ЛИТЕРАТУРА
1. Гарибян Арарат Саакович // Армянская энциклопедия фонда "Хай азг". [Электронный ресурс]. URL: http://ru.hayazg.info.
2. Гарибян А. Введение в историю армянского языка. Ереван: Луйс, 1932. 244 с. (на армян. яз.).
3. Гарибян А. Введение в исследования истории армянского языка. Ереван: Айастан, 1937. 188 с. С. 46-78 (на армян. яз.).
4. Гарибян А. Начальный период истории армянского народа // Известия АН Арм.СССР (серия общественных наук). 1946. № 9. С. 6-7 (на армян. яз.).
5. Meillet А. Esquisse d'une grammaire comparée de l'Arménien classique. Paris, 1903. 187 c. P. 111.
6. Гарибян А. Старое и новое арменоведение // Институт языка им. Н.Марра АН АССР. Собрание
трудов: Т. 1. Ереван: АН АССР, 1948. С. 61-76. (на армян. яз.).
7. Гарибян А. Армянская диалектология, Ереван: Айастан, 1953. 258 с. (на армян. яз.).
8. Гарибян А. Вокруг вопроса происхождения армянских диалектов // ИФЖ, 1958. № 3. С. 255-299. (на армян. яз.).
9. См., напр.: Агаян Э. О происхождении новых армянских диалектов // ИФЖ. 1958. № 2. С. 211-234 (на армян. яз.); Севак Г. Вокруг вопроса происхождения армянских диалектов // ИФЖ. 1959. № 1. С. 224-246. (на армян. яз.); Джаукян Г. Армянская диалектология и вопрос происхождения армянских диалектов // ИФЖ. 1959. № 2-3. С. 282-283. (на армян. яз.); Казарян А. О диалектах армянского языка и их происхождении // ИФЖ. 1960. № 8. С. 172-193. (на армян. яз.).
10 июля 2013 г.
УДК: иОТ-337
РОЛЬ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНОВ АЗЕРБАЙДЖАНА
Н.Г. Гаджиева
Коренные преобразования в общественно-политической и социально-экономической жизни за период, прошедший после восстановления государственной независимости Азербайджанской Республики в начале 90-х годов ХХ столетия, непосредственно затронули основы регулирования территориального развития страны, потребовали согласования интересов государства и регионов. В связи с этим объективная оценка состояния экономического и социального развития регионов, а также используемых методов регулирования территориального развития стала одной из важнейших задач реализации потенциала страны.
Осуществляемая политика в условиях перехода к рынку увенчалась качественными переменами в экономике. Однако наряду с достижениями в социально-экономической жизни республики, все еще оставались нерешенные проблемы. Прежде всего это относилось к размещению в г. Баку большей части промышленного потенциала Азербайджана
Гаджиева Наджиба Габиль кызы - аспирант, преподаватель кафедры мировой экономики Бакинского государственного университета, AZ-1073/1, г. Баку, ул. 3. Халилова, 23, e-mail: [email protected], т. +994 12 538 41 77.
и связанных с ним объектов инфраструктуры, а также ослабление или полное приостановление деятельности работы многих находящихся в регионах предприятий, производственных и обслуживающих объектов. Эти факторы в свою очередь оказывали негативное воздействие на развитие экономики с региональной точки зрения, приводили к увеличению различий в уровне развития между регионами, обострению во многих местах социально-экономической, демографической и экологической ситуации.
Проблемы размещения вынужденных переселенцев из оккупированных районов, их обустройства не только усложняли социально-экономическую ситуацию во всех регионах, но и делали необходимым усиление роли региональной политики в системе управления страной.
Для устранения негативных последствий в макроэкономической стабилизации первых лет переходного периода были разработаны и стали реализовываться экономи-
Hajiyeva Najiba - post-graduate student, teacher of the World Economy department at the Baku State University, 23 Zahid Khalil Street, Baku, AZ-1073/1, e-mail: nadjiba_h@ mail.ru, ph. +994 12 538 41 77.
ческие программы государственного значения. К наиболее значимым из них можно отнести государственную программу по поддержке малого и среднего предпринимательства (1997-2000 гг.), развитию машиностроительной индустрии (2002-2005 гг.) и аграрного сектора (2002-2006 гг.), управлению нефтяными и газовыми доходами (2005-2025 годы), снижению бедности (2003-2005 гг.). Решающее значение в преодолении целого комплекса воспроизводственных проблем страны сыграли программы по социально-экономическому развитию регионов. "Программирование развития региона означает разработку специальных документов, описывающих цели, задачи, процедуры, мероприятия и средства решения актуальных проблем, а также предусматривающих планомерную реализацию программных мероприятий" [1, с. 93]. Только используя программно-целевой метод на региональном уровне управления, можно было достичь реализации полноценного устойчивого развития всей страны. Это связано с тем, что методы экономического воздействия не имели достаточных предпосылок для развития из-за отсутствия необходимой инфраструктуры в регионах. Используя механизм налоговых скидок (например, упрощенный налог в регионах по ставке 2 %, тогда как в столице он 4 %), выделения субсидий и применение низкопроцентных кредитов в аграрном секторе на региональном уровне, азербайджанское правительство не смогло полностью добиться поставленных целей по развитию регионов и не нефтяного сектора экономики. Как отметил А. Надиров "для устойчивого развития суверенной страны широкое использование разных возможностей регионов, одно из условий реализации этой задачи" [2].
Как известно, исходя из научно обоснованных стратегических установок, определяются целенаправленные методы осуществления государственной политики. По справедливому замечанию Р.Г. Маннапова и Л.Г. Ахтариевой в применении программно-целевого метода в развитии регионов следует учитывать присутствие цели, имеющей двоякий характер, поскольку "в качестве целевых установок развития региона могут выступать как решение проблем общерегионального уровня (например, структурная перестройка регионального хозяйства), так и осуществление задач более узкого, конкретного характера (например, развитие отрасли образования или здравоохранения)" [1, с. 93].
Программа является средством усиления воздействия государства региональное развитие. Но оно само, по мнению А. Нуриева, в первую очередь зависит от того, насколько:
- региональная политика правильно выбрана и определены для каждого конкретного исторического периода задачи регионального развития;
- правильно взаимосвязаны принципы справедливости и эффективности регионов и республики (центра);
- учтены связи между разными отраслями страны, обеспечены регионы инфраструктурой [3].
Исходной предпосылкой при формировании и реализации стратегии развития регионов выступает заранее предусмотренная совокупность управленческих подходов и организационных действий. Такой подход позволяет проанализировать современное состояние экономики регионов, выявить оптимальные параметры хозяйственной структуры регионов во взаимодействии с национальными экономическими интересами страны.
Р.Г. Маннапов и Л.Г. Ахтариева считают, что каждую региональную программу можно охарактеризовать по нескольким классификационным признакам [1, с. 94]. Государственные программы регионального развития Азербайджана в периоды с 2004-2008 и 20092013 годы являются программами государственного значения и комплексного развития, так как охватывают все сферы жизнедеятельности регионов и страны. Характерной чертой этих программ является учет особенностей регионального развития в условиях перехода экономики на интенсивный тип расширенного воспроизводства, что предполагает новые подходы, адекватные не только к рыночным отношениям, но и требованиям модернизации экономики [1, с. 94].
Утвержденные указами Президента Азербайджанской Республики "Государственная Программа социально-экономического развития регионов Азербайджанской Республики (2004-2008 гг.)" и "Государственная Программа по социально-экономическому развитию регионов Азербайджанской Республики в 2009-2013 гг." играют важную роль не только для преодоления проблем регионального развития в стране. Как отмечает Г.Б. Рустам-беков: "эту Программу по существу можно обозначить как кардинальный метод разрешения одной из застарелых противоречий
в размещении производительных сил и стимулирования индустриального направления экономического развития Азербайджана на базе утилизации сыръевых и трудовых ресурсов на всей территории страны" [4]. В них выдвигаются задачи, разрешение которых имеет кардинальное значение для национальной экономики, в частности по ее диверсификации. Приобретая обобществленные характеристики, становясь субъектами конкурентных взаимосвязей, экономические регионы в ходе осуществления указанных программ призваны отвечать требованиям международных стандартов по ассортименту и качеству производимой в них продукции.
Если оценивать нынешнее экономическое состояние регионов Азербайджана, то их условно можно разделить на следующие категории:
- развитые регионы, к которым можно отнести Абшеронский, Аранский, Гянджа-Га-захский;
- развивающиеся регионы -это Нахиче-ванский и Губа-Хачмазский;
- слабо развитые регионы - Ленькоран-ский, Шеки-Закатальский и Нагорно-Шир-ванский;
- депрессивные регионы - Верхне-Кара-бахский и Кельбаджар-Лачинский экономические районы.
Поэтому в государственных программах регионального развития предлагается дифференцированный подход к развитию каждого из них, с учетом специфики специализации и возможностей выравнивания межрегиональной ситуации посредством целого ряда государственных и предпринимательских усилий. Благодаря этому уже заметны достижения в увеличении общего объема производства сельскохозяйственной продукции, развитии на местах перерабатывающих производственных, инфраструктурных и социальных объектов, значительно вырос уровень занятости и доходов жителей азербайджанского села.
В первой программе регионального развития (2004-2008 гг.) были отражены положения исследования по оптимизации специализации и территориального размещения производительных сил. На основании этого проведены 714 государственных мероприятия, 668 из которых были направлены на социально-экономическое развитие девяти регионов Азербайджанской Республики и выделены средства на важнейшие инфраструктурные
проекты. В результате реализации мероприятий были достигнуты необходимые пропорции пространственного развития и сформирован пакет проектов по развитию ненефтяного сектора в регионах. За этот период в регионах Азербайджана было создано 26 641 новых предприятий, открыто 766 300 новых рабочих мест, в том числе 547 600 мест - это постоянные места работы [5].
На втором этапе Государственной программой социально-экономического развития регионов (2009-2013) определены конкретные задачи широкомасштабного развития аграрного сектора страны, производственной, социальной и рыночной инфраструктуры регионов, устранения безработицы в конкретных территориальных структурах национальной экономики. За этот период осуществляются 1 066 крупномасштабные проектные работы, из которых 968 охватывали экономические районы, а 40 - по г. Баку и его пригородных поселков [6].
В результате достигнуто устойчивое энергоснабжение, обеспечение питьевой водой и отоплением населения большинства регионов страны. Одновременно шло строительство и реконструкция дорог и других инфраструктурных объектов. Большое внимание стало уделяться улучшению экологической ситуации в регионах, созданию объектов социально-культурного назначения, в частности, в таких сферах как образование, здравоохранение, спорт, туризм. Активное развитие мелкого и среднего предпринимательства в регионах позволило достигнуть значительного улучшения уровня жизни населения не только в конкретных регионах, но и по всей стране. Только в 2012 г. в рамках реализации программы было создано 5,4 тыс. предприятий, открыто 117 тыс. новых рабочих мест, включая 93 тыс. постоянных рабочих мест. В целом с 2009 г. в Азербайджане создано более 20 тыс. предприятий и открыто около 360 тыс. новых рабочих мест в регионах. Все это значительно сократило уровень бедности до 6 %, а безработицы - до 5,2 % [6].
Азербайджанское государство на ближайшие 10 лет выдвигает цель увеличения валового внутреннего продукта в два раза. При этом достижение этой цели предполагается в основном за счет ненефтяного сектора. Согласно прогнозам в ближайшие три года рост ВВП в ненефтяном секторе составит в среднем 8 % в год. Рассчитанная на диверсификацию экономики, данная стратегия призвана уже в 2015 г. снизит долю нефтяного фактора в ВВП с 48,5
до 29,3 % [6]. На основе реализации программ регионального развития предусматривается последовательное развитие дорожно-транспортного комплекса, создание развитой инфраструктуры связи, информации и коммуникаций. Большое внимание уделяется стимулированию экспорта в частном секторе, государственной поддержке производства конкурентоспособной промышленной продукции, оказанию предпринимателям содействия в области консалтинговых услуг, улучшению оросительного и мелиоративного хозяйства в пригородных поселках.
В процессе реализации региональной программы начали осуществляться пилотные проекты по инновациям, например, создание технопарка в городе Сумгаит, которые после апробирования на территории конкретного региона, в частности Апшерона, применяются также во всех остальных регионах. Программы регионального развития проводятся в Азербайджане согласованно и поэтапно, ощущается потребность в их диверсификации и корректировке. С этой целью практически ежегодно на государственном уровне анализируется ход осуществления и результаты, достигнутые в процессе их реализации.
Реализация программ повышает значимость регионов как элементов национальной экономической системы. На нынешнем этапе социально-экономического развития страны именно регионы занимают приоритетные позиции. На конференции, посвященной итогам четвертого года исполнения "Государственной программы социально-экономического развития регионов Азербайджанской Республики в 2009-2013 годах", были обнародованы статистические данные, подтверждающие совокупную долю регионов страны в экономике страны. За последние девять лет экономика страны выросла более чем в три раза. Промышленное производство за эти годы увеличилось почти в три раза, в экономику страны было вложено около $130 млрд. [6]. Повышается роль регионов в достижении страной устойчивого и многопрофильного хозяйственного прогресса. Несмотря на то, что большую часть территории страны охватывают такие экономические регионы как Аран (24,7 %), Гянджя-Газах (14,4 %) и Шеки-Закатала (10,3 %), по производству промышленной продукции лидируют г. Баку и такие регионы как Абшерон, Аран, Губа-Хачмаз, Нахичевань и Гянджя-Газах. Именно в этих регионах наблюдается и значительный рост по производству сельскохозяйственной продукции (Аран, Гянджя-Газах, Губа-Хачмаз), а также
товарообороту розничной торговли. Подобная статистика свидетельствует о становлении в регионах агропромышленных комплексов, рациональном и эффективном использовании ресурсов. Как показывают итоги реализации "Государственной Программы социально-экономического развития регионов Азербайджанской Республики (2004-2008 годы)" в стране реальный объем внутреннего валового продукта (ВВП) составил 38 млрд манат, а это в 2,6 раза больше, чем было до реформ. Ежегодно прогрессивно растет номинальный уровень ВВП на душу населения. К концу периода реализации первой региональной программы этот показатель достиг уровня 4 440 манат на каждого гражданина страны, а это в пять раз больше, чем было до реформ. В период реализации первой государственной программы по региональному развитию заметно вырос объем выпускаемой продукции.
Анализ статистических данных Госкомстата АР свидетельствует о том, что самый высокий рост выпуска продукции приходится не на г. Баку, а на такие экономические регионы, как Нахичевань, Нагорный Ширван, Куба-Хачмаз, Шеки-Загатала и т.д. Вместе с тем общий объем выпуска продукции по сравнению с 2008 г. в 2009 г. несколько снизился. Это в первую очередь объясняется финансово-экономическим кризисом, охватившим мировое экономическое пространство [5].
Одним из основных интересов государства является обеспечение промышленной развитости страны, что возможно только через промышленное развитие регионов с учетом их специфики. Несмотря на разные специфические черты, т.е. природно-климатические и географические условия, количество и качество природных ископаемых регионов, объем выпускаемой промышленной продукции становится объектом пристального государственного внимания, как по отдельным экономическим регионам, так и по всей стране. Если проанализировать основные показатели развития экономических регионов Азербайджана по состоянию на 01.01.2012 г., то можно увидеть следующую картину. Самым высоким развитием по промышленному производству отличается г. Баку - 92,8 % от всего объема, далее идут Аран - 2,3; Нахичевань - 2; Абшерон - 1,4 %. Однако стимулирование производства еще не самое главное. Важным является стимулирование качества и конкурентоспособности отечественной продукции. Даже если основной це-
лью в ближайшие годы будет максимальное обеспечение потребителей за счет местного производства и минимизация импорта, все же повышение производства конкурентоспособной продукции является еще более важной задачей. Неконкурентоспособная продукция может залежаться на складах предприятий, и в итоге это негативно повлияет на оборот предприятий, сократит приток капитала, что со временем создаст и другие проблемы.
Несмотря на то, что в 1992 г. началась аграрная реформа и многие предприятия сельского хозяйства со временем перешли в руки частного сектора, развитие в данной сфере экономики наступило с принятия и реализации государственных программ регионального развития. Благодаря программам развития регионов в 2011 г. по сравнению с 2003 г. общий объем сельхозпродукции вырос в 3,1 раза. Произошло увеличение объема производства по зерновым - на 19,4 %; по картофелю - 22 %, по овощам - 16,1; по бахчевым - 34,1; по сахарному тростнику - 96,2 %. И это происходило на фоне экологических проблем, с которыми столкнулась страна в 2009 г. В 2010 г. производительность в растениеводстве снизилась на 8,9 %; зерновых на 33; картофеля на 3 %. Однако предпринятые государственные меры по продовольственной защите позволили восстановить тенденции роста. Только по зерну уровень роста за период 2004-2011 гг. составил 13,7 %. Сегодня Азербайджан имеет запас зерновых более чем на пять лет [5]. Государственные программы по защите аграрного сектора предусматривали в первую очередь защиту производителей и их интересов; освобождение их от уплаты налогов (кроме поземельного налога), выдача низкопроцентных кредитов, обеспечение лизингом сельскохозяйственного оборудования, снабжение необходимыми материалами (горючее, семена, удобрения и т.д.). За счет государственной поддержки основные продукты питания - мясо, молоко, яйца и другие продовольственные продукты начали производиться больше, и только в 2011 г. объем производства мяса составил 263,7 т; молока - 1622,3 т; яиц - 1 011 тыс. шт., что по сравнению с 2004 г., соответственно, больше на 33,9 %, 33,6 и 21,9 % [5]. В 2012 г. по объему выпускаемой сельхозпродукции лидирующие позиции по республике занимали Аран - 31,8 %; Гянджа - Газах -18,9; Губа-Хачмаз - 10,7; Ленькорань - 10,6; Шеки-Закатала - 9,9 % и т.д. [5].
Анализа экономического и социального развития регионов позволяет выделить следующие основные направления усиления воздействия программно-целевых методов управления на региональное развитие.
Использование в региональной практике Азербайджана программно-целевого метода управления в современных условиях является одним из основных способов обеспечения задачи устойчивого развития республики. Слабость и неэффективность государственного регулирования регионального развития на ранних стадиях независимости республики впоследствии были устранены правильно выбранной региональной политикой. На сегодня важным остается учет специфических особенностей регионального развития, устранение трудностей (в основном административных барьеров) в развитии бизнеса в регионах, расширение потребительских рынков на местах, усиление контроля по реализации программ регионального развития, а особенно - за возвратом вложенных инвестиций. Определение самой системы стратегического развития регионов, являясь сложным процессом, требует не только устранение старых и нерентабельных механизмов регулирования, но и хорошей подготовки кадров, участвующих в реализации стратегических решений. Системный подход к региональному развитию даст возможность определить нижеследующие принципиальные предпосылки, которые необходимо учитывать при долгосрочном развитии:
- органы регионального управления, определив цель своего развития, одновременно должны определить и внутренние возможности их достижения;
- для обеспечения стабильности и роста необходимо заранее определить угрозы и опасности для самой системы. На данный момент источниками угроз больше является внешняя среда, а также внутреннее нечеткое соблюдение требований управления, поэтому необходимо усилить роль контроля;
- увеличение потенциала системы управления и контроля в дальнейшем усилят возможность быстрого реагирования на выдвигаемые требования долгосрочного развития, что влечет за собой стратегическое планирование инновационного развития регионов.
Системный подход к организации регионального развития по обеспечению национальных интересов может проводиться в несколько этапов:
Начальным этапом регулирования регионального развития является обоснование и формулирование целей развития регионов в системном порядке, что дает возможность выявить приоритеты и дополнительные цели, рассмотреть критерии и расчет индикаторов развития. Следуя таким систематизированным действиям, проводится мониторинг состояния развития регионов. Состояние развития регионов оценивается и характеризуется в итоговых отчетах по проделанной работе. Именно данный процесс позволяет определить динамику развития по результатам достижения, и конечно, если есть необходимость, то нужно проводить корректировки, уточнения и дополнения к данным целям и механизмам их достижения. Определение факторов развития, ограничения и нововведения при разработке и организации стратегии развития и долгосрочного планирования позволяют выявить параметры развития, проанализировать уровень использования ресурсов и пересмотреть инструментарии управления. На данном этапе регионального развития актуальным является пересмотр инструментария управления, так как местное самоуправление, а в основном это муниципальное управление, не полностью соответствует современным требованиям, что приводит к противоречию между уровнем использования ресурсов и их возвратом. Задача состоит в том, чтобы за счет вложенных средств в экономику регионов пополнить бюджет страны и ограничить региональные дотации. И если не предпринять необходимые меры по усилению контроля над использованием средств, выделенных на реализацию поставленных целей региональных программ, то уровень эффективности и отдачи может не оправдать планируемых ожиданий. Механизмами контроля при этом могут выступать как внутренние источники информации, так и итоги анализа (например, финансового).
Вторым аспектом обеспечения регионального развития может стать анализ сценарных вариантов, или же определение ориентиров на основе анализа и оценки альтернатив.
Следующим направлением системного обеспечения регионального развития является учет концептуальных положений разработки, выбора и реализации целей регионального развития и стратегии государства, которые образуют непрерывный процесс и могут меняться вместе с изменением экономической политики страны. Но современное экономи-
ческое развитие отличается многогранностью, вариабельностью и поэтому четкая градация объектов в системных образованиях иногда становится невозможным. Многие сферы деятельности, институциональные элементы могут одновременно свободно относиться к разным системным блокам структуры регионов. Поэтому при организации развития региона как целостной системы рассматриваются взаимосвязанные макроэкономические подсистемы региона, такие как, промышленно-производственная система и инфраструктура, агропромышленные комплексы и социальные сферы, финансовое состояние и региональные бюджеты, уровень дотаций из государственного бюджета, инвестиционная привлекательность, и наконец управленческая сфера.
Таким образом, анализ Государственных программ развития регионов Азербайджана 2004-2008 и 2009-2013 годы, статистических данных по их реализации, а также намеченных мероприятий эффективного и рационального управления развитием регионов свидетельствуют о том, что в республике благодаря внедрению программно-целевых методов управления происходит становление более сбалансированной структуры национальной экономики, в которой ненефтяная специализация регионов выходит на первые позиции.
ЛИТЕРАТУРА
1. Маннапов Р.Г., Ахтариева Л.Г. Организационно-экономический механизм управления регионом: формирование, функционирование, развитие. М: КНОРУС, 2008. 352 с.
2. Надиров А. Независимость основной путь равновесного социально-экономического развития регионов // Материалы республиканского научно-практического журнала. Баку, 2010. 943 с. С. 360.
3. Nuriyev Э. Regional idaraetmanin asaslari.Baki. 2007. 114 с.
4. Рустамбеков Г.Б. Национальные экономические интересы в процессе поссоциалистической трансформации и глобализации. Баку: Чашыоглы, 2009. 370 с. С. 224-225.
5. Сайт Государственного Комитета Статистики Азербайджанской Республики 2013 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.stat.gov.az.
6. Ильхам Алиев: "Государственная программа социально-экономического развития регионов будет реализована" 13.02.2013, БАКУ // 1NEWS. AZ. [Электроный ресурс]. URL: http://1news.az/ chronicle/20130213121327223.html.
19 июня 2013 г.