Научная статья на тему ' роль рыночных информационных услуг в принятии управленческих решений: пример переходных экономик'

роль рыночных информационных услуг в принятии управленческих решений: пример переходных экономик Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
309
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
глобализация / информация / информационная экономика / маркетинг / предпринимательство / принятие управленческих решений / рыночные информационные услуги / переходные экономики. / globalization / information / information economy / marketing / entrepreneurship / management decisions / market information services / transition economies.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Наиль Талгатович Исрафилов, Иван Михайлович Станчин, Алексей Николаевич Гарявин

Введение: в статье рассмотрены вопросы использования рыночных информационных услуг для управленческих решений на примере переходных экономик. Актуальность темы исследования объясняется тем, что рынок информационных услуг в странах с переходной экономикой является весьма перспективным и исследованным лишь частично, при этом с ростом глобализации и цифровизации экономики важность таких услуг при принятии решений возрастает. Материалы и методы: проанализированы результаты опроса студентов, предпринимателей и управленцев с целью определения готовности приобретения рыночных информационных услуг, а также причин принятия решений на основе рыночной информации. Для оценки результатов опроса были построены перекрестные таблицы и произведена фильтрация результатов, сравнение результатов по всем группам респондентов проводилось путем сопоставительного анализа. Результаты: показано, что роль рыночных информационных услуг в принятии управленческих решений является различной для различных видов деятельности: предприниматели, занятые в реальном секторе экономики, скептически относятся к покупке таких услуг. Напротив, предприниматели, занятые в IT-сфере, консалтинге, то есть ориентированные в большинстве своём на международные рынки, считают необходимым при-обретать рыночную информацию. Обсуждение: установлено, что современное поколение студентов принимает решение о выборе ВУЗа, как правило, на основе рыночной информации, то есть роль такой информации в принятии такого решения является ключевой. Заключение: в результате проведенного исследования рекомендовано уделять больше внимания современным тенденциям развития экономики при принятии управленческих решений. Сделан вывод, что роль рыночных информационных услуг в принятии управленческих решений будет расти с увеличением «цифровизации» экономики, кооперации с международными компаниями и выходе на международные рынки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF MARKET INFORMATION SERVICES IN ADOPTION OF MANAGEMENT DECISIONS: EXAMPLE OF TRANSITION ECONOMIES

Introduction: The article deals with the use of market information services for management decisions on the example of transition economies. The relevance of the research topic is explained by the fact that the market for information services in countries with transition economies is very promising and studied only partially, while with the growth of globalization and digitalization of the economy, the importance of such services when making decisions increases. Materials and Methods: analyzed the results of a survey of students, entrepreneurs and managers in order to determine the readiness to acquire market information services, as well as the reasons for making decisions based on market information. To assess the results of the survey, cross-tables were constructed and the results were filtered, and the results were compared for all groups of respondents by means of comparative analysis. Results: It is shown that the role of market information services in making management decisions is different for different types of activities: entrepreneurs engaged in the real sector of the economy are skeptical about the purchase of such services. On the contrary, entrepreneurs engaged in IT-sphere, consulting, that is, oriented, for the most part, to international markets, consider it necessary to acquire market information. Discussion: It has been established that the current generation of students makes the decision to choose a university, as a rule, based on market information, that is, the role of such information in making such a decision is key. Conclusion: as a result of the study, it was recommended to pay more attention to modern trends in the development of the economy when making management decisions. It was concluded that the role of market information services in making management decisions will increase with an increase in the «digitalization» of the economy, cooperation with international companies and access to international markets.

Текст научной работы на тему « роль рыночных информационных услуг в принятии управленческих решений: пример переходных экономик»

08.00.05

УДК 681.3:631.15

РОЛЬ РЫНОЧНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ В ПРИНЯТИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ: ПРИМЕР ПЕРЕХОДНЫХ ЭКОНОМИК

© 2019

Наиль Талгатович Исрафилов, доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономика и менеджмент» Смольный институт Российской академии образования, Санкт-Петербург (Россия) Иван Михайлович Станчин, доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономика» Воронежский экономико-правовой институт, Воронеж (Россия)

Алексей Николаевич Гарявин, кандидат исторических наук, доцент кафедры «Социально-политические процессы и история» Санкт-Петербургский государственный аграрный университет, Санкт-Петербург (Россия)

Аннотация

Введение: в статье рассмотрены вопросы использования рыночных информационных услуг для управленческих решений на примере переходных экономик. Актуальность темы исследования объясняется тем, что рынок информационных услуг в странах с переходной экономикой является весьма перспективным и исследованным лишь частично, при этом с ростом глобализации и цифровизации экономики важность таких услуг при принятии решений возрастает.

Материалы и методы: проанализированы результаты опроса студентов, предпринимателей и управленцев с целью определения готовности приобретения рыночных информационных услуг, а также причин принятия решений на основе рыночной информации. Для оценки результатов опроса были построены перекрестные таблицы и произведена фильтрация результатов, сравнение результатов по всем группам респондентов проводилось путем сопоставительного анализа.

Результаты: показано, что роль рыночных информационных услуг в принятии управленческих решений является различной для различных видов деятельности: предприниматели, занятые в реальном секторе экономики, скептически относятся к покупке таких услуг. Напротив, предприниматели, занятые в IT-сфере, консалтинге, то есть ориентированные в большинстве своём на международные рынки, считают необходимым приобретать рыночную информацию.

Обсуждение: установлено, что современное поколение студентов принимает решение о выборе ВУЗа, как правило, на основе рыночной информации, то есть роль такой информации в принятии такого решения является ключевой.

Заключение: в результате проведенного исследования рекомендовано уделять больше внимания современным тенденциям развития экономики при принятии управленческих решений. Сделан вывод, что роль рыночных информационных услуг в принятии управленческих решений будет расти с увеличением «цифровизации» экономики, кооперации с международными компаниями и выходе на международные рынки. Ключевые слова: глобализация, информация, информационная экономика, маркетинг, предпринимательство, принятие управленческих решений, рыночные информационные услуги, переходные экономики.

Для цитирования: Исрафилов Наиль Т., Станчин И. М., Гарявин А. Н. Роль рыночных информационных услуг в принятии управленческих решений: пример переходных экономик // Вестник НГИЭИ. 2019. № 6 (97). С. 75-85.

THE ROLE OF MARKET INFORMATION SERVICES IN ADOPTION OF MANAGEMENT DECISIONS: EXAMPLE OF TRANSITION ECONOMIES

© 2019

Nail Talgatovich Israfilov, Dr. Sci. (Economy), professor of the chair «Economics and Management»

Smolny Institute of the Russian Academy of Education, St. Petersburg (Russia) Ivan Mikhailovich Stanchin, Dr. Sci. (Economy), professor of the chair «Economics», Voronezh Economics and Law Institute, Voronezh (Russia) Alexey Nikolaevich Garyavin, Ph. D. (History), associate professor of the chair «Socio-political processes and history»

St. Petersburg State Agrarian University, St. Petersburg (Russia)

Abstract

Introduction: The article deals with the use of market information services for management decisions on the example of transition economies. The relevance of the research topic is explained by the fact that the market for information services in countries with transition economies is very promising and studied only partially, while with the growth of globalization and digitalization of the economy, the importance of such services when making decisions increases. Materials and Methods: analyzed the results of a survey of students, entrepreneurs and managers in order to determine the readiness to acquire market information services, as well as the reasons for making decisions based on market information. To assess the results of the survey, cross-tables were constructed and the results were filtered, and the results were compared for all groups of respondents by means of comparative analysis.

Results: It is shown that the role of market information services in making management decisions is different for different types of activities: entrepreneurs engaged in the real sector of the economy are skeptical about the purchase of such services. On the contrary, entrepreneurs engaged in IT-sphere, consulting, that is, oriented, for the most part, to international markets, consider it necessary to acquire market information.

Discussion: It has been established that the current generation of students makes the decision to choose a university, as a rule, based on market information, that is, the role of such information in making such a decision is key. Conclusion: as a result of the study, it was recommended to pay more attention to modern trends in the development of the economy when making management decisions. It was concluded that the role of market information services in making management decisions will increase with an increase in the «digitalization» of the economy, cooperation with international companies and access to international markets.

Key words: globalization, information, information economy, marketing, entrepreneurship, management decisions, market information services, transition economies.

For citation: Israfilov N. T., Stanchin I. M. Garyavin A. N. The role of market information services in adoption of management decisions: example of transition economies // Bulletin NGIEI. 2019. № 6 (97). P. 75-85.

Введение

Информационная эпоха развития общества характеризуется необходимостью принятия решения, основываясь на больших объёмах весьма разрозненной и изменчивой информации о клиентах, их настроениях, предпочтениях и т. п. В этом случае использование систем агрегации и обработки рыночной информации является необходимостью. Для переходных экономик преимущества рыночных информационных услуг зачастую являются недооцененными, хотя в мировой экономике уже не являются экзотикой так называемые data brokering companies - компании, которые специализируются на продаже собранной и обработанной рыночной информации. В отчете Федеральной торговой комиссии США за 2014 год [1] об индустрии услуг рыночной информации сказано, что данная информация являйся основополагающей при принятии всех важных бизнес-решений. Для индустрии услуг рыночной информации в США характерным является то, что сбор данных производится из различных источников; индустрия является сложной и многоуровневой, при этом брокеры могут предоставлять информацию друг другу; данные содержат информацию практически о всех сделках, проведенных в США; сбор и обработка данных компаниями часто являются непрозрачными, при этом сбор данных производится как онлайн, так и офлайн.

В то же время, как показано в работе [2], отечественный предприниматель, понимая важность рыночной информации, часто в силу ограничения платежеспособности, не готов платить за предоставление рыночных информационных услуг. Для рынка информационных услуг переходных экономик наблюдается ряд специфических проблем: низкий уровень информационной культуры предпринимателей, отсутствие устойчивых телекоммуникаций в регионах, недоработанность законодательной базы, трудность оценки экономического эффекта от использования информации, сложности в эффективной реализации информационных продуктов, наличие «пиратских» рынков и ряд других. Понимая важность таких услуг, у отечественных предпринимателей возникает недоверие к достоверности и полноте предоставляемой рыночной информации, что сказывается на принятии решений. Проблема усложняется тем, что новое поколение предпринимателей, которое получало образование в современных условиях,ориентируется на международный рынок и видит преимущества сотрудничества с компаниями-поставщиками рыночных информационных услуг. Эти обстоятельства послужили основанием для выбора темы статьи, которая актуальна как с научной, так и практической точек зрения.

В одной из первых работ, посвященной влиянию информационных услуг на процесс принятия

решений, обосновывалась важность полноты информации при принятии решений (Lawrence, B. David [4]). Улучшение качества информации, увеличение ее объемов, в том числе и информации, агрегированной из сети Интернет, может быть причиной изменения управленческих решений на любом этапе его принятия (Charles L. Citroen [5], R. Price, G. Shanks [б], E. Shinnick [7]). Преимущества использования информационных систем для принятия управленческих решений представлен в работах Y. Hasan [8], M. B. Namani [9], A. Popovic [10], R. Turban, R. Turban, Sharda, D. Delen [11]. При этом в большинстве работ внимание акцентировалось на принятии экономических решений.

При этом важность использования больших объёмов данных в принятии решений в сфере образования отражена в American Recovery and Reinvestment Act (2009) (Американском Законе о восстановлении и реинвестировании) [12], Kim Schildkampa, 2011). К таким данным относятся объединенные данные о студентах (их демографические характеристики и успеваемость), данные об учителе (компетенции и профессиональный опыт), данные, полученные в процессе преподавания, обучения и оценки, как внутри, так и за пределами классной комнаты, такие как планы уроков, методы оценки, управление в классе; кадровые ресурсы, инфраструктура и финансовый план, включая образовательный и вспомогательный персонал, аппаратное и программное обеспечение, расходы, а также уровень благосостояния учащихся, их социальное и эмоциональное развитие, такие как поддержка, уважение разнообразия и особые потребности.

Большинство исследователей заключает, что использование больших объемов данных в процессе принятия образовательных решений привело к улучшению результатов обучения учащихся [14; 15; 16; 17; 18], что связано с улучшением учебных планов, методик преподавания, разработка которых велась с использованием анализа больших объемов данных. Не использование больших объемов данных в образовательном процессе ведет к потере времени и ресурсов, поскольку результаты ошибочных интуитивных решений, внедрение новых практик или учебных планов не совпадают с потребностями обучающихся [19].

В тоже время важность информации при принятии решений в сфере экономического образования лишь недавно стала привлекать внимание исследователей. Так, в работе А. Аndroniceanu и В. Ristea [20] рассматривается процесс принятия решений в системе среднего децентрализованного образования. Анализ процесса принятия решений

основан на результатах исследования, проведенного на региональном уровне по репрезентативной выборке заинтересованных сторон, сотрудников и руководителей средних школ. В вопроснике, включающем 20 пунктов, респондентам было предложено оценить свое восприятие характеристик процесса принятия решений в учреждении, в котором они работают или координируют. Полученные данные позволяют описать процесс принятия решений и проанализировать правовые и бюджетные ограничения. Результаты исследования демонстрируют «узкие места» в процессе принятия решений.

Установлено, что принятие решений на основе значительных объемов данных может зависеть от психологических характеристик отдельных учителей (Mariekevan Geel, Trynke Keuning, Adrie Visscher & Jean-Paul Fox (2018) [21]. В отдельных работах основной психологической характеристикой определена мотивация преподавателей (Rilana Prenger & Kim Schildkamp (2018) [22]).

На основе обобщения эмпирических исследований описан алгоритм принятия студентами решений во время внешкольных мероприятий (Garrecht C.; Bruckermann T.; Harms U. [23]). Показано, что использование больших объёмов данных в процессе принятия решения способствует повышению эффективности реализации данных решений.

Проведенный литературный обзор позволил сделать вывод о недостаточной разработанности данной проблемы именно для переходных эконо-микк и сформулировать цель статьи. Переходные экономики характеризуются чрезвычайной изменчивостью экономической среды, неопределённостью и динамичностью. В связи с этим возникает необходимость принимать управленческие решения, учитывающие динамичность среды. В развитых странах агрегацией, обработкой и продажей больших объёмов информации (в т. ч. и рыночной) для принятия управленческих решений занимаются data brokering companies. Такие компании в странах с переходной экономикой находятся на начальном этапе развития, одной из причин этого является восприятие их деятельности потенциальными клиентами и готовность платить за услуги [24; 25]. При этом данный рынок услуг активно развивается, на рынке РФ есть несколько примеров уже работающих или создающихся операторов данных, которые агрегируют данные, связанные с определенной тематикой, а потом предоставляют к ним доступ на коммерческих условиях. Это, например, проекты в области агрегации данных о закупках - система Seldon, в этом же направлении развивается система раскрытия отчетности «Интерфакс.Спарк» [26].

Целью статьи является обобщение опыта переходных экономик в использовании рыночных информационных услуг при принятии решений.

Научная новизна статьи состоит в том, что рассматриваются переходные экономики.

Материалы и методы

В данной статье методом исследования был опрос.

Для выяснения роли рыночных информационных услуг в принятии управленческих решений нами было опрошено 76 человек - предприниматели и управленческий персонал московских государственных учреждений (в том числе в сфере образования) и 118 студентов экономического факультета Государственного университета управления г. Москвы. Подбор респондентов производился случайным образом, критериями отбора были следующие критерии: респондент является студентом экономического факультета университета, предпринимателем города Москвы, управленцем образовательных учреждений города.

Отказы составили 8%. Основные причины отказов: отсутствие времени, нежелание участвовать в опросе.

В опросник были включены следующие вопросы:

- Ваше отношение к покупке рыночной информации, поставляемой data brokering companies (готов приобретать услуги, скорее готов приобретать, скорее не готов приобретать, не готов приобретать услуги)?

- Причины, по которым Вы готовы/не готовы приобретать рыночную информацию?

- В каких случаях рыночная информация была использована при принятии управленческих решений?

При этом информация о респондентах включала следующие данные: предприниматель/студент/ управленец бюджетного учреждения, сфера деятельности.

Для оценки результатов опроса были построены перекрестные таблицы и произведена фильтрация результатов. Сравнение результатов по всем группам респондентов проводилось путем сопоставительного анализа.

Результаты

Обобщенные результаты опроса приведены в таблицах 1-4.

Таблица 1. Обобщенные результаты опроса Table 1. Generalized survey results

Предприниматель / Entrepreneur Студент/ Student Управленец / Manager

4 74 3

14 25 7

11 11 9

6 8 22

Вид деятельности / отношение к покупке рыночной информации / Type of activity / relation to the purchase of market information

готов приобретать услуги / ready to purchase services

скорее готов приобретать / rather ready to acquire скорее не готов приобретать / rather not ready to purchase не готов приобретать услуги / not ready to purchase servic Итого/ Total

Источник: Составлено авторами на основе данных опроса

35

118

41

Таблица 2. Сфера деятельности предпринимателей, которые готовы приобретать рыночную информацию Table 2. The scope of activities of entrepreneurs who are willing to acquire market information

Источник: Составлено авторами на основе данных опроса

Маркети-

Сфера дея- Образовательные услуги / Educational services говые и аудиторс- Международный Пищевая промышленность/ Food industry Легкая про-мышлен-ность/ Light industry

тельности / Field of activity IT / IT кие услуги / Marketing and auditing services консалтинг / International consulting Другое / other

2 18 4 6 2 2 1

Таблица 3. Причины, по которым респонденты готовы/не готовы приобретать рыночную информацию Table 3. Reasons why respondents are willing / not ready to acquire market information

Причины, по которым Вы готовы / не готовы приобретать

рыночную информацию / отношение к покупке рыночной информации / Reasons for which you are ready / not ready to acquire Предприниматель / Entrepreneur Студент / Student Управленец / Manager

market information / attitude to the purchase of market information

Готов приобретать услуги / ready to purchase services

Высокая достоверность информации / High accuracy of information 20

Высокая потребность в рыночной информации / High demand for market information З 14 1

Невозможность самостоятельного получения рыночной 1 З0 2

информации / Inability to independently obtain market information

Другое/ other 10

Скорее готов приобретать / rather ready to acquire

Высокая достоверность информации / High accuracy of information 2 5 1

Высокая потребность в рыночной информации / High demand for market information 7 15 2

Невозможность самостоятельного получения рыночной 4 З 4

информации / Inability to independently obtain market information

Другое / other 1 2

Скорее не готов приобретать / rather not ready to purchase

Готов рассмотреть целесообразность покупки в случае

снижения цены на рыночную информацию / 1 2 1

Ready to consider the feasibility of a purchase in case

of a reduction in the price of market information

Недоверие к качеству предоставляемой информации / Distrust of the quality of the information provided З 1 1

Не вижу необходимости в покупке рыночной информации / З 5 2

I do not see the need to purchase market information

Возможность самостоятельного получения рыночной З З З

информации / Ability to independently obtain market information

Категорически не приемлю деятельность информационных 1 2

агентств / I absolutely do not accept the activities of news agencies

Другое / other

Не готов приобретать услуги / not ready to purchase services

Высокая стоимость рыночной информации / 2 2 5

High cost of market information

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Недоверие к качеству предоставляемой информации / Distrust of the quality of the information provided 1 4 8

Не вижу необходимости в покупке рыночной информации / 1 7

I do not see the need to purchase market information

Возможность самостоятельного получения рыночной 1 1

информации / Ability to independently obtain market information

Категорически не приемлю деятельность информационных

агентств / I absolutely do not accept the activities of news agencies

Другое / other 1 1 2

Источник: Составлено авторами на основе данных опроса

Таблица 4. Случаи, когда рыночная информация была использована при принятии управленческих решений (для всех категорий респондентов)

Table 4. Cases where market information was used in making management decisions (for all categories of respondents)

Анализ биржевых данных / Analysis of stock data 10

Анализ рынка и клиентуры для перепрофилирования производства / Analysis of the market and clientele for the conversion of production 18

Анализ рынка и клиентуры для расширения спектра услуг / Market and clientele analysis to expand the range of services 11

Смена вида деятельности / Change of activity 20

Карьерные решения, в т. ч. смена ВУЗа/факультета / Career solutions, incl. change of university / faculty 28

Решения об иммиграции / Immigration Decisions 4

Источник: Составлено авторами на основе данных опроса

Результаты опроса показали, что представители младшей возрастной группы (студенты), которые максимально включены в цифровую экономику, понимают важность рыночной информации и в большинстве своем, согласны за нее платить. Так, в этой группе наблюдается максимальный процент лиц, которые готовы платить или скорее готовы платить за покупку рыночной информации - 84 % от всех респондентов-студентов. С увеличением возраста респондентов наблюдается преобладание скептических настроений касательно важности и целесообразности покупки рыночной информации. Так, в группе предпринимателей и управленцев готовы таких лиц 54 и 21 % соответственно. При этом в группе предпринимателей мнения разделились практически поровну: 54 и 46 % готовы и не готовы покупать рыночную информацию соответственно. Управленцы, в большинстве своем, не готовы покупать рыночную информацию.

Анализируя сферу деятельности предпринимателей, которые готовы покупать рыночную информацию, можем сделать вывод, такие предприниматели в большинстве своем, работают в сфере 1Т (51 %) и сфере услуг, ориентированную на работу в международном бизнесе (консалтинг и маркетинговые и аудиторские услуги) - 28 % суммарно. Предприниматели, которые работают в сфере реальной экономики, в большинстве своем, не считают нужным приобретать рыночную информацию.

Обобщая причины, по которым респонденты принимали решение о приобретении/не приобретении рыночной информации, можем отметить, что в каждой из противоположных групп были выделены следующие причины:

- респонденты, которые готовы приобретать услуги, утверждали, что их род деятельности связан работой с большими объемами данных, которые они не могут получить самостоятельно, деятель-

ность связана, в большинстве своем с выводом новых продуктов;

- группа респондентов, которые не готовы приобретать услуги, утверждали, что для реального сектора экономики, в котором они работают, в таких данных нет необходимости.

Из всех категорий респондентов наиболее перспективной является категория «студенты». Следует отметить, что в учебном процессе рыночная информация используется как преподавателями, так и студентами. Респонденты отмечают, что выбор ВУЗа и, соответственно, экономического факультета в первую очередь объяснялся использованием современных методов обучения, наличия современных учебных дисциплин, разработанных с учетом современных данных. В этом случае решение о выборе ВУЗа было полностью основано на рыночной информации. Кроме того, при работе над проектами, студенты активно использовали агрегированные данные, например GoogleAnalytics как для проектов, связанных с сектором реальной экономики (например для анализа спроса, клиентуры, заказов и прочего для бизнеса, связанного с приготовлением пиццы).

С другой стороны, университет также принимал маркетинговые решения на основе рыночной информации о абитуриентах, их планах, настроениях и видении своего будущего. Одной из проблем, связанных с использованием рыночной информации в сфере образования, является безопасность. Обеспечение безопасности - базовый вопрос, возникающий в контексте внедрения любой инициативы по использованию новейших аналитических инструментов. Стоит отметить, что требования по безопасности информации неуклонно растут. Другая базовая проблема касается приватности. Не каждому человеку нравится то, что имеющиеся данные позволяют его идентифицировать и отслеживать

действия, которые он совершает. По мере того, как аналитика все масштабнее будет использоваться в образовании, количество данных, которые будут накапливаться в этой сфере, будет расти по экспоненте. Образовательные учреждения будут инвестировать все больше средств в развитие своей IT-инфраструктуры с тем, чтобы обеспечить свои аналитические потребности и сохранить конкурентные позиции в определенном образовательном секторе.

Обсуждение

Проведенное исследование показало, что для переходной экономики использование рыночных информационных услуг в целом не является характерным, и рынок таких услуг не является развитым. Напротив, по данным журнала Форбс, основными заказчиками услуг по приобретению рыночной информации являются транснациональные корпорации [28]. Поэтому при проведении подобных опросов в США и других развитых странах респондентами являются представители предпринимательских кругов [29]. Косвенным признаком положительного их отношения к приобретению рыночной информации являются возрастающие объемы продаж такой информации.

Также в исследовании [30] установлено, что очень часто приобретаемая информация является частично полной, может быть неправильно интерпретирована и не соответствовать фактическому положению вещей. В развитых странах основной проблемой на рынке информационных услуг является защита так называемых privacy людей, о которых собирается информация [30]. При этом у людей, о которых собирается информация, деятельность data brokering companies вызывает резко негативное отношение, хотя сами они вполне допускают покупку такой информации [31].

В законодательстве некоторых развитых странах четко определено так называемое право на забвение, тогда как для переходных экономик это является законодательным пробелом.В США право на забвение не действует по причине Первой поправки, касающейся свободы информации - никто не имеет право удалять или скрывать достоверные факты. Европейский же подход рассматривает право на забвение как неотъемлемое право личности, которое охватывает несколько элементов, таких как честь, достоинство и право на частную жизнь. Провозглашается ее неприкосновенность, и для

пользователей Интернета это означает возможность скрыть их деятельность от третьих лиц. Лицо вправе принимать решения о возможном использовании их собственных данных. Однако неприкосновенность личной жизни во многих случаях входит в противоречие с общественным интересом. Громкие дела, связанные с уголовным преследованием, личная жизнь публичных лиц неминуемо становятся уязвимыми местами формируемого права: пользователи будут стремиться скрыть подобную информацию, несмотря на ее общественную значимость. Не допустить подобных инцидентов - одна из задач будущих контролирующих органов [32].

Выводы

Проведенное исследование позволяет сделать выводы о том, что интерес к покупке больших объемов агрегированных данных растет, и данный рынок весьма перспективен в РФ.

Data brokering companies в странах с переходной экономикой находятся на начальном этапе развития, одной из причин этого является восприятие их деятельности потенциальными клиентами и готовность платить за услуги. Рынок рыночных информационных услуг является перспективным, поскольку молодое поколение предпринимателей (которые в данный момент являются студентами экономического факультета), готовы приобретать данные услуги.

Роль рыночных информационных услуг в принятии управленческих решений является различной для отдельных видов деятельности: предприниматели, занятые в реальном секторе экономики, скептически относятся к покупке таких услуг. Напротив, предприниматели, занятые в IT-сфере, консалтинге, то есть ориентированные в большинстве своём на международные рынки, считают необходимыми приобретать рыночную информацию.

Современное поколение студентов принимает решение о выборе ВУЗа, как правило, на основе рыночной информации, то есть роль такой информации в принятии такого решения является ключевой.

Роль рыночных информационных услуг в принятии управленческих решений будет расти с увеличением «цифровизации» экономики, кооперации с международными компаниями и выходе на международные рынки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Data brokers: a call for transparency and accountability (PDF). Federal Trade Commission. Government of the United States. May 2014. Retrieved 13 August 2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ftc.gov/system/files/documents/reports/data-brokers-call-transparency-accountability-report-federal-trade-commission-may-2014/140527databrokerreport.pdf

2. Пирязев М. С. Информационный бизнес в рыночной экономике: Методологические аспекты : автореферат дис. ... кандидата экономических наук : 08.00.01 / Моск. акад. гос. и муниц. управ. Москва, 2005. 27 с.

3. Lawrence D. B. The quantification of the value of information in decision making. Retrospective Theses and Dissertations. 7287 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://lib.dr.iastate.edu/rtd/7287

4. Charles L. C. The role of information in strategic decision-making // International Journal of Information Management. 2011. Vol. 31. № 6. P. 493-501.

5. Price R., Shanks G. Data Quality and Decision Making // Handbook on Decision Support Systems 1. Berlin, Heidelberg, 2008.

6. Chengalur-Smith, Indushobha & Ballou D. P., Pazer H. L. The impact of data quality information on decision making: An exploratory analysis. Knowledge and Data Engineering // IEEE Transactions on. 11. 1999. P. 853-864. 10.1109/69.824597.

7. Shinnick E. The Role of Information in Decision Making. Encyclopedia of Decision Making and Decision Support Technologies, IGI Global, 2008.

8. Hasan Y. et. al. The Impact of Management Information Systems Adoption in Managerial Decision Making // A Review Management Information Systems. 2013. V. 8. № 4. P. 010-017.

9. Namani M. B. The role of information systems in management decision making-a theoretical approach // Information management. 2010. P. 109-116.

10. Popovic A. et al. Towards business intelligence systems success: Effects of maturity and culture on analytical decision making // Decision Support Systems. 2012. V. 54. № 1. P. 729-739.

11. Turban R. Sharda D. Delen. Decision Support and Business Intelligence Systems, 9th ed., Prentice Hall Press, Upper Saddle River, NJ, 2010.

12. One Hundred Eleventh Congress of the United States of America [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.govinfo.gov/content/pkg/BILLS-111hr1enr/pdf/BILLS-111hr1enr.pdf

13. Чернов В. В. Восточная стратегия России: цивилизационное измерение // Образование и право. 2017. № 6. С. 87-97.

14. Данилкова Е. Б. Экономическая сущность и природа инновации // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. 2017. Вып. 79. № 1. С. 326-331. https://doi.org/10.20914/2310-1202-2017-1-326-331

15. Leontev M. G., Bondarenko N. G., Shebzuhova T. A., Butko S. S., Egorova L. I. Improving the efficiency of university management: teacher's performance monitoring as a tool to promote the quality of education // European Research Studies Journal. 2018. V. 21. № 2. P. 527-540.

16. Изотова Н. Н. Интернет-коммуникации в Японии: социокультурный аспект // Ценности и смыслы. 2016. № 2 (42). С. 94-103.

17. Androniceanu А., Ristea В. Decision Making Process in the Decentralized Educational System // Procedia - Social and BehavioralSciences. 2014. V. 149. № 5. P. 37-42.

18. Schildkamp Kim, Kuin Lai, Mei, Earl, Lorna. Data-based Decision Making in Education: Challenges and Opportunities. 10.1007/978-94-007-4816-3.

19. Earl L. M., Katz S. Leading schools in a data-rich world. Harnessing data for school improvement. Thousand Oaks, CA: Corwin press, 2006.

20. Gelderblom G., Schildkamp K., Pieters J., Ehren M. Data-based decision making for instructional improvement in primary education // International Journal of Educational Research. 2016. Vol. 80. P. 1-14.

21. Rilana Prenger, Kim Schildkamp Data-based decision making for teacher and student learning: a psychological perspective on the role of the teacher, Educational Psychology, DOI: 10.1080/01443410.2018.1426834

22. Marieke van Geel, Trynke Keuning, Adrie Visscher& Jean-Paul Fox Changes in Educational Leadership During A Data-Based Decision Making Intervention, Leadership and Policy in Schools, DOI: 10.1080/15700763.2018.1475574

23. Garrecht C.; Bruckermann T., Harms U. Students' Decision-Making in Education for Sustainability-Related Extracurricular Activities-A Systematic // Review of Empirical Studies. 2018. № 10. P. 3876.

24. Chernopyatov A., Makushenko L., Popova V., Antonova N. Entrepreneurship development and business activity in the Russian federation // Journal of Entrepreneurship Education. 2018. № 21.

25. Afonasova M. Digital Transformation of the Entrepreneurship: Challenges and Prospects // Journal of Entrepreneurship Education. 2018. V. 21. № 2S.

26. Через два года роль дата-брокеров сильно возрастет. Материалы сайта [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ibs.ru/media/media/cherez-dva-goda-rol-data-brokerov-silno-vozrastet/

27. Яндиева М. С. Трудовые ресурсы региона: проблемы и перспективы обеспечения занятости населения сельских территорий // Экономика и предпринимательство. 2016. № 2-2 (67). С. 313-319.

28. BernardM. Where Can You Buy Big Data? Here Are The Biggest Consumer Data Brokers. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.forbes.com/sites/bernardmarr/2017/09/07/where-can-you-buy-big-data-here-are-the-biggest-consumer-data-brokers/#6b39a8956c27

29. Committee on commerce, science, and transportation: A Review of the Data Broker Industry: Collection, Use, and Sale of Consumer Data for Marketing Purposes [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://educationnewyork.com/files/rockefeller_databroker.pdf

30. PalkLaura, Muralidhar Krishnamurty. A Free Ride: Data Brokers' Rent-Seeking Behavior and the Future of Data Inequality Vanderbilt // Journal of Entertainment & Technology Law. 2018. V. 20. № 3, P. 779-837.

31. Aurelia Tamd, Damian George. Oblivion, Erasure and Forgetting in the Digital Age, 5 (2014) JIPITEC 71 para 1.

32. Чикишев Н. А. Право на забвение в европейском цифровом законодательстве (на примере Франции) // Медиаскоп. 2017. № 3.

Дата поступления статьи в редакцию 22.03.2019, принята к публикации 29.04.2019.

Информация об авторах: Исрафилов Наиль Талгатович, доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономика и менеджмент»

Адрес: Смольный институт Российской академии образования, 195197, Россия, Санкт-Петербург, Полюстровский пр-кт, 59 E-mail: [email protected] Spin-код: 3323-5374

Станчин Иван Михайлович, доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономика» Адрес: Воронежский экономико-правовой институт, 394042, Россия, Воронеж, Ленинский пр-кт, 119-а E-mail: [email protected] Spin-код: 2915-2429

Гарявин Алексей Николаевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры «Социально-политические процессы и история»

Адрес: Санкт-Петербургский государственный аграрный университет, 196601, Россия, Санкт-Петербург, Петербургское шоссе, 2 E-mail: [email protected] Spin-код: 2200-0875

Заявленный вклад авторов: Исрафилов Наиль Талгатович: общее руководство проектом, анализ и дополнение текста статьи. Станчин Иван Михайлович: поиск аналитических материалов в отечественных и зарубежных источниках. Гарявин Алексей Николаевич: сбор и обработка материалов, подготовка первоначального варианта текста.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

REFERENCES

1. Data brokers: a call for transparency and accountability (PDF). Federal Trade Commission. Government of the United States. May 2014. Retrieved 13, August 2014. [Elektronnyj resurs]. Available at: https://www.ftc.gov/system/files/documents/reports/data-brokers-call-transparency-accountability-report-federal-trade-commission-may-2014/140527databrokerreport.pdf

2. Piryazev M.S. Informatsionnyy biznes v ekonomike: metodologicheskiye aspekty [Information business in a market economy: Methodological aspects. Ph. D. (Economy) thesis]. Moscow, 2005. 27 p.

3. Lawrence D. B. The quantification of the value of information in decision making. Retrospective Theses and Dissertations. 7287. [Elektronnyj resurs]. Available at: https://lib.dr.iastate.edu/rtd/7287

4. Charles L. C. The role of information in strategic decision-making, International Journal of Information Management. 2011. Vol. 31. No. 6. pp. 493-501.

5. Price R., Shanks G. Data Quality and Decision Making, Handbook on Decision Support Systems 1. Berlin, Heidelberg, 2008.

6. Chengalur-Smith Indushobha, Ballou D. P., Pazer H. L. The impact of data quality information on decision making: An exploratory analysis. Knowledge and Data Engineering, IEEE Transactions on. 11. (1999). pp. 853-864. 10.1109/69.824597.

7. Shinnick E. The Role of Information in Decision Making. Encyclopedia of Decision Making and Decision Support Technologies, IGI Global, 2008.

8. Hasan Y. et. al. The Impact of Management Information Systems Adoption in Managerial Decision Making, A Review Management Information Systems. 2013. Vol. 8. No. 4. pp. 010-017.

9. Namani M. B. The role of information systems in management decision making-a theoretical approach, Information management. 2010. pp. 109-116.

10. Popovic A. et al. Towards business intelligence systems success: Effects of maturity and culture on analytical decision making, Decision Support Systems. 2012. Vol. 54, No. 1. pp. 729-739.

11. Turban R., Sharda D. Delen Decision Support and Business Intelligence Systems, 9th ed., Prentice Hall Press, Upper Saddle River, NJ, 2010.

12. One Hundred Eleventh Congress of the United States of America [Elektronnyj resurs]. Available at: https://www.govinfo.gov/content/pkg/BILLS-111hr1enr/pdf/BILLS-111hr1enr.pdf

13. Chernov V. V. Vostochnaya strategiya Rossii: civilizacionnoe izmerenie [Eastern strategy of Russia: civili-zational dimension], Obrazovanie i pravo [Education and law], 2017, No. 6, pp. 87-97.

14. Danilkova E. B. Ekonomicheskaya sushchnost' i priroda innovacii [The economic essence and the nature of innovation], Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta inzhenernyh tekhnologij [Proceedings of the Voronezh State University of Engineering Technologies], 2017, Vol. 79, No. 1, pp. 326-331. (In Russ.) https://doi.org/10.20914/2310-1202-2017-1-326-331

15. Leontev M. G., Bondarenko N. G., Shebzuhova T. A., Butko S. S., Egorova L. I. Improving the efficiency of university management: teacher's performance monitoring as a tool to promote the quality of education, European Research Studies Journal, 2018, Vol. 21, No. 2, pp. 527-540.

16. Izotova N. N. Internet-kommunikacii v Yaponii: sociokul'turnyj aspekt [Internet communications in Japan: sociocultural aspect], Cennosti i smysly [Values and meanings], 2016, No. 2 (42), pp. 94-103.

17. Androniceanu А., Ristea В. Decision Making Process in the Decentralized Educational System, Procedia -Social andBehavioralSciences. 2014. Vol. 149. No. 5. pp. 37-42.

18. Schildkamp Kim, Kuin Lai Mei, Earl Lorna. Data-based Decision Making in Education: Challenges and Opportunities. 10.1007/978-94-007-4816-3.

19. Earl L. M., Katz S. Leading schools in a data-rich world. Harnessing data for school improvement. Thousand Oaks, CA: Corwin press, 2006.

20. Gelderblom G., Schildkamp K., Pieters J., Ehren M. Data-based decision making for instructional improvement in primary education, International Journal of Educational Research. 2016. Vol. 80. pp. 1-14.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Rilana Prenger, Kim Schildkamp. Data-based decision making for teacher and student learning: a psychological perspective on the role of the teacher, Educational Psychology, DOI: 10.1080/01443410.2018.1426834

22. Marieke van Geel, Trynke Keuning, Adrie Visscher& Jean-Paul Fox Changes in Educational Leadership During A Data-Based Decision Making Intervention, Leadership and Policy in Schools, DOI: 10.1080/15700763.2018.1475574

23. Garrecht C.; Bruckermann T., Harms U. Students' Decision-Making in Education for Sustainability-Related Extracurricular Activities-A Systematic, Review of Empirical Studies. 2018 No. 10. pp. 3876.

24. Chernopyatov A., Makushenko L., Popova V., Antonova N. Entrepreneurship development and business activity in the Russian federation, Journal of Entrepreneurship Education. 2018. No. 21.

25. Afonasova M. Digital Transformation of the Entrepreneurship: Challenges and Prospects, Journal of Entrepreneurship Education. 2018. Vol. 21. No. 2S.

26. In two years, the role of data brokers will greatly increase [Elektronnyj resurs]. Available at: https://www.ibs.ru/media/media/cherez-dva-goda-rol-data-brokerov-silno-vozrastet/

27. Yandieva M. S. Trudovye resursy regiona: problemy i perspektivy obespecheniya zanyatosti naseleniya sel'skih territorij [Labor resources of the region: problems and prospects of employment in rural areas], Ekonomika i predprinimatel'stvo [Economics and entrepreneurship], 2016, No. 2-2 (67), pp. 313-319.

28. Bernard M. Where Can You Buy Big Data? Here Are The Biggest Consumer Data Brokers. [Elektronnyj resurs]. Available at: https://www.forbes.com/sites/bernardmarr/2017/09/07/where-can-you-buy-big-data-here-are-the-biggest-consumer-data-brokers/#6b39a8956c27

29. Committee on commerce, science, and transportation: A Review of the Data Broker Industry: Collection, Use, and Sale of Consumer Data for Marketing Purposes [Elektronnyj resurs]. Available at: http://educationnewyork.com/files/rockefeller_databroker.pdf

30. Palk Laura, Muralidhar Krishnamurty. A Free Ride: Data Brokers' Rent-Seeking Behavior and the Future of Data Inequality Vanderbilt, Journal of Entertainment & Technology Law. 2018. Vol. 20. No. 3, pp. 779-837.

31. Aurelia Tamo, Damian George, Oblivion, Erasure and Forgetting in the Digital Age, 5 (2014) JIPITEC 71 para 1.

32. Chikishev N. A. Pravo na zabveniye v yevropeyskom tsifrovom zakonodatel'stve (na primere Frantsii) [The right to oblivion in European digital legislation (on the example of France)], Mediaskop [Mediaskop], 2017. No. 3.

Submitted 22.30.2019; revised 29.04.2019.

About the authors:

Nail T. Israfilov, Dr. Sci. (Economy), professor of the chair «Economics and Management» Address: Smolny Institute of the Russian Academy of Education, 195197, Russia, St. Petersburg, Polyustrovsky Prospect, 59 E-mail: [email protected] Spin-Kog: 3323-5374

Ivan M. Stanchin, Dr. Sci. (Economy), professor of the chair «Economics»,

Address: Voronezh Economics and Law Institute, 394042, Russia, Voronezh, Leninskiy Prospect, 119-a E-mail: [email protected] Spin-Kog: 2915-2429

Alexey N. Garyavin, Ph. D. (History), associate professor of the chair «Socio-political processes and history» Address: St. Petersburg State Agrarian University, 196601, Russia, St. Petersburg, Petersburg Highway 2 E-mail: [email protected] Spin-Kog: 2200-0875

Contribution of the authors: Nail T. Israfilov: managed the research project, analysing and supplementing the text. Ivan M. Stanchin: search for analytical materials in Russian and international sources. Alexey N. Garyavin: collection and processing of materials, preparation of the initial version of the text.

All authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.