Л. С. Даненова,
преподаватель, Костанайский строительно-технический колледж, г.Костанаьi
He?ii?i свздер: кэсптик цазац mini, кэаби ттн дамытубэсекеге цабтет-mi кадрлар.
Ключевые слова: профессиональный казахский язык, развитие профессиональной речи, конкурентоспособные кадры.
Keywords: professional Kazakh language, development of professional speech, competitive staff.
РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КАЗАХСКОГО ЯЗЫКА В СТАНОВЛЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ЛИЧНОСТИ
Ацдатпа
Бул макалада кэслгтк казак; тшш окы-ту рол1 колледж студенттщ жеке тулгалы бэсекелеспк кабшеп калыптасуы тура-лы айтылган. Студенттермен мемлекетпк тшд1 ок;ып - уйренуд1 артыруы бойынша окытушыныц сипаттамасы бершген. К^а-зак тшш окыту мэселелер1 карастырылган, сонымен катар теорияльщ непздер1 мен практикальщ жузеге асырылу жолдары ту-ралы айтылган.
Аннотация
Статья посвящена роли преподавания профессионального казахского языка в становлении конкурентоспособной личности студента колледжа. Представлено описание работы преподавателя по повышению эффективности работы по изучению государственного языка студентами. Рассматривается обучение казахскому языку: теоретические основы и пути практической реализации.
Annotation
This article deals with the role of teaching t*
a professional Kazakh language in becoming к
a competitive college student. The description g
what a teacher should do to improve students' ^
Kazakh language learning is presented. w
Kazakh language teaching and learning is «
considered both theoretically and practically. ^
w
С
В статье H.А. Назарбаева «Взгляд в бу- H дущее: Модернизация общественного со- ^ знания» Президент Республики Казахстан подчеркнул: «Каждый казахстанец должен Я" понимать, что образование - самый фунда- g ментальный фактор успеха в будущем» [1]. Одной из предпосылок качественной под- ®
в; К х
<с
т
о
СП
я
ш О
Л
о о м =г о 0-с ш л
X X
о к
=Г
<с
т
о х
х
готовки конкурентоспособных кадров является знание языков. О необходимости развития трехъязычного образования как ключевого фактора повышения конкурентоспособности казахстанцев говорится в важных государственных программах страны: в Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2016-2019 годы, в Государственной программе развития и функционирования языков в Республике Казахстан на 2011-2020 годы [2]. Одной из безусловных предпосылок качественной подготовки конкурентоспособных кадров является знание языков [3, с.64].
Изучение государственного языка в колледже является неотъемлемой составной частью подготовки специалистов для работы выпускников на предприятиях Республики Казахстан, при этом студенты должны достичь такого уровня владения языком, который позволит им успешно вести профессиональную и общественную деятельность в условиях рыночной экономики.
Одной из мною поставленных задач в преподавании является формирование интереса к изучению казахского языка, которая рассматривается как необходимая составляющая в личностном и профессиональном становлении студента. Мотивацией при овладении казахским языком служат, прежде всего, профессиональные интересы студента, готовящегося стать высококвалифицированным специалистом, обладающим достаточными знаниями, умениями и навыками для достижения своей цели на трудовом поприще. Современный специалист, обладая высокой квалификацией в профессиональной сфере, должен быть готов к жизни в условиях многонационального мира. Поэтому в Казахстане существует программа «Триединства языков», которая стимулирует к изучению языков [2].
В настоящее время в подготовке специалистов в учреждениях техниче-
ского и профессионального образования ввели дисциплину «Профессиональный казахский язык». Целью предмета является формирование и развитие коммуникативной компетенции, включающей речевую, языковую, социокультурную компетенции, отвечающих за личностное и профессиональное становление студентов. «Профессиональный казахский язык» один из обязательных предметов в Костанайском строительно - техническом колледже. Современный специалист должен владеть разговорно - бытовой речью и деловым языком специальности для активного применения как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности. Изучая курс, студенты разных специальностей приобретают теоретические знания о профессиональном общении будущей специальности, усваивают терминологию, сведения о структуре деловых документов, необходимых специалисту определенного профиля. В своей практике использую нетрадиционные формы ведения занятий: ролевые игры, интересные лекции, дискуссии, конкурсы, терминологические диктанты, провожу работу над текстами, причем тексты должны быть доступными, не содержать большого количества неизвестной лексики. Такие занятия вызывают интерес у студентов, расширяют их кругозор, развивают познавательную деятельность учащегося. В результате обучения студенты в достаточном объеме усваивают грамматику, стилистику построения предложения, особенности использования лексического материала.
Учитывая отсутствие учебно - методического материала по данной дисциплине, своей задачей считаю поиск новых методов, которые позволяют решить проблему. Опыт показывает, что использование интересных, актуальных, доступных текстов является эффективным средством обучения профессиональному казахскому языку.
В процессе обучения студенты нашего колледжа проходят различные виды практик на предприятиях города и области. При прохождении практики и в дальнейшем трудоустройстве студент общается с людьми, заполняет документы, работает в сфере обслуживания, и во всех случаях есть потребность знания языка, а именно профессионального казахского языка. Поэтому на занятиях готовлю будущего специалиста к общению в естественной профессиональной среде.
Например, студенты нашего колледжа по специальности «Машинист автомобильного крана» проходят производственную практику, и применяют знания, полученные по предмету «Спецтехнология», в этот период непосредственно общаются с людьми не только с русскоязычными, и здесь же они могут воспользоваться своими знаниями и навыками, приобретенными по профессиональному казахскому языку. В процессе обучения они знакомятся с лексическим материалом, необходимым в дальнейшей работе: профессиональной терминологией, историей автомобиля, устройством автомобиля и т.д., при изучении данных тем учитываюся и используются межпредметные связи. Важную роль играет отобранный лексический, грамматический и словообразовательный минимум. Изучаемые темы, тексты, речевые задачи имеют профессиональную направленность. Что
придает большой интерес к изучаемому предмету.
Мною поставленная задача, научить студентов разговаривать на казахском языке, применять полученные знания в своей профессиональной деятельности, решается успешно, так как студенты убеждены, что изучение профессионального казахского языка есть результат их большого личного труда.
Таким образом, необходимо отметить, что современному обществу важно, чтобы выпускники были профессионально успешными и мобильными, могли построить карьеру, работать в условиях нынешней конкуренции, а для этого необходимо знать профессиональный государственный язык.
ЛИТЕРАТУРА
1.Назарбаев H.A. Взгляд в будущее: Модернизация общественного сознания H.A. Назарбаев // Казахстанская правда -2017,- 13 апреля.
2.Государственная программа развития и функционирования языков в Республике Казахстан на 2011-2020 годы [Электронный ресурс] prokuror.dov.kz
3.Сейтжанова Т.А. Работа с текстом как эффективное средство развития профессиональной речи студентов /Т.А.Сей-тжанова // Профессионал Казахстана. -2017,- №2. - С. 64-67.
в; s х
<с
m
о
СП £
W
о
О О W
=г о
CL
с
ш
X X
О S
=г
<с
m
о х
X
s