удк 372.881.111.1
udc 372.881.111.1
О.В. ПОПКОВА
кандидат исторических наук, доцент, кафедра иностранных языков профессиональной коммуникации, Владимирский государственный университет E-mail: [email protected]
O.V. POPKOVA
Candidate of History, Associate Professor, Department of foreign languages of professional communication,
Vladimir State University E-mail: [email protected]
роль самостоятельной работы студентов по созданию презентации
в формате microsoft powerpoint в развитии языковой и информационной компетенции
the role of students' self-guided work through creation of powerpoint presentations in the development of their linguistic and informational competence
В статье описаны преимущества и недостатки самостоятельной работы студентов по созданию презентаций в формате PowerPoint для развития их языковой и информационной компетенции. Достоинства данного вида работы превалируют над недостатками и заключаются в развитии навыков анализа информации, научно-исследовательской деятельности, письма, говорения и аудирования, повышении мотивации изучения английского языка.
Ключевые слова: самостоятельная работа, презентация PowerPoint, информация, мотивация, обучение иностранным языкам.
The article describes the advantages and disadvantages of students' self-guided work through creation of PowerPoint presentations for the development of their linguistic and informational competence. The merits of this kind of work prevail over the demerits and include the development of information analysis, scientific research activities, writing, speaking and listening comprehension skills, increasing motivation of studying English.
Keywords: self-guided work, PowerPoint presentation, information, motivation, teaching foreign languages.
В статье предпринята попытка выявить и систематизировать преимущества и недостатки самостоятельной работы студентов по созданию презентаций в формате Mlicrosoft Powerpoint для развития их языковой и информационной компетенции. Актуальность данного исследования вызвана широким использованием компьютерных технологий в обучении иностранным языкам в высших учебных заведениях и недостаточным освещением в современной отечественной литературе такого аспекта самостоятельной работы студентов, как создание презентаций.
Существование программы PowerPoint и простота ее использования позволяет преподавателям и студентам самим включиться в процесс создания компьютерных обучающих средств по иностранным языкам. PowerPoint дает пользователям возможность создать электронную презентацию слайдов, в которой можно объединить текст, иллюстрации, фотографии, аудио- и видеоматериалы, таблицы, графики, диаграммы. «Данная программа предоставляет обширный и простой в использовании технический инструментарий, который условно можно разделить на две группы: для эффективной и экономичной во времени подготовки презентации и для эффектного ее представления за счет разных возможностей управления ходом показа слайдов» [1, с. 38].
Создание студентами компьютерных презентаций, как и другие виды самостоятельной работы, организуется самими учащимися в силу их внутренних познавательных мотивов, осуществляется в наиболее удобное, с их точки зрения, время, контролируется самими студентами в процессе и по результату, осуществляется «на основе опосредованного, системного, гибкого управления со стороны преподавателя» [3, с. 113]. Самостоятельная работа по созданию презентации требует от студента придания учебной задаче личностного смысла, подчинения выполнению этой задачи других интересов и форм занятости, «самодисциплины, личной ответственности и должно приносить студенту удовлетворение в самосовершенствовании и самопознании» [8, с. 7]. Работа над компьютерной презентацией дает студенту возможность погрузиться в учебную среду и самостоятельно ориентироваться в ней.
На первоначальном этапе подготовки презентации студент осуществляет поиск, анализ и отбор информационных ресурсов, которые ему предоставляет глобальная компьютерная сеть Интернет. При этом повышается активность познавательной деятельности, улучшается способность анализировать материал. Ведь качество многих ресурсов сети Интернет оставляет желать лучшего: «можно найти массу материала на иностранном языке, в котором присутствуют грамматические, орфографи-
© О.В. Попкова © O.V. Popkova
ческие, лексические ошибки... Работа с ресурсами подобного качества будет требовать от учащихся развития специальных умений, включая умение наблюдать, распознавать и критически анализировать материал» [7, с. 26]. В ходе работы по созданию комплекта слайдов студенты учатся оценивать полноту, достоверность, новизну, информационную и культуроведческую ценность сведений, представленных на Интернет-сайтах, а также отбирать значимую информацию. «Несомненным преимуществом использования компьютерных технологий является перенос акцента с вербальных методов обучения на методы поисковой и творческой деятельности» [6]. Таким образом, самостоятельная работа студентов над презентациями способствует развитию у них навыков научно-исследовательской работы. Обучение в данном случае происходит как процесс умственного развития.
Если студент пользуется англоязычными ресурсами, то у него совершенствуются навыки чтения иностранных текстов, словарный запас пополняется лексикой современного английского языка, формируется устойчивая мотивация иноязычной деятельности, развивается умение самостоятельно извлекать из иноязычного текста смысловую информацию различных видов (основную, второстепенную и уточняющую), вырабатывается собственный стиль иноязычной интеллектуальной деятельности.
Если студент использует русскоязычные ресурсы, то на этапе создания презентации у него формируются лексические и грамматические навыки перевода, происходит овладение навыками редактирования перевода с использованием систем машинного перевода, совершенствуются навыки письменной речи на английском языке.
В ходе оформления презентации студенты совершенствуют умения и навыки синтеза, классификации и систематизации иноязычной информации. «Знания, полученные самостоятельно усваиваются прочнее, чем переданные в готовом виде преподавателем. В ходе самостоятельной работы каждый обучаемый непосредственно соприкасается с изучаемым материалом, концентрирует на нем свое внимание, мобилизуя все резервы интеллектуального, эмоционального и волевого характера» [4, с. 119]. Во время создания эстетичной, красиво оформленной презентации на английском языке студенты используют язык продуктивно и с удовольствием.
Учащиеся применяют Интернет в качестве источника аутентичных текстов, фотографий, иллюстраций и других материалов, что предоставляет студентам возможность улучшить свои языковые навыки и речевые умения. «Также данный ресурс повышает их уверенность в использовании языка как средства получения и обработки информации и общения, так как при успешной организации работы с подобным источником учащиеся осознают сложность выполненной ими задачи в отличие от учебных, искусственно создаваемых ситуаций» [5].
Включение показа презентаций в практические
занятия по английскому языку вносит разнообразие, оживляет процесс обучения, увеличивает эмоциональное воздействие на студентов, создает комфортную среду обучения, помогает сформировать модель реального общения. Демонстрация комплекта слайдов, созданного студентами самостоятельно, содействует развитию у учащихся «коммуникативных умений представлять и обсуждать результаты работы с ресурсами сети Интернет» [7]. Демонстрация собственного комплекта слайдов, который служит опорой для выступления, позволяет снять трудности в процессе монологического высказывания.
Преимущество презентаций PowerPoint заключается в возможности сочетания аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Показ презентаций на занятиях по иностранному языку положительно сказывается на развитии языковой и информационной компетенции не только авторов презентаций, но и тех студентов, которые просматривают слайды. Визуальная насыщенность презентации (иллюстрации, фотографии, схемы, диаграммы, графические композиции) усиливает эффективность восприятия и запоминания учебного материала учащимися в процессе аудирования. При этом осуществляется одновременное запоминание учебного материала визуально, на слух при комментировании студентом-автором презентации, а также ассоциативно через воспроизводимые на экране изображения.
Несмотря на все достоинства самостоятельного создания презентаций студентами, опыт показывает, что данный вид работы имеет и свои недостатки. При подготовке презентации некоторые студенты слишком увлекаются графикой и анимацией, уделяя меньше внимания содержательной стороне. Чрезмерное использование графики, причудливых шрифтов, разных цветов, неуместных иллюстраций, большое количество объектов на одном слайде отвлекает слушателей от содержания презентации. Слишком сложные грамматические структуры, отсутствие выделения ключевых слов и фраз, нечитаемый мелкий шрифт, обилие неизвестных большей части аудитории иностранных слов, неправильное произношение, отсутствие поэтапности и логики в изложении затрудняют восприятие материала. Зачастую студенты размещают весь текст выступления на слайдах и прочитывают его во время выступления, вместо того чтобы разговаривать с аудиторией. В этом случае не развиваются навыки разговорной речи на иностранном языке.
Рассматривая самостоятельную работу студентов по созданию презентаций, нельзя не затронуть вопрос об объеме учебных занятий, который следует отводить для использования электронных средств обучения. Просить студентов разработать комплект слайдов следует не ко всем занятиям, а только в тех случаях, когда тема урока предполагает использование большого количества иллюстративного материала. Наиболее охотно студенты создают презентации по темам «Мои увлечения», «Студенческая жизнь», «Общие черты и
особенности национальных культур», «Путешествия», «Достопримечательности страны изучаемого языка». На факультете информационных технологий во Владимирском государственном университете в течение семестра примерно 20% учебного времени от общего объема занятий по английскому языку отводится на занятия, на которых студенты демонстрируют собственные презентации.
На кафедре иностранных языков профессиональной коммуникации Владимирского государственного университета практикуется ежегодное проведение конкурса студенческих презентаций на английском языке. Первый этап конкурса проходит в академических группах, где отбирают наиболее удачные комплекты слайдов. При этом оценивается соответствие презентации заявленной теме, грамотность изложения материала, оформление и представление презентации. По характеру представляемой информации, как правило, выше всего оцениваются комбинированные презентации, сочетающие текстовые, иллюстративные и аудио-видео материалы. Тем не менее впечатление от отличной по оформлению и содержанию презентации может сильно испортить ее некачественное представление: неспособность комментировать слайды презентации без постоянной опоры на текст, невнятное, чересчур быстрое или, напротив, слишком медленное чтение комментариев к слайдам, неправильное произношение слов.
Нередко студенты создают совместные проекты, объединившись в группы по 2-3 человека. Студентам предоставляется возможность самостоятельно определиться с составом группы. Работа над совместным проектом развивает навыки сотрудничества, ведения диалога с сокурсниками в коллективной творческой деятельности. Презентационная компьютерная программа обеспечивает возможности предметного общения на иностранном языке внутри группы студентов. При работе над групповым проектом распределение функций каждого члена группы, критерии итоговой оценки ого-
вариваются и согласуются с учетом пожеланий учащихся. Нередко групповые презентации оказываются наиболее качественными по содержанию, оформлению и представлению, поскольку каждый из студентов несет ответственность за тот участок работы, выполнить который ему интереснее и проще. Презентации, вызвавшие наибольший интерес, становятся стимулом спонтанной дискуссии в студенческой аудитории.
Впоследствии работы, прошедшие отборочный тур в академических группах, участвуют в общеуниверситетском конкурсе студенческих презентаций, к которому большинство учащихся относится с большим интересом. Самостоятельное создание презентаций студентами с их последующей демонстрацией в аудитории помогает разнообразить и сделать более увлекательными и зрелищными занятия, которые проводятся по типовым учебным пособиям, способствует интенсификации процесса обучения и динамизации темпа ведения урока, повышает мотивацию студентов к овладению английским языком.
Подводя итоги, следует отметить, что достоинства самостоятельной работы студентов по созданию презентаций на английском языке превалируют над недостатками данного вида работы. Создание комплектов слайдов с последующей их демонстрацией в ходе практических занятий вовлекает учащихся в активный, творческий, самостоятельный процесс обучения, позволяет перейти от внешней мотивации обучения к внутренней нравственно-волевой регуляции, воспитывает информационную культуру и научное мировоззрение, умение организовать самостоятельную и групповую работу. Создание презентаций способствует развитию у учащихся навыков письма, говорения и аудирования, повышению их информационной культуры, расширяет языковую и социокультурную компетенцию студентов, повышает их самооценку и мотивацию изучения английского языка, позволяет индивидуализировать процесс обучения.
Библиографический список
1. Беляева Л.А. Презентация PowerPoint и ее возможности при обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2008. №4. С. 36-41.
2. ДенисоваЖ.А. Мультимедийная презентация языкового материала как методический прием // Иностранные языки в школе. 2008. №3. С. 20-27.
3. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М: Просвещение, 1991. 222 с.
4. Зубов А.В., Зубова И.И. Методика применения информационных технологий в обучении иностранным языкам: учебное пособие. М.: Академия, 2009. 144 с.
5. Козлова В.А. Использование информационных технологий в обучении английскому языку // Методисты. Профессиональное сообщество педагогов.
6. Резинькова С.В. Использоваине компьютерных презентаций на уроках английского языка // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». festival.1september.ru/articles/605335/
7. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных Интернет-технологий: учебно-методическое пособие для учителей, аспирантов и студентов. М.: Глосса-пресс, Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. 182 с.
8. Цатурова И.А., Петухова А.А. Компьютерные технологии в обучении иностранным языкам: учебно-методическое пособие для вузов. М.: Высшая школа, 2004. 96 с.
References
1. BelyaevaL.A. PowerPoint presentation and its possibilities in teaching foreign languages // Foreign languages at school. 2008. №4. Pp. 36-41.
2. Denisova Zh.A. Multimedia presentation of language material as a methodical technique // Foreign languages at school. 2008. №3. Pp. 20-27.
3. Zimnyaya I.A. Psychology of teaching foreign languages at school. M.: Prosvescheniye, 1991. 222 p.
4. ZubovA.V., ZubovaI.I. Methods of information technologies application in teaching foreign languages: study guide. M.: Academiya,
2009. 144 p.
5. Kozlova V.A. The use of information technologies in teaching English // Methodologists. The professional community of educators. metodisty.ru/m/gnews/ispolzovanie_ikt_na_urokah_angliiskogo_yazyka
6. Rezinkova S.V. The use of computer presentations at the lessons of English // Festival of pedagogical ideas. "A model lesson". festival.1september.ru
7. Sysoyev P. V., Yevstigneev M.N. Methods of teaching a foreign language with the use of new information and communication Internet-technologies: study guide for teachers, post-graduate and undergraduate students. M.: Glossa-press, Rostov-on-the-Don: Feniks,
2010. 182 p.
8. TsaturovaI.A., PetuhovaA.A. Computer technologies in teaching foreign languages: study guide for higher educational institutions. M.: Vysshaya shkola, 2004. 96 p.