О СПЕЦИФИКЕ СОЦИАЛЬНОЙ РОЛИ ВРАЧА-ПЕДАГОГА Шурупова Р.В., Макарова И.И.
Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова, кафедра теории и технологии обучения в высшей школе, кафедра педагогики и медицинской психологии г. Москва
Аннотация. Отмечается социальная роль врача-педагога в подготовке будущих врачей-профессионалов, соответствующих запросам рынка труда. Подчёркивается важность социолого-психологического и педагогического анализа различных проблем в области обучения врачей и в процессе получения ими дополнительного профессионального образования «Преподаватель высшей школы».
Ключевые слова Врач-педагог, социальная роль, инновационные технологии.
В системе высшей медицинской школы преподаватель, является профессионалом в узко медицинской специальности, то есть многие преподаватели работают на клинических кафедрах. Вместе с тем, они не имеют педагогического образования, не имеют знаний в области методики и дидактики обучения, психологии и педагогики. Врач-педагог, готовя студентов к будущей работе врача, должен адаптировать их в новую достаточно агрессивную среду, которая включает работу с пациентами; работу с их близкими и с родственниками; работу в экстремальных ситуациях.
Врач-педагог выполняет одновременно два сложных вида профессиональной деятельности: врачебную и педагогическую. Специфика его социальной роли при этом заключается в сочетании двух видов деятельности и их пересечения в практической плоскости - обучения (передача теоретических и прикладных знаний) и научения (передача навыков и умений). В то же время врач-педагог должен постоянно самосовершенствоваться и самообразовываться, расценивая самообразование как своего рода «социальный заказ» для его социолого - психологической рефлексии. Социальной роли врача посвящено много работ по охране здоровья, однако социальная роль врача-педагога ни разу не анализировалась в исследованиях.
Интеграция педагогической составляющей в профессиональную деятельность врача и формирование новой для него социальной роли врача-педагога требует социологического-психологического и педагогического анализа различных проблем в области обучения врачей и в процессе получения ими дополнительного профессионального образования «Преподаватель высшей школы», изучения условий и факторов, влияющих на успешность данного процесса, обеспечения врача-педагога современными инновационными социально-педагогическими и психологическими технологиями.
Предположим, что социальная роль врача-педагога реализуется через деятельность в контексте его системных связей, как представителя профессии и как члена общества, соответственно она должна быть обусловлена содержательными, уровневыми и историческими особенностями профессиональной идентичности, в которую входят индивидуальный, социальный и инструментальный компоненты.
Мы считаем, что общая модель социальной роли врача-педагога включает частные модели реализации, соотносящиеся с конкретными социальными особенностями
профессиональном среды и типами специалистов, отсюда - её становление и функционирование отличается большой вариативностью.
Социологические исследования, проведенные автором в Первом МГМУ имени ИМ. Сеченова, показали, что довольно большой процент обучающихся (10-50%) не очень ясно представляет себе суть будущей профессии и не планирует в будущем работать по выбранной специальности. Это говорит о потраченных впустую материальных и людских ресурсах, времени и бюджетных деньгах, ушедших на их подготовку. Здесь уместно привести точку зрения социолога Э.Хьюза, что «...в медицину вообще нельзя войти, если к определенному возрасту не была получена определенная подготовка; что некоторые специальности нужно выбирать гораздо раньше, чем другие; что некоторые из них требуют более длительной трудовой деятельности без получения дохода; что жена, являющаяся помехой в одном виде практики, может быть существенным активом в другом; что человек, овладев навыками специальности, может оказаться не склонным и не готовым к принятию требуемых социальных ролей». Врач-педагог должен быть и психологом, знающим основные признаки профессиональной ориентации и умеющим её корректировать. В связи с этим сделаем вывод, что структура и содержание
подготовки врачей-педагогов в системе дополнительного профессионального образования преподавателей высшей медицинской школы являются отражением интеграционных медико-педагогических процессов, обеспечивающих междисциплинарное
взаимодействие научного познания человека и профессионального педагогического образования, осознание социокультурных проблем нововведений в ходе непрерывного обучения. Это требует определённого образования, базирующегося на внедрении инноваций.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кудрявая Н.В.,Уколова Е.М.,Смирнова Н.Б и др. Врач-педагог в изменяющемся мире: традиции и новации/ под ред. Академика РАМН, проф. Ющука Н.Д.- М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ ,2001 - 304с.
2. Решетников А.В. Социология медицины (введение в научную дисциплину): Руководство. М.: Изд. ГЭОТАР-Медиа.-2010 864с.
З.Э.Хьюз Изготовление врача: общая формулировка идей и проблем // Журнал исследований социальной политики, том 7, № 3.С.313-326
4.Шурупова Р.В. Социологическая интерпретация и обоснование успешности профессиональной деятельности врача // Вестник Российского университета Дружбы народов. -2011.-№1
ABOU T SPECIFICITY OF THE SOCIAL ROLE OF THE DOCTOR-TEACHER IN SYSTEM OF THE HIGHER MEDICAL SCHOOL THE TEACHER, IS Shurupova R.V.
Moscow. First Moscow State Medical University named after I.M. Sechenov, Faculty of Management and Health Economics, Department of Theory and technology education in high school, an assistant professor. 119991, Moscow, street Trubetsky, 8/ 2 Makarova I.I.
Moscow. First Moscow State Medical University named after I.M. Sechenov, chair of pedagogics and medical psychology, the assistant to chair of pedagogics and medical psychology. 119991, Moscow, street Trubetsky, 8/ 2
The summary. The social role of the doctor-teacher in preparation of the future doctors-professionals corresponding to inquiries of a labor market is marked. Importance of the sotsiologo-psychological and pedagogical analysis of various problems in the field of training of doctors and in the course of reception of additional vocational training by them «the Teacher of the higher school» is underlined.
Keywords. the Doctor-teacher, a social role, innovative technologies.