I
Ирина ВАСИЛЕНКО, Малгожата АБАССЫ
РОЛЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ МОДЕРНИЗАЦИИ: ОПЫТ РОССИИ И ПОЛЬШИ
Статья посвящена проблеме влияния политических ценностей на процесс модернизации в России и Польше. Авторы подчеркивают, что ценности оказывают существенное влияние на процесс преобразований, выделяют некоторые общие ценностные изменения в сознании россиян и поляков в процессе демократического транзита.
The article is devoted to the problem of political values influence on the process of modernization in Russia and Poland. The authors underline the fact that values have a great impact on the current process of political and economic modernization both in Russia and in Poland and sign out some common value changes in Russians' and Poles' consciousness in the process of democratic transit.
Ключевые слова:
политические ценности, модернизация, сравнительный анализ; political values, modernization, comparative analysis.
ВАСИЛЕНКО
Ирина
Алексеевна —
д.полит.н.,
профессор кафедры
российской
политики
МГУ
им. М.В. Ломоносова
vаsilenko.irinа@
mail.ru
АБАССЫ Малгожата — к.гум.н.,
Институт России и Восточной Европы Ягеллонского университета, Польша
malgorzata.abassy@
uj.edu.pl
Большинство теорий политической модернизации исходят из презумпции, что поставленные элитой цели достигаются, прежде всего, прагматическими, прикладными и технологи -ческими методами. Следовательно, «правильные» модернизацион -ная стратегия и тактика ведут к победе, «неправильные» — к про -валу. Нельзя отрицать значение стратегических расчетов и техно -логий, без них никакая модернизация не состоится, но нельзя их и абсолютизировать. Когда есть проект, технологии и рациональный расчет, необходимо еще найти ответ на закономерный вопрос: кто, как и почему эти планы будет претворять в жизнь?
Весьма интересным может быть сравнительный анализ опыта разных стран, идущих по пути модернизации. Например, пло -дотворным представляется сравнение аналогичных процессов в России и Польше, которые примерно в одно и то же время вступили на путь политической модернизации в 1990 -е гг. Постараемся выявить общее и особенное в ценностных предпочтениях россиян и поляков с точки зрения их влияния на модернизационные про -цессы в обеих странах.
Начнем с российского опыта. Согласно социологическим иссле дованиям ВЦИОМа1, центральной ценностью для россиян в 90 - х гг. была свобода. Но уже в начале XXI в. граждане «устали» от свободы (а еще больше — от вседозволенности), и на первое место вышли ценности безопасности и стабильности. Так, например, по результатам исследовательского проекта «Томская инициатива» среди базовых политических ценностей начала нулевых годов наиболее значимыми для россиян являлись «безопасность», «мир», «закон ность» и «справедливость». Анализ содержательного наполнения этих понятий показал, что «безопасность» трактуется россиянами как «покой», «спокойствие», «уверенность», «охрана», «защита». «Законность» в России чаще всего понимают как «порядок», «спра -ведливость» и «суд». «Справедливость» россияне понимают, пре -жде всего, как «правду» и «честность», и только потом как «закон» и «законность»2.
1 Исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения // http://wcюm.ru/mdex.php?id=459&шd=112352
2 Базовые ценности россиян: Социальные установки. Жизненные стратегии. Символы. Мифы / отв. ред. А.В. Рябов, Е.Ш. Курбангалеева. — М.: Дом интеллектуальной книги, 2003.
I
С началом мирового экономического кризиса в 2008 г. стабильность уходит в общественном сознании на второй план, появляется запрос на другие ценности. Социология довольно четко показы вает, что сегодня (впервые после распада СССР) такими актуальными ценностями стали патриотизм, державность, само бытность. Исследования ВЦИОМа 2010—
2011 гг. (опрошено 1 600 чел. в 138 насе -ленных пунктах)1 показывают, что цен -ности патриотизма и демократии считают самыми важными 24% и 28% респондентов соответственно. В понятие патриотизма в большинстве случаев вкладывается глубоко позитивный смысл, предполагаю щий уважительное отношение к собствен ной стране, ее культуре, прошлому.
Что касается ценности демократии, то выяснилось, что в постсоветский период для многих граждан с демократией связан ряд негативных коннотаций: она ассо циируется с развалом советской государ -ственности, экономики, обострением межнациональных конфликтов, паде -нием уровня жизни большинства насе ления. Поэтому авторы исследования предложили респондентам использовать понятие демократии сугубо в позитив ном смысле. Следуя предложенному под ходу, связывают понятие демократии со свободой слова, печати, вероисповеда ния 44% опрошенных, с экономическим процветанием страны — 28%. Однако даже при таком подходе были выявлены определенные разочарования в достоин ствах демократической идеи, происшед шие в последние годы: только 18% рос сиян сегодня считают выборность всех высших государственных руководителей гарантией от злоупотребления властью (в 2006 г. — 30%), только 19% россиян уве -рены, что демократия — залог порядка и стабильности (в 2006 г. — 33%), и только 21% россиян уверены, что демокра тия — это, прежде всего, законность (в 2006 г. — 24%). Но в целом, при всех ого -ворках в отношении восприятия демо кратии, ее идеология за прошедшее пяти летие увеличила число своих сторонников с 23 до 28%.
Согласно опросу, россияне более пози -тивно, чем в предыдущие годы, воспри -нимают ценности национальной само
1 Исследования Всероссийского центра изуче ния общественного мнения // http://wciom.ru/ mdex.php?id=459&шd=112352
бытности (рост с 9 до 12%) и особенно державности (с 9 до 14%). Многие поли -тологи интерпретируют это в контексте потребности восстановления значимого статуса страны на мировой арене. При этом идеология либерализма, которая в начале перестройки была прочно связана с демократией, утратила свою привлека тельность — ее поддерживают лишь 3% граждан, а идея капитализма, напротив, набрала вес, показав рост с 3% до 7%.
Сегодня около 25% россиян симпатизи -руют разным левым идеологиям: комму низму (8%), социализму (19%). При этом более половины респондентов (53%) скеп -тически относятся к перспективе появ ления новых партий2. В системе партий -ных предпочтений наибольшие симпатии вызывают демократические партии, ори ентированные на ценности политической свободы и прав граждан (по 68%), суще -ственно меньше — консервативные пар -тии, ориентированные на стабильность и недопущение резких перемен (41%), и реформаторские партии, ориентирован ные на перемены, новые идеи и подходы (35%). Заведомо проигрывают на полити -ческом рынке предложения, исходящие от партий, ориентированных на безуслов ную поддержку курса властей (10%), и от «правых» партий, ориентированных на рыночную экономику и защиту интересов наиболее преуспевающих групп общества (12%).
Поэтому при определении вектора воз можных перемен в обществе наиболее предпочтительным большинство респон дентов (62%) посчитали «левое» направ -ление, предполагающее укрепление роли государства во всех сферах жизни, национализацию крупнейших пред приятий и отраслей, жесткое подавление коррупции, ограничение вывоза капи тала. «Правый» курс — либерализация всех сфер жизни, освобождение бизнеса от власти чиновников, усиление конку рентности, высвобождение инициативы граждан — нашел гораздо меньшее число сторонников (18%).
Собирательный образ современного российского политика с оптимальной «положительной» репутацией получил весьма разнообразные характеристики: это реформатор (53%), демократ (55%),
2 Исследования фонда «Общественное мнение» // http://fom.ru/partii/10296
I
обязательно противник национализма (71%), не популист и не консерватор (по 55%), не радикал (51%). Таким обра -зом, данное исследование показывает, что российское общество сегодня хочет модернизационных перемен и ждет рационально мыслящих реформаторов непопулистов.
Обратимся теперь к опыту современной Польши. В программах польских пар тий накануне парламентских выборов в 2011 г. модернизация интерпретиро -валась по разному и ассоциировалась с различными политическими ценно стями. Пример трех крупнейших партий — «Гражданская платформа» (ГП), «Право и Справедливость» (ПиС) и Союз левых демократов (СЛД) — показывает дезори -ентацию в отношении сущности модерни зации и масштаба перемен. В документах ГП основные ценности — это экономи -ческое развитие и материальное благосо -стояние, в то время как ПиС выдвигала на первый план идею права, обращалась к христианским ценностям и призывала «рассчитаться с коммунистическим про шлым». Ее программные документы подчеркивали бытовой, моральный характер модернизации, отодвигая на второй план экономические вопросы. Вступая в поле -мику с ГП, партия ПиС подчеркивала зна -чение народа как общины, состоящей из множества поколений, выросшей на фун -даменте исторического наследия. В этой перспективе индивидуализация рассма тривалась как деструктивный элемент.
В отличие от них, СЛД выводит на пер -вый план постулаты социальной опеки, заботы о равномерном развитии всех реги -онов Польши с помощью дотаций из гос бюджета. Его руководители видят модер -низацию как смену мировосприятия, в котором на первый план выходит свобода в леволиберальной версии. Модернизация рассматривается здесь в перспективе политической сцены в целом, имеет все -объемлющий характер, основывается на противоречивых ценностях и поэтому не имеет шансов на успех.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что респонденты были критичны в своих оценках, а в лучшем случае—амбивалентны. В канун парламентских выборов опрошен -ные поляки выразили желание голосовать за «меньшее зло». Этот негативный выбор был не столько показателем основных для электората ценностей, сколько индикато
ром того, чего электорат не хочет. Опрос показал, что в шкале ценностей высоко стоит чувство безопасности, связываемое с патерналистским характером государства: 86% опрошенных считают, что государство должно дать гражданам такие гарантии, как бесплатные медицинская помощь и обра зование1. Большой протест вызвала также приватизация: 72% респондентов отметили ее чрезмерно высокие темпы и охарактери зовали как скорее негативное явление, вле кущее за собой риск безработицы.
Таким образом, сегодня польское обще -ство поделено на 3 группы с нечеткими границами, сосредотеченные вокруг представляемых партиями ценностей. На одном полюсе находятся чувство безопас ности и общности, тогда как на другом — либерализм, конкурентоспособность, ассоциируемые с развитием. В середине — электорат, ожидающий возможности сочетания экономического развития под эгидой государства с широко понимаемой личной свободой. Отмечается также миро воззренческий раздел общества: с одной стороны находятся сторонники усиления влияния церкви в государственной поли тике и личной жизни граждан, с другой — сторонники окончательного разделения религиозной и публичной сфер.
Позиция польского общества в отно шении Евросоюза также имеет двойствен ный характер: стремление к теснейшей интеграции с Евросоюзом соседствует с нежеланием принятия его структур и поиском собственного пути развития. В последнее время вследствие экономиче ского кризиса, а также проблем миграции, с которыми сталкиваются страны ЕС, идея интеграции Польши и ЕС потеряла здесь свою привлекательность. Каждый третий поляк высказывается за независимость от политики Евросоюза2. То есть, отмечается противостояние европейских и польских ценностей. Ни одни, ни другие не опреде лены однозначно и выступают скорее как набор символов и представлений, сфор мировавшихся в двух культурных канонах
— похожих, но в то же время не совпадаю -щих друг с другом.
Исследования готовности поляков к сотрудничеству в различных областях жизни общества, проведенные в 2002—
1 http://www.cbos.pl/SPISKOM.POL/2011/K_ 103_11.PDF
2 Там же, с. 6
I
2012 гг.1, показали, что в первом деся тилетии модернизационных перемен произошло ухудшение межличностных отношений, связанное с ростом чув ства корысти и сосредоточенности на собственных интересах, конкурентная борьба вытесняет отношения взаимо помощи. Необходимость сотрудниче -ства и его преимущества отметили 81% взрослых поляков, в то же время каж дый пятый считает, что взаимопомощь
— пустая трата времени. Среди послед -них отмечаются возрастание отчуждения и ощущение бессмысленности жизни перед лицом проблем экзистенциальной природы. Позитивно высказываются об идее взаимопомощи люди высокообразо ванные, и это является принципиальным показателем, характеризирующим дан ную группу. С 2002 г. число респондентов, придерживающихся мнения о целесо -образности сотрудничества, медленно, но верно растет. В настоящее время почти 72% опрошенных считают, что, действуя сообща, они оказывают влияние на эко номический рост и способствуют улуч шению условий жизни своего города или деревни, и только 19% не видят смысла в сотрудничестве. Происходит цепная реакция: сотрудничество ускоряет темп модернизационных изменений, рост материального благосостояния и чув ства безопасности, а эти ценности, в свою очередь, стимулируют модерниза цию. Если рассматривать демократию как ценность, исследования показывают, что поляки в принципе относятся к ней положительно, считая основанное на ней государственное устройство лучшим из возможных. Такое мнение высказы вают сегодня 68% опрошенных2. Хотя в каждой мировоззренческой и возрастной структуре преобладает положительная оценка, однако сторонников демократи ческого строя значительно больше среди очень молодых людей (18—24 лет) с выс -шим образованием, стабильной матери альной ситуацией, с невысоким уровнем религиозности3.
В политический дискурс периодиче-ски возвращается вопрос о религиозных символах и праве их использования.
1 http://www.cbos.pl/SPISKOM.POL/2d2/K_ 019_12.PDF
2 http://www.cbos.pl/SPISKOM.POL/2011/K_ 150_11.PDF
3 Там же, а 3.
Является ли крест орудием в полити -ческих играх или все таки символом определенной традиции и социального устройства? Эта проблема до сих пор остается нерешенной. Поляки на во прос о своей готовности принять крест в публичном пространстве, например в школах, учреждениях, в большинстве своем не выразили протеста (88%)4. Этот факт был подтвержден исследованиями, которые показали, что 87% опрошен -ных отнесли себя к глубоко верующим. Религиозное самосознание поляков уси -лено идентификацией с личностью Папы Иоанна Павла II5. С другой стороны, постепенно, но неуклонно растет число атеистически настроенных людей — в основном это молодое поколение (18—24 лет), люди образованные, жители городских конгломератов.
С 1989 г. Польша стоит на аксиологиче ском перекрестке в сфере политических ценностей. Смена вектора политики (с ориентации на Россию на интеграцию с Евросоюзом), оказалась недостаточной для разрешения сложной ситуации зави симости. Первоначальные лозунги возвра щения к европейским корням не привели к более тесному сплочению. Поколение «Солидарности» постепенно уходит с польской социально политической сцены, уступая место «детям» и «внукам». Оставленное им наследство должно быть преобразовано и включено в политиче ское пространство как собрание ценно стей, позволяющих сохранить культурную преемственность.
При анализе ценностных предпочтений россиян и поляков в постсовет ский период хорошо видно, что в обеих странах с начала 1990 х гг. происходила определенная эволюция ценностных представлений: первоначальная ори ентация на ценности западной модели модернизации (либерализм, свобода, мораль успеха, а у поляков также идея возвращения к европейским корням) сменилась в настоящее время домини рованием ценностей безопасности и стабильности, стремлением опереться на государство, найти у него помощь в социальных вопросах.
Совершенно определенно в обеих стра
4 http://www.cbos.pl/SPISKOM.POL/2011/K_ 153_11.PDF, с. 4.
5 http://www.cbos.pl/SPISKOM.POL/2012/K_ 044_12.PDF, ^2-3.
I
нах обозначился «левый поворот» в модер -низационных процессах. Среди россиян его поддерживают 62% респондентов, которые одобряют идеи укрепления роли российского государства во всех сферах жизни, национализации крупнейших предприятий и отраслей, жесткого пода вления коррупции, ограничения вывоза капитала. Среди поляков сторонников левого поворота еще больше: 86% респон -дентов считают, что польское государство должно обеспечить гражданам такие виды социальной поддержки, как бесплатная медицинская помощь и образование, и выступают против дальнейшей либераль ной приватизации.
Общим для россиян и поляков явля -ется сегодня понимание демократии как политической ценности: исследования показывают, что многие россияне (44%) связывают демократию со свободой слова, печати, вероисповедания, а большинство поляков (68%) считают демократию луч -шим из возможных политических режи мов. Таким образом, демократический транзит в обеих странах имеет достаточно прочную социальную базу.
Конечно, различий в ценностных предпочтениях россиян и поляков значительно больше, чем общих ценностей. Очевидно, что в Польше сегодня очень велико влия -ние религиозных ценностей на политику (87% поляков считают себя глубоко верующими), и это детерминирует определен -ный ценностный раскол польского обще ства: более атеистически настроенное молодое поколение выступает за секуляри -зацию политики, что входит в противоре -чие с религиозными ценностями старших поколений. В России же более позитивно, чем в предыдущие годы, воспринимаются ценности национальной самобытности и особенно державности, что политологи интерпретируют в контексте потребности восстановления значимого статуса страны на мировой арене.
Но при всех различиях в ценностных предпочтениях россиян и поляков оче -видно, что общее и особенное в обеих странах глубоко отлично от аксиологиче ского поля «старой Европы», ориентиро -ванной на мораль успеха и культ индиви дуализма. Например, согласно методике профессора С. Шварца (факультет пси -хологии Иерусалимского университета), была организована Международная про -грамма сравнительного изучения цен
ностей1. Ценности, по которым могут сравниваться культурные группы, рас полагаются вдоль трех биполярных осей: консерватизм — автономия, иерар -хия — равноправие, мастерство — гармо -ния. Согласно С. Шварцу, препятствием на пути модернизации являются такие ценности, как консерватизм и иерархия, которые преобладают в России, Польше (и других странах Восточной Европы). С другой стороны, такие ценности, как равноправие, мастерство, интел лектуальная и аффективная автономия, ярко выраженные у западноевропейцев, весьма способствуют модернизации, но они слабо выражены и у россиян, и у поляков.
Возникает вопрос: могут ли обозначен ные выше политические ценности рос сиян и поляков стать основой модерни зации общества? Мнения политологов и социологов здесь расходятся. Некоторые эксперты, используя западные мето дики исследования ценностей (напри мер, известный феномен, обозначенный Р. Инглхартом как глобальный сдвиг цен ностной системы человечества от мате риализма к постматериализму), считают, что в России, Польше и других странах Восточной Европы пока такой сдвиг не произошел, здесь исповедуют ценности материализма. Под ценностями мате риализма имеются в виду предпочтение физической и психологической безопас ности и благополучия, а под ценностями постматериализма — подчеркнутое значе -ние принадлежности к группе, самовы ражения и качества жизни. Р. Инглхарт считает, что успехи в послевоенном эко номическом развитии и отсутствие воен ных конфликтов способствовали тому, что молодое поколение в развитых странах Запада больше внимания стало уделять реализации постматериальных потребно стей, таких как самореализация, качество жизни, права человека и т.п. Этот креатив -ный класс — основа современной иннова -ционной модернизации2.
Поскольку в России и Польше преоб -ладают материалистические ценности, или ценности выживания, некоторые
1 Лебедева Н.М. Базовые ценности русских на рубеже XXI века // Психологический журнал, 2000, т. 21, № 3, с. 73-87.
2 Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Полис, 1997, № 4.
I
исследователи делают пессимистический вывод об отсутствии социальной базы для современной инновационной модер -низации.
Нам кажется, что использование зару бежных методик в такой тонкой социо культурной сфере, как сфера ценностей, некорректно. Так, например, многие западные политологи в середине XX в. вслед за М. Вебером отнесли некоторые цивилизации и культуры к числу «нере формируемых», поскольку там присут ствовали традиционные ценности, диа метрально противоположные «морали успеха» и индивидуализму западных стран. Прежде всего, речь идет о странах АТР, где клановый характер общества и ценности конфуцианства представля лись Веберу несовместимыми с рефор мацией западного типа. Но это были глубоко ошибочные суждения, которые не подтвердились. В начале XXI в. весь мир заговорил о модернизационном рывке «азиатских драконов». Это убе дительно свидетельствует в пользу того, что необходимо рассматривать ценности в контексте национальной культуры, а не с позиций инокультурного опыта. И не ставить под вопрос креативность соб ственного народа, а перевести вопрос в позитивную плоскость: как сделать
наши национальные ценности основой модернизации?
Напомню, что китайцы никогда не под вергали сомнению креативность своего общества на основании того, что оно не похоже на западное. Они поставили во прос именно в таком ключе: как сделать ценности конфуцианства основой модер низации? И создали известное «Общество Конфуция», куда вошли ведущие ученые из Академии наук, которые поставили своей целью реинтерпретировать конфу цианство в духе новейшей модернизации. И у них получилось!
Поэтому нам кажется, что традицион -ные ценности россиян и поляков вполне могут стать сегодня опорой модернизации в наших странах. Стремление опереться на государство в условиях кризиса совсем не мешает развитию демократии, а консер ватизм и иерархия способствуют стабиль ности, которая сегодня так востребована. Очевидно, что политическая культура не может существовать без ценностей, и модернизация берет свое начало в сфере символики, представлений, а также важ ных для человека идей. Их позитивное осознание и принятие политической эли той и всем обществом является необходи мым этапом для удачного процесса поли тических преобразований.