Библиографический список
1. Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н.Н. Алгебра и начала анализа 10 кл. Москва: Просвещение, 2010.
2. Шарыгин И.Ф., Голубев В.И. Факультативный курс по математике: решение задач: учебное пособие для 11 класса средней школы. Москва: Просвещение, 1991.
3. Ященко И.В. ЕГЭ Математика (профильный уровень). Типовые экзаменационные варианты. (50 вариантов). Москва: Издательство «Аст», 2016.
4. Семенова А.Л., Ященко И.В. Типовые тестовые задания. Москва: Издательство «Экзамен», 2013.
5. Литвиненко В.Н., Мордкович Д.Г. Практикум по элементарной математике. Алгебра и тригонометрия: учебное пособие для студентов физ.-мат. специальности. Москва: Просвещение, 1991.
References
1. Nikol'skij S.M., Potapov M.K., Reshetnikov N.N. Algebra inachala analiza 10 kl. Moskva: Prosveschenie, 2010.
2. Sharygin I.F., Golubev V.I. Fakul'tativnyj kurs po matematike: reshenie zadach: uchebnoe posobie dlya 11 klassa srednej shkoly. Moskva: Prosveschenie, 1991.
3. Yaschenko I.V. EG'E Matematika (profil'nyj uroven'). Tipovye 'ekzamenacionnye varianty. (50 variantov). Moskva: Izdatel'stvo «Ast», 2016.
4. Semenova A.L., Yaschenko I.V. Tipovye testovye zadaniya. Moskva: Izdatel'stvo «'Ekzamen», 2013.
5. Litvinenko V.N., Mordkovich D.G. Praktikum po 'elementarnoj matematike. Algebra i trigonometriya: uchebnoe posobie dlya studentov fiz.-mat. special'nosti. Moskva: Prosveschenie, 1991.
Статья поступила в редакцию 22.06.16
УДК 378.147
Kulichenko Yu.N., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Volgograd State University (Volgograd, Russia),
E-mail: [email protected]
Popova O.Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Volgograd State University (Volgograd, Russia),
E-mail: [email protected]
Linkova Yu.I., Cand. of Sciences (Philology), senior teacher, Volgograd State University (Volgograd, Russia),
E-mail: [email protected]
THE USE OF MULTIMEDIA PRESENTATIONS IN TEACHING A FOREIGN LANGUGE TO STUDENTS OF NON-LANGUAGE SPECIALIZATIONS. The article analyzes a methodological approach in the use of multimedia presentations with students who don't major in foreign languages. It shows the stages of work on presentations and developing students' skills and abilities. Productive use of presentations at foreign language lessons is possible at different stages of teaching: explanation of new material, students' independent work, summarizing the studied material, the use when working on projects and dissertations. The research work also presents various stages of a presentation, associated with forming special skills in students: development of logical and creative mentality, development of technical and creative skills. The work presents an analysis of errors of students made during years of preparing presentations in Volgograd State University. The material presented in the paper leads to the conclusion that the use of presentations is topical in the electronic shells for distant education that is becoming increasingly important at the present moment.
Key words: multimedia presentation, interactive teaching methods, distance learning courses.
Ю.Н. Куличенко, канд. филол. наук, доц. Волгоградского государственного университета, г. Волгоград,
E-mail: [email protected]
О.Ю. Попова, канд. пед. наук, доц. Волгоградского государственного университета, г. Волгоград,
E-mail: [email protected]
Ю.И. Линькова, канд. филол. наук, ст. преп. Волгоградского государственного университета, г. Волгоград,
E-mail: [email protected]
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
В статье рассматривается методологический подход при анализе использования мультимедийных презентаций со студентами неязыковых специальностей. Продуктивное использование презентаций на занятиях по иностранному языку возможно на разных этапах обучения: объяснение нового материала, самостоятельная работа студентов, обобщение пройденного материала, использование при работе над курсовой и дипломной работами. В работе также представлены различные этапы работы с презентацией и соответствующие формирующиеся навыки и умения у студентов: развитие логического и творческого мышления, развитие технических и творческих навыков. В работе произведён анализ ошибок, допускаемых студентами, за годы практики использования презентаций при работе на неязыковых специальностях Волгоградского государственного университета. Представленный материал позволяет сделать вывод, что использование презентаций актуально в электронных оболочках для приобретающего все большее значение в настоящее время дистанционного обучения.
Ключевые слова: мультимедийная презентация, интерактивные методы обучения, дистанционный курс.
«На современном этапе развития общества важнейшей задачей для выпускников высших учебных заведений становится не только практическое овладение иностранным языком, но и приобретение тех коммуникативных навыков и умений, которые в дальнейшем помогут эффективно использовать иностранный язык в сфере профессионального общения. К таким профессионально значимым коммуникативным навыкам и умениям относятся навыки и умения проведения презентации, которые входят в состав компетенций и профессиональной культуры будущих специалистов» [1, с. 127].
Преимущества использования презентаций отмечают многие исследователи. Теоретической базой нашего исследования послужили работы учёных в области лингводидактики,
педагогики, психологии, теории межкультурной коммуникации (И.А. Зимняя [2], А.А. Леонтьев [3], Е.И. Пассов [4], Е.С. По-лат [5], О.Б. Тарнопольский [6], И.И. Халеева [7]). По мнению О.В. Попковой «включение показа презентаций в практические занятия по английскому языку вносит разнообразие, оживляет процесс обучения, увеличивает эмоциональное воздействие на студентов, создает комфортную среду обучения, помогает сформировать модель реального общения» [8, с. 255].
Научная новизна нашей работы состоит в комплексном методологическом подходе при анализе работы с презентациями со студентами неязыковых специальностей на различных этапах обучения иностранному языку.
Продуктивное использование презентаций на занятиях по иностранному языку возможно на разных этапах обучения.
I. Объяснение нового материала (лексического, грамматического, страноведческого характера и пр.) благодаря использованию презентаций, выполненных с помощью программы PowerPoint, становится более информативным и наглядным. Учащиеся не только воспринимают на слух речь преподавателя, но и видят примеры и изображения, иллюстрирующие его речь. Восприятие информации, таким образом, осуществляется по двум сенсорным каналам: аудиальному (слуховому) и визуальному (зрительному), что, в свою очередь, способствует процессу запоминания / не только перцептивному, но и мнемоническому процессу. Дополнительным преимуществом использования презентаций на данном этапе работы является возможность ее использования в качестве конспекта лекции. Студент, пропустивший занятие, может воспользоваться этим материалом, поскольку преподаватели размещают презентации в электронных оболочках, используемых вузом для успешной внеаудиторной работы профессорско-преподавательского состава со студентами. Кроме того, учащиеся могут вновь обратиться к этому материалу спустя некоторое время для повторения пройденной темы.
II. В последнее время создание презентаций является неотъемлемой частью самостоятельной работы студентов. Учащимся предлагается выбрать наиболее интересную для себя тему из списка предложенных (см. Приложение 1) и на занятии выступить с докладом с использованием презентации, выполненной в PowerPoint.
III. После изучения нескольких тем в рамках одного раздела студентам рекомендуется создавать презентации в качестве обобщения пройденного материала. Например, после изучения тем "Sole proprietorship", "Partnership" и "Corporation" студенты-экономисты могут выступить на занятии с обобщающей презентацией "Advantages and disadvantages of different types of business organisations". Подобный вид деятельности способствует развитию критического мышления, так как на этом этапе обучения студенты должны продемонстрировать навыки сравнительно-сопоставительного анализа. Данный вид презентации подводит итоги проведенной до этого работы с текстами информативного характера, видео- или аудиоматериалов, использованных преподавателем для лучшего освоения изучаемой темы, обобщает всё сказанное во время дискуссий на занятиях и излагает собственную точку зрения презентатора.
IV. Студенты старших курсов на завершающем этапе изучения иностранного языка выступают с презентацией на тему курсовой или дипломной работы. Данный вид деятельности обобщает и развивает приобретенные ранее презентационные навыки и необходим для подготовки учащихся к защите своих научных работ и выступлениям на международных конференциях.
Использование презентаций на занятиях по иностранному языку способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся. С одной стороны, презентатор совершенствует свои навыки говорения (развитие монологической речи, умение не только излагать разные концепции, но и высказывать свою точку зрения и её аргументировать). С другой стороны, аудитория учится воспринимать иностранную речь на слух. Кроме этого, исследователями отмечается, что «создание презентаций способствует развитию у учащихся навыков письма, говорения и аудирования, повышению их информационной культуры, расширяет языковую и социокультурную компетенцию студентов, повышает их самооценку и мотивацию изучения английского языка, позволяет индивидуализировать процесс обучения» [8, с. 256]. Студенты учатся организовывать свою самостоятельную деятельность, развивают творческое мышление и умение правильно и свободно говорить публично.
Важным этапом работы с презентацией на занятии является ее последующее обсуждение: задаются вопросы презентатору, учащиеся обмениваются мнениями, соглашаются или спорят, аргументируют свою точку зрения и приводят примеры, подтверждающие ее; в процессе обсуждения активизируются и запоминаются определенные устойчивые выражения, грамматические конструкции и речевые клише, что способствует развитию навыков диалогического общения студентов всей группы.
Таким образом, нами были разработаны различные этапы работы с презентацией и соответствующие формирующиеся навыки и умения (табл. 1):
Таблица 1
Корреляция этапов работы над презентациями и формирующиеся навыки и умения
Этапы Формирующиеся у студентов навыки и умения
Поиск информации способствует развитию навыков поискового и ознакомительного чтения.
Отбор информации Развитие логического мышления
Структурирование информации Развитие логического мышления.
Подбор необходимого иллюстративного материала Развитие творческого мышления
Оформление презентации. Составление текста, сопутствующего презентации Развитие технических навыков
Показ презентации на занятии Развитие коммуникативных навыков (монологическая речь и аудирование).
Обсуждение Развитие коммуникативных навыков (диалогическая речь).
Практика показывает, что, несмотря на высокий уровень информатизации большинства учебных заведений среднего образования, выпускники школ, умеющие делать презентации в PowerPoint с технической точки зрения, допускают немало ошибок в содержательном плане. Рассмотрим основные из них.
1. Слишком много текста на одном слайде приводит к тому, что аудитория не воспринимает представленную на нем информацию по разным причинам: а) очень мелкий шрифт из-за большого объема текста, б) аудитория не успевает прочитать всю информацию, в) аудитория теряет интерес к написанному; г) всё внимание аудитории направлено не на речь презентатора, а на чтение текста.
2. Слияние текста с фоном, препятствующее восприятию информации.
3. Нелогичность изложения материала.
4. Несоответствие звучащей речи презентатора информации, представленной на слайде.
5. Отсутствие структурированности материала.
6. Неправильный выбор материала. Скучный и однообразный текст.
7. Неверный выбор фона. Его несоответствие рассматриваемой теме.
8. Неудачный подбор иллюстраций. Как ни странно, но этот вид деятельности оказывается очень непростым для студентов. И здесь проявляются две крайности: некоторые презентации лишены необходимого иллюстративного материала и оказываются слишком скучными для аудитории, что приводит к полной потере интереса; в других, напротив, картинок слишком много, и если речь докладчика не компенсирует отсутствие текста на слайде, презентация перестает быть информативной. Кроме количества иллюстраций, важно учитывать и их качество. К сожалению, студенты часто добавляют в свои презентации рисунки и фотографии только потому, что они им понравились, игнорируя то обстоятельство, что они не относятся к рассматриваемой теме.
9. При создании презентаций на иностранном языке студенты часто допускают очень грубую ошибку, когда ищут текст на русском языке, а затем переводят его либо своими усилиями, любо с помощью специальных программ, что неизбежно приводит к обилию лексических, грамматических и стилистических ошибок и не позволяет осуществить одну из важнейших задач обучения - развить навыки поиска информации на английском языке, которые также необходимы студентам и для использования иностранных источников в своей научной работе.
Развитие презентационных навыков учащихся является одной из задач преподавателя иностранного языка в вузе. Студенты должны быть ознакомлены со следующими критериями качественной презентации, выполненной с помощью программы PowerPoint:
1. Информативность. Презентация должна представлять собою целостное сообщение на рассматриваемую тему, раскрывающее суть проблемы, излагающее определенную фактическую информацию и способствующее формированию у слушателей необходимых знаний в данной области.
2. Лаконичность. Поскольку информация на слайде воспринимается аудиторией визуально, краткость, сжатость и лаконичность текста - необходимый фактор при создании презентации.
Обобщить два вышеназванных ключевых критерия можно формулой «минимум слов - максимум информации».
3. Логичность. Последовательность изложения материала должна быть логически обусловленной, чтобы у слушателей сложилось целостное представление о проблеме и сформировалось понимание причинно-следственных связей.
4. Структурированность. Презентация должна включать три основных компонента: введение, основную часть и заключение - каждый из которых решает определённую коммуникативную задачу говорящего.
Информация, представленная на слайдах, должна быть четко структурирована. По возможности статистические данные и другую фактическую информацию следует представить с помощью таблиц, перечней, диаграмм, схем и других графических изображений, что способствует лучшему зрительному восприятию.
5. Наглядность. Этот критерий во многом обусловлен предыдущим, однако к нему следует отнести и использование иллюстративного материала, который должен быть адекватным рассматриваемой проблеме, коррелировать с текстом и выражать определенную мысль говорящего.
6. Выразительность /образность. Несмотря на то, что работа с презентациями на занятиях в вузе предполагает обсуждение научных проблем и ориентирована на развитие навыков логического мышления, она носит обучающий характер и поэтому элемент игры в ней допустим. Это может проявляться в выборе остроумных афоризмов или забавных иллюстраций, если они соответствуют теме, привлекают внимание аудитории и провоцируют дискуссию. Эмоциональное воздействие на аудиторию с помощью образов способствует более эффективной коммуникации. Презентация должна быть яркой, интересной, запоминающейся, поэтому применение студентами своих творческих способностей при ее создании чрезвычайно необходимо.
7. Гоамотность. Разумеется, текст презентации должен быть правильным с точки зрения норм современного английского языка, и этот критерий является ключевым при оценивании работы.
Соблюдение перечисленных выше критериев необходимо для создания качественных презентаций, использование которых сделает занятия по иностранному языку более информативными, эффективными, разнообразными и интересными и способствуют развитию коммуникативной компетенции учащихся.
Как отмечают исследователи, для успешной работы с презентациями преподавателю иностранного языка требуется создание «специальных дидактических условий» [3, с. 128], основным из которых является создание психологически комфортной атмосферы на занятии, позволяющей студентам взаимодействовать друг с другом на основе партнерства и интерактивности.
Оценка преподавателем качества самой презентации и её представления на занятии осуществляется по следующим критериям (в скобках указаны требования, соблюдение которых необходимо для получения максимального количества баллов):
1. Содержание представленного материала (максимальное количество баллов выставляется в том случае, если работа демонстрирует глубокое понимание темы; содержит понятную информацию по теме; приводятся интересные материалы; используются средства наглядности информации (таблицы, схемы, графики); используемые понятия строго соответствуют теме).
2. Структура презентации (текст презентации хорошо структурирован, имеется логическая связь между ключевыми блоками презентации).
3. Языковое оформление презентации (работа отвечает основным требованиям к оформлению работ подобного рода; соблюдены лексические, грамматические и стилистические нормы английского языка).
Библиографический список
4. Выступление (выступающий свободно владеет содержанием; демонстрирует высокий уровень владения навыками устной монологической речи, обращается к аудитории и поддерживает контакт с ней; при необходимости свободно и корректно отвечает на вопросы).
Таким образом, комплексное рассмотрение метода использования презентаций развивает логическое мышление, интеллектуальные функции студентов, такие как: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, обобщение. В нашей работе произведён анализ ошибок, допускаемых студентами, за годы практики использования презентаций при работе на неязыковых специальностях Волгоградского государственного университета. Перспективой нашего дальнейшего исследования мы считаем использование презентаций в электронных оболочках для приобретающего все большее значение в настоящее время дистанционного обучения.
Приложение 1
Примерные темы презентаций для студентов-менеджеров
1. What is "management"?
2. Management styles.
3. Personnel management.
4. Successful leadership.
5. Time management.
6. Team building.
7. The recruitment process.
8. Getting a job.
9. Advertising, its benefits and disadvantages.
10. Types of advertising.
11. History of advertising.
12. Sales strategies.
13. Marketing.
14. Meetings.
15. The structure of an organization.
Примерные темы презентаций для студентов-биологов
1. Biology as a science.
2. Branches of biology.
3. Scientific method.
4. The history of biology.
5. Botany.
6. Zoology.
7. Basic units of life. 7. Biodiversity.
9. Threats to biodiversity.
10. Types of ecosystems.
11. Environmental problems.
12. Plants.
13. Animals.
14. Genetics.
15. Bioengineering.
Примерные темы презентаций для студентов-психологов
1. Psychology as a science.
2. What makes a good psychologist?
3. Branches of psychology.
4. Cognitive psychology.
5. Sport psychology.
6. Forensic psychology.
7. Psychology of personality.
8. Social psychology.
9. Humanistic psychology.
10. Behaviourism.
11. Psychoanalysis.
12. Structuralism.
13. Gestalt psychology.
14. History of psychology.
15. Famous psychologists.
1. Милованова Л.А. Обучение студентов культуре презентации средствами предмета «Иностранный язык». Известия ВГПУ. 2012; 5(69): 127 - 131.
2. Зимняя ИЛ. Педагогическая психология. Москва: Логос, 1999.
3. Леонтьев A.A. Психологические особенности деятельности лектора. Москва: Знание, 1981.
4. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. Москва: Просвещение, 1991.
5. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка. Иностранные языки в школе. 2001; № 2: 14-19; 3: 5 - 12.
6. Тарнопольский О.Б., Комужко С.П. Методика обучения английскому языку для делового общения. Киев: Ленвит, 2004.
7. Халеева И.И. Интеркультура - третье измерение межкультурного взаимодействия? (из опыта подготовки переводчиков). Актуальные проблемы межкультурной коммуникации. 1999; Выпуск 444: 5 - 15.
8. Попкова О.В. Роль самостоятельной работы студентов по созданию презентаций в формате Microsoft PowerPoint в развитии языковой и информационной компетенции. Учёные записки Орловского государственного университета. 2015; 3 (66): 254 - 257.
References
1. Milovanova L.A. Obuchenie studentov kul'ture prezentacii sredstvami predmeta «Inostrannyj yazyk». Izvestiya VGPU. 2012; 5(69): 127 - 131.
2. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psihologiya. Moskva: Logos, 1999.
3. Leont'ev A.A. Psihologicheskie osobennostideyatel'nostilektora. Moskva: Znanie, 1981.
4. Passov E.I. KommunikativnyJ metod obucheniya inoyazychnomu govoreniyu. Moskva: Prosveschenie, 1991.
5. Polat E.S. Internet na urokah inostrannogo yazyka. Inostrannye yazyki v shkole. 2001; № 2: 14-19; 3: 5 - 12.
6. Tarnopol'skij O.B., Komuzhko S.P. Metodika obucheniya angliJskomu yazyku dlya delovogo obscheniya. Kiev: Lenvit, 2004.
7. Haleeva I.I. Interkul'tura - tret'e izmerenie mezhkul'turnogo vzaimodejstviya? (iz opyta podgotovki perevodchikov). Aktual'nye problemy mezhkul'turnoJ kommunikacii. 1999; Vypusk 444: 5 - 15.
8. Popkova O.V. Rol' samostoyatel'noj raboty studentov po sozdaniyu prezentacij v formate Microsoft PowerPoint v razvitii yazykovoj i informacionnoj kompetencii. Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015; 3 (66): 254 - 257.
Статья поступила в редакцию 7.06.16
УДК 378
Oparin R.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Technical University n.a. I.I. Polzunov (Barnaul, Russia),
E-mail: [email protected]
Diyun M.S., postgraduate, Altai State Technical University n.a. I.I. Polzunov (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
ENVIRONMENTAL FACTORS IN PSYCHOLOGICAL AND VALEOLOGICAL TECHNOLOGIES OF REHABILITATION OF PEOPLE WITH DISABILITIES. Socio-cultural rehabilitation technologies are considered in the article as a form of adaptation of people with special needs. The researchers conduct an analysis of such concepts as "psycho-valeological technology" and "socio-cultural rehabilitation of environmental factors". The work shows efficiency of these technologies in the course of work to meet human needs in an effective socialization, in other words, in building a personal, professional and social life. The paper presents and discusses some areas of environmental remediation, adapted to local climatic conditions, as a medium of permanent habitation, normalizing psycho-emotional and physical health of people with disabilities.
Key words: environmental factors, people with disabilities, socio-cultural rehabilitation, psycho-valeological technology.
Р.В. Опарин, канд. пед. наук, доц., Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова,
г. Барнаул, E-mail: [email protected]
М.С. Диюн, аспирант, Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова, г. Барнаул,
E-mail: [email protected]
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ В ПСИХОЛОГО-ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЯХ РЕАБИЛИТАЦИИ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Технологии социокультурной реабилитации рассматриваются в статье как форма адаптации «лиц с особыми потребностями» (ограниченными возможностями здоровья). Анализируется содержание понятий «психолого-валеологические технологии», «экологические факторы социокультурной реабилитации». Обоснована эффективность данных технологий как условия удовлетворения потребности человека в эффективной социализации, т. е. приобретения средств выстраивания личной, профессиональной и общественной жизни, что имеет особую жизненную значимость для людей с инвалидностью. Приведены и рассмотрены некоторые направления экологической реабилитации, адаптированные к местным климатическим условиям, как к среде постоянного обитания, нормализующие психоэмоциональное и физическое состояние людей с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: экологические факторы, лица с ограниченными возможностями здоровья, социокультурная реабилитация, психолого-валеологические технологии.
В последнее время в России особое место специалистами уделяется социокультурной реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья. Объясняется это, прежде всего, высокой эффективностью и инновационным характером социокультурных реабилитационных технологий, адаптированных к местным климатическим условиям, как к среде постоянного обитания. Огромное значение в социокультурной реабилитации имеет использование благоприятных экологических факторов природной среды (климатических, фитогенных, зоогенных и др.). Основная цель экологической реабилитации заключается в том, чтобы с помощью специфических мероприятий сделать инвалидов или лиц, временно утративших трудоспособность, способными к жизни в обществе, адаптировать к нормальной личной и общественной жизни через взаимодействие с благоприятными факторами природной среды. В данном случае, природа помогает справляться с трудностями, вызванными нарушениями функций организма.
Актуальность и многообразие новых технологий экологической реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья обусловлены неуклонным увеличением численности инвалидов в Российской федерации.
Проблемы социокультурной реабилитации инвалидов, инклюзивного обучения, конструирования и применения новых технологий помощи лицам с оВз не раз попадали в поле зрения отечественных учёных. На страницах работ Е.В. Гапченко, Е.А. Павлова, И.Н. Прохорова, Г.С. Птушкина, И.В. Суворова, Т.В. Стародубцева, М.П. Сутыриной, Л.П. Феталиевой, О.А. Боковой, И.В. Голубевой, С.В. Шереметовой предложено множество технологий обучения и реабилитации инвалидов [1 - 7].
Анималотерапия (или зоотерапия) - это один из многих методов психотерапии, в котором применяется животное в качестве психотерапевтического средства посредством взаимодействие человека с животным. Такой способ взаимодействия существенно отличается от других реабилитационных средств.