Научная статья на тему 'Анализ качества лечебного процесса в сети негосударственных поликлиник'

Анализ качества лечебного процесса в сети негосударственных поликлиник Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
59
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / КОНКУРЕНЦИЯ / НЕГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИКЛИНИКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Волнухин Артем Витальевич

В современном представлении качество медицинской помощи это совокупность характеристик, подтверждающих соответствие оказанной медицинской помощи потребностям и ожиданиям пациента, а также современному уровню медицинской науки, стандартам и нормативно-правовым актам. В современном здравоохранении качество медицинской помощи это также элемент неценовой конкуренции медицинских организаций. В рамках комплексной оценки конкурентоспособности сети негосударственных поликлиник города Москвы, был проведен анализ качества оказываемой медицинской помощи. С этой целью экспертной оценке подверглось 1070 законченных случаев обращения к врачам первого контакта врачам общей практики и терапевтам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ качества лечебного процесса в сети негосударственных поликлиник»

1. Шевченко Ю. Л. Частная хирургия I том. М.:«Специальная литература», 1998. 518 с.

2. Кузин М. И., Шкроб О. С. Хирургические болезни. М.: «Медицина», 2002. 640 с.

3. Шимко В. В. Сысолятин А. А. «Грыжи живота» учебное пособие. Амурская государственная медицинская академия, 2010. 150 с.

4. Гарелик П. В., Макшанов И. Я., Мармыш Г. Г. Хирургические болезни. Изд-во ГГМУ, 2003. 267 с.

АНАЛИЗ КАЧЕСТВА ЛЕЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В СЕТИ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОЛИКЛИНИК Волнухин А. В.

Волнухин Артем Витальевич / Volnukhin АгЧет Vitalyevich - кандидат медицинских наук,

ассистент, кафедра семейной медицины, Институт профессионального образования Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова Минздрава Российской Федерации, г. Москва

Аннотация: в современном представлении качество медицинской помощи - это совокупность характеристик, подтверждающих соответствие оказанной медицинской помощи потребностям и ожиданиям пациента, а также современному уровню медицинской науки, стандартам и нормативно-правовым актам. В современном здравоохранении качество медицинской помощи - это также элемент неценовой конкуренции медицинских организаций. В рамках комплексной оценки конкурентоспособности сети негосударственных поликлиник города Москвы, был проведен анализ качества оказываемой медицинской помощи. С этой целью экспертной оценке подверглось 1070 законченных случаев обращения к врачам первого контакта - врачам общей практики и терапевтам.

Ключевые слова: качество медицинской помощи, конкуренция, негосударственная поликлиника.

В современном представлении качество медицинской помощи (КМП) - это совокупность характеристик, подтверждающих соответствие оказанной медицинской помощи потребностям и ожиданиям пациента, а также современному уровню медицинской науки, стандартам и нормативно-правовым актам [1, 2]. К критериям КМП относят доступность, своевременность, адекватность, преемственность, непрерывность, эффективность, ориентированность на пациента, безопасность, отсутствие (минимизацию) дефектов оказания медицинской помощи, научно -технический уровень [3-5]. В современном здравоохранении КМП - это также элемент неценовой конкуренции медицинских организаций [6, 7].

В рамках комплексной оценки конкурентоспособности сети негосударственных поликлиник города Москвы был проведен анализ качества оказываемой медицинской помощи. С этой целью экспертной оценке подверглось 1070 законченных случаев обращения к врачам первого контакта - врачам общей практики и терапевтам.

Анализ показал, что качество лечебного процесса нельзя оценить однозначно (табл. 1). С одной стороны, такие важные его индикаторы, как своевременность лечения, адекватность лечения и обоснованность использования дневного стационара (ДС) получили высокие оценки в 93,1%, 88% и 97,8% случаев соответственно. С

другой стороны, обращает на себя внимание заметно худшая ситуация по таким индикаторам качества, как продолжительность лечения (высокий уровень только в 52,7% случаев) и кратность посещений (высокий уровень в 62,1% случаев). Из этого можно сделать вывод, что проблемы с организацией лечебного процесса связаны не столько с назначаемым лечением, сколько с соблюдением сроков.

Таблица 1. Показатели качества лечебного процесса (на 100 законченных случаев)

Индикаторы качества лечебного процесса Оценки показателя

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

Достаточная Недостаточная Избыточная

Продолжительность лечения 52,7 32,5 14,8

Кратность посещений 62,1 32,1 5,8

Да - Нет

Своевременность лечения 93,1 - 6,9

Адекватность лечения 88,0 - 12,0

Обоснованность 97,8 2,2

направления в ДС

Наличие проблем со сроками лечения подтверждается и результатами детального анализа медицинских дефектов (рис. 1). Всего было выявлено 1138 дефектов медицинской помощи, связанных с лечебным процессом, частота которых составила 1,1 на 1 законченный случай обращения. Основной удельный вес принадлежал таким дефектам, как недостаточная продолжительность лечения (30,6%), недостаточная кратность посещений (30,2%), избыточная продолжительность лечения (13,9%) и неадекватное лечение (11,3%). Основной причиной сложившейся ситуации является дефицит у врачей соответствующих знаний, умений и навыков.

■ Недостаточная продолжительность лечения

■ Избыточная продолжительность лечения

■ Недостаточная кратность посещений

■ Несвоевременное лечение

■ Избыточная кратность посещений

■ Неадекватное лечение

■ Необоснованное направление в ДС

Рис. 1. Структура дефектов медицинской помощи, связанных с лечебным процессом

Таким образом, в сети негосударственных поликлиник имеет место неблагоприятная ситуация по качеству лечебного процесса, обусловленная дефицитом знаний, умений, навыков у врачебного персонала. С целью нивелирования ее негативного влияния на конкурентоспособность организации, необходимо установить области дефицита знаний, умений, навыков и провести необходимое обучение.

1. Северский А. В., Сергеева Е. О. Значение протоколов ведения больных в судебной практике // Проблемы стандартизации в здравоохранении, 2005. № 11. С. 6-12.

2. Арутюнов А. Т., Турзин П. С., Шарапова Е. И. и др. Разработка и внедрение системы менеджмента качества медицинской помощи в многопрофильной поликлинике // Сертификация, 2009. № 4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vniis.ru/file/bulletin1/DEFAULT/org.stretto.plugins.bulletin.core.Article/iile /2082/ (дата обращения: 19.12.2016).

3. Стародубов В. И., Воробьев П. А., Якимов О. С. и др. Основные положительные концепции стандартизации медицинских услуг // Экономика здравоохранения, 1997. № 10. С. 5-10.

4. Шарабчиев Ю. Т., Дудина Т. В. Доступность и качество медицинской помощи: слагаемые успеха // Международные обзоры: клиническая практика и здоровье, 2013. № 4. С. 16-34.

5. Patrick A. Rivers, Saundra H. Glover. Health care competition, strategic mission, and patient satisfaction: research model and propositions // J Health Organ Manag, 2008. Vol. 22. № 6. P. 627-641.

6. Аренков И. А., Олейник М. В., Страхова О. А. Конкурентные преимущества предпринимательских структур в здравоохранении. СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ, 2007. 99 с.

7. Кофанова Т. А., Пунанова Т. И. Роль частной медицины в развитии системы здравоохранения в России // Научный вестник Костромского государственного технологического университета, 2014. № 2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vestnik.kstu.edu.ru/Images/ArticleFile/2014-2-14.pdf/ (дата обращения: 19.12.2016).

8. McGuire T. Competition in the health care markets // Presentation at the 3rd International conference on health policy in Jerusalim. December, 2006.

АНАЛИЗ ПРИВЕРЖЕННОСТИ ПАЦИЕНТОВ СЕТИ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОЛИКЛИНИК ВРАЧЕБНЫМ НАЗНАЧЕНИЯМ Волнухин А. В.

Волнухин Артем Витальевич / Volnukhin АгЧет Vitalievich - кандидат медицинских наук,

ассистент, кафедра семейной медицины, Институт профессионального образования Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова Минздрава Российской Федерации, г. Москва

Аннотация: конкурентоспособность медицинской организации зависит и от социальной эффективности лечебно-диагностического процесса. В ходе экспертной оценки законченных случаев обращения в сеть негосударственных поликлиник города Москвы нами было выявлено 18,9% случаев недостаточного соблюдения врачебных назначений. На приверженность пациентов врачебным назначениям оказывали статистически значимое влияние такие индикаторы качества медицинской помощи, как продолжительность лечения, медицинская эффективность, кратность посещений, адекватность консультативной помощи, обоснованность диагноза и адекватность лабораторного обследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.