4
ЗНиСО
май №5 (230)
РОЛЬ РАДИАЦИОННОГО МОНИТОРИНГА В ОБЕСПЕЧЕНИИ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ПОСЛЕ АВАРИИ
НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС
Г.Я. Брук
ROLE OF RADIATING MONITORING IN PROVIDING RADIATING SAFETY OF THE POPULATION AFTER THE CHERNOBYL ACCIDENT
G.Ya. Bruk
ФБУН «Научно-исследовательский институт радиационной гигиены имени профессора П.В. Рамзаева», г. Санкт-Петербург
Описаны методические особенности проведения расчетов текущих средних годовых эффективных доз облучения населения и его критических групп, проживающих на территориях Российской Федерации, радиоактивно загрязненных вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. Приведены обобщенные результаты дозовых расчетов для населенных пунктов 14 регионов России, пострадавших вследствие этой аварии. Проведено сравнение результатов оценки доз на примере Брянской области. Показана роль радиационного мониторинга, проводимого на загрязненных территориях, в обеспечении радиационной безопасности населения.
Ключевые слова: радиоактивное загрязнение, Чернобыльская АЭС, население, критическая группа, дозы облучения, 137Cs.
Methodical peculiarities are described of the population current average annual effective exposure doses calculations and of the mentioned doses for the critical groups of population living in the territories of Russian Federation radioactively contaminated due to the accident on the Chernobyl NPP. Summarized results are given of the doses calculations for 14 regions of Russia affected after the accident. Comparison of the doses estimation results is given on an example of the Bryansk region. The role of radiation monitoring carried out in the contaminated territories in the population radiation protection providing is shown. Keywords: radioactive contamination, Chernobyl NPP, population, critical group, exposure doses, 137Cs.
Уровни вмешательства на радиоактивно загрязненных территориях определяются в России зонированием населенных пунктов (НП), т. е. отнесением их к той или иной зоне, в зависимости от величины поверхностного загрязнения почвы радионуклидами и величины средней годовой эффективной дозы (СГЭД), которая может быть получена жителями в условиях отсутствия активных мер радиационной защиты. Кроме выполнения указанного условия окончательные результаты расчета текущих средних годовых эффективных доз, предназначенные для целей зонирования (СГЭД90), включают в себя коэффициенты запаса, учитывающие возможные ошибки измерений и расчетов [1; 2; 3].
В отличие от СГЭД90, при оценке текущих доз облучения критических групп населения (СГЭДкрит) и средних накопленных эффективных доз (СНЭД) используются методические приемы, благодаря которым определяются фактические, а не предполагаемые дозы [4].
Наиболее достоверная информация о фактических уровнях облучения населения может быть получена только на основании данных радиационного мониторинга, проводимого на загрязненных территориях, включая прямые инструментальные измерения (СИЧ, ТЛД, измерения МЭД, радиохимические и гамма-спектрометрические анализы проб пищевых продуктов) [5; 6]. Самые интенсивные дозиметрические исследования были проведены сотрудниками НИИ радиационной гигиены совместно с работниками местных органов здравоохранения уже в августе-сентябре 1986 г. в населенных пунктах Брянской области, которые наиболее пострадали в результате аварии на Чернобыльской АЭС. В этот достаточно короткий период были выполнены измерения содержания радионуклидов цезия в организме более 80 тыс. жителей западных районов области. Впоследствии выборочные экспедиционные
обследования жителей радиоактивно загрязненных территорий проводились уже не так масштабно, в силу своей трудоемкости и больших финансовых затрат.
Обобщенный анализ полученных данных позволил установить закономерности формирования доз облучения населения, проживающего в НП, расположенных на территориях с разными уровнями поверхностного загрязнения почвы цезием-137. Благодаря этому появилась возможность оценить дозы облучения населения и его критических групп не только в обследованных НП, но и во всех НП, отнесенных к зонам радиоактивного загрязнения в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. № 1582 и от 7 апреля 2005 г. № 197.
Соответствующие дозовые оценки выполнены нами для НП всех 14 регионов России, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС. Оказалось, что вклад «чернобыльского компонента» в общую дозу облучения населения не превышает 1—3 % во всех НП, расположенных в зонах радиоактивного загрязнения в 10 из 14 пострадавших субъектах Российской Федерации (кроме Брянской, Калужской, Орловской и Тульской областей). В 12 из 14 субъектах нет ни одного НП, где средняя доза облучения критических групп населения за счет аварии на Чернобыльской АЭС превышает 1,0 мЗв/год. Лишь в двух НП Калужской области и в 321 НП Брянской области средние годовые дозы облучения критических групп населения все еще превышают 1,0 мЗв/год. При этом максимальное значение средней годовой дозы для критических групп жителей (СГЭДкрит) составляет 6,4 мЗв/год, а для всех жителей НП в целом (СГЭДфакт) — 3,3 мЗв/год (Брянская область). Максимальное значение дозы облучения, которую могли бы получить жители в условиях отсутствия
май №5 (230)
ЗНиСО
5
Таблица 1. Распределение НП Брянской области по величине средней годовой эффективной дозы в 2010 г.
Параметр Интервалы доз, мЗв/год
< 0,3 0,3—1,0 > 1,0 в том числе, > 5,0 Максимум
СГЭД90 406 280 291 11 8,8
СГЭД ^крит 327 329 321 2 6,4
СГЭДфакт 528 398 51 - 3,3
активных мер радиационной защиты и самоограничений в потреблении местных пищевых продуктов (СГЭД90), составляет 8,8 мЗв/год.
Результаты экспедиционных обследований многих десятков НП юго-западных районов Брянской области в последние годы позволили выполнить оценку фактических доз облучения населения и его критических групп и сравнить их с результатами дозовых расчетов, выполненных на основании чисто модельных представлений.
Оказалось, что при использовании модельного метода расчета доз внутреннего облучения (по данным о группах и типах почв и величинам соответствующих коэффициентов перехода радионуклидов в пищевые продукты) полученные оценки оказываются, как правило, завышенными по сравнению с фактическими уровнями облучения жителей, т. к. не учитывают эффективность проведенных защитных мероприятий и самоограничений населения в потреблении местных пищевых продуктов. Представляет интерес сравнить между собой величины СГЭД90, СГЭДкрит и СГЭДфакт. В качестве примера представлены результаты таких сравнительных оценок для НП Брянской области, расположенных в зонах радиоактивного загрязнения (табл. 1).
Объем проводимых защитных мероприятий на загрязненных территориях зависит, в первую очередь, от того, каким дозовым нагрузкам подвергается население. Корректный ответ на этот вопрос не может быть получен без постоянного осуществления радиационного мониторинга доз облучения жителей, включая проведение широкомасштабных дозиметрических исследований. Мониторинг доз требуется продолжать и далее, чтобы не утерять контроль за радиационной обстановкой и этим не ухудшить ее, а также не
Год
Рис. 1. Динамика изменения нормированной на плотность загрязнения почвы цезием-137 (с137) дозы внутреннего облучения Е1п( населения Брянской области: кривая (1) — 5—15 Ки/км2; кривая (2) — >15 Ки/км
обострить социально-психологическую обстановку в загрязненных регионах. Для выполнения этой крайне важной задачи необходимо оптимизировать существующую систему дозового мониторинга — для повышения его качественных характеристик с одновременным уменьшением объемов мониторинга за счет сокращения объектов контроля, мало влияющих на формирование доз облучения населения.
Постоянный контроль доз облучения населения дает возможность адекватно оценивать текущие и накопленные дозы, измененные проведенными защитными мероприятиями и исполнением рекомендаций по рациону потребления местных пищевых продуктов. В свою очередь, оценки фактических доз являются основой для проведения эпидемиологических исследований заболеваемости населения и анализу связи заболеваний с радиационным воздействием радиационных аварий.
На рис. 1, в качестве иллюстрации действия защитных мероприятий, показана динамика изменения нормированной на плотность загрязнения почвы цезием-137 (^137) дозы внутреннего облучения Eint населения Брянской области, проживающего на территории с разными а^у, следовательно, и с разными объемами проведенных защитных мероприятий. Результаты получены на основании данных измерений содержания 137Cs в организме местных жителей, выполненных с помощью счетчиков излучения человека — СИЧ.
Рисунок наглядно демонстрирует, что на более загрязненных территориях, где защитные мероприятия проводились и проводятся более активно, средняя доза внутреннего облучения жителей, нормированная на единицу плотности загрязнения почвы цезием-137, гораздо ниже,
6
ЗНиСО
май №5 (230)
чем на территориях с меньшими уровнями радиоактивного загрязнения, где меры защиты достаточно ограничены. Также на рисунке видно, что в конце 90-х гг., когда радиационный мониторинг доз облучения населения проводился в недостаточных объемах, кривые сблизились между собой. Это, конечно, не единственная причина снижения эффективности контрмер в данный период времени, но одна из наиболее важных.
Важнейшей задачей Федеральной службы в настоящее время является обеспечение перехода населения загрязненных территорий к условиям нормальной жизнедеятельности. Следует признать, что пути решения этой задачи на современном этапе еще недостаточно проработаны как концептуально и методически, так и нормативно.
Значительный опыт работ по ликвидации последствий радиационных аварий позволяет в настоящее время перейти от принципа зонирования населенных пунктов по критерию средней годовой эффективной дозы облучения жителей, рассчитанной при условии отсутствия активных мер радиационной защиты населения, к принципу зонирования по критерию дозы облучения критических (наиболее облучаемых) групп населения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Методические указания МУ 2.6.1.784—99 «Зонирование населенных пунктов Российской Федерации, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, по критерию годовой дозы облучения населения».
2. Методические указания МУ 2.6.1.110—02 «Зонирование населенных пунктов Российской Федерации, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, по критерию годовой дозы облучения населения (Дополнение № 1 к МУ 2.6.1.784—99)».
3. Методические указания МУ 2.6.1.2319—08 «Зонирование населенных пунктов Российской Федерации, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, по критерию годовой дозы облучения населения (Дополнение № 2 к МУ 2.6.1.784—99)».
4. Методические указания МУ 2.6.1.2003—05 «Оценка средних годовых эффективных доз облучения критических групп жителей населенных пунктов Российской Федерации, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС».
5. Методические рекомендации по обеспечению радиационной безопасности «Радиационный мониторинг доз облучения населения территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС».
6. Методические рекомендации МР 6.2.1.0006—10 «Проведение комплексного экспедиционного радиационно-гигиенического обследования населенного пункта для оценки доз облучения населения».
Контактная информация:
Брук Геннадий Яковлевич,
тел.: 8 (812) 232-73-46, 8 (921) 997-15-21
Contact information: Bruk Gennadii,
phone: 8 (812) 232-73-46, 8 (921) 997-15-21