Дыбина Ольга Витальевна ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ...
УДК 376.3
ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ОСНОВ КУЛЬТУРЫ ПОЗНАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© 2017
Дыбина Ольга Витальевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой дошкольной педагогики и психологии Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, ул. Белорусская, 14, e-mail: sla2204@yandex.ru)
Аннотация. В данной статье раскрывается подход к формированию основ культуры познания у старших дошкольников. Дается определение понятию «культура познания». Проводится обзор психолого-педагогической литературы, посвященной изучению данной проблемы. Очерчивается область научных отраслей, в рамках которых ведутся исследования в области формирования у детей основ культуры познания. Особое внимание уделяется рассмотрению структурных компонентов культуры познания у ребенка. В статье отмечено, что основными компонентами культуры познания являются побудительный, эмоционально-оценочный, технологический, управленческий и смысловой, которые проявляются в познавательно-исследовательской деятельности дошкольника. Проведен констатирующий эксперимент по изучению уровня сформированное™ основ культуры познания у детей 6-7 лет. Результаты полученных данных свидетельствует о недостаточности проявления детьми потребностей в получении впечатлений, желания искать информацию, задавать вопросы, ставить цель и реализовывать ее в деятельности. Показаны возможности разнообразных активных методов, обеспечивающих развитие каждого компонента (элемента) культуры познания у детей дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности. Установлено, что процессы развития ребенка, организуемые взрослым, должны быть построены так, чтобы они одновременно стимулировали и саморазвитие, а это требует особых организации и методов воспитательной работы с детьми. Данная проблематика имеет многогранный характер.
Ключевые слова: культура познания, компоненты культуры познания, показатели сформированности у детей основ культуры познания, методы вживания, сообщения и признания, познавательно-исследовательская деятельность.
FORMATION OF THE FOUNDATIONS OF THE CULTURE OF COGNITION IN THE PROCESS OF COGNITIVE-RESEARCH ACTIVITY OF CHILDREN AGED 6-7
© 2017
Dybina Olga Vitalevna, doctor of pedagogical sciences, professor, head of the Department of Pre-school Pedagogics and psychology Togliatti state University, Togliatti (Russia) (445020, Russia, Togliatti, Belorusskaya street, 14, e-mail: sla2204@yandex.ru)
Abstract. This article reveals the approach to developing the cultural basis of knowledge from the older preschoolers. Defines the concept of "culture of knowledge". A review of psychological and pedagogical literature devoted to the study of this problem. Outlines the scientific sectors in which research is being conducted in the area of teaching children the foundations of a culture of knowledge. Special attention is paid to the structural components of cultural knowledge in a child. The article noted that the basic components of cultural knowledge are motivational, emotional-evaluative, technological, managerial and meaning, which are manifested in cognitive and research activities of a preschooler. The stating experiment to study the level of formation of bases of culture of cognition in children 6-7 years. The results of the data evidence of failure of manifestation of children's needs in receiving impressions, the desire to seek information, ask questions, set a goal and implement it in activity. Shows the power of various active methods for the development of each component (element) of a culture of knowledge in the process of cognitive-research activity among children of preschool age. It is established that the child's development processes organized by the adult must be built in such a way that they both stimulate and develop themselves, and this requires special organization and methods of educational work with children. This problem is multifaceted.
Keywords: culture, cognition, components of culture, cognition, signs of development in children the foundations of a culture of knowledge, the methods getting used, messages and recognition, cognitive-research activity.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В период высокоинтеллектуальной культуры 21 века познание выступает в виде приспособления, противостоящего кризисным действам и регрессивным чертам в совершенствовании сообщества. Меняется характеристика человеческого познания: «техногенность» и установка на завоевание природы отдают место «техносоциокуль-турному» познанию гуманитарного и комплексного нрава. Данный процесс во многом находится в зависимости от воспитания личности, учета ее потребностей.
Термин «культура познания» стал применяться относительно недавно в таких науках как философия, психология и педагогика. В науке применяются аналогичные, но более локальные или масштабные определения: культура мышления, культура учебно-познавательной деятельности и др. Но ученые, используя эти понятия, в одном из контекстов, не дают каких-либо истинных определений [1;2;3]. Это предполагает всестороннее осмысление этого феномена, и раскрытие в условиях дошкольной образовательной организации.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В последние десятилетия динамично развиваются новые подходы к проблеме культуры познания. Ученые считают, что Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2(19)
культура познания наиболее интенсивно развивается у ребенка в дошкольные годы в процессе научно организованной познавательной деятельности. Данная работа опирается на труды психологов и педагогов [4;5;6].
В дошкольном возрасте доступно формирование основ культуры познания. Это обусловлено психофизиологическими особенностями дошкольников, а именно, развиваются образные формы познания окружающего мира, что говорит о готовности детей овладеть разнообразными сведениями об окружающей действительности; готовность оперировать представлениями значительно расширяет границы познания многообразия мира, его связей и отношений; происходят изменения в эмоциональной сфере (от ситуативности и неустойчивости к регуляции). Современному ребенку присуще разнообразие и широта взглядов на мир. Социальная ориентация в жизни ребенка позволяет ему к 6-ти годам неплохо разбираться в окружающем его мире, понимать его своеобразие, разнообразие [7, с. 479].
Это обуславливает пересмотр содержания образовательной деятельности, переосмыслением того, чему учить. В связи с этим построение работы по познавательному развитию дошкольников предполагает не только формирование целостной картины мира, но, что более важно, развитие познавательной мотивации и познавательной активности детей, освоение детьми культурных способов и средств познания, обеспечивающих эту активность. Это
123
Дыбина Ольга Витальевна^^И ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ .
определяется культурой познания, включающей побудительный компонент, эмоционально-оценочный, технологический, управленческий и смысловой компоненты [8, с. 14-15]. Раскроем каждый компонент, их сущность.
«Структура побудительного компонента культуры познания у ребенка дошкольного возраста представлена его любознательностью, желанием обогащать и расширять свои впечатления. И еще важен энтузиазм детей, который направлен на содержание познавательной работы, к ее процессу и эффекту. Развитию побудительной составляющей помогают: предложение и решение всевозможных проблемных ситуаций, разнородные эвристические беседы, интересные примеры, поисковые вопросы, игровые приемы и прочее» [9].
«Структура технологического компонента культуры познания выражена у дошкольника как объединение способов и средств чувственного познания. Информация познавательного характера, обследование объектов, наблюдения, упражнения репродуктивного и творческого характера, постановка разнообразных вопросов, формулировка предположений, каких-либо доказательств, выводов, моделирование, экспериментирование и другие методы помогают развитию технологического компонента культуры познания» [9].
«В дошкольном возрасте данный компонент выражается чаще всего способами и средствами чувственного познания (то есть восприятие, образное мышление, воспроизводящее и продуктивное воображение, образная память). Логическое мышление у детей подготовительной к школе группы находится на уровне становления и в тот момент не может выступать объективным показателем культуры познания» [9].
Структура эмоционально-оценочного компонента культуры познания ребенка представлена эмоционально-оценочным, а также эмоционально-ценностным отношением. Творческие задания, игры-путешествия, игровые ситуации, решение логических задач и прочее помогают развивать у ребенка дошкольного возраста оценочный компонент культуры познания.
Особенность этой составляющей культуры познания в подготовительной к школе группе состоит в том, что сформированное опережающее ценностное отношение к реальности оказывает определяющее и коренное значение в становлении системы личностных целей, оценок, вследствие которых формируются отношения ребенка к окружающему миру и с миром.
«Структура управленческого компонента культуры познания представляет собой объединение волевых импульсов и волевой регуляции познания, которые выражаются у дошкольника в умении определять цель, следовать этой цели в ходе познавательно-исследовательской деятельности; формулировать поэтапный план деятельности; рассуждать во время поиска решения. Совместные обсуждения поставленной цели, дискуссии, последовательная и ступенчатая подача материала, напоминания о важности достижения цели, а также о способах ее достижения, обязательное сопровождение ребенка взрослым, составление плана выполнения задания, четкого словесного отчета о выполненных действиях и результате помогают развивать управленческий компонент» [9].
«Управленческая составляющая объединяет в себе волевые импульсы и волевую регуляцию, которые проявляются на различных этапах познавательной деятельности. К окончанию периода дошкольного возраста неосознанное управление деятельностью познания выражается у ребенка в умении принимать, удерживать и достигать цель деятельности, которую ставит взрослый; в способности самому поставить цель деятельности и руководствоваться ею; в умении сохранять цель деятельности в ситуации затруднения. Дошкольник должен быть способен сформулировать поэтапный план своей деятельности. Он может в течение нескольких минут выражать внимание к объекту познания, даже если отсутствует непосредственное эмоциональное удоволь-
ствие при выполнении познавательных заданий» [9].
Структура смыслового компонента культуры познания объединяет в себе систему объективных знаний, а также их личностные смыслы. Ребенок дошкольного возраста осваивает принципы, на которых строится система знаний; учится находить себя в системе жизненных отношений, оценивать себя в обществе других, учится понимать стимулы своей деятельности, сущность жизненных ситуаций и скрытых текстов. Факторы вживания, перевоплощения, идентификации, решение задач, направленных на поиск смысла, а также беседы помогают развивать смысловой элемент культуры познания.
Формирование целей статьи (постановка задания). «Проведенный анализ психолого-педагогической литературы предоставил возможность теоретически обосновать процесс формирования основ культуры познания у ребенка подготовительной к школе группы, и охарактеризовать ее структурные компоненты. Тем не менее, на практике воспитатели дошкольных образовательных организаций все еще недооценивают возможности дошкольного детства в развитии основ культуры познания. Одной из причин сложившегося положения является не разработанность комплекса диагностических методик для определения уровней и динамики сформированности всех компонентов основ культуры познания у детей подготовительной группы. Необходимость решения этого вопроса обозначила постановку цели данного исследования» [9].
Исследование направлено на изучение уровня сформи-рованности у детей 6-7 лет компонентов основ культуры познания, и определение эффективности активных методов и разработанных игр и упражнений в данном процессе.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Диагностическое исследование проводилось с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи в количестве 150 человек на базе детских садов АНО ДО «Планета детство «Лада». В процессе исследований был использован комплекс методов: теоретических (анализ и обобщение психолого-педагогической, философской литературы по проблеме исследования) и эмпирических (педагогические ситуации, игры, решение игровых задач); изучение и обобщение передового педагогического опыта; опытно-экспериментальная работа; статистическая обработка фактического материала.
Исследование осуществлялось поэтапно. Для решения задач на каждом этапе были выделены задача, показатели и определены соответствующие методики, представленные в таблице 1.
Таблица 1 - Диагностическая карта констатирующего исследования
Задачи Показатели Методики
Этап!
Выявить уровень сформированиесш у детей 6-7 лет культуры познания —уыенне детей ставнтьразнообразные вопросы, формулировать предположения, каких-либо доказательств, выводов; — желаниедетей искать информацию; —умение определять цель, следовать этой цели входе познавательно-исследовательской деятельности; -умение принимать, удерживать и достигать цель деятельности, которую ставит взрослый; —умение детей понимать стимулы своей деятельности Игровое задание «Я -мастер». Решение игровых задач •/Используй по-новому». Игра «Что? Где? Когда?» Игра «Неооычнаязагадка». Педагогическая ситуация «Решение проблемных ситуаций» Игра «Важное задание»
Этап II
Изучить состояния проблемы е педагогической практике — значимо сть и акгуальностьдляпедагогоБДОО проблемы формирования^' детей компонентов основ культуры познания: — изучение педагогамиметодической, педагогической и психологической литературы по проблеме формирования^' детей компонентов основ культуры — планирование форм и методов работы с детьми по формированшоу них компонентов основ культуры Анкета «Формирование у детей 6-7 лет компонентов основ культуры познания»
Анализ результатов проведенных диагностических методик позволил детей отнести к высокому, среднему и низкому уровням.
В результате констатирующего эксперимента высокий уровень сформированности у детей 6-7 лет компонентов основ культуры познания был выявлен у 23% детей, они самостоятельно ориентируются в новой познавательной ситуации, понимают инструкции, руководствуются ими при выполнении заданий. Дети планируют этапы своей деятельности, прогнозируют ее результаты, осознанно
Дыбина Ольга Витальевна ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ...
выбирают необходимый источник информации, проявляют инициативу, задавая разнообразные вопросы.
Средний уровень сформированности у детей 6-7 лет компонентов основ культуры познания был выявлен у 49% детей, они могут ориентироваться в познавательной ситуации и предлагать решение проблемы с помощью взрослого, интерес к источникам информации неустойчивый и ситуативный. Дети с помощью взрослого могут получить необходимые сведения, задать вопросы, удерживать и достигать цель деятельности.
Низкий уровень сформированности у детей 6-7 лет компонентов основ культуры познания был выявлен у 28% воспитанников, они не ориентируются в источниках информации, не осознают ее многообразие и целевое назначение, не заинтересованы в поиске сведений, не умеют делать выводы даже при помощи взрослого. У детей отсутствует наличие познавательных потребностей во впечатлениях, слушает вопросы, задаваемые другими детьми, но сами не сформулировать вопросы не могут, не всегда могут добиться результатов.
Контрольный эксперимент показал следующие результаты - высокий уровень сформированности у детей 6-7 лет компонентов основ культуры познания был выявлен у 54% детей, средний уровень - у 34 %, низкий уровень - у 12%.
Результаты, полученные в процессе проведения диагностического исследования, позволили сделать вывод, что невысокие показатели уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста компонентов основ культуры познания, обусловлены:
- отсутствием системы работы по данному направлению;
- не наблюдается достаточной подготовленности педагогов в области выбора методов, форм, приемов работы, направленной на решение задач по формированию у детей компонентов основ культуры познания.
Данные факторы были учтены при организации и проведении дальнейшего исследования, их реализация положительно сказалась на полученных результатах в ходе контрольного эксперимента. Контрольный этап эксперимента проводился с детьми 6-7 лет и был направлен на изучение положительной динамики в уровне сформированности у них компонентов основ культуры познания. С этой целью использовались диагностические методики, что и на этапе констатации (таблица 1). Результаты контрольного эксперимента показали увеличение детей, отнесенных к высокому уровню сформированности коммуникативных умений (с 23% до 54%). В основном его составили дети, отнесенные по результатам констатирующего этапа эксперимента к высокому и среднему уровням. Дошкольники стали более заинтересованы в поиске информации, самостоятельно сравнивают информацию из различных источников, обобщают, анализируют, делают логически обоснованные выводы из полученной информации. Позитивно, что ребенок стал более активен в принятии и постановке познавательной цели, самостоятельно определяет суть проблемы, предлагает и обосновывает способы ее решения, делает выводы по результатам исследования.
Теоретические изыскания и результаты диагностического исследования позволили уточнить понятие «основы культуры познания» и разработать игры и упражнения по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ культуры познания. При разработке игр и упражнений учитывали их информационную, эмоциональную и регуляторную насыщенность, что определялось содержанием, правилами, вариативностью мотивации и образностью игр, возможностью изменения игровых действий, перевоплощением ребенка в конкретный образ при определенной игровой ситуации [10, с. 28].
Акцентирование образовательной работы с детьми не столько на содержательной стороне познания, сколько на его средствах и способах, на организации деятельности детей по их освоению, что имеет первостепенное значение для развития культуры познания, интеллекту-
альных и творческих способностей. Приоритет принадлежит освоению детьми опыта познавательно-исследовательской деятельности, а не представлений, которые являются результатом познания.
Познавательно-исследовательская деятельность выступает как обобщенная система действий, направленная на обследование основных свойств объектов познания [11, с. 25]. Организация познавательно-исследовательской деятельности детей во всей совокупности разновидностей, и прежде всего экспериментирования, способствует изменению характера формируемых представлений, позволяет ребенку занять активную позицию в познании окружающей действительности, проявить инициативу и самостоятельность, став субъектом этого процесса. Поисковый характер действий в процессе познавательно-исследовательской деятельности приводит к тому, что дети самостоятельно «открывают» и преобразуют знания, выступая в роли исследователей, творцов, а не получают знания в готовом виде.
Дошкольник способен осуществлять как реальное исследование, экспериментирование (практическое познание действительности как оперирование с самим объектом или его материальной моделью), так и мысленное исследование, экспериментирование (оперирование идеальной моделью, заменяющей реальный объект) в процессе познавательно-исследовательской деятельности [12;13;14;15].
Освоение навыков познавательно-исследовательской деятельности происходит от освоения отдельных познавательных умений (экспериментальных, исследовательских, моделирующих, проектировочных, преобразовательных) и их операционально-деятельностного состава к осознанному выбору и осуществлению адекватных действий при решении конкретных поисковых задач.
Для осуществления познавательно-исследовательской деятельности важно, чтобы ребенок освоил ее специфические умения: умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать, проводить эксперименты, делать выводы и умозаключения, работать с текстом и доказывать, защищать свои идеи и др. [16;17;18].
Было определено, что смыслы и ценности предмета, процесса, а также продукта познания, различные способы познавательной деятельности представляют собой инвариант содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольника. Для детских исследований можно использовать такие проблемы, как почему идет снег, почему идет дождь, почему спряталось солнце, почему волосы непослушные, почему желтеют листья и т.д. [19]. «Они являются условием развития у него основ познавательной культуры. Опытно-экспериментальная работа показала, что данный инвариант способен интегрироваться в любую программу дошкольного образования» [9].
При организации познавательно-исследовательской деятельности следует опираться на личностно-ориентиро-ванный и деятельностный подходы, что позволит ребенку выступить как полноценный субъект собственной активности при выполнении заданий (задач), которые предъявляются педагогом. Это значит, что ребенок при осуществлении познавательно-исследовательской деятельности может осуществлять целеполагание, целеудержание и це-леосуществление. Это отражается в выборе и определении:
- позиции и взаимодействия педагога и детей. Необходимо партнерство, дети должны проявлять максимальную самостоятельность на всех этапах выполнения поисковой задачи, быть субъектами деятельности;
- видов заданий и способов их предъявления. Задания должны быть поисковыми, охватывать все этапы познавательно-исследовательской деятельности, а способ их предъявления обусловлен создаваемой педагогом проблемной ситуацией (педагог продумывает содержание ситуации и способ ее предъявления с учетом возраста детей и темы);
- педагогического инструментария. Формы, методы, средства обучения должны соответствовать заявленным
Дыбина Ольга Витальевна ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ..
технологиям обучения, а их комплектование в совокупности обеспечивать решение образовательных задач и отражать особенности этапов занятия.
При проектировании форм, методов и средств обучения, обеспечивающих решение задач, следует обратить внимание на их специфику. Важен выбор методического инструментария, который поможет педагогам осуществить выбор формы познания, определить адекватные методы и средства в соответствии со своим замыслом и этапами занятия (мотивационно-целевой, проектиро-вочно-организационный, содержательно-преобразовательный, оценочно-рефлексивный).
Обеспечение активности детей в познавательно-исследовательской деятельности связано с умением последовательно выполнять действия, обеспечивающие решение задач каждого ее этапа. Педагог может помочь конкретизировать эти действия и освоить их, последовательно предъявляя поисковые задания. Типовой и последовательный характер этих заданий приводит к постепенному освоению их смысла и логики, что создает основу для саморегуляции деятельности, обеспечивает самостоятельность дошкольников в познании объектом. Опишем логику и содержание процедур, которые могут быть реализованы при планировании образовательной деятельности с детьми с целью формирования основ культуры познания. Педагогу следует определить:
- содержание деятельности, т.е. представления, которые актуализируются, формируются, систематизируются, обобщаются при решении проблемы;
- совокупность действий (операций), которые дети осваивают в процессе познания; именно эти действия (операции) обеспечивают решение поисковой задачи и приводят к освоению культуры познания;
- тему и задачи образовательной работы с детьми;
- проблему, которую будут решать дети, и соответственно проблемную ситуацию (и способ ее предъявления) и возможные способы ее решения;
- поисковые задания, которые дети будут последовательно выполнять при решении проблемы (сформулировать их как задания для детей, определить способы предъявления этих заданий педагогом и способы предъявления детьми результатов - используется матрица видов поисковых заданий и методическая копилка для проектирования заданий при организации познавательно-исследовательской деятельности детей);
- дидактические средства, а также материалы и оборудования для выполнения заданий детьми (методическая копилка по использованию материалов и оборудования для проведения поисковой лаборатории);
- методы и приемы руководства деятельностью детей, обеспечивающие решение поставленных образовательных задач (используется банк методического инструментария по программе).
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Очевидным результатом исследования стала положительная динамика сфор-мированности у старших дошкольников основ культуры познания, которую можно рассматривать в качестве показателя эффективности активных методов, игр и упражнений, что нашло подтверждение в процессе проведения контрольного эксперимента.
Эксперимент продемонстрировал, что дети самостоятельно устанавливают, правильно и полно характеризуют систему взаимосвязей объектов исследования, осознанно осуществляя комплекс целенаправленных действий в познавательно-исследовательской деятельности. Они могут устанавливать многообразие связей, отношений между объектами, явлениями, системами; делать заключение о скрытых свойствах объектов исследования [19; 20].
Итоги исследования свидетельствуют о важности использования в данном процессе разнообразных активных методов, игр и упражнений. Игры и упражнения для детей обеспечивают дошкольникам эмоциональную
стабильность, что в свою очередь способствует проявлению умения принимать, удерживать и достигать цель деятельности, которую ставит взрослый.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ильенков Э.В. Философия и культура. - М.: Политиздат, 1991. - 462 с.
2. Каган М. С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. 379 с.
3. Флиер А.Я. Историческое развитие культуры познания // Вестник культуры и искусств. 2014. № 3 (39). С. 31-40.
4. Чумичева Р.М. Ребенок в мире культуры. -Ставрополь: Ставро-польсервисшкола, 1998. 558 с.
5. Герасимова А.Н., Ермакова Т.А., Мусифуллина А.Х., Сирачева О.Н., Шаталина Е.И., Ямбулатова З.Г. Технологии формирования культуры познания у детей дошкольного возраста // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). Чита: Издательство Молодой ученый, 2017.
6. Гогоберидзе А.Г. Исследовательская работа кафедры в рамках научных проектов: концепция организации образования детей старшего дошкольного возраста // Педагогика детства: Петербургская научная школа. СПб.: «Адверта», 2005. С. 50-64.
7. Исследование проблем дошкольного детства в поликультурном пространстве российских городов. Результаты межрегионального исследования / Под ред. А.Г. Гогоберидзе. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. 514 с.
8. Гончарова Е.Ю. Педагогические условия развития основ культуры познания у ребенка старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 2007. 24 с.
9. Ильина Т.С. Педагогические условия развития у детей 6-7 лет основ культуры познания / Под рук. О.В. Дыбиной. Тольятти: ТГУ, 2016. 64 с.
10. Дыбина О.В. Формирование творчества у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметным миром: Автореф. дисс. ... докт. пед. наук. М.2002.45 с.
11. Дыбина О.В. Познавательно-исследовательская деятельность детей // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. 2016. № 1. С. 24-31.
12. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2013.
13. Поддьяков Н.Н., Поддьяков А.Н. Проблемы обучения и развития творчества дошкольников. Н. Новгород. 1999. 53 с.
14. Поддьяков А.Н. Исследовательская активность ребенка //Детский сад от А до Я. Научно-методический журнал для педагогов и родителей. 2004. № 2. С.10-20.
15. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2000. 266 с.
16. Щетинина В.В Определение подходов к характеристике поисково-информационных умений дошкольников. // Волжский вестник науки. 2016. № 1 (1), С.32-38.
17. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. - М.: «Ось-89», 2006. 408 с.
18. Савенков А.И. Теория и практика применения исследовательских методов обучения в дошкольном образовании // Детский сад от А до Я. Научно-методический журнал для педагогов и родителей. 2004. № 2 . С. 22-56.
19. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О.В. Дыбиной (2-е издание, исправленное). М.: ТЦ «Сфера», 2014. 192 с.
20. Якунина И.С. Развитие культуры познания у дошкольников //Новое слово в науке: перспективы развития. 2014. № 1 (1). С. 104-105.
Статья поступила в редакцию 17.05.2017.
Статья принята к публикации 22.06.2017.