ПСИХИАТРИЯ PSYCHIATRY
УДК 614.23:616.89-053.2:37.018.46
К.З. САДУАКАСОВА
Казахский Национальный медицинский университет им. С.Д.Асфендиярова
РОЛЬ ПОСЛЕДИПЛОМНОЙ ПОДГОТОВКИ В ПОВЫШЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ДЕТСКИХ ПСИХИАТРОВ
Система последипломной подготовки врачей способствует улучшению качества оказания медицинской помощи населению. Профессиональный уровень врачей значительно повышается при проведении занятий «у постели больного». Внедрение новых методов преподавания в виде дистанционного обучения, в режиме online (теоретический курс)
и другие, может способствовать еще более качественной подготовке врачей детских психиатров. Ключевые слова: последипломная подготовка, врачи детские психиатры, клиническое мышление, повышение качества оказания медицинской помощи, внедрение новых методов преподавания в системе последипломной подготовки
Психические заболевания в детско-подростковом возрасте имеют свои особенности течения и ряд патологических состояний, не встречающихся у взрослых, т.к. развитие психического заболевания происходит на фоне растущего организма с его возрастными кризами, что затрудняет диагностику заболеваний и оценки всего состояния в целом. Именно поэтому врач детский психиатр должен обладать знаниями в области всех клинических дисциплин, изучающих патологию детства и подросткового возраста, знать общую психопатологию и психиатрию. В своей практической деятельности детский психиатр ежедневно встречается в необходимостью решения ряда вопросов, которые можно отнести к экспертным - определение типа учебной программы, вида специализированного обучения, решение социальных вопросов и ряд других, требующих не только знаний клиники психических расстройств у детей и подростков, но всех законодательных и нормативных актов регламентирующих качественное и
профессиональное оказание психиатрической помощи детям и подросткам.
Основная цель профессиональной деятельности врача детского психиатра - это предоставление
специализированной и высокоспециализированной медицинской помощи по специальности «Детская психиатрия (наркология, психотерапия, медицинская психология, судебно-психиатрическая экспертиза, судебно-наркологическая экспертиза)». Качество оказания врачебной медицинской помощи -главное требование пациента и то, к чему должен стремиться врач детский психиатр. Безусловно, здесь играет важную роль качество образования в медицинском университете, которое дает базу, на которой далее формируется клинический опыт врача. Одно из главных составляющих - личность врача с возможностью усвоения и критического осмысления им знаний и опыта. И еще одно из главнейших условий для достижения качества оказания медицинской помощи - реализация возможности последипломного непрерывного медицинского образования. Рост количества научных исследований в области клинической медицины, в том числе на основе доказательной медицины, способствуют созданию новых взглядов на особенности этиопатогенеза, на новые подходы к терапии, меняются взгляды на представления о пользовании больных, создаются новые индикаторы качества лечения. Все это требует постоянного совершенствования знаний и умений в виде
непрерывного медицинского образования, что наиболее эффективно реализуется через систему последипломной подготовки врача.
В истории развития последипломной подготовки врачей в нашей стране есть сведения в том числе о шестимесячных курсах переподготовки, когда врач детский психиатр вынужден был выезжать в другой город, что не всегда благоприятно воспринималось пациентами, администрацией учреждения, где он работал, самим врачом (возникали семейные проблемы). В настоящий момент система
последипломной подготовки врачей ориентируется на структуру подготовки врачей в медицинских университетах. Как для молодого специалиста, так и для врача с большим стажем работы есть разные варианты последипломной подготовки. В этой связи особо хочется сказать о двухнедельных циклах повышения квалификации. В условиях дефицита врачей с этой специальностью, отъезд на две недели будет не так заметен для пациентов и администрации больниц. Врач - детский психиатр имеет возможность заранее ознакомиться с планом проведения циклов ПК, выбрать для себя необходимый компонент и без особого урона для семьи, пациентов, получить необходимые для него новые профессиональные знания. За две недели при правильно составленном рабочем учебном плане можно дать в полном объеме новые сведения конкретно по одной из наиболее актуальных тем в профессии врача, тем более что это возможно в соответствии со стандартом дополнительного медицинского
образования.
Например, в последние годы для врачей детских психиатров особый интерес представляет модуль «Вопросы диагностики аутизма». Рост количества детей с данным расстройством требует от врача детского психиатра профессиональных знаний, позволяющих правильно определить круг дифференциальной диагностики. Дело в том, что за маской такой избитой фразы как «уход в себя», могут скрываться различные психические расстройства, своевременное
распознавание которых очень важно для своевременного лечения, проведения коррекционных или реабилитационных мер. Можно перечислить лишь некоторые, наиболее часто встречающиеся нарушения психического развития ребенка, которые требуют дифференциальной диагностики с аутизмом, особенно в раннем периоде развития. Это - дифференциальная диагностика с умственной отсталостью, ранней детской
шизофренией, задержкой психического развития при других психических заболеваниях, исключение нарушения развития слуха, нарушения развития речи (алалия, сурдомутизм, мутизм и др.), невротические реакции и еще многое другое.
Проведение занятий со слушателями в клинических отделениях детской психиатрии позволяет детским психиатрам подкреплять новые знания не только наглядной демонстрацией «тематических» пациентов, но и общением с ними (принцип «у постели больного»), что в свою очередь, способствует развитию клинического мышления. Основой клинического мышления врача детского психиатра является знание психопатологии детского возраста. Строго соблюдая алгоритм сбора анамнеза (с учетом этапов онтогенетического развития и вычленением стигм дизонтогенеза), алгоритм исследования психических функций, к концу осмотра больного ребенка и беседы с его родителями, врач детский психиатр уже будет иметь предварительное суждение о виде психического расстройства. Одна из основных проблем для специалистов всех субспециальностей психиатрии - затруднение при описании психического статуса пациента. Зачастую безошибочно определяя ведущий синдром и нозологическую его принадлежность, врач в т.ч. и детский психиатр не может последовательно и лаконично изложить все это в виде описания психического статуса. Этому не учат во время обучения в университете - это задача системы последипломной подготовки врачей. Надо отметить, что создание университетских клиник при нашем университете - это определенный шаг вперед для любой клинической дисциплины, так как становится возможным синтез практики и науки, позволяющий студентам формировать понятие о клиническом мышлении врача. Одним из основных дополнительных исследований при психических расстройствах является психолого-экспериментальное исследование. Данный вид исследования проводит детский медицинский клинический психолог, функции которого, к сожалению, в большинстве клиник выполняют специалисты, не владеющие знаниями в сфере особенностей детской патопсихологии. В этой связи встает давно назревшая проблема - пора начать последипломную подготовку детских медицинских психологов на кафедрах психиатрии медицинских университетов. Другой -наиболее оптимальный выход - создание факультета медицинской психологии при медицинских
университетах.
Учитывая недостаток врачей детских психиатров в целом по Республике, нельзя не отметить такой позитивный факт, как возможность приглашения для преподавания на циклах подготовки обычных врачей детских психиатров, детских психологов, имеющих большой стаж работы в этой профессии.
Обучение на циклах повышения квалификации и переподготовки - это и подготовка врача к сдаче квалификационного экзамена. Тестирование слушателя в начале и после окончания цикла, а при переподготовке еще и промежуточное тестирование, способствует формированию навыков работы с компьютером и работы с тестовыми заданиями. Каждый день, на своем рабочем месте выполняя свои основные обязанности, врач детский психиатр не всегда имеет возможность уделять время другим видам своей деятельности, которые в зависимости от заявляемой категории включают участие в организационной деятельности, учебно-методическую деятельность и
исследовательскую деятельность. Обучение на циклах повышения квалификации и переподготовки дает возможность врачу получить новые знания и навыки в виде, к примеру, проведения анализа и результативности проведенных работ, участие в научных исследованиях, проводимых кураторами цикла. Для постоянного совершенствования знаний в системе последипломного образования для специалистов детских психиатров можно высказать следующие пожелания:
1. значительно расширить выбор способа непрерывного медицинского образования - это доступность краткосрочных курсов (о них говорилось выше), обучение на рабочем месте в режиме online, написание определенного количества статей (клинический случай) согласно тематическому плану цикла и т.д.;
2. сокращение времени отрыва от рабочего времени за счет дистанционного обучения (теоретический блок) с диалоговыми занятиями и с возможностью индивидуальной оценки знаний в ходе представления больных;
3. возможность выбора тем совершенствуемых теоретических знаний и практических умений самими слушателями, а также времени и места проведения курсов;
4. использование современных информационных технологий - беспроблемный доступ в сеть internet, доступ в электронную библиотеку.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Психосоматические расстройства у детей и подростков. (Обзор литературы). // Российский психиатрический журнал, 1998, №3. — С. 61-69.
К.З. САДУАКАСОВА
С.Ж.Асфендияров атындагы К,азак, ¥лттык МедициналыкУниверситет
БАЛАЛАР ПСИХИАТРЫН ДАЙЫНДАУ САПАСЫН АРТТЫРУДА ДИПЛОМНАН КЕЙ1НГ1 ДАЙЫИДЫКТЫН Р©Л!
ty^h: Дэр^ерлердщ дипломнан кейЫп дайындыгы хальщ арасында медицинальщ кемек керсету сапасын жа^сартуга кемектеседГ «нау^ас тесепнщ жанында» сабагын ету ар^ылы дэр^ерлердщ профессионалдыщ дэрежес еседГ О^ытудын жаца тэстдерг дистанционды о^ыту, онлайн режимде (теориялыщ курс) жэне т.б. балалар психиатр дэр^ерлерш сапалы дайындауга кемектеседк
ТYйiндi сездер: дипломнан ^^i дайынды^, балалар психиатр дэр^ер^ клиникалыщ ойлау, медициналыщ кемектщ сапасын арттыру, дипломанан кежнп дайындыщ жYЙесiнде жаца эдiстердi енпзу.
K.Z. SADUAKASSOVA
Kazakh National Medical University named after S.D. Asfendiyarov
THE ROLE OF POST-GRADUATE TRAINING IN IMPROVING THE QUALITY OF CHILD PSYCHIATRISTS TRAINING
Resume: The system post-graduate training for doctors improves the quality of public medical care. The professional level of doctors increases significantly during the training "at the bedside" of the patients.
The introduction of new teaching methods in the form of online distance learning mode (theoretical course), and others methods, can contribute to even better prepare physicians child psychiatrists .
Keywords: post-graduate training, doctors child psychiatrists, clinical reasoning, improving the quality of medical care, the introduction of new methods of teaching in the postgraduate training.