Научная статья на тему 'Правовой статус педагога (психолога) по уголовным делам с участием несовершеннолетних лиц'

Правовой статус педагога (психолога) по уголовным делам с участием несовершеннолетних лиц Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1720
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ / PEDAGOGUE / ПСИХОЛОГ / PSYCHOLOGIST / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / MINOR / ПРАВОВОЙ СТАТУС / LEGAL STATUS / СВИДЕТЕЛЬ / WITNESS / СЛЕДОВАТЕЛЬ / INVESTIGATOR / СУД / COURT / ПРАВА / RIGHTS / ОБЯЗАННОСТИ / OBLIGATIONS / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / RESPONSIBILITY / ПРОИЗВОДСТВО ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ / PROCEEDINGS OF CRIMINAL CASES / УГОЛОВНОЕ ДЕЛО / CRIMINAL CASE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жданова Яна Владимировна

Рассматриваются вопросы, связанные с правовым статусом педагога (психолога) как участника уголовного процесса при производстве по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних. Для обеспечения качества участия педагога (психолога) при производстве по уголовному делу обосновывается необходимость введения в УПК РФ ст. 60.1 «Педагог (психолог)», регламентирующей его права и обязанности. Формулируются понятие «педагог», а также требования, которые предъявляются к педагогу, участвующему при производстве по уголовному делу. Определены основания и условия допуска педагога (психолога) к производству по уголовному делу, а также перечень прав и обязанностей, которыми он должен обладать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEGAL STATUS OF A PEDAGOGUE (PSYCHOLOGIST) IN CRIMINAL CASES INVOLVING MINORS

The paper discusses issues related to the legal status of a teacher (psychologist) as a party to the criminal proceedings involving minors. In order to ensure the quality of participation of a teacher (psychologist) during criminal proceedings, it is necessary to introduce the Article 60.1 «The teacher (psychologist)» regulating rights and duties of a pedagogue into the Code of Criminal Procedure. The author formulates the concept of a teacher as well as the requirements that are placed upon a teacher who is involved in the criminal proceedings. Grounds and conditions for admission of a pedagogue (psychologist) to the criminal proceedings are defined. The list of rights and responsibilities of a pedagogue is settled.

Текст научной работы на тему «Правовой статус педагога (психолога) по уголовным делам с участием несовершеннолетних лиц»

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

2015. Т. 25, вып. 4

УДК 343.1 Я.В. Жданова

ПРАВОВОЙ СТАТУС ПЕДАГОГА (ПСИХОЛОГА) ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ С УЧАСТИЕМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ЛИЦ

Рассматриваются вопросы, связанные с правовым статусом педагога (психолога) как участника уголовного процесса при производстве по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних. Для обеспечения качества участия педагога (психолога) при производстве по уголовному делу обосновывается необходимость введения в УПК РФ ст. 60.1 «Педагог (психолог)», регламентирующей его права и обязанности. Формулируются понятие «педагог», а также требования, которые предъявляются к педагогу, участвующему при производстве по уголовному делу. Определены основания и условия допуска педагога (психолога) к производству по уголовному делу, а также перечень прав и обязанностей, которыми он должен обладать.

Ключевые слова: педагог, психолог, несовершеннолетний, правовой статус, свидетель, следователь, суд, права, обязанности, ответственность, производство по уголовным делам, уголовное дело.

В УПК РФ с момента его введения в действие указывается на необходимость участия педагога или психолога при производстве по уголовным делам. Однако правовой статус педагога как участника уголовного судопроизводства в уголовно-процессуальном законе РФ до настоящего времени не определен. Более того, законодатель не закрепил единых правил его участия в досудебном и судебном производстве по уголовным делам. Предложения о необходимости приглашения педагога или психолога в уголовный процесс нами уже ранее были сделаны в другом научном исследовании1. В данной статье мы хотим определить правовой статус педагога на законодательном уровне, поскольку участие педагога в уголовном судопроизводстве РФ имеет важное значение. Это объясняется тем, что роль педагога заключается в оказании помощи органам предварительного расследования и суду в получении полной, относимой и достоверной информации при производстве любых процессуальных действий и на любом этапе производства по уголовному делу. При этом не следует забывать, что согласно положениям ст. 75 УПК РФ полученная информация (доказательства) по уголовному делу без участия педагога будет признана недопустимой. Кроме этого, педагог может оградить несовершеннолетнее лицо от нежелательного физического и психического воздействия со стороны следователя, дознавателя и суда. Также педагог окажет неоценимую помощь в обеспечении психологического контакта с участниками процессуального действия. Таким образом, правильное, должное участие педагога и закрепление его правового статуса имеют непосредственное отношение к законности и эффективности производства по уголовному делу, а также к соблюдению прав педагога и несовершеннолетних свидетелей, потерпевших, подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных в уголовном процессе.

Согласно положениям теории права правовой статус участника в рамках любых правовых отношений состоит из трех элементов: права, обязанности и ответственности. По такому принципу законодатель в УПК РФ в соответствующих статьях раздела «Участники уголовного судопроизводства» закрепил правовой статус 24 участников. К сожалению, в их числе отсутствует педагог как участник уголовно-процессуальных отношений. Однако по тексту УПК РФ2 и в судебной практике по уголовным делам3 прослеживаются положения о необходимости участия педагога или психолога и соблюдения их прав, но они не закреплены законодательно. Только в 2013 г. в УПК РФ в ст.5 был включен п.62, в котором было закреплено определение понятия «педагог» - «это педагогический ра-

1 Жданова Я.В., Старченко Е.Ю. Некоторые проблемы участия педагога и психолога при допросе несовершеннолетних лиц в РФ // Современные проблемы гуманитарных и естественных наук: материалы 19-й междунар. науч.-практ. конф., 25-26 июня 2014 г. С. 162-168.

2 Статьи 5, 191, 425, 280 УПК РФ.

3 Пункт 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №1 от 01.02.2011 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних лиц»; Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.2009 №28 (ред. от 28.06.2012) «О применении судами норм уголовно-процессуального законодательства, регулирующих подготовку уголовного дела к судебному разбирательству».

106_Я.В. Жданова_

2015. Т. 25, вып. 4 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

ботник, выполняющий в образовательной организации или организации, осуществляющей обучение, обязанности по обучению и воспитанию обучающихся»4, которое, по нашему мнению, следует дополнить. Какого именно педагогического работника из большого списка педагогических работников нужно приглашать мы писали ранее5.

С учетом положений ст. 191, 280, 425 УПК РФ можно сделать ряд следующих предложений.

Во-первых, необходимо педагога отнести к иным участникам уголовного процесса.

Во-вторых, закрепить правовой статус педагога (психолога) в соответствующей статье, а именно ввести в разд. 8 «Иные участники уголовного судопроизводства» ст. 60.1 «Педагог (психолог)» в следующей редакции:

1. Педагог - это педагогический работник, выполняющий в образовательной организации или организации, осуществляющей обучение, обязанности по обучению и воспитанию обучающихся, при наличии у него высшего профессионального образования и трудового стажа по профилю «Педагогика и психология» не менее 3 лет.

2. Педагог, принимающий участие при производстве процессуальных действий по уголовным делам, должен являться специалистом в соответствующей возрастной категории участвующего несовершеннолетнего лица и быть незаинтересованным в исходе уголовного дела.

3. Педагог допускается на досудебном производстве по уголовным делам по постановлению следователя, дознавателя, а на судебном производстве по уголовным делам - по постановлению судьи или определению суда. При допуске к участию в уголовном деле ему разъясняются права, обязанности и ответственность, предусмотренные частями девять и десять настоящей статьи, о чем составляется протокол.

4. Педагог принимает участие при производстве следственных и иных процессуальных действий на досудебном и судебном производстве по уголовным делам с участием несовершеннолетних потерпевших, свидетелей и подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных.

5. Участие педагога при производстве по уголовным делам с участием несовершеннолетнего лица в возрасте до 16 лет либо достигшего этого возраста, но страдающего физическими недостатками или психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, должно быть обязательным, а в возрасте от 16 до 18 лет - по ходатайству сторон и (или) по усмотрению следователя, дознавателя, председательствующего и суда.

6. Права, обязанности и ответственность педагога должны быть ему разъяснены при производстве каждого следственного и судебного действия, о чем делается отметка в соответствующем протоколе.

7. Одно и то же лицо не может быть педагогом по одному уголовному делу у двух несовершеннолетних лиц, если интересы одного противоречат другому.

8. Следователь, дознаватель, суд должны приглашать в качестве педагога учителя, социального педагога, педагога-психолога, воспитателя детского дошкольного учреждения, педагога-логопеда в отношении лица, страдающего физическими недостатками в виде дефекта речи, а также психолога в отношении несовершеннолетних лиц с ограниченными возможностями физического здоровья и имеющих психические расстройства или отстающие в психическом развитии.

9. Педагог вправе при производстве по уголовным делам:

1) пользоваться документами и записями;

2) составлять рисунки, схемы, заключения, справки, которые приобщаются к уголовному делу;

3) задавать вопросы несовершеннолетнему потерпевшему, свидетелю, подозреваемому, обвиняемому, подсудимому, осужденному с разрешения следователя, дознавателя и председательствующего. Отведенные вопросы должны быть занесены в соответствующий протокол;

4) знакомиться с имеющимися материалами уголовного дела, характеризующими несовершеннолетнее лицо;

5) перед началом первого участия по уголовному дел на свидание наедине с несовершеннолетним лицом не менее 1 часа с проведением тестирования или иного мероприятия с целью определения правильного психологического портрета несовершеннолетнего лица;

6) приносить жалобы на действия (бездействия) и решения следователя, дознавателя и суда;

4 ФЗ от 02.07.2013 г. №185-ФЗ.

5Жданова Я.В., Старченко Е.Ю. Указ. соч.

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

2015. Т. 25, вып. 4

7) знакомиться с протоколами следственных и иных процессуальных действий, в случае участия при их составлении и делать в них письменные замечания и дополнения о правильности и полноте сделанных в них записей;

8) делать следователю, дознавателю и суду предложения по тактике производства следственного и иного процессуального действия с участием несовершеннолетнего лица;

9) делать заявления о нарушениях прав и законных интересов несовершеннолетнего лица. Указанные заявления подлежат занесению в протокол процессуального действия;

10) корректировать вопросы следователя, дознавателя, прокурора, защитника, суда в случае, если они непонятны и оказывают отрицательное психологическое воздействие на несовершеннолетнее лицо;

11) заявлять ходатайства, отводы и самоотводы.

10. Педагог не вправе:

1) уклоняться от явки по вызовам к следователю, дознавателю и в суд. При неявке педагога по вызову без уважительных причин он может быть подвергнут приводу;

2) отказаться от принятой на себя обязанности участия в качестве педагога, за исключением случая самоотвода или отвода;

3) не исполнять процессуальные обязанности, предусмотренные настоящей статьей, а также нарушать порядок судебного заседания. В противном случае на педагога может быть наложено денежное взыскание в размере до двух тысяч пятисот рублей в порядке, установленном статьей 118 настоящего Кодекса;

4) разглашать данные предварительного расследования и судебного производства по уголовным делам, ставшие ему известными в связи с участием в производстве по уголовному делу, если он был заранее предупрежден в порядке, установленном статьей 161 настоящего Кодекса. За разглашение данных предварительного расследования и судебного производства педагог несет ответственность в соответствии со статьей 310 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Поступила в редакцию 22.01.15

Ya. V. Zhdanova

THE LEGAL STATUS OF A PEDAGOGUE (PSYCHOLOGIST) IN CRIMINAL CASES INVOLVING MINORS

The paper discusses issues related to the legal status of a teacher (psychologist) as a party to the criminal proceedings involving minors. In order to ensure the quality of participation of a teacher (psychologist) during criminal proceedings, it is necessary to introduce the Article 60.1 «The teacher (psychologist)» regulating rights and duties of a pedagogue into the Code of Criminal Procedure. The author formulates the concept of a teacher as well as the requirements that are placed upon a teacher who is involved in the criminal proceedings. Grounds and conditions for admission of a pedagogue (psychologist) to the criminal proceedings are defined. The list of rights and responsibilities of a pedagogue is settled.

Keywords: pedagogue, psychologist, minor, legal status, witness, investigator, court, rights, obligations, responsibility, proceedings of criminal cases, criminal case.

Жданова Яна Владимировна кандидат юридических наук, доцент

Институт экономики и управления и права РГГУ 125047, Россия, г. Москва, ул. Чаянова, 15

Zhdanova Ya.V.

Candidate of Law, Associate Professor

Institute of Economics and Management and Law RSUH 125047, Russia, Moscow, Chayanova st., 15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.