Научная статья на тему 'Роль праздника в развитии туризма и профессиональной подготовке студентов туристского вуза'

Роль праздника в развитии туризма и профессиональной подготовке студентов туристского вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1009
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕТУРИСТСКОЕОБРАЗОВАНИЕ / ПРАЗДНИК / ПРАЗДНИЧНООБРЯДОВАЯ КУЛЬТУРА / TOURISM / PROFESSIONAL EDUCATION IN TOURISM / HOLIDAY / FESTIVE AND CEREMONIAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Виноградова О. В.

Статья посвящается анализу праздника как феномена культуры и как средства про фессиональной подготовки студентов в туристском вузе. Анализируется сущность праздника, его роль и функции, особенности ознакомления студентов с традиционной празднично-обрядовой культурой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of a holiday in development of tourism and in professional training of students

Articles are devoted to the analysis of the holiday as a cultural phenomenon and as a means of training students in the tourist high school. We analyze the nature of the holiday, its role and functions, features familiarize students with traditional festive ritual culture

Текст научной работы на тему «Роль праздника в развитии туризма и профессиональной подготовке студентов туристского вуза»

УДК 792.22:378.147

О.В. ВИНОГРАДОВА

РОЛЬ ПРАЗДНИКА В РАЗВИТИИ ТУРИЗМА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ТУРИСТСКОГО ВУЗА

Статья посвящается анализу праздника как феномена культуры и как средства профессиональной подготовки студентов в туристском вузе. Анализируется сущность праздника, его роль и функции, особенности ознакомления студентов с традиционной празднично-обрядовой культурой.

Ключевые слова: туризм, профессиональное туристское образование, праздник, празднично-обрядовая культура.

Articles are devoted to the analysis of the holiday as a cultural phenomenon and as a means of training students in the tourist high school. We analyze the nature of the holiday, its role and functions, features familiarize students with traditional festive ritual culture.

Keywords: tourism, professional education in tourism, holiday, festive and ceremonial culture.

В течение многих веков праздники с присущей им атрибутикой, закрепленной в традициях, являлись неотъемлемым элементом культуры, значимым событием для общества и каждого индивида, одним из главных и любимых форм досугового времяпрепровождения.

Праздник представляет собой особый тип социального действия людей, объединяющий их идейно, утверждающий мировоззрение данного общества, его политические, нравственные и эстетические идеалы.

Реконструкция целостной модели праздника как феномена культуры предполагает три этапа: выявление его функциональной специфики в культуре, характеристику структурной организации и определение меры его целостности.

Характеристика функций праздника раскрывается в двух аспектах: празд-

© Виноградова О.В., 2014

ник как полифункциональная система и праздник как монофункциональная система.

Полифункциональность праздника может быть сведена к взаимодополнительности компенсаторной функции (праздник существует как контраст повседневной психофизиологической умеренности и социальной регламентации); коммуникативной функции (праздник является формой социальной памяти, транслирующей опыт обретения мирочеловеческой гармонии и эмоционально-аксиологическую оценку этого события обществом; хранение и адекватная трансляция этой информации осуществляется посредством символов и ритуала, а также благодаря цикличности праздника в культуре); консолидирующей функции (праздник объединяет общество вокруг единой идеи, способствует социализации индивидов и служит «барометром» социальной аутентичности - культуры); ценностно-ориентационной функции

(праздник актуализирует ценностно-смысловой горизонт культуры); жизнеутверждающей функции (праздник сконцентрирован на ценности жизни, способствует расширению экзистенциального горизонта, направлен на поиск экзистенциального смысла).

В роли монофункции выступает эстетическая мера целостности праздника как события культуры, имеющая эмоционально-рефлективную и творческо-игровую природу. Праздник как эстетический феномен культуры отвечает потребностям человека в эмоционально-чувственном выражении своего отношения к наиболее значимым для экзистенции или социальной жизни событиям, смыслам и ценностям. Удовлетворяя эстетические потребности человека в игре как способе активизации воображения, в творческом самовыражении, в экспрессии эмоциональных переживаний, праздник предстает как феномен, основной функцией которого является моделирование эстетического отношения человека к миру.

Как эстетический феномен культуры праздник есть символико-ритуальная форма выражения человеком (обществом) эстетического отношения к культуре как способу обретения гармонии с миром.

Праздник, интегрирующий в себе многообразие проявлений и форм человеческого бытия, выступает источником всестороннего развития личности.

Праздник как социокультурный феномен обладает богатым педагогическим потенциалом:

• воспитательный потенциал можно трактовать как возможность формирования через активное участие в праздниках положительного отношения к родной культуре, краю, Отечеству,

труду, традициям и обычаям своего народа, расширяя о них знания и приобщая к ним;

• гармонизирующий потенциал заключается в том, что участник праздничных действий имеет возможность проявить свои, часто невостребованные, способности, гармонизируя тем самым свою личность: способность к организации мероприятия, оформлению декорации и костюмов, актерские данные;

• координирующий потенциал обеспечивает координацию качеств личности, участвующей в праздничном действии, ее эмоционально-волевых, интеллектуальных, физических и социальных качеств;

• внушающий потенциал через содержание праздника обеспечивает сообщение личности сведений об особенностях праздника и служит основой для формирования эстетического идеала. Создаваемые веками праздники воплотили в себе лучшие представления о характере народа, его самые положительные черты. Сюжеты народных праздников отражают труд, отдых, заботу о других людях и животных, влияя на становление ценностно-нравственных ориентиров личности;

• коммуникативный потенциал понимается исследователями как тезис: «искусство, в том числе и праздник, является общением». Предполагается, что праздник способен побудить личность к общению с другими людьми. Необходимо лишь продумать условия для проявления этого общения.

Этнопедагогический феномен праздников заключается в том, что они как самоценность этнической культуры выступают средством педагогического воздействия, направленного на самосохранение духовной памяти этноса и на

этнокультурное, патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Подготовка студентов туристского вуза в сфере фольклорно-этно-графической анимации должна осуществляться с учетом этапов организации праздников, что позволит:

• интегрировать и дифференцировать содержание этнокультурного воспитания путем группировки познавательного материала на этапах подготовки праздников;

• включить праздники в учебно-воспитательный процесс, через который осуществляется связь с социальными условиями жизни;

• создать целенаправленный, систематизированный комплекс развивающих занятий, внеучебной деятельности и факультативной работы, который включает материал по ознакомлению с традиционными праздниками своего региона и разных народов.

Ознакомление студентов с традиционной празднично-обрядовой культурой в рамках фольклорно-этногра-фической подготовки может проводиться по следующим этапам:

1) подготовительный этап направлен на формирование у студентов знаний в области празднично-обрядовой культуры. Представляет собой краткий экскурс в историю традиционной празднично-обрядовой культуры и отдельных, наиболее значимых событийных праздников, с выявлением их характерных особенностей и отличий, педагогических функций, значения в культурной жизни народа и в сфере туристской деятельности;

2) обучающий этап ориентирован на дальнейшее формирование интереса у студентов к изучению народных праздников и обрядов своего и других регионов, формирование знаний об игро-

вых приемах, технологиях и особенностях организации народных праздников в сфере туризма, а также на развитие творческой фантазии, эмоциональной отзывчивости; проявление активности в самостоятельной организации и проведении праздников;

3) игровой этап формирует умения и навыки студентов по организации и проведению праздников, способности представлять себя активным участником изображаемых событий, позволяющих накапливать эмоционально-ценностное отношение к национальной истории и этническим традициям.

На всех этапах используются следующие формы работы: лекционные практические и выездные занятия, экскурсии, поисковые задания в целях изучения и реконструкции народных праздников, а также изучение местных особенностей, характеризующих проявления в праздничной культуре тех или иных качеств людей, населяющих данную территорию (регион). На практическом этапе подготовки в сфере фольклорно-этнографической анимации студенты туристского вуза подключаются к участию в организации и проведении городских праздничных мероприятий, к работе на выставках, предприятиях туризма в качестве помощников режиссера, организаторов, оформителей, сценаристов, актеров, ведущих.

Праздники играют огромную роль в развитии туризма, одним из важнейших мотивирующих факторов которого является событие. Особенно большое воздействие события оказывают на конкурентоспособность туристской дестинации. В настоящее время событийный туризм - это быстрорастущая профессиональная область, в которой туристы - потребители на потенциаль-

ном рынке запланированных мероприятий, а индустрия туризма стала заинтересованным лицом в их успехе и привлекательности. Цели и задачи организации событийных фольклорно-этнографических праздников в туризме включают: формирование благоприятного имиджа дестинации, привлечение туристов (особенно в низкий сезон); формирование общества, возрождение городов, культурное развитие, поощрение национальных особенностей.

Процесс организации праздников в рамках подготовки студентов туристского вуза в сфере фольклорно-этнографической анимации предпо-

лагает снять противоречия между потребностью общества в этнокультурном воспитании молодого поколения и низким уровнем знаний у студентов об особенностях празднично-обрядовой культуры; наличием богатого воспитательного потенциала фольклорно-этнографических праздников и неразработанностью в педагогической литературе вопросов их практического применения в образовательном процессе; актуальными потребностями сферы туризма и недостаточным вниманием к использованию празднично-обрядовой культуры в формировании этнокультурной компетенции студентов туристского вуза.

ЛИТЕРАТУРА

1. Приезжева Е.М. Интерактивные формы 2. Кальней В.А., Шишов С.Е. Научно-мето-и методы обучения студентов в туристском дическое обеспечение разработки программ вузе //Вестник РМАТ. 2011. № 3. С. 129-132. профессионального туристского образования

//Вестник РМАТ. 2011. № 1. С. 123-128.

УДК 338.48:398.1

Е.В. СМИРНОВА

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СКАЗОЧНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ

Автор обращается к новому туристскому понятию «сказочный туризм», которое рассматривается как новый туристский тренд для развития провинциальных городов России. Описывается опыт ряда регионов России и анализируются перспективы развития этого нового направления туризма.

Ключевые слова: туризм, сказочный туризм, сказочная карта России, турпродукт.

The author examines a brand new concept of "fabulous tourism" as a new trend for the development of provincial Russian towns as tourist destinations. The experience of a number of Russian regions is analyzed to determine the prospective of the development of this new field in tourism.

Keywords: tourism, tourism is a fabulous, fabulous map of Russia, tour product.

В настоящее время в любом регионе в целях развития туризма имеет место разработка комплекса различных маркетинговых мероприятий, среди которых все большую популярность приобретает формирование позитивного отношения к региону и его узнаваемости - территориальный брендинг. Территориальный брендинг направлен на формирование конкурентных преимуществ региона перед другими территориями, а также на улучшение его имиджа, повышение популярности и известности в глазах туристов.

Сказочный туризм - новый туристский тренд для развития провинциальных городов России. В 2010 г. стартовал социальный проект «Сказочная карта России». Суть проекта: найти минимальную привязку персонажей из исконно русских сказок и былин к определенной территории, «прописать» их там и развивать волшебный бренд.

По словам автора проекта Алексея Козловского, идея создания «сказоч-

© Смирнова Е.В., 2014

ной карты» родилась совершенно случайно - возникло желание познакомить туристов с историческим наследием нашей страны - сказками, былинами и легендами. Первые публикации о «сказочной карте» вызвали интерес у представителей турбизнеса. Так, спустя 3 года мы имеем карту, демонстрирующую потенциал развития «сказочного туризма» как минимум в четырех десятках регионов нашей страны [1].

Великий Устюг запатентовал право считаться родиной российского Деда Мороза, Кострома - местом рождения Снегурочки, в Муроме появился на свет былинный богатырь и русский святой Илья Муромец, из Ульяновска покатился Колобок.

Лидер среди регионов - Ярославская область. На ее просторах проживают Баба Яга, Алеша Попович, Емеля и Щука, Курочка Ряба, Мышка-норушка, Водяной и целое Тридевятое Царство! Таким количеством сказочных персонажей не располагает ни один регион, поэтому один из древних городов Ярославской области (напри-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.