УДК 792.22:378.147
О.В. ВИНОГРАДОВА
РОЛЬ ПРАЗДНИКА В РАЗВИТИИ ТУРИЗМА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ТУРИСТСКОГО ВУЗА
Статья посвящается анализу праздника как феномена культуры и как средства профессиональной подготовки студентов в туристском вузе. Анализируется сущность праздника, его роль и функции, особенности ознакомления студентов с традиционной празднично-обрядовой культурой.
Ключевые слова: туризм, профессиональное туристское образование, праздник, празднично-обрядовая культура.
Articles are devoted to the analysis of the holiday as a cultural phenomenon and as a means of training students in the tourist high school. We analyze the nature of the holiday, its role and functions, features familiarize students with traditional festive ritual culture.
Keywords: tourism, professional education in tourism, holiday, festive and ceremonial culture.
В течение многих веков праздники с присущей им атрибутикой, закрепленной в традициях, являлись неотъемлемым элементом культуры, значимым событием для общества и каждого индивида, одним из главных и любимых форм досугового времяпрепровождения.
Праздник представляет собой особый тип социального действия людей, объединяющий их идейно, утверждающий мировоззрение данного общества, его политические, нравственные и эстетические идеалы.
Реконструкция целостной модели праздника как феномена культуры предполагает три этапа: выявление его функциональной специфики в культуре, характеристику структурной организации и определение меры его целостности.
Характеристика функций праздника раскрывается в двух аспектах: празд-
© Виноградова О.В., 2014
ник как полифункциональная система и праздник как монофункциональная система.
Полифункциональность праздника может быть сведена к взаимодополнительности компенсаторной функции (праздник существует как контраст повседневной психофизиологической умеренности и социальной регламентации); коммуникативной функции (праздник является формой социальной памяти, транслирующей опыт обретения мирочеловеческой гармонии и эмоционально-аксиологическую оценку этого события обществом; хранение и адекватная трансляция этой информации осуществляется посредством символов и ритуала, а также благодаря цикличности праздника в культуре); консолидирующей функции (праздник объединяет общество вокруг единой идеи, способствует социализации индивидов и служит «барометром» социальной аутентичности - культуры); ценностно-ориентационной функции
(праздник актуализирует ценностно-смысловой горизонт культуры); жизнеутверждающей функции (праздник сконцентрирован на ценности жизни, способствует расширению экзистенциального горизонта, направлен на поиск экзистенциального смысла).
В роли монофункции выступает эстетическая мера целостности праздника как события культуры, имеющая эмоционально-рефлективную и творческо-игровую природу. Праздник как эстетический феномен культуры отвечает потребностям человека в эмоционально-чувственном выражении своего отношения к наиболее значимым для экзистенции или социальной жизни событиям, смыслам и ценностям. Удовлетворяя эстетические потребности человека в игре как способе активизации воображения, в творческом самовыражении, в экспрессии эмоциональных переживаний, праздник предстает как феномен, основной функцией которого является моделирование эстетического отношения человека к миру.
Как эстетический феномен культуры праздник есть символико-ритуальная форма выражения человеком (обществом) эстетического отношения к культуре как способу обретения гармонии с миром.
Праздник, интегрирующий в себе многообразие проявлений и форм человеческого бытия, выступает источником всестороннего развития личности.
Праздник как социокультурный феномен обладает богатым педагогическим потенциалом:
• воспитательный потенциал можно трактовать как возможность формирования через активное участие в праздниках положительного отношения к родной культуре, краю, Отечеству,
труду, традициям и обычаям своего народа, расширяя о них знания и приобщая к ним;
• гармонизирующий потенциал заключается в том, что участник праздничных действий имеет возможность проявить свои, часто невостребованные, способности, гармонизируя тем самым свою личность: способность к организации мероприятия, оформлению декорации и костюмов, актерские данные;
• координирующий потенциал обеспечивает координацию качеств личности, участвующей в праздничном действии, ее эмоционально-волевых, интеллектуальных, физических и социальных качеств;
• внушающий потенциал через содержание праздника обеспечивает сообщение личности сведений об особенностях праздника и служит основой для формирования эстетического идеала. Создаваемые веками праздники воплотили в себе лучшие представления о характере народа, его самые положительные черты. Сюжеты народных праздников отражают труд, отдых, заботу о других людях и животных, влияя на становление ценностно-нравственных ориентиров личности;
• коммуникативный потенциал понимается исследователями как тезис: «искусство, в том числе и праздник, является общением». Предполагается, что праздник способен побудить личность к общению с другими людьми. Необходимо лишь продумать условия для проявления этого общения.
Этнопедагогический феномен праздников заключается в том, что они как самоценность этнической культуры выступают средством педагогического воздействия, направленного на самосохранение духовной памяти этноса и на
этнокультурное, патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Подготовка студентов туристского вуза в сфере фольклорно-этно-графической анимации должна осуществляться с учетом этапов организации праздников, что позволит:
• интегрировать и дифференцировать содержание этнокультурного воспитания путем группировки познавательного материала на этапах подготовки праздников;
• включить праздники в учебно-воспитательный процесс, через который осуществляется связь с социальными условиями жизни;
• создать целенаправленный, систематизированный комплекс развивающих занятий, внеучебной деятельности и факультативной работы, который включает материал по ознакомлению с традиционными праздниками своего региона и разных народов.
Ознакомление студентов с традиционной празднично-обрядовой культурой в рамках фольклорно-этногра-фической подготовки может проводиться по следующим этапам:
1) подготовительный этап направлен на формирование у студентов знаний в области празднично-обрядовой культуры. Представляет собой краткий экскурс в историю традиционной празднично-обрядовой культуры и отдельных, наиболее значимых событийных праздников, с выявлением их характерных особенностей и отличий, педагогических функций, значения в культурной жизни народа и в сфере туристской деятельности;
2) обучающий этап ориентирован на дальнейшее формирование интереса у студентов к изучению народных праздников и обрядов своего и других регионов, формирование знаний об игро-
вых приемах, технологиях и особенностях организации народных праздников в сфере туризма, а также на развитие творческой фантазии, эмоциональной отзывчивости; проявление активности в самостоятельной организации и проведении праздников;
3) игровой этап формирует умения и навыки студентов по организации и проведению праздников, способности представлять себя активным участником изображаемых событий, позволяющих накапливать эмоционально-ценностное отношение к национальной истории и этническим традициям.
На всех этапах используются следующие формы работы: лекционные практические и выездные занятия, экскурсии, поисковые задания в целях изучения и реконструкции народных праздников, а также изучение местных особенностей, характеризующих проявления в праздничной культуре тех или иных качеств людей, населяющих данную территорию (регион). На практическом этапе подготовки в сфере фольклорно-этнографической анимации студенты туристского вуза подключаются к участию в организации и проведении городских праздничных мероприятий, к работе на выставках, предприятиях туризма в качестве помощников режиссера, организаторов, оформителей, сценаристов, актеров, ведущих.
Праздники играют огромную роль в развитии туризма, одним из важнейших мотивирующих факторов которого является событие. Особенно большое воздействие события оказывают на конкурентоспособность туристской дестинации. В настоящее время событийный туризм - это быстрорастущая профессиональная область, в которой туристы - потребители на потенциаль-
ном рынке запланированных мероприятий, а индустрия туризма стала заинтересованным лицом в их успехе и привлекательности. Цели и задачи организации событийных фольклорно-этнографических праздников в туризме включают: формирование благоприятного имиджа дестинации, привлечение туристов (особенно в низкий сезон); формирование общества, возрождение городов, культурное развитие, поощрение национальных особенностей.
Процесс организации праздников в рамках подготовки студентов туристского вуза в сфере фольклорно-этнографической анимации предпо-
лагает снять противоречия между потребностью общества в этнокультурном воспитании молодого поколения и низким уровнем знаний у студентов об особенностях празднично-обрядовой культуры; наличием богатого воспитательного потенциала фольклорно-этнографических праздников и неразработанностью в педагогической литературе вопросов их практического применения в образовательном процессе; актуальными потребностями сферы туризма и недостаточным вниманием к использованию празднично-обрядовой культуры в формировании этнокультурной компетенции студентов туристского вуза.
ЛИТЕРАТУРА
1. Приезжева Е.М. Интерактивные формы 2. Кальней В.А., Шишов С.Е. Научно-мето-и методы обучения студентов в туристском дическое обеспечение разработки программ вузе //Вестник РМАТ. 2011. № 3. С. 129-132. профессионального туристского образования
//Вестник РМАТ. 2011. № 1. С. 123-128.
УДК 338.48:398.1
Е.В. СМИРНОВА
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СКАЗОЧНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ
Автор обращается к новому туристскому понятию «сказочный туризм», которое рассматривается как новый туристский тренд для развития провинциальных городов России. Описывается опыт ряда регионов России и анализируются перспективы развития этого нового направления туризма.
Ключевые слова: туризм, сказочный туризм, сказочная карта России, турпродукт.
The author examines a brand new concept of "fabulous tourism" as a new trend for the development of provincial Russian towns as tourist destinations. The experience of a number of Russian regions is analyzed to determine the prospective of the development of this new field in tourism.
Keywords: tourism, tourism is a fabulous, fabulous map of Russia, tour product.
В настоящее время в любом регионе в целях развития туризма имеет место разработка комплекса различных маркетинговых мероприятий, среди которых все большую популярность приобретает формирование позитивного отношения к региону и его узнаваемости - территориальный брендинг. Территориальный брендинг направлен на формирование конкурентных преимуществ региона перед другими территориями, а также на улучшение его имиджа, повышение популярности и известности в глазах туристов.
Сказочный туризм - новый туристский тренд для развития провинциальных городов России. В 2010 г. стартовал социальный проект «Сказочная карта России». Суть проекта: найти минимальную привязку персонажей из исконно русских сказок и былин к определенной территории, «прописать» их там и развивать волшебный бренд.
По словам автора проекта Алексея Козловского, идея создания «сказоч-
© Смирнова Е.В., 2014
ной карты» родилась совершенно случайно - возникло желание познакомить туристов с историческим наследием нашей страны - сказками, былинами и легендами. Первые публикации о «сказочной карте» вызвали интерес у представителей турбизнеса. Так, спустя 3 года мы имеем карту, демонстрирующую потенциал развития «сказочного туризма» как минимум в четырех десятках регионов нашей страны [1].
Великий Устюг запатентовал право считаться родиной российского Деда Мороза, Кострома - местом рождения Снегурочки, в Муроме появился на свет былинный богатырь и русский святой Илья Муромец, из Ульяновска покатился Колобок.
Лидер среди регионов - Ярославская область. На ее просторах проживают Баба Яга, Алеша Попович, Емеля и Щука, Курочка Ряба, Мышка-норушка, Водяной и целое Тридевятое Царство! Таким количеством сказочных персонажей не располагает ни один регион, поэтому один из древних городов Ярославской области (напри-