Научная статья на тему 'Роль преподавателя английского языка для формирования мотивации у студентов неязыковых специальностей при изучении английского языка'

Роль преподавателя английского языка для формирования мотивации у студентов неязыковых специальностей при изучении английского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
714
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА / ИЗУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абрамова А. В., Щербакова О. В., Купряшкина М. В.

В данной статье обсуждается роль преподавателя английского языка в формировании мотивации у студентов при изучении ими английского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абрамова А. В., Щербакова О. В., Купряшкина М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль преподавателя английского языка для формирования мотивации у студентов неязыковых специальностей при изучении английского языка»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_

иностранному языку студентов неязыковых специальностей // Innovations and Modern pedagogical technologies in the education system: materials of the VI international scientific conference on February 20-21, 2016. Prague :Vedeckovydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2016. -226 c.

2. Абрамова А.В., Щербакова О.В., Мурнева А.А. Преподавание иностранных языков на неязыковых факультетах. Решение проблем сквозь призму имиджа преподавателя (на основе практических наблюдений студентов вузов России). - Социосфера, 2017. - 96с.

3. Баукина С. А., Самойлова Е.В. Социолингвистический аспект делового общения на иностранном языке// Гуманитарные науки и образование. - Саранск, 2016. - № 1 (25) . - С. 97- 100.

4. Мурнева М.И. Курсы повышения квалификации для преподавателей иностранных языков, преподающих на неязыковых факультетах. Иностранный язык в системе среднего и высшего образования: материалы III международной научно-практической конференции 1 - 2 октября 2013 года.- Прага :Vedeckovydavatelsk e centrum «Sociosfera-CZ», N 42, 2013. -216с.

5. Самойлова Е.В. Актуальные проблемы преподавания иностранного языка студентам технического вуза. /Перевод в меняющемся мире: материалы международной научно-практической конференции, г. Саранск, 19-20 марта 2015 г. - М.: Издательский центр «Азбуковник», 2015. - С.562- 564.

6. Самойлова Е.В., Назарова О.В., Корнилецкая Н.С. Актуальные проблемы и перспективы преподавания иностранного языка студентам неязыковых специальностей вузов в рамках интегрированного подхода// Интеграция образования. - Саранск, 2014.- №2 (75). - С.117 - 123.

7. Самойлова Е.В., Щербакова О.В., Мурнева А.А. Организация учебного процесса по дополнительной программе курсов повышения квалификации по английскому языку "Английский язык для академических целей" Level A2. //Инновации и современные педагогические технологии в системе образования: материалы VII международной научно-практической конференции 20-21 февраля 2017 года. - Прага, 2017. - С. 97 -100.

8. Узойкин А.И., Мурнева М.И. Речевая культура индивида как отражение языкового облика общества // Лингвистические и экстралингвистические проблемы коммуникации: теоретические и прикладные аспекты, Выпуск 5. - Саранск, 2006. - 240с.

© Абрамова А.В., Щербакова О.В., Купряшкина М.В., 2017

УДК 372.881.111.1

А.В. Абрамова, преподаватель Саранский государственный промышленно-экономический колледж г.Саранск, Российская Федерация О.В. Щербакова, магистрант НИ МГУ им. Н.П. Огарева г.Саранск, Российская Федерация М.В. Купряшкина, студент НИ МГУ им. Н.П. Огарева г.Саранск, Российская Федерация

РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Аннотация

В данной статье обсуждается роль преподавателя английского языка в формировании мотивации у студентов при изучении ими английского языка.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_

Ключевые слова

Преподаватель английского языка, изучение английского языка.

Несомненен тот факт, что «преподаватель является активным участником ... преобразований...в системе профессионального образования. пытается найти оптимальные формы взаимодействия с другими участниками образовательного процесса» [4, с. 35]. Он существенным образом влияет на познавательную деятельность студента, которая формируется наряду с образовательными компонентами, такими как знания, умения и навыки; и мотивационными, такими как мотивы, интересы, отношения. Именно мотивационные компоненты определяют для студента значимость того, что им познается и усваивается, его отношение к учебной деятельности, ее содержанию, способам выполнения и результатам деятельности.

Мотивация студентов языковых факультетов и неязыковых, где количество часов, выделяемых на изучение английского языка, значительно меньше, различается. «Парадоксальность современной ситуации заключается в том, что высокие требования к уровню владения языком будущих специалистов не в полной мере соответствуют объему выделяемых на практические занятия академических часов (в рамках базовой программы)» [6, с. 118], а «проблемы языковой подготовки, связанные с сокращением периода освоения иностранного языка ... не способствуют успешной социально-экономической, социально-профессиональной и социокультурной интеграции ... в мировое сообщество» [5, с. 564].

В то же время, «студенты спецфака осознанно и целенаправленно занимаются языком - это их будущая

профессия......они изначально заинтересованы в получении глубоких знаний по этому предмету, вовлечены

в учебный процесс, с программированием на высокий результат» [3, с. 479], в отличие от студентов, обучающихся на неязыковых факультетах, где результатом окончания курса является запись в зачетной книжке, подтверждающая отсутствие академической задолженности по зачету или экзамену.

Отсутствие мотивации студентов неязыковых специальностей значительно усложняет работу преподавателя и ставит перед собой определенные цели и задачи. Мотивация рассматривается нами как источник активности и как источник направленности личности на действия и предметы, в результате чего и возникает мыслительная и речевая потребность, необходимость и потребность в мысли, слове, на «материале письменной и устной речи,.. для выполнения диалогичности речевого общения. с потребностью развития обратной связи,.. Как инструмента развития жизнедеятельности в пространственно-временном распределении распоряжения речью» [9, с. 165]. Недостаточно наличия одной лишь потребности в виде желания, для того чтобы деятельность осуществилась. Для этого необходима мотивация, которая, отвечая потребностям, явилась бы побудителем деятельности, придала бы ей определенную конкретную направленность, направила бы ее на удовлетворение определенной потребности, мотивировала бы эту деятельность. Мотивация к успешному овладению иностранным языком — это побуждение к действию в каждом отдельно-рассмотренном конкретном случае. Мы рассматриваем изучение английского языка. При изучении английского языка у одного студента в качестве предмета потребности выступает обещанное вознаграждение за посещение занятий и сдачу определенного количества отчетностей - тест, коллоквиум, зачет и экзамен, а у другого — получение иноязычных знаний из зарубежных оригинальных источников. В первом случае мотив по отношению к каждой отдельной личности также внутренний, но по отношению к учебной деятельности он внешний. Во втором случае мотив, который побуждает студента к деятельности, внутренний и по отношению к личности, и по отношению к учебной деятельности. Таким образом, в зависимости от связи мотивации с содержанием и особенностями выполняемой деятельности можно говорить о внутренней и внешней мотивации.

Внешняя мотивация зависит от факторов, лежащих вне учебной деятельности. Они могут быть положительными и отрицательными. Можно рассматривать мотивацию двух направлений:

1) общественная мотивация, возникающая, благодаря общественному мнению, обусловленная чувством долга перед социумом, во избежание наказания, неодобрения, порицания и осуждения), или перед близкими, которые возлагают большие надежды на то, что студент достигнет высоких результатов при обучении, и получит качественное образование (умение оперировать полученными языковыми навыками для профессионального роста и построения успешной карьерной лестницы т. д.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_

2) индивидуально-направленная мотивация (положительная или отрицательная) мотивация. Студент, побуждаемый индивидуально-направленной мотивацией, осуществляет учебную деятельность ради получения оценки, похвалы, поощрения, награды и т. д. Стимулятором является угроза, наказание, выговор, порицание, плохая оценка, сознание своего неравноправного положения среди своих одногруппников (недостаточно высокий уровень знаний на фоне остальных одногруппников) и т. д. Мы можем отнести такие стимуляторы к отрицательной мотивации, рассматривать ее как авторитарную форму, форму порождения страха, которая довольно часто проявляется при обучении иностранному языку. Часто преподаватель противопоставляет себя студентам, у него повелительный, не терпящий возражения тон. Он доминирует над студентом, подчиняет его себе, направляет, призывает к совести и сознательности, хотя, как уже отмечалось ранее «цель преподавателя - оптимально построить учебный процесс, творчески применяя компоненты с учетом конкретной учебной обстановки, а также его индивидуализировать» [7, с. 100]. Нередко, это становится положительным моментом при обучении. Студент пытается доказать прежде всего сам себе, преподавателю и окружающим, что он сможет, у него получится. Немаловажную роль играют познавательные потребности и интеллектуальные возможности каждого студента. Решение задачи, поставленной преподавателем, складывается из нескольких аспектов, «успех преподавателя определяется достижением тех целей, которые он перед собой ставит» [1, с. 26]. Ему необходимо учитывать психолого-педагогические характеристики студентов, как в группе, так и индивидуально. И если студенту удается «переносить выработанные умения в сферу общения на родном языке, тем самым он обогатит свой коммуникативный опыт и научится это делать на иностранном языке» [2, с. 99].

Суметь «расшевелить» студента, заинтересовать, побудить к изучению английского языка, используя при этом различные методические приемы и личный опыт, а средства английского языка оказывают образовательные воздействия на слушателей и «в ходе учебного процесса формируют такие черты как внимание и организованность, ....необходимые для обучения и осуществления речевой деятельности слушателей» [8, с. 96-97].

Список использованной литературы:

1. Абрамова А.В., Щербакова О.В., Мурнева А.А. Преподавание иностранных языков на неязыковых факультетах. Решение проблем сквозь призму имиджа преподавателя (на основе практических наблюдений студентов вузов России). - Социосфера, 2017. - 96с.

2. Баукина С. А., Самойлова Е.В. Социолингвистический аспект делового общения на иностранном языке// Гуманитарные науки и образование. - Саранск, 2016. - № 1 (25) . - С. 97- 100.

3. Мурнева М.И., Шестакова Н.А. Методологические особенности работы преподавателей английского языка на техническом факультете// Энергоэффективные и ресурсосберегающие технологии и системы: межвуз. сб. науч. тр. / редкол.: Сенин П.В. и др. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2016. - 588 с.

4. Самойлова Е.В. Стратегии профессиональной деятельности молодых преподавателей/ Личность, общество, государство, право. Проблемы соотношения и взаимодействия: материалы II международной научно-практической конференции 15-16 октября 2012 года. - Пенза - Прага - Колин: «Социосфера», 2012. - С. 35 - 38.

5. Самойлова Е.В. Актуальные проблемы преподавания иностранного языка студентам технического вуза. /Перевод в меняющемся мире: материалы международной научно-практической конференции, г. Саранск, 19-20 марта 2015 г. - М.: Издательский центр «Азбуковник», 2015. - С.562- 564.

6. Самойлова Е.В., Назарова О.В., Корнилецкая Н.С. Актуальные проблемы и перспективы преподавания иностранного языка студентам неязыковых специальностей вузов в рамках интегрированного подхода// Интеграция образования. - Саранск, 2014.- №2 (75). - С.117 - 123.

7. Самойлова Е.В., Щербакова О.В., Мурнева А.А. Организация учебного процесса по дополнительной программе курсов повышения квалификации по английскому языку "Английский язык для академических целей" Level A2. //Инновации и современные педагогические технологии в системе образования: материалы VII международной научно-практической конференции 20-21 февраля 2017 года. - Прага, 2017. - С. 97 -100.

8. Самойлова Е.В., Щербакова О.В., Мурнева А.А. Использование основных методических техник в работе

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_

со слушателями курсов повышения квалификации по английскому языку "Английский язык для академических целей" Level A2. //Инновации и современные педагогические технологии в системе образования: материалы VII международной научно-практической конференции 20-21 февраля 2017 года. -Прага, 2017. - С. 95 - 97.

9. Узойкин А.И., Мурнева М.И. Речевая культура индивида как отражение языкового облика общества // Лингвистические и экстралингвистические проблемы коммуникации: теоретические и прикладные аспекты, Выпуск 5. - Саранск, 2006. - 240с.

© Абрамова А.В., Щербакова О.В., Купряшкина М.В., 2017

УДК 372.881.111.1

Н.С. Адушкин

Студент

НИ МГУ им. Н.П. Огарева г.Саранск, Российская Федерация А.В. Абрамова Преподаватель Саранский государственный промышленно-экономический колледж г.Саранск, Российская Федерация О.В. Щербакова Магистрант НИ МГУ им. Н.П. Огарева г.Саранск, Российская Федерация

РОЛЬ РАСКРЫТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Аннотация

В данной статье рассматривается роль познавательных потребностей и интеллектуальных возможностей студентов неязыковых специальностей в формировании положительной мотивации в процессе изучения ими английского языка.

Ключевые слова

Английский язык для неязыковых специальностей, положительная мотивация

Как уже неоднократно было замечено различными исследователями в области преподавания иностранного языка, «современный этап развития общества диктует строгие требования к уровню подготовки молодого специалиста. Это неизменно касается его способности использовать иностранный язык в профессиональной деятельности» [6, с. 109]. Отмечается, что «с расширением научно-технического взаимодействия появляется больше специалистов, профессиональная деятельность которых непосредственно связана с иностранным языком» [4, с. 562], а «залогом успешной профессиональной деятельности любого специалиста является активное владение ИЯ как на культурно-бытовом уровне, так и в области профессиональной коммуникации» [5, с. 117].

Перед преподавателем встает задача развить познавательные интересы к иностранному языку как к учебному предмету. Однако при существующей практики обучения этому предмету управление развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.