Научная статья на тему 'Роль руководителя в обеспечении качества медицинской помощи'

Роль руководителя в обеспечении качества медицинской помощи Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
401
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / РУКОВОДИТЕЛИ / УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / НЕГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИКЛИНИКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Волнухин Артем Витальевич

Эффективность реализации подходов к непрерывному улучшению качества медицинской помощи во многом зависит от руководителя конкретной медицинской организации. Анкетирование представителей администрации сети негосударственных поликлиник, в котором приняли участие 46 респондентов, продемонстрировало, что политика в области качества медицинской помощи отсутствует, непрерывное его улучшение не является приоритетной стратегией, а выбранные механизмы обеспечения качества не оптимальны. Недооценивается роль управления медицинским персоналом. Без должного внимания остаются обучение и развитие, а также организация труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль руководителя в обеспечении качества медицинской помощи»

Литература

1. Тельнова Е. А. Качество оказания медицинской помощи как основная задача системы здравоохранения // Вестник Росздравнадзора, 2010. № 5. С. 4-9.

2. Краевой С. А., Медалье С. В., Фесенко В. В. Анализ некоторых аспектов конкуренции на рынке медицинских услуг в современных условиях акционирования системы здравоохранения // Современные проблемы науки и образования, 2012 год. № 5. [Электронный ресурс]. Режим доступа: ht:tp://cyberleninka.ru/artide/n/analiz-nekotoryh-aspektov-konkurentsii-na-rynke-meditsinskih-uslug-v-sovremennyh-usloviyah-aktsionirovaniya-sistemy-zdravoohraneniya/ (дата обращения: 21.12.2016).

3. Кораблев В. Н., Савкова В. М., Савков Д. С. Организационно-экономические и правовые аспекты модернизации здравоохранения в современных условиях. Хабаровск: Изд-во Дальневосточ. гос. мед. ун-та, 2012. 96 с.

4. Северский А. В., Сергеева Е. О. Значение протоколов ведения больных в судебной практике // Проблемы стандартизации в здравоохранении, 2005. № 11. С. 6-12.

5. Арутюнов А. Т., Турзин П. С., Шарапова Е. И. и др. Разработка и внедрение системы менеджмента качества медицинской помощи в многопрофильной поликлинике // Сертификация. 2009. № 4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vniis.ru/file/bulletin1/DEFAULT/org.stretto.plugins.bulletin.core.Article/file /2082/ (дата обращения: 21.12.2016).

6. Шарабчиев Ю. Т., Дудина Т. В. Доступность и качество медицинской помощи: слагаемые успеха // Медицинские новости, 2009. № 12. С. 6-12.

РОЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ Волнухин А. В.

Волнухин Артем Витальевич / Volnukhin АгЧет УИа1уеу1сЬ - кандидат медицинских наук,

ассистент, кафедра семейной медицины, Институт профессионального образования Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова Минздрава Российской Федерации, г. Москва

Аннотация: эффективность реализации подходов к непрерывному улучшению качества медицинской помощи во многом зависит от руководителя конкретной медицинской организации. Анкетирование представителей администрации сети негосударственных поликлиник, в котором приняли участие 46 респондентов, продемонстрировало, что политика в области качества медицинской помощи отсутствует, непрерывное его улучшение не является приоритетной стратегией, а выбранные механизмы обеспечения качества не оптимальны. Недооценивается роль управления медицинским персоналом. Без должного внимания остаются обучение и развитие, а также организация труда.

Ключевые слова: качество медицинской помощи, руководители, управление персоналом, конкурентоспособность, негосударственная поликлиника.

Качеству медицинской помощи (КМП) в настоящее время уделяется большое внимание, в том числе, как источнику конкурентоспособности медицинской организации (Аренков И. А., Олейник М. В., Страхова О. А., 2007; Кофанова Т. А.,

Пунанова Т. И., 2014; McGuire Т., 2006). Среди подходов к обеспечению КМП отмечена роль обучения медицинского персонала, инфраструктуры организации, материально-технического оснащения, инновационного развития, стандартизации, внутреннего аудита, стимулирования, внедрения системы менеджмента качества (Вардосанидзе С. Л., Лихота А. И., 2000; Капилевич Л. В., 2000; Михайлова Ю. В., Таранов А. М., Сибурина Т. А. и др., 2005; Шейман И. М., 2008; Сибурина Т. А., 2010). Каждый из этих подходов имеет свои преимущества и недостатки и, вероятно, они должны использоваться в комплексе. При этом эффективность их реализации будет во многом зависеть от руководителя конкретной медицинской организации. Подтверждением этому являются результаты проведенной нами экспертизы КМП в сети негосударственных поликлиник города Москвы.

По итогам экспертизы 1070 законченных случаев обращения частота дефектов медицинской помощи составила 4,5 на каждый законченный случай обращения; медицинская эффективность достигла 67,6%. Кроме того, было установлено, что выявленные проблемы КМП оказывают негативное влияние на эконмический эффект и социальную эффективность лечебно-диагностического процесса. Основной причиной сложившейся ситуации была признана недостаточная компетенция медицинского персонала и отсутствие у него стремления к улучшению КМП, а также профессиональному развитию.

В свою очередь, анкетирование представителей администрации сети негосударственных поликлиник, в котором приняли участие 46 респондентов, продемонстрировало, что политика в области КМП отсутствует, непрерывное повышение КМП не является приоритетной стратегией, а выбранные механизмы обеспечения КМП не оптимальны.

Так, по мнению руководителей, среди параметров, определяющих КМП, наибольшее значение имеют инфраструктура и материальные ресурсы: наличие лаборатории и дневного стационара (1 -е место); широкий спектр медицинских услуг (2-е место); высокая степень информатизации рабочих процессов (3-е место); наличие аптеки (5-е место); оснащение современным-лечебно-диагностическим оборудованием (7-е место). Недостатки работы существующей системы контроля КМП руководители также оценивают с точки зрения состояния, прежде всего, материальных ресурсов - 1-е место занимает недостаточная надежность информационных технологий.

Наличию системы контроля КМП, как параметру, положительно характеризующему организацию управления КМП, отводится только 8-е место.

Недооценивается руководителями роль управления медицинским персоналом, являющимся важным ресурсом в обеспечении КМП. Без должного внимания остаются обучения и развитие, а также организация труда, не смотря на существование проблем в этих областях. Значимость профессиональной квалификации и наличия системы непрерывного профессионального развития оценивается низко - 8-е и 10-е места соответственно. Руководители признают наличие дефицита знаний, умений и навыков у сотрудников поликлиник, при этом присваивая средние и низкие оценки значимости соответствующих параметров: низкий уровень коммуникативных навыков (4-е место); низкий уровень практических навыков и навыков работы с медицинской документацией (5-е место); недостаточное соблюдение стандартов медицинской помощи (6-е место); низкий уровень навыков работы в электронной медицинской карте (9-е место). Не смотря на это, уровень профессиональной квалификации оценивается как высокий, что может указывать на неверное представление руководителей о требованиях, предъявляемых к квалификации специалистов.

Следует отметить невнимание к такой важной составляющей управления КМП, как оценка и контроль социальной эффективности медицинской помощи.

Руководители поликлиник оценивают ее, как низкую, при этом оставляя на 6-м месте

среди других проблем сети негосударственных поликлиник.

Таким образом, результаты исследования показали, что неоптимальные решения и

подходы руководства могут приводить к снижению КМП, а значит и

конкурентоспособности медицинской организации.

Литература

1. Аренков И. А., Олейник М. В., Страхова О. А. Конкурентные преимущества предпринимательских структур в здравоохранении. СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ, 2007. 99 с.

2. Кофанова Т. А., Пунанова Т. И. Роль частной медицины в развитии системы здравоохранения в России // Научный вестник Костромского государственного технологического университета, 2014. № 2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vestnik.kstu.edu.ru/Images/ArticleFile/2014-2-14.pdf/ (дата обращения: 21.12.2016).

3. Gaynor M. What do we know about competition and quality in health care markets? [Electronic resourse]. URL: http://www.bristol.ac.uk/medialibrary/sites/cmpo/migrated/d ocuments/wp151.pdf/ (date of access: 21.12.2016).

4. McGuire T. Competition in the health care markets // Presentation at the 3rd International conference on health policy in Jerusalim. December, 2006.

5. Вардосанидзе С. Л., Лихота А. И. Управление качеством лечебно -диагностического процесса с использованием медицинских стандартов (протоколов) // Экономика здравоохранения, 2000. № 2, 3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://medi.ru/doc/8200202.htm/ (дата обращения: 21.12.2016).

6. Капилевич Л. В. Менеджмент качества медицинских услуг: состояние проблемы и подходы к решению // Вопросы экономики и права муниципального здравоохранения: Сборник докладов VI семинара-совещания АСДГ руководителей здравоохранения администраций городов Сибири, Дальнего Востока и Урала. Томск: Томск. гос. ун-т систем управления и радиоэлектроники, 2000. С. 98-102.

7. Михайлова Ю. В., Таранов А. М., Сибурина Т. А. и др. Организационно-правовые основы экспертизы качества оказания медицинской помощи в частных ЛПУ в условиях реализации Закона «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»: Методическое пособие. М.: Федеральный фонд ОМС, 2005. 112 с.

8. Шейман И. М. Теория и практика рыночных отношений в здравоохранении / Гос. ун-т. Высшая школа экономики. 2-е изд. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008. 318 с.

9. Сибурина Т. А. Обеспечение и наращивание конкурентного преимущества учреждения здравоохранения на рынке медицинских услуг // Электронный научный журнал «Социальные аспекты здоровья населения», 2010. № 3 (15). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vestnik.mednet.ru/content/view/209/30/l ang,ru/ (дата обращения: 21.12.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.