ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВУЗЕ
УДК 378
Г. И. Уткина, Н. В. Полякова
РОЛЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Рассматривается вопрос о применении проектной методики в учебно-воспитательном процессе профессиональной подготовки бакалавров в педагогическом вузе. Особое внимание уделено взаимосвязи аудиторной и внеаудиторной работы для формирования профессиональных компетенций посредством проектной методики, так как при правильном сочетании внеаудиторной работы с аудиторной обеспечивается большая гибкость и подвижность всей системы учебно-воспитательной деятельности в педагогическом вузе. Эмпирическим путем доказана эффективность применения данной методики в профессиональной подготовке будущих учителей. Применение данной методики является показателем высокой квалификации преподавателя вуза, его профессионализма.
Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, высшее профессиональное образование, проектная методика, компетенции, иностранный язык, педагогический вуз.
Выпускнику бакалавриата по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» предстоит работать в школе XXI в., о которой мечтал и которую строил известный педагог В. А. Су-хомлинский и о задачах которой на современном этапе говорится также в тексте инициативы Д. А. Медведева «Наша новая школа» [1].
Главные задачи образовательной инициативы заключаются в раскрытии способностей каждого обучаемого, воспитании порядочности, толерантности, инициативности, способности к творческому мышлению, умении правильно выбирать свою профессиональную траекторию и желании повышать свой профессиональный и культурный уровень.
В тексте инициативы «Наша новая школа» подчеркивается, что обучаемые будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие задания, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения, формулировать интересы и осознавать возможности, использовать знания в повседневной жизни, обладать целостным социально ориентированным взглядом на мир [1].
Нельзя не согласиться и с тем, что новая школа - это и новые учителя, «открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школь-
ников, открытые ко всему новому...» [1]. В связи с этим обновлены квалификационные требования и квалификационные характеристики учителей. Главное место в них отводится профессиональным педагогическим компетенциям, что согласуется с содержанием федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО). Овладение профессиональными педагогическими компетенциями есть не что иное, как овладение педагогическим мастерством, на формирование основ которого указывали классики педагогики К. Д. Ушинс-кий, С. Т. Шацкий, П. П. Блонский, А. С. Макаренко. Педагогическое мастерство, как и любое другое качество, формируется и воспитывается, но не исчерпывается только знанием своего предмета и теоретических положений общей дидактики и методики. Его важным фактором являются умения, связанные с различными видами деятельности, в которые вовлечен учитель и в которые он должен включить все субъекты учебно-воспитательного процесса [2].
ФГОС ВПО не только формулирует требования к содержанию основных образовательных программ (ООП) бакалавриата по данному направлению подготовки, но и дает характеристику профессиональной деятельности бакалавра, определяет объекты и задачи этой деятельности.
Областями профессиональной деятельности бакалавров являются образование, социальная сфера и культура. Исходя из данного тезиса, ФГОС определяет объекты их профессиональной деятельнос-
ти: обучение, воспитание, развитие, образовательные системы. Следовательно, ООП бакалавриата должна быть направлена на подготовку обучаемых к таким видам профессиональной деятельности, как педагогическая, культурно-просветительская, научно-исследовательская.
Будущий бакалавр должен быть готовым не только вести образовательный процесс на высоком научно-методическом уровне с использованием информационно-коммуникационных технологий, но и изучать достижения, потребности, возможности своих подопечных и выстраивать по необходимости индивидуальные маршруты их обучения, воспитания, развития; организовывать культурное пространство обучаемых; определять траекторию своего личностного профессионального роста; быть в курсе современных педагогических технологий и использовать их для успешной реализации своей педагогической деятельности; уметь поставить эксперимент, сделать анализ результатов, обосновать их с научной точки зрения.
В работе с детьми бакалавр должен обладать основами саморегуляции, которые предполагают умение контролировать и направлять развитие собственных физических состояний. Это умение поможет лучше понимать и учитывать состояние и реакцию всех субъектов педагогической деятельности: обучаемых, их родителей, коллег, представителей общественности.
Для профессиональной деятельности очень важно умение действовать самостоятельно, самоорганизовываться в собственной деятельности, трансформировать социокультурный опыт, овладевать основными механизмами профессиональной деятельности, определять свой профессиональный стиль.
В педагогической литературе справедливо отмечается, что «школьный учитель обладает огромными потенциальными возможностями влиять на формирование личности, ее мировоззрение, на нравственность подрастающего поколения. По данным социологических исследований, родители затрачивают на целенаправленное воспитание своего ребенка-школьника в среднем всего около двух часов в неделю, в то время как педагоги-профессионалы включены в 30-35-часовой еженедельный организованный учебный процесс» [3, с. 60].
Не следует забывать, что «педагогическим учебным заведениям не приходится рассчитывать только на педагогически одаренных или желающих в будущем работать в школе абитуриентов» [4, с. 235-237].
Для того чтобы решать все эти задачи, быть компетентным в способах и методах их решений, бакалавр должен обладать, следуя ФГОС, опреде-
ленным набором общекультурных (ОК), общепрофессиональных (ОПК) и профессиональных (ПК) компетенций.
Если допустить, что студент бакалавриата после получения среднего (полного) общего образования овладевает ОК (культура мышления; способность к обобщению, анализу; восприятие информации; способность понимать значение культуры, современные принципы толерантности; способность логически выстраивать устную и письменную речь и т. д.), то ОПК и ПК формируются у обучаемого во время учебы в педагогическом университете. На лекциях, практических занятиях, во время учебной и педагогической практик, внеаудиторной деятельности не только закладываются теоретические знания, но и формируются и развиваются практические умения и навыки, т. е. более «широкий спектр ключевых компетенций (образовательной, поликультурной, лингвистической, информационной), достаточно высокого уровня умений и привычки учиться», - отмечает в своей статье В. В. Мирошниченко [5, с. 47].
Задача педагогического вуза заключается в том, чтобы развить в выпускнике бакалавриата способность использовать знания о современной естественно-научной картине мира не только в образовательной, но и профессиональной деятельности; применять методы экспериментальных исследований; работать с компьютером как средством управления информацией; использовать систематизированные теоретические и практические знания всех читаемых в вузе дисциплин при решении социальных и профессиональных задач в будущей работе; нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности; разрабатывать и ре-ализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в образовательных организациях разного типа; решать задачи воспитания и развития личности обучаемого; осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся; использовать возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности; поддерживать и развивать творческие возможности обучаемых; выявлять и использовать возможности региональной культурно-образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности; разрабатывать культурно-просветительские программы и проекты.
На формирование и развитие компетенций и выполнение задач в ООП бакалавриата отводится 300 зачетных единиц, что в переводе на часы составляет 10 800, из них на учебную и производственную практики приходится 27-30 часов. Это время непосредственной работы будущих учителей
с обучаемыми образовательных организаций. Много это или мало? Безусловно, очень мало.
Анализ работы студентов-практикантов и молодых учителей показывает, что у них недостаточно сформированы практические навыки планирования и ведения урока, воспитательной работы. Молодые специалисты своей основной задачей считают изложение материала, не думают о воспитательной стороне процесса обучения. В. А. Сухомлинский писал, что урок - важнейшая организационная форма процесса познания мира учащимися, но познание мира не сводится только к усвоению знаний. Нельзя не согласиться и с тем, что учение - очень важная, но не единственная сфера духовной жизни ребенка, что в воспитании все главное - и урок, и развитие разносторонних интересов детей вне урока. Школа была, есть и будет очагом духовной жизни ребенка, если учителя школы дают не только интересные и замечательные уроки, но и если там есть что-то замечательное, кроме уроков, где имеются и применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков [6, с. 20].
Эти мысли педагога актуальны и сегодня, и не только для общеобразовательных, но и профессиональных, особенно педагогических учебных организаций.
Преподавательский коллектив педагогического вуза, общественные студенческие организации должны в своей работе уделять большое внимание формированию и развитию как ОК, так и ОПК, и ПК не только на занятиях дисциплин психолого-педагогического цикла, но и на других занятиях и во время подготовки и проведения внеаудиторных мероприятий. Многогранная духовная жизнь студенческого коллектива - залог того, что в школу придет интересный учитель, знающий не только свой предмет, но и понимающий, что в воспитании нет разрозненных вещей, действующих на человека изолированно.
Внеаудиторную работу с обучаемыми необходимо рассматривать как органический элемент всей системы обучения и воспитания бакалавров.
Внеаудиторная работа, являясь важной составной частью учебно-воспитательного процесса, преследует те же практические, образовательные, развивающие и воспитательные цели, которые решаются на занятиях, и служит формированию компетенций в области образования, социальной сферы и культуры, так как внеаудиторную деятельность можно охарактеризовать как систему неоднородных по содержанию, назначению, методике проведения и формам воспитательно-образовательных мероприятий, выходящих за рамки обязательных учебных программ.
При правильном сочетании внеаудиторной работы с аудиторной обеспечивается большая гиб-
кость и подвижность всей системы учебно-воспитательной деятельности в педагогическом вузе.
В процессе осуществления внеаудиторной работы со студентами бакалавриата практическая, развивающая, общеобразовательная и воспитательная цели решаются в комплексе, и от выбора формы внеаудиторной работы, организации данной формы и ее содержания зависит, какая цель будет превалировать в каждом конкретном случае. Это свидетельствует о том, что сочетание компонентов цели - явление динамичное, непостоянное, зависящее от разных факторов, в том числе и от формирования определенных компетенций.
Формирование и совершенствование компетенций любого уровня предполагают внедрение в учебный процесс технологий, способствующих творческому, интеллектуальному, нравственному развитию человека. Опыт работы, публикации по данной теме ученых-педагогов, педагогов-практиков (Е. С. Полат, Г. Г. Митрофанова, И. А. Колесникова, Н. Ю. Пахомова, Н. В. Матяш) показывают, что одной из форм творческой деятельности, способом развития личности, является метод проектов, который помогает обучаемым приобретать знания, формировать и совершенствовать умения и навыки в процессе планирования и выполнения практических заданий-проектов. Известно, что проект как форма организации деятельности - это способ достижения цели через детальную разработку проблемы и создания определенного продукта: коллажа, альбома, дидактической тематической папки, сценария, видеофильма и т. п. Данный метод нацелен на эмансипацию обучаемого, делает его независимым от преподавателя путем самоорганизации и самообучения в процессе создания конкретного продукта или решения отдельной проблемы, взятой из реальной жизни [7]. Авторы данной статьи обладают определенным опытом работы над проектами со студентами факультета иностранных языков (ФИЯ) и факультета психологии, связей с общественностью, рекламы (ФПСОР) Томского государственного педагогического университета (ТГПУ). Тематика проектов, их цели и задачи были направлены не только на совершенствование ОК, но и ПК обучаемых этих факультетов.
Работая, например, над профориентационным проектом «Хочу знать о ТГПУ», студенты ФПСОР, будущие специалисты в области рекламы и связей с общественностью, вместе с преподавателем иностранного языка тщательно проработали паспорт проекта: определили целевую аудиторию, цель, задачи, разработали план деятельности и график работы по реализации цели и задач данного проекта.
Первым пунктом плана стала организация встреч со школьниками образовательных организаций городов Томска, Северска и других населен-
ных пунктов Томской области. В результате этих встреч были собраны в письменном виде вопросы школьников, классифицированы по тематике и адресованы работникам ТГПУ: проректорам, деканам, заведующим кафедрами, представителям общественных студенческих организаций, сотрудникам приемной комиссии, выпускникам ТГПУ.
Следующий этап - это интервью с адресатом и подготовка материала в форме, доступной для школьников. Был выбран формат газеты, а именно как рекламное приложение на 40 листах Express newspaper к факультетской газете «ФИЯ-Life». Данное приложение было представлено в образовательные организации, приемную комиссию ТГПУ [8].
Выполняя работу над проектом, студенты выступили в разных ролях: журналистов, фотокорреспондентов, дизайнеров, верстальщиков, редакторов.
Тема другого проекта родилась в рамках учебных занятий по иностранному языку. Студенты должны были подготовить на иностранном языке творческие работы о своем любимом школьном учителе, выразить слова благодарности тем, чьими учениками они были, рядом с кем взрослели, кого не сотрут из памяти годы, кому хочется подражать и по кому хочется сверять свой жизненный путь.
Студенческие работы: портретные зарисовки, интервью, очерки, воспоминания учителей о своей молодости, годах учебы в вузе - навели на мысль, что труд учителя заслуживает искреннего признания не только в студенческой, но и более широкой аудитории. Социально значимый проект в формате приложения Express newspaper к факультетской газете «ФИЯ-Life» был реализован ко Дню учителя. В приложении «Моему учителю» нашли отражение не только студенческие работы на русском и иностранном языках, но и поздравления ректора, деканов, преподавателей ТГПУ.
Работа над данным проектом показала, что аудиторная работа может мотивировать обучаемых на организацию и проведение внеаудиторных мероприятий.
Реализация проектов, по мнению авторов, не только формирует и совершенствует определенные компетенции, но и, как отмечает Г. Г. Митрофанова, является «интегративным дидактическим средством развития, обучения и воспитания» [9, с. 149], формой деятельности, направленной на решение интересной для обучаемых проблемы. Но эта форма деятельности требует от преподавателя высокой квалификации, социальной активности, заинтересованности в качественной подготовке не только учителя-предметника, но и социально активной личности. Только в этом случае можно говорить о связи и преемственности поколений, об умении преподавателя использовать в своей ра-
боте как традиционные, так и инновационные технологии.
Г. Г. Митрофанова в одной из своих статей приводит данные анкетирования преподавателей школ, колледжей и вузов Ленинградской области, из которой следует, что только 2 % респондентов используют метод проектов в своей работе. 29,5 % респондентов слышали о методе, но ничего не знают о нем; 27,5 % пробовали использовать этот метод, но безуспешно; 43 % респондентов сослались на недостаток времени для проведения этого вида деятельности на уроке [9].
Авторы статьи глубоко убеждены в том, что если метод проектов не рассматривать как самоцель, а использовать его в качестве связующего звена между аудиторной и внеаудиторной работой единого учебно-воспитательного процесса, то временные рамки не могут быть помехой в использовании данной технологии. Это подтверждается опытом работы. Приложение «Хочу знать о ТГПУ» дало обширную информацию студентам к программной теме «Учеба», а творческие работы на занятиях по иностранному языку по теме «Профессия учителя, школьная практика» инициировали работу над проектом. Данные проекты свидетельствуют о том, что работа над ними не только помогает совершенствовать навыки обучаемых в коммуникативной деятельности, но и позволяет реализовать межпредметные связи в процессе изучения иностранного языка. Творческий характер этой работы требует от студента переноса знаний, умений и навыков в новый контекст их использования для решения проблемы, поставленной в проекте [10].
Проблема, на взгляд авторов, заключается в том, что преподаватели не владеют методикой работы над проектами, так как эта тема недостаточно освещается в лекционных курсах дисциплин педагогического цикла. В связи с этим необходимо на кафедрах педагогических вузов организовывать работу методических семинаров с освещением данной проблемы, поддерживать преподавателей, которые работают с обучаемыми над проектами, распространять их опыт, так как такая деятельность является практико-ориентированной.
Преподаватель должен прежде всего сам сформулировать тему, определить актуальность, цель и задачи проекта, его вид, продолжительность, участников проекта, предполагаемый результат (продукт деятельности), основные этапы реализации проекта.
В качестве примера можно привести работу над сетевыми проектами «Земля Томская», «Я и Германия», «Я и Великобритания», проведенными с обучаемыми образовательных организаций Томского района Томской области. В проектах были задействованы не только преподаватели кафедры лингвистики ФИЯ
Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2016. 4 (169)
ТГПУ, учителя иностранных языков образовательных организаций, но и руководители Департамента образования Томского района.
Проекты были долговременными и состояли из трех этапов. Два этапа были заочными. На первом этапе обучаемые отвечали на вопросы лингво-страноведческой викторины по темам проектов на русском и иностранном языках. Работая над заданиями второго этапа, обучаемые изучали свою малую родину, достопримечательности стран изучаемого иностранного языка, готовили творческие презентации. Третий этап был очным и состоялся в стенах ТГПУ. В ходе этого этапа команды образовательных учреждений защищали свои мини-проекты и участвовали в интеллектуальном конкурсе «Своя игра». Работа над данными проектами стала для преподавателей кафедры важным практическим опытом, одним из способов повышения квалификации. Социально-педагогический проект на французском языке «Чудеса Рождества» для обучаемых младших классов МАОУ гимназия № 18 г. Томска в течение двух лет осуществлялся будущими учителями совместно и при активной поддержке преподавателей французского языка ка-
федры лингвистики. Целью данного проекта, с одной стороны, стала квалифицированная помощь в реализации творческих инициатив, развитии организационно-педагогических компетенций как преподавателей кафедры, так и обучаемых. С другой стороны, осуществлялась социализация обучаемых младших классов в новой культурно-просветительской среде.
В публикациях по данной проблеме настоятельно рекомендуется, чтобы обучаемые сами предлагали тему, формулировали цель, задачи, этапы и другие составляющие проекта. Это не всегда срабатывает и приводит к тому, что работа над проектом затягивается или не осуществляется. Большая роль все-таки должна отводиться преподавателю. Если преподаватель заинтересован в реализации проекта, сам владеет методикой работы над проектом, является социально активной личностью, всегда рядом с обучаемыми, проект будет успешным. Нельзя не согласиться с точкой зрения Е. С. Полат, которая отмечает, что умение пользоваться методом проектов - показатель высокой квалификации преподавателя, его профессиональной методики обучения.
Список литературы
1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». URL: http://kremlin.ru/events/president/news/6683 (дата обращения: 01.09.2015).
2. Уткина Г. И. Деловые игры - одна из форм работы по профессиональной подготовке студентов педвуза на занятиях по немецкому языку // Инновации в педагогической деятельности: тезисы научно-практической конференции. Томск: Изд-во ТГПУ, 1995. С. 43-45.
3. Ревякина В. И. Проблемы профессиональной деятельности учителя // Качество образования: достижения, проблемы, перспективы: материалы научно-методической конференции. Томск: Изд-во ТГПУ, 2001. С. 60-70.
4. Глухий Я. А., Уткина Г. И. Качество подготовки учителя: проблемы, достижения, перспективы // Качество образования: достижения, проблемы, перспективы: материалы научно-методической конференции. Томск: Изд-во ТГПУ, 2001. С. 235-237.
5. Мирошниченко В. В. Проектирование поэтапной системы целей непрерывной этнорегиональной подготовки учителей школ с этнокультурным компонентом обучения и воспитания // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 6 (134). С. 44-49.
6. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянська школа, 1985. 557 с.
7. Тамбовкина Т. Ю. Развитие профессиональной автономии у будущих учителей иностранного языка с использованием метода проектов // Иностранные языки в школе. 2000. № 5. С. 63-68.
8. Максютин К. Ю., Полякова Н. В., Уткина Г. И. Теоретические и практические аспекты работы над немецкими рекламными текстами // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2006. Вып. 9 (60). Серия: Гуманитарные науки (филология). С. 99-104.
9. Митрофанова Г. Г. Трудности использования проектной деятельности в обучении // Молодой ученый. 2011. № 5, т. 2. С. 148-151.
10. Уткина Г. И., Полякова Н. В., Ускова Г. В. Проектная методика в практике преподавания немецкого языка // Иностранный язык и иноязычная культура в образовании: тенденции, проблемы, решения. Материалы II Общероссийской научно-методической конференции ТГПУ. Томск: Ветер, 2003. С. 91-94.
Уткина Г. И., доцент, зав. кафедрой.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: [email protected]
Полякова Н. В., кандидат филологических наук, доцент. Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.
E-mail: [email protected], [email protected]
Материал поступил в редакцию 02.11.2015.
G. I. Utkina, N. V Polyakova
ROLE OF PROJECT ACTIVITIES IN THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENTS OF
PEDAGOGICAL UNIVERSITY
The problem of the usage of project methods in the educational process of bachelors' professional training in the pedagogical university is reviewed in the article. Particular attention is drawn to the interrelation between classroom and extracurricular work for the formation of professional competencies through project methods, since the right combination of extracurricular work with classroom provides greater flexibility and mobility of the entire system of educational activities in the pedagogical university. Effectiveness of this technique in future teachers' professional training is empirically proven. The usage of this methodology is a demonstration of a highly qualified university teacher, his professionalism.
Key words: federal state educational standard, higher professional education, project methods, competence, foreign language, pedagogical university.
References
1. Natsional'naya obrazovatel'naya initsiativa "Nasha novaya shkola" [The national educational initiative "Our new school"]. URL: http://kremlin.ru/ events/president/news/6683 (accessed 1 September 2015) (in Russian).
2. Utkina G. I. Delovye igry - odna iz form raboty po professional'noy podgotovke studentov pedvuza na zanyatiyakh po nemetskomu yazyku [Business games - one of the work forms of training of students of a pedagogical university at the German language lessons]. Innovatsii v pedagogicheskoy deyatel'nosti [Innovations in teaching]. Tezisy nauchno-prakticheskoy konferentsii - Abstracts of scientific conference. Tomsk, TSPU Publ., 1995. P. 43-45 (in Russian).
3. Revyakina V. I. Problemy professional'noy deyatel'nosti uchitelya [Problems of teacher's professional activity]. Kachestvo obrazovaniya: dostizheniya, problemy, perspektivy. Materialy nauchno-metodicheskoy konferentsii [The quality of education: achievements, problems, prospects. Materials of Scientific Conference]. Tomsk, TGPU Publ., 2001. Pp. 60-70 (in Russian).
4. Glukhiy Ya. A., Utkina G. I. Kachestvo podgotovki uchitelya: problemy, dostizheniya, perspektivy [Quality of a teacher's training: challenges, achievements, prospects]. Kachestvo obrazovaniya: dostizheniya, problemy, perspektivy. Materialy nauchno-metodicheskoy konferentsii [Quality of education: achievements, problems, prospects. Materials of Scientific Conference]. Tomsk, TGPU Publ., 2001. Pp. 235-237 (in Russian).
5. Miroshnichenko V. V. Proektirovaniye poetapnoy sistemy tseley nepreryvnoy etnoregional'noy podgotovki uchiteley shkol s etnokul'turnym komponentom obucheniya i vospitaniya [Designing of a phased system of goals of ethnoregional continuous training of school teachers with ethno-cultural component of education ans training]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2013, vol. 6 (134), pp. 44-49 (in Russian).
6. Sukhomlinsky V. A. Serdtse otdayu detyam [I give my heart to children]. Kiev, Radyans'ka Shkola Publ., 1985. P. 20 (in Russian).
7. Tambovkina T. Yu. Razvitiye professional'noy avtonomii u budushchikh uchiteley inostrannogo yazyka s ispol'zovaniem metoda proektov. [Development of professional autonomy of the future teachers of a foreign language using the method of projects]. Inostrannye yazyki v shkole -Foreign Languages at School, 2000, vol. 5, pp. 63-68 (in Russian).
8. Maksyutin K. Yu., Polyakova N. V., Utkina G. I. Teoreticheskiye i prakticheskiye aspekty raboty nad nemetskimi reklamnymi tekstami [Theoretical and practical aspects of work on the German advertising texts]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya "Gumanitarnye nauki (filologiya)"- TSPU Bulletin. Series "Humanities (Philology)", 2006, vol. 9 (60), pp. 99-104 (in Russian).
9. Mitrofanova G. G. Trudnosti ispol'zovaniya proektnoy deyatel'nosti v obuchenii [Difficulties of use of project activities in teaching]. Molodoy uchenyy- Young Scientist, 2011, part 5, vol. 2, pp. 148-151 (in Russian).
10. Utkina G. I., Polyakova N. V., Uskova G. V. Proektnaya metodika v praktike prepodavaniya nemetskogo yazyka [Project methods in the practice of teaching the German language]. Inostrannyy yazyk i inoyazychnaya kul'tura v obrazovanii: tendentsii, problemy, resheniya - Foreign Language and Culture in foreign language education: trends, problems and solutions]. Materialy II Obshcherossiyskoy nauchno-metodicheskoy konferentsii TGPU [Materials of II Russian Scientific Conference of TSPU]. Tomsk, Veter Publ., 2003. Pp. 91-94 (in Russian).
Utkina G. I.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061. E-mail: [email protected]
Polyakova N. V.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.
E-mail: [email protected], [email protected]