Научная статья на тему 'Роль преподавателя медико-биологических дисциплин в формировании современного конкурентоспособного специалиста'

Роль преподавателя медико-биологических дисциплин в формировании современного конкурентоспособного специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER MEDICAL EDUCATION / РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / ROLE OF THE TEACHER / СОВРЕМЕННЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / MODERN SPECIALIST / КАФЕДРА МИКРОБИОЛОГИИ / MICROBIOLOGY DEPARTMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кирюшенкова С. В., Егорова М. В., Федосов Е. А.

В статье обсуждаются вопросы проблемы воспитания современного специалиста и решение этих проблем на кафедре микробиологии СГМА.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF BIOMEDICAL DISCIPLINES TEACHER IN THE FORMATION OF MODERN COMPETITIVE SPECIALIST

Problems of modern professional education and solution of these problems at the Microbiology department of the SSMA are discussed in this article.

Текст научной работы на тему «Роль преподавателя медико-биологических дисциплин в формировании современного конкурентоспособного специалиста»

УДК 616-093/-098:378.180.6+614.25

РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ФОРМИРОВАНИИ СОВРЕМЕННОГО КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА

Кирюшенкова С.В., Егорова М.В., Федосов Е.А.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, д. 28

Резюме. В статье обсуждаются вопросы проблемы воспитания современного специалиста и решение этих проблем на кафедре микробиологии СГМА.

Ключевые слова: высшее медицинское образование, роль преподавателя, современный специалист, кафедра микробиологии.

ROLE OF BIOMEDICAL DISCIPLINES TEACHER IN THE FORMATION OF MODERN COMPETITIVE SPECIALIST

Kiryushenkova S.V., Egorova M.V., Fedosov E.A

Smolensk State Medical University, 214019, 28, Krupskoy st., Smolensk, Russia,

Abstract. Problems of modern professional education and solution of these problems at the Microbiology department of the SSMA are discussed in this article.

Key words: higher medical education, role of the teacher, modern specialist, Microbiology Department.

Доктор экономических наук профессор Л.С. Гребнев в 2011 году предложил формулировку образования на современном этапе. «Образование - процесс самоизменения человека, в результате которого он осваивает новые (для себя) знания, умения, навыки и компетенции...... Парадигма образования меняется. Теперь уже не человека учат, а человек учится [4].

Преподаватели высшей медицинской школы - особая категория педагогов, имеющих специфические функции, условия и методы работы, квалификационные и личностные характеристики. Сегодня в условиях реформы высшего образования повышается ответственность преподавателей медицинских вузов за результаты своего труда. Меняются запросы общества и работодателей, что требует подготовки конкурентоспособных врачебных кадров [3].

Созданные национальные проекты «Здоровье. и «Образование. ориентируют на принятие мер по повышению качества медицинских и образовательных услуг. Большую роль в реализации этих услуг иг-

рает формирование нового статуса и социальной роли врача-педагога. На современном этапе в системе здравоохранения должны цениться не просто «квалифицированные профессионалы. в узком плане, а творческие личности, способные приобретать нужные компетентности и на их основе осваивать новые методы подготовки других специалистов. Важна творческая педагогическая индивидуальность, которая всегда опосредована личными качествами преподавателя, ведь творческое своеобразие - это высшая характеристика педагога [1, 2].

В высшей медицинской школе педагог выполняет два вида профессиональной деятельности: педагогическую и врачебную. Процесс образования связан с взаимодействием двух сторон: преподавателя (обучающего) и студента (обучающегося). Какова роль преподавателя в образовательном процессе, если современная концепция медицинского образования направлена на самостоятельное обучение?

Большинство авторов высказывают мнение, что преподаватель должен служить

вектором в учебном и практическом процессах (Никитин Н.Г., 2012). Для этого педагог должен владеть определенной информацией и уметь доносить ее. Существуют различные формы донесения информации: устное представление, использование средств представления, умение управлять аудиторией.

Преподаватель вуза обязан знать особенности современного студента, должен уметь вовлекать студентов, помогать им не только в самостоятельном, но и мотивированном получении информации; направлять студентов, обучая их профессиональным и общекультурным компетенциям. «Врач-педагог должен быть и психологом, знающим основные признаки профессиональной ориентации и умеющим ее корректировать» [10]. Преподаватель высшей школы должен уметь реализовать на практике принцип единства образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Преподаватель несет ответственность и за полученные студентом знания, и за дальнейшее профессиональное ориентирование. Педагог, оценивая профессиональные и личностные качества обучающегося, должен уметь оценить приемлемость его дальнейшего профессионального выбора.

Преподаватель на каждом практическом и лекционном занятиях должен ориентировать студента на будущую специальность, помогать разбираться в противоречиях и сомнениях по поводу выбора профессии; примерами из собственного опыта, историческими фактами при разборе материала должен уметь мотивировать обучающегося, вызывать интерес к профессии, стремление к познанию нового.

Сложившаяся система ценностей современного общества оказывает очень мощное воздействие на молодого человека, начинающего свой жизненный путь, предлагая ему реализовать свои творческие потенции в рыночной деятельности, в борьбе с конкурентами, в погоне за наживой, в достижении успеха любой ценой, в господстве над природой, в преодолении традиционной культуры, в модернизации производства.

В результате этого большую роль при выборе будущей профессии у абитуриентов

и студентов играют социальный статус профессии, имидж, финансовая сторона вопроса. Так, опрос студентов МГМУ им. И.М. Сеченова показал, что 10-50% обучающихся имеют смутное представление о сути будущей профессии и не планируют работать по выбранной специальности. [9] По этому поводу социолог Э.Хьюз высказал свое мнение: «...в медицину вообще нельзя войти, если к определенному возрасту не была получена определенная подготовка; что некоторые специальности нужно выбирать гораздо раньше, чем другие, что некоторые из них требуют более длительной трудовой деятельности без получения дохода, . что человек, овладев навыками специальности, может оказаться не склонным и не готовым к принятию требуемых социальных ролей» [7].

Высшее учебное заведение - среда для формирования не только специалистов, но и граждан-патриотов. В отсутствие официальной идеологии на данном этапе развития общества воспитывать патриотов - наряду с подготовкой узких специалистов формировать граждан, осознающих интересы общества, готовых служить ему, понимающих место России в мире. Добросовестная учеба, формирование грамотного и ответственного специалиста являются личным вкладом студента в благополучие общества, а также в укрепление и развитие государства.

Какими человеческими и профессиональными качествами должен обладать врач-педагог? При анализе результатов анкетирования студентов МГМУ им. И.М. Сеченова, проведенного социологами, были отмечены основные человеческие и профессиональные качества врача-педагога: сострадание и доброта (по 17,9%), терпение (16,4%), профессионализм (14,9%), ум, понимание, упорство (по 1,5%) [10].

К личностным качествам врачей-педагогов респонденты отнесли гуманность, взаимовыручку, преданность делу, умение научить студента учиться, показать наиболее удобный путь получения информации, ее анализа и грамотного использования.

Студенты дифференцированно относятся к практическим врачам, врачам-уче-

ным и врачам-педагогам. В результате анкетирования студентов 2-6 курсов МГМУ им. И.М. Сеченова Шуруповой Р.В. был разработан (определен) социальный портрет идеального врача-педагога высшей медицинской школы: «Это чаще всего женщина 30-40 лет, состоящая в браке, обладающая ученой степенью и следующими качествами личности: терпимостью, уважением личности студента и профессионализмом с импровизационным стилем педагогического общения» [8].

На параклинических кафедрах ведущая роль отводится педагогической деятельности, но определенные элементы врачебной деятельности также имеют место. На кафедре микробиологии СГМА методические разработки аудиторных занятий отражают цели обучения студентов нашей дисциплине: учебную, развивающую, воспитательную [6]. На каждом практическом занятии и лекции на основе конкретных примеров и ситуационных задач студенты учатся логически мыслить и применять теоретические аспекты к конкретным клиническим ситуациям.

Для студентов всех факультетов предусмотрены профессиональные компетенции, формирующие знания, умения и навыки, связанные с профессиональной ориентацией.

На начальном этапе обучения в вузе необходимо сформировать у студентов представление о специфике будущей деятельности и специфике учебы, а также причастность к профессиональной деятельности. Трудности на этом этапе состоят в непонимании большинством студентов взаимосвязи двух основ образования - общемедицинской и специальной подготовки. Разобщенность их во времени порождает у студентов отношение к общемедицинским дисциплинам, как к второстепенным, необязательным.

Такое положение складывается и при изучении микробиологии, преподавание которой проводится на младших курсах, когда студенты не знакомы или мало знакомы с клиническими дисциплинами. Такая оторванность от клиники значительно снижает мотивации студентов к изучению медицинской микробиологии. Поэтому все формы

учебно-научно-воспитательного комплекса должны быть призваны решать главную задачу - развитие познавательной активности студентов в общенаучных и общемедицинских дисциплинах, обеспечить связь общей и специальной подготовки врача.

Учитель математики Прушенова С.А. в 2012 году в своей статье, посвященной юбилею колледжа, в котором она преподает, очень правильно выразилась: «Главным условием достижения поставленных целей является мотивация, в основе которой лежат потребности и интересы личности. С целью подготовки специалиста важно формировать у студентов положительную мотивацию перспективы так, чтобы у них возникла позитивная установка на дальнейшее учение, на саморазвитие и самосовершенствование. До тех пор, пока студентам не будет ясен смысл изучаемой дисциплины с точки зрения потребностей будущей профессии, нельзя ожидать творческой активности со стороны студента. Для того, чтобы добиться хороших успехов в учебе, необходимо сделать обучение желанным процессом, развивать у обучаемых внутреннюю мотивацию к изучению дисциплины».

На практических и лекционных занятиях преподаватели нашей кафедры знакомят студентов с удивительными открытиями в мире микробов в прошлом и в настоящем, с перспективами использования микробиологических исследований в будущем, рассказывают о самоотверженной работе ученых, которые своими открытиями, рискуя собственной жизнью, спасали людей от инфекционных болезней. Педагоги обосновывают необходимость знания основ медицинской микробиологии в работе врачей различных специальностей для понимания патогенеза, особенностей диагностики, лечения инфекционных заболеваний.

Научно-исследовательская работа студентов-медиков на младших курсах должна являться своеобразной производственной практикой, проверкой работоспособности мышления и творческих возможностей.

Работа в тесном контакте с научным руководителем индивидуализирует процесс познания, делает его активным и творче-

ским. Научный руководитель знакомит студентов с реальными потребностями общества в научно-медицинских разработках. Понимание своей причастности к решению важнейших медицинских задач вызывает интерес к овладению знаниями, а участие в работе крупных научных коллективов развивает любовь к избранной специальности, формулирует определенный подход к творческой работе, учит выполнять ее на высоком уровне [5].

На кафедре микробиологии студенты разных факультетов участвуют в исследовательской работе, которая имеет профессиональную направленность. Например, студенты стоматологического факультета изучают микрофлору при заболеваниях полости рта, области лица и шеи, при этом они под контролем врача участвуют в заборе материала у больного. Студентам второго курса это интересно, они чувствуют себя причастными к клинике.

Студенты фармацевтического факультета изучают антимикробную активность разных лекарственных растений, биологи-

ческие свойства микроорганизмов, входящих в состав эубиотиков, определяют их резистентность к антибиотикам.

У студентов лечебного и педиатрического факультетов более широкое поле деятельности. Они вместе с преподавателями изучают микрофлору при гнойно-воспалительных процессах, при внутриутробной инфекции, исследуют влияние различных физических факторов на санитарно-показа-тельные микроорганизмы и бактерии в составе нормальной микрофлоры организма человека.

Основной проблемой качества образовательного процесса продолжает оставаться низкий базовый уровень знаний студентов, отсутствие навыков работы с литературой, самостоятельного поиска информации, её анализа. Но усердие, профессионализм профессорско-преподавательского состава кафедры микробиологии постепенно приводит к положительной динамике в учебной работе.

А самое главное, «чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь. (В. Ключевский).

Литература

1. Амирова, В.Р. Инновационные технологии в совершенствовании специалиста в медицинском вузе [Текст] / В.Р. Амирова // Подготовка врачей и провизоров в условиях реформирования профессионального образования: мат. конференции. - Уфа, 2013. - С. 6264.

2. Боев, В.М. Оптимизация работы ППС как важнейшая проблема реформирования медицинского образования [Текст] / В.М. Боев, И.В. Мирошниченко, Е.М. Нефедова // Медицинское образование 2013: сборник тезисов. - М., 2013. - С. 60-62.

3. Воспитательная работа со студентами в медицинских вузах России (опыт Российского государственного медицинского университета) [Текст]: учеб. пособие для преподавателей медицинских и фармацевтических вузов / Под общей редакцией В.Н. Ярыгина. - М.: РГМУ, 2005. - 76 с.

4. Гребнев, Л.С. Высшая школа в новом законе «Об образовании»: Хотим как лучше? [Текст] / Л.С. Гребнев // Высшее образование в России. - 2011. - № 5. - С. 40-49.

5. Роль самостоятельной работы в формировании профессиональной компетенции врача [Текст] / Л.И. Князева [и др.] // Актуальные проблемы и перспективы развития российского и международного медицинского образования: мат. конференции. - Красноярск. -2012. - № 1. - С. 7-9.

6. Федосов, Е.А. Компетентностный подход в преподавании микробиологии на стоматологическом факультете [Текст] / Е.А.Федосов, С. В. Кирюшенкова // Актуальные проблемы педагогики высшей медицинской школы. - Смоленск, 2012. - С. 50-51.

7. Хьюз, Э. Изготовление врача: общая формулировка идей и проблем [Текст] / Э. Хьюз // Журнал исследований социальной политики. - Т. 7, № 3. - С. 313-316.

8. Шурупова, Р.В. Концепция формирования и реализации социальной роли врача-педагога в отечественной медицине [Текст]: автореф. дис... д-ра социологических наук / Р.В. Шурупова. - Волгоград, 2011. - С. 3.

9. Шурупова, Р.В. Будущая профессия: социальный статус, имидж, финансовая сторона вопроса [Текст] / Р.В. Шурупова // Социология власти. - 2009. - №1. - С. 12-14.

10. Шурупова, Р.В. Система профориентации как организационный инструмент управления человеческими ресурсами [Текст] / Р.В. Шурупова // материалы III Всероссийского социологического конгресса. - М.: ИС РАН, Российское общество социологов, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.