ция индивидуального обучения и воспитания в довузовской подготовке; в учебной, профессиональной и научной деятельности обучающихся в военном вузе позволит решить обозначенные ранее проблемы.
Представленные положения были практически внедрены автором при работе в ка-
детском корпусе, в Военном техническом институте (г. Тольятти) и продолжены в Военной академии связи им. Маршала Советского Союза С. М. Буденного и в Институте военно-технического образования и безопасности СПбГПУ (г. Санкт-Петербург).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Леухин О. Н. Процесс адаптации курсантов к военно-профессиональной деятельности в системе «военный вуз — войска»: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Казань: Казан. гос. технол. ун-т, 2006. 22 с.
2. Милованова Н. Ю. Социально-педагогические условия адаптации учащихся к жизнедеятельности кадетского корпуса: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тамбов: Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина, 2006. 26 с.
3. Шпанагель С. Л. Историко-педагогический анализ духовно-нравственного воспитания в кадетских корпусах России: Дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2002. 182 с.
REFERENCES
1. Leuhin O. N. Protsess adaptatsii kursantov k voenno-professional'noj dejatel'nosti v sisteme “voennyj vuz — vojska”: Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Kazan': Kazan. gos. tehnol. un-t, 2006. 22 s.
2. Milovanova N. Ju. Sotsial'no-pedagogicheskie uslovija adaptatsii uchashchihsja k zhiznedejatel'nosti kadetskogo korpusa: Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Tambov: Tamb. gos. un-t im. G. R. Derzhavina, 2006. 26 s.
3. Shpanagel' S. L. Istoriko-pedagogicheskij analiz duhovno-nravstvennogo vospitanija v kadetskih kor-pusah Rossii: Dis. ... kand. ped. nauk. Ekaterinburg, 2002. 182 s.
Г. Т. Абитова
РОЛЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА В ФОРМИРОВАНИИ ОСНОВ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Раскрывается влияние познавательного интереса на формирование основ информационной культуры детей старшего дошкольного возраста. Представлены компоненты и основные составляющие основ информационной культуры дошкольников.
Ключевые слова: информационная культура, познавательный интерес, информационное мировоззрение, информационная грамотность, культуротворчество.
О ЛЬкога
Role of Cognitive Interest in the Development of Information Culture of the Senior Pre-school Age Children
The article reveals the role of the cognition interest in the development of information culture basis of children of senior pre-school age. The components and the main constituents of information culture of pre-school age children are described.
Keywords: information culture, cognitive interest, information outlook, information literacy, culture creative activities.
В эпоху информационного общества особую актуальность приобретает формирование информационной культуры личности. Известно, что это — составляющая часть общей культуры, когда происходит процесс гармонизации внутреннего мира при освоении социально значимой информации.
По мнению Н. М. Розенберга, что для нас существенно важно, информационную культуру необходимо рассматривать в обосновании «сквозного» содержания информационного образования, начиная с дошкольного детства, первых школьных лет и до завершения общего среднего и профессионального образования [10, с. 33]. Поэтому понятие «информационная культура» неотъемлемо связано с воспитанием и развитием детей старшего дошкольного возраста. Ввиду недостаточной изученности данной проблемы трудно определить, какие составляющие этого многоаспектного понятия являются приоритетными для этого возраста. На данном этапе мы можем говорить только о формировании основ информационной культуры, так как она формируется на протяжении всей жизни человека.
Известно, что каждая гуманитарная наука пытается дать свое определение термину «информационная культура», отсюда следует вывод о многообразии существующих подходов, концепций в понимании анализируемого социального явления.
В рамках исторического подхода в работах К. К. Колина, А. И. Ракитова, Э. П. Семенюка и др. делается акцент на эволюцию информационной культуры, выявляется ее конкретно историческая и социальная обусловленность и, как результат, предпринимаются попытки формирования исторической модели информационной культуры, в которой «должны сочетаться временной фактор и перечни компонентов информационной культуры» [12, с. 3].
Дальнейшее рассмотрение сущности информационной культуры с позиций общественного явления прослеживается в трудах ученых М. Г. Вохрышевой, Э. П. Семенюка, где обществу отводится роль субъекта и носителя культуры как степени «удовлетворения потребности людей в информационном общении, уровня создания, сбора, хранения, переработки и передачи информации и в то же время как деятельности, направленной на оптимизацию всех видов информационного общения, создание наиболее благоприятных условий для того, чтобы ценности культуры были освоены человеком, вошли органично в его образ жизни» [4, с. 48].
Другой взгляд на информационную культуру с точки зрения философско-мировоззренческого подхода предстает в работах А. П. Суханова, и дальнейшее его развитие отразилось в трудах ученых А. Д. Урсула, Ю. А. Шрейдера. Информационная культура личности — это способ информационного поведения, отражающий информационное мировоззрение субъекта. Он находит свое проявление, во-первых, в умениях и навыках осуществления информационных операций, оперирования социальной информацией; во-вторых, в способности к саморегуляции и самоанализу собственного информационного поля и информационного поведения; в-третьих, в понимании всеобъемлющих законов информационного развития с целью построения комфортных и эффективных взаимоотношений с окружающей информационной средой [13, с. 48].
Психолого-педагогическая интерпретация данного понятия, согласно мнению Е. А. Медведевой, Г. Г. Воробьева, заключается в том, что «информационная культура» как личностное образование связана с «уровнем знаний, позволяющих человеку ориентироваться в информационном пространстве, участвовать в его формировании и способствовать информационному взаи-
модействию» [9, с. 21], с умением «использовать информационный подход, анализировать информационную обстановку и делать информационные системы более эффективными» [3, с. 78].
В русле культурологического аспекта информационная культура понимается как способ жизнедеятельности человека в информационном обществе, как составляющая процесса формирования культуры человечества [15, с. 2]. Следует отметить, что такой подход к толкованию понятия «информационная культура» существенно расширяет содержание и дает возможность рассматривать ее как один из аспектов культурной деятельности, неразрывно связанной с социальной природой человека. Опираясь на теоретические исследования ученых, А. П. Суханов считает, что информационная культура, во-первых, способствует процессу познания и опредмечивания культуросозидательной деятельности человека; во-вторых, она принимает активное участие в освоении человеком культурной реальности; в-третьих, информационная культура выступает как сама реальность и атрибут непосредственного культурного бытия, как необходимое условие, связывающее личность с обществом [13, с. 24].
Исходя из приведенных подходов к определению информационной культуры, в научном исследовании мы остановились на точке зрения понятия «информационная культура», данной С. Д. Каракозовым. Эта позиция будет нами учитываться в ходе дальнейшего рассмотрения составляющих компонентов информационной культуры. «Информационная культура личности представляет собой составную часть базисной культуры личности как характеристики человека, позволяющей ему эффективно участвовать во всех видах работы с информацией — получении, накоплении, кодировании и переработке любого рода, в создании на этой основе качественно новой информации, ее передаче, практическом использовании — и включающей грамотность и
компетентность в понимании природы информационных процессов и отношений, гуманистически ориентированную на информационно-ценностно-смысловую сферу (стремления, интересы, мировоззрение, ценностные ориентации), развитую информационную рефлексию, а также творчество в информационном поведении и социально-информационной активности» [6, с. 41].
В этой формулировке для нас интересен тот факт, что процесс деятельности, соприкасаясь с творческими способностями в единстве культуроосвоения и культуротвор-чества, проявляет новые формы культуры человека, выражающейся во взаимосвязи обученности, воспитанности и творческого развития.
Исходя из представленных выше теоретических подходов, считаем целесообразным выделить следующие составляющие основ информационной культуры дошкольника:
- приобщение к ценностям информационной культуры и формирование начального представления о ней;
- синтез начальной стадии развития информационной грамотности, информационного мировоззрения, информационной рефлексии и информационного культуротвор-чества;
- овладение элементарными навыками поиска информации и умением анализировать полученную информацию;
- психологическая установка и возможность общения на равных со сверстниками с целью получения и обмена информацией;
- степень вовлеченности в социальнокультурную информационную сферу дошкольника.
Очевидно, что дошкольный возраст представляет особую важность для формирования основ информационной грамотности как составляющей информационной культуры личности, так как именно в этот период происходит активизация развития познавательных способностей, в мыслительных процессах появляется тенденция к обобщению, к установлению связей, закла-
дываются основы мировоззренческих убеждений.
Отсюда следует, что информационная культура детей старшего дошкольного возраста проявляется в познавательной, в коммуникативной, в практически-преобразу-ющей и в других видах деятельности. В результате этой деятельности формируются определенные навыки работы с информацией, такие как умение оценивать потребность в дополнительной информации; определять возможные источники информации и способы её поиска; получать информацию из наблюдений, при обобщении; анализировать полученные сведения; наращивать свои собственные знания, сравнивая, обобщая и систематизируя полученную информацию; создавать с помощью взрослого информационные объекты (сообщения, небольшие сочинения, графические работы); применять средства информационно-коммуникационных технологий.
Следует также иметь в виду, что, закладывая навыки работы с информацией, мы формируем основы информационного мировоззрения в тесной взаимосвязи с мотивацией деятельности и с познавательным интересом.
Информационное мировоззрение дошкольника — это система обобщенных взглядов на мир информации, куда входят ценности, убеждения, идеалы, принципы познания, именно они определяют успешность информационной подготовки ребенка к учебной деятельности.
В дошкольном возрасте элементы информационной рефлексии выражаются в умении гибко реагировать на информационные изменения и в умении размышлять, осмысливать условия и результаты познавательной деятельности.
Также рефлексивные способности очень важны для формирования творческой, исследовательской деятельности, поэтому педагог должен создавать условия, стимулирующие осмысление и переосмысление детьми собственных действий.
Не менее значимым в процессе формирования основ информационной культуры ребенка является механизм информационного культуротворчества, и здесь важно научить формулировать информационную потребность, искать, отбирать, оценивать и интерпретировать несложную информацию и представлять ее в виде нового информационного продукта. В этом смысле характерным представляется определение В. Г. Кудрявцева относительно того, что культу-ротворчество состоит в порождении ребенком «исторически новых универсальных способностей, новых форм деятельного отношения к миру, новых образцов культуры по мере освоения креативного потенциала человечества» [7, с. 56].
Необходимо также отметить, что в процессе формирования основ информационной культуры в дошкольном возрасте закладываются способы субъективного отношения к информации, среди которых можно выделить:
1. Элективное отношение, обусловленное интересами, ценностями ребенка. Так, Г. Н. Щукина критериями интересного материала считает его новизну, вызывающую активный процесс ориентировки, приемы «отстранения» материала, жизненную значимость знаний и практический смысл их для учащихся [16, с. 133]. Н. Н. Поддьяков в качестве основного признака, вызывающего интерес, называет неопределенность объекта, которая обусловлена такими факторами, как новизна, сложность, когнитивный конфликт при столкновении усвоенного и неизвестного [14, с. 23]. Из этого следует, что информация может не восприниматься в тех случаях, если она хорошо известна или очень сложна и поэтому не вызывает интереса. Если же информация вызывает интерес, то ребенок вступает в диалог с взрослым, устанавливает связи между новой и известной информацией, т. е. проявляет познавательную активность.
2. Критическое отношение к информации, которое является важнейшим условием
в информационном общении. В современном обществе важнейшим становится способность поиска информации, ее интерпретации, критического осмысления, а не простое накопление.
3. Ценностно-ориентированное отношение, понимаемое как осмысление значимости информации для собственной жизни. Осознание ценности способствует превращению ее в знание, которое определяет поведение ребенка в мире. Ценностью является то, что с помощью новой информации ребенок творит новое знание, при этом он развивает мышление, углубляется в понимание связей мира, приобретает опыт использования имеющихся знаний в новых ситуациях. Известно, что прочные знания
— основа активности ребенка, они способствуют проявлению живого интереса к действительности. Под влиянием познавательного интереса меняется качество самих знаний, они становятся более полными, яркими, образными.
Вместе с тем определенная картина мира может формироваться в сознании дошкольников как в целостном, так и во фрагментарном виде в зависимости от качества предоставленной информации. Стремление к целостному пониманию объектов и явлений строится на основе познавательного интереса, что позволяет расширить познавательные горизонты действительности, способствующие формированию детского мировоззрения.
В современных философских, психологических и педагогических исследованиях огромную роль играет изучение познавательного интереса как одного из условий формирования основ информационной культуры дошкольника.
Психологи В. В. Давыдов, А. Ф. Запорожец, Б. Ф. Ломов дают следующее определение интересу: «Интерес — потребностное отношение человека к миру, реализуемое в познавательной деятельности по усвоению окружающего предметного содержания, развивающееся во внутреннем плане». А. В.
Петровский, М. Т. Ярошевский определяют интерес как форму проявления познавательной потребности, обеспечивающую направленность личности и тем самым способствующую ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности [5, с. 102].
В исследованиях Л. И. Божович и Г. И. Щукиной установлено, что в дошкольном возрасте в наибольшей мере поддается положительному воздействию широта познавательной направленности интереса; самыми сложными для формирования являются действенность и устойчивость интереса детей [2, с. 31].
Изучая развитие интереса в старшем дошкольном возрасте, исследователи (Г. И. Щукина, Э. А. Баранова) выделяют три его уровня: любопытство, любознательность,
элементарный познавательный интерес [1, с. 132].
Из всего этого следует, что познавательный интерес — это целенаправленный и педагогически организованный процесс перехода от любопытства к любознательности, а затем — к элементарному интересу как устойчивой познавательной направленности на предмет, осуществляемой на основе совместной деятельности взрослого и ребенка.
В научных исследованиях Э. А. Барановой выделяются следующие показатели уровня развития познавательного интереса детей: детские вопросы; стремление детей наблюдать, длительно рассматривать объект; выяснять свойства и особенности предметов и явлений, служащих объектом их интереса; эмоционально-познавательная активность детей, проявляющаяся в беседах, в обсуждении со сверстниками и взрослыми увиденного и наблюдаемого [1, с. 44].
Следует отметить, что проявление познавательного интереса при формировании основ информационной культуры дошкольни-
ков также выражается с помощью этих уровней, но особенным является то, что один уровень последовательно не заменяет другой. Они существуют параллельно, и для каждой возрастной ступени характерно свое соотношение.
Известно, что характерной особенностью старшего дошкольного возраста является развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи, что дает хорошую основу для начала формирования у детей информационной культуры. Современный ребёнок с рождения окружён насыщенной информационной средой. Уже на первом году жизни малыш тянется к предмету, захватывает его, производит с ним ряд действий. Это чувственное познание и составляет начальную, еще не осознаваемую ступень интереса к предмету (Л. И. Божович, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, Н. Ф. Леонтьев, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддья-ков) [11, с. 31]. Высокотехнологичные игрушки, мобильные телефоны, игровые приставки, телевизор, компьютер занимают всё большее место в досуговой деятельности дошкольников, накладывая определённый отпечаток на формирование их психофизических качеств и развитие личности.
При этом основой интереса дошкольника является эмоциональное отношение, выражаемое в предпочтительно положительном отношении к объекту интереса. Яркие положительные эмоции, определяя потребности детей в познании, способствуют развитию новых мотивов деятельности. В основе любопытства как первичной формы проявления познавательного отношения лежит такое эмоциональное состояние, как удивление.
В этом соотношении значительна роль мультипликации как одного из излюбленных видов аудиовизуальных текстов детской аудитории, уровней восприятия и эстетических вкусов. Мультипликационный фильм вводит ребенка в особое эмоциональное состояние, дарит ему возможность
эмоционально контактировать с персонажами данного произведения, в чем ребёнок в силу своего возраста остро нуждается. Именно такой процесс способствует зарождению познавательного интереса. Кроме этого, эмоционально окрашенные события, захватывающие действия героев мультфильма, вызывают у дошкольника эмоциональный подъем. В этом состоянии их восприятие обострено и информация запоминается прочнее и на более длительный срок.
Творческие процессы в развитии познавательного интереса активизируют воображение, фантазию на создание новых образов. Более того, под влиянием познавательного интереса активизируются не только указанные процессы, но и вся познавательная деятельность, лежащая в основе поисковой исследовательской деятельности. Г. И. Щукина отмечает, что именно интерес движет поиском, догадкой [16, с. 135].
Развитие основ информационной культуры формирует необходимый уровень гибкости и адаптивности мышления; готовность к постижению новой информации; компетентность в окружающем мире и адекватность жизнедеятельности в нём; формирование личностных смыслов и социальной адаптации в постоянно меняющихся информационных условиях современного общества.
Опыт показывает, что информационная потребность у ребенка возникает в том случае, когда стоящая перед ним цель не может быть достигнута без привлечения дополнительной информации. Учитывая это, необходимо создавать ситуации, при которых детям необходим поиск информации для решения поставленной задачи.
На основе анализа педагогических исследований, учета возрастных особенностей детей дошкольного возраста определены следующие структурные компоненты информационной культуры: мотивационный, когнитивный, эмоциональный, действеннопрактический и творческий.
Структуру мотивационного компонента составляет познавательный интерес к различным средствам информации, сформированной познавательной потребностью в ней и стремлением к овладению информацией. При этом у ребенка познавательные потребности представлены в основном новыми впечатлениями и любознательностью. Здесь важно формирование умения понимать, преобразовывать усвоенную информацию и применять ее в новых условиях, стремление использовать возможности разных источников информации в познавательной деятельности.
Структура когнитивного компонента информационной культуры включает систему объективных знаний об источниках информации и информационной среды, умение ориентироваться в информации, концентрировать внимание на наиболее важных смыслообразующих звеньях информационного потока. В поисках правильного решения в познавательной деятельности ребенок может интегрировать и синтезировать информацию, замечать различия в информации, делать выводы из полученной информации.
Эмоциональный компонент отражает чувственное восприятие ребенком как самой информации, так и ее носителя и пользователя, что проявляется в эмоциональных состояниях и чувствах, выражается в двигательной активности и настроении.
Действенно-практический компонент проявляется в поиске и актуализации информации в деятельности, в умении выбирать оптимальный способ работы с инфор-
мацией, в личностно-оценочном отношении к полученной информации, к способам и средствам ее получения, передачи и хранения.
Творческий компонент характеризуется принятием творчества во всех его проявлениях, потребностью в новой информации, увлечённостью процессом познания; стремлением к исследовательской деятельности; проявлением самостоятельности и творчества в подборе средств и способов познания; сотворчеством с взрослыми; стремлением излагать свою точку зрения и доказывать правоту.
Следует отметить, что все компоненты информационной культуры детей дошкольного возраста взаимосвязаны и взаимообусловлены.
На основании вышеизложенного следует, что информационная культура старшего дошкольника представляет собой совокупность определенных знаний, умений, ценностей и интересов, вырабатывающихся в ходе познавательной, коммуникативной и другой деятельности, способствует формированию основ информационной грамотности, информационного мировоззрения, информационной рефлексии и информационного культуротворчества. При этом познавательный интерес как одно из условий формирования основ информационной культуры стимулирует познавательную и творческо-поисковую активность ребенка, создает необходимые личностные и интеллектуальные предпосылки для успешного обучения на последующих этапах образования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баранова Э. А. Введение в детскую психологию. М.: Педагогика, 2006. 176 с.
2. Божович Л. И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка / Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной. М.: Педагогика, 1972. С. 7-45.
3. Воробьев Г. Г. Твоя информационная культура. М.: Молодая гвардия, 1988. 303 с.
4. Вохрышева М. Г. Формирование науки об информационной культуре // Проблемы информационной культуры: Сб. ст. М.: Магнитогорск, 1997. Вып. 6: Методология и организация информационнокультурологических исследований. С. 48-63.
5. Запорожец А. В., Эльконин Д. Б. Психология детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1964. 351 с.
6. Каракозов С. Д. Информационная культура в контексте общей теории культуры личности // Педагогическая информатика. 2000. № 2. С. 41-54.
7. Кудрявцев В. Т. Психология развития человека: основание культурно-исторического подхода. Рига: ПЦ «Эксперимент», 1999. 80 с.
8. Лопатина Н. В. Информационная культура как условие эффективности социальных технологий: Учебное пособие. М.: МГУКИ, 2002. 70 с.
9. Медведева Е. А. Основы информационной культуры // Социс. 1994. №11. С. 59.
10. Розенберг Н. М. Информационная культура в содержании общего образования // Советская педагогика. 1991. № 3. С. 33-38.
11. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. 424 с.
12. Семенюк Э. Л. Информационная культура общества и прогресс информатики // НТИ. Сер. 1. 1994. № 7. С. 3.
13. Суханов А. П. Информация и прогресс. Новосибирск: Наука, 1998. 192 с.
14. Поддьяков А. Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2001. 48 с.
15. Хангельдиева И. Г. О понятии «информационная культура» // Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее: Междунар. научн. конф. Краснодар; Новороссийск, 23-25 сент. 1993 г. Краснодар, 1993. С. 2.
16. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов в педагогике. Л., 1975. Вып. 1. С. 132-139.
REFERENCES
1. Baranova Je. A. Vvedenie v detskuju psihologiju. M.: Pedagogika, 2006. 176 s.
2. Bozhovich L. I. Problemy razvitija motivatsionnoj sfery rebenka / Izuchenie motivatsii povedenija detej i podrostkov / Pod red. L. I. Bozhovich, L. V. Blagonadezhinoj. M.: Pedagogika, 1972. S. 7-45.
3. Vorob'ev G G Tvoja informatsionnaja kul'tura. M.: Molodaja gvardija, 1988. 303 s.
4. Vohrysheva M. G Formirovanie nauki ob informatsionnoj kul'ture // Problemy informatsionnoj kul'tury: Sb. st. M.: Magnitogorsk, 1997. Vyp. 6: Metodologija i organizatsija informatsionno-kul'turologicheskih issle-dovanij. S. 48-63.
5. Zaporozhec A. V., Jel'konin D. B. Psihologija detej doshkol'nogo vozrasta. M.: Prosveshchenie, 1964. 351 s.
6. Karakozov S. D. Informatsionnaja kul'tura v kontekste obshchej teorii kul'tury lichnosti // Peda-gogicheskaja informatika. 2000. № 2. S. 41-54.
7. Kudrjavtsev V T. Psihologija razvitija cheloveka: osnovanie kul'turno-istoricheskogo podhoda.Riga: PC «Eksperiment», 1999. 80 s.
8. Lopatina N. V Informatsionnaja kul'tura kak uslovie effektivnosti sotsial'nyh tehnologij: Uchebnoe poso-bie. M.: MGUKI, 2002. 70 s.
9. Medvedeva E. A. Osnovy informatsionnoj kul'tury // Sotsis. 1994. № 11. S. 59.
10. Rozenberg N. M. Informatsionnaja kul'tura v soderzhanii obshchego obrazovanija // Sovetskaja pedagogika. 1991. № 3. S. 33-38.
11. Rubinshtejn S. L. Problemy obshchej psihologii. M.: Pedagogika, 1973. 424 s.
12. Semenjuk Je. L. Informatsionnaja kul'tura obshchestva i progress informatiki // NTI. Ser. 1. 1994. № 7.
S. 3.
13. Suhanov A. P. Informatsija i progress. Novosibirsk: Nauka, 1998. 192 s.
14. PoddjakovA. N. Razvitie issledovatel'skoj initsiativnosti v detskom vozraste: Avtoref. dis. ... d-ra psi-hol. nauk. M., 2001. 48 s.
15. Hangel'dievaI. G. O ponjatii “informatsionnaja kul'tura” // Informatsionnaja kul'tura lichnosti: proshloe, nastojawee, budushchee: Mezhdunar. nauchn. konf. Krasnodar; Novorossijsk, 23-25 sent. 1993 g. Krasnodar, 1993. S. 2.
16. Shchukina G I. Pedagogicheskie problemy formirovanija poznavatel'nyh interesov v pedagogike. L., 1975. Vyp. 1. S. 132-139.
Н. А. Наронова
СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ»
В процессе обучения в высшем учебном заведении студенту необходимо научиться добывать знания, анализировать их, выдвигать гипотезы, а также проверять и доказывать их состоятельность на практике. Включение профессионально ориентированной исследовательской работы в процесс обучения по дисциплине «Химия», с одной стороны, будет способствовать лучшему усвоению необходимого количества теоретических знаний и формированию исследовательской компетенции. С другой стороны, в рамках химического практикума у студента появится первый опыт исследовательской деятельности, опора на который позволит студенту совершенствоваться на старших курсах обучения, а также в профессиональной деятельности врача.
Ключевые слова: учебная дисциплина «Химия», исследовательская компетенция, исследовательская деятельность, химический практикум.
N. Naronova
Structurally Functional Model of Development of Research Competence of Students of Medical Academy in the Process of Studying "Chemistry" Course
In the process of learning at HEIs students must learn to extract knowledge, analyze it, to hypothesize and verify the validity and to find evidence of hypotheses. The inclusion ofprofes-sionally oriented research work in the learning process for the discipline of chemistry, on the one hand, will contribute to a better acquisition of the necessary amount of theoretical knowledge and research expertise. On the other hand, chemical practicum will give the student the first experience in research, reliance on which will allow the student to further develop in learning as well as in the professional activities.
Keywords: “Chemistry” course, research competence, research activities, chemistry practicum.
Современный специалист-врач должен уметь качественно осуществлять свою профессиональную деятельность на основе милосердия, толерантности, эмпатии, а также реально оценивать свою деятельность с точки зрения эффективности и целесообразности. И, начиная с первого курса, необходимо обучать студентов способам добы-
вания и переработки информации, работе с новейшими приборами, анализу процесса и результата своей деятельности, а это становится возможным в процессе формирования исследовательской компетенции.
Исследовательская компетенция является структурным компонентом профессиональной компетенции будущего специалиста,