Научная статья на тему 'Роль психологических факторов в регуляции служебного поведения сотрудников ОВД'

Роль психологических факторов в регуляции служебного поведения сотрудников ОВД Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3406
350
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИКИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / СЛУЖЕБНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / РЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / WORKERS OF THE ORGANS OF INTERNAL AFFAIRS / OFFICIAL BEHAVIOR / REGULATION OF BEHAVIOR / INDIVIDUAL PSYCHOLOGICAL / SOCIAL PSYCHOLOGICAL / ORGANIZATIONAL PSYCHOLOGICAL FACTORS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Буданова Татьяна Юрьевна

В статье представлены результаты проведенного автором исследования, раскрывающего основные проблемы в регуляции служебного поведения сотрудников ОВД, с которыми сталкиваются руководители подразделений. В системе регуляции служебного поведения не в полной мере задействуются возможности психологических факторов, в этой связи возникает необходимость их комплексного исследования, определения структуры и содержания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Буданова Татьяна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of Psychological Factors in Regulation of Official Behavior of the Workers of the Organs of Internal Affairs

The article presents the results of the author’s research disclosing the main problems in the regulation of official behavior of the workers of the organs of Internal Affairs the heads of units come across. In the system of the regulation of official behavior the possibilities of psychological factors are not used to the full extent, in this connection there appears the necessity of their complex research, of the specification of structure and content.

Текст научной работы на тему «Роль психологических факторов в регуляции служебного поведения сотрудников ОВД»

Организация учебно-воспитательного процесса в специальной школе (школе для детей девиантного типа) в условиях специально создаваемой социокультурной среды представляет собой особую личностно-развивающую технологию, упорядочивающим принципом которой является принцип гуманности — принцип любви к каждому подростку (надо полюбить его таким, какой он есть). Технология отличается и тем, что в нее активно включается научно-исследовательская деятельность педагогов и психологов по выявлению причин девиации до поступления в специальную школу, во время обучения в этой школе и после перехода в обычную школу. Поэтому каждый шаг психологического, воспитательного воздействия имеет обратную связь и, если есть необходимость, этот шаг корректируется и отрабатывается снова — до тех пор, пока не будет получен положительный результат.

Проведенное исследование 4 показало, что педагогическая технология социокультурного преобразования подростков девиантного типа в процессе социокультурной (художественно-творческой и физкультурно-оздоровительной) деятельности наиболее эффективна, если:

— социокультурная адаптация рассматривается как специально организованный процесс обучения и воспитания, направленный на обретение учащимся своей целостности путем интеграции личностной, социальной и культурной сфер его жизнедеятельности в образовании, где целостность личности подростка предполагает такие индивидуально-личностные характеристики, как становление жизненных ценностей личности, межкуль-турно-коммуникативная компетентность, толерантность сознания, творческая самореализация, активная жизненная позиция, адекватная жизненная перспектива, внутренняя свобода и ответственность;

— искусство (художественное, театральное, самодеятельное и др.) в образовательном процессе выступает как социокультурное явление, которое несет в себе ценности, нормы, эстетические идеалы и представления о мире, существующие в данных обществе и культуре;

— воспитание физической культуры у подростков приобретает субъектно-ориентированный характер, позволяющий направлять эту культуру не на агрессию, а на становление собственной личности как сильной, гуманной, нравственно воспитанной, способной протянуть руку помощи ближнему;

— включение элементов художественно-творческой деятельности в образовательную практику рассматривается как способ приобщения к иному человеческому опыту и межкультурному диалогу, опосредованно оказывающему влияние на формирование всей структуры личности учащегося и способствующему его интеграции в общество и культуру;

— социокультурная адаптация подростков девиантного типа обеспечивается одновременным протеканием процессов, которые способствуют ее гармонизации на уровнях личности, культуры и общества: развития, обеспечивающего становление индивидуально-личностных характеристик; инкультурации, направленной на

усвоение технологий, образцов и требований культуры, результатом чего становится интеллигентная личность, имеющая совокупность приобретенных культурных норм, интегрированных с нормами родной культуры; социализации, обеспечивающей развитие социальнокоммуникативных характеристик личности.

1 Егорычева И. Д. Подросток и взрослый: радость общения. Теория и практика организации внеучебной деятельности: метод. пособие для учителей, воспитателей, школьных психологов, педагогов дополнительного образования. М., 2007. С. 63; Она же. Самореализация подростка: квазифеномен развития или норма возраста // Мир психологии. 2007. № 4. С. 46-51.

2 Фельдштейн Д. И. Трудный подросток. Москва-Воро-неж, 2008. С. 54.

3 Новик Н. Н. Проблемы межличностного общения подростков с отклоняющимся поведением: барьеры в коммуникации и их преодоление // Materialy VII Mezinarodni vedecko-prakticka konference «Aktualni vymozenosti vedy — 2011». Dil 11. Psychologie a socialogie. Pedagogika. Praha, 2011. S. 3-6.

4 Зиннуров Ф. К., Габдулхаков В. Ф., Чанышева Г. Г. Технология профилактики девиантного поведения подростков в условиях социокультурной деятельности: монография. Казань, 2010. 247 с.; Зиннуров Ф. К. Социально-педагогические особенности групп с повышенной опасностью функционирования // Подготовка педагога нового типа в контексте концепций деятельностного, культурно-исторического, поликуль-турного развития личности. М., 2011. С. 14-15; Он же. Technology of formation of an individual image of speech behaviour. The collection: Scientific potential of the world. Przemysl, 2011. Р. 72-74. (Технология формирования индивидуального образа речевого поведения: Материали за 7-а международна научна практична конференция, «Научнят потенциал на света» Т. 4: Педагогически науки. София, 2011).

УДК 377/378-057.86:001.891.57

РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ В РЕГУЛЯЦИИ СЛУЖЕБНОГО ПОВЕДЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОВД

Т. Ю. Буданова

В статье представлены результаты проведенного автором исследования, раскрывающего основные проблемы в регуляции служебного поведения сотрудников ОВД, с которыми сталкиваются руководители подразделений. В системе регуляции служебного поведения не в полной мере задействуются возможности психологических факторов, в этой связи возникает необходимость их комплексного исследования, определения структуры и содержания.

Ключевые слова: сотрудники органов внутренних дел, служебное поведение, регуляция поведения, индивидуально-психологические, социально-психологические, организационно-психологические факторы.

Задача совершенствования профессиональной деятельности сотрудников полиции является одной из приоритетных, особенно в период реформирования системы органов внутренних дел. Должное служебное поведение сотрудника полиции, соответствующее правовым,

этическим и социальным нормам, способствует формированию доверия граждан к полиции как новому социальному институту.

Служебное поведение сотрудников органов внутренних дел детерминированно, закономерно обусловлено системой порождающих его факторов. Для раскрытия механизмов регуляции служебного поведения необходимо проанализировать внешние и внутренние обстоятельства, которые его определяют и тем самым выступают в качестве причин и условий, способствующих совершению конкретных поступков или проступков.

Реализуемые в настоящее время методы регулирования служебного поведения сотрудников не в полной мере используют потенциал психологических факторов. В этой связи возникает необходимость их систематизации и комплексного исследования.

Основная идея базируется на утверждении о том, что психологическая составляющая присутствует во всей совокупности воздействующих факторов, в том числе и не психологических. Так называемые психологически значимые социальные факторы1 (их собственная природа не психологическая, а экономическая, политическая, организационная, финансовая, правовая, управленческая и др.), воздействуя на людей по законам отражения, детерминируют психические явления в группах и у отдельной личности, способны приводить к оптимизации профессиональной деятельности и личностному росту сотрудников 2.

Анализ научных подходов позволил структурировать психологические факторы и классифицировать их в следующие группы: индивидуально-психологические, социально-психологические и организационно-психологические.

К числу индивидуально-психологических факторов, влияющих на поведение сотрудников полиции, были отнесены: личностные качества (личная ответственность за результаты работы; уровень развития интеллекта, исполнительность, дисциплинированность); потребности, личные цели и интересы (потребность в самовыражении, потребность в признании и самоутверждении, потребность в безопасности и защищенности, потребность в социальных контактах, интерес к своей деятельности); личные убеждения и ценности (профессиональная компетентность; личная приверженность службе; возможность проявления самостоятельности и инициативы в профессиональной деятельности).

Социально-психологические факторы, влияющие на поведение сотрудников ОВД, представлены взаимоотношениями в группе (примерами поведения других сотрудников, коллег; мнениями и оценками членов коллектива; социальным статусом сотрудника в подразделении; социально-психологическим климатом); взаимоотношениями с руководителем (личным примером руководителя подразделения и его авторитетом; признанием заслуг сотрудников со стороны руководства; доверием сотрудников к руководству; доверием руководства к подчиненным); личностными качествами руководителя (его компетентностью и успешностью).

К организационно-психологическим факторам, влияющим на поведение сотрудников ОВД, были отнесены: взаимодействие с внешней средой (общественное мнение; отзывы граждан; имидж сотрудника ОВД; внешний вид сотрудника; форменное обмундирование; печатная, информационная, рекламная продукция (плакаты, календари, ведомственная пресса, интернет-сайты)); удовлетворенность сотрудников фактом работы в данной организации (условиями труда, стабильностью и гарантированностью работы; возможностями профессионального развития, карьерного роста; интересной, разнообразной работой; справедливостью оценки усердного и добросовестного труда); сформировавшиеся в подразделении нормы и ценности; интересы коллектива подразделения; соответствие личных ценностей задачам полиции; текущая оперативная обстановка.

В предложенную классификацию включены как внешние, так и внутренние факторы, в результате взаимодействия которых осуществляется сложный психологический процесс развития профессионального сознания, нравственных убеждений, ценностных ориентаций личности, выработка навыков социального поведения, перестройка мотивационной системы, системы личностных смыслов и значений, установок и отношений, формирование необходимых социально-психологических свойств и смысловой структуры личности.

Для подробного изучения представлений о феномене служебного поведения и трудностей, с которыми сталкиваются руководители подразделений в регуляции служебного поведения подчиненных, проведено эмпирическое исследование с использованием методов анкетирования и фокусированного интервью.

На первом этапе исследования проводилось анкетирование при помощи подготовленной автором анкеты. В основу анкеты заложены структурные элементы разрабатываемой психологической модели, которая является попыткой представить механизм формирования и регуляции служебного поведения сотрудников полиции.

При интерпретации результатов анкетирования использовались методы статистической обработки социально-психологической информации. Ряд вопросов анкеты являлись открытыми, что обеспечило возможность получения большого объема данных в ответах, выраженных собственными словами респондентов. Их обработка осуществлялась методом контент-анализа, при котором определялись наиболее часто встречающиеся сочетания, обозначающие позицию респондентов. Подсчитывалась частота использования одинаковых ответов (процентное соотношение суммы встречаемости ответа к общему количеству респондентов).

Вопросы анкеты позволяли руководителям выразить личное мнение о возникающих в ходе профессиональной деятельности проблемах в служебном поведении подчиненных, определить место психологических факторов в его регуляции, а также отразить собственную позицию относительно эффективности применяемых мер по совершенствованию регулирования служебного поведения сотрудников правовыми и этическими нормами.

В анкетировании приняли участие слушатели Академии управления МВД России, руководители подразделений по работе с личным составом, руководители подразделений психологического обеспечения, сотрудники психологических служб ГУ МВД России по г. Москве и ГУ МВД России по Московской области, общей численностью 214 человек. Стаж службы 80,7% опрашиваемых составил более 10 лет, что позволяет придать респондентам статус экспертов.

На втором этапе исследования особенностей регуляции служебного поведения сотрудников полиции был использован метод фокусированного интервью, который относится к качественным методам психологического исследования, его основные принципы и техники были разработаны Робертом Мертоном3.

Суть метода состоит в том, что интервью фокусируется на интересующей исследователя теме и позволяет получить от респондента «субъективную информацию» о восприятии самых различных явлений, объектов. Фокусированное интервью является отчасти стандартизированным и объединяет концентрацию внимания на конкретной проблеме исследования и свободную форму высказываний респондентов.

В нашем случае тема интервью была сформулирована следующим образом: «Особенности служебного поведения подчиненных и методы его регуляции».

Перед респондентами последовательно ставились следующие задачи:

— с позиции руководителя подразделения, выразить личное мнение о факторах, оказывающих наибольшее влияние на формирование служебного поведения подчиненных;

— оценить эффективность использования организационно-правовых методов в регуляции служебного поведения;

— описать используемые методы регуляции служебного поведения, зарекомендовавшие себя в повседневной практической деятельности как эффективные;

— привести пример из практической деятельности о случае проявления сотрудником недолжного служебного поведения, с анализом причин, которые привели к совершению того или иного проступка.

Обработка результатов фокусированного интервью носила качественный характер и осуществлялась посредством анализа протоколов.

Респондентами выступили руководители ОВД областного и городского уровня в количестве пяти человек, возглавляющие соответственно отдел морально-психологического обеспечения, отдел уголовного розыска, отдел по борьбе с экономическими преступлениями, командиры батальонов патрульно-постовой службы. Стаж профессиональной деятельности респондентов на руководящих должностях составляет более 10 лет.

В ходе эмпирического исследования получены следующие данные.

По мнению респондентов, из числа организационноправовых факторов в большей степени на поведение сотрудников ОВД влияют требования и указания руко-

водителей (83,3%), в меньшей степени определяют поведение сотрудников требования профессиональной этики (38,9%). Из числа социально-психологических, доминирующим фактором, по мнению 99% опрошенных, является авторитет руководителя подразделения, его личный пример.

Выявленная позиция респондентов позволяет предположить, что реализация организационно-правовых требований определяется в значительной мере личностью конкретного руководителя, его восприятием и пониманием этих требований, принимаемыми управленческими решениями для их воплощения, а также авторитетом и личным примером руководителя по соблюдению тех или иных положений.

В исследовании регулирующего воздействия социально-психологических факторов на служебное поведение сотрудников полиции целесообразно отобразить позиции респондентов по категориям «руководители» и «психологи». Полученные данные отражены на рис. 1.

Анализ представленных на рис. 1 данных свидетельствует о том, что позиции респондентов выделенных категорий преимущественно совпадают. Вместе с тем, существенно большее значение в регуляции служебного поведения руководители придают фактору «доверие подчиненным». Психологи же акцентируют внимание на социальном статусе сотрудника в коллективе, его взаимоотношениях с руководителем.

Выявленные точки зрения позволяют заключить, что руководители не в полной мере осведомлены о влияния социального статуса сотрудника в коллективе и его взаимоотношений с руководством на служебное поведение. Обозначенные вопросы целесообразно включить в тематику профессионально-психологической подготовки руководителей для повышения их профессионально-психологической компетентности.

По данным опроса, руководители склоняются в большей степени к личностному подходу и считают, что служебное поведение сотрудника определяется преимущественно индивидуально-психологическими факторами. Полученные данные отражены на рис. 2.

Представленные данные свидетельствуют о том, что наиболее значимыми индивидуально-психологическими факторами, по мнению руководителей, являются личностные качества: ответственность, исполнительность, дисциплинированность. Перечисленные факторы в большей мере, чем другие, обусловливают служебное поведение сотрудников ОВД. В меньшей степени влияют на служебное поведение потребности сотрудников в социальных контактах, безопасности и защищенности, а также личная их приверженность к службе, личные цели и интересы. Мнения руководителей и психологов в большей мере согласованы по факторам: дисциплинированность, интерес к профессиональной деятельности, исполнительность. Значительно отличаются позиции респондентов в оценке роли мотивационных факторов: позиция психологов подразделений подчеркивает существенную роль индивидуальных потребностей, личных ценностей и убеждений

■ Руководители ОВД ■ Психологи

Рис. 1. Степень влияния социально-психологических факторов на служебное поведение сотрудников ОВД

в регуляции служебного поведения, руководители же недооценивают интересы подчиненных.

Прогнозируя поведение подчиненных, руководители склонны ориентироваться на особенности выполнения сотрудником конкретных поручений, наблюдая за внешними проявлениями, анализируя внутренние профессионально-нравственные качества.

Важно отметить, что малоинформативными, по мнению руководителей, не позволяющими прогнозировать поведение сотрудников, являются характеристики из личного дела. Кроме того, опрос показал, что руководители подразделений не склонны полагаться и на рекомендации поручителей относительно сотрудника.

Исследования организационно-психологических факторов, определяющих служебное поведение сотрудников, представлены результатами опроса респондентов по категориям «руководители» и «психологи» и отражены на рис. 3.

Анализ представленных результатов показал, что из числа организационно-психологических факторов, по мнению экспертов, на служебное поведение сотрудников в большей степени оказывают влияние справедливость оценки добросовестного труда, стабильность и гарантированность в работе, а также сформировавшиеся в подразделении нормы и ценности. В меньшей

степени на служебном поведении сотрудников отражаются общественное мнение, отзывы граждан, имидж сотрудника ОВД, печатная, информационная, рекламная продукция, незначительное влияние, по мнению руководителей, имеет и текущая оперативная обстановка. Большее значение фактору «текущая оперативная обстановка» придают психологи, вместе с тем они недооценивают, по сравнению с руководителями, влияние на служебное поведение таких организационнопсихологических факторов, как общественное мнение и внешний вид сотрудника.

Контент-анализ ответов руководителей на открытые вопросы о проблемах, которые вызывают беспокойство в служебном поведении подчиненных, показал, что трудности преимущественно связаны с низкой профессиональной мотивацией сотрудников, руководители чаще отмечают безразличие, равнодушие, безответственность подчиненных.

Кроме того, значительное число респондентов отметили, что нарушения сотрудниками служебной дисциплины не являются случайными и редко противоречат общей направленности личности. По мнению 38% руководителей, сотрудники, допускающие нарушения служебной дисциплины, не задумываются о последствиях совершаемых поступков. Более 50% психологов под-

Потребность в социальных контактах Потребность в безопасности и защищенности Личная приверженность службе Личные цели и интересы Потребность в самовыражении Личные убеждения и ценности Потребность в признании и самоутверждении Возможность проявления самостоятельности и инициативы

Уровень развития интеллекта Интерес к профессиональной деятельности Дисциплинированность Исполнительность Личная ответственность за результаты работы

60%

80%

100%

0% 20% 40%

■ Руководители ОВД ■ Психологи Рис. 2. Степень влияния индивидуально-психологических факторов на служебное поведение сотрудников ОВД

разделений разделяют точку зрения руководителей. Можно предположить, что действия таких сотрудников доведены «до уровня неконтролируемого сознанием автоматизма» и могут свидетельствовать о существовании фиксированных установок отрицательной направленности. 46% опрошенных считают, что такие сотрудники чаще догадываются, знают о последствиях, хотя этот факт не исключает наличия у них фиксированных установок, что требует отдельного научного исследования.

По мнению руководителей подразделений, служебное поведение сотрудников является приемлемым, если оно соответствует:

— требованиям законов (85%);

— общепринятым, традиционным представлениям о должном поведении (69%);

— требованиям Кодекса профессиональной этики (49%);

— интересам коллектива подразделения (40%).

В меньшей степени приемлемым руководители считают служебное поведение, определяющееся обстоятельствами и ситуацией (12%), или же соответствующее сформировавшимся в подразделении нормам и ценностям (17%). Нормы и ценности, фактически сложившиеся в служебных коллективах, по мнению 43% руководителей, согласуются с нормами Кодекса профессиональной этики. Полученные результаты позволяют предположить, что личная система норм и ценностей руково-

дителей лишь отчасти согласуется с фактически сложившимися нормами и ценностями в служебном коллективе. Это не является противоречием, так как нормы, относящиеся к поведению руководителей подразделений, могут отличаться от норм, проявляющихся в поведении сотрудников. Иначе говоря, служебное поведение, соответствующее нормам и ценностям, сформировавшимся в подразделении, не расценивается руководителями как значимый критерий приемлемого поведения.

Анализ результатов фокусированного интервью показал, что руководители подразделений сходятся во мнении о значительном влиянии на служебное поведение сотрудников социально-демографических факторов, а именно: особенностей воспитания, общего уровня культуры и образования. Решающее значение в формировании должного служебного поведения имеют, по мнению респондентов, социально-психологические и индивидуально-психологические факторы: личный пример руководителя и мотивация сотрудника, его внутренняя организованность, дисциплинированность.

Говоря о практике использования организационноправовых методов в регуляции служебного поведения (индивидуально-воспитательная работа, заседания комиссий по служебной дисциплине и профессиональной этике и т. п.), руководители отмечают, что они являются формальными и малоэффективными, особенно в условиях отсутствия личного примера руководителя и низкой профессиональной мотивации сотрудника.

Печатная, информационная, рекламная продукция Общественное мнение, отзывы граждан Имидж сотрудника ОВД Текущая оперативная обстановка Соответствие личных ценностей задачам полиции Внешний вид сотрудника, форменное обмундирование Удовлетворенность фактом работы в данной организации Возможность профессионального развития Интересы коллектива подразделения Интересная, разнообразная работа Удовлетворенность условиями труда Возможность карьерного роста Сформировавшиеся в подразделении нормы и ценности Стабильная и гарантированная работа Спраеедллвея оценка усердного и добросовестного труда

92%

89%

60%

80%

100

0% 20% 40%

■ Руководители ОВД ■ Психологи Рис. 3. Степень влияния организационно-психологических факторов на служебное поведение сотрудников ОВД

Все многообразие ответов участников интервью об используемых методах регуляции служебного поведения сотрудников, по нашему мнению, можно объединить в четыре блока.

Первый блок составляют ответы, отражающие организационные методы регуляции служебного поведения сотрудников: жесткий контроль за исполнительской дисциплиной, инструктаж при заступлении на службу, качественный подбор первых руководителей, смена направления деятельности в случаях отсутствия у сотрудника профессиональной мотивации, при низких результатах в работе и служебной дисциплине.

Во второй блок вошли ответы, отражающие социально-психологические методы регуляции служебного поведения сотрудников: личное участие руководителя в жизни служебного коллектива, формирование активного ядра коллектива, приведение ярких примеров о сотрудниках, совершивших те или иные проступки.

Третий блок представлен ответами, отражающими организационно-психологические методы регуляции служебного поведения: формирование единых норм и ценностей в «команде» руководителей, формирование «командой» руководителей единых представлений у подчиненных о должном служебном поведении, опрятный внешний вид сотрудника.

Четвертый блок представлен ответами, отражающими индивидуально-психологические методы регуляции служебного поведения: индивидуальные беседы, формирование профессиональной мотивации, учет индивидуально-психологических особенностей при закреплении наставника, при формировании групп для совместной работы.

Использование методики фокусированного интервью подтверждает возможность выделения в качестве структурных элементов психологической модели регуляции служебного поведения трех блоков психологичес-

ких факторов — индивидуально-психологических, социально-психологических и организационно-психологических.

Полученные результаты эмпирического исследования позволяют сформулировать следующие выводы.

1. Теоретически обоснованная структура психологических факторов регуляции нашла свое подтверждение в результатах эмпирического исследования, что доказывает целесообразность дальнейшей разработки психологической модели уровневой регуляции служебного поведения сотрудников полиции.

2. Уточнен содержательный состав психологических факторов, задействованных в регуляции служебного поведения сотрудников полиции, выявлены доминирующие из них, используемые в реальной практической деятельности руководителями органов внутренних дел.

3. Предложенный комплексный подход к исследованию механизмов регуляции служебного поведения дает возможность дифференцировать психологические детерминанты структурно и содержательно, что позволит повысить эффективность организационно-психологического консультирования руководителей конкретных подразделений органов внутренних дел.

1 Прикладная юридическая психология / под ред. А. М. Столяренко. М., 2001. С.74.

2 Энциклопедия юридической психологии / под общ. ред. проф. А. М. Столяренко. М., 2003. С. 342.

3 Мертон Р., Фиске М., Кендалл Р. З. Фокусированное интервью. М., 1991. С. 3-37.

УДК 15+371

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИЗУЧЕНИЕ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ «ГРУППЫ РИСКА»: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И УСЛОВИЯ КОРРЕКЦИИ

М. Г. Бочило

Рассмотрены диагностические методики, направленные на выявление копинг-поведения у подростков в стрессовых ситуациях. Проанализирована экспериментальная программа, содержащая условия коррекции копинг-поведения у подростков «группы риска».

Ключевые слова: подростки «группы риска», копинг-поведение, адаптация личности, преодолевающее поведение, адаптивные формы поведения, коррекция поведения.

В современной науке существенное место занимают исследования подростков, относящихся к «группе риска». Особой проблемой является специфика копинг-поведения (совладающего поведения) у подростков «группы риска» в стрессовых и трудных жизненных ситуациях. Несмотря на достаточный объем исследований, в настоящее время отсутствует общепринятая и целостная концепция, раскрывающая понятие и сущностную характеристику категории «подростки группы риска».

Кроме того, модернизация системы образования определяет практическую необходимость поиска инновационных подходов к обучению и воспитанию подростков «группы риска» с учетом индивидуальных особенностей личности каждого учащегося. В особом обсуждении нуждается термин «копинг-поведение», а также вопросы его коррекции у социальной группы — подростков «группы риска». Это обусловило актуальность проведенного нами исследования.

Объектом изучения является копинг-поведение как личностное образование, предметом определены условия и способы коррекции копинг-поведения у подростков «группы риска». Исследование позволило: а) переосмыслить категорию «подростки группы риска» с учетом изменений социальной практики; б) выделить наиболее существенные показатели и признаки, характерные для подростков «группы риска»; в) изучить особенности копинг-поведения у подростков «группы риска»; г) разработать и апробировать авторскую программу, содержащую условия и способы коррекции копинг-поведения у подростков «группы риска».

В настоящей статье освещаются следующие направления исследования:

1) анализ теоретических подходов к исследуемой проблеме;

2) характеристика эксперимента, направленного на коррекцию копинг-поведения у подростков «группы риска» (включающего констатирующий, формирующий и контрольный этапы).

В соответствии с логикой исследования представим результаты анализа литературы. Изучение теоретических источников показало, что начиная с 60-х годов прошлого века термин «группа риска» неоднократно переосмысливался и постепенно стал использоваться в психологии в связи с отклонениями в развитии и поведении ребенка. Сегодня ребенок, относящийся к «группе риска», имеет проблемы со здоровьем, нарушения в структуре личности ( в познавательной, эмоциональной, коммуникативной сферах и др.); как следствие, характерны трудности в его обучении и воспитании 1. Однако в первую очередь обратимся к справочным материалам. Так, в словаре С. И. Ожегова «группа риска — это группа лиц, наиболее подверженных риску (возможность опасности, неудачи)» 2. Поэтому когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что они находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов. Известно, что фактор риска — это условия, опасное действие которых носит вероятностный характер, т. е. означает не неизбежность, а лишь более или менее вероятную угрозу возникновения отрицательных последствий. Контингент детей, подверженных действию того или иного фактора риска, называется «группой риска» ( при учете конкретного фактора).

Согласно определению в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», дети «группы риска» — это « дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.