— педагогическое общение и педагогические отношения (А.А. Андреев, А.А. Леонтьев и др.);
— социально-психологический анализ педагогического общения (В.А. Кан-Калик, Б.Ф. Ломов и др.);
— межличностные отношения и педагогическое общение (Н.Н. Обозов, С.В. Сергеева, А.И. Щербаков и др.);
— общение учащихся друг с другом, подготовка учащихся к педагогическому общению (А.И. Донцов, И.С. Кон, С.Г. Якобсон и др.).
Педагогическое общение можно представить как процесс непрерывно развивающихся и изменяющихся форм общения, которые образуют динамическую коммуникативную систему. При этом педагогическое общение будет являться системой бесчисленного ряда коммуникативных задач, образующих непрерывную, целостную коммуникативную структуру урока. Актуальным является понимание пе-
дагогического общения как контактного межличностного взаимодействия учителя — субъекта профессиональной педагогической деятельности с учащимися — субъектами учебной деятельности.
Таким образом, оптимизация учебно-воспитательного процесса предполагает оптимальное педагогическое общение преподавателя с учащимися, которое обладает наибольшим воспитывающим потенциалом и которое по своим нормам организации и психологическому содержанию можно отнести к уровню, известному под названием «диалогического».
Литература:
1. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения.— М., 1996.
2. Кузьмина Н.В. Основы профессиональной психодиагностики.— М., 1989.
3. Леонтьев А.А. Педагогическое общение.- М.: Знание, 1989.
РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ БАКАЛАВРОВ В ПРОЦЕССЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Л.Н. Журбенко, доктор педагогических наук, профессор кафедры высшей математики, Е.Д. Крайнова, ассистент кафедры высшей математики, Казанский государственный технологический университет им. Кирова
(КГТУ), г. Казань
Ключевые слова: компетентность, проектно-конструктивная способность, метод проектов, самостоятельная математическая деятельность.
Компетентность инженера зависит от полноты и целостности знаний и достаточного для решения проблем уровня развития проектно-конструктивных (ПК) способностей в области его деятельности [1]. В зависимости от трансформации
22
проблемы проектно-конструктивные способности в [2] подразделяются на формализационные, конструктивные и исполнительские. Формализацион-ные (А) способности человека проявляются в фазах деятельности по исследованию проблемы, по выбору
аналога решаемой проблемы. Конструктивные (В) способности (умение отобрать, создать, спроектировать) проявляются в фазе конструирования алгоритма решения формализованной проблемы. Исполнительские (С) способности необходимы в фазе реализации решения проблемы. В комплексе инженерных компетенций бакалавра и магистра в проектах стандартов третьего поколения ПК-способности являются неотъемлемой составляющей каждой компетенции. В связи с этим инженерная компетентность бакалавра определяется как мера уровня овладения знаниями и умениями и уровня развития ПК-способностей, достаточных для решения инженерных проблем, возникающих в профессиональной деятельности бакалавра как младшего инженера, за требуемое время, а также для продолжения обучения на ступени магистра как инженера-исследователя.
Математическая подготовка должна дать специалистам технологических направлений универсальный инструмент — фундаментальные математические методы для построения и исследования статических и динамических, непрерывных и дискретных, детерминированных и стохастических моделей и оптимизации характеристик [3], и в то же время учесть специфические требования таких направлений (например, «химическая технология») и входящих в них профилей. Деятельность специалистов технологических направлений в процессе математического моделирования можно назвать математической деятельностью в контексте инженерной компетентности. Понятие математической деятельности используется педагогами-математиками для характеристики позна-
вательной деятельности в области математики, способствующей развитию математических способностей и самостоятельному решению задач [4].
Для успешного развития ПК-способностей необходима эффективная организация самостоятельной деятельности студентов в процессе математической подготовки. Самостоятельная деятельность как составляющая математической подготовки бакалавров в контексте инженерной компетентности — это самостоятельная познавательная деятельность в процессе математической подготовки, способствующая развитию ПК-способностей и самостоятельному решению профессиональных задач в будущем. Назовем ее коротко самостоятельной математической деятельностью (СМД) студентов по развитию ПК-способностей. Она, несомненно, включает выполнение определенной самостоятельной работы по освоению математических методов с учетом профессиональной направленности, самооценку и самоконтроль ее результата. Следует отметить, что в проектах стандартов третьего поколения большое значение придается именно самостоятельной работе, вместе с тем к ней не готово подавляющее большинство поступивших на первый курс студентов.
Сформулируем дидактические условия проектирования СМД студентов по развитию ПК-способностей.
1) СМД студентов по развитию ПК-способностей проектируется на основе компетентностного и акмеоло-гического подходов в единстве содержания и технологии организации.
2) Содержание СМД проектируется в соответствии с принципами модульности и системности как система само-
стоятельных работ с иерархической структурой по уровням, видам, типам.
3) Технология организации СМД проектируется в соответствии с принципами индивидуализации, проектного обучения, рефлексии с определением педагогического сопровождения преподавателя и мониторингом на основе критериев развития ПК-способностей, использующих рейтинговую систему.
Акмеологический подход предполагает максимальное раскрытие творческого потенциала студента, его творческую самореализацию, саморазвитие [5], поэтому он необходим для развития ПК-способностей и формирования инженерной компетентности бакалавра. При проектировании содержания СМД его реализация требует принципа системности для представления самостоятельных работ
Рис. 1. Технологическая схема организации СМД
24
студентов в виде целостной системы по самостоятельному освоению математических методов с целью развития ПК-способностей.
Система самостоятельных работ формируется из работ по ПК-способностям и типам: репродуктивные (развитие по приоритетам СВА способностей), репродуктивно-продуктивные (развитие по приоритетам ВСА способностей), продуктивные (развитие по приоритетам ВАС способностей) и продуктивно-творческие (развитие по приоритетам АВС, АСВ способностей). Также самостоятельные математические работы (СМР) группируются по видам: текущие СМР, итоговые СМР по модулю, итоговые СМР за семестр и курс.
К текущим СМР относятся домашние задания, расчетные задания, к итоговым СМР по модулю — подготовка и выполнение контрольных работ, подготовка и ответ на коллоквиуме, к итоговым СМР за семестр — учебный проект, подготовка и ответ на экзамене, к итоговым СМР за курс — подготовка и ответ на компьютерном тестировании, на итоговой проверке за весь курс. Для развития ПК-способностей в основном предназначены расчетные задания (три в семестре), частичное или полное самостоятельное освоение некоторых теоретических элементов, учебные проекты.
Технология организации СМД включает три этапа, каждый из которых имеет соответствующее педагогическое сопровождение, виды, типы СМР, приоритетное развитие ПК-способностей, причем различные группы одновременно могут проходить разные этапы (рис. 1).
Рассмотрим подробнее технологию организации СМД. В первом семе-
стре в курсе математики студенты изучают методы алгебры и дифференциального исчисления функции одной переменной, углубляя и обобщая полученные в школе знания. Основу самостоятельной работы составляет выполнение трех типовых расчетных заданий (РЗ). По результатам выполнения первых двух РЗ студенты делятся на две группы: пользователи (П) (и 95%) и исследователи (И). Пользователи в свою очередь делятся на 4 группы (1 — очень низкий, 2 — низкий, 3 — средний, 4 — высокий уровень). Задача состоит в индивидуализации самостоятельной работы для этих групп с целью активизации СМД и повышения уровня хотя бы на один для пользователей, что реализуется уже при выполнении третьего РЗ. Развитие ПК-способностей в этих группах приведено в таблице 1.
Студентам группы П4 предлагаются для исследования более сложные функции и дополнительное построение графиков в Ms Excel для групп П3, П4. Для исследователей данное РЗ заменяется выполнением учебного проекта по теме «Применение методов дифференциального исчисления в математическом моделировании». Отметим, что все РЗ сопровождаются тестами по основным понятиям, формулам, теоремам пройденных модулей с целью обеспечения их интериориза-ции и выработки интеллектуальной рефлексии как механизма самостоятельности познания. Педагогическое сопровождение СМД носит руководящий характер, его основные функции — мотивационная, объяснительная, корректирующая, контролирующая.
Таблица 1
Развитие ПК-способностей
""■^^способности группы^^-^ А В С
П1 Не развиты Не развиты Развиты слабо
П2 Не развиты Развиты слабо Развиты средне
П3 Развиты слабо Развиты средне Развиты выше среднего
П4 Развиты средне Развиты выше среднего Развиты выше среднего
И Развиты выше среднего Развиты высоко Развиты выше среднего
Во втором семестре при изучении методов интегрирования важным является установление связей: анализ — синтез, абстрактное — конкретное. При выполнении РЗ (в семестре три РЗ) учитывается ротация студентов по уровням сдачи сессии, Ф а для исследователей они заменяют-
ся выполнением учебного проекта по теме «Дифференциальные модели». Педагогическое сопровождение СМД носит направляющий характер, его основные функции — развивающая, контролирующая.
Метод проектов предполагает самостоятельную деятельность студентов по созданию определенного продукта. Учебный проект по математике на первом курсе связан с изучаемыми модулями и с их практическим приложением. Он содержит следующие пункты: 1) составление опорных конспектов, логических схем, таблиц, тестов по математическим и прикладным понятиям данного раздела; 2) решение 3 — 5 задач с прикладным содержанием; 3) разработка презентации с использованием Ms Power Point; 4) публичная защита на лекции или на практическом занятии. По результа-
26
там проектов составляется электронный ресурс — альбом студенческих учебных проектов. На втором курсе педагогическое сопровождение СМД носит ориентирующий характер, студенты сами выбирают вид СМД, темы учебных проектов.
Рейтинговая система оценки поз- Ф
воляет осуществлять мониторинг развития ПК-способностей в процессе СМД. Из 60 баллов в семестре 20 отводится на оценку выполнения РЗ, учебных проектов, но возможно получение дополнительных 5 баллов за творческие задания. В каждом задании определяются баллы как мера развития способностей А, В, С. Отметим, что уровень групп П3, П4 гарантирует успешность дальнейшего обучения по программе бакалавра, однако, для обучения в магистратуре необходим уровень исследователя.
Литература:
1. Нуриев Н.К., Журбенко Л.Н., Старыгина С.Д. Двухуровневая образовательная система: благо или вред // Высшее образование в России.— 2008.— № 2.- С. 83-91.
2. Нуриев Н.К. Дидактическое пространство подготовки компетентных спе-
циалистов в области программной инженерии.— Казань : Изд-во Казан. ун-та, 2005.- 244 с.
3. Журбенко Л.Н. Дидактическая система гибкой математической подготовки.- Казань : Изд-во Казан. технол. ун-та, 1999.- 160 с.
4. Кондратьев В.В. Фундаментали-зация профессионального образования в технологическом университете.- Ка -зань : Изд-во Казан. технол. ун-та, 2000.323 с.
5. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмео-логия.- СПб.: Питер, 2003.- 256 с.
КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОМ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
И.Е. Коновалов, кандидат педагогических наук, доцент Камской государственной академии физической культуры, спорта и туризма, г. Набережные Челны
Ключевые слова: парадигма профессионального образования, компетентность, компетенции, личностные компетенции, социальные компетенции, профессиональные компетенции, компетентность преподавателя физической культуры.
Продолжающиеся, согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, позитивные изменения в сфере образования все более целенаправленно ориентируют его на «свободное развитие человека», творческую инициативу, самостоятельность, конкурентоспособность и мобильность.
Состояние общества, его значительный потенциал (интеллектуальный, нравственный, функциональный и пр.) зависит от качества образования и воспитания молодежи, что неминуемо приводит к изменению образовательной парадигмы.
В рамках становления новой парадигмы профессионального образования существенное значение приобретают вопросы обеспечения вхождения человека в социальный мир и его полноценную адаптацию к нему, становления духовной стороны личности, ее ценностно-смысловой ориентации,
формирования профессионально значимых умений и навыков, т.е. получение более полного образования с целью достижения личностно и социально значимого результата.
Решение данных задач возможно при условии глубокой модернизации системы образования, активного внедрения в нее инновационных технологий, а самое главное, готовности самого преподавателя к таким преобразованиям.
В качестве общего определения готовности преподавателя как показателя интегрирования, на наш взгляд, выступает понятие «компетентность».
В настоящее время вопрос компетентности преподавателя физической культуры, осуществляющего свою профессиональную деятельность в учебном заведении музыкального профиля, практически не изучен. Проведение исследования этой про-