Научная статья на тему 'Развитие проектно-конструктивных способностей бакалавров в процессе самостоятельной познавательной деятельности'

Развитие проектно-конструктивных способностей бакалавров в процессе самостоятельной познавательной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТИВНАЯ СПОСОБНОСТЬ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Журбенко Л. Н., Крайнова Е. Д.

Didactic conditions of designing an independent mathematical activity of the students for development of the design and constructive abilities and for preparing the bachelors of a technological profile are proved.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Журбенко Л. Н., Крайнова Е. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the design and constructive abilities of the bachelors in the process of independent informative activity

Didactic conditions of designing an independent mathematical activity of the students for development of the design and constructive abilities and for preparing the bachelors of a technological profile are proved.

Текст научной работы на тему «Развитие проектно-конструктивных способностей бакалавров в процессе самостоятельной познавательной деятельности»



— педагогическое общение и педагогические отношения (А.А. Андреев, А.А. Леонтьев и др.);

— социально-психологический анализ педагогического общения (В.А. Кан-Калик, Б.Ф. Ломов и др.);

— межличностные отношения и педагогическое общение (Н.Н. Обозов, С.В. Сергеева, А.И. Щербаков и др.);

— общение учащихся друг с другом, подготовка учащихся к педагогическому общению (А.И. Донцов, И.С. Кон, С.Г. Якобсон и др.).

Педагогическое общение можно представить как процесс непрерывно развивающихся и изменяющихся форм общения, которые образуют динамическую коммуникативную систему. При этом педагогическое общение будет являться системой бесчисленного ряда коммуникативных задач, образующих непрерывную, целостную коммуникативную структуру урока. Актуальным является понимание пе-

дагогического общения как контактного межличностного взаимодействия учителя — субъекта профессиональной педагогической деятельности с учащимися — субъектами учебной деятельности.

Таким образом, оптимизация учебно-воспитательного процесса предполагает оптимальное педагогическое общение преподавателя с учащимися, которое обладает наибольшим воспитывающим потенциалом и которое по своим нормам организации и психологическому содержанию можно отнести к уровню, известному под названием «диалогического».

Литература:

1. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения.— М., 1996.

2. Кузьмина Н.В. Основы профессиональной психодиагностики.— М., 1989.

3. Леонтьев А.А. Педагогическое общение.- М.: Знание, 1989.

РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ БАКАЛАВРОВ В ПРОЦЕССЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Л.Н. Журбенко, доктор педагогических наук, профессор кафедры высшей математики, Е.Д. Крайнова, ассистент кафедры высшей математики, Казанский государственный технологический университет им. Кирова

(КГТУ), г. Казань

Ключевые слова: компетентность, проектно-конструктивная способность, метод проектов, самостоятельная математическая деятельность.

Компетентность инженера зависит от полноты и целостности знаний и достаточного для решения проблем уровня развития проектно-конструктивных (ПК) способностей в области его деятельности [1]. В зависимости от трансформации

22

проблемы проектно-конструктивные способности в [2] подразделяются на формализационные, конструктивные и исполнительские. Формализацион-ные (А) способности человека проявляются в фазах деятельности по исследованию проблемы, по выбору

аналога решаемой проблемы. Конструктивные (В) способности (умение отобрать, создать, спроектировать) проявляются в фазе конструирования алгоритма решения формализованной проблемы. Исполнительские (С) способности необходимы в фазе реализации решения проблемы. В комплексе инженерных компетенций бакалавра и магистра в проектах стандартов третьего поколения ПК-способности являются неотъемлемой составляющей каждой компетенции. В связи с этим инженерная компетентность бакалавра определяется как мера уровня овладения знаниями и умениями и уровня развития ПК-способностей, достаточных для решения инженерных проблем, возникающих в профессиональной деятельности бакалавра как младшего инженера, за требуемое время, а также для продолжения обучения на ступени магистра как инженера-исследователя.

Математическая подготовка должна дать специалистам технологических направлений универсальный инструмент — фундаментальные математические методы для построения и исследования статических и динамических, непрерывных и дискретных, детерминированных и стохастических моделей и оптимизации характеристик [3], и в то же время учесть специфические требования таких направлений (например, «химическая технология») и входящих в них профилей. Деятельность специалистов технологических направлений в процессе математического моделирования можно назвать математической деятельностью в контексте инженерной компетентности. Понятие математической деятельности используется педагогами-математиками для характеристики позна-

вательной деятельности в области математики, способствующей развитию математических способностей и самостоятельному решению задач [4].

Для успешного развития ПК-способностей необходима эффективная организация самостоятельной деятельности студентов в процессе математической подготовки. Самостоятельная деятельность как составляющая математической подготовки бакалавров в контексте инженерной компетентности — это самостоятельная познавательная деятельность в процессе математической подготовки, способствующая развитию ПК-способностей и самостоятельному решению профессиональных задач в будущем. Назовем ее коротко самостоятельной математической деятельностью (СМД) студентов по развитию ПК-способностей. Она, несомненно, включает выполнение определенной самостоятельной работы по освоению математических методов с учетом профессиональной направленности, самооценку и самоконтроль ее результата. Следует отметить, что в проектах стандартов третьего поколения большое значение придается именно самостоятельной работе, вместе с тем к ней не готово подавляющее большинство поступивших на первый курс студентов.

Сформулируем дидактические условия проектирования СМД студентов по развитию ПК-способностей.

1) СМД студентов по развитию ПК-способностей проектируется на основе компетентностного и акмеоло-гического подходов в единстве содержания и технологии организации.

2) Содержание СМД проектируется в соответствии с принципами модульности и системности как система само-

стоятельных работ с иерархической структурой по уровням, видам, типам.

3) Технология организации СМД проектируется в соответствии с принципами индивидуализации, проектного обучения, рефлексии с определением педагогического сопровождения преподавателя и мониторингом на основе критериев развития ПК-способностей, использующих рейтинговую систему.

Акмеологический подход предполагает максимальное раскрытие творческого потенциала студента, его творческую самореализацию, саморазвитие [5], поэтому он необходим для развития ПК-способностей и формирования инженерной компетентности бакалавра. При проектировании содержания СМД его реализация требует принципа системности для представления самостоятельных работ

Рис. 1. Технологическая схема организации СМД

24

студентов в виде целостной системы по самостоятельному освоению математических методов с целью развития ПК-способностей.

Система самостоятельных работ формируется из работ по ПК-способностям и типам: репродуктивные (развитие по приоритетам СВА способностей), репродуктивно-продуктивные (развитие по приоритетам ВСА способностей), продуктивные (развитие по приоритетам ВАС способностей) и продуктивно-творческие (развитие по приоритетам АВС, АСВ способностей). Также самостоятельные математические работы (СМР) группируются по видам: текущие СМР, итоговые СМР по модулю, итоговые СМР за семестр и курс.

К текущим СМР относятся домашние задания, расчетные задания, к итоговым СМР по модулю — подготовка и выполнение контрольных работ, подготовка и ответ на коллоквиуме, к итоговым СМР за семестр — учебный проект, подготовка и ответ на экзамене, к итоговым СМР за курс — подготовка и ответ на компьютерном тестировании, на итоговой проверке за весь курс. Для развития ПК-способностей в основном предназначены расчетные задания (три в семестре), частичное или полное самостоятельное освоение некоторых теоретических элементов, учебные проекты.

Технология организации СМД включает три этапа, каждый из которых имеет соответствующее педагогическое сопровождение, виды, типы СМР, приоритетное развитие ПК-способностей, причем различные группы одновременно могут проходить разные этапы (рис. 1).

Рассмотрим подробнее технологию организации СМД. В первом семе-

стре в курсе математики студенты изучают методы алгебры и дифференциального исчисления функции одной переменной, углубляя и обобщая полученные в школе знания. Основу самостоятельной работы составляет выполнение трех типовых расчетных заданий (РЗ). По результатам выполнения первых двух РЗ студенты делятся на две группы: пользователи (П) (и 95%) и исследователи (И). Пользователи в свою очередь делятся на 4 группы (1 — очень низкий, 2 — низкий, 3 — средний, 4 — высокий уровень). Задача состоит в индивидуализации самостоятельной работы для этих групп с целью активизации СМД и повышения уровня хотя бы на один для пользователей, что реализуется уже при выполнении третьего РЗ. Развитие ПК-способностей в этих группах приведено в таблице 1.

Студентам группы П4 предлагаются для исследования более сложные функции и дополнительное построение графиков в Ms Excel для групп П3, П4. Для исследователей данное РЗ заменяется выполнением учебного проекта по теме «Применение методов дифференциального исчисления в математическом моделировании». Отметим, что все РЗ сопровождаются тестами по основным понятиям, формулам, теоремам пройденных модулей с целью обеспечения их интериориза-ции и выработки интеллектуальной рефлексии как механизма самостоятельности познания. Педагогическое сопровождение СМД носит руководящий характер, его основные функции — мотивационная, объяснительная, корректирующая, контролирующая.

Таблица 1

Развитие ПК-способностей

""■^^способности группы^^-^ А В С

П1 Не развиты Не развиты Развиты слабо

П2 Не развиты Развиты слабо Развиты средне

П3 Развиты слабо Развиты средне Развиты выше среднего

П4 Развиты средне Развиты выше среднего Развиты выше среднего

И Развиты выше среднего Развиты высоко Развиты выше среднего

Во втором семестре при изучении методов интегрирования важным является установление связей: анализ — синтез, абстрактное — конкретное. При выполнении РЗ (в семестре три РЗ) учитывается ротация студентов по уровням сдачи сессии, Ф а для исследователей они заменяют-

ся выполнением учебного проекта по теме «Дифференциальные модели». Педагогическое сопровождение СМД носит направляющий характер, его основные функции — развивающая, контролирующая.

Метод проектов предполагает самостоятельную деятельность студентов по созданию определенного продукта. Учебный проект по математике на первом курсе связан с изучаемыми модулями и с их практическим приложением. Он содержит следующие пункты: 1) составление опорных конспектов, логических схем, таблиц, тестов по математическим и прикладным понятиям данного раздела; 2) решение 3 — 5 задач с прикладным содержанием; 3) разработка презентации с использованием Ms Power Point; 4) публичная защита на лекции или на практическом занятии. По результа-

26

там проектов составляется электронный ресурс — альбом студенческих учебных проектов. На втором курсе педагогическое сопровождение СМД носит ориентирующий характер, студенты сами выбирают вид СМД, темы учебных проектов.

Рейтинговая система оценки поз- Ф

воляет осуществлять мониторинг развития ПК-способностей в процессе СМД. Из 60 баллов в семестре 20 отводится на оценку выполнения РЗ, учебных проектов, но возможно получение дополнительных 5 баллов за творческие задания. В каждом задании определяются баллы как мера развития способностей А, В, С. Отметим, что уровень групп П3, П4 гарантирует успешность дальнейшего обучения по программе бакалавра, однако, для обучения в магистратуре необходим уровень исследователя.

Литература:

1. Нуриев Н.К., Журбенко Л.Н., Старыгина С.Д. Двухуровневая образовательная система: благо или вред // Высшее образование в России.— 2008.— № 2.- С. 83-91.

2. Нуриев Н.К. Дидактическое пространство подготовки компетентных спе-

циалистов в области программной инженерии.— Казань : Изд-во Казан. ун-та, 2005.- 244 с.

3. Журбенко Л.Н. Дидактическая система гибкой математической подготовки.- Казань : Изд-во Казан. технол. ун-та, 1999.- 160 с.

4. Кондратьев В.В. Фундаментали-зация профессионального образования в технологическом университете.- Ка -зань : Изд-во Казан. технол. ун-та, 2000.323 с.

5. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмео-логия.- СПб.: Питер, 2003.- 256 с.

КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОМ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

И.Е. Коновалов, кандидат педагогических наук, доцент Камской государственной академии физической культуры, спорта и туризма, г. Набережные Челны

Ключевые слова: парадигма профессионального образования, компетентность, компетенции, личностные компетенции, социальные компетенции, профессиональные компетенции, компетентность преподавателя физической культуры.

Продолжающиеся, согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, позитивные изменения в сфере образования все более целенаправленно ориентируют его на «свободное развитие человека», творческую инициативу, самостоятельность, конкурентоспособность и мобильность.

Состояние общества, его значительный потенциал (интеллектуальный, нравственный, функциональный и пр.) зависит от качества образования и воспитания молодежи, что неминуемо приводит к изменению образовательной парадигмы.

В рамках становления новой парадигмы профессионального образования существенное значение приобретают вопросы обеспечения вхождения человека в социальный мир и его полноценную адаптацию к нему, становления духовной стороны личности, ее ценностно-смысловой ориентации,

формирования профессионально значимых умений и навыков, т.е. получение более полного образования с целью достижения личностно и социально значимого результата.

Решение данных задач возможно при условии глубокой модернизации системы образования, активного внедрения в нее инновационных технологий, а самое главное, готовности самого преподавателя к таким преобразованиям.

В качестве общего определения готовности преподавателя как показателя интегрирования, на наш взгляд, выступает понятие «компетентность».

В настоящее время вопрос компетентности преподавателя физической культуры, осуществляющего свою профессиональную деятельность в учебном заведении музыкального профиля, практически не изучен. Проведение исследования этой про-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.