14
ЗНиСО апрель №4 (2\7)
РАЗРАБОТКА РАДИАЦИОННО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ КРИТЕРИЕВ И ТРЕБОВАНИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРОЦЕДУРЫ ПЕРЕХОДА НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ ОТ УСЛОВИЙ РАДИАЦИОННОЙ АВАРИИ К УСЛОВИЯМ НОРМАЛЬНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
А.Н. Барковский, Г.Я. Брук, И.К. Романович
DEVELOPMENT OF RADIATION-HYGIENIC CRITERIONS AND DEMANDS FOR PROVIDING THE PROCESS OF SETTLEMENTS TRANSFER FROM RADIATION ACCIDENT CONDITIONS TO THE CONDITIONS OF POPULATION NORMAL VITAL ACTIVITY
A.N. Barkovsky, G.Ya. Bruk, I.K. Romanovich
ФГУН Научно-исследовательский институт радиационной гигиены
Сформулированы основные требования к обеспечению нормальной жизнедеятельности населения на территориях Российской Федерации, радиоактивно загрязненных вследствие аварии на Чернобыльской АЭС: обеспечение условий безопасного проживания и условий нормальной хозяйственной деятельности жителей в населенном пункте. Предложены пути решения этой задачи. Приведены результаты предварительной оценки общего количества пострадавших населенных пунктов, в которых в настоящее время уже соблюдаются данные требования.
Ключевые слова: Чернобыльская АЭС, население, дозы облучения, критические группы населения, радиационный мониторинг.
The main demands are formulated for the providing of population, living on the territories contaminated due to the Chernobyl accident, normal vital activity: providing of safety living conditions and conditions of population normal economy activity in the settlement. The methods of the mentioned task solution are suggested. The results of the preliminary estimation of the total quantity of the affected settlements are given for which mentioned demands are already accomplished.
Keywords: ChernobylNPP, population, exposure doses, population critical groups, radiation monitoring.
Одна из самых масштабных радиационных катастроф в мире — авария на Чернобыльской АЭС в 1986 г. — привела к радиоактивному загрязнению значительных территорий 14 субъектов Российской Федерации, охватив почти 60 тыс. км2 площадей, загрязненных цезием-137 более 1,0 Ки/км2. В настоящее время в зонах радиоактивного загрязнения находится более 4 тыс. населенных пунктов, где проживают более 1,5 млн человек. Фактически это означает, что огромная часть населения страны до сих пор находится в состоянии проживания в условиях радиационной аварии.
Основной целью радиационной защиты и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий Российской Федерации является создание условий для обеспечения перехода к нормальной жизнедеятельности населения в условиях выполнения общепринятых требований радиационной безопасности.
Необходимым условием перехода населения отдельных НП к нормальной жизнедеятельности является совместное выполнение двух следующих требований:
— обеспечение выполнения для населения общепринятых требований радиационной
безопасности (обеспечение условий безопасного проживания);
— обеспечение возможности ведения на загрязненной территории хозяйственной деятельности без применения специальных мероприятий по снижению содержания 137С8 в производимой продукции (обеспечение условий нормальной хозяйственной деятельности).
В соответствии с НРБ-99/2009 [1], в нормальных условиях средняя годовая эффективная доза техногенного облучения критической (наиболее облучаемой) группы жителей (СГЭДкрит) не должна превышать 1,0 мЗв/год. Этим обеспечивается соблюдение требований радиационной безопасности в отношении населения, а, значит, обеспечиваются и условия его безопасного проживания.
Применительно к условиям проживания на территориях, загрязненных вследствие аварии на Чернобыльской АЭС (ЧАЭС), под СГэДкрит понимается средняя доза у 10 % жителей данного населенного пункта, имеющих наибольшие (максимальные), по сравнению с остальными, индивидуальные дозы облучения [2].
После аварии на Чернобыльской АЭС пострадавшие территории были разбиты на зоны
апрель №4 (217)
15
радиоактивного загрязнения. Отнесение НП к той или иной зоне определяется уровнем загрязнения почвы 137Сб и величиной СГЭД90 — 90 %-м квантилем СГЭД, где СГЭД — средняя годовая эффективная доза внешнего (СГЭДеп) и внутреннего (СГЭД1111) облучения (СГЭД = СГЭДеХ + СГЭД114), которую могли бы получить жители в условиях отсутствия активных мер радиационной защиты и самоограничений в потреблении местных пищевых продуктов.
В отличие от СГЭД и СГЭД90, при оценке СГЭДкрит используются методические приемы, благодаря которым определяются фактические, а не предполагаемые дозы.
В настоящее время, по прошествии 25 лет после аварии, дозы облучения населения вследствие аварии на ЧАЭС значительно снизились и не представляют непосредственной угрозы для здоровья.
Вклад «чернобыльского компонента» в общую дозу облучения населения не превышает 1—3 % для 10 из 14 субъектов Российской Федерации, на территории которых имеются зоны радиоактивного загрязнения (кроме Брянской, Калужской, Орловской и Тульской областей). В 12 субъектах из 14 нет ни одного НП, где доза облучения критических групп населения за счет аварии на Чернобыльской АЭС превышает 1,0 мЗв/год. Лишь в двух НП Калужской области и в 321 НП Брянской области годовые дозы облучения критических групп населения все еще превышают 1,0 мЗв/год. При этом максимальное значение фактической СГЭД облучения всех взрослых жителей НП в целом составляет 3,4 мЗв/год, а критической группы населения — 6,4 мЗв/год. Однако до сих пор более 4 тыс. населенных пунктов России официально отнесены к зо-
нам радиоактивного загрязнения вследствие аварии на ЧАЭС.
Таким образом, совершенно очевидно, что проблема разработки требований к обеспечению процедуры перехода НП из состояния проживания населения в условиях радиационной аварии к состоянию нормальной жизнедеятельности в настоящее время чрезвычайно актуальна. Необходимо официально зафиксировать конечность аварии на ЧАЭС, предварительно разработав четкие критерии, определяющие возможность и сроки перехода к нормальной жизнедеятельности населения для каждого НП.
При этом нельзя допустить, чтобы этот переход ударил по пострадавшему населению и вызвал дополнительные стрессы. Условием перехода должно быть не только выполнение радиологических критериев окончания периода радиационной аварии, но и выполнение программы подготовительных мероприятий, обеспечивающих рост реального уровня жизни населения за счет восстановления и развития хозяйственной деятельности.
За критерий восстановления условий нормальной хозяйственной деятельности на территории НП и его ареала принимается снижение плотности загрязнения почвы цезием до уровней, позволяющих производить на этой территории традиционную сельскохозяйственную продукцию, удовлетворяющую санитарным требованиям без применения специальных мер по снижению содержания в ней 137С8. При этом должны учитываться имеющиеся в данном НП типы почв и виды производимой сельскохозяйственной продукции. В табл. 1 приведены численные значения предельных уровней загрязнения почвы цезием-137, при которых возможно производ-
Таблица 1. Предельные значения плотности загрязнения почвы цезием-137 (о^), при которых возможно получение молока, говядины и свинины, удовлетворяющих санитарным требованиям [3, 4]
Группа почв (тип, подтип) ое8, кБк/м2 (Ки/км2)
Молоко Говядина Свинина
Торфяно-болотные 45 (1,2) 16 (0,4) 40 (1,1)
Песчаные и супесчаные (дерново-подзолистые, дерново-глеевые, дерновые, светло-серые и серые лесные) 140 (3,8) 47 (1,3) 62 (1,7)
Легко- и среднесуглинистые (дерново-подзолистые; дерновые; серые и темно-серые лесные; выщелоченные и оподзоленные черноземы) 380(10) 130 (3,6) 200 (5,4)
Тяжелосуглинистые и глинистые (темно-серые лесные; черноземы: выщелоченные, оподзоленные, типичные, обыкновенные, южные; каштановые) 910 (25) 320 (8,6) 470(13)
16
ЗНиСО апрель №4 (21/)
ство основных видов сельскохозяйственной продукции, удовлетворяющей санитарным требованиям (для различных групп и типов почв).
На загрязненных территориях должны быть обеспечены условия для рентабельной хозяйственной деятельности населения, обеспечивающей ему достойные условия существования. Для этого необходимо создать дополнительные стимулы для развития сельскохозяйственного производства, такие, например, как установление налоговых льгот для действующих на этих территориях предприятий, компенсация удорожания производства «чистой» сельскохозяйственной продукции за счет федерального и местных бюджетов, ввод гарантированного государственного заказа на производимую сельскохозяйственную продукцию по ценам, обеспечивающим достаточный уровень рентабельности, и т. д. Необходимо создавать особые экономические зоны, обеспечивать условия для прихода сюда инвесторов, стимулировать внедрение современных технологий выращивания и переработки сельскохозяйственной продукции, позволяющих получать нормативно чистую продукцию.
На основе результатов проводимого радиационного мониторинга должна быть составлена программа перехода населенных пунктов к условиям нормальной жизнедеятельности населения, определяющая ожидаемую дату такого перехода для каждого НП, находящегося в зоне радиоактивного загрязнения. По результатам текущего мониторинга она должна корректироваться не реже, чем 1 раз в 5 лет.
За несколько лет до ожидаемого перехода к условиям нормальной жизнедеятельности для каждого НП необходимо разработать программу, предусматривающую комплекс мероприятий по обеспечению этого перехода без снижения уровня жизни населения. Она должна быть заранее обсуждена с жителями данного НП и, возможно, скорректирована с учетом их мнения. В дальнейшем население должно регулярно информироваться о результатах выполнения этой программы.
После перехода НП к условиям нормальной жизнедеятельности необходимо продолжать проведение радиационного мониторинга, определять годовые дозы техногенного облучения населения и осуществлять регистрацию лиц, накопленная доза техногенного облучения которых превысила 70 мЗв.
Предварительные расчеты показали, что общее количество населенных пунктов, в которых плотность загрязнения почвы цезием-137 меньше 1,0 Ки/км2, СГЭД90, а средняя удельная активность радионуклидов во всех пищевых продуктах местного происхождения не превышает допустимые уровни, установленные Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, составляет в настоящее время 1349 НП во всех 14 регионах России, пострадавших вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.
Следует подчеркнуть, что для проведения этих расчетов оценка СГЭД90 для компонента внутреннего облучения была выполнена с использованием численных значений максимально возможных коэффициентов перехода (КПмакс.) 137Сб и 91^г из почв разных групп и типов в пищевые продукты — 90 %-го квантиля частотного распределения численных значений КП. Этим были соблюдены требования как о возможности производства в населенном пункте традиционной сельскохозяйственной продукции, так и возможности собирать «дары леса», удовлетворяющие Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам без применения специальных мер по снижению содержания в них радионуклидов.
Несомненно, что для составления окончательного списка НП, которые будут выводиться из условий радиационной аварии, необходимо в течение 3—5 лет провести углубленные исследования радиационной обстановки по специальной программе, включающей не только рутинный радиационный мониторинг, но и проведение экспедиционных радиационно-гигиенических обследований НП. Только на основании полученных результатов должен быть составлен окончательный перечень населенных пунктов, переходящих к условиям нормальной жизнедеятельности населения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009): Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. М., 2009. 100 с.
2. МУ 2.6.1.2003—05 «Оценка средних годовых эффективных доз облучения критических групп жителей населенных пунктов Российской Федерации, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС»: Методические указания. М., 2009.
3. СанПиН 2.3.2.1078—01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов» (с изменениями и дополнениями): Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. М., 2009. 267 с.
апрель №4 (217)
17
4. Шутов В.Н., Брук Г.Я., Барковский А.Н., Ка-дука М.В., Базюкин А.Б., Кислов М.В., Пархоменко В.И. Оценка уровней поверхностного загрязнения территории цезием-137, при которых возможно превышение нормативов содержания радионуклидов в пищевых продуктах //Информ. бюлл. ЗНиСО. 2004. № 4. С. 20—23.
Контактная информация:
Барковский Анатолий Николаевич, тел.: 8-812-232-04-54
Contact information:
Barkovsky Anatoli Nikofevicg, tel.: 2-812-832-04-54