БИТ 2017 Том 1 №3
ЮРИЛИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 343.9
РОЛЬ ПЕДАГОГА И ПСИХОЛОГА В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ С УЧАСТИЕМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Бакурина А.И.
Санкт-Петербургский филиал Российской таможенной академии
THE ROLE OF A TEACHER AND A PSYCHOLOGIST IN CRIMINAL
COURT PROCEEDINGS INVOLVING MINORS
Bakurina A.I.
St. Petersburg branch of Russian customs Academy
Аннотация
Статья посвящена актуальным вопросам использования помощи педагога и психолога в уголовном судопроизводстве по делам о преступлениях несовершеннолетних. С учетом психологических особенностей несовершеннолетних автором рассмотрены особенности той роли, которую играет такое участие в изучении личности несовершеннолетнего и обстоятельств происшедшего. Обоснован вывод о необходимости более точного процессуального закрепления статуса педагога и психолога, участвующих в производстве по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних.
Ключевые слова: криминалистика, криминалистическая тактика, несовершеннолетние, преступления несовершеннолетних, педагог в уголовном судопроизводстве, психолог в уголовном судопроизводстве, специалист._
Abstract
The article is devoted to topical issues of using the help of a teacher and a psychologist in criminal proceedings in cases of juvenile delinquency. Taking into account the psychological characteristics of minors, the author considers the features of the role played by such participation in the study of the personality of the minor and the circumstances of the event. The conclusion about the need for a more accurate process of consolidating the status of a teacher and a psychologist participating in the criminal proceedings on crimes of minors is substantiated.
Keywords: criminalistics, forensic tactics, juvenile crimes, juvenile crimes, teacher in criminal court proceedings, psychologist in criminal proceedings, specialist.
Как известно, криминалистика - наука о закономерностях механизма преступления, возникновения информации о нем, а также собирания,исследования,оценки и использования этой информации с помощью разрабатываемых на основе этих закономерностей средств, приемов, методов и рекомендаций с целью установления юридической истины по делу [1;2]. Очевидно, что криминалистика, как наука тесно связана со многими другими науками, учебными дисциплинами, изучающими те или иные виды деятельности человека. Велико значение использования психологических знаний в криминалистической деятельности. Достаточно часто привлечение разработанного
ею понятийного аппарата и рекомендаций необходимо, чтобы с необходимой степенью доскональности разобраться в причинах девиантного поведения виновного лица, соотнести их с его личностными качествами или его криминогенными наклонностями и результатами деформации личности. В целом, психология в контексте уголовного судопроизводства представляется базой для осознания таких уголовно-правовых, уголовно-исполнительных, криминологических и криминалистических понятий, как субъект преступления (человек как психосоциальная реальность и др.), вменяемость (психология сознания и воли), возраст наступления уголовной ответственности
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
БИТ 2017 Том 1 №3
(психология развития), вина (сущность умысла и неосторожности), личность преступника (психология человека), применение принудительных мер воспитательного характера (социальная педагогика и психология), личность виновного и многое другое. Особую актуальность использование психологических знаний в уголовном судопроизводстве имеет по делам о преступлениях несовершеннолетних и в отношении несовершеннолетних. Это подтверждается прежде всего тем, что законодательно определено особое отношение к несовершеннолетним как в уголовном, так и в уголовно-процессуальном праве. Поскольку имеющиеся у несовершеннолетних возрастные особенности проявляются во всех элементах преступной деятельности, трудно переоценить то значение, которое имеет использование психологических знаний в криминалистике и, прежде всего, при разработке методики расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними [3].
Не бесспорной представляется точка зрения, в соответствии с которой форм использования специальных педагогических и психологических знаний в уголовном судопроизводстве только две: судебно-психоло-гическая экспертиза и участие педагога и психолога в допросе несовершеннолетнего [4]. Разделяя точку зрения о том, что указанные формы являются наиболее распространенными, подчеркнем, что определенное значение могут иметь также заключение и показание специалиста.
Несомненно несовершеннолетний является одним из наиболее уязвимых субъектов уголовного судопроизводства. Именно поэтому его права и законные интересы требуют особой защиты даже в ситуации, когда им совершено преступление. При этом указанные особенности должны учитываться и в процессе предварительного расследования, и при рассмотрении дела судом по существу [5].
В процессе предварительного расследования по делам о преступлениях несовершеннолетних и судебного рассмотрения дел рассматриваемой категории наибольшее значение имеет допрос последнего. Криминалистикой разработаны специальные тактические рекомендации, которые отражают роль привлечения психолога или педагога к такому допросу. Следует подчеркнуть, что допрос несовершеннолетнего должен строиться с учетом его возрастных
особенностей. Для несовершеннолетних, особенно младшего возраста, характерны повышенная внушаемость, склонность к фантазированию, домысливанию неполно воспринятой картины произошедшего [6]. Ограниченность логического мышления, обусловленная недостаточным уровнем развития, отсутствие жизненного опыта и профессиональных познаний затрудняют им восприятие в целом, а также воспроизведение запечатленных сведений в ходе допроса. С учетом этого не последнюю роль играет привлечение педагога или психолога. Видится, что установление необходимого психологического контакта с подростком может потребоваться и при производстве иных следственных действий. Например, при следственном эксперименте, очной ставке, осмотра, но для этого необходимо вносить соответствующие дополнения в УПК РФ.
Отсутствие законодательного закрепления процессуального статуса педагога и психолога актуализирует проблему, связанную с формами участия указанных лиц в досудебном производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. Это влечёт дискуссии по вопросу определения объёма их полномочий, так как полнота объёма процессуальных полномочий - необходимое условие эффективного участия того или иного субъекта уголовного судопроизводства.
Исходя из специфической деятельности и действительно уникальных навыков, статус психолога или педагога можно сравнить со статусом специалиста. Специалист не может иметь самостоятельного интереса, а при наличии такового подлежит отводу в порядке ст. 61 УПК РФ. В то же время педагог, вовлечённый в процесс обучения несовершеннолетнего, в какой-то степени заинтересован в исходе дела в силу наличия ответственности за обучение и за воспитание подростка. В ст. 425 УПК РФ не закреплено право педагога и психолога приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, суда. С другой стороны, педагог и психолог обладают более широкими правами по сравнению со специалистом при производстве допроса. Они вправе задавать вопросы несовершеннолетнему, делать замечания о правильности и полноте имеющихся в протоколе допроса записей (ч. 5 ст. 425 УПК РФ), что указывает на большую самостоя-
28
бюллетень инновационных технологий
БИТ 2017 Том 1 №3_4
тельность педагога по отношению к следователю. Анализ законодательного регулирования правового положения специалиста и педагога, психолога позволяет сформулировать вывод о различии указанных процессуальных фигур. Так, исходя из ст. 58 и 425 УПК РФ, процессуальные права педагога и психолога несколько уже прав специалиста, поскольку ограничиваются его участием лишь в одном следственном действии - допросе.
Таким образом, актуальным представляется вопрос о конкретизации понятийного аппарата. Зачастую в научной литературе и на практике педагог и психолог не рассматриваются как отдельные субъекты и соотносятся как одинаковые процессуальные фигуры. Однако, несмотря на то, что они обладают смежными специальными знаниями, их объём и содержание существенно отличаются. Основной задачей педагогики является определение закономерностей в образовательном процессе: то есть в областях воспитания, образования, обучения. Задачей психологии является исследование особенностей формирования, развития и проявления психических явлений и процессов. Педагогика используется в уголовном судопроизводстве в целях компенсации отсутствия таких знаний у судей, прокуроров, следователей. Психология в рамках уголовного судопроизводства направлена на обеспечение принятия правильных процессуальных решений с учётом психических особенностей личности.
Они связаны не столько с исследованием личностных особенностей подростка, сколько с оказанием помощи ему и следователю либо дознавателю понять друг друга, исключить возможность неправильной интерпретации сказанного несовершеннолетним либо неточное разъяснение ему содержания заданных ему вопросов [7].
Исходя из этого, можно предположить, что для проведения допроса, когда необходимо компенсировать недостаток специальных педагогических знаний у лица, осуществляющего уголовное преследование, обеспечить правильное понимание подростком используемых при допросе терминов, целесообразно приглашать педагога. При необходимости установить личностные возрастные особенности подростка, разъяснения формирования, развития и проявления конкретных психических процессов и явлений, мотивации его поведения должен принимать участие психолог.
ЮРИЛИЧЕСКИЕ НАУКИ
Большинство следователей и дознавателей признают, что участие педагога и психолога носит формальный характер и сводится к физическому присутствию на допросе. Но в то же время одним из наиболее обсуждаемых аспектов участия данных лиц является то, какого психолога или педагога привлекать к участию в деле: незнакомого несовершеннолетнему или знакомого, какими характеристиками должен он обладать? Возможно, необходимо учитывать наличие авторитета для подростка, способствующего установлению коммуникативной связи. На практике за правило взято то, что педагог приглашается из учебного заведения, где учился или проходит обучение несовершеннолетний, для достижения наиболее эффективного результата. Порой может сложиться такая ситуация, когда несовершеннолетний не желает участия знакомого педагога или психолога в силу различных причин: натянутые отношения, боязнь огласки привлечения подростка к уголовному разбирательству в учебном заведении и тому подобное. Это наталкивает на мысль, что можно облечь в процессуальную форму желание представителя привлечь к участию в досудебном разбирательстве конкретного человека. Если такого ходатайства не поступало, то следователь, суд вправе сами назначать лицо, руководствуясь собственными соображениями.
В науке выделяется две формы участия педагога и психолога: процессуальное и непроцессуальное [8].
К процессуальным формам следует отнести три вида участия:
1) участие в следственных действиях;
2) допрос педагога и психолога либо в качестве свидетеля, либо в качестве эксперта, если они проводили судебную экспертизу;
3) участие педагога в качестве личного поручителя несовершеннолетнего при решении вопроса об избрании меры пресечения [9].
Непроцессуальное участие находит своё выражение в виде дачи консультаций следователю или дознавателю о тактических аспектах производства следственных действий с участием конкретного подростка, обусловленных его личностными особенностями.
Неоспоримо значение деятельности педагогов и психологов в уголовном судопроизводстве с участием несовершеннолетних. Целью обеспечения эффективного участия педагога и психолога, а также для решения многих дискуссионных вопросов,
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
БИТ 2017 Том 1 №3
связанных с их участием, законодателю следовало бы обдумать вопрос закрепления процессуального статуса указанных лиц в УПК РФ.
Список литературы
1. Коршунова О.Н. Криминалистика: Курс лекций - СПб.: РИО СПб филиала РТА, 2010. С.14.
2. Коршунова О.Н., Серова Е.Б. Понятие, предмет, задачи, система и методы криминалистики / Курс криминалистики: В 3 т. / Под ред. докт. юрид. наук, проф. О.Н. Коршуновой. 2-е изд., перераб. и доп. Т. 1. Общая теория криминалистики. Криминалистическая техника. Криминалистическая тактика. / СПб: Изд-во «Юридический центр».. 2016. С. 34.
3. Волнянская Л.Т., Коршунова О.Н. Методика расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними / Курс криминалистики: В Зт. / Под ред. докт. юрид. наук, проф. О.Н. Коршуновой. 2-е изд., перераб. и доп. Т. 2. Общие положения криминалистической методики. Методика расследования преступлений против личности. Методика расследования преступлений против собственности. / СПб: Изд-во «Юридический центр».. 2016. С. 568-588.
4. Гуськова А. П. Роль специалиста-психолога при разбирательстве дела судом в отношении несовершеннолетнего / А. П. Гуськова - Материалы Междунар. науч.-практ. конф. «Теория и практика судебной экспертизы в современных условиях». М., 2007. С. 126.
5. Коршунова О.Н., Кулик Н.В. Подготовка к поддержанию государственного обвинения по
уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних / Юридическая мысль. СПб. 2012. №2(70). С.85-93.
6. Ищенко Е.П. Криминалистика: Курс лекций. / Е.П. Ищенко. М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»; АСТ-МОСКВА, 2007. —416 с.
7. Машинская Н.В. Проблемы обеспечения эффективного участия педагога и психолога в досудебном производстве по уголовным делам несовершеннолетних / Н.В. Машинская -Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки, 2015. №2 С.123-130.
8. Елагина Е.В. Тактика использования специальных знаний при расследовании преступлений / Курс криминалистики: В 3 т. / Под ред. докт. юрид. наук, проф. О.Н. Коршуновой. 2-е изд., перераб. и доп. Т. 1. Общая теория криминалистики. Криминалистическая техника. Криминалистическая тактика. // СПб: Изд-во «Юридический центр».. 2016. С. 643-669.
9. Машинская Н.В. Формы участия педагога и психолога в досудебном производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних / Н.В. Машинская - Вестник ВГУ. Серия: Право, 2014, С. 254..
Поступила в редакцию 19.07.2017
Сведения об авторах:
Бакурина А.И. - студент юридического факультета Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии, e-mail: tstk@spbrta.ru. Научный руководитель:
Коршунова Ольга Николаевна - Профессор кафедры технических средств таможенного контроля и криминалистики Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии, д.ю.н., профессор, e-mail: tstk@spbrta.ru.