, привлечение студентов к чтению и анализу медицинской литературы, изложение своих суждений, расширение кругозора, поиск источников информации и др. Творческие задания олимпиады требуют от студента самостоятельного решения, проявления его творческих способностей и жизненного опыта.
Всё это позволяет говорить о том, что такие методы работы способствуют активизации познавательной деятельности студентов на занятиях по латинскому языку, заставляют основательнее, а главное, самостоятельнее разбираться в различного рода справочниках и источниках. Работая над этими заданиями, студент становится мотивированным и появляется потребность в нем. Опыт показывает, что такой метод преподавания медицинской терминологической лексики является эффективным для повышения интереса студента к предмету.
1. Томашевская О.Б., Малиновская Н.А. Сущность и содержание самостоятельной работы студентов в условиях вуза. Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2011; Выпуск № 11: 112 - 117.
2. Пидкасистый П.И. Сущность самостоятельной работы студентов и психолого-дидактические основы ее классификации. Проблемы активизации самостоятельной работы студентов. Пермь, 2000.
3. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. Москва, 1990.
4. Чернявский М.Н. Латинский язык и основы медицинской терминологии: Учебник. Москва: Медицина, 1997.
References
1. Tomashevskaya O.B., Malinovskaya N.A. Suschnost' i soderzhanie samostoyatel'noj raboty studentov v usloviyah vuza. Vestnik Baltijskogo federal'nogo universiteta im. I. Kanta. 2011; Vypusk № 11: 112 - 117.
2. Pidkasistyj P.I. Suschnost' samostoyatel'noj raboty studentov i psihologo-didakticheskie osnovy ee klassifikacii. Problemy aktivizacii samostoyatel'noj raboty studentov. Perm', 2000.
3. Unt I.'E. Individualizaciya i differenciaciya obucheniya. Moskva, 1990.
4. Chernyavskij M.N. Latinskijyazyk i osnovy medicinskoj terminologii: Uchebnik. Moskva: Medicina, 1997.
Статья поступила в редакцию 20.06.16
УДК 373.31
Zharikova L.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Theory and Methods of Primary Education,
Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: garikova@yandex.ru
ATTITUDE OF PARENTS OF YOUNGER SCHOOL STUDENTS TO INCLUSIVE EDUCATION. At Russian schools inclusive education is about to gradually substitute the integrated and vocational education. This transition is followed by a number of problems, which are studied in this research work. The article's main attention is paid to a problem of introduction of inclusive education to a modern elementary school of Russia with reference to an example of education in Altai Krai. The problem is caused by the fact that it is impossible to completely transfer foreign experience and experience of other regions to Altai Krai. This situation shows particular need to clarify the attitude of parents to inclusive education of all subjects in the educational process. In the article the attitude of parents to coeducation of healthy children and children with limited opportunities of health comes to light, different categories of difficulties in the organization of inclusive education have been observed.
Key words: primary education, coeducation, inclusive education.
Л.И. Жарикова, канд. пед. наук, доц., каф. теории и методики начального образования Алтайского государственного
педагогического университета, г. Барнаул, E-mail: garikova@yandex.ru
ОТНОШЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
В российских школах на смену интегрированному и специальному образованию постепенно приходит инклюзивное образование. Этот переход сопровождается рядом проблем. Статья посвящена проблеме введения инклюзивного образования в современную начальную школу России на примере Алтайского края. Это обусловлено тем, что невозможно полностью перенести зарубежный опыт и опыт других регионов в Алтайский край. Эта ситуация актуализирует необходимость выяснения отношения к инклюзивному образованию всех субъектов образовательного процесса. В статье выявляется отношение родителей к совместному обучению здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, разные категории трудностей в организации инклюзивного образования.
Ключевые слова: начальное образование, совместное обучение, инклюзивное образование.
Инклюзивное образование является одной из важнейших проблем современного российского общества. Уровень жизни инвалидов, людей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) - это показатель экономического развития, социального благополучия и духовной зрелости общества, необходимая предпосылка развития его культуры. В Алтайском крае в образовательных учреждениях всех типов, удовлетворяющих образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитывается и обучается около 14 000 детей с ограниченными возможностями здоровья, свыше 5 тысяч детей-инвалидов [1].
В последние годы в стране усиливается административный контроль над государственными и негосударственными учебными заведениями, самоуправление ограничено жёсткими рамками закона об образовании. В сфере образования органы государственного управления устанавливают обязательные требования к учебным планам и программам, содержанию формируемых компетенций, качеству подготовки обучающихся. Эти требования имеют форму федеральных государственных образовательных стандартов, а их соблюдение является гарантией права на образование каждого гражданина Российской Федерации (пункт 1 статьи 5 «Закона об образовании в Российской Федерации»). В п. 2 ст. 3 Закона об образовании говорится, что одним из основных принципов правового регулирования отношений в сфере образования является недопустимость дискриминации в сфере образования [2].
В нашей стране сложилась противоречивая ситуация, когда «благие намерения» государства по защите лиц с оВз, оказание им помощи в форме материальных дотаций, расширения прав, подчеркнутое внимание со стороны СМИ, органов опеки и др. отделило их в особую группу и, как следствие, дискриминировало.
Хочется предположить, что государство, осознав путь обособления инвалидов и лиц с ОВЗ в отдельную группу с особыми правами бесперспективным и экономически неэффективным, начало процесс ассимиляции лиц с разным уровнем здоровья в единое гражданское общество.
В ряде стран проблема инклюзивного образования разрабатывается около 40 лет, в других странах эта проблема только определяется. Известен опыт зарубежных стран, где лица с ОВЗ не являются отдельной группой с особыми правами и обязанностями, они являются обычными гражданами государства, и их это делает равными [3; 4; 5].
В нашей стране получила популярность психологическая концепция экологических систем Бронфенбреннера и Морриса, в которой авторы выделяют пять групп факторов, влияющих на развитие и социализацию детей: характеристики ребёнка (биосистема), окружение человека (микросистема), школа, семья, улица (мезосистема), общественные институты (экзосистема), нормы культуры и мировоззрение общества (макросистема) [4, с. 11]. Очевидно, что эти факторы влияют на развитие и социализацию детей с ОВЗ.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
На сегодняшний день мало разработанной является проблема отношения родителей типично развивающихся детей и родителей детей с ОВЗ к введению инклюзивного образования в начальную школу.
В марте 2016 года в АлтГПУ в рамках гранта ректора «Теория и практика организации деятельности учителя начальной
школы для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья» (Приказ № 11/1п от 04 февраля 2016 г.) было проведено анкетирование, в котором приняли участие 50 родителей учеников начальных классов школ г. Барнаула и Алтайского края. Анкетирование показало, что учащихся с ОВЗ было около 10 %.
Родителям учеников начальных классов был задан вопрос «Как вы относитесь к тому, что дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются в образовательной школе?». 72 % опрошенных ответили - «положительно», 14 % - «отрицательно», 8 % - «безразлично» и 6 % родителей выбрали вариант «иное». Можно предположить, что большинство родителей приветствуют введение инклюзивного образования в практику современной российской начальной школы. Это может свидетельствовать также о наличии у родителей высокого уровня правового сознания и/или инклюзивной культуры. Хотя вряд ли в число опрошенных попали родители с асоциальным типом поведения, что свидетельствует о необходимости дальнейшего проведения такого рода исследований. Как изменится мнение родителей после введения инклюзивного образования? Ответить на этот вопрос можно будет в ходе лонгитюдного исследования.
Следующий вопрос: «В какой форме, по Вашему мнению, ребёнку с ограниченными возможностями удобно получать образование?» привёл к таким результатам: 28 % опрошенных ответили «В специализированной школе для детей с похожими проблемами»; «Вместе с другими детьми в обычной школе/ гимназии/лицее» - ответили 34 % респондентов; дистанционно предлагают обучать детей с ОВЗ 8 % опрошенных; затруднились ответить 18 %; в условиях домашнего обучения - 10 % опрошенных родителей. По нашему мнению, при выборе конкретной формы получения образования необходимо учитывать мнение родителей ребенка с ОВЗ, родителей детей класса, в котором учится ребенок, учителей, специалистов и администрации школы. Совместное решение гарантирует согласие участников образовательного процесса, обоснованность и эффективность принятого решения.
В ряде случаев, родители детей с ОВЗ неадекватно оценивают состояние ребёнка и возможности его развития, и считают ответственными за обучение и воспитание ребёнка учителей и других специалистов. Однако, Семейный кодекс Российской Федерации в Статье 63 «Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей» говорит: «Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей». И далее: «Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования» [6]. Эти обязанности равно относятся ко всем детям и родителям нашей страны. С другой стороны, государство обязано обеспечить ресурсами исполнение законов. Родители, участвовавшие в опросе, понимают эту функцию государства и считают, что детям при совместном обучении необходима помощь таких специалистов, как психолог (78 %), тьютор (48 %), врач (40 %), логопед (38 %), дефектолог (32 %), социальный работник (24 %), иное (10 %). Из анализа ответов респондентов следует вывод, что большинство проблем, возникающих в ходе совместного обучения и общения, родители относят к разряду психологических.
В ходе исследования мы выявили, какие трудности, по мнению родителей, испытывают типично развивающиеся дети и дети с ОВЗ в общении со сверстниками и в обучении в условиях инклюзивного образования.
Таблица 1
Трудности, испытываемые типично развивающимися детьми и детьми с ОВЗ в общении со сверстниками при совместном
обучении (по мнению родителей)
№ Трудности, испытываемые типично развивающимися детьми в общении, % Трудности, испытываемые детьми с ОВЗ в общении, %
1 нет трудностей в общении, 24 насмешки со стороны здоровых детей, 16
2 затруднения в коммуникации, 18 затруднения в коммуникации, 14
3 не знают, как правильно себя вести с детьми с ОВЗ, 12 непонимание со стороны здоровых детей, 12
4 не принимают детей с ОВЗ в свой коллектив, 6 комплексуют, что не такие как все, 6
5 жалость к детям с ОВЗ, 4 стеснение,6
6 адекватно не воспринимают детей с ОВЗ, 2 игнорирование,4
7 сложно адаптируются к детям с ОВЗ, 2 физические трудности, 4
8 нет терпения в общении с детьми с ОВЗ, 2 детей будут дразнить, донимать, 4
9 эгоизм, 2 невозможность в полной мере участвовать в общественной жизни, 4
10 дискомфорт при общении с детьми с ОВЗ, 2 дискомфорт при общении со здоровыми детьми, 4
11 чувство страха, 2 агрессия, 4
Анализ ответов показывает, что часть родителей не задумывалась над этим вопросом, поэтому не ответили ничего. Другая часть родителей считает, что между типично развивающимися детьми и детьми с ОВЗ нет трудностей в общении. Остальные ответы подтверждают наше предположение о том, что трудности в общении связаны с особенностями воспитания типично развивающихся детей («не принимают детей с ОВЗ в свой коллектив», «жалость к детям с ОВЗ», «адекватно не воспринимают детей с ОВЗ», «сложно адаптируются к детям с ОВЗ», «нет терпения в общении с детьми с ОВЗ», «эгоизм», «дискомфорт при общении с детьми с ОВЗ», «чувство страха») и недостатком знаний о способах поведения с детьми с ОВЗ («затруднения в коммуникации», «не знают, как правильно себя вести с детьми с ОВЗ»).
Результаты говорят о том, что часть родителей (20 %) не видят особых трудностей для типично развивающихся детей в обучении в условиях инклюзивного образования, а психологические трудности в данном случае уходят на второй план. Анализ данных подтверждает и другой очевидный факт - значительные трудности испытывают дети с ОВЗ в обучении в условиях инклюзивного образования. Поэтому необходима подготовка учителя начальных классов к осуществлению образовательной и воспитательной деятельности в условиях инклюзивного образования.
В 2016 году группа учёных ФБГОУ «АлтГПУ» (Л.А. Никитина, М.В. Сурнина, Л.А. Каирова, Л.И. Жарикова) разработали Основную образовательную программу (ООП) высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образо-
Вероятно, описывая эти трудности, родители проецируют и свои трудности, проблемы и страхи на детей.
Более разнообразными были варианты ответов родителей по поводу трудностей, испытываемых детьми с ОВЗ в общении со сверстниками при совместном обучении. Анализ данных подтверждает очевидный факт - значительные трудности испытывают в общении со сверстниками при совместном обучении дети с ОВЗ. Однако, эти трудности большей частью психологического плана, и планомерная работа учителя, психолога, помощь тьютора и других специалистов эти трудности должны преодолеть.
Исследование показало мнение родителей о трудностях, которые испытывают типично развивающиеся дети и дети с ОВЗ в обучении в условиях инклюзивного образования.
вание» подготовки магистров «Теория и практика организации деятельности учителя начальной школы для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья».
Одна из дисциплин по выбору «Организация работы учителя с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья» нацелена на подготовку учителя к успешному взаимодействию с родителями. Дисциплина включает в себя лекции, практические занятия, самостоятельную работу магистрантов по вопросам организации работы с семьями детей с нарушениями в развитии; психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ; организации и содержании работы с семьями воспитанников с ОВЗ в образовательном учреждении и др. Планируются и традиционные формы обучения, и инновационные (метод кейсов, учебная дискуссия, веб-портфолио и др.) [7].
Таблица 2
Трудности, испытываемые типично развивающимися детьми и детьми с ОВЗ в обучении в условиях инклюзивного образования (по мнению родителей)
№ Трудности, испытываемые типично развивающимися детьми, % Трудности, испытываемые детьми с ОВЗ, %
1 нет трудностей, 20 недостаток времени на усвоение учебного материала, 12
2 будут отвлекаться, 8 недостаток специального оборудования, 10
3 большие нагрузки, 8 неуспеваемость, 8
4 недостаток внимания учителя, 4 большие нагрузки, 8
5 отсутствие индивидуального подхода, 2 сложность в восприятии программы, 6
6 изменение, ухудшение настроения, 2 нет трудностей, 6
7 дискомфорт, 2 отсутствие индивидуального подхода, 4
8 психологический барьер, 2 затрудняюсь ответить, 4
Есть и другие дисциплины, косвенно относящиеся к решению заявленной проблемы: «Психологическая культура учителя при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья», «Предшкольная подготовка детей с ограниченными возможностями здоровья», «Организация внеурочной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья», практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности.
Совместное обучение типично развивающихся детей и детей с ОВЗ - это проблема, находящаяся в стадии разработки.
Библиографический список
Для ее решения требуется участие не только специалистов, ученых, но и других важных субъектов образовательного процесса - детей и родителей. Понимание и удовлетворение их потребностей поможет обществу в целом и системе образования, в частности, сделать совместное обучение детей не только возможным, но и эффективным. Одной из важных задач учителя начальных классов становится формирование ценностного отношения к инклюзивному образованию не только у детей, но и у родителей.
1. Концепция развития образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Алтайском крае на 2014 - 2017 годы. Барнаул, 2012.
2. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон. Москва, 2012.
3. Дайамонд К., Стейси С. Опыт типично развивающихся детей в программах инклюзии (реферативный обзор). Российские и зарубежные исследования в области инклюзивного образования. Москва, 2012: 101 - 111.
4. Йонсон У. Взаимодействие и характерные особенности совместной игры детей с нарушениями зрения и зрячих детей при инклюзивном дошкольном воспитании (реферативный обзор). Российские и зарубежные исследования в области инклюзивного образования. Москва, 2012: 59 - 79.
5. Одом C., Витцум Дж. и др. Исследования в сфере дошкольного включенного воспитания в Соединенных Штатах с точки зрения экологических систем (реферативный обзор). Российские и зарубежные исследования в области инклюзивного образования. Москва, 2012: 9 - 59.
6. Семейный кодекс Российской Федерации. Москва, 1995.
7. Поздеева С.И. Учебная дискуссия: поиск новых форм. Начальная школа: плюс до и после. 2008; 8: 8 - 11.
References
1. Koncepciya razvitiya obrazovaniya detej-invalidov i detej s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v Altajskom krae na 2014 - 2017 gody. Barnaul, 2012.
2. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon. Moskva, 2012.
3. Dajamond K., Stejsi S. Opyt tipichno razvivayuschihsya detej v programmah inklyuzii (referativnyj obzor). Rossijskie i zarubezhnye issledovaniya v oblasti inklyuzivnogo obrazovaniya. Moskva, 2012: 101 - 111.
4. Jonson U. Vzaimodejstvie i harakternye osobennosti sovmestnoj igry detej s narusheniyami zreniya i zryachih detej pri inklyuzivnom doshkol'nom vospitanii (referativnyj obzor). Rossijskie i zarubezhnye issledovaniya v oblasti inklyuzivnogo obrazovaniya. Moskva, 2012: 59 - 79.
5. Odom C., Vitcum Dzh. i dr. Issledovaniya v sfere doshkol'nogo vklyuchennogo vospitaniya v Soedinennyh Shtatah s tochki zreniya 'ekologicheskih sistem (referativnyj obzor). Rossijskie i zarubezhnye issledovaniya v oblasti inklyuzivnogo obrazovaniya. Moskva, 2012: 9 - 59.
6. Semejnyj kodeks Rossijskoj Federacii. Moskva, 1995.
7. Pozdeeva S.I. Uchebnaya diskussiya: poisk novyh form. Nachal'naya shkola: plyus do iposle. 2008; 8: 8 - 11.
Статья поступила в редакцию 11.06.16
УДК 378
Ziyaudinova S.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Information Technologies, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: slana_z@list.ru
Magomedalieva M.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Information Technologies, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: slana_z@list.ru
Isaeva G.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Information Technologies, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: slana_z@list.ru
CURRENT ASSESSMENT TOOLS IN VOCATIONAL EDUCATION. The article raises an issue of monitoring and evaluation of educational activity of students in accordance with the requirements of the Federal State Educational Standards. The article deals with the functions and objectives in controlling professional education. The authors examine mechanisms of control in Dagestan Pedagogical University. Computer testing raises questions as one of the most important ways to improve control procedures. The work analyzes advantages of a computer-based control test. The authors conclude that the computer-based testing programs are a great didactic potential in the evaluation process, when they are used the assessment is done more objectively. The authors come to the conclusion that the process of formation of the modern valuation of control of the level of mastering of competences by students in accordance with the standards of new generation is a quite challenging and multidimensional task. The success of its solution depends on all subjects involved in the educational process.
Key words: monitoring, assessment, fund of evaluation means, Federal State Educational Standards, computer testing.
С.М. Зияудинова, канд. пед. наук, доц. каф. информационных технологий, ФГБОУ ВПО «Дагестанский
государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: slana_z@list.ru
М.Р. Магомедалиева, канд. пед. наук, доц. каф. информационных технологий, ФГБОУ ВПО «Дагестанский
государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: slana_z@list.ru
Г.Г. Исаева, канд. пед. наук, ст. преп. каф. информационных технологий, ФГБОУ ВПО «Дагестанский
государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: slana_z@list.ru
СОВРЕМЕННЫЕ ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
В данной статье поднимается вопрос о контроле и оценке учебной деятельности студентов в соответствии с требованиями ФГОС. В статье рассматриваются функции и цели контроля в профессиональном образовании. Авторы рассматривают механизмы контроля в Дагестанском педагогическом университете. Поднимаются вопросы компьютерного тестирования, как одного из значимых направлений совершенствования методики контроля. Анализируются достоинства компьютерного тестового контроля. Авторы приходят к выводу, что программы компьютерного тестирования имеют большой дидактиче-