Научная статья на тему 'Роль предметно-образной наглядности в преодолении трудностей порождения иноязычного высказывания у младших школьников'

Роль предметно-образной наглядности в преодолении трудностей порождения иноязычного высказывания у младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
389
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБЩЕНИЕ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ТРУДНОСТИ ПОРОЖДЕНИЯ РЕЧЕВОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ / ПРЕДМЕТНО-ОБРАЗНАЯ НАГЛЯДНОСТЬ / FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATION / PRIMARY SCHOOL PUPILS / DIFFICULTIES OF VERBAL STATEMENT / SUBJECT AND FIGURATIVE VISUAL AIDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дроздова Ольга Александровна

Рассматривается иноязычное общение как конечная цель обучения иностранным языкам. Отмечены трудности порождения речевого высказывания, раскрыты понятие предметно-образной наглядности и ее роль в преодолении трудностей общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is considered the foreign language communication as the goal of foreign language teaching. There are noted the difficulties of verbal statement, revealed the notion of subject and figurative visual aids and its role in overcoming difficulties in communication.

Текст научной работы на тему «Роль предметно-образной наглядности в преодолении трудностей порождения иноязычного высказывания у младших школьников»

внимание на содержательность выступлений, формулировку вопросов, культуру общения. Б. Зельцерман и Д. Нетунахин предостерегают от того, чтобы следование правилам игры становилось важнее содержательной работы. Дебаты должны продвигать школьников в понимании обсуждаемой темы, а не создавать ситуацию для публичного столкновения мнений. Задача участников дебатов - понять предположения и установки оппонентов, а не просто опровергнуть их. Перекрестные вопросы должны направляться на прояснение позиции противоборствующей стороны, а не на то, чтобы «поймать» ее на противоречии или уличить в некомпетентности [2].

Таким образом, коммуникационные технологии в процессе литературного образования находят успешное применение в рамках проведения пролонгированных дискуссий и интернет-дебатов, поскольку их использование позволяет расширить пространство учебного диалога, создать наиболее благоприятные условия для самореализации школьников, а также активизации их мыслительной деятельности.

литература

1. Вахрушева Л.Н., Савинова С.В.Технология подготовки и проведения дебатов. URL : http://klass. resobr.ru/archive/year/articles/253/ (дата обращения: 28.05.2008).

2. Зельцерман Б., Нетунахин Д. Некоторые аспекты развития программы «Дебаты». URL : http://experiment.lv/rus/debate/conf/article_1.htm (дата обращения: 24.14.2008).

3. Мудрик А.В. Социальная педагогика : учебник для студ. пед. вузов / под ред. В.А. Сластенина. М. : Академия, 2000.

4. Мухаметшина Р.Ф. Интегрированный урок литературы и новые информационные технологии: web-форум как прием пролонгированной дискуссии // Интеграция образования. 2006. № 2. С. 114116.

5. Сергеев А.Н. Эволюция взглядов на информатизацию образования: развитие личности и обучение в сообществах // Грани познания: электрон. науч.-образоват. журн. 2008. № 1(1). URL : http:// grani.vspu.ru/files/publics/7_pub.pdf (дата обращения: 15.10.2009).

6. Тесленко В.И., Латынцев С.В. Коммуникативная компетентность : формирование, развитие, оценивание : моногр. Красноярск : КГПУ, 2007.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: проект. URL : http://standart.edu.ru (дата обращения: 17.12.2010).

8. Шумилова Е.А. Основы социально-коммуникативной компетентности : учеб. пособие. Челябинск : Образование, 2008.

Communication technologies as the means of pupils’ communicative competence formation in the process of school literary education

There is considered the potential of communicative technologies in the process of prolonged discussions and Internet-debates aimed at communicative competence formation in the process of school literary education.

Key words: communicative technologies, literary education, prolonged discussions, Internet-debates.

О.А. ДРОЗДОВА (Томск)

роль предметно-образной наглядности в преодолении трудностей порождения иноязычного высказывания у младших школьников

Рассматривается иноязычное общение как конечная цель обучения иностранным языкам. Отмечены трудности порождения речевого высказывания, раскрыты понятие предметно-образной наглядности и ее роль в преодолении трудностей общения.

Ключевые слова: иноязычное общение, младшие школьники, трудности порождения речевого высказывания, предметно-образная наглядность.

В последнее время в российском образовании актуальна тема формирования разносторонне развитой личности обучаемого, способного реализовать свои личностные и коммуникативные возможности. Как учебный предмет иностранный язык наряду с родным языком и литературой входит в образовательную область «Филология», закладывает основы филологического образования и формирует коммуникативную культуру школьника. Следовательно, конечной целью обучения иностранному языку в школе является развитие способностей к практическому умению пользоваться

© Дроздова О.А., 2013

языком в качестве средства общения, достигаемое путем речевой направленности учебного процесса [1].

Для каждого учителя владеть умением «реализовывать принцип коммуникативного урока, то есть уметь индивидуализировать деятельность учеников, вызывать их речемыслительную активность, создавать ситуации общения, делать речевые высказывания функциональными...» [2, с. 4] значит уже выполнить важное условие обучения общению на иностранном языке. Однако общеизвестно, что при обучении иноязычному общению возникают трудности, которые препятствуют порождению речевого высказывания. Они могут быть вызваны различными факторами. К социальным факторам относят возраст, пол, уровень образования, наличие информации о предмете беседы. Среди психологических факторов, которые влияют на порождение речевого высказывания, необходимо отметить психологический климат общения, эмоциональный настрой, состояние (усталость и понижение работоспособности), особенности характеров говорящих (пессимист — оптимист). Опираясь на опыт работы с младшими школьниками, к дидактико-методическим факторам можно отнести отсутствие внутреннего речевого мотива высказывания (часто учащийся не знает, о чем говорить); неумение быстро подобрать слова, которые необходимы для выражения мыслей, подыскать соответствующую грамматическую форму для оформления своего высказывания; неумение удержать мысли в логической последовательности; сложность придерживаться темпа речи, соблюдать интонационный рисунок; непонимание своего собеседника; отсутствие достаточно четкой и конкретной формулировки коммуникативной задачи.

Соответственно, учителю необходимо учитывать все имеющиеся трудности и максимально минимизировать их влияние в учебном процессе, используя на уроке самые продуктивные способы и приемы обучения, например предметно-образную наглядность и общение на ситуативной основе на уроке иностранного языка. «Под предметно-образной наглядностью понимается специально организованный материал, композиция предметов, способствующих возникновению у учащихся отчетливых и необходимых представлений об окружающей действительности и обеспечивающих переход от возникновения мотива высказывания к самостоятельной речемыслительной деятельности» [3, с. 71]. Рассмотрим более подробно, как предметно-образная наглядность помогает в решении трудностей порождения

иноязычного речевого высказывания у младших школьников.

Говоря о психологических факторах, влияющих на производство речевого высказывания, наиболее важным считается благоприятный психологический климат на уроке. Создание атмосферы общения является ведущим требованием современного урока. Важно настроить учащихся на иноязычный лад, т.е. ввести в тему общения, вызвать их речевую заинтересованность, обеспечить речевое партнерство между учащимися, а также между учениками и учителем. Выполнению этих условий способствует предметно-образная наглядность, в качестве которой выступают разные виды кукол, модели, макеты, создающие с участием учителя речевые ситуации в начале урока и помогающие ввести школьников в тему общения. Примером также может служить «мишка-ассистент» учителя, который надевается на руку и совсем «не владеет» русским языком. С первых минут урока учитель выступает связующим звеном между куклой-паппет и учащимися, создает коммуникативную задачу и помогает в случае необходимости выстроить общение с игрушкой. Учащиеся, зная, что герой не понимает по-русски, сразу ведут общение на изучаемом языке.

Доказано также, что к концу урока происходит понижение общей работоспособности, и это является одним из факторов, негативно влияющих на учебный процесс в целом и, соответственно, на иноязычное общение. Повышение интереса и специальные приемы, рассчитанные на привлечение внимания школьников с помощью предметно-образной наглядности, удержание его концентрации, помогают активизировать учебно-познавательную деятельность на любом этапе урока.

Г.В. Рогова и Е.И. Пассов справедливо замечают, что при обучении говорению и достижении необходимого уровня речевого умения важно подключение всех сфер личности учащегося, иначе речевая деятельность будет оторвана от реальных чувств, мыслей, интересов учащихся и, следовательно, не будет служить средством общения [4]. Использование в процессе обучения предметно-образной наглядности способствует свободному и творческому характеру высказывания мыслей. Учащийся, включенный в увлекательный сюжет, общается с героями разыгранной ситуации, ощущает, творит что-то руками. Соответственно, налицо участие тактильной сферы, которое, несомненно, благоприятно влияет на усвоение нового языкового материала в процессе деятельности. По средствам использования

предметно-образной наглядности в ситуативном общении решается проблема эмоциональной окрашенности, т.к. у каждого учащегося появляется яркий стимул к порождению речевого высказывания.

как показывает практика, куклы-паппет, модели, пальчиковые куклы, красочные и мобильные макеты, выступающие в качестве предметно-образной наглядности, очень нравятся детям, и это усиливает эффект соотнесенности личного интереса с сюжетом речевой ситуации, решает трудность возникновения мотива. Очевидна целесообразность использования в процессе обучения наглядности, которая помогает создать личностно значимые ситуации говорения, а также изготавливать собственными руками предметно-образную наглядность из подручных средств (картона, бумаги, носков, перчаток и т.д.), сопровождая процесс творчества иноязычным общением.

Известно, что дети при восприятии наглядности переходят от фрагментного узнавания отдельных предметов, которые никак не связаны между собой, к выявлению функциональных связей этих предметов и раскрытию отношений между предметами и явлениями (причины, обстоятельства). Использование предметно-образной наглядности дает учащимся возможность увидеть и раскрыть эти связи, соотнести со своим опытом и осмыслить всю ситуацию. Макеты-модели, композиции предметов с участием кукол сюжетно показывают ситуацию общения, активизируя образное мышление и способствуя более полному и точному восприятию заданной ситуации. В процессе формирования навыков общения на иностранном языке также часто возникает трудная психологическая ситуация распределения внимания при отборе языковых средств и составлении из них сообщения. В связи с этим наряду с наглядностью могут использоваться карточки с ключевыми словами или планом высказывания в качестве опоры, что помогает учащимся раскрыть предмет высказывания.

Важно подчеркнуть, что наглядность также помогает «разгрузить» оперативную память от удержания логической последовательности изложения мыслей. Другими словами, учащийся описывает только то, что он воспринимает, а сама логическая последовательность изложения задается образами восприятия, наглядными представлениями во внутренней речи. При составлении высказывания, как отмечал Н.И. Жинкин, происходит перевод наглядных структур в словесные [5]. Следовательно, при учете особенностей наглядно-

образного мышления младшего школьника использование предметно-образной наглядности помогает справиться и с этой трудностью, делает процесс иноязычного общения посильным для учащихся.

Что касается фонетического оформления высказывания, то важно на начальном этапе учить детей четко произносить отдельные фразы с правильным интонационным рисунком, следить за темпом речи, т.к. от того, как говорящий высказывается, часто зависят передача содержания и смысл высказывания. Эмоциональная окрашенность, выразительность речи достигаются путем звукового оформления: тона, тембра, ударения, правильного выдерживания пауз. Предметно-образная наглядность, являясь ярким речевым стимулом, способствует приданию высказываниям учащегося эмоциональности, выразительности, живости и, следовательно, создает благоприятные условия для правильного фонетического оформления речи. Кроме того, играя роли и озвучивая героев, используя, к примеру, куклы-паппет или пальчиковые куклы, учитель помогает детям отрабатывать необходимые фонетические явления (отдельные звуки, интонационные рисунки).

В подтверждение актуальности и эффективности применения предметно-образной наглядности с целью преодоления трудностей порождения речевого высказывания младших школьников на разных этапах урока приведем несколько примеров использования данного средства обучения на практике. Учащимся предлагается сюжет с участием «мишки-ассистента» на тему «Цвета».

Мишка приходит на урок с рюкзаком.

Учитель (обращается к кукле-консуль-танту): What’s in your bag, Bear? Will I help you open it?

Учитель (достает из мешка мяч и показывает детям): Oh, What’s this?

Ученики: A ball!A ball!

Учитель: And can you see the colours?

Ученики: Yellow ... and black...

Учитель: Yellow and black! Very good! And what else have you got here?

Учитель (обращаясь к детям): Oh! He has...

Ученики: A sock!

Учитель: What colour is this sock?

Ученики: Pink... pink

Учитель: Like yours! You have pink socks! One pink sock. Bear, have you got any other socks? He’s got another. What colour is this sock? ...

С использованием кукольного или пальчикового театра можно обыграть следующие ситуации:

- по теме «Знакомство» (с использованием кукол-животных):

Ученик 1: Hello.

Ученик 2: Hello, what’s your name?

Ученик 1: Hello, I’m Grey Mouse. What’s your name?

Ученик 2: I’m Red Fox. Bye Grey Mouse. Have a nice day.

Ученик 1: Bye Red Fox. Have a nice day.

- по теме «Еда»

Ученик 1: Hello, Grey Mouse.

Ученик 2 : Hello, Red Fox.

Ученик 1: Do you like meat?

Ученик 2 : Yes I do/ No I don’t.

Ученик 1: Do you like cheese?

Ученик 2 : Yes I do. I’m hungry now. Bye!

Ученик 1: Bye! See you later.

С использованием модели дома можно обыгрывать ситуации по темам «В гостях», «Моя комната», «Накрываем на стол» и др., где учащиеся в процессе общения передвигают предметы, выполняют действия героев согласно ситуации.

Из всего вышесказанного следует, что для эффективного обучения иноязычному общению и преодоления языковых и психологических трудностей порождения высказывания у младших школьников в учебном процессе рекомендуется использовать такую наглядность, которая бы побуждала детей к общению, помогала определить содержание высказывания, выстроить логически все мысли и речевые образцы. При этом наглядность должна соответствовать особенностям психического развития данного возраста, а также препятствовать переутомлению, обусловленному сложной мыслительной деятельностью [6]. Как показывает опыт, наглядность в сочетании с ситуативным общением прекрасно выполняет данные функции и помогает в решении возникающих языковых проблем.

литература

1. Биболетова М.З., Трубанева Н.Н. Рабочая программа курса английского языка к УМК «Английский с удовольствием» / «Enjoy English» для 2-4-х классов общеобразовательных учреждений. Обнинск : Титул, 2012.

2. Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Урок иностранного языка. Ростов н/Д. : Феникс; М. : Глосса-Пресс, 2010.

3. Дроздова О.А. Предметно-образная наглядность в обучении младших школьников иноязычному ситуативно-обусловленному говорению // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. 2010. Вып. 2 (92). С. 70-74.

4. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М. : Просвещение, 1991.

5. Жинкин Н.И. Язык. Речь. Творчество. М., 1998.

6. Романовская Е.А. Обучение детей младшего школьного возраста устному связному высказыванию на основе образной наглядности : дис. ... канд. пед. наук. М., 2007.

Role of subject and figurative visual aids in overcoming difficulties of foreign language statements of primary school pupils

There is considered the foreign language communication as the goal of foreign language teaching. There are noted the difficulties of verbal statement, revealed the notion of subject and figurative visual aids and its role in overcoming difficulties in communication.

Key words: foreign language communication, primary school pupils, difficulties of verbal statement, subject and figurative visual aids.

В.В. ДАВЫДЕНКО (Волгоград)

компенсаторная компетенция как целевая доминанта иноязычного профильно-ориентированного обучения старших школьников

Характеризуются сущность компенсаторной компетенции и ее значимость в условиях профильного нефилологического образования. Обосновывается, что именно формирование данного вида компетенции способно заполнить лексические и грамматические лакуны в иноязычном общении учащихся старших классов с учетом их профиля.

Ключевые слова: компенсаторная компетенция, компетентностный подход, профильно-ориентированное обучение, нефилологический профиль.

В основе современного школьного образования, в том числе иноязычного обучения, лежит компетентностный подход, который обеспечивает формирование у учащихся определенных компетенций, способствующих их эффективной социализации и профессиональной ориентации. Целью обуче-

© Давыденко В.В., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.