РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ВЛАСТИ В ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ
Э.Г. Юзиханова
(профессор кафедры оперативно-разыскной деятельности и оперативно-технических мероприятий ОВД Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России, доктор юридических наук, доцент; uzikhanovaeg@yandex.ru)
Л.С. Ганеева
(специальный корреспондент Объединенной редакции МВД России, адъюнкт кафедры правовой подготовки Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России; ganeeva@yandex.ru)
В статье дана краткая характеристика преступности в Ямало-Ненецком автономном округе, отражена роль региональных органов исполнительной власти в рамках общего и специального предупреждения преступности.
Ключевые слова: преступность, профилактика преступности, программа, органы исполнительной власти.
На протяжении последних шести лет в России сохраняется тенденция к сокращению преступности. В частности, общее количество зарегистрированных преступлений в прошлом году сократилось на 4,3 % [1, с. 6].
Как отмечает глава Министерства внутренних дел генерал-лейтенант полиции Владимир Колокольцев, реализация мероприятий в рамках профилактических программ, системная целенаправленная работа всех субъектов профилактики правонарушений, прежде всего органов внутренних дел, оказывает положительное влияние на состояние правопорядка в стране [2. с. 4].
Сократилось как общее количество преступлений, так и большинство тяжких и особо тяжких преступлений. Уменьшилось число убийств и покушений на убийство, фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью. Снизилось количество зарегистрированных актов терроризма. Улучшаются показатели и по большинству преступлений против собственности. Сократилось количество квартирных краж и разбойных нападений.
Общая характеристика преступности в стране складывается из статистических данных по регионам России, региональная преступность отражает основные тенден-
ции развития всей преступности по стране, но имеет также и свои особенности.
В этом плане представляет интерес Ямало-Ненецкий автономный округ. Рассматривая состояние преступности в данном субъекте Российской Федерации, можно отметить, что тенденции развития преступности во многом аналогичны тем процессам, которые в целом происходят на всей территории Российской Федерации, за исключением того, что здесь их общественная опасность менее выражена.
Криминогенная обстановка в районах Крайнего Севера весьма специфична и обусловлена рядом особенностей, в числе которых - нахождение значительной части территорий региона в приполярных и арктических районах с экстремальными для проживания человека природно-климатическими условиями.
Кроме того, в указанном регионе наблюдается повышенная миграционная подвижность трудовых ресурсов, расширяются интересы криминальных структур в топливно-энергетическом комплексе, кредитно-финансовой сфере, на рынке ценных бумаг, во внешнеэкономической деятельности. Нередки противоправные сделки по вывозу сырьевых ресурсов за рубеж.
Немаловажным является то, что на территории исследуемого северного региона в сложных природно-климатических условиях проживают представители разных национальностей, в том числе представители коренных малочисленных народов Крайнего Севера.
Данные официальной статистики свидетельствуют о том, что начиная с 2006 года, в котором было зарегистрировано 13 356 преступлений, наблюдается тенденция к снижению преступности. В частности, в 2007 г. официально зарегистрировано 11 823 преступных деяния, в 2008 г.
- 10 626, в 2009 г. - 8 597. Рост преступности в ЯНАО был вновь отмечен в 2010 году (9 628 преступных деяний). С 2011 года криминальная обстановка характеризуется снижением числа зарегистрированных преступлений. Так, в 2011 году зарегистрировано 9 395 преступлений, в 2012
- 9 121 преступление.
Исходя из общероссийских показателей, в целом оперативная обстановка в округе может быть определена как более спокойная, чем в большинстве других регионов России.
К примеру, уровень преступности на территории округа в 2012 году составил 1 718 преступлений на 100 тыс. населения, что почти на 25,37 % меньше, чем в среднем по России (2 302).
Оценивая всю значимость превентивных мер, инициированных на федеральном уровне, не следует умалять роль региональных органов власти в предупреждении правонарушений, тем более что в числе различных мер предупреждения, классифицируемых по масштабам применения, ученые выделяют региональные меры предупреждения [3, с. 944].
С точки зрения В.В. Лунеева, по своему содержанию они могут быть такими же, как и общегосударственные, только они ограничены округом, краем областью. Данные меры разрабатываются и осуществляются властями этих территориальных образований на основе тех криминогенных обстоятельств, которые выявляются. По нашему мнению, это вполне оправданно ввиду того, что существуют территори-
альные различия преступности, а значит, необходимы различные подходы к реализации стратегии борьбы с преступностью.
Следует отметить, что в Ямало-Ненецком автономном округе реализуется ряд мероприятий профилактической направленности в рамках как общего, так и специального предупреждения преступности.
Известно, что общее предупреждение преступности - это система мер по устранению процессов детерминации и причинности преступности, воздействующих на все население или его группы, выделяемых по общим экономическим, социальным, иным критериям, и создающих вероятность преступного поведения практически всех представителей этих социальных групп [4, с. 443].
На протяжении нескольких лет в регионе осуществляется комплекс мероприятий, направленных на объединение усилий территориальных органов федеральных органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления по выстраиванию единой многоуровневой системы профилактики правонарушений и обеспечению общественной безопасности.
Координирует деятельность исполнительных органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа межведомственная комиссия по профилактике правонарушений, созданная в 2006 году [5]. Являясь коллегиальным органом, Комиссия осуществляет межведомственное взаимодействие исполнительных органов государственной власти автономного округа с территориальными органами федеральных органов государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями, независимо от ведомственной принадлежности и организационно-правовых форм.
Деятельность по профилактике правонарушений осуществляется во взаимодействии с образовательными учреждениями, профессиональными союзами, ветеранскими и молодежными организациями, религиозными конфессиями.
Следует отметить, что в работе Комиссии учитывается важность использования современных методик и технологий для создания четко работающей системы, направленной на эффективную защиту прав и свобод граждан. Так, в ноябре 2012 года в Салехарде был организован двухдневный учебно-методический семинар для ответственных секретарей муниципальных комиссий профилактической направленности. Участникам мероприятия профессорами тюменских вузов были прочитаны лекции, посвященные организации профилактической работы в сфере совершения миграционной, рецидивной преступности, преступности, совершаемой в общественных местах, и т.д.
В рамках общего предупреждения преступности позитивную роль сыграли мероприятия различных комплексных целевых программ, связанных с социально-экономическим развитием округа [6], жилищным обеспечением [7], развитием демографической [8] и молодежной политики Ямала [9].
В борьбе с преступными проявлениями ощутимая роль отведена комплексным целевым программам по обеспечению законности, правопорядка, общественной безопасности и профилактики правонарушений, которые действуют на протяжении многих лет. Так, к примеру, применяя программно-целевой метод к обеспечению безопасности и профилактике правонарушений, по итогам 2012 года зафиксировано снижение зарегистрированных преступлений практически по всем категориям. Стали меньше совершать преступления несовершеннолетние, ранее привлекавшиеся к уголовной ответственности.
Больше выявлено посягательств, совершенных в крупном и особо крупном размерах, преступлений, связанных со взяточничеством. Раскрыто более 50 грабежей и 34 разбоя. У преступников изъято 65 единиц огнестрельного оружия, почти три с половиной килограмма наркотиков, раскрыто 192 преступления прошлых лет. Пересмотр подходов в организации работы по пресечению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, позволил
реально снизить уровень имущественной преступности в округе. Удалось сократить число разбойных нападений почти на 17 процентов, грабежей на 33 процента, квалифицированных краж на 12 процентов.
Реализация мероприятий позволила осуществить техническое перевооружение органов внутренних дел по автономному округу.
В городах Ноябрьске и Новом Уренгое произведен монтаж аппаратно-программных комплексов «Безопасность», в остальных городах и районных центрах обеспечено развертывание систем видеонаблюдения и установка точек экстренной связи «гражданин - милиция», что позволило уже по итогам 2009 года увеличить на 3 % раскрываемость преступлений, совершенных на улицах и в общественных местах населенных пунктов автономного округа. Произведено оснащение служебным транспортом, модернизация вычислительной, организационной техники и средств связи для участковых уполномоченных милиции, инспекторов по делам несовершеннолетних и органов внутренних дел по автономному округу.
Вместе с тем проделан большой объем работы по повышению социальной защищенности личного состава органов внутренних дел по автономному округу.
В настоящее время действует окружная программа «Обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности и профилактики правонарушений в ЯНАО на 2011-2013 годы», целью реализации которой является обеспечение безопасности и правопорядка, защита граждан от преступных посягательств, проявлений терроризма и экстремизма на территории автономного округа.
При этом достижение цели обеспечено решением следующих задач: совершенствование многоуровневой системы профилактики правонарушений на территории автономного округа; обеспечение общественного порядка и общественной безопасности в населенных пунктах автономного округа; повышение эффективности деятельности органов внутренних дел по автономному округу.
Общий объем финансирования в 2013 году составил 509 787 тыс. рублей. Значительная часть средств программы направлена на оснащение создаваемого специального подразделения ОМОН УМВД России по ЯНАО. Началось развертывание комплексной интегрированной системы безопасности автономного округа в Новом Уренгое.
В рамках реализации полномочий муниципальных образований по решению вопросов местного значения, направленных на защиту прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, приняты и реализуются муниципальные целевые программы во всех городах округа - Ноябрьске [10], Новом Уренгое [11], Надыме [12], Салехарде [13], Лабытнангах [14]и др.
Говоря о специальном предупреждении - системе воздействия на процессы детерминации и причинности преступности, касающиеся отдельных социальных групп, сфер деятельности и объектов, характеризующихся повышенной вероятностью совершения преступлений, - следует отметить, что в Ямало-Ненецком автономном округе ведется целенаправленная работа. При этом профилактические мероприятия проводятся как в отношении повышеннокриминогенных, так и повышенно-виктим-ных групп.
Уделяется внимание профилактике рецидивной преступности. В частности, в округе реализована комплексная программа «Содействие трудовой занятости осужденных и социальная реабилитация лиц, освободившихся из мест лишения свободы, в ЯНАО в 2010-2012 гг.». Освободившихся из исправительных учреждений граждан органы государственной власти постоянно информируют о ситуации на рынке труда, востребованных профессиях, государственных услугах, предоставляемых службой занятости населения, в том числе о возможностях профессионального обучения. За период реализации программы на постоянную работу трудоустроено 138 человек из числа освобожденных из мест лишения свободы, 75 человек прошли
обучение по специальностям, востребованным на рынке труда.
В исследуемом регионе существует проблема незаконного оборота наркотиков. Предупреждение данного вида преступлений в Ямало-Ненецком автономном округе происходит в соответствии с окружной долгосрочной целевой программой Ямало-Ненецкого автономного округа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010-2014 годы».
Наряду с ней действуют муниципальные целевые программы. Так, например, в г. Ноябрьске проводится работа в рамках муниципальной целевой программы, общий объем финансирования которой на четыре года составляет 5 313 710 рублей.
Основными целями данных программ является сокращение масштабов незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ на территории региона, формирование в обществе позитивного отношения к здоровому образу жизни и антинаркотического мировоззрения. В соответствии с ними создаются системы противодействия незаконному обороту наркотиков и профилактики их потребления; происходит совершенствование анти-наркотической пропаганды; системы лечения и реабилитции наркоманов. Особое внимание в них уделяется созданию системы по подготовке специалистов в области профилактики и лечения наркомании, что, на наш взгляд, имеет немаловажное значение в предупреждении преступлений в исследуемом регионе.
Анализ статистических данных показал, что за последние годы в регионе отмечается снижение этого вида преступлений. Это свидетельствует об эффективности региональной и муниципальных программ, направленных на противодействие незаконному обороту наркотиков.
Для исследуемого региона актуальной продолжает оставаться проблема преступности несовершеннолетних. Для ее предупреждения в Ямало-Ненецком автономном округе принимаются меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в борьбе с
Юридическая наука и правоохранительная практика беспризорностью детей и подростков как на уровне всего региона, так и в отдельных муниципалитетах.
Так, в г. Новый Уренгой работа проводится в соответствии с муниципальной долгосрочной программой [15], в рамках которой организуются мероприятия по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, пропагандируется здоровый образ жизни и профилактируется асоциальное поведение в детской и молодежной среде.
Кроме того, по решению губернатора ЯНАО с февраля 2007 года в образовательных учреждениях региона успешно действует институт школьных инспекторов.
Круг обязанностей, закрепленных в должностной инструкции школьного инспектора, довольно широк, все они осуществляются для выполнения основной задачи
- ранней профилактики правонарушений, выявления детей, склонных к совершению правонарушений, и родителей, оказывающих отрицательное влияние на детей.
Говоря о субъектах специально-криминологического предупреждения, следует отметить роль общественных организаций, в частности Советов общественности в г. Надым [16], призванных оказывать содействие правоохранительным органам на территории муниципального образования город Надым в их деятельности по обеспечению охраны общественного порядка, профилактике и предупреждению правонарушений.
С недавних пор в Надыме возрождены народные дружины [17]. Добровольные народные дружины - добровольные объединения жителей города Надыма, созданные с целью их участия в охране общественного порядка и профилактике правонарушений, совершаемых на улицах, в общественных местах города, оказания содействия правоохранительным органам, органам местного самоуправления, государственным органам в их деятельности по профилактике и предупреждению правонарушений. Дружины создаются при территориальных пунктах охраны общественного порядка, в структуре ДНД формируется штаб.
В целом ямальские власти понимают важность проблем укрепления законности и правопорядка и уделяют достаточное внимание вопросам безопасности и охране общественного порядка на территории ЯНАО. Подтверждением тому являются слова председателя Комиссии - заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Алексея Булаева, который считает, что от слаженности действий всех ветвей власти, умения принимать выверенные решения и грамотно анализировать ситуацию зависит обеспечение общественной безопасности, защита прав и интересов ямальцев, результативность борьбы с криминальной угрозой и коррупцией. Такая позиция местных властей, безусловно, дает положительные результаты.
1. Состояние преступности по России за январь-декабрь 2012 года. Статистический сборник. М., 2013.
2. Из доклада министра внутренних дел Российской Федерации генерал-лейтенанта полиции В. Колокольцева // Щит и меч. 2013. 6 февр. № 6.
3. Лунеев В.В. Курс мировой и российской криминологии: учебник: в 2 т. Т. 1: Общая часть. М.: Юрайт, 2011. 1003 с.
4. Криминология: учебник / под общ. ред. А.И. Долговой. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2008. 899 с.
5. Об образовании межведомственной комиссии по профилактике правонарушений Ямало-Ненецкого автономного округа»: постановление Администрации ЯНАО от 6 апр. 2006 г. № 145-А // Красный Север. 2006. № 55 (спецвыпуск № 3536). 5 мая.
6. О Программе социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа на 2012-2016 годы: закон ЯНАО от 24 дек. 2012 г. № 148-ЗАО // Красный Север. 2012. 30 дек. Спецвыпуск № 112/1.
7. Окружная долгосрочная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы: постановление Правительства ЯНАО от 18 нояб. 2010 г. № 383-П // Красный Север. 2010. 25 нояб. Спецвыпуск № 150.
8. Об утверждении Комплексной программы по улучшению демографической ситуации в Ямало-Ненецком автономном округе на 2011-2013 годы: постановление Правительства ЯНАО от 27 июня 2011 г. № 422-П // Красный Север. 2011. 6 июля. Спецвыпуск № 39/1.
9. Об утверждении окружной долгосрочной целевой программы «Молодежь Ямала (2011-2014 годы)»: постановление Правительства ЯНАО от 20 дек. 2010 г. № 495-П // Красный Север. 2010. 23 дек. Спецвыпуск № 164/1. № 164/2.
10. Муниципальная долгосрочная целевая программа «Обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности и профилактики правонарушений на территории муниципального образования город Ноябрьск на 2011-2013 гг.»: постановление Администрации города Ноябрь-ска от 17 февр. 2011 г. № П-194 // Северная вахта (спецвыпуск). 2011. 21 февр. № 32.
11. Муниципальная долгосрочная целевая программа «Обеспечение общественной безопасности на 2011-2013 годы»: постановление Администрации города Новый Уренгой от 11 февр. 2011 г. № 40 // Известия местного самоуправления (приложение к газете «Правда Севера»). 2011. 15 февр. № 10.
12. Муниципальная долгосрочная целевая программа «Комплексные меры по укреплению правопорядка и профилактике правонарушений на территории муниципального образования Надымский район на 2011-2013 годы»: постановление Администрации МО Надымский район от 29 окт. 2010 г. № 468 // Рабочий Надыма (спецвыпуск). 2010. 6 нояб. № 396.
13. Долгосрочная муниципальная целевая программа «Обеспечение законнос-
ти, правопорядка, общественной безопасности и профилактики правонарушений на территории муниципального образования город Салехард на 2013-2015 годы»: постановление Администрации МО город Салехард от 24 дек. 2012 г. № 694 // Полярный круг (спецвыпуск). 2012. 27 дек. № 52/1.
14. Муниципальная целевая программа «Обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности и профилактики правонарушений в муниципальном образовании город Лабытнанги на 20112013 годы»: постановление Администрации города Лабытнанги от 23 дек. 2010 г. № 756. Документ опубликован не был.
15. Об утверждении муниципальной долгосрочной целевой программы «Развитие деятельности по работе с детьми и молодежью в муниципальном образовании город Новый Уренгой на 2012-2014 годы»: постановление Администрации города Новый Уренгой от 30 нояб. 2011 г. № 369 // Известия местного самоуправления. 2011. 6 дек. № 87.
16. О Совете общественности муниципального образования город Надым (вместе с «Положением о Совете общественности муниципального образования город Надым»): постановление Администрации МО город Надым от 31 дек. 2009 г. № 298 // Рабочий Надыма. Спецвыпуск. 2010. 23 янв. № 23.
17. Об утверждении Положения о деятельности добровольных народных дружин по охране общественного порядка на территории муниципального образования город Надым: постановление Администрации МО город Надым от 30 марта 2010 г. № 76 // Рабочий Надыма (спецвыпуск). 2010. № 123.